Мебель средневековья в западной европе. Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос. Стены и их отделка

  • 15.06.2019

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

Этот период находит свое развитие в тех самых "темных веках" раннего средневековья, о которых известно не очень много, большая часть информации о том времени уже отнесена к мифам и сказкам, которые словно живут в руинах старинных замков и монастырей, в легендах о славных рыцарских ристалищах и походах в далекие земли, о спрятанных сокровищах и поиске Священного Грааля.

Чтобы ознакомиться с деревянными интерьерами и мебелью тех загадочных и давно минувших средних веков, нам нужно остановиться на внутреннем деревянном убранстве крепостных замков и церквей. В замках феодалов для проживания строили " жилые башни". Главным помещением в этих башнях был высокий, достаточно темный зал, огороженный каменными стенами с колоннами, каминами и фресками, при этом этот зал все равно оставался достаточно холодным и мрачным помещением, особенно зимой его было практически невозможно прогреть. Уже позже отделываются деревянная обшивкой , потолочные балки, образующие деревянный потолок, раскрашивались в разные оттенки, пол при этом уже начали покрывать керамической плиткой, коврами. Также в центре этой особо укрепленной башни находился колодец, позволяющий осажденным в крепости людям всегда иметь питьевую воду. Разумеется в центральном зале башни всегда располагался камин, комплексная отделка которого - это отдельная интересная тема.
В средневековых городах сперва также были достаточно скромные деревянные интерьеры. Сами комнаты были узкие, темные; деревянная мебель в них была примитивная, даже более скромная, чем в самом начале античного опыта изготовления мебели. Краски романского стиля яркие, насыщенные, чрезмерно броские. С характерными для романского периода мебельными формами мы можем судить по обстановке церквей: это кресла для клироса, мебель ризниц. Это, наверное, наиболее часто встречающиеся предметы интерьера того периода. (о других периодах в истории развития мебели и столярного ремесла в целом вы можете прочитать в других разделах нашего сайта)

Стремление людей к роскошной мебели в этот период истории выглядет незначительным, что вполне бъясняется суровыми реалиями того времени, соответственно и само мебельное производство находилось в достаточно зачаточном состоянии, совес не продолжая славные столярные традиции Античности. Шкафы романского периода сделаны грубым плотницким инструментом из толстых, достаточно неаккуратных досок, элементы конструкции соединялись между собой коваными металлическими полосками. О более сложных соединениях и использовании филенок речь на то время вообще даже не шла.

В Западной Европе XI - XIII веков мебель была достаточно проста и ее было очень мало даже во дворцах. На протяжении длительного отрезка времени вырабатывались устойчивые, неизменные формы предметов. Романская мебель точно соответствовала своей эпохи и менталитету средних веков, отвечая самым простым критериям - практичность и надежность. Она была целиком произведением народного искусства, особенно крестьянская. Главными предметами деревянного интерьера домов жителей средневековья были сундук, который часто заменял собой стул и стол, кровать и бывало, что и шкаф (сундук, поставленный вертикально, явился прототипом первого шкафа). Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями. Столы делались очень простыми, чаще всего они представляли собой съемную доску на двух козлах. Очень часто в изготовлении романской мебели использовалась оковка поверхности деревянного изделия железными полосами. Из точеных прямых брусков делали стулья и скамьи, кресла. Характерен табурет на трех ножках. Стулья бчасто не покрывались обивкой, они в основном были покрыты достаточно толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Затем уже стала использоваться и резьба по дереву (это разного рода стилизованные листья, мифические животные, орнаменты). Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр (подробнее о различных породах древесины, используемой в столярном ремесле читайте ). Делали ее в основном плотники и кузнецы.

Сейчас нам трудно представить, что какой-либо из элементов деревянного интерьера того периода мы можем использовать в современном столярном ремесле. Но комоды, обитые металлическими коваными полосками, кресла, больше похожие на трон, громоздкие шкафы, выполненные с применением полного перечня технологий по искусственному состаривания древесины, могут придать вашему домашнему кабинету или библиотеку особую индивидуальную изюминку, создав атмосферу глубокой сказочной старины. Прекрасно будет смотреться и стол, массивный и нарочито-грубый, окованный железом, занимающий центральную часть кабинета. Находясь за ним, хозяин такого домашнего кабинета будет чувствовать себя настоящим королем положения.

