Факты о киево могилянской академии. Основание киево-могилянской академии. «Плоды» схоластического образования

  • 04.03.2024

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ, высшее духовное учебное заведение. Открыто в 1632 году по инициативе митрополита Киевского Петра Могилы на основе объединения киевских Братской (1615) и Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских университетов. Первоначально именовалась Киево-Могилянской коллегией (до 1694) и размещалась в киевском Братском Богоявленском монастыре. В 1651 разгромлена поляками и восстановлена при поддержке гетмана Б. М. Хмельницкого. По Гадячскому договору 1658 коллегии присвоены права высшего богословского учебного заведения, с 1694 - Киево-Могилянская академия (получила самоуправление, право суда над учащимися и др.). Грамотой Петра I (1701) подтверждён статус Киево-Могилянской академии, закреплены ранее дарованные права и привилегии, установлено постоянное государственное «довольствие». Средства на её содержание выделялись также киевскими митрополитами (так называемые митрополичьи консоляции). По указу Синода (1788) в академию стали направляться выпускники Черниговской, Слуцкой и других семинарий для подготовки их «к должностям учительским». По указу императора Павла I (1797) повелено готовить в академии исключительно служителей Церкви. С 1798 года в Киево-Могилянской академии введено академическое правление (состояло из ректора, префекта; имелась канцелярия и др.).

В Киево-Могилянскую академию принимались лица православного исповедания без различия званий и сословий (преимущественно учились дети казацкой старшины, шляхты, духовенства и зажиточных мещан). Полный курс обучения (12 лет) состоял из 8 (до 1680 - 7) классов, которые подразделялись на 6 низших (4 грамматических, пиитики и риторики; по одному году каждый) и 2 высших (философии - до 1680 обучение 1 год, затем 2-3 года; и богословия - до 1680 не преподавалось, затем обучение 3-4 года, курс читал ректор).

Преподавались астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славяно-русский, церковнославянский, польский (с 1775), греческий (с 1738), французский (1753-83), латинский (с 1774 особый класс) языки, история (с начала 18 века самостоятельный предмет, в 1750-е годы открыт отдельный класс; к началу 19 века - 5 классов), география, математика, экономика (с 1799), медицина, архитектура (короткое время), живопись (с 1784), естественная история (с 1784), нотное пение (с 1803) и др. До 1780-х годов преподавание на всех курсах велось на латинском, с 1784 - на русском языке. Выпускники защищали диссертации (учёные степени не присваивались). В Киево-Могилянской академии обучались: в 1685 - около 240 человек, в 1715 - 1100, в 1740 - около 565, в 1795 - 840, в 1801 - около 1780 человек, в основном за собственный счёт, «казённокоштных» воспитанников было немного. В академии учились выходцы из Греции, Болгарии, Сербии, Черногории и других стран.

Возглавлял Киево-Могилянскую академию ректор, который избирался из академической профессуры и духовенства Киева, утверждался и подчинялся киевскому митрополиту (с 1721 назначался Синодом с согласия митрополита). Преподаватели были представителями монашествующего духовенства. При академии имелся Сиротский дом, существовала студенческая конгрегация, или «Братство во имя Святой Богородицы», для помощи нуждавшимся и содержания храма Благовещения (с 1740).

Среди преподавателей Киево-Могилянской академии - Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Стефан Яворский. Воспитанниками, а впоследствии преподавателями академии были писатели, просветители, церковные деятели: И. А. Горленко (смотри Иоасаф Белгородский), М. Довгалевский, М. Козачинский, Варлаам (Лащевский), святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Симон (Тодорский) и др. Среди выпускников: киевские митрополиты Георгий (Конисский), Самуил (Мстиславский); архиепископ Петербургский Сильвестр (Кулябка); патриарх Московский Иоаким (Савёлов); архиепископ Димитрий Ростовский (Туптало); епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий); государственные деятели Н. Н. Бантыш-Каменский, А. А. Безбородко, П. В. Завадовский, Г. В. Козицкий, Д. П. Трощинский; историки и литераторы В. Г. Рубан, П. И. Симонович, П. А. Сохацкий; философ Г. С. Сковорода; художники Г. К. Левицкий, А. Тарасевич; композиторы М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, А. Л. Ведель.

