Что умеет ребенок в 1 5 года. Что должен уметь ребенок в полтора года. Интеллектуальное и физическое развитие. Развитие познавательной сферы

  • 01.07.2020

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Мир эмоций маленького человека открыт для нас, мы можем наблюдать все движения его души. Маленький ребенок находится в постоянном потоке новых впечатлений, его все удивляет, поражает, а эмоциональная жизнь необыкновенно насыщенна. Он переходит от одного к другому, не пытаясь понять, что с ним происходит, и действует исключительно под влиянием эмоций. Весь мир для него новый, с иголочки, и он открыт ошеломляющему многообразию и ярким впечатлениям.

Но эмоциональная палитра ребенка 1-2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. Если доволен, ему нравится игра - он громко хохочет. Малыш всецело поглощен настоящим моментом и немедленно реагирует на происходящее. Порой эмоции "наскакивают" одна на другую, создавая душевный хаос, часто оборачивающийся шумом и криками. Успокаивая, утешая или отвлекая ребенка, вы не только помогаете ему справиться с бурей чувств, но и участвуете в процессе, в ходе которого ребенок понемногу учится управлять своими эмоциями. Переходя от смеха к слезам, ребенок побуждает родителей реагировать, устанавливать ограничения и, конечно, объяснять, что с ним происходит. Мы часто расстраиваемся оттого, что наш обожаемый, улыбавшийся еще минуту назад малыш теперь кричит и топает ногами.

Совет 1
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя то, что доставит вам удовольствие и поможет успокоиться, Старайтесь предвидеть возможные неприятности, которые могут вас расстроить, вызвать гнев.
Например, не стоит давать ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Попробуйте научиться распознавать предвестников собственного эмоционального срыва и найдите подходящее для себя средство справляться с ним.

В другой проекции

Типичная ошибка взрослых в подобной ситуации состоит в том, что они проецируют собственные чувства на ребенка. Не пытайтесь поставить себя на его место. В его возрасте недовольство и слезы в большинстве случаев не означают боли и страдания. Это просто доступный малышу способ выразить досаду, разочарование или гнев, потому что объяснить все это словами он еще не может. До 1,5-2 лет справиться с такими эмоциональными бурями довольно легко, достаточно лишь отвлечь его и переключить внимание на что-то другое. Правда, не стоит при малейших признаках недовольства немедленно бросаться развлекать малыша. Таким образом вы даете ему понять, что его "плохие" чувства не имеют права на существование. Ребенок может почувствовать, что вас путают проявления гнева или обиды, и, соответственно, их нельзя выражать свободно, а необходимо скрывать и даже подавлять. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш отклик. Только ваше отношение, поведение, слова помогут ему сориентироваться в том, что с ним происходит. Вы устанавливаете для него границы, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь их разрушительной силы. Когда малыш повзрослеет, установленные вами ограничения, которым он порой сопротивлялся, станут частью его убеждений и послужат основой для построения границ его личности. Нет никаких оснований думать, что ребенок самостоятельно научится контролировать себя, так же как ошибочно стараться во что бы то ни стало идти на поводу у крохи, следовать за его эмоциональными порывами.

Если вы:
Находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры с ребенком. В минуты раздражения не берите его на руки: дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей.
Расстроены.
Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что вы сердитесь не из-за него. Чтобы малыш научился лучше понимать вас, а значит, и себя, важно прямо говорить ему о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Буря эмоций

До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. Он лепечет или показывает на желанный объект. Если мама его не понимает или не считает возможным предоставить ему то, что он хочет, он начинает рыдать, топать ногами, выражать агрессию. Некоторые дети, не достигнув желаемого, в состоянии довольно быстро переключиться на что-то другое. Другие же оказываются настолько захваченными своими эмоциями, что никак не могут остановиться и успокоиться. Это нелегкое испытание для родителей, которые сами оказываются во власти противоречивых чувств. Гнев на разбушевавшееся чадо перемешивается с жалостью к маленьком "страдальцу". И вы разрываетесь между желанием уступить ему и твердо стоять на своем.