Также неплохо буддет смотреться комплексная отделка в таком стиле интерьера деревом вокруг домашнего камина . Здесь уже можно развернуть настоящий домашний очаг, наподобии таких, какие были в замках рыцарей и королей в эпоху раннего средневековья.

Мне нравится

19

Введение

Как Вы может, помните, я в прошлый раз, затронул тему возникновения и развития мебели в древнем мире, как предмета быта и интерьера. Мы с Вами окунулись в древность, прошли этапы развития мебели, от Древнего Египта до великой Римской империи. Я хочу продолжить данный экскурс по истории и пути развития человеческой цивилизации. Продолжим наше путешествие по векам истории.

Эпоха Византийской империи.

Следующим этапом развития мебели, и способов ее изготовления, стала эпоха Византийской империи. В IV веке христианство в Древнем Риме, приобрело статус государственной религии. Империя, ослабевшая из-за классовой борьбы и внутренних противоречий, постоянных набегов варваров, распалась на две части. Рим и западная часть империи, пали под натиском варваров. Восточная же часть Римской империи, отделившаяся в 395 году, образовалась Византийская (греческая) империя. В неё входили Египет и Сирия, Передняя Азия и регион Балканы. Столицей государства стал г. «Византий» (был столицей Римской империи с 330 года) - первое название Константинополя, переименованный так в честь христианского императора Константина. Византийское государство, соседи зачастую называли греческим ввиду того, что там преобладал греческий язык. Однако люди, жившие в этом государстве, называли сами себя римлянами. Византийская империя , полностью переняла систему управления и критерии римской цивилизации. Изначально, архитектура и декоративные мотивы были верны римским традициям. Византийская мебель, формами и декоративными мотивами не отличался от позднеримской мебели. Однако позднее, с течением времени, начал вбирать в себя восточные вкусы и нравы, стремясь все более к роскоши и помпезности. В итоге, красота форм и изящество отошли на второй план, первое место заняли применяемые материалы и их стоимость, из которых была изготовлена мебель. Мебель все менее напоминала Римскую, все чаще и больше использовались вычурные украшения, она стала массивной и грубой. В сравнении с греко-римской мебелью, огромное увлечение роскошью, перенасыщение украшениями предметов обстановки, уничтожило изящество мебели. Что привело к значительному упрощению форм. Кровати и столы, сундуки, стулья и кресла, даже для императоров и царей, обладали примитивной формой, это отражено в различных миниатюрах того времени.

При изготовлении мебели, особенно для церкви, делался упор на ценные, дорогостоящие материалы – драгоценные металлы, слоновую кость, инкрустации из смальты, драгоценные камни, цветную эмаль. Делалась также мебель полностью из металла или с отделкой металлом или мрамора. В то же время, в домах обычных ремесленников и крестьян была в употреблении простая мебель. Табуреты и стулья имели обычные формы. Оставались, популярны складные стулья. Их элементы выполнялись в виде животных, широко применялись резьба по дереву с различными мотивами и орнаментами. При хранении вещей использовались сундуки, не отличавшиеся изяществом.

Мебель в основном была представлена изделиями: сундуки (их крышка использовалась для сидения), кровати, табуреты и складные стулья. Кстати, на кровати спала обычно только женщина, хозяйка дома, мужчинам же для этих целей отводились ниши в стенах дома. Использовали византийцы и мягкую мебель, низкие диваны и тахты - позаимствованные у персов и других восточных народов. Так же, как дань востоку в обстановке византийских жилищ - большую роль играли ткани, особенно шёлк. Из щёлка и узорных тканей делали подушки для стульев и кресел, а также скатерти, занавесы, покрывала. В орнаментике на мебели, самыми распространенными были религиозные христианские мотивы: монограмма Христа, голуби, оливковая ветвь, павлины, виноградная гроздь, бараны и т.п. Позже стали использоваться греческие орнаменты, «звериные» мотивы.

Упор, сделанный на чрезмерное увлечение роскошью и использование ценных материалов, способствовал, практически полному уничтожению предметов быта и обстановки византийского жилища. Применение дорогостоящих материалов сыграл важную роль, при захвате г. Константинополь орденами крестоносцев, и его падении в августе 1453 г. К сожалению, до наших дней практически не дошли предметы быта и обстановки византийского жилища, сохранились только отдельные образцы церковной мебели и изображения мебели на миниатюрах.