В 1817 Киево-Могилянская академия закрыта, в её здании была открыта семинария, реорганизованная в 1819 в Киевскую духовную академию. В 1991 году Киево-Могилянская академия возрождена в статусе государственного университета (с 1994 Национальный университет «Киево-Могилянская академия»).

Лит.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской академии. СПб., 1843; Серебренников В. Киевская академия с половины XVIII в. до преобразования ее в 1819 г. К., 1897; Хижняк З. I. Києво-Могилянська aкaдeмiя. Київ, 1988; она же. Ректори Києво-Moгилянcькoї академiї. 1615-1817 pp. Київ, 2002; Києво-Могилянська aкaдeмiя в iмeнax. XVII-XVIII ст. Київ, 2001; Хижняк З. I., Maнькiвcький В. К. Icтopiя Києво-Moгилянcькoї aкaдeмiї. Київ, 2003.

Киево-Могилянская академия

История Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений на территории Украины, богата событиями. Множество знаменитых выпускников вышло из ее стен: великий философ Григорий Сковорода, ученый и просветитель Симеон Полоцкий, митрополит и реформатор церкви Феофан Прокопович, композитор Дмитрий Бортнянский, четырнадцать (!) украинских гетманов. В академии начинал свой путь в науку Михайло Ломоносов. Но история Киево-Могилянской академии - это не просто история высшего учебного заведения, выраженная в датах и количестве знаменитых выпускников. Это история борьбы украинского народа за свободу мысли духа, за право думать и говорить на родном языке и верить в того Бога, в которого верили предки…

Украина всегда была лакомым куском для тех, кто просто считал «своим долгом» захватить ее территорию и поработить ее население. Пришедшие с востока орды хана Батыя и его многочисленных наследников обратили в руины Киевскую Русь, а ее народ сделали рабами. Но монголо-татары орудовали, в общем-то, примитивно. Их цели были просты и понятны - побольше награбить всякого добра, чтобы отправить навьюченные караваны в родные степи. А вот пришедшие им на смену польские, литовские и немецкие завоеватели действовали тоньше. Они понимали, что поработить украинский народ можно двумя способами: либо полностью истребить (но тогда кто же будет ценным источником рабской силы), либо ассимилировать, устранить национальную идентичность, заставить забыть родную веру и язык.

В XVI веке начался процесс, который в истории был назван «окатоличиванием Украины». Особенно старались в этом плане братья ордена «Общества Иисуса», более известные как иезуиты. На первый взгляд, их деятельность на Украине выглядела вполне полезной и даже благородной. Они открывали школы и коллегии, где православная молодежь, до того такой возможности не имевшая, могла получать вполне приличное образование. Иезуитские коллегии в то время считались лучшими в Европе. Но целью иезуитов было оторвать молодых украинцев от своих корней, путем духовной агрессии превратить их из православных в католиков. Оттого и образование в этих школах велось исключительно с позиций католического мировосприятия.

Ответом униатству стало массовое возникновение православных братств, объединявших в своих рядах различные слои населения, и создание при этих братствах церковно-приходских школ. Главной целью братств была борьба за православие, за сохранение духовных традиций украинского народа, и потому преподавание в этих школах велось на славянском и греческом языках, в отличие от иезуитских коллегий, где предметы изучались на латыни и польском.

В начале XVII века стало формироваться Киевское братство. Но до поры до времени у него не было ни земли, ни помещений, где можно было бы организовать учебное заведение. Пока в октябре 1615 года Елизавета Васильевна Гулевичивна, киевлянка из знатного волынского рода, не подарила братству свой дом и участок земли на киевском Подоле. Стоит поклониться этой умной и интеллигентной женщине, которая сделала для образования в Украине гораздо больше, чем многие знатные и богатые мужчины. 15 октября 1615 года - дата записи в киевскую магистратную книгу дарственной, по которой дом и земля Елизаветы Гулевичивны передавались для образования монастыря и школы для детей, - ныне считается датой основания Киево-Могилянской академии.

