Притча о глупом человеке. Притчи

  • 01.07.2020
Один человек сказал глупость. Вот так вот просто взял и сказал. В этом не было никакого тайного умысла, коварных планов и меркантильных расчётов, он и сказать-то хотел совсем другое, но получилось так, что сказал он именно глупость. Казалось бы, что здесь такого? Все мы иногда говорим глупости, а многие говорят их даже слишком часто. И ничего особенно страшного в этом нет. Но дело в том, что этого человека все знали. И не просто знали, его УВАЖАЛИ. Многие его даже любили, некоторые, правда, недолюбливали, но абсолютно все прислушивались к его мнению. А тут он возьми и скажи глупость. Сначала люди задумались: "А зачем он это сделал?". Но ответить на этот вопрос не представлялось возможным. Тогда люди подумали: "А может в сказанном есть какое-то особое значение, какой-то глубокий смысл, которого мы не заметили?". Но у глупости нет смысла и быть его не может, поэтому она и называется глупостью. Тогда люди пожали плечами и подумали: "Надо же, глупость сказал. А ведь до этого не говорил. Ладно, с кем не бывает...". И забыли об этом.

А через некоторое время этот человек опять сказал глупость. И не просто сказал, он повторил ТУ ЖЕ САМУЮ ГЛУПОСТЬ. Получилось у него это, конечно же, случайно, но факт остаётся фактом - одна и та же глупость была повторена дважды. И тогда люди растерялись. "Как же так, - думали они, - как такой уважаемый человек может повторить одну глупость дважды?". И мнения людей разделились. Одни говорили, что это всё неспроста и снова стали искать смысл в глупости, а другие считали, что человек просто проверяет их на сообразительность, и тоже, правда незаметно даже для самих себя, искали в сказанной глупости смысл. Опять забыв о том, что в глупости, кроме самой глупости, ничего другого не бывает.

Долго ли, коротко ли, но ни к какому общему мнению люди, конечно же, не пришли. И решили люди считать эту глупость оговоркой, пускай и допущенной дважды. Ведь человек был, бесспорно, уважаем, и, вне всяких сомнений, мудр. И ведь столько, наверное, разнообразных мыслей вертелось у него в голове, с такими разносторонними проблемами ему приходилось сталкиваться, что оставалось только удивляться, как это он раньше не оговорился. А когда решили так, то сразу и успокоились. И тогда человек снова повторил эту глупость. И с такой убеждённостью, как будто сам это глупостью это не считал. И, конечно же, началась паника. Ведь глупость, сказанную трижды, оговоркой уже никак не назовёшь. Можно было бы назвать глупым говорившего, но дело-то всё в том, что всё сказанное им кроме этой глупости было воистину мудрым и правильным. "Что же это такое, - думали люди, - неужели мы все настолько глупы, что не можем понять очевидного? Или всё же этот человек ошибается?". И люди бросились доказывать друг другу то, что это всё-таки глупость. Но у них опять ничего не получилось. Потому что как нельзя доказать то, что слово - это слово, так и вряд ли докажешь то, что глупость - это глупость, ведь и то и другое очевидно. Вот и вышло так, что ГЛУПОСТЬ НЕДОКАЗУЕМА. И люди продолжали паниковать... Пока человек в четвёртый раз не повторил эту глупость. С уверенностью ещё большей, чем во все предыдущие разы. И вот что странно - люди успокоились. "Ну что ж, - решили они, - раз уж так считает этот мудрый человек, то тогда это не глупость, а истина, а этот человек - самый мудрый из всех наимудрейших". И смирились с собственной ущербностью. Здесь бы и закончиться этой истории, если бы не один дурак. Этот дурак (а он действительно был дураком, все это знали, и даже он сам о себе так думал) пришёл к человеку, сказавшему глупость, и спросил: - Ты действительно мудрый человек, ты всё знаешь, так ответь мне - почему меня никто и никогда не слушает? - Потому что ты говоришь глупости. - Но ты ведь тоже сказал глупость, да-да, глупость, уж я-то в них разбираюсь! Какая тогда между нами разница? - Всё дело в том, что ты - дурак, и всё время говоришь только глупости, поэтому никто и никогда к тебе не прислушается. А вот если бы ты был умным, ты бы знал, что и произносить надо только умные речи, и тогда сказанная тобою глупость ВПОЛНЕ МОЖЕТ СТАТЬ ЗАКОНОМ. Усмехнулся дурак, и ушёл.

