Ощущения, его виды и свойства. Индивидуальные особенности ощущений. Характеристика ощущений, виды и свойства ощущений

  • 01.10.2019
ОЩУЩЕНИЯ

План:

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

2. Природа ощущений.

3. Классификация ощущений.

4.Закономерности ощущений.
Основные понятия по теме: анализатор, рецептор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, нижний абсолютный порог ощущений, верхний абсолютный порог ощущений, разностный (дифферен циальный) порог ощущений, адаптация, сенсибалазация, сааестезия.

1. Понятие ощущений в психологии. Роль ощущений в жизни и деятельности человека

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).

Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.

Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.

С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.

В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.

С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».

Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.

Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.

Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.

Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.

В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.

Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.

Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.

Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?

Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.

С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».

«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.

Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».

С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.

Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

2. Природа ощущений
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. В организме существуют приборы, специализированные для приема определенных воздействий из внешней или внутренней среды и переработки их в ощущения. Эти приборы называются анализаторами.
Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела или рецептора (рецепторного поля), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;

2) проводящих путей – афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) центрального отдела, расположенного в подкорке или коре головного мозга (мозговой конец анализатора), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферического отдела.

Рассмотрим работу анализатора на примере зрительных ощущений (См. рис. 1).

Рис. 1. Зрительный анализатор.


Органом зрения является глаз. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия света (электромагнитного излучения) на внутреннюю сетчатую оболочку глаза, которая и является рецепторным полем зрительных ощущений. Сетчатка состоит из нескольких десятков тысяч волокон –окончаний зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Возбуждение по центростремительному (афферентному) нерву передается в кору больших полушарий, в затылочные доли, именно здесь происходит переработка зрительных сигналов. Переработанный зрительный сигнал возвращается по центробежному (эфферентному) нерву в глаз, в ту или иную мышечную систему глаза. Таким образом возникает ответ организма на раздражение: мы ощущаем свет.

В состав каждого ощущения входит движение - иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.д.) Глаз в процессе рассматривания объекта всегда скачкообразно движется по контуру объекта и его сложным точкам. Неподвижный глаз слеп.

Вернемся к периферическому отделу анализатора – рецептору. Рецептор (рецепторное поле, воспринимающее поле) – нервный орган, специально приспособленный для принятия раздражений, характеризуется двумя особенностями: во-первых, особо высокой чувствительностью, т.е. легче, чем прочие органы или нервные волокна поддается раздражению; во-вторых, каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю. Так, кожные рецепторы отражают механические воздействия, слуховые - звуковые колебания, зрительные – электромагнитные колебания и т.д. Тот или иной вид чувствительности четко локализован в головном мозге. Зрительная чувствительность представлена в затылочных долях коры головного мозга, слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины и т. д. Локализацию видов чувствительности в головном мозге смотрите на рисунке 2.

Рис. 2. Локализация чувствительности в головном мозге.


2. Классификация ощущений
Ощущения подразделяют на три вида.

1. Внешние или экстероцептивные.

2. Внутренние или интероцептивные.

3. Проприоцептивные.

Рассмотрим подробнее каждую группу ощущений.

Внешние ощущения доводят до человека информацию, поступающую из внешнего мира, и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела и называются экстероцепторами, а ощущения данной группы, соответственно, экстероцептивными. Сюда относятся слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.

Органы внешних чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, который в психологии получил название синестезии. Синестезией называют появление тех или иных ощущений под влиянием неспецефических раздражителей. Например, появление зрительных ощущений под влиянием звуковых раздражений. У некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения. Цветной слух – так называют это явление.

Внутренние ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга информацию, исходящую от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы, и других внутренних органов. Рецепторные аппараты этих ощущений разбросаны в стенках только что названных внутренних органов, а потому называются интероцепторами.

