Доклад "театрализованные игры в детском саду". Картотека театрализованных игр

  • 12.10.2019

Театрализованная игра - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Театрализованные игры можно использовать в совместной образовательной деятельности, в режимные моменты, в индивидуальной работе - это, во многом способствует их разнообразие.

Предлагаемая мною подборка игр предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Эстафета

Цель . Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры . Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпо - ритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Что ты слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Упражнение со стульями

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры . По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

Передай позу

Цель . Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Запомни фотографию

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

Телепаты

Цель . Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

Внимательные звери (ухо, нос, хвост)

Цель . Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры . Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

Живой телефон

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

Печатная машинка

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры . Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым — ребенок с буквой «о» и последним — ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Угадай: Что я делаю?

Цель . Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры . Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Одно и то же по-разному

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры . Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЕ

Превращение предмета, комнаты, детей

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры . Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Превращение комнаты . Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращение детей . По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Снежная королева

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Конкурс лентяев

Цель.

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.

Гипнотизёр

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры . Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

Поймай хлопок

Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.

Ход игры . Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

Марионетки

Цель . Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

Скульптор

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры . Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Волшебная корзинка

Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Ход игры . Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

Вкусные слова

Цель . Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры . Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и « съедает ». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

Придумай диалог

Цель. Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Ход игры . Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

Похожий хвостик

Цель. Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры . Дети распределяются на группы (2—3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела. Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

Фантазии О…

Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

Ход игры. Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, и т.п.

Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка, пчела, мячик» — и т.п.

Скороговорки

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

Дошкольники с нетерпением ждут приезда «артистов» и как правило, бывают рады представлениям кукольного театра в детском саду, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сценки или спектакли при помощи кукол, игрушек-самоделок, которые всегда находятся в их окружении - в группе или дома. Дети, самозабвенно включаются в игру, погружаются в волшебный мир, где отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они переживают яркие эмоции: смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Через различные формы театральной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, творческие способности, психические процессы. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении выслушивать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каковы герои, надо научиться анализировать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, чем богаче воображения, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательной работы
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр,
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Л.В. Артемова также выделяет виды игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или сво бодно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,

Основные требования к организации театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Л, Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки)
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа:

1. Освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст;

2. Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы;

3. Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров:

    театр "Живая рука";

    театральные ростовые куклы;

    театр передников;

    театр из подушек;

    театр нестандартной игрушки;

    театр "Рукавичка";

    театр на ложках;

    театр из шерстяных ниток.

Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге "Воспитание ума и сердца" так писал о значении театрализованных игр для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, они уже в эти ранние годы дают нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Количество и качество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает у них интерес".

Игра - один из важнейших видов детской деятельности, в ходе которой идет развитие и обучение. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения и активно вовлекать в него всех детей. В статье ниже вы найдете полную информацию об этом нелегком

Понятие театрализации в дошкольных учреждениях

Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно.

Театрализованная деятельность имеет способность оказывать положительное влияние на воспитанников через персонажей.

Дети видят в героях произведений ведь чаще всего темами инсценировок становятся дружба, честность, доброта, смелость. Вживаясь в образ, ребенок перенимает на себя его черты и вникает в основы нравственного воспитания. А разнообразие тематики и способов воплощения детских театрализованных игр позволяет педагогу использовать их в целях всестороннего развития личности.

Как классифицируют игры-драматизации?

Детскую театрализацию принято делить на две большие группы: игры режиссерские и драматизации.

Режиссерские игры - это настольный и действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок - это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.

Режиссерские игры, в свою очередь, разделяются на:

  • Настольный игрушечный театр - персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.
  • Настольный - в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.
  • Фланелеграф - персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.
  • Теневой театр - в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.

Игры-драматизации делят на:

  • Пальчиковые - ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.
  • Куклы бибабо.
  • Импровизация - без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.

Данная классификация помогает расширить театральную деятельность детей во всех группах и обогатить их знания в этой сфере.

Как организовать театрализацию в ДОУ?

Работа по приобщению детей к театру начинается с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, то есть в начале они сами должны смотреть спектакли, которые ставят взрослые-профессионалы. Со временем воспитанники и сами включаются в деятельность и умеют различать жанры и настроения, тематику произведений.