В чём смысл этой притчи? А для каждого он свой. Кто-то может подсчитать точное количество упоминаний слова "глупость", кто-то подивится тому, что один только дурак смог разобраться в чём суть да дело, да и то, будучи дураком, так ничего и не понял, а кто-то решит, что мудрецу, сказавши он глупость, гораздо легче возвести её в ранг сверхдоступных истин, нежели признаться в глупости собственной... Я, признаться, и сам не знаю в чём тут соль, но ведь тут дело такое - всяк дурак расскажет, да не всяк поймёт...
P.S. А ведь кто-то и впрямь делает глупость законом... Оценивайте слова говорящего, друзья мои, несмотря на его авторитет!

Прочитал правитель одного города обрывок древнего пророчества, что горе будет людям, если станет среди них больше мудрецов, чем глупцов. Задумался крепко над таким посланием.

Как бы до беды не дошло, а то учим народ, учим, на свою голову! – принялся рассуждать он, - ладно, я с казначеем, мудрые люди. Оно и понятно, как ещё можно с нашим-то делом справиться! Так ведь и народ поумнел! Нужно узнать, сколько у них там мудрецов.

Созвал срочно мудрых советников, да и поставил перед ними задачу – произвести точный подсчёт всех глупцов и мудрецов в городе.

Как же мы точно узнаем, если людей много, а нас, советников, мало, - воскликнул один из них.

И ходят они постоянно туда-сюда! – сокрушился второй.

А ещё бывают похожие друг на друга! – вставил третий.

Делайте что хотите, а точный подсчёт непременно выдайте, - отрезал правитель, - вот посмотрите на казначея. У него все монетки внешность и вес одинаковый имеют, но это не мешает ему точно знать общее количество, включая то, что на виду не лежит.

Делать нечего, пошли мудрые советники в народ. Сначала хотели загадки загадывать всякому встречному, чтоб определить, кто мудрый, а кто глупый. Но затем решили просто спрашивать, кто считает себя мудрецом, а кто глупцом. Так, мол, быстрее будет.

Прошло некоторое время. Правитель уже беспокойство начал проявлять, как появились его советники, с длинными списками, в коих всё было подсчитано аккуратно. Взял правитель рукопись, изучил внимательно, да и чуть было не упал со стула начальницкого. Выходило, что едва ли ни все жители города, за исключением нескольких, которых по пальцам на одной руке пересчитать можно было, записали себя мудрецами.

Вот она, где беда крылась! То-то я чувствую, что неладно в городе нашем!

Погоревал немного, да делать нечего. Нужно какое-то решение принимать, а оно, как видно, было указано в недостающем обрывке пророчества.

Эх, найти бы человека, кто знает это послание полностью, - размечтался он.

Созвал было опять советников, но они ничего дельного подсказать не смогли. Только военачальник ответственно заявил, что может уменьшить количество мудрецов единственным способом. Оставив такое решение до крайнего случая, правитель принялся дальше искать. И тут помог случай. Явили стражники перед его лицом проходимца, не из их города. Видом был он на разбойника не похож, однако прошёл в город без доклада о своей личности. Решить его судьбу и предстояло правителю.

А вот отпущу тебя на все четыре стороны, если сможешь мне правильный совет дать, - вдруг заявил правитель, - но прежде скажи, известно ли тебе о древнем пророчестве, в котором говориться о всеобщей погибели, если мудрецов станет больше глупцов?

Известно, - отвечал странник.

Так может, ты знаешь, что в нем было ещё написано?

Отчего же не знать. Знаю!

Говори! – повелительно приказал правитель.

Извольте, - отвечает странник, - там было ещё написано, что только глупый человек будет себя считать мудрецом.

В одном селе весьма богатом, особняком стояла хата.
Забор кривой, колодца нет и крыше скоро сотня лет.
В селенье том - знал стар и млад – хозяин был чудаковат.
За что ни брался этот малый, из рук его все выпадало.

Он сыном бедной был вдовы, и был, к несчастью, туп
И как легенда говорит: был безнадежно глуп.
Был в норме рост и в норме вес: и стать не отменить,
И вот задумала вдова, сыночка оженить.