Новые горизонты

В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется. Он вступает в период, когда ему хочется проявлять самостоятельность. Это период, когда малыш может на улице внезапно вырвать ручку из вашей руки и с независимым видом припустить вперед. Он становится капризным и требовательным и бурно протестует против запретов и ограничений. И в то же время, словно пугаясь собственной смелости, сильнее проявляет свою зависимость от вас. Ему больше, чем когда-либо, необходимо быть уверенным в том, что вы его любите. Теперь вам нужно не только тем или иным образом реагировать на эмоциональные проявления ребенка, но и объяснять ему правила поведения в обществе: "Нельзя залезать с ногами на стол"... Вы должны ставить необходимые ограничения и объяснять их причины: "Вижу, что тебе это не нравится, но я не могу позволить тебе лезть руками в тарелку с кашей. Это очень некрасиво, и ты испачкаешься".

Родители не должны менять свои правила в зависимости от настроения ребенка, даже если он устраивает им сцену на людях, иначе ультиматумы будут повторяться снова и снова. Многие родители думают, что их ребенок страдает, когда требует чего-то со слезами. Одни капитулируют, устав от , другие боятся, что ребенок перестанет их любить... И все-таки вы не должны оказаться в ситуации, когда ребенок с вашего согласия манипулирует вами. Необходимо сделать так, чтобы он почувствовал границы, которые ему нельзя переступать.

Совет 2
Установленные однажды правила не должны меняться ни при каких обстоятельствах. Их необходимо соблюдать всем членам семьи: только тогда малыш поймет, что манипулировать вами бесполезно.

Только спокойствие

Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.

В этом "переходном" возрасте "маленькие трагедии" происходят буквально каждый день. Зачастую родители не знают, как реагировать на эмоциональные вспышки, либо не уверены, что поступают правильно. Многие взрослые предпочитают игнорировать разбушевавшихся чад, считая, что внимание лишь ухудшит ситуацию. Конечно, истерику непросто выдержать, но не стоит оставлять ребенка одного в тот момент, когда он не может справиться с собой, с собственными чувствами. Игнорирование не самый лучший способ выразить недовольство поведением ребенка, к тому же дети неплохо перенимают родительские методы. Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда ребенок "не слышит" родительских просьб и обращений, выражая свое недовольство именно таким, известным ему способом. Если малыш еще не "завелся" всерьез, можно попытаться отвлечь его, предложив ему какое-нибудь увлекательное занятие, которое поможет ему немедленно забыть о том, что его расстроило. Если же переключить его внимание уже невозможно, попробуйте взять его на руки и крепко прижимайте к себе, пока он не успокоится. Или просто побудьте рядом, давая ему понять, что вы доступны. Когда он утихомирится, коротко и просто поясните ему, с чем, по вашему мнению, связана такая реакция. Вы можете выразить недовольство его поведением, но обязательно покажите ему, что понимаете, что с ним происходит.

Немаловажно и то, насколько родители умеют владеть собой, управляют собственным гневом. От этого во многом зависит, научится ли ребенок выражать свои чувства адекватно ситуации. Если вам свойственно отвечать на бурное поведение своего чада гневной вспышкой, то велика вероятность, что ребенок усвоит такую форму поведения и будет в дальнейшем применять ее и за пределами семьи, в общении с детьми и взрослыми.

Обсуждение

я не знаю что мне делать со своим гневом, помогите? моему ребенку 1.4 бывает, что ребенок начинает истерить и мне не удается его успокоить, он выкручивается из рук не дает его взять дико орет, бывает даже бьется головой об стену, пол, тумбу. Когда я не могу его успокоить то начинаю выходить из себя, начинаю орать и могу шлепнуть ребенка, тогда он начинает еще больше истерить и тогда у меня начинается истерика. Когда же он успокоится и я осознаю ситуацию то начинаю испытывать дикое угрызение совести из-за того что поступила неправильно с ребенком наорала и ударила, что я плохая мать а так хочется быть лучшей мамой в мире. Каждый раз даю себе слово что такого не будет,что быду держать сябя в руках, но срываюсь и тогда очень жалею об этом. Подскажите, помогите, очень хочу изменить ситуацию!

