Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения. Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

  • 20.09.2019

Ход мировых событий подошел к точке, когда существующий миропорядок практически изжил себя, его трясет и лихорадит.

Кризис говорит об этом со всей своей очевидностью.

Становится все более понятным, что старое общественное здание уже не удастся реставрировать, что остается только один путь - двигаться вперед, создавая новые формы жизни, новые формы общественных отношений.

Это будут отношения свободные от тех пережитков, которые сегодня ограничивают нас на каждом шагу. Они будут адекватны современным условиям, современному сознанию человека.

Все начинается с человека и заканчивается человеком. Никакие улучшения в структуре управления, экономике, технологиях… не помогут, если мы сами останемся прежними, с тем мировосприятием и теми представлениями, которое завели нас в сегодняшний тупик.

Но по какому критерию можно отличить старые, изжившие себя общественные явления от тех прогрессивных и нарождающихся, которые так нужны сейчас?

Скорее всего - это нравственный стержень, нравственное чувство.

Само понятие нравственности требует, в этой связи, более точного определения. Часто его путают с моралью, которая представляет собой свод чисто внешних правил, в то время, как нравственность есть глубоко внутреннее (врожденное) свойство человека. Мораль действует пока человек обусловлен социумом с его жестким набором предписаний. Поэтому наличие или отсутствие нравственного стержня становится заметным в экстренных (нештатных) ситуациях.

Сегодня, благодаря кризису, вся наша жизнь начинает походить на одну непрекращающуюся нештатную ситуацию. Самые обычные и заурядные жизненные проблемы могут повлечь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.

К примеру, если раньше увольнение было чревато лишь менее престижной работой или меньшей зарплатой, то сегодня это может превратиться в крушение всех жизненных планов и даже поставить семью на грань выживания.

Именно такие, казалось бы, чисто житейские вещи проявляют в человеке его нравственный стержень, показывая чем и ради чего он готов поступиться.

Сегодня все больше людей встают перед выбором - либо закрыть глаза (пойти на компромисс) с собственными представлениями о порядочности, чести, справедливости…, либо лишиться средств существования. Как бы прозаически это не выглядело, но такие простые жизненные ситуации являются лакмусовой бумагой, которая показывает, что ведет нас по жизни.

Нравственное чувство - это пропуск в будущее, та серебряная нить, которая проведет человека через все предстоящие коллизии. Это тот стержень, который не даст сломаться от кажущейся безысходности или потерять направление от внезапной удачи. Лучшие человеческие качества исходят из этого чувства.

Александр Федотович, период 90-х годов, когда школа жила в соответствии с тезисом «мы даем только знания, воспитывает семья», ушел в прошлое. Сегодня воспитательный момент становится приоритетным в работе любого образовательного учреждения. Об этом заявлено на самом высоком государственном уровне. Президентом Дмитрием Медведевым предложена для реализации «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников». В апреле следующего года в школах России появится экспериментальный курс, направленный на духовно-нравственное воспитание школьников. Готовы ли вы к этому как одно из крупнейших учебных издательств страны? Есть ли уже какие-то учебники или их проекты по этому курсу?

Мы готовы издать любой учебник, который будет служить добру, соответствовать государственным стандартам, а перо его автора будет принадлежать талантливому профессионалу. Издательство накопило определенный опыт. Примером тому книга «Родная земля» для начальной школы, курс мировой художественной культуры, элективный курс «География. Листая страницы семейного альбома», «Православный словарь», серии книг для семейного чтения о традициях и обычаях российских народов, их героизме и любви к Родине. Если говорить непосредственно об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», то как только будет утвержден стандарт, мы готовы приступить к работе над ними. У нас есть идеи, намечен круг авторов... Хотел бы подчеркнуть: замечательно, что в школу идет духовно-нравственная культура. Мы ее заждались, ибо она предполагает формирование личности на прочном фундаменте вековых отечественных традиций, где духовности принадлежит едва ли не первое место. Одна из проблем - кто будет преподавать новый курс? Следует внести соответствующие коррективы в систему повышения квалификации педагогов, в структуру высшего педагогического образования, в содержание образования на исторических факультетах, ведь скорее всего именно историкам и предстоит вести этот курс. Кроме того, нельзя забывать, что Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна. Я бы даже отказался от слова «россияне», вернувшись к тому определению, которое было издавна принято в России - «российский народ». При разработке учебного курса полиэтничность страны необходимо учитывать, постоянно помнить, что мы обязаны формировать у учеников уважение к представителям других наций и конфессий, воспитывать сознание, что мы единая семья с общей исторической судьбой.

