Монархия. Виды монархия: абсолютная монархия, дуалистическая и парламентарная монархия

  • 21.09.2019

Все абсолютные монархии перешли в парламентскую через дуалистическую

Абсолютная : Неограниченная власть монарха. Монарх сам формирует правительство и возглавляет его (из числа членов семьи – часто).Правительство отвечает перед монархом. Отсутствует институт выборности. Имеет право роспуска парламента в любое время

Сейчас единственное государство в абсолютной монархией – Саудовская Аравия

В Бахрейне, Катаре, Омане, Кувейте – дуалистическая!

Дуалистическая: Глава государства, монарх, сохраняет все полномочия, однако, есть парламент, формирующийся на выборной основе, а правительство формируется монархом и парламентом, и оно отвечает перед монархом и парламентом (отсюда дуализм). В последнее время наблюдается тенденция перехода к чистой дуалистической монархии (в том числе и в Саудовской Аравии – там проводятся выборы органов МСУ)

Парламентская: Вид монархии, при котором глава государства обладает минимальными протокольными полномочиями

Центральная фигура – премьер-министр, который является, как правило, лидером победившей на выборах партии. Роль главы государства возрастает, когда ни одна из партий не имеет большинства на выборах для формирования правительства (тогда сам монарх формирует правительство и одновременно сам монарх объявляет о новых выборах в парламент). Монарх формирует правительство с помощью информатора и форматора. Один из признаков парламентской монархии – Парламент обладает широкими полномочиями. Великобритания, Япония, Бельгия

11. Республика как форма правления: понятие и виды.

Республиканская форма правления - юридические признаки:

Начитки (Носов): ресупублика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенацион-ыми представительными учреждениями (более 140 гос-в - республики) Признаки: выборность органов гос,власти на опред срок, наличие выборного на опред срок главы госуд-ва, производных хар-р гос власти по поручению народа, юрид отве-ть главы гос-ва

ВИДЫ РЕСПУБЛИК:

президентски е - США, Мексика, Казахстан, на избираемый на всенародных выборах президент является одновременно и глава исп власти. Он формирует испо адм-ю (правит-во), перед кот.ответственен. Он не может распустить парламент и отправить в отставку прав-во. - парламентские - Италия, ФРГ, Венгрия. парламент является полновластным органом, кот.формирует политически ответ-ое перед ним правит-во. Избирает президента, кот.явля-ся главой гос-ва, но не испол,власти. -смешанные - (полупрезидентская ) - Франция, Португалия, Финляндия. наличие элементов президент.респ+парламент республики. Президент - глава гос-ва, избирается на всеобщих выборах и он юридически и реально наделен большими полномочиями. Прав-во формируется парламентом путем отве-но перед ним президентом и парламентом. Президент руководит прав-ом, распускает парламент. РФ - смешанная форма правления (смешанная республика) де-факто- Прав-во формируется парламентом, де-юре суперпрезидентская.

Павлова : 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Выделяют два вида республик: президентскую США, Бразилия, Сирия, Мексика, Фран,и парламентарную Италия, Турция, Финляндия. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Хачим:

Республик а – это форма правления, при которой глава государства является выборным, избирается на определенный срок, объем полномочий зависит от вида республики.

Определение формы правления

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства . Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие , а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти , установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов . По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства , типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом , правительством , как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей . И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия , а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. С этими разновидностями мы сейчас и познакомимся.

Классификация форм правления

Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика . Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти , распределенных между главой государства , парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя (по К. Марксу - рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю (по К. Марксу - буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1978 году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Более того, ныне подчас не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело.

Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что означает примерно Верховный правитель) - выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). В учебниках и другой специальной литературе такую форму правления обычно называют выборной монархией, но это сильно напоминает жареный лед. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

Государственный режим

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская Конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем отмеченные выше на схеме разновидности монархической формы правления .

Абсолютная монархия

Верховенство парламента выражается в том, что правительство , которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов , принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже - в п. 6 § 6 гл. VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом - мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы , с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.

Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Республика

Понятие

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии . Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских государств обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами . В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти , любого высшего ее органа, включая главу государства , в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту, политбюро и т.п.), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает непринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.

Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в бывшем бельгийском Конго в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличались от абсолютной монархии многие республики, возникшие в Тропической Африке после ликвидации колониальной системы: несмотря на наличие парламента , формально независимых судов власть президента была там практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходила там обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов . Перевыборы же на новый срок носили скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или/и премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.

Ниже мы рассматриваем разновидности действительно демократической или, по крайней мере, либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентарной республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью .

Дуалистическая (президентская) республика

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента.

В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры . Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет. Правда, в случае, когда партия президента имеет большинство и в парламенте, государственный режим приближается к системе кабинета, однако все же с ним не совпадает.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 15 - 20 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента , который в типичном случае избирается либо парламентом , либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики , осуществляются, как правило, правительством , которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ст. 74 Конституции Республики Индии 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой. Как и там, ответственность эта - часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы .

При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный (например, в Италии) и министериальный (например, в Германии).

Чисто парламентарных республик не так уж много.