детские истерики в основном из-за того, что мама где-то допустила ошибки в воспитании и уходе за своим малышом. Здесь надо понимать, что полноценный эмоциональный интеллект ребенка формируется уже в первых год жизни маленького человечка. Поэтому важно сомообразовываться, я вот постоянно читаю статьи о том как происходит развитие ребенка до года у ребёнка и как правильно формировать детские эмоциональные реакции.

за большим количеством слов два действительно полезных совета: 1. один раз установленное правило должно соблюдаться всеми и всегда
2. ответом на негативные эмоции ребенка не должны быть агрессия или игнор.
Так зачем же так много слов?

06.09.2007 15:40:24, masya

Xoroshaya statya, ochen pouchitelnaya!

22.04.2007 01:42:25, Ella

что делать?ребёнок 2года злится бьет мамку

08.04.2007 16:24:29, indri07

сбивчивая статья.то про детские истерики,то сразу,без перехода,про мамины стрессы.но местами есть дельные мысли и полезные приемы

Комментировать статью "Эмоциональный ребенок: попробуем настроить"

Кризис 5 лет существует?. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Главная > Дети > Ребенок от 1 до 3 лет > Психология и воспитание.

Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. До полутора-двух лет ребенку нужно совсем немного слов для того, чтобы его поняли. В возрасте 1,5-2 лет поведение ребенка заметно меняется.

Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления? Моя близкая подруга своего первого ребенка после рождения даже не захотела взять, ей даже было противно, уберите, говорит, ребенка, хотя она очень любит детей, и своих...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребёнок повторяет неприятные действия.. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых...

эмоционально -лабильное расстройство. Заболевания. Другие дети. Мы удочеряем девочку из Дома Ребенка, и у нее диагноз - эмоционально -лабильное расстройство, оформлена инвалидность. Эмоциональный ребенок: попробуем настроить.

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Эмоционально реагируя на какую-либо ситуацию, маленький ребенок рассчитывает на ваш Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам.

Конференция " Детская психология " " Детская психология ". Как отучить ребенка 1 ,5 вытаскивать язык. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия Теребит уши. Капризы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Ласковый ребенок. Проблема?. Отношения с детьми. Детская психология. И я представила, что через лет 10-15 я вот захочу ее обнять, поцеловать, а она уже не захочет. И вот так же расстроюсь уже я. В общем, я тогда извинилась перед ней.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенку 2 года - руки во рту ПОСТОЯННО держит. Не знаю что и делать, причем творится это только последние месяца 3-4, до этого все было нормально.

что понимает ребенок в 2 года?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе Нормы развития речи ребенка от 1 до 7 лет.

Ребенок убегает на прогулке. Нестандартная (?) ситуация. Детская психология. Вспомнилось: позавчера машин было очень мало, в переулке у нас было тихо, НА СЕРЕДИНЕ дороги малыш по виду полутора лет общался с кошкой.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребёнок повторяет неприятные действия.. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни (Играть-тьтьть и так много раз)...

Эмоциональное развитие младенца. * * * Ребенком нужно гордиться. Дети напряжение чувствуют, однозначно. Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка.

О детских эмоциях. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и О детских эмоциях. Прочитала статью в журнале об агрессивности ребенка 2-3 лет. Сказано было, что в этом возрасте дети не...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Ребенок пукает, причем так,что сама от этого просыпается, и перед тем,как эти...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Как воспитывать двух детей, чтобы они были не просто друзьями, а родными людьми в истином смысле этого слова? Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до...

Эмоциональный ребенок: попробуем настроить. Но эмоциональная палитра ребенка 1- 2 лет ограниченна: если он недоволен или устал, то начинает кричать и плакать. К содержанию.

Когда ребенок перешагнул отметку в один год и отпраздновал свой первый день рождения, он начинает развиваться еще активнее. Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь их ребенок в 1,5 года – какие показатели развития являются нормой и как можно помочь ребенку в этот важный период. Не стоит забывать, что все дети развиваются индивидуально, поэтому ориентиры существуют весьма условные.