Этот курс призван объединять людей, а не раскалывать. Здесь заключена одна из основных идей духовно-нравственного воспитания - учить добру, милосердию, любви. От педагогов потребуется особая тонкость, деликатность и духовная мудрость. И, конечно же, этот предмет должен быть интересен детям. Его задача привить ребенку вкус к культуре, интерес к познанию истории человеческого духа. Нельзя запаздывать с началом работы, но и настраиваться следует на длительный систематический труд, и результаты придут - люди станут добрее, отзывчивее, а главное - одухотвореннее, с богатым внутренним миром, наполненным светлыми помыслами и целями.

От учителя во многом зависит будущее страны. Его социальная роль по-настоящему велика. Все свершения ведут начало с порога школы. У каждого великого мыслителя, ученого, полководца, представителя творческой интеллигенции, высокопрофессионального рабочего был и оставался всю жизнь с ним свой учитель. Во все достижения, которые имеет страна, свою лепту внес учитель, и вклад его весом.

Я уже когда-то говорил в интервью и скажу еще раз: кто, по-вашему, победил в Великой Отечественной войне? Советский учитель, его ученики, для которых защита Отечества всегда была почетным долгом. Это наглядно видно в любом селе, поселке, городе, где стоят обелиски с написанными золотом именами его учеников, отдавших жизни за Отчизну.

Уверен, что и сегодняшняя молодежь, если будет нужно, защитит свою Родину. Но лучше пусть их минует чаша сия. А разве нет у нас героев России сейчас - молодых ребят, проявивших мужество в горячих точках? Наши дети должны знать их имена. Почему бы не создать пантеон национальных героев страны и не почитать как святыни? Мы забыли и о человеке труда, а ведь он соль земли - простой труженик, который каждый день ходит на работу, сеет хлеб или стоит у станка, живет ради своих детей. Ему следует отдавать должное и в средствах массовой информации.

Александр Федотович, думаю, задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это не только экскурс в мировые религии, в культурные традиции разных народов, но еще и попытка дать маленькому человеку нравственный фундамент, ту опору, которая бы помогала ему в жизни.

У ребенка должен появиться нравственный стержень, который оберегал бы человека от надломов при любых жизненных обстоятельствах. Формирование внутреннего духовного мира ребенка - одна из сложнейших воспитательных задач. В ее решении должны участвовать и семья, и школа. Правильный духовно-нравственный выбор непростая проблема для каждого человека. Нужно научить детей его делать. Ведь юноша или девушка зачастую оказываются в ситуации витязя на распутье.

Они должны научиться понимать не только себя, но и других людей, жить с ними в гармонии человеческих отношений. Великий классик, знаток человеческой души Федор Михайлович Достоевский, написал: «Самое трудное - жить среди людей и остаться человеком». Это, по сути, своеобразный приговор человеческому обществу. Следует добиваться любви и уважения к ближнему, к человеку. Серафим Саровский всех встречал светлыми словами «радость моя». И мы друг другу должны стать не в тягость, а в радость.

И все же, я думаю, основам человеческой морали, взаимоотношениям между людьми прежде всего учит семья.