Для успешного овладения азами театрализации воспитатель и родители должны предоставлять ребенку свободу творчества. Вообще, работа с родителями - важная часть обучения творчеству. Педагог и родители должны работать вместе, быть заодно. Этому способствует проведение творческих вечеров, бесед и консультаций.

Успешные театрализованные игры - это и правильно подобранные произведения для инсценировки. Педагог должен выбирать их с умом, смотря на тематику, художественную ценность и соответствие возрасту и опыту воспитанников.

На какие принципы опирается педагог при организации театрализации в ДОУ?

  1. Принцип гуманистической направленности - между педагогом и детьми должны быть установлены гуманные отношения.
  2. Принцип интеграции - в игре должны совмещаться разные виды деятельности и искусства.
  3. Принцип творческого взаимодействия - ребенок и взрослый должны вступать в отношения сотворчества и обговаривать все возможные пути развития игры.

Только следуя данным принципам, педагог может говорить о том, что он организовывает театрализованные игры по ФГОС.

Методы совершенствования творческой деятельности

Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась, педагог должен применять специфические методы. В чем заключается их суть? Итак:

  • Метод моделирования ситуаций - педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.
  • Метод творческой беседы - педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.
  • Метод ассоциаций - будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада педагогический театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению.

Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах), их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники и так далее.

Такой метод работы не только учит работать в команде, но и развивает фантазию. К работе нужно привлекать и родителей, например, они могут помочь с декорациями и костюмами.

Требования к организации игр в ДОУ

Театрализованные игры - это не только веселье для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог обязан опираться на основные требования:

  1. Разнообразие тематики и ее содержательность.
  2. Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение.
  3. Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки к ней.
  4. Сотрудничество детей со сверстниками и воспитателем на каждом этапе подготовки.
  5. Постоянное включение театрализованных игр во все и занятия (наряду с сюжетно-ролевыми).

Развитие игры начинают с подготовки сценария по мотивам какого-либо произведения и только потом приходит время импровизации. Дети должны освоить основные элементы перевоплощения в других героев так, чтоб другие участники могли быстро узнать их. Но ограничивать фантазии резко не стоит, место воображению и нестандартному показу персонажа должно быть всегда.

Особенности проведения театрализованных игр в разных группах

Проведение игр с детьми разных возрастов отлично друг от друга. Детей важно постепенно знакомить с театром и его понятиями, вовлекая их в уже активное перевоплощение. Такие игры рекомендуют начинать уже со второй младшей группы (хотя времени им будет уделено меньше, чем в последующие годы). Правда, в младшей группе такие занятия называют играми с ролями. Дети перевоплощаются в животных или птиц, но пока не в состоянии обыграть полноценный сюжет. Они копируют лису,медведя или зайца только внешне, не умея раскрыть их характер. Именно поэтому малышам нужно чаще читать художественные произведения и организовывать по ним игры.

Театрализованные игры в средней группе уже учат сочетать движения и слова, использовать пантомиму. С малоактивными детьми этого возраста можно драматизировать простые потешки. Более активные дети уже способны к драматизации простых сказок при помощи кукольного театра.

Театрализованные игры в старшей группе усложняются, дети продолжают совершенствовать свои актерские навыки. Теперь им нужно научиться находить способы образной выразительности самостоятельно. В игре обязательно должны присутствовать острая ситуация и драматический конфликт, становление персонажа, насыщенность эмоциями и не очень сложные диалоги. Такая игра более сложная, чем простое подражание кому-либо, так как в ней нужно не только выучит слова, но и прочувствовать образ персонажа.

Театрализованная игра в подготовительной к школе группе часто становится спектаклем. Причем играть его можно как для себя в группе, так и для зрителей (родителей либо младших детей в саду). Теперь стоит чаще обращаться и к режиссерским играм, где ребенок выбирает игрушку и заставляет ее говорить и совершать действия. Это учит регуляции поведения и речи.