Византийский стил ь не внёс ничего нового в развитие мебельных форм. Но все же благодаря своей христианской направленности и использованию орнаментики с христианскими мотивами, он оказал значительное влияние на возникновение и развитие стилей средневековой Европы. В первую очередь, это романский стиль. Византийский стиль, интересуют нас как предшественник форм мебели христианского средневековья.

Итак, сделаем следующий шаг по этапам истории, и перейдем к рассмотрению развития мебели, как части быта в средневековой Европе.

«Романский стиль»

На обломках древнеримской империи, христианская церковь, приступила к просвещению европейского региона, к обращению населения в свою веру. Монахи и священники, устремились в самые отдалённые и глухие уголки Европы, а образовывающиеся по следам их деятельности монастыри и церкви, становились новыми культурными центрами. Из византийской мебели до нашего времени дошли только образцы церковной мебели. Мебель остальной Европы была ещё очень проста, груба и примитивна. В период около 800 года в архитектуре и искусстве, образуется «Романский стиль». Он получает наибольшее распространение, только в самом начале II тысячелетия. В это время, по цитатам одного из мыслителей того времени – « Европа покончила с древностью и оделась в белые платья церквей». Римская империи погибла в вихре великого переселения народов. Европа оказалась огромной территорией, заселенная кочевниками и племенами варваров. Торговля и ремесло угасли, остался только примитивный товарообмен. Рабство, как таковое исчезло в феодальном обществе, однако закрепощенность и жесточайшая эксплуатация крестьян были на максимуме. Рыцари и феодалы жили в крепостях. Церковь, её иерархия, полностью соответствовала мирской власти. Наука и искусство, стремления и духовная жизнь человека, любая его творческая деятельность были осуществимы только под ее контролем и указке церкви. «Романский стиль» просуществовал почти 400 лет на Европейском континенте. Своё название он приобрёл в начале XIX веке, в связи с применением в нем элементов римской мебели, но это название обманчиво. Искусство этого периода черпало подпитку из нескольких источников: из византийских и самых ранних христианских форм, из античных и восточных элементов, из искусства народов населявших Европу. В конечном итоге, в результате этих факторов в X веке на европейском континенте, в его различных частях, в независимости друг от друга, появился первый интернациональный стиль, иногда отличавшийся большим своеобразием в различных регионах.

Основополагающей функцией архитектуры этого периода была оборона, от чего-то бы ни было. Вследствие этого, для архитектуры характерны – статичность и закрытые, тяжёлые формы. В этом периоде стремление к удобству и роскоши очень невелико. Поэтому мебельное ремесло, не востребовано и весьма примитивно. Разновидностей мебели было немного. Различные предметы домашнего обихода и изготавливаются в рамках натурального хозяйства, в основном на крестьянских подворьях. Наиболее часто использовавшейся, практичной и универсальной мебелью этого стиля был сундук. Он заменял собой многие предметы - стол и скамью, использовался в качестве кровати, конечно, он также применялся по прямому своему назначению, для хранения вещей. Пропорции и формы сундуков черпают своё начало в античном саркофаге, становясь постепенно все более разнообразной. Первоначально, в церквях и храмах появляются сундуки с ножками и дверцами, они являющиеся своего рода предтечами современных шкафов (сундук, который поставили вертикально, явился прообразом шкафа).


В романский период (X-XII века) появились новые виды мебели: кресла с высокой спинкой, похожие на курульные кресла римской эпохи и трехногие табуреты. Сами стулья, их спинки, были достаточно высокими, это указывала на знатность происхождения восседавшего. Зачастую они покрывались краской и обтягивались холстом, после чего наносился гипс, и далее вся конструкция расписывалась красками. Стулья и кресла, а так же скамьи - собирали из круглых, точеных брусков.

