Какая древнегреческая муза считается покровительницей истории. Муза поэзии и легенды о ней

  • 14.10.2019

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии.

Не всякое искусство одинаково ценно

В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.

У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.

Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.

Откуда пришли к нам музы?

Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.

Божественное происхождение

Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Место обитания

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

Прекраснейшая из сестер

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.

Как появились сороки

Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.

Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.

Атрибуты прекраснейшей из муз

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Изображения Эвтерпы

Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.

Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

Муза Каллиопи

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз - не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη) . Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли - боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Как противоположность Мельпомене - Талия (Θάλεια) . Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Что касается музы Эрато (Ερατώ) , она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви - розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος . Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления - надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη) , в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ) , которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок - символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события - ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Ещё одна, девятая, муза - Урания (Ουρανία) . Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер - одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны - храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».

Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Сохранившиеся до наших дней описания муз весьма противоречивы, однако большинство сходятся в одном: все музы являлись дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Они жили на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ – источник божественного вдохновения. На земле в честь каждой из них были установлены храмы, именуемые мусейонами. Именно от произошло слово «музей».

Функции и атрибуты муз

Старшей из муз была Каллиопа – муза эпической поэзии. Ее сыном считается легендарный певец и музыкант Орфей. В знак главенства над другими музами Каллиопа носила золотую корону. Обычно ее изображали с дощечкой, покрытой воском, и стилосом (бронзовым стержнем для нанесения текста) в руках.

Клио – муза истории, чьими атрибутами были свиток пергамента или скрижаль.

Покровительницами театрального искусства являлись муза трагедии Мельпомена и Талия. Обеих изображали с венком плюща на голове и с маской: у Мельпомены она была трагической, у Талии – комической. Кстати, Мельпомена была матерью опасных и обольстительных сирен, которые унаследовали ее божественно прекрасный голос.

Полигимния – муза торжественных гимнов. Древние греки считали ее создательницей столь любимой ими лиры. Как правило, Полигимния изображается со в руках.

Терпсихора считалась музой танца. Ее изображали с неизменной улыбкой на устах, иногда – танцующей, но чаще сидящей и играющей на лире.

Урания – муза астрономии, держащая в руках небесный глобус и циркуль. По некоторым версиям, Урания считается матерью Гименея.

И, наконец, две поэтические музы: Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки – и Эрато – муза любовной поэзии. Обязательным атрибутом Эвтерпы была или лира, а Эрато – кифара.

Упоминания о музах в литературе

Впервые о музах упоминали Гомер и Гесиод. При этом девять муз появились далеко не сразу. У Гомера сказано то об одной, то о нескольких музах, но ни одна из них не названа по имени. Позднее в различных источниках говорилось о трех музах, которых нередко путали с харитами, считавшимися богинями плодородия, а затем - красоты и радости. Постепенно количество муз выросло до девяти, получили известность и их имена.

Классическим о музах стала «Теогония» Гесиода. В ней они описывались как прекрасные девы, чудесными голосами воспевавшие героические деяния Зевса. Сам же Гесиод благодарил муз за «дар песнопения», которым они его наделили.

Спутницами Аполлона музы становятся в поэме Гомера «Илиада». Помимо Аполлона, музы считались также спутницами Диониса. Недаром греки видели в искусстве два начала: гармоничное – аполлоновское – и стихийное – дионисийское.

Влияние муз на жизнь человека

По представлениям древних греков, музы сопутствовали во все наиболее важные моменты его жизни: рождение , любовь и брак, занятие творчеством, выбор жизненного пути.

Начиная с архаического периода, изображения девяти муз можно было увидеть на саркофагах. Древние греки считали, что музы сопровождают души на небесный остров счастья.

Представляя все известные грекам науки и искусства, музы символизировали творческие силы человека, которые должны были пробудиться на протяжении его жизни и подарить миру красоту и гармонию.

Творчество любого великого музыканта или художника невозможно представить без присутствия музы, которая его вдохновляет. Так, Рафаэль создавал свои бессмертные произведения тогда, когда рядом с ним была Форнарина, Микеланджело восхищался Витторией Колонной, а Сандро Боттичелли увековечивал красоту Симонетты Веспуччи. Сегодня предлагаем поговорить о музах Древней Греции, список и описание которых будут даны в нашей статье.

Кто такие музы

Жители Эллады верили в то, что каждая сфера жизни имеет свою покровительницу. Музы не только символизировали скрытые достоинства человеческой натуры, но и способствовали их проявлению. Если верить классической мифологии, верховный бог Зевс и дочь титанов Мнемозина стали родителями девяти дочерей. Мнемозина была богиней памяти, а ее 9 дочерей стали называться музами, что на греческом означает «мыслящие». Древние греки считали, что эти удивительные создания обитают на где они танцуют и поют под звуки лиры Аполлона.