Игры с ролями в младшей группе

Игры с ролями для малышей - это обычно разыгрывание ситуаций, пантомимы, игры со стихами, с воображаемыми предметами. В статье выше говорилось лишь о теоретической стороне игр-драматизаций, теперь пришло время привести примеры таких занятий с детьми. В каждой группе должна иметься картотека театрализованных игр с целями. Итак, какие игры с ролями имеют место в младшей группе?

  • разыгрывание ситуации "Не хочу каши" - целью такой игры будет обучение детей интонационно проговаривать фразы. Детей делят на пары - дети и родитель. Родитель просит, уговаривает, заставляет ребенка ест кашу, а ребенок - отказывается, капризничает, вежливо не соглашается.
  • пантомима "Собираемся в детский сад" - воспитатель учит детей показывать без слов как они просыпаются и потягиваются, умываются и делают зарядку, одеваются и бегут в детский сад. Цель игры - развитие воображения и выразительности жестов.
  • игра с воображаемым предметом помогает формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Например, воспитатель предлагает малышам погладить котенка, который находится у него на руках. Животное "передают" из рук в руки, ласкают и говорят ему добрые слова. Также можно поиграть в игру "Вкусные конфеты", где детей угощают воображаемым лакомством. Они берут его, протягивая руку, разворачивают фантик и отправляют конфету в рот, показывая всем какая же она вкусная. Упражнение тренирует еще и жевательные навыки.

Театрализованные игры в средней группе

Игры для детей в средней группе немного усложняются, имитации движений становятся разнообразнее. В арсенале воспитателя также пантомима, разыгрывание стихотворений по ролям, игры-стихи и игры на мышечное расслабление и напряжение.

  • Имитация ходьбы - воспитатель просит детей показать, как они ходили, когда были маленькими, как ходит бабушка, волк, лиса, принцесса и так далее
  • Пантомима "Медвежата" - дети, вживаясь в роль, выходят из берлоги, жмурятся от яркого солнышка, потягиваются и втягивают носом воздух. Медвежата расходятся по полянке, и здесь педагог может подключить импровизацию. Чем же займутся животные весной?
  • Театрализованные игры в средней группе уже подключают и мышечный корсет. Пример игры - девочка гуляет в лесу и видит бабочку. Она удивляется, протягивает шею, наклоняет туловище и совершает бросок руками вперед. Еще одна игра - девочке подарили новую куклу. Она очень рада, кружится, прижимает к себе сюрприз и показывает его всем вокруг.

  • Для обыгрывания стихотворений в младшей группе идеально подходят такие произведения, как "Был у зайца огород", "Мыльные пузыри", "Сердитый гусь".

Театрализованные игры в старшей группе

Детям 5-6 лет полезно играть в загадки без слов. Это хорошо развивает выразительность жестов и мимики. Группу делят на две части. Первая группа рассматривает картинки с загадками и выбирает те, которые они смогут показать без слов. Вторая подгруппа отгадывает то, что предлагают им товарищи. Затем происходит смена ролей.

Очень хорошо развивает фантазию и диалогическую речь игра "Телефон". Детей делят на пары и дают им задачи: пригласить друга на день рождения, извиниться перед другом за шалость и так далее. Для развития интонационной речи следует брать какую-либо фразу и просить воспитанников произносить ее грустно, весело, злобно, с удивлением.

Для совершенствования актерских способностей полезно упражняться у зеркала, чтоб видеть результаты своих усилий. Воспитатель может попросить ребенка изобразить собаку, принцессу, наказанного мальчика, пчелу, которая садится на цветок. Дав детям 5-6 лет платок можно попросить их изобразить при помощи предмета бабушку, волшебника, бабочку, человека с больным зубом.

Важным и новым в старшей группе становится развитие пластической выразительности.

Целями театрализованных игр такого плана являются обучение владеть телом, непринужденно и красиво двигать руками и ногами. Примерами их могут послужить:

  • "Лисичка подслушивает" - лиса стоит у дома петушка и кота и слушает, о чем идет речь внутри. Она выставляет вперед одну ногу и наклоняет корпус, подставляет ухо ближе к стене, приоткрывает рот и делает хитрые глаза.
  • "Танец розы" - воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям исполнить красивый танец цветка. Воспитанники импровизируют, придумывая движения самостоятельно. Вдруг музыка обрывается и ветер замораживает все розы. Дети застывают в произвольных позах. Игра повторяется несколько раз.
  • "Пальма" - дети изображают рост пальмы (руки и тело тянутся вверх, ноги на носках) и ее увядание (руки падают вниз).