Прямоугольные столы делали из двух боковых щитов, вместо ножек, соединенных брусом, которые затем заклинивали клиньями из дерева. Зачастую столы были разборными, и собирались в нужный момент времени. В простых домах, столом была простая, широкая доска, поставленная на два козла. В этот период все большее значение приобретает факторы комфорта и уюта кровати. Их формы, воспроизведенные на основе византийских образцов, по конструкции напоминают рамы на ножках и окруженные решеткой. Далее, начиная с XII века, во всех богатых домах в качестве дополнения стали применять балдахины, которые в то время выполняли функцию защиты от холода. Балдахин крепился на каркас кровати или к потолочной балке. Для украшения мебели используют многочисленные резные или цветные расписные растительные орнаменты и мотивы. При декорировании мебели зачастую применялись полосы железа, ряды гвоздей или металлические накладки. Материалом при изготовлении мебели были ель, дуб и кедр. Производством мебели в основном занимались плотники и кузнецы. Романский стиль просуществовал почти 400 лет в Европе, он важен, как этап развития цивилизации и представляет интерес для историков.

«Готический стиль»

В процессе хотя и медленного, но непрерывного развития общественных отношений и искусства в средневековье, сложился новый стиль, очень точно отобразивший произошедши перемены в обществе. Новый стиль возник во Франции, на севере этого государства, и просуществовал более 3х веков, начиная с XIII века. Вошел он в историю, как «Готический стиль». Насмешливое прозвище "готика" придумали итальянские гуманисты, в эпоху Возрождения. Термин "готика"- обозначал, всё не относящееся к классическим, античным образцам. Имеющий уродливый вид, связанный с «варварством» (готы - "варварское" германское племя). Одновременно с Францией этот стиль появилась в Бельгии и Швейцарии, немного позже, этот стиль развился и в Германии. Данный стиль, существовал в Европе в XIII - XIV вв., и стал наивысшим синтезом художественных образов средневековья. Главным видом искусства в «готике» - являлась архитектура, с ее достижениями в строительстве кафедральных соборов. В готический период , благодаря повторному изобретению в Европе двуручной пилы, появилась возможность получать тонкие доски, и применять их для изготовления более легкой и прочной мебели. Вследствие этого, изменился конструктив мебели. При изготовлении стали сначала делать каркас, в который после вставлялись филенки - деревянные детали, покрытые искусной резьбой, росписью и позолотой. И все-таки, мебель периода готики была достаточно тяжелой и неуклюжей. Как правило, её располагали вдоль стен. Готическая мебель имеет «напряженную» вытянутую вверх форму. Нередко эта мебель, визуально, делится на несколько частей. Спинка стула напоминает стрельчатые башни готического собора.

Мебель украшали различными элементы церковной архитектуры. Позже, при изготовлении деревянных изделий, начинают применять причудливый и вычурный геометрически точный орнамент. Мебель украшают ажурные архитектурные и растительные мотивы, изображения сцен из жизни, скульптурные украшения, ленточное плетение, так же очень часто применялась оковка изделия железными полосами. Характерный орнамент для того периода - резной орнамент в виде вырезанного или выгравированного свитка или имитации фактуры ткани, причудливо уложенной складками. В этот период, в Англии, получает распространение резьба по мореному дубу. Данный материал также использовался при изготовлении стеновых панелей, что при совместном использовании с мебелью составляло внушительный ансамбль. Своей резьбой славились Германия, Богемия (Чехия). Для Италии, Франции - характерно применение позолоты и инкрустации, живописной росписи. Мебель, типы которой появились в этот период, достаточно долго сохраняются в Европе, особенно в быту у крестьян. Это кресла, столы с подстольем, кровати с деревянным навесом, сундуки-лари (кессоне), поставцы – шкафы, произошедшие из вертикально поставленных сундуков и применявшиеся для хранения посуды.


Сундук остается по-прежнему основным видом мебели, выполняя при этом самые разные функции. Сундук со временем становится сундуком-скамьей.

Мебель для сидения в этот период, была достаточно разнообразной. Повсеместно использовались скамьи. Наряду с сундуками и скамьями, приставленными к стенам, использовались кресла и стулья. Кресла были с основой в форме ящика с подлокотниками и подъемным сиденьем. Спинка кресел была глухой и высокой, украшалась красивой резьбой и небольшим балдахином. Похожими были и скамьи, часто с навесом (балдахином). Навес скамьи иногда украшали элементами, взятыми из архитектуры.

Кровать, если она не была встроена в нишу в стене, снабжалась балдахином или деревянным каркасом - подобно шкафу, на юге Европы, где более мягкий климат, балдахин заменяла деревянная конструкция, украшенная филенками, резьбой, отделкой различными цветами.