«Возьмем себе невестку в дом, нам бедность не страшна,
И что в богатстве толку том, была б жена умна.
С ней, как за каменной стеной мой проживет сынок,
А мне пора уж на покой, всему есть в жизни срок!»

Затея эта не сбылась, все знали о глупце,
Напрасно тратит мать слова, вся правда на лице.
И не нашлось в деревне той, кто б согласился стать женой,
Уж лучше век прожить одной, чем год с головушкой дурной.

Не видя выхода иного, пошла к гадалке, мать-вдова,
«Скажи, что сделать мне такого, чтоб сыну ум вернуть сполна?
Гадалка только усмехнулась: «Таких лекарств, поверь мне, нет!
Но на вопрос твой я готова, подать тебе простой совет.

Вон та гора, вершину видишь? Там, даже летом снег идет,
Еще отец мой быль ту слышал, что мудрый старец там живет.
Вот он, я думаю, поможет, и даст ответ на твой вопрос,
Идти твой сын, надеюсь, может? Ведь путь до старца в вверх идет!»

И путь неблизким оказался и много встретил он кого,
Голодный волк, узнать старался, как голод утолить его?
Как дождик плакала девица, остановиться не могла:
Она глупца слезно молила, спросить и про ее дела.

Глупец, на дерево дивился: с которым жизнь его свела:
Пол - дерева одето в листья, с другой - опала вся листва.
Рядом ручей, а толку мало, не удержался он, спросил:
«Похоже, что-то помешало, тебе всему набраться сил?»

Вздохнуло дерево печально, тихо ответило глупцу:
«Моим корням заслон поставлен, хочу напиться – не могу!
Ты мудрецу печаль поведай, ответ его мне принеси:
Освобожусь от этих бед я, что хочешь у меня проси!»

Глупец добрался до вершины, слушал мудрец его кручины,
Проблемы всех он разрешил, и в путь глупца благословил:
«Спеши домой, вот мой совет, ты по пути найдешь ответ,
Смотри, друзей не забывай, мое посланье - передай!»

Встречает дерево его, ждет избавленья своего:
«Мудрец сказал, зарыт здесь клад, он в твоих бедах виноват!»
И молит дерево глупца: «Признательности нет конца,
Возьми себе весь этот клад, а я водице буду рад!»

«Ты извини, домой спешу, дома вопрос я свой решу,
А к тебе путник завернет, и клад зарытый заберет».
Девице, плачущей сказал: «Мудрец совет свой передал,
Чтобы твой плач совсем затих, должен с тобою быть жених!»

К глупцу девица: «Милый мой, возьми меня с собой, родной!
Согласна стать твоей женой, давай поженимся с тобой?!»
«Мне не досуг, - глупец сказал, - мне мудрец строго наказал,
Не пропустить счастье в пути, пойду искать, дай мне пройти!»

Знакомый лес и рядом дом, и волк голодный перед пнем,
Глупец поведал волку все, чем вразумил мудрец его,
И не забыл сказать о тех, кому мудрец сулил успех.
И о себе он не забыл: дома ждет то, зачем ходил!

Волк, выслушав глупца, сказал: «А мне мудрец что передал?
Как мне мой голод утолить, чтоб меньше есть и дольше жить?»
« Тебе мудрец дал свой совет – сожри глупца - живи сто лет!
Но только, где глупца найти? Ищи, а я должен идти!»

Прошло с поры той много дней, от глупца не было вестей.
Напрасно мать его ждала, судьба жестокой к ней была.
По лесу слух прошел, что волк больше не ищет пищи впрок:
Один он знает до конца про участь бедного глупца…

НАЧАЛО.
… Все началось с того, что Черт решил оставить человечество без селедки…
По обыкновению своему, он готовил эту акцию долго и осторожно…
Когда в семье Профессора Мыльникова родился первенец по имени Саша, Черт решил для себя, что это – то, что ему надо…
Дело в том, что Профессор Мыльников занимался всю жизнь тралами, и заведовал Кафедрой Рыболовства в большом Рыбном институте…
Так, что Саше Мыльникову была в этот институт прямая дорога…
С самого детства Саша знал, где будет учиться после школы, знал и то, кем он будет работать после института – он должен был стать профессором на той же кафедре, что и его отец…
Саша был человек со способностью к точным наукам, школу закончил с серебряной медалью, и вовсе без труда поступил в тот самый институт, где работал его папа…

