Ольга Хованская
План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Методическая тема (тема над которой работает ДОУ
«Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения качества образовательных услуг».
Индивидуальная тема :«.»
Актуальность.
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи .
-развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.
Раздел плана . Сроки Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и. т. д.)
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме .
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
На протяжении учебного года. Конспектирование. Круглый стол по итогам самообразования .
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Подбор игр, с помощью которых развивается связная речь детей
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем
3. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
5. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам
6. Работа с загадками. Составление загадок.
7. Работа над развитием речи через театральную деятельность.
8. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Картотека игр по развитию речи
Пересказ рассказов : «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» .
Пополнение картотеки игр по развитию речи
Создание картотеки сюжетных картинок по развитию речи
Создание картотеки загадок
Инсценировка сказок : «Репка» , «Колобок»
Подготовка картотеки стихотворений для заучивания
Консультация для родителей на тему : «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Консультация для родителей «Сказкотерапия на НОД по развитию речи » .
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Размещение консультаций в уголке для родителей.
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей , как средство развития связной речи »
Конкурс чтецов
3. Обобщение собственного опыта.
Презентация проекта : «Итоги моей работы по самообразованию »
4. Участие в РМО, мастер-классах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете. Посещение в течение года. Выступление (апрель) . Конспект НОД. Выступление на семинаре.
5. Обучение на курсах, семинарах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете.
Прохождение курсов повышения квалификации
Публикации по теме:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», над этой темой я работаю четвертый год. Под связной.
1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.
Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.
Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Марина Выйгетова
План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Актуальность темы :
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии . Этим и обусловлен выбор моей темы.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи , строить предложения и связную речь .
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей .
Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога . Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей .
Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста » выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей .
При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу , отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.
Работая по выбранной теме , я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.
В плане содержалась программа моей методической деятельности на прошлый, данный и будущий учебный год. Исходя из этого, свою работу я разделила на этапы.
Я решила проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Я работала над этим ежедневно , исследуя эффективность использования различных приемов в процессе развития связной речи у детей , тем самым мое самообразование происходило регулярно.
Обосновав свой выбор, я выбрала именно эту тему для самообразования и работы с детьми .
Мной велась плодотворная, тщательная предварительная работа к началу самообразования .
Я рассмотрела несколько программ из опыта работы педагогов и ознакомилась с методикой их проведения. Мной были рассмотрены методические рекомендации по ряду программ их направлении и учтены и приняты на заметку.
Я старалась применять теорию на практике при работе с детьми . Различные формы взаимодействия с детьми были выбраны мной : на занятиях, вне занятий, в совместной деятельности с детьми. Собственные методические наработки , сделанные в ходе работы над вышеуказанной темой, помогали мне более углубленно подходить к данной теме. Сделав выводы о том, какова положительная динамика развития у детей , я продолжала более углубленно изучать влияние разных приемов на развитие речи у детей . Я думала над перспективами дальнейшей работы по теме , как же можно улучшить работу ? Проводила для себя итоги самообразования .
При подготовке плана самообразования у меня возникло много вопросов. Первая проблема, с которой столкнулась я - это выбор темы. Тему я выбрала самостоятельно . Для меня было важно определиться, как я запланирую свое развитие и самообразование в этом году по данной теме, учитывая результаты развития прошлого года . Анализируя свою работу с детьми , обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса, я решила выбрать именно эту тему.
Я запланировала работу над темой на несколько лет. В дальнейшем я намерена каждый последующий год дорабатывать старую тему, внося в нее новые идеи, наработки в соответственно возрасту детей . Я уверена, что выбранная мной тема затронула актуальные вопросы дошкольного образования .
Я старалась в течение этого времени повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, делилась опытом работы воспитателей других групп, выслушала доклады и выступления моих коллег на совещаниях и педагогических советах, проводимые при МБДОУ № 19.
Разработав перспективный план работы с детьми , подготовила для себя диагностику на начало и конец учебного года.
Организовав работу с детьми во время совместной деятельности, наметив для себя, над чем я больше должна работать , изо дня в день я делала соответствующие выводы и старалась самообразовываться .
В течение прошлого учебного года готовила дидактический материал по различным темам . Были изготовлены занимательные дидактические задания, развивающие карточки , схемы. Изготовлены карточки с заданиями по формированию воссоздающего и творческого воображения в речевой деятельности. В данную работу подключала частично детей , самих родителей, студентов – практикантов.
Совместно с родительским комитетом мы оформляли книжки – раскладушки, накопительные папки, демонстрационный материал, дополняя свои знания новой информацией.
Я провела отчёт о проделанной работе за прошлый учебный год на родительском собрании и намерена продолжить эту работу , но с более весомыми дополнениями.
Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучала методические литературы по данной теме, изучала статьи и журналы
«Воспитатель ДОУ» , «Дошкольное воспитание » . Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе , в совместной деятельности с детьми позволяло мне глубже изучить методику и технологии педагогов других регионов.
На групповом собрании с родителями был рассмотрен вопрос на тему «Речь вашего ребенка» . Консультация с родителями позволила мне продолжить работу в данном направлении. Свои полученные знания в этой области я направила на развитие детей , и для себя сделав соответствующие выводы, продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой .
Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество дидактических игр, сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.
Мной сделаны раздаточные материалы для занятий, игр.
Через проведенные мероприятия, развлечения , изготовление наглядно – иллюстрационного материала, консультации для родителей, сообщения на родительском собрании мне удалось понять о важности данной темы.
Исходя из этого, важно помнить, что самообразование воспитателя - это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми .
Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г . М. Коджаспировой) .
Оценив себя по каждому показателю, я определила уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования . Исходя из этого, для себя сделала соответствующие выводы.
Мотивационный компонент
1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности .
6. Потребность в самопознании .
7. Уверенность в своих силах.
Когнитивный компонент
1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.
Нравственно-волевой компонент
1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность .
4. Целеустремленность.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность .
V. Гностический компонент
1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать , классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы .
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.
V. Организационный компонент
1. Умение планировать время .
2. Умение планировать свою работу .
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках .
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
V. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу .
3. Способность к самоорганизации .
4. Самоконтроль .
5. Трудолюбие и прилежание.
V. Коммуникативные способности
1. Способность использовать опыт самообразовательной деятельности коллег .
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании .
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
Цель : Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи : - совершенствовать диалогическую форму речи ;
- развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
изучение литературы по теме;
посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;
посещение педсоветов, семинаров, конференций;
самоанализ и самооценка НОД в своей группе ;
практический выход : утренники перед родителями; доклад и презентация для студентов – практикантов Канашского педагогического колледжа;
С 2015 года мной пройдены следующие этапы самообразования :
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2015 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .
2015 г. Работа
Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского;
«Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Ноябрь-Декабрь
2015 г. Развитие речи и личности дошкольника в
сказкотерапии : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Красная шапочка» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».
2015 г. Работа детей детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам (в совместной деятельности) .
2015г. Работа с загадками . Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».
2015 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей .
Тематическое занятие «В мире загадок» .
2015 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа г. Канаш.
2015 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Лисичка – сестричка и волк» , «Три поросенка» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» детям на запланированном занятии .
Сентябрь 2016 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Проведение тематического занятия .
Октябрь-Ноябрь 2016 г. Игры и упражнения для .
(О. С. Ушакова) речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Открытое занятие для аттестационной комиссии; Подготовка дидактического материала.
Декабрь - Январь
2016 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» .
Утренник, посвященный Новому году.
2016 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа.
2016 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки «Лиса и кувшин» Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей . Показ сказки «Лиса и кувшин» родителям на родительском собрании.
Апрель 2016 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»
2016 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» . Учить детей совершенствовать диалогическую форму речи , при инсценировки сказки. Формировать умение связно , последовательно и выразительно пересказывать сказки. ООД для родителей.
Сентябрь
2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» .
Октябрь-Декабрь
развития речи детей старшего дошкольного возраста .
(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей .
Январь - Февраль
2017 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы» .
2017 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу» .
Список использованной литературы :
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Перспективное планирование
месяц | Форма работы самореализаци и | С детьми | С родителями |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство» автор составительТ. И. Бабаева Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» | Мониторинг по образовательной области “ Развитие речи ” Проведение НООД и режимных моментов Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Родительское собрание |
октябрь | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» | Беседа с детьми «Моя любимая игра» | Консультация для родителей “ Роль игры в развитие речи дошкольников». Анкетирование «Игра в развитии речи вашего ребенка» |
ноябрь | Составление памяток для родителей по данной теме Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей | Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми. | Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников» |
Елена Майорова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию
на 2013- 2014 уч. г
Воспитатель : Майорова. Е. А.
Тема : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста .
Цель : - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи .
-развивать монологическую форму речи ;
Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающими событиями ;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность :
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .
Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».
Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».
Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .
(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей .
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».
Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Репка» , «Колобок» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна» .
Конкурс чтецов.
Май Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» .Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.
Список использованной литературы :
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .
2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.
После маммопластики — что нельзя когда увеличила грудь Больно ли удалять дренаж после маммопластики
Нафтизин: инструкция по применению Можно ли нафтизин ребенку
Краткий пересказ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста Краткая информация приключения оливера твиста
Академия мубинт входит в число эффективных вузов россии
Gross или net: какую зарплату указывают в вакансиях и резюме