Безусловно. Ответственность за воспитание детей в первую очередь несет семья. Морали чаще всего учат примером. А главными и любимыми примерами для ребят всегда были и останутся отец и мать, бабушки и дедушки. Добрым, чистым, светлым взаимоотношениям между мужчиной и женщиной ребенок учится, глядя на своих родителей. При этом значение имеет все - то, как отец с матерью разговаривают, их жесты, мимика, интонации. У ребенка должна быть особая сфера обитания, где его самозабвенно любят. Он должен чувствовать, осязать любовь к нему родных и близких, всегда рассчитывать на их поддержку, помощь, понимание. Это вселяет уверенность в свои силы, помогает обрести устойчивость и цельность внутреннего мира с покоем на душе. В семье ребенок постигает многое, и хорошо, если он впитывает чистоту отношений, помыслов, добрых дел, верность и многое другое, что формирует благородство - качество, о котором сегодня говорят, к сожалению, редко.

Согласитесь, и семье, и школе очень сложно бороться с тлетворным влиянием некоторых СМИ, телепередач, где много негатива, насилия и зла, да и откровенной пошлости...

Да, к сожалению, окружающий ребенка мир, мягко говоря, антипедагогичен. Ряд телепередач стали уже притчей во языцех. Как бороться? Вводить цензуру? Да, но цензуру особую, которая проходила б через сердце и душу авторов подобных передач, если, разумеется, у них есть душа и сердце. Пусть спросят себя, хотят ли они, чтобы на этих передачах воспитывались их дети, и помнят ли, что сказано в Библии: «А кто приносит искушение, тому лучше на свет не родиться...» Это не значит, что все телевидение, все газеты и журналы безнравственны и опасны для духовного здоровья наших детей. Есть светлые, наполненные добром человеческого творчества телепрограммы. На них и будем ориентироваться.

Привить чувства любви к Родине и патриотизма - часть духовно-нравственного воспитания...С чего, по-вашему, начинается Родина? Как вы ответите на этот вопрос, Александр Федотович?

Родина начинается с каждого из нас, мы ее часть. И то, что мы собой представляем, наши поступки, наши деяния, и есть наша Родина. Патриотизм же - это чувство ответственности вначале за себя, потом за семью, за товарищей, за город и в конечном итоге за свою страну. У всех своя ответственность. И каждый вне зависимости от профессии, должности, места работы заслуживает уважения. Ведь патриотизм - это и уважение к согражданам, к общей истории, к судьбе страны. Люди не должны быть равнодушны друг к другу.

Вернемся к учебному книгоизданию. Я знаю, что помимо учебников у вас выходят различные познавательные серии: «Библиотека путешествий», библиотеки отечественной и зарубежной классики, «Перекрестки истории», которые, несомненно, несут мощный воспитательный заряд...

Да, эти книги стоят многих часов воспитательных бесед. К примеру, «Библиотека путешествий» - по сути, летопись героизма и самоотверженности человека во имя науки, во имя Отечества. В великие географические открытия огромный вклад внесли наши соотечественники Хабаров, Ермак, Пржевальский и др. Они совершили великие подвиги ради познания планеты Земля. Прочтите письма Скотта жене, написанные им, когда смерть стояла у порога его палатки. Сколько в них любви... Для меня читать - значит беседовать с мудрым человеком, постигать вечность... И духовная культура, о которой мы сегодня говорим, идет рука об руку с культурой чтения и речи. Об этом тоже следует помнить, обращаясь к детям.

Бессмертное произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломана войной.

Это не просто интересная история, а судьба человека, Андрея Соколова , испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Это еще раз убеждает в нравственности главного героя. Андрей Соколов настоящий сын своего государства, он олицетворяет в себе весь народ, всю его силу, мужество и непоколебимость.

