Зачем нужны правила. Для чего нужны Правила

  • 30.09.2019

Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас. Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях. Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.

Вконтакте

Зачем нужны правила поведения?

Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми . Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.

Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.

Этикет поведения в общественных местах

Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом. Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу. Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.

На улице

Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.

При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих . Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.

Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.

Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.

Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.

В общественном транспорте

Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:

  • В заполненном транспорте, пробираясь к выходу, не принято расталкивать всех локтями.
  • При перевозке багажа и крупных вещей стоит подумать об окружающих: убрать вещи с прохода или положить на пол.
  • Не нужно занимать два сиденья, на одном из которых стоят громоздкие сумки. Их лучше убрать на колени или оставить около водителя.
  • Наступив на ногу, а этого в переполненном городском транспорте избежать трудно, нужно вежливо извиниться.
  • Не принято мешать другим пассажирам громкими разговорами с собеседником или по телефону .
  • С попутчиками обращаются вежливо, почтительно и никогда не грубят.
  • Мужчине солидного возраста или даме с тяжелыми сумками обязательно уступают место. Нельзя стоять в транспорте, предоставив своему ребенку сидячее место. Маленького малыша обычно берут себе на колени. Подрастающий мальчик спокойно постоит и рядом.
  • Взбираться с ногами на сиденье любого транспорта детям также непозволительно.
  • Держа ребенка на руках, внимательно следят за обувью малыша и стараются не запачкать окружающих.
  • При приближении к остановке заблаговременно проходят к выходу , меняясь с другими пассажирами местами.

Правила поведения в общественном транспорте

В театре, кино, музее, библиотеке

Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.

Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.

Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю . Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.

При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.

Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.

Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.

Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.

При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.

После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта .

Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.

Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка . Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.

С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.

В кафе и ресторане

При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно .

В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:

  • посетители находят сами свободный столик;
  • мужчина идет первым и выбирает место, а дама держится за ним;
  • партнер не только помогает снять даме верхнюю одежду, но и сам сдает ее в гардероб;
  • партнер отодвигает стул и помогает сесть даме.

Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.


Правила поведения в ресторане

Двери, лифты, лестницы

При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед . При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.

При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.

В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев .

Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.

При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади . Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.

Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.

Поведение детей в общественных местах

Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства . Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.

Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:

  • крик, шум в общественных местах запрещены;
  • приветствуется соблюдение чистоты и порядка;
  • требуется бережное отношение к общественному и чужому имуществу.

Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.

Полезное видео: правила поведения в общественных местах

Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.

Есть люди, которые живут по общим правилам, а есть люди, которые живут по своим правилам. Давай немного разберемся.

Как живут обычные люди? Соблюдают ли они правила? Да, соблюдают. Но чьи это правила? Это чужие правила. Люди просто подчиняются какому-то распорядку, какому-то укладу жизни. "Как у всех".

Это ни хорошо, и ни плохо. Это просто есть. И как выглядит их жизнь? Однообразно. Дом-работа-дом. Такие люди ничем не интересуются. Ничего их не радует. Чаще всего они жалуются на свою жизнь. Жалуются на правительство, на обстоятельства, на окружающих, на соседей, на начальника, на мужа/жену, на всех. Единственное развлечение - это сериалы или футбол под пиво. Тут, кому что.

И такие люди не виноваты, что они живут так, а не иначе. Просто никто их не научил, не рассказал, что можно и нужно по- другому. Они зомбированы новостями по телевизору. Попадают под влияние общей серой массы, где все новое и необычное воспринимается в штыки. Где шаг влево, шаг вправо, расцениваются как попытка к бегству. Где любая группа единомышленников именуется сектой.

И не обязательно разбираться, что там происходит на самом деле. Главное, поскорее заклеймить, зачернить, навесить ярлыки и гордиться собой, минут пять, за то, что не попал под влияние «сектантов». И снова телевизор, обвинения, жалобы…

А как живут богатые и знаменитые?

Возможно, вы удивитесь, но они живут по своим правилам. Они имеют четко прописанные законы своей жизни, которых придерживаются. У каждого это свои законы, свои правила и принципы. Но суть в принципе одна. Это фокус на цель, это преданность ценностям, это готовность принять новое, и вера в себя, вера в окружающих. Уважение к людям. Любым.