Столы этого периода имели множество разновидностей и приобрели более стабильные формы. Наиболее часто изготовляемым, был стол с выступающей столешницей и торцевыми стенками, имевший глубокий выдвижной ящик. Также достаточно часто встречался стол с подножкой для ног, стоящий на четырёх косых опорах.

С развитием общественной городской жизни стали, востребованы и появлялись новые бытовые привычки, вместе с ними появлялись новые предметы интерьера и мебели. Например, шкаф для посуды – «буфет», представляющий собой разделенные дощатые полки, на которые ставили посуду. Так же изобретается письменный стол с поднимающейся вверх столешницей, под которой находится ящик для письменных принадлежностей. Такими письменными столами часто пользовались торговцы в своих конторах.

Материалами, применявшимися при изготовлении мебели, были в основном дуб, орех, сосна, ель, кедр и каштан. Изготовлением мебели занимались – столяр и резчик, отделку производили живописцы и позолотчики. Ремесленники в этот период, начали образовывать профессиональные цеха. При производстве, за качеством и объемом производимых товаров строго следили цеховые общины. Столярное ремесло, несомненно, изменилось. Оно стало более развитым, способным разрешать запросы и потребности общества в области оформления мебели. Изначально, технические навыки мастеров оставались еще, достаточно несовершенны, но с течением времени, цеховые мастера достигли высокого мастерства в производстве рамочно-филеночной конструкции мебели, в изготовлении мелких деталей. Они в совершенстве овладели трудными техниками: резьба, роспись, а чуть позже и инкрустации. В период «Готического стиля» ремесло столяров достигло хороших успехов, что в дальнейшем обеспечило предпосылки для реализации запросов общества и выполнения более сложных задач в следующих эпохах истории, таких например как стиль «ренессанс». Готический стиль – своевременный и один из главных этапов на пути развития мебельных стилей. Благодаря данному стилю, появились другие типы мебели, а также была возрождена забытая мебельная техника античности. Этот стиль возродил и привел ремесло столяров к подъему и возродил оригинальную форму украшения мебели - орнамент.

Мебель эпохи Возрождения.

Повышение внимания к комфорту и удобству быта в период XIII-XIV века, дало толчок к дальнейшему прогрессу интерьера и мебели. Начиная с XIV века, жилое пространство домов все больше наполняется мебелью, но мебель еще не имеет значительных отличий по сравнению с мебелью готического периода. Главным пока остаётся сундук-ларь украшенный карнизом и цоколем с пилястрами. Наступает эпоха Возрождения . Термин "Возрождение" или «Ренессанс» от фр. «Renaissance» или итал. «Rinascimento» («re/ri» - «снова» и «nasci» - «рожденный») - подчеркивает возврат культурных идеалов античности. Возник термин в XIV веке, для обозначения новой эпохи, сменившей Средневековье. Родиной стиля Ренессанс стала Италия, где хорошо развилось мебельное производство. Переход от «Готики» к эпохе «Возрождения» прошёл очень быстро, в период одного поколения, при этом затронув все области мироощущения и мировоззрения человека. Противоположность между «Ренессансом» и «Готикой», не была так глубока, как думали современники. Именно «Готический стиль» создал тип жилого здания, который стал преобладающем в Ренессансе.

В этот период начинают образовываться капиталистические отношения, когда производитель работают уже на рынок (спрос) а не на конкретного потребителя. Все большее число ремесленников начинает образовывать и содержать свои мастерские, для производства и а так же сбыта мебели партиями, а не штучно. В мастерских начинает, применяется труд подмастерий и учеников. В период Ренессанса был изобретен станок, который смог производить тонкие листы древесины - фанеру. Изобретение данного станка, позволило разработать и применить на практике технику фанерования, и вследствие приема украшения мебели способом интарсии (от итал. «intarsio» - вид инкрустации, выполняемой одним видом дерева по другому дереву). Активно проводились обмер и зарисовка древнеримских сооружений. Именно римские образы древности, были взяты за образец, так как любовь к блеску и роскоши в интерьере, присущая периоду эпохи Возрождения, не могла удовлетвориться простыми и довольно строгими формами греческого декора. Количество типов мебели, появившихся в прошлые исторические этапы, немного увеличилось в эпоху Возрождения. Был придуман и реализован на практике раскладной стол с выдвижными опорами. Появляются кабинеты и дрессуары (посудный шкаф).