6.2. В центре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Л.Н.Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также писатель стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего "дубину" освободительной войны против захватчиков. Интересно узнать, каково же отношение Л.Н.Толстого к войне? По мнению писателя, "война – это забава праздных и легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения Л.Н.Толстой раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о "своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия, убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: "косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающим розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески". Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются "мглой сырости и дыма", запахом "странной кислоты селитры и крови". В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне. В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году . Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать "за хорошие деньги, которые им предлагали, сено", и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Л.Н.Толстого, "уничтожали великую армию по частям". Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, "самом полезном и храбром человеке" в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове. Особое место в понимании "скрытой теплоты" русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником.

Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско", "наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят". Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой "шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами". Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было "сознавать опасность" и то трудное положение, в котором находился русский народ. Л.Н.Толстой резко осуждает такой "патриотизм", показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера.

Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Л.Н.Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе "Война и мир" Л.Н.Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков.

Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие
некоторым людям и удивит всех прочих.

Марк Твен

Чему посвящена данная статья? По большому счету тому, как жить спокойно, счастливо и в согласии с собой. А это дорого стоит. Это многим не доступно. И, на самом деле, за деньги это не покупается .

Не верите? Посмотрите на жизнь богатых, которые получили свое богатство не честным способом. Они совсем не счастливые. Скорее взболомученные и беспокойные, вечно в напряжении, иногда потерянные. Как бы они не хотели показать другим, что это не так. Хотя, если вы хотите жить такой жизнью, то не читайте статью дальше.

Итак, что же такое честь?

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие качества как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность и строгие моральные принципы. Это слово произошло от славянского слова čьtti и буквально означает «почитание, почет, уважение». Можно сказать, что честь — это почитание самого себя.

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение.

Винни-Пух очень любил себя. И было за что! Он:

1. Никогда не брал у пчел весь их мёд. Только половину.
2. Всегда делился с бездомными медвежатами — отдавал треть добытого мёда. Очень щедро.
3. Не весь мёд один, а приглашал к себе Сову или Пяточка. Гостеприимным он был до жути.

И ой как он себя уважал! Он очень гордился собой! У него была своя Винни-Пуховская ЧЕСТЬ.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к себе со стороны других.

Честь тесным образом связана с понятием честности. Ведь в первую очередь человек не должен обманывать самого себя.

Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины или раскаяния.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и
улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
Платон

Что такое порядочность

Порядочность и честность - слишком дорогие подарки.
И не стоит их ждать от дешёвых людей.
Вуди Аллен

Еще есть такое понятие, как порядочность .

Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Порядочность — это когда человек честен и не наносит умышленного вреда окружающим.

Если человек правдив и просто следит за тем, чтобы не навредить другим людям, его можно считать порядочным. Если он что-то делает, но эти действия не намеренно вызывают неприятные для окружающих последствия, то такие действия не могут характеризовать человека, как непорядочного.

В Древней Греции слову порядочность давали следующее определение - это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».

Порядочность – это душевная чистоплотность.

Порядочность — это когда вопреки своим интересам человек будет поступать по совести, «как надо».

Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое - порядочность, второе - интеллект и третье - высокая энергетика. Но при отсутствии первого - два других убьют вас!»

Винни был очень порядочным медведем. И он просто не мог притронуться к горшочку меда Пяточка, пока тот ему не разрешил этого. И именно поэтому он играл в приставку с Пяточком до самой ночи ведь в конце его ждал настоящий ПРИЗ! Ха, а Пяточек то и не подозревает!

Кстати, есть такое понятие как искренность. Искренность - это отсутствие противоречий между тем, что человек говорит и тем, что он на самом деле хочет или чувствует. Искренность – это способность отказаться от обмана и говорить так как есть. Искренне обозначает «правдиво» и «откровенно».

Что такое уважение

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами. Благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Мы находим в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания.

Любить можно и просто так. А вот уважать можно только за что-то.

На этом чувстве строятся отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами.

Пятачок очень уважал Сову. Она всегда давала мудрые советы: где найти дуб с желудями, где самые грязные лужи, как измазаться получше, с корочкой. Да, Сова знала толк в этом! Уважуха.

