Сословия 19 века. Критерием является уровень потребления? Подняться из одного сословия в другое редко кому удается

  • 21.09.2019

27

Смутное время в Московском государстве.

Кризисной обстановкой начала XVII в. в России воспользовалась Речь Посполитая (объединенные по Люблинской унии 1569 г. Литва и Польша). Бежавший из кремлевского Чудова монастыря в Польшу и объявивший себя царем Дмитрием (на самом деле погибшим в 1591 г. в Угличе) Григорий Отрепьев был поддержан польскими магнатами, с помощью которых он во главе 4-тысячного войска в 1604 г. предпринимает поход на Москву. На его сторону стали переходить крестьяне и посадские люди порубежных западных земель, а после неожиданной смерти Годунова и бояре.

В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако проводимая им политика не удовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы. Чашу терпения переполнила его свадьба с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая 1606 г. он был убит. Царем стал Василий Шуйский, правивший прежде всего исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры. Этапы: 1. 1598-1605. Ключевая фигура - Борис Годунов. Он, по решению земского собора, был избран на царский престол в 1598г. Он слыл жестоким политиком, был опричником, обладал незаурядным умом. При активном его участии в 1598 в Москве учреждено патриаршество. Он резко изменил характер внутренней и внешней политики государства (освоение южных окраин, освоение Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Следовательно, происходит подъем экономики и обострение политической борьбы. В 1601-1603 неурожай, начинается голод и голодные бунты. В этот период на территории Польши объявился первый Лжедмитрий, получил поддержку польской шляхты и вступил на землю русскую в 1604 г. В апреле 1605. Годунов скончался неожиданно. В июне в Москву вступил Лжедмитрий 1. Через 11 месяцев, в 1606 он был убит в результате заговора. 2. 1606-1610. Этот этап связан с Василием Шуйским, первым "боярским царем". Взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия 1 по решению красной площади, дав крестоцеловальную запись о хорошем отношении к боярам. На престоле столкнулся с множеством проблем (восстание Болотникова, ЛД2, Польские войска, распад СУ, голод). Шуйскому удалось решить только часть проблем. В 1610 польские войска разбили отряды Шуйского и он был свергнут с престола и утвердился режим семибоярщины, бояре хотели пригласить на престол польского королевича Владислава при гарантии неприкосновенности веры и бояр, а также чтобы он сам поменял веру. Этому протестовала церковь, да и ответа не было от Польши. 3. 1611-1613. Патриарх Гермоген в 1611 инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву и потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К.Минин и Д.Пожарский. Деньги собрали недостаточные для содержания ополчения, но и не малые. Ополченцы называли себя свободными людьми, во главе стоял земский совет и временные приказы. 26 октября 1612 ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено.

Итоги: 1. Общее число погибших равно одной трети населения. 2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота. 3. Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории). 4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов. 5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Первые представители династии (М.Ф.Романов - 1613-1645, А.М.Романов - 1645-1676, Ф.А.Романов - 1676-1682). Они должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление государственного механизма и экономики.

28

Формирование сословий в Московском государстве.

1. Понятие о сословии. Периодизация сословий в России

На протяжении XV - XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.

Сословия - это такие большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются от других социальных групп по своему передаваемому по наследству правовому статусу (т.е. совокупности прав и обязанностей). Что же касается общественных классов, то это тоже большие социальные группы, но они отличаются друг от друга по другим, не юридическим, а социально-экономическим критериям, а именно: по своему отношению к собственности, месту в общественном производстве и способам присвоения общественного прибавочного продукта. Сословие и класс могут совмещаться (совпадать). Так крестьянство выступает как сословие, но это одновременно и класс. А могут и не совпадать, к примеру, дворянство и духовенство по своим социально-экономическим характеристикам принадлежат к единому феодальному классу. И дворяне, и церковь владели землей и крепостными на феодальном праве. Но по своему правовому статусу это два разные сословия. Что же касается городского (посадского) сословия, то с течением времени уже в XIX веке из этого единого сословия вырастают и формируются два разных общественных класса - буржуазия и рабочий класс, а также разночинная интеллигенция.