ВОСПИТАНИЕ ГЕНИЯ.
Профессор Мыльников сына не особо баловал… Саша учился в английской школе с математическим уклоном, и за плохую отметку его (просто) лишали подарка…
Профессор Мыльников воспитывал в сыне умение терпеть, и способность надеяться на лучшее в критической ситуации…
Мыльников-младший рано потерял девственность, и к десятому классу уже вовсю пил вино…
Профессор Мыльников раз и навсегда наказал сыну, чтоб тот не пил на улице или в подъезде, а чтоб, если уж так охота, пил дома… Но умеренно…
Саша Мыльников любил дешевый портвейн, и приглашал на него самых близких друзей из той же, все, английской школы
Профессор Мыльников пичкал сына специальными знаниями, и внушал, что после, когда-то, Саше станет заметно легче, и, что, чтобы в будущем что-то иметь, надо хорошо постараться в настоящем… Друзья, это, конечно, хорошо, но кончится юность, и жизнь заставит каждого устраиваться, как он сможет…
А между тем Саша занимался элитной стендовой стрельбой, и даже получил по ней спортивный разряд…

В ИНСТИТУТЕ.
… Мыльников-младший учился очень хорошо – учеба ему, в принципе, и вовсе не была нужна: отец его знал назубок все, чему учили в Институте, и давно вложил все эти знания в голову к сыну, но, во-первых, в Институте была военная кафедра, и каждый студент был обязан на ней отучиться; а, во-вторых, зачем было ускорять процесс взросления?.. В студенческой жизни всегда есть особый, непередаваемый словами, аромат… И Саша Мыльников дышал им так же, как все студенты вокруг…
Многие институтские красавицы мечтали о нем… Саша и вправду был бы подарок судьбы – черноволосый высокий красавец, из профессорской семьи… С заведомо сытым будущим… Замужем за которым можно было б счастливо прожить всю жизнь…
Саша любил многих, но выбирал женщин, в основном, такого же не простого происхождения, что и сам…
(Одно в нем было плохо – он не любил стихи ни под каким соусом…)
Когда другие летом отрабатывали «третий трудовой» семестр на полях или на стройке, Саша с отцом ходил в море на научном судне… А когда настало время плавательской практики, когда надо было полгода проработать на палубе, Саша опять пошел с отцом на «научнике» в Черное Море…
Зависть грызла тех, кто учился с ним рядом… На курсе училось много умных, талантливых, людей… Но ни одного из них после окончания учебы в Институте, в Институте не оставили…(Многие из них после кое-чего добились в жизни – кто-то стал милицейским полковником, кто-то даже работал после в Министерстве…Кто-то был директором завода; но, ни один не был так успешен поначалу, как Мыльников-младший!.. «Счастливчик!» - говорили о нем!..)
И когда он защищал Диплом, защита прошла блестяще, а Диплом после стал основой для кандидатской диссертации…

ЖЕНИТЬБА.
Может, это и было странно для кого-то со стороны, но женился Саша Мыльников по любви… И тут совпало, что и жена его тоже была из профессорской семьи – ее отец был врач-психиатр, а мать – лучший в Городе гинеколог…
Медовый месяц Мыльников и его молодая жена провели в Гаграх, и скоро у Саши и его жены родился сын…
Мыльников работал на Кафедре, читал лекции, молодой кандидат наук… Жил не бедно… Но все предпочитал из алкогольной продукции дешевый портвейн всему прочему, и по-прежнему занимался стендовой стрельбой… (Мыльников-старший вышел на пенсию, и писал дома учебники по рыболовству… Сыну не мешал…)