Внутренние ощущения по-другому называются интероцептивными или органическими. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физико-химического характера. К интероцептивным ощущениям относятся чувство голода, жажды, удушья, чувство дискомфорта, которое может возникать как ранний симптом заболевания внутренних органов, чувство напряжения, возникающее при неудовлетворенности какой-либо потребности, и чувство успокоения или комфорта, сигнализирующее об удовлетворении потребностей и нормальном протекании внутренних процессов. Изучение интероцептивных ощущений очень важно в медицине для описания внутренней картины болезни, что важно для диагностики внутренних заболеваний. Объективное значение этих: ощущений очень велико, т. к. они регулируют поведение человека в сторону уравновешивания работы внутренних органов, обменных процессов.

Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела (статические ощущения) и органов движения (кинестетические ощущения) в пространстве. Они обеспечивают регуляцию наших движений.

Периферические рецепторы статических ощущений или ощущений равновесия расположены в среднем ухе и напоминают нивелир - прибор, используемый в строительстве. При изменении положения головы или тела в целом в пространстве, жидкость в приборе также меняет свое положение, раздражая особые волосковые клетки. Возникающее возбуждение передается по волоскам, идущим в составе слухового нерва как особая его часть (так называемый вестибулярный нерв), в теменно-височные отделы коры головного мозга и аппарата мозжечка.

Периферические рецепторы кинестетической или глубокой чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждения, возникающие в рецепторах, отражают изменения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. Перерыв проводников кинестетической чувствительности в любом месте приводит к тому, что человек оказывается не в состоянии определить положение своей руки (или ноги) в пространстве, иногда испытывает признаки изменения схемы тела – размер конечностей или тела ему кажется необычным, иногда несоразмерно большим. Такие люди испытывают большие затруднения в движениях, лишенные чувственной опоры, они становятся неуправляемыми.
3. Закономерности ощущений
Чувствительность и ее измерение. Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим не вооруженным глазом множества происходящих вокруг нас микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом.

Нижний порог измеряется в единицах интенсивности соответствующего раздражителя: в барах (единицах давления) для осязания, в децибелах (единицах интенсивности звука) – для слуха, в люксах (единицах. силы света) для зрения. Нижний порог дает количественное выражение чувствительности (остроты ощущений). Чувствительность тем выше, чем ниже нижний порог.

Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги. Под верхними порогами ощущений понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением (сверхгромкий звук, слепящая яркость света).

Звук с интенсивностью ниже одного децибела может не ощущаться и составлять нижний порог ощущения. А звук в 130 децибел начинает вызывать болевые ощущения.

Измерение нижних порогов ощущения может быть использовано для диагностики периферического или центрального поражения. Так, например, снижение слуха на одно ухо может свидетельствовать либо о поражении периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо о патологическом очаге в височной области противоположного полушария. Не меньшее значение имеет измерение и верхнего порога ощущения. Так измерение нижних и верхних порогов слуховых ощущений позволяет определить «зону комфорта», т.е. диапазон, в пределах которого звуки начинают вызывать полноценные слуховые ощущения, что важно для конструирования звукоусиливающих приборов.

Если абсолютная чувствительность выражается в интенсивности минимального раздражения, которая впервые вызывает ощущения, то относительная или разностная чувствительность выражается в той прибавке к исходному фону, которая достаточна для того, чтобы испытуемый заметил его изменение. Эта прибавка именуется порогом различения или разностным порогом. Благодаря разностной чувствительности мы чувствуем, что в комнате стало светлес или, напротив, темнее, что звук телевизора стал тише или громче, что суп после досаливания стал вкуснее.

Разностный порог потому относителен, что величина его не стабильна и зависит от исходного фона. Если мы находимся в темной комнате, освещенной одной горящей свечой, то прибавление другой такой свечи, будет легко замечено нами. Если же мы находимся в ярко освещенном зале, где горят много ламп, то не только прибавление одной свечи, но и прибавление одной лампочки в сто свечей не будет нами замечено. То же самое можно сказать и о слухе: в полной тишине мы хорошо различаем малейший звук, а в обстановке большого шума этот звук остается неуслышанным.