По сравнению с кастами , где принцип наследования абсолютен, в сословии наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в нем может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.). Признаком сословия является также наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности - особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическая сословная мораль.

Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие "отгородилось" от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями.

2. Феодалы – господствующий класс общества

Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению».

Поскольку в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян, то царская власть активно раздавала дворянству землю. Однако земли для испомещения дворян не хватало, и они поставили вопрос о перераспределении земель и рабочих рук внутри класса феодалов. Особенно остро разгорелась борьба между боярством и дворянством из-за земли и крестьян в 60-70-х годах XVI в., когда правительство Ивана Грозного ввело опричнину и при ее помощи конфисковало у бояр и роздало дворянам огромные земли. В годы опричнины Иван Грозный впервые “испоместил” вокруг Москвы “избранную тысячу” своих наиболее преданных слуг, наделив их землей и крестьянами на возникшем тогда же поместном праве, т.е. за службу и на время службы без права распоряжения. В первой половине XVII в. уже преобладало дворянское поместное землевладение. Дворянство, организованное в поместное ополчение, было наиболее мощной политической и военной силой.

Дворяне претендовали также на участие в государственной власти. Боярство же, стремясь сохранить свои привилегии, защищало систему местничества, которая сложилась еще в XV в. При поддержке дворянства царизм проводит ряд ограничений местничества.

Однако, несмотря на то, что борьба между боярством и дворянством порой носила ожесточенный характер, все же это было столкновение внутри класса феодалов. Основным же было противоречие между классом феодалов и феодально зависимым крестьянством.

После опричнины, нанесшей сильнейший удар боярству, и отражения иностранной интервенции начала XVII в., во время которой немало бояр перешло на сторону врага, дворянство становится ведущей силой класса феодалов. Боярство теряет свои позиции и постепенно сливается с дворянством в единое сословие, составляя его верхушку.

В XVI- XVII вв. оформляется исключительное сословное право феодалов на землю и феодально зависимых крестьян. Уже первый общерусский законодательный акт-Судебник 1497 г. защищал границы феодальной поземельной собственности. Судебник 1550 г. и Соборное Уложение 1649 г. усиливают наказания за это. Кроме того, в Уложении прямо указано, что владеть землей могут только “служилые люди”.

Феодалы закрепляют свою привилегию занимать постыв государственном аппарате. По-прежнему они обладали правом вотчинной юстиции, то есть могли судить своих крестьян, правда, за исключением тяжких политических и уголовных дел. Такие дела подлежали разбору в государственных судах. Это еще больше ограничивало иммунитет феодальных владельцев. С 1550 г. выдача иммунитетных грамот была прекращена.

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И дело здесь не только в проповеди аскетизма и отречении от мирских забот, но и в том, чтобы не дробились между наследниками-детьми церковные и монастырские земли. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, что если митрополит, хотя бы формально подчинялся константинопольскому патриарху, то с учреждением московской патриархии ее глава - патриарх по своему сану стал равен константинопольскому патриарху. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью независимой (автокефальной) и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва. Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших церковных иерархов, но по традиции восточного православия, шедшей еще с византийских времен, утверждался в своей должности царем. Поэтому учреждение Московской патриархии являлось как бы завершающим актом, утверждавшим суверенитет Русского централизованного государства. Поместный собор и патриарх являлись не только высшими органами духовного суда, но их акты были источниками церковного (канонического) законодательства. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое от церкви население, кроме дел об измене, “душегубстве, татьбе и разбое с поличным”. По ряду дел (например, преступления против нравственности, разводы и т.п.) церковному суду подлежали и все светские люди.

Православная церковь фактически осуществляла идеологическую функцию государства, являлась носителем государственной идеологии, поэтому государство всячески поддерживало церковь и материально, и политически, и законодательно.