Недавно мне довелось побыть в обществе людей умных, богатых и довольно известных. Я могла наблюдать за их поведением, за их манерами. Слушать, что они говорят, видеть, что они делают. И даже общаться с ними. И оказалось, что это простые люди. Они не высокомерны, не чопорны. Они здороваются со всеми. Всем улыбаются. Они всегда готовы помочь. Но не всем.

Они занимаются благотворительностью, помогая тем, кто не может сам справиться. Но, если ты придешь просить в долг, тебе откажут. А вот, если попросишь совета, в том деле, которое собираешься начать, то тебе подскажут, где ты можешь натолкнуться на подводные камни и как их обойти.

И что выбираешь ты? Написать свои правила и жить по ним? Или слиться с серой массой и жаловаться и обвинять?

Лично я выбрала первый вариант. Я прописала свои правила для жизни. Я прописала свои правила дня. И теперь живу по ним. И моя жизнь стала налаживаться.

Мне некогда жаловаться. Да и не на кого. У меня все хорошо. И с каждым днем все лучше!

А у тебя есть свои правила? Напиши в комментариях!

(судя по последовавшему обсуждению, это я что-то не слишком разумное написал, погорячился)

Для чего нужны Правила?

На мой взгляд, для защиты слабого от сильного.

Правила определяют, как правильно.
Обращаются к Правилам, когда возникают сомнения – что в данном конкретном случае есть «правильно», а что – «неправильно». Посмотрели Правила – убедились, разобрались.
А если бы Правил не было?
Тогда прав окажется тот, кто сильнее (во всех смыслах этого слова).

Значит, именно слабый заинтересован в том, чтобы Правила были, чтобы они были понятными, «прозрачными», чтобы они неукоснительно исполнялись. Чтобы они защищали его от произвола.

Я не вижу этой заинтересованности.
Слабые не хотят защищаться. Они хотят, чтобы их не обижали, не притесняли, не эксплуатировали, но что-либо делать для этого не хотят. Надеются на авось. А после – когда авося не случится – начинают возмущаться. А то и выть…
Страшно выть. По животному.

Соглашаются работать за копейки, работают честно, а после скулят, что никто не озаботился их старостью.

Соглашаются на «чёрные» зарплаты, а после удивляются отсутствию даже минимальной соц.защиты и размеру пенсии.

Приватизируют квартиры на кого-то из родственников, а после оказываются униженными в собственном доме, а то и выброшенными на улицу.

Берут кредиты, не вчитываясь в условия Договора, а после хают сволочей-банкиров, которые «обдирают народ, как липку».

И прочее, и прочее, и прочее…
Мне возразят – но если по другому было нельзя?! Если не было другой работы, не было другой квартиры, не было другой возможности быстро достать денег?
Да. Я всё понимаю. Я сам живу в тех же самых условиях, и тоже вынужден частенько полагаться на авось, на расположение планет, на добросердечность сильного – не получается по другому.
Ведь я далеко не сильный…
Спаси нас Бог!

Но я совершенно не понимаю, почему в тех случаях, когда нет никакой, ну совершенно никакой необходимости, слабые всё равно не цепляются за Правила, не используют имеющиеся возможности защиты.
Не привыкли?
Боятся сглазить?
Боятся, что тогда все авоси от них отвернутся?
Считают, что все Правила против них писаны?

Я не знаю.
Вижу одно – повсеместное нежелание знать Правила, повсеместное нежелание их соблюдать, повсеместный вой «обиженных и угнетённых», а на самом деле – просто не удосужившихся ознакомиться с очередными «условиями игры».

Неужели русское счастье по прежнему только в Добром Царе?

P.S.
Любопытная мысль родилась в ходе обсуждения: для рабов-то Правил не писали!
Читаем Википедию:
"По выражению Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права - res, то есть вещь)."
"Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца."
"Раб не является субъектом права как личность, как человек. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином - законное право последнего, а кем-то другим - рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности."
"Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом - рабов)."

Для вас пишут Правила? Значит, вы - не рабы.