Значительную поддержку Киевскому братству оказывал Петр Конашевич-Сагайдачный. Вместе со всем Войском Запорожским гетман в 1620 году вступил в братство и несколько лет он являлся опекуном Киево-братского училищного монастыря. И даже на смертном одре, когда Петр Сагайдачный умирал от ран, полученных во время Хотинской битвы в 1622 году, он помнил о нуждах братства и завещал значительную часть своих средств «на науку и воспитание бакалавров ученых среди детей христианских».

Безусловно, повествование о старейшем высшем учебном заведении Украины невозможно без рассказа о жизни и деятельности человека, имя которого входит в название академии. Значение митрополита Петра Могилы в развитии украинской культуры и образования трудно переоценить. Рано осиротевший выходец из знатного молдавского рода (его отец был отравлен по приказу господаря Валахии, после чего мать с пятью детьми перебралась в Польшу) в юности мечтал сделать военную карьеру, участвовал в нескольких битвах. И одновременно получил прекрасное образование, начав обучение в православном училище Львовского братства, а закончив в лучших университетах Европы. Видимо, это и определило его дальнейший путь. Постепенно Могила отошел от военных и мирских дел и в 1627 году, под влиянием Киевского митрополита Иова Борецкого, принял духовный сан. Вскоре Петр Могила был избран архимандритом Киево-Печерской лавры. В 1631 году при лавре было образовано училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках». Через год школа Киевского братства и Киево-Печерское училище были объединены в единое учебное заведение - Киево-Братскую коллегию, позже переименованную в Киево-Могилянскую.

«Главное дело его жизни - основание Киево-Могилянской коллегии, которая должна была стать забралом православия и южнорусской (то есть украинской) национальности, пользуясь тем оружием, которым вел свое наступление враг, - наукой и просветительством», - так писал о Петре Могиле Иван Франко. Многое сделал митрополит Петр Могила для возрождения духовности Украины - при нем в ведение православной Церкви был возвращен пребывавший до того в крайнем запустении Софийский собор в Киеве, восстановлены и построены заново десятки церквей и монастырей. Но прав был классик украинской литературы: если бы Петр Могила за всю свою жизнь только лишь создал Киево-Могилянскую коллегию, то и тогда бы его имя навеки осталось в украинской истории. До самого конца жизни митрополит не забывал о своем детище. Он завещал коллегии свои дома на Подоле, несколько сел и хуторов, более 80 тысяч золотых наличностью, а также бесценную библиотеку из более чем 2000 томов. И напоследок Петр Могила просил своих последователей «беречь коллегию как единственное его достояние».

Интересно, что хотя Киево-Могилянскую коллегию и основали в противовес католическим учебным заведениям, но ее структура и система обучения во многом были построены по образцу иезуитских коллегиумов. «В учебном отношении Киевская коллегия разделялась на две конгрегации: высшую и низшую, - писал известный русский и украинский историк Н. И. Костомаров в своем труде „Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей“. - Низшая, в свою очередь, подразделялась на шесть классов: фара, или аналогия, где обучали одновременно чтению и письму на трех языках: славянском, латинском и греческом; инфима - класс первоначальных сведений; за нею класс грамматики и класс синтаксимы, в обоих этих классах шло изучение грамматических правил трех языков - славянского, латинского и греческого, объяснялись и переводились разные сочинения, производились практические упражнения в языках, преподавались катехизис, арифметика, музыка и нотное пение. Далее следовал класс поэзии, где главным образом преподавалась пиитика и писались всевозможные упражнения в стиходействии как русском, так и латинском. За пиитикой следовал класс риторики, где ученики упражнялись в сочинении речей и рассуждений на разные предметы, руководствуясь особенно Квинтиллионом и Цицероном. Высшая конгрегация имела два класса: первый был класс философии, которая преподавалась по Аристотелю, приспособленному к преподаванию в западных латинских руководствах, и разделялась на три части: логику, физику и метафизику; в этом же классе преподавались геометрия и астрономия. Другой, самый высший, был класс богословия; богословие преподавалось, главным образом, по системе Фомы Аквината».