А ослика Иа Пятачок просто любил. Уважать было не за что: уж больно туп он был, даже морковку купить в магазине не смог.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т.п.

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага — за какие-то качества или совершенный им поступок.

Никто не может быть счастлив,
если он не пользуется своим собственным уважением.

Жан Жак Руссо

Самоуважение - первый шаг к тому, чтобы тебя уважали другие.
Джонатан Тригелл.

Что такое характер человека?

Под характером человека понимают все особенности человека, то есть все его различные качества и свойства личности, накладывающие отпечаток на все ее действия и проявления. Иными словами, характер - это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе. А сами эти свойства называются чертами характера.

характер - это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе.

Характер Кролика был спокойным: он очень спокойно наблюдал как Пятачок уже пол часа пытался вытащить Винни из его норы. И как с каждой попытки прекрасно отделанная кроличья нора (сделанная по последним стандартам Леса) превращалась в руины. А Винни все еще не пролезал…

А вот характер Пятачка был взбалмочный: он носился вокруг Винни и что-то постоянно говорил и говорил.

Черты характера — это отдельные качества личности, влияющие на ее поведение. Например: уверенность и доброжелательность, или заботливость и понимание.

Слово «характер» происходит от древнегреческого слова «χαρακτηρ», которое означает: «знак, отличительная черта, примета».

Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер его.
Скорое «да» или «нет» отличает живой, твердый, решительный характер,
медленное же - осмотрительный и боязливый.

И. Лафатер

Характер подобен дереву, а репутация - его тени.
Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.

А. Линкольн

Что такое достоинство человека

В обществе принято, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе.

Сова всегда гордилась собой, уважала. И была за что. На соревнованиях по ловле мышей она всегда была первой. Правда один раз, совершенно случайно и по ошибке, она схватила Винни, вырвав у него большой клок шерсти со спины, ну так с кем не бывает.

Но Сова поняла, что ошиблась. Тут же извинилась. Намазала всю спину зеленкой и улетела. Довольная до жути. А по дороге поймала еще 5 мышей — ей же надо было играть с кем-нибудь в покер. А мыши, как всем известно, превосходные игроки.

Как бы то ни было, Сова понимала: Она молодец! И Винни вылечила, и мышам вечеринку успела сделать, и сама в покер сыграла.

Это способность взаимодействовать с миром, не поступаясь своими принципами, не идя на уступки низменным желаниям и скверным поступкам.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и ценности, и соблюдение определенных правил поведения, базирующихся на самооценке.

Оно с рождения присуще каждому. Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Человеку приходится формировать его, воспитывать и тренировать его в себе.

Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. Бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Обычно это происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию и вновь заслуживает уважение. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма,
но главным образом сознавать свое человеческое достоинство.

Жюль Верн

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Фёдор Михайлович Достоевский

Целостность человека

Значение слова «целостность», согласно толковому словарю: тот, который целый, монолитный, нерушимый, крепкий, единый.

Можно говорить о целостности личности подразумевая гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и высокоморальным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, то говорить о целостности такой личности трудно.

Целостность личности — это гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

Винни смотрел на дерево и размышлял: если я не заберусь на него и не возьму себе меда из улья, то я не настоящий медведь. Настоящий медведь не должен пропустить ни один улей!

Но там есть пчелы, а они кусаются. И еще Сова считает это дерево своим и будет крайне недовольна.

Так Винни сидел перед деревом уже третий день и думал, думал, думал. Он просто раскалывался! Его тянуло во все стороны.

Винни это надоело. Он пришел к согласию с собой: он же медведь! Он должен опустошать все ульи на своем пути! А с Совой они всегда договоряться.

Теперь Винни уже не колебался. Он действовал. И сегодня у него будет мёд!

Целостную личность можно сравнить с готовым борщом — бери и ешь, в отличие от мяса, капусты, картошки и свеклы. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности.