Игры-драматизации для подготовительной к школе группы

В подготовительной группе дети продолжают играть в пантомиму, но задания существенно усложняются. Можно предложить изобразить гадкого утенка, гневного льва, наездника на лошади, игру в снежки, рыбалку. Развивать воображение помогают и игры-этюды, которые учат воспроизводить мимикой и жестами отдельные черты характера и эмоции. Дети могут изобразить жадного пса, ворчливого дворника или крапиву. Это занятие сопровождается чтением стихотворений.

Но самыми главными театрализованными играми в подготовительной группе считаются те, результатом которых является инсценировка сказки. Например, воспитатель читает сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Затем можно просмотреть мультфильм, нарисовать с детьми декорации (поле, реку, замок). Это и есть предварительная работа, о необходимости которой говорилось выше. Затем педагог распределяет роли между детьми и инсценирует сказку. С детьми 6-7 лет можно разыграть произведения Сутеева, сказку "Красная шапочка", русские народные сказки и так далее.

Интересным занятием для детей является переделывание сказки. К примеру, дети при помощи кукольного театра переделывают сказку "Колобок" - колобок встречается с лисой в самом начале повествования, лишь потом с зайцем, волком, медведем и котом. Потом он встречает мальчика Сашу, который мирит всех героев спектакля.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет Губанова Наталья Федоровна

Театрализованная игра

Театрализованная игра

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной – имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5–6 лет, а театрализованная – у детей 6–7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Индивидуальная режиссерская игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.). В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной – полученные из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной игре – на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителям: детям, родителям.

В старшей группе театрализованная деятельность начинает интенсивно развиваться. Именно в возрасте 5–7 лет, считают исследователи, у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах. Это не означает, что нужно приобщать к театрализованной игре лишь старших дошкольников. Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с игрушками-персонажами, обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.

Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные – второй тип игр, к которым относятся драматизации.

Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Фурмина и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5–7 лет – наиболее благоприятным (сензитивным) для детского творчества. Д. В. Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6–7 лет она часто становится спектаклем. Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер.

Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

Мы выявили этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра – коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Занятие 9. Театрализованная игра «Колобок» Цель. Развивать правильное речевое дыхание.Ход занятия1. Игры и упражнения на речевое дыхание.2. Артикуляционная гимнастика.3. Импровизированная игра «Колобок».Игры и упражнения на речевое дыхание.Дети делятся на две команды,

Из книги автора

Занятие 10. Театрализованная игра «Теремок» Цель. Развивать внимание, память, дыхание детей.Ход занятия1. Дыхательные упражнения.2. Артикуляционная гимнастика.3. Разучивание текста пьесы «Репка».4. Импровизация сказки «Теремок».Дыхательные упражнения.Дети сидят в

Из книги автора

Занятие 37. Театрализованная игра «Корабль» Цель. Развивать кругозор детей; совершенствовать память, внимание, общение.Ход занятия1. Беседа о корабле и морской терминологии.2. Игра «Корабль».Беседа проходит на декорации-корабле.П е д а г о г. Ребята, вы знаете, кто главный

Из книги автора

Занятие 43. Театрализованная игра «Полет на Луну» Цель. Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать умение выступать перед публикой.Ход занятия1. Беседа о профессии космонавта.2. Упражнение на внимание.3. Упражнение на координацию движений.4. Игра

Из книги автора

Занятие 44. Театрализованная игра «Путешествие» Цель. Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей; продолжать работу над техникой речи.Ход занятия1. Упражнения на дыхание и голос.2. Работа над скороговоркой.3. Игра «Путешествие».Упражнение на дыхание

Из книги автора

Занятие 45. Театрализованная игра «Путешествие» Цель. Обратить внимание на умение детей фантазировать, придумывать, сочинять.Ход занятия1. Беседа на тему «Путешествие».2. Театрализованная игра «Путешествие».Занятие начинается с беседы у «костра».П е д а г о г. Ребята, мы с