Физическое развитие

На данном возрастном этапе дети много двигаются и постоянно исследуют пространство, то есть у них уже имеется достаточное количество физических навыков и умений.

Ребенок в год и шесть месяцев умеет:

  • ходить, обходить препятствия, перешагивать предметы;
  • с помощью взрослого подниматься и спускаться по невысоким ступенькам;
  • самостоятельно сидеть, садиться на пол или на стульчик;
  • брать и бросать игрушки в разные стороны;
  • пытается быстро бегать;
  • пьет из специальной детской кружки или бокала, держит ложку, пытается кушать сам.

В этом возрасте ребенок очень любопытный, но еще крайне неуклюжий, поэтому требует постоянного присмотра. Чтобы направить его активность в нужное русло, используйте следующие игры.

  1. «Повторяй за мной». Показывайте ребенку различные действия (хлопайте в ладоши, приседайте, закрывайте ладонями глаза т. п.).
  2. «Догонялки». Нужно поймать папу (маму, бабушку, брата и т. д.), а затем взрослые ловят ребенка.
  3. Плавание. Упражнения в воде отлично развивают крупную моторику и гибкость.

Стоит рассмотреть таблицу с антропометрическими показателями. Значения приводятся средние.

Речевые навыки

К окончанию первой половины второго года жизни дети обладают определенными речевыми навыками. Многих родителей больше всего волнует именно эта сфера развития, так как разговаривать все дети начинают не в одно и то же время. Чтобы ответить на вопрос, что должен уметь говорить ребенок в 1,5 года, нужно знать, что существует пассивная речь (те слова, которые он понимает, но еще не произносит) и активная (то, что он произносит или пытается произнести).

Рассмотрите таблицу со средними показателями речевого развития детей этого возраста.

Необходимо понимать, что речь ребенка формируется в основном путем подражания услышанному. Если вы не говорите с малышом и не произносите как можно чаще названия предметов, действий, животных, то он не заговорит еще очень долго. Слова, которые в этом возрасте произносят дети, сильно искажены из-за плохого произношения, но в основном это те слова, что ребенок постоянно слышит.

Какие упражнения по развитию речи могут помочь?

  1. Для обогащения пассивного словаря следует просто называть часто вещи, которыми манипулирует ребенок, или действия, которые он совершает («Это горшок», «Ваня прыгает», «Мама кушает»).
  2. Для активной речи используйте игры с картинками и игрушками. Прячьте, например, игрушечную собаку за диван и говорите «А где собака? Вот она! Спряталась за диван!» Так же с картинками: «Что это? Яблоко! Даша любит яблоко? Даша очень любит кушать яблоки!»
  3. Стихи и чистоговорки. Рифма всегда запоминается проще. Активно применяйте стихотворения, особенно те, которые могут сопровождаться действиями.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!

Испугался мишка и ногою – топ!

Развитие познавательной сферы

Дети в 1,5 года энергично познают мир. Развиваются высшие психические функции: восприятие, память и мышление. Ребенок способен различать некоторые предметы по форме, цвету, размеру, а также решать несложные логические задачи:

  • может выбрать из двух предложенных форм (чаще всего это квадрат и круг – «Покажи, где круг»);
  • подбирает фигуру по образцу (кубик вставляет в квадратное отверстие, круг – в круглое);
  • может выбрать по просьбе предмет по величине – большой или маленький;
  • с помощью взрослого может собрать пирамиду из двух фигур разного размера (сначала большое кольцо, потом маленькое);
  • может различать 2-3 цвета, указывать по просьбе на нужный («Покажи зеленый мяч»);
  • показывает на предметы одинаковой расцветки (красные цветочки, белые стаканчики и т. п.).

Существует множество игр, которые могут быть полезны вашему ребенку:

  1. домино (покажи те, на которых изображены кошки, собаки, мышки; сложи вместе);
  2. вставь фигурки в отверстия (ориентация по форме);
  3. разноцветные счеты и пирамидки (запоминает цвета, начинает ориентироваться в размере).