К ним можно отнести, кроме Германии и Италии, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

По формальным признакам парламентарной республикой следует считать и Союзную Республику Югославию, но существующий там авторитарный политический режим влияет и на государственный режим, превращая его даже не в министериальный, а в президенциальный.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики . Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством , что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством - с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.

А что было бы, если бы и на этих выборах победили правые партии? Либо Президенту пришлось бы уйти в тень, отказаться от самостоятельного руководства государственной политикой, либо ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило. В 1993 году ситуация с победой правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть нежелательное правительство до окончания своих полномочий. Государственный режим здесь можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический.

В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм).

Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства , а глава правительства.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, входящие в состав Союзной Республики Югославии Республика Сербия и Республика Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая (по крайней мере, во время выборов) общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление , направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной власти . В некоторых из них (в частности, в Сербии) государственный режим можно охарактеризовать как президенциальный, но в большинстве - как дуалистический с тенденцией к парламентаризму.

Подобная система традиционна была для Финляндии.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, скорее все же дуалистический, а не парламентарный.

Хотя данная форма правления применяется только в социалистических странах, где политический режим , как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического, мы считаем необходимым охарактеризовать эту форму правления, ибо в отличие, например, от правления военных хунт и других подобных «республиканских» форм советская республика зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие ее диктаторскую сущность. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в социалистических странах - народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрания народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи (т. е. тоже собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнано, что все это - органы советского типа.

В чем же проявляется эта советская типажность? Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный принцип формирования «представительных» органов, обеспечивавший «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступеней нижестоящими. В большинстве социалистических стран эти признаки либо впоследствии исчезли, как в СССР, либо вообще не проявлялись, как в Румынии. «Выборы » в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями - все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и/или подотчетны им (включая подчас даже суды);

советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы (как отмечал главный теоретик этой системы В.И. Ленин, и кухарка должна управлять государством после 8-часового «урока» производительного труда), сессии советов - редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами (в Китае такие органы создаются до уровня уезда).

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним.

На деле никакой такой ответственности не существует. Реально каждый из членов правительства, как и другие высшие чиновники, ответствен перед политбюро центрального комитета коммунистической партии. Нет здесь и никакого баланса властей: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, буде таковой случится, не предусмотрен. Это не вяжется с их «полновластием». Разделение властей даже теоретически не признается; ему, как отмечалось, противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается, однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемость судей даже по конституции сводят эту независимость на нет.

Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят в своей массе из рядовых тружеников (на практике, впрочем, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат превратился в необходимое приложение к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти , требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего. Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.

Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия: страны Персидского залива: ОАО, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар (там эмираты и султанаты).

В этих государствах даже если конституции и есть, то она не ограничивает власть монарха.

Государственная религия в этих государствах – ислам, Коран по юридической силе выше Конституции.

В ОАО есть парламент (несколько лет назад состоялись выборы, участвовали только мужчины), а если и есть парламенты, то они играют совещательную роль и их решения требуют одобрения монарха.

Юридическое и фактическое управление в государстве осуществляют монарх и его семья.

Особенность: системы наследования разные. По мусульманской системе обычно наследуют не по крови (там сыновья – им отдают предпочтения или дочь), а правящая семья, причём она может отстранить монарха, назначить другого – но это обязательно должны быть члены семьи королевской.

Монарх и его семья осуществляют фактическое руководство: они формируют правительство, монарх назначает судей, монарх является одновременно высшим духовным лицом…

Большую роль имеет Семейный Совет. В Семейный Совет входят члены семьи монарха, а также особо почитаемые знатоки Корана (то есть духовные лица, занимающие высокие посты). В ОАО был случай, что знатоки Корана определили «отсутствие должного благочестия» и на Семейном Совете его лишили титула.

Есть довольно маленькие страны, самая большая – Саудовская Аравия.

С точки зрения экономики – живут за счёт продажи нефти. ОПЕК – международная организация, связанная с добычей нефти.

Дуалистическая монархия.

Их мало, это переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. К ним относятся Иордания, Марокко, Непал.

Она имеет признаки, которые свойственны и абсолютной, и парламентарной монархии:

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательного процесса, то есть там есть избираемый парламент, который принимает законы. Монарх имеет право вето на законы, монарх может распускать парламент.

В остальных сферах (то есть ограничена только в законодательной сфере) власть монарха неограниченна: он формирует правительство, правительство ответственно только перед монархом, монарх назначает судей.

Парламентарная монархия.

Она распространена в Европе (в Европе по большей части либо парламентарные республики, либо парламентарные республики).

Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Монако, Лихтенштейн – это европейские. На других континентах: Япония. Плюс особый вид монархии – страны британского содружество, это объединение государств (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа Новая Гвинея, Ямайка и другие более мелкие). В этих государствах монархом является королева Великобритании, представляет его назначаемый генерал-губернатор. Если раньше это были представители самой Великобритании, то сейчас монарх назначает лицо, которое ей рекомендует парламент той страны, в которую назначается генерал-губернатор.

Монамрхия (греч. мпнбсчЯб -- «единовластие») -- 1) форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу -- монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.