Говоря о внутренней целостности личности имеется ввиду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.

О целостности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

Не страшно когда мир рушится вокруг тебя -
страшно когда он рушится внутри тебя

Влад Дэккерт

Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом;
всякая тревога есть состояние потерянности в будущем.
Кен Уилбер

Нецелостная личность

Нецелостная личность или личность, потерявшая свою целостность – это человек, у которого есть внутренние противоречия с самим собой.

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной.

Нецелостная личность – та, у которого есть внутренние противоречия с самим собой

Пятачок сидел на стуле и рвал на себе волосы. Как он допустил такое?

Вчера. Выпил перебродивший мёд. А после чего он вырвал перья у Совы, потом закинул бедного ослика Иа на дерево предварительно покрасив его красной краской. А Винни. А бедного Винни Пятачок просто поджег предварительно облив бензином. Ох, ну и покутил же он вчера.

Но теперь. Он же хороший, правильный поросенок. В детстве он был просто ангелочек. Но как же быть с тем, что он натворил вчера?! Сова. Винни. Иа…

Как же теперь ему жить, после всего содеянного? Ох горе горе…

Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём. Не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, эту ситуацию можно исправить.

Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны других. Вы достойны хорошего обращения.

Необходимо постоянно самосовершенствоваться, пополняя знаниями и навыками свой багаж. Научитесь лучше выполнять свою работу или делать более качественный продукт (продукт — это результат какой-нибудь работы).

Чем большую ценность вы будете представлять для других, тем выше будет ваше самоуважение и достоинство.

Чтобы чувствовать себя достойным необходимо ответственно подходить к выполнению своего долга. Это касается конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Но сюда входит и выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Как не потерять достоинство и честь?

Сделав что-то, что против своей чести, потеряв своё достоинство, человек теряет не только веру в себя. Он лишает себя ощущения уверенность, самоуважения и погружается в пучину отчаяния и самоуничижения.

Это поправимо. Но если вы, совершив проступок, за который вам стыдно, и не исправляете его, вы продолжаете падать ниже, деградируя до состояния, которое чаще всего описывается как бесчестное, падшее. Как минимум вы будете чувствовать себя хуже и хуже.

Обычно тот, кто потерял себя, часто не желал подобного исхода. Чтобы восстановиться в своих глазах и глазах окружающих, ему потребуется придумать, как исправить содеянное: надо разработать план, как будет исправлен, скомпенсирован причиненный ущерб. Как бы трудно это не казалось.

Остерегайтесь людей, достигающих своих целей манипуляциями . Им наплевать на вас и ваше благосостояние. У них корыстные интересы по отношению к вам. И, кстати, именно такой тип людей будет говорить вам, настаивать, что они ваши друзья. Не ведитесь на это.Счастье

Статья. Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения.