Появляется новый тип кресла (стула), с ножками и спинкой в виде круглых, витых стержней, со специфическими кубиками в местах сочленения отдельных частей. Сиденье и спинку у стульев, начинают обивать гобеленом или кожей, используя при этом гвозди с крупными шляпками.

Выросло число функциональной мебели - письменный стол, шкафы, секретер, мягкая мебель. В этот период, была разработана и применена в производстве, технология изготовлять больших листов стекла и зеркала. Соответственно становится возможным использование стекла и зеркал в мебели. Вследствие этого становятся популярны и широко распространяются предметы меблировки, как комоды и застекленные буфеты. Производятся ажурные кресла из металла, достаточно красивые и изящные. Мебель все больше декорируют росписью (которую нередко выполняли крупные художники, такие как Учелло, Боттичелли, и др.) и позолотой, богатой резьбой в виде растительных композиций - так популярных в мотивах древних римлян. В декоре преобладает инкрустация, интарсия и каменная мозаика. Плоские поверхности инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепаховой костью.

Внешний вид Мебели подчеркивается элементами архитектуры - пилястрами, колоннами, фризами и капителями, аркадами и нишами. Большое распространение получают детали мебели в виде голов баранов, львиных лап, различных гротескных масок и прочих атрибутов, присущей античной мебели. В период эпохи Возрождения столярное дело достигло очень высокого художественного и эстетического уровня. Столяр был обязан превосходно чувствовать конструкцию и форму мебели, быть технически подготовленным и уметь чертить эскизы и чертежи.

Для различных областей и крупных городов Италии утверждаются разные направления в производстве и обработке материалов, выпускаются характерные для региона виды мебели. В Сиене, Болонье и Риме, производилась мебель с присущей ей декоративной резьбой. Регионы, Ломбардия и Венеция славятся своей мозаикой с применением геометрических узоров из светлого или черного дерева и слоновой кости. Такая мозаика получила название «Чертозской мозаики», по названию Чертоза-Павийская обители, расположенной недалеко от Милана. В Лигурии и Генуе производились поставцы-креденцы, с дверцами и множеством выдвижных ящиков, шкафы-бюро, покрытыми красивой рельефной резьбой. Мебель эпохи Возрождения была достаточно разнообразна, но по-прежнему в быту, наиболее использовавшимися типами мебели были: Ларь-сундук «кассоне» (cassone). Основное предназначение, которого было – хранение, перевозка вещей, использование в роли скамьи. У ларей, имеющих прямоугольную форму ящика, появляются изогнутые, точеные ножки, стенки ларя становятся выпуклыми, на них производят отделку резьбой. Позже из такого сундука развивается предок дивана – скамья-ларь с подлокотниками и спинкой - «касса-панка» (cassapanka). Он предназначался для почетных гостей.

Столы были в основном двух типов: со столешницей прямоугольной формы, закрепленной на четырех массивных опорах, или с круглой (многоугольной) формой столешницы с одной центральной опорой.

Распространены были стулья двух типов - на двух резных досках с многоугольными сиденьями и обычные, на четырех ножках. Кровати - становятся низкими, без балдахина, с добавлением резных столбиков по углам.

Основным и самым распространенным материалом для производства мебели становится - древесина ореха. Она удобна в обработке, имеет красивую текстуру и достаточно прочна. При производстве мебели, исполнители зачастую стремились подчеркнуть естественную текстуру и цвет древесины, и поэтому цветовая гамма ренессансной мебели отличался сдержанностью. Готической мебели, можно сказать, не повезло, из-за невежества и нетерпимости ранних христиан, ко всему языческому. Совершенно иное положение вещей сложилось в эпоху Ренессанса – родственная связь, с этой эпохой, прослеживается практически во всех последовавших стилях мебели, в том числе и сегодняшний стиль ретро. Нужно сказать, что мы живем в макроэпохе, начало которой было положено мастерами эпохи Возрождения.