Из книги автора

Занятие 51. Театрализованная игра «Последний герой» Цель. Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции; смелость, сообразительность, воображение и фантазию.Ход занятия1. Упражнения на дыхание «Прямой маятник», «Боковой маятник», «Цветочный магазин», «Ручной

Из книги автора

Занятие 52. Театрализованная игра «Настройщик» Цель. Знакомить детей с пословицами, поговорками и скороговорками; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.Ход занятия1. Беседа о пословицах, поговорках и

Из книги автора

Занятие 53. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель. Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение.Ход занятия1. Беседа «Знакомство с ярмаркой».2. Театрализованная игра

Из книги автора

Занятие 56. Театрализованная игра «Корабль» Цель. Совершенствовать и развивать внимание, воображение, смелость, находчивость.Ход занятияОписание игры см. в занятии 37, но в данном занятии нужно нафантазировать новое предлагаемое обстоятельство, например, команда

Из книги автора

Занятие 58. Театрализованная игра «Цирк зверей» Цель. Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память, воображение.Ход занятия1. Упражнение «Вкусные слова».2. Театрализованная игра

Из книги автора

Занятие 60. Театрализованная игра «Цирк зверей» Цель. Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.Ход занятия1. Игра на развитие актерского мастерства «Пальма».2. Театрализованная игра «Дрессированные медведи и

Из книги автора

Занятие 61. Театрализованная игра «Цирк зверей» Цель. Работать над техникой речи, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.Ход занятия1. Упражнение на гласные и согласные звуки.2. Театрализованная игра «Кошки и попугаи».Дети в творческом

Из книги автора

Занятие 62. Театрализованная игра «Цирк зверей» Цель. Знакомить детей с основами театральной культуры; прививать любовь к животным.Ход занятия1. Беседа о номерах театрализованной игры «Цирк зверей».2. Работа над номерами «Дрессированные собачки», «Дрессированные

Из книги автора

Занятие 63. Театрализованная игра «Цирк зверей» Цель. Продолжать работу над номерами программы «Цирк зверей». Прививать детям любовь к животным.Ход занятия1. Повторение значений слов «номер», «трюк».2. Работа над номерами «Дрессированные зайчики», «Дрессированные

Из книги автора

Занятие 67. Театрализованная игра «Путешествие в мир сказок» Цель. Показать воспитанникам детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных участниками театральной студии.Ход занятия1. Отрывок из спектакля «Репка».2. Отрывок из спектакля «Теремок».3. Отрывок из

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

  • * дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
  • * осваивают способы их внешнего выражения,
  • * осознают причины того или иного настроя.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • - ролевые диалоги на основе текста;
  • - инсценировки произведений;
  • - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности:

  • - Игры - спектакли
  • - Драматический спектакль
  • - Музыкально-драматический спектакль
  • - Детская опера
  • - Спектакль на хореографической основе
  • - Спектакль ритмопластики
  • - Пантомима
  • - Мюзикл

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре:

  • - Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
  • - Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  • - Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

  • - Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
  • - Создание атмосферы творчества.
  • - Развитие музыкальных способностей.
  • - Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованное занятие включает в себя:

  • - Просмотр кукольных сценок.
  • - Театрализованной игры.
  • - Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • - Беседы о театре.
  • - Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
  • - Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • - от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации

При реализации задач программы, прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

  • * Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • * Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • * Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • * Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
  • * Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, но текстами стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленькая. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
  • * Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; В. Чарушин "Утка с утятами").
  • * Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
  • * Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от:

  • - игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя;
  • - от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
  • - от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
  • - от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж", произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Появляются игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Методика работы по организации театрализованной игры

Для развития и воспитания детей, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.

Самостоятельность детской игры в большой мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажайте его. Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит. Такая подготовка отняла бы время, предназначенное для других, не менее важных дел и занятий. К тому же в результате получится спектакль, а не игра. Мы предлагаем разработки игр, которые не требуют длительной кропотливой подготовки воспитателя и детей.