Монархия -- 2) это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат её нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима. (Также монархия, одна из древнейших форм правления.)

Виды монархий

Абсолютная монархия -- монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при монархе (царе, короле и пр.).

Конституционная монархия -- монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия (лат. Dualis -- двойственный) -- конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть.

Теократическая монархия -- монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

государственный правление монархия республика

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия (от лат. absolutus -- безусловный) -- разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти в руках монарха.

На протяжении почти всей истории практически все государства, за исключением, пожалуй, Сан-Марино, были монархиями. К концу XVIII века во многих государствах Европы устанавливается абсолютная, то есть неограниченная монархия.

На протяжении всего девятнадцатого века, после Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века.

Конституционная монархия

Конституциомнная монамрхия -- монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству. Монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира -- все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия -- (лат. Dualis -- двойственный) (англ.-Dual monarchy) -- конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. К дуалистическим монархиям в современном мире относят Иорданию, Марокко, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии). Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия -- конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

Эра монархов проходит? Возможно. Но до сих пор в мире существует несколько десятков стран с монархической формой правления. Жизнь людей в таких государствах кажется необычной, а их правители окутаны ореолом величия и таинственности.

С раннего детства мы знакомы с различными королями и королевами, принцами и принцессами, князьями, султанами и шейхами. Рассказы об их мудрости и благородстве нас восхищали, а их власть казалась безграничной.

Абсолютная власть монарха, ее божественное происхождение и непререкаемость, остались в средних веках. Конечно, и сегодня в некоторых странах сохранилась такая форма правления, но это явление временное. Эти государства отличаются определенным уровнем социально-экономического развития, и для населения не представляется руководство в какой-либо иной форме, так как абсолютная монархия для них естественна.

Более широкое распространение получила ограниченная форма монархии, которая подразумевает собой разделение власти монарха парламентом, судом и Конституцией. Такая монархия может быть двух видов: дуалистической и парламентской.

Дуалистическую монархию можно назвать переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. Ее особенностью является наличие равных полномочий у монарха и парламента. Дуалистическая или двойственная монархия является весьма неустойчивой формой правления. Чаще всего она представляет собой переход от абсолютной монархии к парламентской. Для данной формы правления характерны постоянные конфликты и силовые попытки захвата власти. Примерами такой монархии являются Кувейт, Королевство Непал и Иордания.

Наиболее распространена в современном мире парламентская монархия , или как ее по другому называют, конституционная. Эта форма правления характерна для развитых стран, таких как Великобритания, Норвегия, Бельгия и т.д. При такой форме правления монарх скорее символ правления, нежели правитель. Далее сайт постарается определить основные отличия дуалистической монархии от парламентской монархии.

Структура власти

Высшая власть в дуалистической модели юридически разделена на равные части между монархом и правительством, но фактически полностью принадлежит монарху. Формирование парламента также производится двойственным путем: часть парламентеров избрана народом путем голосования, вторая часть – назначена монархом. Правительство в полной мере принадлежит монарху, и им же сформировано.

В отличие от дуалистической монархии, при конституционной монархии власть монарха ограничивается соответственно Конституцией, которая в полной мере разрабатывается парламентом и им же принимается. Монарх не может никаким образом изменить ее содержание. Состав правительства определяется парламентом в ходе выборов. Места в правительстве распределяются пропорционально набранным партиями голосам. Лидер той партии, члены которой составляют большинство в правительстве, назначается премьер-министром.

Разделение власти

В случае дуалистической монархии исполнительная власть осталась у правителя, а законодательной властью был наделен парламент. За монархом было закреплено право «вето», которое позволяет аннулировать любой принятый парламентом закон.

В парламентской монархии все законопроекты проводятся парламентом, который фактически и руководит страной. Однако у монарха остаются так называемые «спящие полномочия». В случае спорной ситуации в парламенте право принимать решения переходит к монарху.

Для кого характерна?

Дуалистическая монархия распространена, как правило, в тех странах, где протекает процесс перехода от феодального общества к буржуазному. Монарх в таком случае является представителем уходящей социальной группы, в то время как парламент олицетворяет новое поколение, его стремления и надежды на лучшую жизнь. По сути, дуалистическую монархию можно приравнять к абсолютной, так как влияние парламента в этих странах не значительное. Чаще всего такую форму монархии можно встретить в странах Азии и Африки

Парламентская монархия характерна для развитых капиталистических стран. Все Европейские монархии – конституционные. Наличие монарха в этих государствах скорее дань истории, нежели необходимость.

Выводы сайт

  1. При дуалистической монархии власть в большей степени принадлежит монарху, при конституционной – парламенту.
  2. При дуалистической монархии правительство формируется монархом и ему принадлежит. При парламентской монархии правительство избирается народным голосованием и формируется парламентом. Перед парламентом и несет ответственность.
  3. Дуалистическая монархия характерна для менее развитых стран, а конституционная – для более развитых стран.
  4. Дуалистическая монархия – нестабильная форма правления, характеризующаяся двухсторонними попытками захвата власти. В парламентской монархии правитель имеет скорее роль символического знака, нежели власти как таковой.