Примечание

Использованы материалы


Романский стиль

Романский стиль (от лат. - римский) был первой художественной системой средневековья, и господствовал около 400 лет, охватив большинство стран Европы. В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец. Здесь, в архитектуре эпохи династии Каролингов, и зарождается романский стиль. Широкое распространение он получает только в начале II тысячелетия и просуществовал до конца XII в. Отголоски его форм прослеживаются в народной мебели многих народов и в конце XIX в.

В основу стиля легло византийское искусство, кроме того на формирования стиля сказалось влияние античных форм и искусство варварских народов. Получил свое название в XIX в. в связи с использование в нем римских элементов.

Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерна статичность и тяжелые закрытые формы.

В этот период основная масса населения крестьяне мебели как таковой почти не имели, постоянные войны и грабежи не позволяли благоустраивать жилище. В условиях натурального хозяйства мебель для собственных нужд изготавливали сами крестьяне. Чаще всего это были скамьи и обтесанные чурбаны на которых сидели вокруг очага. Основными изготовителями мебели для церквей и замков были кузнецы и плотники. Как правило, мебель романского стиля имеет простую конструкцию и грубую массивную форму. Шкафы из плохо обструганных досок держались при помощи кованных железных накладок. Это прием зародился во Франции. В поздней романской мебели появляются колонны, профильные карнизы, аркатура.

Первое место среди мебели занимал сундук, который играл роль шкафа, стола, кровати, стула и дорожного чемодана. Во время поездок знатные люди перевозили в сундуках свое имущество. Первые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, как у первобытных народов. Потом их стали делать из необработанных досок с двухскатной крышкой, часто украшенной резьбой в виде клиновидных зарубок. Очень часто сундуки украшали коваными накладками, которые являлись также крепежными элементами.

Ранняя форма сундука с тяжелыми коваными накладками

Сундук на ножках с коваными накладками

Французский сундук украшенный спиральными накладками. XIII в.

В храмах использовались более высокие сундуки с короткими ножками и дверцами, лицевую сторону украшали резьбой.

Сундук на ножках с ложными аркадами. XII в.

Сундук поставленный вертикально явился прототипом шкафа. Украшением романского шкафа служили розетки выполненные плосковыемчатой резьбой, грифоны по сторонам фронтонов, массивные полосы железной окантовки.

Шкаф с кованой обшивкой

1- Стоячий шкаф с резными розетками. XII в.

2- Стоячий шкаф с прорезными драконами и резной розеткой, окованный железными полосами.

Позднее появились шкафы с отделкой архитектурными элементами.

Шкаф из ризницы храма. XIII в.

В качестве мебели для сидения использовали массивные скамьи или сундуки, отдельные стулья полагались только главам знатных семей. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить их на холодный пол. Стулья имели прямые или точеные ноги и прямые спинки. Обивка не применялась. Дополненные подлокотниками стулья превращались в кресла.

Кресло точеное. XIII в.

Стул резной. XII в.

Кресло резное норвежской работы. XIII-XIV вв.

Мебель в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле к этому добавляется еще резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура.

Кровати. Кровати представляли собой коробку с выемкой в средней части боковой стенки. Стойки ножек заканчивались точеными элементам. В изголовье устраивали высокую стенку с небольшим деревянным навесом.

Кровать деревянная из Тироля

Начиная с XII в. под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватями появились балдахины, которые крепились к потолочным балкам или на специальный каркас.

Столы романского стиля имели простую конструкцию. В ранний период они представляли широкую столешницу установленную на двух козлах, столы были разборные. Более поздние столы стоят на двух массивных щитах скрепленных одним или двумя массивными брусками. Концы брусков выходят за приделы щитов и заклиниваются. Декоративное оформление сводится к фигурной форме боковых щитов.

Прямоугольный стол с одной проножкой

Прямоугольный стол с двумя проножками

Более сложными по конструкции являются столы с круглой и восьмигранной столешницей, которая установлена на подстолье столярной работы сложной формы.

Круглый стол

Восьмигранный стол

Для изготовления мебели использовали местные породы: сосну, ель, дуб.

В качестве декоративных элементов применяли: кованные железные накладки, ряды кованных гвоздей, роспись, плосковыемчатую резьбу, архитектурные мотивы. В орнаментах использовали растительные мотивы (стилизованные листья, вьющиеся растения, гроздья), геометрические формы, зигзагообразные линии, фигурки людей и животных, мистических животных.

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. - Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1993. - 176 с.: ил.