Курс обучения в Киево-Могилянской коллегии составлял 12 лет. Однако в принципе студенты имели право учиться сколько угодно. Учащихся не отчисляли за то, что они не выучили урока или вообще не могут сдать экзамены (наверняка нынешние студенты не смогут без зависти прочесть об этом). Достаточно было привести какую-либо вескую причину, например отсутствие необходимых учебников или средств на покупку новой одежды. Такое либеральное отношение приводило к тому, что число учащихся постоянно росло и к середине XVIII столетия превышало 1700 человек.

Еще в 1630-х годах Киево-Могилянскую коллегию современники называли академией. Однако юридический статус высшего учебного заведения она получила только в начале XVIII века. В 1694 году, во время ректорства Иосаафа Крюковского, коллегия получила право преподавания так называемых «высших курсов» - философии и богословия. Такое право имели только те учебные заведения, которые получали статус высших, то есть академии. А формально академический статус учебное заведение получило в 1701 году. По поручению гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского Иосааф Крюковский отправился в Москву за подтверждением материального и правового статуса академии. «Академии их Киево-Могилянской, что от прежнего своего основания имеет равные привилегии, как обыкновенно иные Академии во всех государствах иноземческих, право свободы иметь подтверждается», - значилось в дарованной ректору царской грамоте.

При императоре Петре I Киево-Могилянская коллегия стала академией, и при нем же, к сожалению, началось наступление на украинский язык, была предпринята очередная попытка ассимилирования украинцев, «дабы народ малороссийский не почитал себя отличным от великороссийского». В 1720 году было запрещено печатать книги на «сельском диалекте» (то есть на украинском языке). Учебным заведениям рекомендовали перейти на преподавание на русском языке, а в 1763 году указом императрицы Екатерины II был введен полный запрет на использование украинского языка в Киево-Могилянской академии. Кроме того, выпускники академии не имели права работать на Украине и, что естественно, они были вынуждены перебираться в Петербург, Москву или научные и культурные центры Западной Европы (как видим, такое явление, как «утечка мозгов», появилось уже тогда). Но несмотря на все запреты, Киево-Могилянская академия продолжала оставаться центром украинской культуры. Некоторые преподаватели на свой страх и риск продолжали вести занятия на украинском языке. И уж тем более при общении вне занятий наставники и студенты предпочитали «великоросскому» языку украинский.

Конечно, «вольнодумный дух», царивший в стенах Киево-Могилянской академии, немало раздражал русское правительство. И видимо, это стало одной из главных причин того, что в 1817 году распоряжением Священного синода академия была закрыта. Через два года учебное заведение было открыто в новом качестве - уже как Киевская духовная академия. На первый взгляд, разница невелика, сменилось лишь название и все. Но на самом деле изменения были гораздо серьезнее. Ведь помимо гуманитарных наук в Киево-Могилянской академии серьезное внимание уделялось наукам естественным. В середине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где студенты изучали алгебру и геометрию, а также классы «смешанной математики», в которых читались курсы архитектуры, оптики, гидравлики, тригонометрии, астрономии и основ военного дела. В 1802 году появился класс медицины с изучением анатомии, хирургии, физиологии, причем не только в теории, но и на практике. Развивались в академии природоведческие науки - биология, зоология, минералогия и другие. В системе же обучения, введенной в Киевской духовной академии, места для естественных наук практически не было.

Но все же лучше хоть что-то, чем совсем ничего, - в 1918 году Киевская духовная семинария была закрыта. В помещениях академии был размещен штаб Днепровской военной флотилии, а также хранилища филиала Центральной научной библиотеки АН Украины.

Даже после провозглашения независимости Украины не многие верили, что Киево-Могилянская академия может быть возрождена. Но пока пессимисты размышляют «быть или не быть?», оптимисты берутся за дело. 19 сентября 1991 года было опубликовано распоряжение председателя Верховной Рады Украины Л. Кравчука «О возрождении Киево-Могилянской академии». 24 августа 1992 года состоялось официальное открытие университета «Киево-Могилянская академия» (УКМА). 19 мая 1994 года УКМА получила статус Национального университета «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА).

