Аналитика и комментарии. Проблемы развития нефтепереработки

  • 24.01.2024

Мировые цены на нефть подскочили в понедельник более чем на 15% после объявления Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти в стране, что вызвано субботней атакой на ее нефтяные объекты. На рынок пришло осознание современной реальности, когда подобные события невозможно прогнозировать в принципе, однако к ним нужно всегда быть готовыми.

На российском рынке нефтепродуктов, в период с 9 по 16 сентября, наблюдается повышательная динамика мелкооптовых цен. Стоимость Регуляр-92 в среднем по стране выросла на 0,3% и составляет 50 459 руб./т, средняя цена Премиум-95 не изменилась - 52 485 руб./т, а цена ДТЛ выросла на 0,3%, до 51 391 руб./т.

Российской экономике предстоит пережить обвал цен на нефть и новый «сырьевой шок», заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он считает, что стоимость барреля может упасть «заметно ниже» 40 долларов из-за «снижения потребления нефти в мире и фактически бесконтрольного увеличения» ее добычи.

На прошедшей неделе на битумном рынке цены не изменились на всех ключевых производствах у основных игроков. Стоимость ПБВ также не менялась ключевыми игроками, хотя спрос на продукцию продолжает расти.

Сокращение добычи нефти ОПЕК+ в ближайшее время усилится за счет стран, пока не выполняющих свои обязательства, а вопрос более глубокого снижения добычи всеми странами сделки может быть поднят только в декабре - таковы итоги прошедшего в четверг в Абу-Даби заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Мировые цены на нефть отреагировали на итог заседания снижением.

Цены на нефть обвалились на торгах в среду на сообщениях о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность смягчения санкций против Ирана, что может привести к увеличению предложения нефти на рынке. Как раз в это же время Управление энергетической информации США понизило прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 30 тыс. барр./сут., и фактически это означает признание наличия серьезных проблем в сланцевой индустрии США.

В среду на мелкооптовом топливном рынке Московского региона продолжение ценового затишья, единственное изменение: дизтопливо подешевело у того же трейдера, что и во вторник. В соседних регионах цены не менялись. Судя по всему, игроки мелкооптового рынка посматривают на биржу, где в последние дни царит неопределенность, которая может обернуться самым неожиданным развитием событий.

Нефть дорожала в ходе торгов 10 сентября, однако закрытие показало снижение. Рынок нефти лихорадит. Стоит обратить внимание на характер торгов. Последние сессии проходят очень нервно, а накануне и вовсе творилось что-то необъяснимое, при этом объемы торгов были очень высокими. Котировки то уходят вниз, то резко растут. К чему готовятся трейдеры, и откуда такая нервозность? Начало масштабного падения уже близко?

Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

4. Обобщенные данные.

Заключение. Дальнейший прогноз.

Список использованной литературы.

Введение.

Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,

в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяных

запасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти.

Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою

деятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas , ChevronTexaco , Conoco , ExxonMobil , Neste Oy , Nirsk Hidro , McDermott , Mitsubishi , Mitsui , RD Shell , Statoil и TotalFinaElf .

В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т.

Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т.

Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена.

Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,

Витино и Мурманск.

Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.

Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.

4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы:

1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003.

2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский

Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9.

5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в

воспроизводственном процессе. – М., 2000.

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.

В европейской части России середина августа прошла под знаком умеренного повышения цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива.

На заводах европейской части страны удалось избежать крупных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово пошло на экспорт на фоне привлекательной конъюнктуры мирового рынка в начале августа, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), которые, особо не торгуясь, скупили все излишки.

Цены в европейской части могли вырасти еще сильнее, если бы не распродажа крупных партий нефтепродуктов на заводах Сибири.

«Голод» на сибирском рынке, наконец-то, завершился. В восточной части России, наконец-то, закончилось «дизельное безумие». Пошло на убыль и «безумие бензиновое». Правда, осталась «керосиновая аномалия» (про нее в следующий раз).

На графике на странице 2 видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время стартовали одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались падением объемов продаж на СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами и 20%-ным ростом цен. Следует обратить особое внимание на объемы продаж дизельного топлива «Роснефтью» с Ангарской НХК с середины апреля по начало августа.