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Название сословия

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

В социологии часто используются такие понятия, как «класс» и «сословие». Что они означают?

Факты о классах

Социальный класс - это часть гражданского общества, представляющая собой группу людей, которые схожи друг с другом по уровню дохода или роду занятий. Например, есть граждане, зарабатывающие столько, чтобы их можно было отнести к среднему классу. Есть рабочие, предприниматели, интеллигенция, чиновники - все они формируют отдельные социальные классы.

Некоторые исследователи считают, что между классами совершенно естественно возникновение противоречий. Интересы рабочих, если следовать данной точке зрения, могут часто не совпадать с приоритетами, к примеру, интеллигенции и предпринимателей. Есть концепция, по которой любое общество возможно поделить на классы от высшего к низшему. И чем более выражена разница между ними, тем сильнее классовые противоречия, которые способны приводить к росту социальной напряженности, а то и к революции - история знает подобные примеры.

Возможность перемещения человека от одного класса к другому называется «социальным лифтом». Успешным считается то общество и государство, в котором соответствующие механизмы позволяют гражданам повышать свою классовую принадлежность законным способом, в разумные сроки и при условии приложения с их стороны адекватных усилий.

Некоторые исследователи считают, что применительно к современному обществу правомернее употреблять другой термин - «социальная группа». Дело в том, что мобильность жителей развитых стран в сочетании с относительно высокой доступностью образования настолько высока, что человек не один раз может поменять свой «класс». Но при этом, скорее всего, будет оставаться в своей социальной группе. Например - являясь служащим, рабочим, управленцем.

Следовательно, термин «социальный класс» - в значительной степени исторический. Однако если говорить о таком критерии, как уровень дохода, то деление общества на низший, средний и высший классы в зависимости от показателей заработка человека сохраняет актуальность и сегодня.

Факты о сословиях

Сословие - это часть населения страны, представляющая собой группу людей, объединенных социальным положением (наличием прав, обязанностей, привилегий). Характерны сословия главным образом для исторических обществ. В современной социологии данный термин используется чаще всего неофициально. Это связано с тем, что деление социума на группы (соответствующие сословиям по тем критериям, что указаны выше) в развитых странах не настолько выражено, как это было в предшествующие исторические периоды.

Так, например, в Европе периода Средневековья было 3 основных сословия - аристократия, священники и крестьяне. В Древнем Риме высшим сословием по привилегиям был нобилитет, низшим - плебеи. Между ними находились патриции, сенаторы и всадники.

В России сословное деление различалось в зависимости от исторического периода развития государства. Например, при Русском царстве, объединенном Москвой, выделялось 2 крупнейших сословия - тяглые и служилые люди. К первым относились крестьяне, а также посадские люди. Ко вторым - бояре, дворяне, люди военного дела. Касательно времен Российской Империи исследователи выделяют такие ключевые сословия, как дворянство, духовенство, купечество, крестьянство.

Главной характеристикой сословия можно назвать наследственность. Если человек принадлежал к какой-либо из соответствующих групп людей, то и его дети, как правило, становились представителями аналогичного сословия. То есть «социальные лифты» для сословных времен были не характерны. Но иногда, безусловно, в том или ином виде работали.

Сравнение

Главное отличие класса от сословия - в наличии «социальных лифтов» в первого типа сообществах и крайне слабой их выраженности во вторых. Человек может с течением времени перемещаться между разными социальными классами. Но изначально относящийся к конкретному сословию житель государства довольно редко менял свою социальную принадлежность.

Классовое деление - характеристика государства с довольно развитой правовой традицией. Вне зависимости от социальной принадлежности все люди остаются, таким образом, равными перед законом. В свою очередь, сословия характерны для государств, в которых проживают люди с неравноправным положением. У одних больше прав и привилегий, у других - меньше.

В принципе, допустимо говорить о том, что социальный класс - это результат эволюции сословий, их преобразования в новые общественные категории по мере развития производства, политических, правовых, денежно-кредитных отношений в государстве.