Казалось бы, на этом можно и успокоиться - возрожденная Киево-Могилянская академия живет и работает. Но ректор НаУКМА Вячеслав Брюховецкий и его коллеги не собираются почивать на лаврах. В планах - вхождение НаУКМА в число 50 лучших университетов мира. Замыслы весьма смелые, ведь ныне ни одно учебное заведение Украины не входит в число даже 500 лучших университетов. Но «дорогу осилит идущий». Пожелаем же могилянцам удачи в их нелегком и благородном деле.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Киево-Печерская Лавра Киево-Печерская Лавра – находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Киево-Печерская лавра начала устраиваться при Ярославе Мудром, а окончательно сложилась при сыне его Изяславе. Первым киевским иноком-отшельником был священник церкви в пригородном селе Берестово по имени Иларион - «муж благ,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Киево-Печерский сразу выделился из современных ему монастырей как место «святое, блаженное, честное и спасительное». Многие почитали великим благом для себя, если по кончине удостоятся быть погребенными в обители

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Антоний Печерский (983–1073) святой; основатель Киево-Печерского монастыря Киево-Печерский монастырь, со временем получивший почетный титул лавры, всегда играл особую роль в духовной истории Киевской Руси и всего восточнославянского православного мира. Его основатель,

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Петр Могила (1596–1647) церковный и просветительный деятель, писатель, митрополит Киевский и Галицкий, основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила относится к тем личностям, чьи имена символизируют обновление народа и приобретают общенациональное значение. У

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Иннокентий Гизель (1600–1683) историк, философ, богослов, архимандрит Киево-Печерской лавры Упорный и самоотверженный труд Иннокентия Гизеля на ниве православного просвещения при всех неблагоприятных внешних обстоятельствах - войнах и разорениях, которые переживала

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

Киево-Печерская лавра Во времена княжения Ярослава Мудрого на правом высоком берегу Днепра священник клира княжеской церкви на Берестове Илларион «ископа печерку малу двусажену», где в уединении проводил время в благодатных молитвах. Князь Ярослав, желая отстоять свою

Из книги автора

Из книги автора

Киево-Печерская лавра «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути», - такими словами, согласно древнему преданию Церкви, обратился к своим ученикам святой апостол Андрей Первозванный.

Из книги автора

Киево-Могилянская академия История Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений на территории Украины, богата событиями. Множество знаменитых выпускников вышло из ее стен: великий философ Григорий Сковорода, ученый и просветитель Симеон Полоцкий,

Из книги автора

АКАДЕМИЯ (греч. akademia) - наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А. основанной им в 385 до н.э. философской школе,

Из книги автора

Киево-Печерская лавра Князи и бояре прихожаху и тако пакы приношаху от имений своих на утешение братии и устроение Печерскаго монастырю… Из Киево-Печерского патерика В глубокой древности два холма, расположенные на правом берегу Днепра недалеко от Киева, были покрыты

50.464444 , 30.519444
Национальный университет "Киево-Могилянская академия"
(НаУКМА )
Оригинальное название Національний університет "Києво-Могилянська академія"
Международное название National University of "Kyiv-Mohyla Academy"
Год основания (восстановлен в )
Президент Сергей Квит
Расположение Киев , Украина
Юридический адрес Украина 04070 г. Киев, ул. Сковороды 2
Сайт http://www.ukma.kiev.ua

Национа́льный университе́т «Киево-Могиля́нская акаде́мия» (НаУКМА ) (укр. Національний університет «Києво-Могилянська Академія» ) - один из ведущих современных университетов Украины. Учитывая свою историческую предшественницу - Киево-Могилянскую академию, НаУКМА считается одним из двух старейших вузов Украины после Львовского Университета и одной из старейших высших школ в восточной Европе.

Факультеты

  • Факультет гуманитарных наук
  • Факультет экономических наук
  • Факультет информатики
  • Факультет правовых наук
  • Факультет естественных наук
  • Факультет социальных наук и социальных технологий

Рейтинги и репутация

В 2009 году по результатам общенационального рейтинга "Компас-2009" (Журнал "Корреспондент" от 22 мая 2009 года) НаУКМА занял 2 место.

В 2009 году согласно мониторингу научных и высших образовательных учереждений в соответсвии с муждународным индексом цитирования НаУКМА получил 36 место среди всех украинских высших учебных заведений

В 2008 году в рейтинге 228-ми украинских ВУЗов проведённом благотворительным фондом "Развитие Украины" Рината Ахметова НаУКМА разделил второе место с (первое разделили между собой Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого).