Между тем цены на бензины не смогли вернуться на прежние уровни, поскольку при теку щих ценах железнодорожные партии омского бензина начинают проходить в западные регионы РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало держивающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части страны.

Независимая розница терпит убытки. Каким образом события весны–лета 2017 года отразились на местных потребителях, проиллюстрируем следующими расчетами.

Предположим, что частная сеть АЗС покупает нефтепродукты крупным оптом на ближайшем НПЗ, везет их по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам нефтяной компании, доминирующей на местном рынке.

Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу примем на уровне 700 руб./т, затраты на обслуживание кредита оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС - в 400 руб./т. Эксплуатационные расходы АЗС оценим в 3 рубля на литр для заправок с хорошим проливом и в 4 рубля на литр для АЗС с неудачным расположением.

Картина получилась удручающая. АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции более трех месяцев генерировали серьезные убытки, особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось лишь повышением розничных цен на 1–2 рубля за литр дизтоплива. Благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

Выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация не радикально лучше. Эксперименты на топливном рынке Сибири
На этом фоне весьма впечатляет попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК в конце июля–начале августа текущего года, ограничивая объемы продаж товара на СПбМТСБ, что видно на графиках. В этот период все НПЗ восточной части России работали на полную мощность, кроме Ангарской НХК, на некоторых установках которой проводился ремонт. Было интересно, каких покупателей ждали на откровенно завышенных ценовых уровнях.

В итоге в отсутствии спроса и при нормально работающих НПЗ, цены рухнули под собственной тяжестью, поскольку нефтепродукты по ценам мая–июля 2017 года были интересны, пожалуй, лишь самим производителям. Биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако их так долго отучали от покупок товара на СПбМТСБ - ведь это был прямой путь к банкротству - что потребуется какое-то время на возвращение покупателей.

Показательной может стать третья декада августа, когда начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она даст ответ на вопрос: будет ли производитель продавать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится на текущем ценовом уровне, что подтверждается объемами торгов - покупатели готовы брать все предлагаемые к реализации партии продукта.

Либо, получив время для маневра, производитель снова начнет ограничивать продажи, стараясь создать дефицит товара на бирже и загнать цены крупного опта на уровни, убийственные для независимых сетей АЗС.

Тревожным звонком, в частности, является появление на сайте «Роснефти» объявления об экспортном тендере на реализацию до 20 тыс. т ачинского дизельного топлива с отгрузкой в сентябре 2017 года. При экспорте этого продукта через порты Черного моря экспортный паритет составит порядка 30000–31000 руб./т, в то время как биржевая цена ачинского дизтоплива 18 августа была на уровне 34630 руб./т.

Здесь одно из двух: или менеджеры уважаемой компании ждут падения котировок еще на 4500 рублей и готовятся к цене ачинского ДТЛ на уровне 30000 руб./т, или они расценивают произошедшее снижение крупнооптовых цен как свою недоработку и полны решимости вернуть июльские цены, убрав с внутреннего рынка «лишние» объемы за счет их продажи на экспорт по заведомо невыгодным ценам.

Нормативная база нуждается в доработке. Описанная выше ситуация весны–лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Мы не склонны верить в «теории заговора», скорее имела место близорукая политика отдельных менеджеров, которые пренебрегли интересами потребителей нефтепродуктов и использовали слабые места текущего формата биржевой торговли. Пока производитель продавал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы нефтепродуктов, цены держались на высоком уровне. Как только объемы продаж увеличились до уровня начала весны, вернулись и прежние цены на нефтепродукты.

Поэтому надеемся, что регуляторы обратят внимание на этот «сибирский эксперимент», который был бы в принципе невозможен, если бы вступило в силу обсуждаемое в настоящее время предложение о многократном повышении нормативов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ (25% производимого дизельного топлива вместо текущих 5%, и 60% производимого автобензина вместо текущих 10%). Если не увеличить многократно нормативы продаж нефтепродуктов на бирже, то не исключено, что в будущем этот «эксперимент» с объемами продаж повторят в масштабе всей России.

Повышение нормативов биржевых продаж - это не единственная необходимая доработка нормативной базы. Потребители нефтепродуктов хронически страдают от недостатков планирования распределения отгрузок товара нефтяными компаниями на внутренний рынок и на экспорт, поэтому целесообразно перенести экспортные тендеры доминирующих ВИНК в специальные биржевые стаканы. Правила торгов должны позволять отгрузку купленного товара как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом к экспортным стаканам должны быть допущены все участники биржевого рынка нефтепродуктов.