Щербина Анна

Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Задачи исследования:

ü изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;

ü узнать тайны русского алфавита;

ü изучить историю правописания в русской письменности;

ü узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;

ü провести опрос среди одноклассников;

ü провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

Методы исследования:

ü провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;

ü проанализировать результаты опроса;

ü провести беседу с одноклассниками;

ü сбор информации по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 3

город Минеральные Воды Ставропольского края

Исследовательский проект

Для чего нужны правила

Работу выполнила:

Щербина Анна,

Ученица 8 «А» класса МБОУ лицея №3

2017 год

Введение (актуальность)………………………………..…………..……….3

Цель исследования…………………………………………….…………….3

Задачи исследования………………………………………………….……...3

Методы исследования………………………………………………………..4

I. Теоретическая часть.

1.) Возникновение и развитие письма, как средство общения………....5

2.) Тайны русского алфавита……………………………………………..7

3.) Японская и Китайская письменности………………………………...9

4.) История правописания………………………………………………..11

II. Практическая часть.

Мои рассуждения……………………………………………………..……...13

План беседы с одноклассниками……………………………………………14

Выводы…………………………………………………………………..........15

Литература…………………………………………………………...….........16

Приложения……………………………………………………………..........17

Введение

Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.

Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.

Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»

И мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?» и «Учите ли вы правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат. И я решила провести своё исследование.

Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Задачи исследования:

  • изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;
  • узнать тайны русского алфавита;
  • изучить историю правописания в русской письменности;
  • узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;
  • провести опрос среди одноклассников;
  • провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.

Методы исследования:

  • провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
  • проанализировать результаты опроса;
  • провести беседу с одноклассниками;
  • сбор информации по теме.

Теоретическая часть

Возникновение и развитие письма как средства общения

Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»

Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.

Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.

Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.

Становление письменности

Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Изначальная письменность была образной : передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.

Можно выделить следующие этапы её формирования:

  • Пиктографическое письмо
  • Алфавитное письмо
  • Славянское письмо

Пиктографическое письмо

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западно-семитские (финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы (катакана и хирагана ).

Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница и кириллица , а соответственно, и большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:

Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Тайны русского алфавита

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

(пословица).

Конечно же, все знают наш русский алфавит. Его предшественником была

Кириллица

Интересно, что ещё до принятия христианства на Руси были люди, знавшие и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 года) и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X века.

Создателями славянской письменности были Кирилл и Мефодий.

Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе - древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.

24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Этот день стал праздником славянской письменности и культуры. А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.

Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Давайте сравним.

Японская и китайская письменности

Японская письменность обслуживается кандзи (иероглифами, заимствованными из Китая). Две азбуки, созданные в Японии катакана и хирогана (вместе они называются просто канна), были созданы на основе латинских букв и арабских цифр. Каждый из этих видов письма обрёл своё традиционное место в современной письменности.

Кандзи

Иероглифы могут использоваться для написания одного или разных слов. Кандзи имеют одно или несколько чтений. Выбор чтения иероглифа зависит от контекста, вкладываемого смысла, сочетания с другими кандзи и даже местом в предложении.

Хирагана

Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, а также употребляется в словах вместо кандзи в тех случаях, когда предполагается, что читатель не знает каких-то иероглифов, или эти иероглифы не знакомы самому пишущему, и в неофициальной переписке.

Катакана

Современное использование сводиться преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Распространенно использование катаканы для записи названий животных и растений, а так же, в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.

Иероглифика называется по-японски "каньдзи", т. е. "иероглифы японского языка", а по-китайски - "ханьцзы", т. е. "иероглифы хань", китайцев. Каждый иероглиф, в отличие от буквы, разлагается на ключ и фонетик, и имеет, в отличие от буквы же, комплексное значение. Ключ указывает, к какому классу предметов принадлежит предмет, обозначенный иероглифом (растительность, люди, огонь, вода, звери, проч.), а фонетик подсказывает чтение. Этих иероглифов десятки тысяч, и каждый иероглиф в японском языке может читаться, как похожий на китайский образ.

Из истории правописания

Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.

Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы писать в корне этого слова обязательно надо я .

Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь , прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.

Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды ». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е , на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).

Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.

Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.

В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.

Почему надо быть грамотным?

Рассуждая над материалами исследования, я поняла, что грамотность, на самом деле, есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Вот поэтому грамотная речь и письмо всегда были признаком кастовости, отличительной особенностью образованных и культурных людей. Они прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»,- утверждал А.Куприн.

Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до революции – дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.

Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.

Проанализировав результаты опроса одноклассников, выяснилось, что друзья мои пишут неграмотно, не могут связно и логично излагать свои мысли. Я решила устранить проблему грамотности в своём классе и провела беседу со своими одноклассниками.

План беседы с одноклассниками:

  1. Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране.
  2. Рассказать о возникновении и развитии письма.
  3. Японская и китайская письменности для сравнения с русской письменностью.
  4. Правила правописания в русской письменности.
  5. Рассказать о том, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.

В результате моих исследований я:

  • провела опрос среди одноклассников;
  • изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения;
  • узнала тайны русского алфавита;
  • узнала о японской и китайской письменности;
  • изучила историю правописания;
  • провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила, и никогда о них не забывать.

Выводы:

  • Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
  • Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память.
  • Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно.
  • Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
  • Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.

У чите правила русского языка, и вы будете образованным и

культурным гражданином нашей страны!

Список литературы:

  1. Барашков А. «Узелковое письмо древних славян».// Наука и религия, 1992, № 4-5
  2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.,1984г.
  3. Горбачевич К.С. «Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее», М. «Просвещение». 1984г.
  4. Истрин В.А. «Возникновение и развитие письма». М.1965г.
  5. Успенский Л. «По дорогам и тропам языка». М. «Детская литература». 1980г.
  6. http://www.bibliotekar.ru
  7. http://drevoroda.ru
    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Для чего нужны правила?

    Актуальность: проблема грамотности.

    Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.

    Задачи исследования: провести опрос среди одноклассников; изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнать тайны русского алфавита; изучить историю правописания в русской письменности; узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью; провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка; сделать выводы;

    Методы исследования: провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; провести беседу с одноклассниками; сбор информации по теме.

    Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

    Возникновение и развитие письма как средства общения

    Становление письменности Славянская письменность - наследница нашего современного письма.

    Можно выделить следующие этапы её формирования: Пиктографическое письмо Алфавитное письмо Славянское письмо

    Пиктографическое письмо Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках.

    Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана).

    Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

    Тайны русского алфавита Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица

    Кириллица.

    Создатели славянской письменности

    24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! (М. П. Розенгейм)

    Из истории правописания

    Реформа азбуки и печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы - замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой.

    Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

    В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё . В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.

    Орфография русского языка Это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково). В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице.

    "Почему надо быть грамотным?" Грамотность, на самом деле, есть знание исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.

    Николай Михайлович Карамзин

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн

    Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.

    План беседы с одноклассниками: Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране. Рассказать о возникновении и развитии письма. Японская и китайская письменности, их сравнение с русской письменностью. Правила правописания в русской письменности. Рассказать, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.

    В результате моих исследований я: провела опрос среди одноклассников; изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнала тайны русского алфавита; узнала о японской и китайской письменности, сравнив их с русской письменностью; изучила историю правописания; провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила и никогда о них не забывать.

    Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.

    Выводы: Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.

    Учите правила русского языка, и вы будете образованными и культурными гражданами нашей страны!

Наверняка, все мы периодически обращаем внимание на людей, которые находятся около нас. Кто-то притягивает взгляды своей привлекательной внешностью, а кто-то заставляет обернуться за шлейфом приятных духов. Но при этом совсем другого внимания удостаиваются люди, сильно выделяющиеся из толпы. Именно смотря на них сразу становится понятно, зачем нужно знать правила поведения в общественных местах.

Человек является общественным существом. Мы проводим очень много времени, контактируя с другими людьми на улице, на работе, в учебных заведениях и различных развлекательных местах. И информация о правилах поведения в обществе помогает выглядеть органично, не привлекать ненужного внимания, не вызывать неприятие и не провоцировать различные казусы.