В соответствии с рейтингом университетов проведенным еженедельником Зеркало недели в 2007 году НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. По результатам рейтинга проведенного журналом Деньги в 2007 р. НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области.

История

Основание Киево-Братской коллегии

Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века . Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитами . Они насаждали католическую веру и польские порядки. Приобщение украинцев к европейской культуре осуществлялось путём отторжения национального: веры, языка, обычаев, что было неприемлемо для населения.

Центром национального возрождения стал Киев . Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства , переросший в школу. 15 октября года школа переехала в отдельное помещение на Подоле . Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры , Лаврская школа, основанная в году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой . Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

Киево-Братская коллегия при Петре Могиле

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования.

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , И. Галятовский, И. Гизель, Д. Самойлович, Конанович-Горбацков. В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий учёный Симеон Полоцкий (1620-1680).

Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в ХVІІІ столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове Великом , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

Примечания

Литература

  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией. - Киев, 1856.
  • Києво-Могилянська академія в іменах. XVII-XVIII ст. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001.
  • Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії. - К.: «КМ Академія», 2003.
  • Є.І. Онищенко , Воскресіння Академії: Спогади про відродження Києво-Могилянської академії та його учасників - К.: Вид. дім "КМ Академія", 2004.
  • The Kievan Academy in the Seventeenth Century. - Ottawa: University Of Ottawa Press, 1977. - ISBN ISBN 0-7766-0901-7
  • The Kievan Academy and Its Role in the Organization of Russia at the Turn of the Seventeenth Century. - New York: Shevchenko Scientific Society, 1976.
  • Omeljan Pritsak and Ihor Sevcenko, eds. «The Kiev Mohyla Academy (Commemorating the 350th Anniversary of Its Founding, 1632-1982).» Harvard Ukrainian Studies . vol. VIII, no. 1/2. Cambridge, MA, 1985.
  • S.M. Horak. «The Kiev Academy. A Bridge to Europe in the 17th Century». East European Quarterly , vol. 2, 2, 1968.

Западно-украинские земли до воссоединения Украины с Россией в 1654 г., входили в состав Речи Посполитой. В конце XVII века, обострились противоречия внутри православной церкви, которые вылились в раскол и принятие Брестской унии в 1598 г. с папским престолом. Уния, поддерживаемая польским королем Сигизмундом III, повела серьезное наступление на православие и захватила множество храмов и монастырей.

Серьезное противостояние распространению унии оказали православные братства, которые сконцентрировали внимание на укреплении системы образования. Начали открываться братские православные школы при монастырях. При этом, в качестве системы образования, принималась западная система, так как она была более прогрессивной, нежели в традиционном православии того времени.

15 Октября 1615 г. в новое помещение на Подоле в Киеве переехала братская школа Киевского Богоявленского братства, которая выросла из кружка, созданного архимандритом Елисеем Плетенецким. Эта школа стала в основании будущей Киево-Могилянской коллегии и академии.

В 1620 г., после установления катакомбной иерархии в православной церкви, за основу был принят устав Львовской братской школы. Из Львова и Луцка были приглашены лучшие учителя.

В 1631 г., архимандрит Киево-Печерской Лавры, Петр Могила, основал подобную школу при Лавре, которая в следующем году была присоединена к братской школе Богоявленского братства на Подоле. Созданное Петром Могилой учебное заведение стали называть Киево-Братской коллегией. В этот период коллегию содержало казачье войско под командованием гетмана Сагайдачного и личные владения Петра Могилы. В 1634 г. Петр Могила становится Киевским митрополитом и продолжает покровительствовать своему детищу. Несмотря на благосклонность польского короля Владислава IV, митрополиту не удалось добиться официального признания академии, хотя де-факто коллегия давно стала академией. В декабре 1650 г. митрополит скончался и оставил в наследство свою библиотеку и земельные владения.

Статус академии был закреплен за коллегией в 1658 г. во время заключения трактата между Гетманщиной и Польшей. В 1694 и 1701 г.г. академический статус был подтвержден русскими царями Иваном V и Петром I.