Взаимодействие с окружающими

Человек – существо биосоциальное, поэтому ему необходимо общество. Эмоциональное и социальное развитие ребенка в 1,5 года зависит от микросоциума, в котором он растет. Чаще всего это семья. Большая часть эмоциональных реакций ребенка – это отражение эмоций близких ему взрослых.

Обратите внимание на нормы социального и эмоционального развития детей в данном возрасте – эта сфера является ключевой в формировании личности ребенка.

  • Подражание эмоциям взрослых, сопровождение жестами и мимикой (жалеет – гладит ладошкой по голове; злится – кричит, топает ногой).
  • Реакция на эмоции взрослого – различает, когда его ругают, когда хвалят.
  • Ребенок выражает недовольство, плачет, если ему что-то не нравится; смеется, если с ним играют.
  • Реагирует на уход мамы или папы, плачет.
  • Интересуется действиями других людей.
  • Проявляет осторожность, если видит незнакомцев.
  • Злится, если у него что-то не получается.
  • Повторяет знакомые действия под музыку.

Особое влияние на эмоциональное развитие детей оказывают такие действия, как чтение сказки перед сном, пение песен, колыбельных, совместное купание, совместные игры, прослушивание приятной музыки.

Игровые навыки

Через игру дети получают основной багаж навыков. Для взрослых игра – это развлечение, а для детей – важный инструмент развития. Наблюдая за игрой ребенка, вы сможете понять, в каких сферах ему требуется помощь. А помогая ему, вы способствуете обретению новых знаний и умений.

Итак, какие игровые действия совершает ребенок в 1,5 года?

  • Отображает в игре «взрослую» деятельность (кормит игрушки, укладывает их спать, дает попить, расчесывает, укрывает одеялом).
  • Подражает другим детям (накладывает лопаточкой песок в ведерко, переливает жидкости из разных емкостей).
  • Пытается забраться на поверхность, подставляет стульчик, отбирает необходимые для игры предметы.
  • Строит пирамидки, башни.

Многие родители, покупая новую игрушку, просто отдают ее ребенку, не показывая, как именно играть. Это ошибка, так как ребенок быстрее научиться играть в нее и проявит больше интереса, если будет знать, как ею пользоваться. Взаимодействие с окружающими – важнейшая часть развития детей. Через общение ребенок принимает опыт, который имеете вы, а затем отражает этот опыт, проходя собственный путь успехов и неудач.

Интересные развивающие игры для ваших детей:

  1. «Рыбалка» – купите рыбки разных цветов или вырежьте их из пластика, пустите в ванну и ловите сачком вместе с ребенком, называя цвета и размеры рыб;
  2. пазлы – их можно купить или сделать из картона, на котором необходимо нарисовать красочный рисунок (не нужно вырезать больше четырех деталей);
  3. мозаики – собирайте сначала простые фигуры (квадрат, треугольник), потом можно собирать цветочек, листок, дерево и т. п.; ориентируйтесь на конкретные формы и цвета;
  4. «Отсортируй предметы» – на карточках нарисуйте предметы различных цветов, или похожей формы, покажите ребенку, как их разделить по группам;
  5. лепка из соленого теста (развивает творчество и мелкую моторику) – слепите различные фигуры (звезду, сердце, тарелку и т. д.), а затем раскрасьте их красками.

Задача родителей – помогать ребенку на всех этапах взросления, а не заставлять его развиваться так, как им бы этого хотелось. Большинство людей мечтают гордиться своими детьми, даже в 1,5 года (такими маленькими?), но намного важнее – здоровье вашего малыша и его гармоничное индивидуальное развитие. Для этого нужно позволить ребенку исследовать и познавать окружающий мир, как это умеет только он.

Полтора года – это время активного познания мира. В этот период ребенок становится более самостоятельным. Он уже вовсю топает, может скоординировать свои движения, и ему все очень интересно.