Клио

Эта муза Древней Греции везде появлялась с пергаментным свитком или доской с письменами. Она записывала все происходящие события, чтобы сохранить их для потомков. Именно о ней древнегреческий историк Диодор писал:

Величайшая из муз внушает любовь к минувшему.

До наших времен дошел миф о конфликте, который произошел между Клио и богиней Афродитой. Покровительница истории не была знакома с таким чувством, как любовь, а потому осуждала богиню красоты, бывшую супругой бога Гефеста, за ее нежную привязанность к молодому богу Дионису. Афродита терпеть не стала. Она велела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, одна из которых разжигала любовь, а вторая - ее убивала. Первая стрела попала в музу Клио, вторая же досталась Пиерону. После того как Клио испытала страдания неразделенной любви, она уже никогда никого не осуждала.

Мельпомена

Эта муза Древней Греции связывалась с трагическими событиями. Две дочери Мельпомены были обладательницами волшебных голосов. Они решили бросить другим музам вызов, однако проиграли. Чтобы наказать их, Зевс превратил девушек в сирен (тех самых сирен, которые едва не погубили аргонавтов). После этих событий Мельпомена поклялась целую вечность сожалеть об их судьбе, как и о судьбах тех людей, которые бросают вызов Небесам. С тех самых пор эта муза появлялась лишь в театральной мантии, а символом ее была скорбная маска, которую она держит в руке. Кстати, в руках этой музы и меч, карающий за дерзость.

Талия

Муза Талия была покровительницей комедий. Она никогда не принимала веры своей сестры Мельпомены в то, что наказание всегда неизбежно. Именно поэтому между сестрами нередко возникали разногласия. Талию принято изображать с венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках. Эта муза характеризуется оптимизмом и веселостью. Талия и Мельпомена являлись своеобразным отражением образа мыслей греков, которые считали, что мир - это лишь театр богов, где людям достается только исполнение предписанных им ролей.

Полигимния

Она считалась покровительницей ораторов. Жители Эллады называли ее музой веры, сумевшей найти отражение в музыке. От благосклонности именно этого создания зависела пылкость речей оратора и заинтересованность слушателей. Перед выступлением необходимо было попросить Полигимнию о помощи. Тогда она снисходила к просящему и наделяла его даром красноречия. Главным атрибутом этой дочери Зевса была лира.

Эвтерпа

Муза поэзии и лирики отличалась от своих сестер невероятно тонким восприятием поэзии. Когда она читала свои стихи богам Олимпа, ей аккомпанировал сам Орфей. Для него эта прекрасная и женственная муза Древней Греции стала настоящей спасительницей души. Обычно Эвтерпа изображалась в окружении лесных нимф, а ее атрибутами были венок из живых цветов и флейта.

Терпсихора

Ее жители Эллады именовали музой танца, который исполняется в одном ритме с ударами сердца. Совершенство этого искусства древнегреческой музы символизировало абсолютную гармонию движений и эмоций человека с природой. Терпсихору обычно изображали в легкой тунике с лирой в руках. Голову музы украшал венок из плюща.

Эрато

Описание музы Древней Греции по имени Эрато гласит, что она покровительствует любовной поэзии. Песнь, которую исполняет эта муза, рассказывает о том, что нет никакой силы, которая могла бы разлучить два сердца, любящие друг друга. Эту музу поэты призывали на помощь, когда источник их вдохновения иссякал. Как выглядит Эрато? Обычно ее изображали с тамбурином или лирой в руках, на голове ее находился венок из роз, символизирующих бесконечную любовь.

Каллиопа

Имя этой музы можно перевести как «прекрасноголосая», а потому совершенно очевидно, что она являлась покровительницей поэзии, правда, не лирической, а эпической. Каллиопа была старшей из девяти дочерей Мнемозины и Зевса. Обычно греки изображали прекрасную музу в позе мечтательницы, в руках которой находилась восковая дощечка и стилос, которым она писала.

Урания

Девятая муза Древней Греции по праву считалась жителями Эллады мудрой. В своих руках она держала глобус и циркуль. Кстати, имя этой музе было дано в честь бога небес Урана, который был известен задолго до Зевса. Может показаться странным, что покровительница науки связана с музами. Однако Пифагор сравнивал размерные соотношения звуков музыки с расстояниями, разделяющими небесные светила. То есть этот ученый утверждал, что практически невозможно достичь гармонии в одном, не зная другого.