Определив, в чем разница между классом и сословием, внесем основные критерии в небольшую таблицу.

Сословия и классы.

Все городское и сельское население делилось «по различию прав состояния» на четыре главных разряда: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

Привилегированным сословием оставалось дворянство. Оно делилось на личное и потомственное.

Право на личное дворянство, которое не передавалось по наследству, получали представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табели о рангах. Служа Отечеству, можно было получить и потомственное, т. е. передающееся по наследству, дворянство. Для этого надо было получить определенный чин или орденскую награду. Император мог пожаловать потомственным дворянством и за успешную предпринимательскую или иную деятельность.

Городские обыватели - потомственные почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники.

Сельские обыватели , казаки и другие люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

В стране шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами - буржуазией и пролетариатом. В то же время преобладание в экономике России полуфеодального сельского хозяйства способствовало сохранению и двух основных классов феодального общества - помещиков и крестьян.

Рост городов, развитие промышленности, транспорта и связи, повышение культурных запросов населения приводят во второй половине XIX в. к увеличению доли людей, профессионально занимающихся умственным трудом и художественным творчеством, - интеллигенции: инженеров, учителей, врачей, адвокатов, журналистов и т. д.

Крестьянство.

Крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населения Российской империи. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и государственные, входили в состав самоуправляющихся сельских обществ - общин. Несколько сельских обществ составляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

Для крестьян существовал особый волостной суд , члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке.

Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» - заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие . Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряженная работа - страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены:

  • Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.
  • резкое усиление потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».

  • Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, распределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно , а не сводились в одном месте. Каждый член общины имел по небольшому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крестьянском самоуправлении.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключалась в том, чтобы превратить крестьян - основную часть населения страны - в политически зрелых граждан, уважающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

Дворянство .

После крестьянской реформы 1861 г. быстро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утрачивало и свои экономические преимущества. После крестьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось.При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять полукрепостнические формы ведения хозяйства и разорялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в предпринимательской деятельности: в железнодорожном строительстве, промышленности, банковском и страховом деле. Средства для занятия предпринимательством были получены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельцами крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недвижимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая - в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс некогда всесильных помещиков постепенно исчезал.

Буржуазия.

Развитие капитализма в России вело к росту количества буржуазии. Продолжая официально числиться дворянами, купцами, мещанами, крестьянами, представители этого класса играли все большую роль в жизни страны. Начиная со времен «железнодорожной горячки» 60-70-х гг. буржуазия активно пополнялась за счет чиновников. Входя в правления частных банков и промышленных предприятий, чиновники обеспечивали связь между государственной властью и частным производством. Они помогали промышленникам получать выгодные заказы и концессии.



Период складывания российской буржуазии совпал по времени с активной деятельностью народников внутри страны и с ростом революционной борьбы западноевропейского пролетариата. Поэтому буржуазия в России смотрела на самодержавную власть как на свою защитницу от революционных выступлений.

И хотя интересы буржуазии нередко ущемлялись государством, на активные действия против самодержавия она не решалась.

Некоторые из основателей известных торгово-промышленных семей - С. В. Морозов, П. К. Коновалов - до конца своих дней оставались неграмотными. Но своим детям они старались дать хорошее образование, в том числе и университетское. Сыновей нередко отправляли за границу изучать торгово-промышленную практику.

Многие представители этого нового поколения буржуазии стремились поддержать ученых, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграли А. А. Корзинкин, К. Т. Сол- датенков, П. К. Боткин и Д. П. Боткин, С. М. Третьяков и П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов.

Пролетариат.

Еще одним основным классом индустриального общества являлся пролетариат. К пролетариату относились все наемные рабочие, в том числе занятые в сельском хозяйстве и промыслах, но его ядром были фабрично-заводские, горные и железнодорожные рабочие - промышленный пролетариат. Его образование шло одновременно с промышленным переворотом. К середине 90-х гг. XIX в. в сфере наемного труда было занято около 10 млн человек, из них промышленных рабочих насчитывалось 1,5 млн.