Если какая-либо нефтяная компания вознамерится подсушить внутренний рынок экспортом дополнительной танкерной партии дизельного топлива, российские покупатели смогут выкупить этот товар и разнарядить его на внутренний рынок.

В 2017 году российский рынок нефтепродуктов полностью регулируют производители товара. Именно они определяют сколько нефтепродуктов нужно внутреннему рынку, и какая должна быть цена товара. Естественно, эту ситуацию нельзя назвать конкурентным рынком - в лучшем случае это олигополия.

И если мы хотим, чтобы рынок вернулся в то состояние, когда его действительно можно назвать рынком, придется менять нормативную базу - ограничивать рыночную власть производителей нефтепродуктов и улучшать положение потребителей.

«Оптовый рынок нефтепродуктов России» — ежедневный обзор российского крупнооптового рынка нефтепродуктов. В каждом выпуске:

  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка нефтепродуктов и прогнозы цен;
  • Анализ биржевых торгов нефтепродуктами и ситуации на внебиржевом рынке;
  • Экспортный паритет для российских нефтепродуктов;
  • График фактических ремонтов на НПЗ;
  • Статистические данные по переработке нефти, производству нефтепродуктов, их отгрузкам на внутренний рынок, а также товарным остаткам автобензина и дизтоплива;
  • Рассылка 2 раза в день: до 10:00 мск рассылаются экспортный паритет за предыдущий торговый день и дайджест новостей рынка, до 19:00 мск рассылается выпуск в формате pdf и приложение с итогами биржевых торгов в формате Excel.

Оптовый рынок СУГ

«Оптовый рынок СУГ» — ежедневный обзор российского рынка сжиженного газа. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые крупнооптовые и мелкооптовые цены на СУГ;
  • Экспортный паритет для российских СУГ;
  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка СУГ и прогнозы цен (публикуется по вторникам и пятницам);
  • Анализ биржевых торгов СУГ и ситуации на внебиржевом рынке;
  • График фактических ремонтов на заводах-производителях СУГ;
  • Еженедельное приложение с железнодорожными отгрузками СУГ на внутренний рынок и на экспорт в формате Excel.

Рынок нефтепродуктов московского региона

«Рынок нефтепродуктов московского региона» — ежедневный обзор регионального рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые и биржевые мелкооптовые цены нефтепродуктов на московском рынке;
  • Подробный обзор конъюнктуры рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области, прогнозы цен;
  • Приведенные к нефтебазам биржевые цены нефтепродуктов с учетом издержек;
  • Расчет маржи мелкооптовых и розничных продаж автобензина и дизтоплива;
  • Статистика биржевых торгов нефтепродуктами на базисах Центральной России;
  • Информация о рынке нефтепродуктов Воронежской, Рязанской, Смоленской и Ярославской областей.

Ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» осуществляет ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов во всех регионах России.

Мелкооптовые цены светлых и темных нефтепродуктов доступны в модуле Мелкий опт АТ «КОММОД».

Ключевые преимущества сервиса:

  • Обновление информации в режиме реального времени. Мелкооптовые цены транслируются Пользователям сразу после их внесения в базу данных;
  • Цены на будущие даты. Если Агентство узнало цены, которые будут введены в ближайшие дни, эта информация сразу транслируется Пользователям;
  • Удобный пользовательский интерфейс.

Статистика биржевых торгов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» располагает подробной статистикой биржевых торгов. Данные аккумулируются ежедневно и доступны клиентам Агентства в модуле Аналитика АТ «КОММОД», а также в формате Excel.

Статистика биржевых торгов на СПбМТСБ доступна в виде:

  • Обезличенных реестров биржевых сделок;
  • Сводных обезличенных итогов торгов по инструментам;
  • Результатов биржевых торгов с выделением продавцов-ВИНК.

Помимо статистики торгов на СПбМТСБ, клиентам Агентства доступны данные с биржи «Санкт-Петербург» и ЭТП e-Oil.


Для оформления пробной подписки пройдите регистрацию на сайте commod.ru