ЧЕРТ.
Черт все это время был с Мыльниковым рядом…
Чтобы стать Профессором, Саше Мыльникову надо было сделать что-то весьма важное в его науке о рыбной ловле, нечто существенное…
Черт вложил в его умную голову Идею, что прежде берег от всех… Это касалось усовершенствования траловой ловли: Саша создал датчик, что намного упрощал процесс траления, и крепился к тралу…
(… Черт тогда возликовал!.. А Мыльников воскликнул: «Теперь я накормлю всех голодных… Рыбы в Океане много!..»
Мыльников несколько дней находился после этого в эйфории…Он чувствовал себя на седьмом небе…)
Мыльников запатентовал свое изобретение… И вот тут-то все и началось…
Траловое дело в мире пошло в гору… Ловить рыбу сделалась намного легче, чем прежде… Люди стали больше есть… Того и гляди в мире настало бы благоденствие… Недорогая рыба лежала на прилавках… Все ели от пуза…
Но случилось так, что рыбы в Океане сделалось намного меньше, а селедку в Атлантике выловили всю…
Черт смеялся от души… Мыльников-младший тоже стал профессор…
«Что я наделал?» - думал он теперь, и в конце-концов оказался в сумасшедшем доме…
- Как мы тебя?.. – обращался он к той рыбе, абстрактно; рыбе, что уже выловили… И тоже, как Черт, смеялся… от души…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Профессор Мыльников прожил, почти, жизнь… Ну, ошибался, с кем не бывает… Подлечат… Выйдет из психушки на свет божий… Да, только, что будет с его Душой?..

«МАСКА»
… Прохожие долго всматриваются в мое лицо, будто на мне (уже) маска смерти… Мало того, некоторые из них считывают мои мысли… Я больше и больше думаю о том, что этот Мир создавался только ради меня одного… И что вокруг меня – только Декорация, которую наравне с Богом планировал когда-то и я сам…

«ПЕЧАЛЬ»
Год назад у Художника умерла Натурщица… (Художник был уже (далеко) не молод, так же, впрочем, как его Натурщица…) Только теперь он понял, что любил ее – сильно, до боли в сердце… Каждый день он ездит на ее могилу, заполняет этим жизнь…
Автобус до кладбища идет только рано утром… Художник всегда боится на него опоздать… Все соседи знают, что Художник любит мертвую, что каждый божий день ездит к ней, и, наверное, долго говорит с ней, стоя на могиле… Жалеют его… И не знают, чем помочь…

«ХАСИДЫ»
… Что за дела, что за веселые дела в нашем Ашкелоне!.. По улицам ездит минибус, весь радостно расписанный… На крыше у него огромные динамики, из которых на всю улицу льется хасидская музыка, и за рулем его сидит почтенный ортодокс… «Все не так уж плохо, ребята!..» - будто бы ортодокс хочет так, (хочет это), сказать своей музыкой… «Все совсем не так плохо!..» - сообщает (через динамики) он…


Глава 01
07. Начало мудрости - страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им;
а благоговение к Богу - начало разумения; глупцы только презирают мудрость и наставление.
22. доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
32. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

Глава 03
35. Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие.

Глава 05
22. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
23. он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 06
32. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

Глава 07
04, Скажи мудрости: "ты сестра моя!" и разум назови родным твоим,
05. чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.
06. Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
07. и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
08. переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
09. в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
10. И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
11. шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
12. то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы...

Глава 08
05. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

Глава 09
01. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
02. заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
03. послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
04. "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:
05. "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
06. оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
13. Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
14. садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
15. чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
16. "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:
17. "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

Глава 10
01. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
05. Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
08. Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
10. Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
13. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.
14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.
18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.
21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Глава 11
12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

Глава 12
08, Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

Глава 13
16. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
17. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
20. Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21. Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружится с глупыми - развратится.

Глава 14
01. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
03. В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
07. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
08. Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение.
09. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных - благоволение.
15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24. Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд, глупость и есть.
29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
35. Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Глава 15
01. Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
02. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
05. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
07. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21. Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Глава 16
22. Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

Глава 17
02. Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
07. Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.
18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
21. Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется.
24. Мудрость - пред лицом у разумного, а глаза глупого - на конце земли.
25. Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28. И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои благоразумным.

Глава 18
01. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
02. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
06. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
07. Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
23. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.

Глава 19
01. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.
03. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу - господство над князьями.
13. Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
29. Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тела глупых.

Глава 20
01. Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
03. Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Глава 21
16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
20. Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Глава 22
15. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

Глава 23
09. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.

Глава 24
07. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
09. Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей.
30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
31. и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Глава 26
01. Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.
03. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
04. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
05. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
06. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.
07. Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов.
08. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
09. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.
10. Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.
11. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
18. Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,
19. так - человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил".

Глава 27
03. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.
12. Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.
20. Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.
22. Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.

Глава 28
16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.
26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Глава 29
09. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя.
11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

Глава 30
02. подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
21. От трех трясется земля, четырех она не может носить:
22. раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб;
23. позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
32. Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
________________________________________ __________________
Глупость упомянута в 27 главах из 31 .