«Если бы я воскрес через сто лет, то, для того, чтобы узнать, что стало с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы». Дени Дидро. «О терпимости».
«Человек – это звучит гордо» - сказал писатель, и человечество ему поверило. И потянулось вверх. К небу, звёздам, культуре, интеллекту. А самой прямой и короткой дорогой к свету стала книга. Высокая грамотность, действительно, достижение цивилизации. Только не все книги способны указать правильное направление на пути к совершенству. И не всегда люди читают хорошие книги, если они вообще их выбирают, а не садятся перед светящимся экраном телевизора или компьютера.
А тем временем специалисты бьют тревогу, потому что компьютерная глобализация, по их мнению, имеет не только психотронное воздействие, а иногда даже приводит к печальному исходу. Она способна изменить не только генетическую структуру человека. Компьютерные игры считаются лучшим способом зомбирования. О телевидении отзывы тоже не из лестных. «На моих глазах телевидение создаёт новое обескультуренное поколение,» - писал Сергей Мурзин, один из ведущих телезнатоков. Трудно что – нибудь добавить к этому.
А уж если вспомнить самую цивилизованную страну Америку, то ураган «Катрина» продемонстрировал всему миру не только глобальные разрушения, но и шокирующее озверение до этого «законопослушных» американцев. Люди, с рождения привыкшие к благам цивилизации самой высокой пробы, в одночасье превратились в убийц, насильников и грабителей. Тем самым, разрушив стереотип о том, что удовлетворение насущных потребностей уже само по себе изменит мир к лучшему. Поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя не способно искоренить в человеке отвратительных качеств его души, пробудить в нём сопереживание и потребность быть нужным кому – то.
Только если с детства «нужные книжки читал», духовно развивался и совершенствовался, человек способен познать мир в его красоте. И строить на земле по – настоящему счастливую жизнь. Иначе мы вскоре все окажемся в террариуме.
Как известно, ныне на книжных полках безраздельно господствует коммерческая литература. Сегодня Россия переполнена «блудными» сыновьями и дочерьми, гораздыми питаться с чужого стола. Для них отечественная словесность – слишком пресная пища. Они ищут в книге острых ощущений, «блестящих» пороков.
Я жить так больше не хочу
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу.
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.
Н. Зиновьев.

Значение литературы упало, на мой взгляд, по следующим причинам: во первых, она сбилась со своей духовной службы и превратилась в товар (высокого или низкого качества, но товар), во – вторых, новая жизнь, являющая себя образованным варварством, сократило число читателей. Читать стало некогда, гоняясь за куском хлеба, и не принято – «удобрять себя стало ни к чему, в – третьих, уроки литературы в школе способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребёнка: внушительный список литературы, тома – «кирпичи», стандартный набор по схеме «биография автора – пересказ произведения – портреты главных героев – понятия любви, семьи, чести и прочее в произведении.
В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да ещё «пережёвывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши.
Ты слышишь стон:
«Спасите наши души!».

Русская литература 19 века, русская классика не просто распахнула настежь, воспела, вынесла к людям мир человеческой души. Она доказала, что жизнь сердца рождает поступок. Реальная человеческая жизнь – она и есть продолжение жизни сердца. Именно её, сложную и противоречивую, нужно научиться любить и ценить. Эта уверенность, эта святая убеждённость – суть русской литературы, лучших её произведений. А «Человек – это звучит гордо!» Вот почему Раскольников не смог жить убийцей, Тарас Бульба не захотел оставлять врагам даже свою люльку, а Петя Гринёв перед лицом смерти остался верен присяге. Скажите вслух: русская классика.
И что бы ни встало у вас перед глазами,– седая борода Толстого, кудрявая пушкинская голова или сумрачный взгляд Достоевского, - всё равно за этим обликом, за этим живым лицом глубже, ещё глубже, где - то в самой глубине вашего сознания возникнет образ, которому есть только одно имя – русский писатель.
Кто же он такой – русский писатель?И где та главная черта, по которой сразу и безошибочно можно его узнать и отличить? Ответ очень прост: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Это сказал Достоевский. Но вместо его имени можно после этих слов назвать любое. Это сказал Толстой, Некрасов, Чехов…Хотя русская классика 19 века одна из самых трагических и беспощадных страниц мировой литературы, в каждом её слове главный смысл – вера в человека, в его способность к совершенствованию, в его будущее.
А время…
Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нём.
Коржавин.