Рабочий класс России имел ряд особенностей:

  • Он был тесно связан с крестьянством. Значительная часть фабрик и заводов размещалась в селах, а сам промышленный пролетариат постоянно пополнялся выходцами из деревни.Наемный фабричный рабочий являлся, как правило, пролетарием в первом поколении и сохранял тесную связь с деревней.
  • Рабочими становились представители разных национальностей .
  • В России наблюдалась значительно большая концентрация пролетариата на крупных предприятиях, чем в других странах.

Жизнь рабочих.

В фабричных казармах (общежитиях) они селились не по цехам, а по губерниям и уездам, из которых приехали. Во главе рабочих из одной местности стоял мастер, который и набирал их на предприятие. Рабочие с трудом привыкали к городским условиям. Отрыв от родных мест нередко приводил к падению морального уровня, пьянству. Рабочие трудились по многу часов и, чтобы послать деньги домой, ютились в сырых и темных комнатах, плохо питались.

Выступления рабочих за улучшение своего положения в 80-90-х гг. стали более многочисленными, порой они принимали острые формы, сопровождаясь насилием над заводским начальством, разгромом фабричных помещений и столкновениями с полицией и даже с войсками. Наиболее крупной была стачка, вспыхнувшая 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в городе Орехово- Зуеве.

Рабочее движение в этот период являлось ответом на конкретные действия «своих» фабрикантов: повышение штрафов, снижение расценок, принудительную выдачу зарплаты товарами из фабричной лавки и т. п.

Духовенство.

Церковные служители - духовенство - составляли особое сословие, разделенное на черное и белое духовенство. Черное духовенство - монахи - принимало на себя особые обязательства, в том числе уход из «мира». Монахи проживали в многочисленных монастырях.

Белое духовенство жило в «миру», его главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь. С конца XVII в. был установлен порядок, согласно которому место умершего священника наследовал, как правило, его сын или иной родственник. Это способствовало превращению белого духовенства в замкнутое сословие.

Хотя духовенство в России принадлежало к привилегированной части общества, сельские священники, составлявшие подавляющую его часть, влачили жалкое существование, так как кормились своим трудом и за счет прихожан, которые сами нередко едва сводили концы с концами. К тому же, как правило, они были обременены большими семьями.

Православная церковь имела свои учебные заведения. В конце XIX в. в России было 4 духовные академии, в которых обучалось около тысячи человек, и 58 семинарий, обучавших до 19 тыс. будущих священнослужителей.

Интеллигенция .

В конце XIX в. из более чем 125 млн жителей России 870 тыс. можно было отнести к интеллигенции. В стране было свыше 3 тыс. ученых и литераторов, 4 тыс. инженеров и техников, 79,5 тыс. учителей и 68 тыс. частных преподавателей, 18,8 тыс. врачей, 18 тыс. художников, музыкантов и актеров.

В первой половине XIX в. ряды интеллигенции пополнялись в основном за счет дворян.

Часть интеллигенции так и не смогла найти применения своим знаниям на практике. Ни промышленность, ни земства, ни другие учреждения не могли обеспечить занятость многим выпускникам университетов, чьи семьи испытывали материальные трудности. Получение высшего образования не являлось гарантией повышения жизненного уровня, а значит, и общественного положения. Это рождало настроения протеста.

Но помимо материального вознаграждения за свой труд, главнейшей потребностью интеллигенции является свобода самовыражения, без которой немыслимо подлинное творчество. Поэтому при отсутствии в стране политических свобод антиправительственные настроения значительной части интеллигенции усиливались.

Казачество.

Появление казачества было связано с необходимостью освоения и защиты вновь приобретенных окраинных земель. За свою службу казаки получали от правительства землю. Поэтому казак - одновременно и воин, и крестьянин.

В конце XIX в. существовало 11 казачьих войск

В станицах и поселках существовали специальные начальные и средние казачьи школы, где большое внимание уделялось военной подготовке учащихся.