Итак, вашему малышу полтора года. Он заметно окреп физически, выражение его лица стало более осмысленным. Задача родителей – помочь ребенку осваивать и познавать окружающее пространство таким образом, чтобы процесс познания был безопасным, но, в то же время, максимально самостоятельным.

Физиология ребенка полутора лет

В возрасте 1 года 6 месяцев ребенку крайне важна физическая активность. Он уже научился самостоятельно ходить, а еще прыгать, приседать, и даже играть в мячик – одним словом, управлять своим телом. Более того, управление происходит осмысленно. Пока еще не все задуманное получается, но это – вопрос времени. Теперь каждый новый освоенный навык будет даваться все легче и легче, и будет приносить все больше и больше радости.

Не жалейте времени для прогулок. Педиатры рекомендуют, начиная с полутора лет, гулять, как минимум, по шесть часов в день.

Во-первых, свежий воздух, как ничто другое, укрепляет иммунитет и нервную систему ребенка.

Во-вторых, для детей в этом возрасте характерна повышенная двигательная активность, и не стоит ограничивать им пространство. К тому же, вероятность получения травмы на улице значительно меньше, чем в помещении, где много мебели, и на каждом шагу попадаются острые углы.

Психология и эмоциональное развитие ребенка одного года и шести месяцев

Несмотря на то, что малыш стал более самостоятельным, в возрасте от 1,5 до 2 лет он очень уязвим психологически. Главное расстройство ребенка в этом возрасте – расставание с близкими людьми.

Полтора года – не лучший возраст для записи в детский сад или даже в группы раннего развития, если на занятиях не присутствуют родители. Долгая разлука с мамой (особенно госпитализация, которая связана еще и с физической болью) может оставить травму на всю жизнь и повлиять на дальнейшее психоэмоциональное развитие ребенка.

С другой стороны, к полутора годам ребенок уже отлично знает, кто составляет его семью (и одновременно весь его мир), поэтому может легко оставаться с бабушками и дедушками, а также со старшими братьями и сестрами. Даже простое присутствие близкого человека рядом поможет избежать возможной стрессовой ситуации. Для ребенка важно видеть, что его в любой момент готовы защитить.

Именно в полуторагодовалом возрасте дети начинают активно проявлять негативные эмоции. Наиболее распространенный способ показать свое недовольство – проявление гнева. Малыш может кричать, махать руками и биться ногами, и даже задыхаться. Очень важно в этот момент прислушаться к эмоциям ребенка и понять, что же именно их вызывает.

Если же ребенок увидит, что взрослые обращают на него внимание только во время истерики, то очень быстро такое поведение станет нормой. Не ругайте малыша за его «капризы», и уж, тем более, не впадайте в аналогичное состояние. На самом деле, это всего лишь попытка быть услышанным.

Навыки и умения в один год и шесть месяцев

Помимо скачка в физическом развитии, в полуторагодовалом возрасте происходит резкое умственное взросление малыша. Начиная с полуторагодовалого возраста, ребенок впитывает в себя информацию, как губка. Это отличный момент для знакомства с развивающими играми.

Конструкторы, разноцветные кубики, пирамидки и простенькие паззлы для самых маленьких – все пригодится. Теперь эти предметы уже не используются исключительно для разбрасывания вокруг себя. Наоборот, малыш пытается связать различные компоненты своего мира воедино.

Такие игры развивают мышление, мелкую моторику, мышечную память. Можно начинать осваивать сюжетные игры при помощи кукол и мягких игрушек. Дети любят сотни раз «прокручивать» один и тот же сюжет, поэтому наберитесь терпения.

Советы родителям полуторогодовалого ребенка

Уделять ребенку как можно больше внимания и проявлять как можно больше терпения. В полтора года ребенок уже не тот беспомощный младенец, каким был, например, в полгода.

Он теперь гораздо взрослее, у него начинает активно проявляться характер, а еще он умеет анализировать и хорошо запоминает, что с ним происходит.

Родительское безразличие переживается очень болезненно, поэтому, чем больше времени вы будете проводить в совместных занятиях, тем положительнее это скажется на дальнейшем развитии.