Могут возникнуть вопросы: как и когда, знакомить ребят с содержанием сценария? Насколько самостоятельной и творческой будет игра, если дети хорошо знают текст произведения? Может быть, лучше предлагать им незнакомый текст? Известная и, в общем-то, вполне оправданная рекомендация - чтение произведения до начала игры - требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего показывать "живые" картинки на фланелеграфе или на столе, а можно использовать и театр игрушек или кукол бибабо. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Воспитателю трудно выучить множество стихов, текстов разных театрализованных игр. Можно сделать запись, она позволяет сохранить средства художественной выразительности текста, образные выражения автора. Но не полагайтесь полностью на запись. Сколько сможете, учите тексты сами. Ведь чтение произведения должно сочетаться с мимикой. Кроме того, стихи вы сможете использовать ежедневно при общении с детьми. Например, во время мытья игрушек - "Долго, долго умывала и ласкала их она".

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.

Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей - животных); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "помогите", "возьмите", "послушайте" и др.? Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином ее слове): "Вот моя кукла", "Дай мне мяч". Ну а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря то за Красную Шапочку, то за волка, вы, безусловно, умеете. Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу и во время чтения стихотворения К. Чуковского "Доктор Айболит" или любого другого. Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса - образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.

Итак, ваша речь в повседневном общении, чтение, декламация, театрализованные игры, которые вы вначале ведете сами, служат первыми образцами для подражания.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Начинать их надо с младшей группой. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложните упражнение - пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позвольте это сделать всем. Но прежде объявите конкурс - кто лучше? Победителю - аплодисменты.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.

В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку и ответы тех, кто поселился в ней.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают три медведя. Упражнение можно провести так. Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: "здравствуйте" (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); "до свидания" (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); "дай" (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); "возьми" (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. Д.

Выберите четверостишие и прочтите его детям с разными интонациями. Попросите их повторить, а может, и найти новые варианты интонаций, например: удивленно/ насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: "Не забудьте покормить рыбок", "Я люблю свою сестренку" и др. Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. Обязательно продолжайте упражнять их на фрагментах из театрализованных игр, например "Посадил дед репку", "И стала Федора добрей" и т. д.

В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др. Например, возьмите себе кубик, ребенку дайте мячик.

Воспитатель:

  • -- Что у тебя?
  • -- Да нет, посмотри внимательно.
  • -- Нет, не мячик, а кубик.
  • -- Да, кубик, кубик!
  • -- В самом деле? А что же?
  • -- Неужели мячик?
  • -- Мячик.
  • -- Вижу: мячик.
  • -- Кубик?
  • -- Нет, не кубик, не кубик!
  • -- Мячик, мячик…
  • -- Да вот же, мячик!

Поменяйте игрушки на сказочные персонажи и пригласите других детей поспорить.

Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Например, можно спросить детей: "Кто прошел по тропинке (по мостику)?" Предложите им выбрать персонаж (волк, лиса, заяц, мышонок). Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по тропинке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые вы придумаете, скажем, продемонстрировать прогулку, поиск пищи, встречу гостей, просьбу пустить в дом, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю птичек, букашек, увертывание от преследователей и др.

Наблюдая с детьми исполнителей, учите ребят подмечать различия в характеристике образов. Хорошо, если вы дадите возможность каждому изобразить по-своему.

Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. Например, после слушания песни "Петушок" В. Витлина изобразить, как поет петушок, когда он заболел и когда выздоровел.

Ребенок, ритмично ударяя в бубен, показывает, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Вместе с музыкальным сопровождением можно имитировать движения резвящейся или усталой лошадки.

А вот музыкальные загадки: "Покажи, как прыгает зайка" (В. Агафонников. "Маленький, беленький"); "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка" (В. Агафонников. "Вся мохнатенькая"); "Покажи, как ходит петушок" (В. Агафонников. "Не ездок, а со шпорами").

Пока дети будут выполнять задание, вы вместе с остальными ребятами внимательно смотрите и отмечаете особенности игры каждого "актера", привлекаете ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы мы непосредственно включили в описание сюжетов игр. Ваша задача - найти новые, более интересные и совершенные.