Когда человек находится в обществе, его манеры тут же становятся заметны окружающим. Правила поведения в различных общественных местах формировались на протяжении многих веков. Их возникновение объясняется в первую очередь тем, что человечеству нужен был своеобразный регулятор, гарантирующий соблюдение ряда определенных прав, а также ограничивающий действия, способные навредить.

Человек сам по себе является довольно сложным созданием и может хотеть что угодно. Но прямой путь к осуществлению желаемого может оказаться вредным или неприятным для других членов общества. Часто бывает такое, что интерес одного человека совершенно противоречит желанию и стремлениям другого. Конечно же, это может привести к конфликтам и откровенному непониманию. Для того чтобы у человека были рамки, чтобы он знал, каким образом необходимо вести себя в каждой конкретной ситуации, и нужны определенные правила поведения.

В былые времена, до существования законов и всевозможных писаных правил, людям приходилось решать свои споры, обращаясь к мудрецу – самому почитаемому человеку в общине. Сейчас же правилам поведения учат с детства, и они становятся частью нас.

Определенные нормы поведения дают людям понять, как они могут вести себя в тех либо иных обстоятельствах, и осознать, что определенные действия находятся под категорическим запретом. Кроме того, есть некоторые правила, прописывающие обязательность какого-то поведения в отдельных ситуациях.

На самом деле, если бы подобных норм не было, то само существование мира в обществе было бы невозможным. Люди бы не смогли сожительствовать друг с другом, ведь определенное ограничение свободны является естественным для каждого из нас. Абсолютная свобода подразумевает осознанность необходимости, в том числе, и в правильном поведении.

Установка рамок поведения для каждой личности помогает поддерживать общественный порядок. Помимо того, именно соблюдение различных правил и норм указывает на наличие в обществе высокого уровня культуры, и подчеркивает эту же культуру у отдельного человека.

Тот человек, который отказывается от соблюдения установленных социальных норм, вызывает у окружающих отторжение и негатив. С ним попросту мало кто хочет общаться.

Благополучное общение во многом зависит именно от правил поведения. Ведь они позволяют моделировать возможное развитие событий в разных ситуациях. К примеру, при планировании различных разговоров и встреч можно ждать от собеседника, что он будет вести себя в соответствии с установленными социальными нормами.

Итак, корректное поведение очень важно, если вы не хотите «ударить в грязь лицом» либо прослыть откровенным хамом. Владение нормами поведения в различных жизненных ситуациях позволит вам всегда оставаться леди либо джентльменом. И иногда вспоминать о таких правилах нужно всем читателям «Популярно о здоровье» – и детям, и подросткам, и взрослым, и даже пожилым людям.

Человек, который правильно ведет себя в обществе, может намного легче устанавливать контакты в не слишком знакомой компании. Корректное поведение помогает достичь взаимопонимания, построить отличные взаимоотношения, как в личной жизни, так и на работе.

Немного о правилах общественного поведения

В принципе, все правила общественного поведения можно резюмировать одной фразой: нужно относиться к окружающим ровно так, как хочется, чтобы они относились к вам.

Но попробуем добавить немного конкретики. Итак:

Важно проявлять тактичность по отношению к людям;

Не мешать окружающим своим поведением;

Думать о безопасности и здравом смысле при потреблении спиртного;

Придерживаться установленных правил мероприятий;

Убедиться в уместности присутствия детей в общественном месте;

Не нарушать личное пространство других и пр.

Взрослым нужно помнить о том, что детей важно приучать к правильному поведению в общественных местах буквально с пеленок. При этом следует в первую очередь следить за собой дома. Ведь именно из семьи кроха выносит основные представления о нормах поведения в различных ситуациях. Конечно, если мама с папой рассказывают о том, что нужно себя вести как-то в обществе, но дома предпочитают игнорировать такие рекомендации, то ждать от ребенка воспитанности и правильности точно не стоит. Именно родительский авторитет и личный пример лежит в основе формирования личности малыша.

Как родители себя ведут друг перед другом и на людях, так будет себя вести и ребенок.

Таким образом, обыкновенные правила поведения в общественных местах – это несложная наука, которая поможет не чувствовать себя глупо, не привлекать неприятное внимание и не вызывать осуждение.