В 19 веке многое влияло на судьбу русского человека: сословные различия, определяющие его место в обществе, воспитание, образование, богатство или крайняя бедность, зависимость от сильных мира сего или принадлежность к ним. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век», - так поэтически охарактеризовал этот период А. Блок. Слишком разительны, болезненны были контрасты между роскошью и нищетой, самовластием и бесправием, высокой образованностью и невежеством разных членов российского общества. Все эти обстоятельства вместе с характером, взглядами, личностью конкретного человека определяли его отношения с миром. Действительность, которая окружала людей, родившихся в первой половине 19 века была такова, что поверить в свет казалось невозможным, а поверить в тьму естественным.
Жизнь – это предмет, а литература – учебник жизни.
Вот человек. Его бьют плетьми. И ты знаешь, что это приказала сделать твоя добрая, ласковая мать, которая сейчас с удовольствием пьёт кофей. Это Тургенев. …
Вот отец. Любимый отец, которого ты привык почитать и уважать. Он умирает прямо в поле. Его убили крестьяне. За то, что он издевался над ними и забивал до смерти. Это про Достоевского. …Вот бал. Ах, как прекрасны юные девицы в своих воздушных платьях с розой у пояса. Как прекрасны и мужественные красавцы военные, затянутые в великолепные мундиры! И как звенят шпоры во время мазурки! Но пройдёт два часа, и всё в том же великолепном мундире один из них отправится на плац – гнать солдата сквозь строй. Гнать живого солдата сквозь палки, пока он не станет полуживым… Или мёртвым…
Можно, конечно не видеть этого. Сделать вид, что не видишь. Убедить, уговорить себя, что не знаешь. И не мучиться, и не писать потом страшный рассказ «После бала», как Лев Толстой, или ужасный рассказ «Муму», как Тургенев. Но истинная вера в человека дала русским писателям и силу, и мужество.
Есть одно странное выражение – изучать жизнь. Писатель изучает жизнь. Писатель создал хорошее произведение, потому что хорошо изучил жизнь. Так ли это? Ведь это наука изучает, а потом делает выводы. Это биолог разглядывает внимательно – куда это бежит симпатичный муравей? А если изучаешь льва – его можно посадить в клетку. Но как посадить в клетку человеческую ложь? Жестокость? Злобу? Как можно изучить «доброту», или «преданность», или «любовь»? В русской литературе минувшего столетия редко бывают «хорошие концы».
Успокоиться герой этой литературы вообще не может. Ему всегда нужно ещё подумать, ещё понять, ещё достичь. Его преследуют неудачи, ошибки, сомнения… А «человек это звучит гордо!»
Когда Пьер Безухов после тысячи бед, тысячи сомнений, после целой жизни, прожитой в борьбе с самим собой, обретает, наконец, свою Наташу Ростову, - Это и вправду счастье, потому что они поняли друг друга. Когда Чацкий бежит прочь от того, что было, что казалось единственным счастьем, надеждой, будущим, бежит, чтобы никогда не вернуться в привычный мир своей юности, это горе, высокое, достойное человеческое горе. Он его не испугался – он понял.
Прочитайте эти книги. И если вы сумеете сквозь лица героев, сквозь переживания Татьяны Лариной, приключения Чичикова размышления Андрея Болконского увидеть лица Пушкина, Гоголя, Толстого, сквозь переплетения событий и судеб услышать голос писателя, голос человека, который всё это выстрадал, пережил и превратил в слово, - вот тогда на самом деле откроется вам суть, что называется творчеством. Литература в России – это больше, чем просто развлечение, чтение в свободное время. Так было. И очень хочется, чтобы и в двадцать первом веке книга оставалась стержнем культуры, которая средством противостояния массовой культуре избирает слово, основанное на Вере, Истине, Любви. И тогда
Спадет с очей твоих завеса,
И ты узришь, как мир людей
Под погребальный марш Прогресса
Стремится к бездне все быстрей.
Но ты пока не видишь это,
Ты в суете погряз мирской.
Лишь сердце чуткое Поэта,
Как атмосферою планета,
Объято страхом и тоской.
Н. Зиновьев.

Изменяется время. Изменяются люди. Но стремление человека к совершенству, стремление искусства возвысить и осветить человеческую жизнь будет существовать всегда. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя. Поэтому тысячу раз был прав А.С. Пушкин, написавший полтора века тому назад: «... никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей...»
Читайте русскую классику! И жизнь каждого из вас наполнится их чистым и благородным светом.