В 1742 г. в стенах академии обучалось 1234 человека на полном довольствии. Был значительно расширен круг изучаемых предметов, в том числе риторика по методике М. Ломоносова и теология по Ф. Прокоповичу. Но с открытием университетов в Москве (1755 г.) и Харькове (1805 г.), значение Киево-Могилянской академии значительно упал. В августе 1817 г. академию закрыли.

В течение двух лет стены академии пустовали, пока академия не была перепрофилирована в сугубо духовное учебное заведение. Сначала это была семинария, а со временем получила статус духовной академии. После 1917 г. духовную академию закрыли, было организовано военно-морское политическое училище, которое готовило комиссаров для Красной Армии.

С распадом СССР и обретением независимости Украины, возникла потребность в возрождении Киево-Могилянской академии в качестве высшего учебного заведения Украины. Официальное открытие академии состоялось в 1992 г., как преемницы Киево-Могилянской академии прошлого. Началось возрождение традиций третьего из старейших вузов Украины, после Острожской Академии и Львовского Национального Университета. Были открыты шесть основных факультетов: гуманитарных наук, экономических наук, информатики, естественных наук, правоведения и социальных наук и технологий. К началу 2000-х г.г. Киево-Могилянская Академия заняла прочную позицию среди трех лучших вузов Украины.

Министерство науки и образования Украины

Доклад на тему:

« История Киево – Могилянской академии»

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

2. Получения статуса академии

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

5. Знаменитые выпускники, студенты и профессора

1. История и причины возникновения Киево - Могилянской академии.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.

В 1615 г. возникло Киевское Братство. Это был как бы отпор украинцев польским священникам, пытавшимся насадить униатство. Как и в других городах, Киевское Братство объединяло цвет горожан, интеллигенции, духовенства и казачества. В списке членов Братства мы видим имена Захария Копыстинского, Тарасия Земки, Исайи Трофимивича, Сильвестра Косова, Петра Могилы. Члены Братства обязались до конца своей жизни заботиться о Братстве и школе при нем. Деньги, полученные Братством, должны были идти на строительство школ, зарплату учителям, на помощь бедным и больным студентам.

Значительную поддержку Братству оказала киевлянка Елизавета Васильевна Гуличивна, образованная и интеллигентная женщина, которая, понимая необходимость улучшения народного образования в Украине, подарила Братству участок земли на Подоле. С условием, что на этой земле будет построен монастырь и школа как для шляхетских, так и простых детей. Было это в 1615 году. Тогда же построена и школа, которая со временем стала Киево-Могилянской коллегией (по имени ее основателя П.Могилы), а затем получила звание академии.

Коллегия появилась в 1632 году, и Петро Могила стал ее опекуном. Умирая, он завещал ей все свое немалое имущество - деньги, ценности, огромную библиотеку, земли, дома и попросил беречь коллегию, как свое единственное детище. Тогда же коллегия получила всеобщее признание. Об этом свидетельствует тот факт, что многие молодые люди, учащиеся в Польше, покидали свои институты и возвращались на родину, чтобы иметь возможность учиться в коллегии. Но польские власти не хотели ее признавать как высшее учебное заведение. Ведь тогда коллегия получила бы право излагать целый ряд предметов, не угодных униатской церкви, например богословие. И только в конце 80-х годов коллегия официально получила статус высшего учебного заведения и стала называться академией.

Киево-Могилянская академия долгое время была единственным учебным заведением в Украине, удовлетворяющим ее образовательные, научные и общественные интересы.

2. Получения статуса академии

В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила - это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело. В 1658 году гетман Иван Выговский, воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячские статьи, по которым Украина становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Украине предоставлялись широкие права, в том числе свобода вероисповедания, давался статус высшей школы для коллегии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 года. После присоединения Украины к России, при ректоре академии Иосифе Крюковском, при поддержке гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского, царским указом от 26 сентября 1701 года был подтвержден статус академии.

3. Значение Киево - Могилянской академии

Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII века. Она была крупным просветительским и научным центром восточно-славянских народов, особенно юга и юго-запада России. В академии учились русские, украинцы, белорусы, волохи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии постоянно обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии.

Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

В энциклопедии «Киево-Могилянская Академия в именах. XVІІ-XVІІІ столетия», изданной в 2004 году, приводятся 1482 деятеля, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской Академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них - Иван Мазепа, Филипп Орлик, Павел Полуботок, Даниил Апостол, Юрий Хмельницкий, Иван Выговский, Пётр Дорошенко, Иван Скоропадский, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович. Признанные святыми митрополиты Дмитрий Туптало, Петр Конюшкевич, Иван Максимович. С Академией связанны судьбы Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича, Лазаря Барановича, Григория Сковороды, Максима Березовского, Артемия Веделя и прочих. Познавал здесь науку и Михаил Ломоносов. Из числа деятелей этой коллегии наибольшею известностью имеют: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский. Исайя Копынский, Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

4. Внутреннее устройство, уклад и принципы образования в Киево – Могилянской академии

Подобно западным учебным заведениям, академия имела четкое распределение на отдельные классы с полным объемом предметов, которые в них преподавались, и системой управления. В ней было восемь классов - четыре грамматических, а также классы поэтики, риторики, философии и богословия. Весь курс обучения занимал 12 лет.

Первый класс - фара, по сути дела был подготовительным. Но принимали в него учеников, уже имеющих определенный объем знаний. В следующих трех классах - инфиме, грамматике и синтаксисе они изучали славянскую, латинскую, украинскую книжную, греческую и польскую грамматику, арифметику, геометрию, музыку. Большое внимание уделялось литературам, особенно классической римской и греческой. Много времени занимало изучение латинского языка, знание которого считалось тогда признаком образованности. В то время латынь была языком права и управления, дипломатов и ученых. Во всех высших учебных заведениях Европы, в том числе и в Киеве, преподавание таких курсов, как философия, риторика, богословие, велось только на латыни. В целях скорейшего усвоения языка студенты обязаны были говорить на латыни не только во время занятий с преподавателями, но и друг с другом в быту. Поэтому выпускники академии блестяще владели латынью. Известный церковный деятель и поэт, выпускник академии Дмитро Туптало вел свой дневник, как на польском, так и на латинском языках. Феофан Прокопович читал проповедь по поводу победы над шведами под Полтавой тоже на латыни. О высоком уровне знаний выпускников говорит и тот факт, что многие из них были приглашены переводчиками в государственные и военные учреждения как в Украине, так и в России.

Однако уже с начала XVIII века латынь стала вытесняться украинским литературным языком. Он стал играть решающую роль в академии потому, что большинство профессоров и студентов сами были украинцами и языком их общения был живой украинский язык. И спустя время, несмотря

на запреты российского правительства (например, указ Петра I от
1720 г. о запрете печати на украинском языке), он продолжал жить на территории академии. Так данное учебное заведение внесло свой вклад в формирование и развитие украинской литературы.

После грамматических классов ученики, а теперь уже студенты изучали пиитику (год), риторику (два года), философию (два-три года) и богословие (два-четыре года). Эти курсы были интересны для изучения и имели прямое применение в жизни. Ведь умение сочинять стихи, речи давало неплохие заработки, а многие студенты были бедны и нуждались в деньгах. Несмотря на запреты польского правительства, уже в XVII веке богословие преподавалось по своей собственной системе. Слушание его, как, впрочем, и других предметов, было добровольным. Курс читали те же профессора, что до этого преподавали риторику и философию. Поэтому они пытались научить студентов самостоятельно мыслить, опираясь на научные доказательства, а не только на церковные догмы.

Большое внимание в академии уделялось математическим дисциплинам. Во второй половине XVIII века были открыты классы «чистой математики», где преподавали алгебру и геометрию, а также класс «смешанной математики», в котором читалась архитектура, оптика, гидравлика, тригонометрия, астрономия, основы военного дела и собственно математика. В 1799 г. был открыт класс сельской и домашней экономии, а в 1802-м - класс медицины, в котором на протяжении двух лет читались анатомия, хирургия, физиология, проводились практические занятия. Изучение медицины было обязательным только для богословов. Ведь после окончания своего курса выпускники, получая сан священника, отправлялись в приходы в самых отдаленных уголках страны. А там им медицинские знания были просто необходимы.