В 1869 г. был окончательно определен характер землевладения в казачьих областях. Закреплялось общинное владение станичными землями, из которых каждый казак получал пай в размере 30 десятин. Остальные земли составляли войсковой запас. Он предназначался в основном для создания новых станичных участков по мере роста казачьего населения. В общественном пользовании находились леса, пастбища, водоемы.

Вывод:

Во второй половине XIX в. происходила ломка сословных перегородок и становление новых групп общества по экономическому, классовому признаку. В состав нового предпринимательского класса - буржуазии - вливаются и представители купечества, и удачливые крестьянские предприниматели, и дворянство. Класс наемных рабочих - пролетариат - пополняется прежде всего за счет крестьян, но мещанин, сын сельского священника и даже «благородный господин» не были редкостью в этой среде. Происходит значительная демократизация интеллигенции, даже духовенство теряет свою былую замкнутость. И только казачество в большей степени остается приверженцем своего прежнего образа жизни.


В России к началу 20 века сосуществовали сословия и классы, поскольку в это время Россия находилась в стадии перехода отфеодального строя ,для которого характерно сословное деление, к капиталистическому , для которого было характерно классовое деление общества.

Мещанство

Мещанство - средние слои городского населения (мелкие служащие, ремесленники, домашняя прислуга и т.д.) В России до 1917 года - сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Купечество

Купечество - торговое сословие. Оно оказалось наиболее приспособленным к началу капиталистических преобразований. Купечество стало основой для формирования российской буржуазии.Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от своего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии. К началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

Классы

Буржуазия

Буржуазия - класс эксплуататоров, владеющий на правах частной собственности орудиями и средствами производства и извлекающий прибавочную стоимость посредством эксплуатации наемного труда. Мелкая буржуазия - класс мелких собственников, владеющих средствами производства и пользующихся наемным трудом в незначительной степени или совсем не пользующихся им. Буржуазия к началу 20 века становится экономической опорой самодержавия, но была лишена политических прав. Это приводит к тому, что русская буржуазия была сильно политизированна.

Пролетариат

Пролетариат (нем. «Proletariat» от лат. «proletarius» - неимущие) - социальный класс, лишённый собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Пролетариат в России был достаточно малочисленным (10%). Для него было характерно резкое расслоение на рабочую аристократию и чернорабочих, уровень жизни которых был крайне низким, а условия труда ужасающими. Наиболее бедные слои пролетариата были крайне революционны.

Помещики

Помещик - дворянин - землевладелец владеющий поместьем, вотчинник в России конца XV - начала XX вв.Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т.е. получавшие в пользование землю (поместье) за государственную службу. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 г. - собственностью П. Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала сословие П. и их землевладение.

Крестьяне

Крестьяне (от «христиане») - сельскохозяйственные производители семейно-индивидуального труда, основной класс феодализма, когда большинство крестьянства было превращено в крепостных. Как класс крестьяне оформились в XIV в. Являлись собственность помещика, были лично зависимы от помещика, платили подушную подать, оброк, отрабатывали барщину, месячину, пользовались наделами общинной земли; ограничено право крепостных покупать землю, заключать сделки. Отличались использованием традиционных орудий труда, слабо меняющейся техникой производства, патриархальными порядками, местной замкнутостью, узостью интересов.

В начале царствования Петра I составляли примерно 90% населения России и окончательно утратило личную свободу. Уже в к.XVII в. положение крестьян почти перестало отличаться от положения холопов. При развитии экономики вовлекались в товарно-денежные отношения, что вело к расслоению, выделению фермерских хозяйств, численному сокращению крестьянства, кооперированию труда. В к.XIX в. крестьяне составляли примерно 75% населения страны (ок.половины крестьян - бедняки).

Соотношение сословий и классов

Интеллигенция (особая группа, для которой харрактерен высокий уровень образованности и независимость мышления и суждений)
Классы Сословия
помещики дворянство
крестьяне крестьянство
купечество,дворянство, мещанство, крестьянство
пролетариат