Существенно, что разностный порог выражается для разных органов чувств в неодинаковых цифрах: для осязательных ощущений достаточно увеличение силы исходного раздражения на 1/30, для зрения - увеличение прежней освещенности на 1/100,. для слуха эта относительная прибавка должна превышать 1/10 исходного фона.

Все пороги индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически и относительно стабильны.

Изменчивость ощущений. Как показали исследования, чувствительность наших органов может меняться в очень больших пределах. Изменчивость чувствительности зависит от очень многих факторов: условий внешней среды, от ряда внутренних (физиологических и психологических) условий, химических воздействий, установок субъекта и т. д.

Изменение чувствительности происходит в двух противоположных направлениях: увеличения или уменьшения и может быть временной и устойчивой.

К временным изменениям чувствительности относятся явления адаптации, контраста, изменение чувствительности в силу взаимодействия анализаторов и по другим причинам.

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителей, т. е. в зависимости от условий окружающей среды.

Можно различать три разновидности адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия слабого раздражения. В случае действия постоянного слабого раздражителя ощущение имеют тенденцию к угасанию. Легкий груз, покоящийся на коже, вскорости перестает ощущаться. Мы не ощущаем привычной одежды, рецепторы кожи адаптировались. Адаптация повинна в том, что бабушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений. Даже самые изысканные духи очень быстро перестают ощущаться. Но ведь и неприятные запахи тоже.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (негативная адаптация). Когда из темной комнаты переходишь в ярко освещенное помещение, глаза человека испытывают «резь», человек временно слепнет, требуется некоторое время, чтобы человек приспособился к яркому свету. Приспособление это происходит в результате снижения чувствительности зрительного анализатора к свету. Такая адаптация называется световой. Но если теперь из ярко освещенной комнаты снова вернуться в темную, то сначала ничего н видно и необходимо 20-ЗО минут для того, чтобы человек стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. В основе темновой адаптации лежит изменение чувствительности зрительного анализатора к свету, она обостряется в 200 тысяч раз! Одним из физиологических механизмов такого огромного изменения чувствительности глаза является расширение зрачка в темноте и сужение на свету.

Зрачок может изменить свой просвет в 17 раз, регулируя, таким образом, приток света.

3.Увеличение чувствительности под действием слабого раздражителя есть третья разновидность адаптации (позитивная адаптация).

Изменение чувствительности по типу адаптации не происходит сразу, оно требует известного времени. Временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную остроту, необходимо 30 минут, слух же адаптируется к окружающему фону уж через 15 секунд. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Известно, что привыкание к сильному холоду или жаре (температурная адаптация), а также к резким запахам, вызывающим болевые ощущения, не происходит вовсе.

С адаптацией тесто связано явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражения. Примером контраста может служить обострение ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущения холодного после ощущения горячего и т.д.

Чувствительность может изменяться в результате взаимодействия анализаторов. Работа одного органа чувств может угнетать или стимулировать работу другого. Звуковое раздражение может обострить работу зрительного ощущения, некоторые запахи повышают или понижают световую или слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под действием болевых раздражителей.

Физиологический механизм такого взаимодействия ощущений следующий. Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Повышение чувствительности именуется сенсибилизацией. Экстренную сенсибилизацию вызывают фармакологические воздействия (адреналин, пилокарпин), психологические факторы (изменение установок субъекта, его интересов и др.). Так повышение чувствительности может быть достигнуто с помощью простой речевой инструкции, при которой слабо различимому признаку придается важно сигнальное значение.

В опыте А.В. Запорожцевой и Т.В. Ендовицкой детей просили нажать на одну кнопку, если разрыв круга Ландольда внизу, на другую - если вверху (Дети 5-6 лет различали на расстоянии 200-300 см.). На втором этапе круг Ландольда был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль. Испытуемые могли различать его на расстоянии 310-320 сантиметров.

Повышение относительной чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака можно наблюдать в профессиональной деятельности.

Утомление сначала вызывает обострение чувствительности с тем, чтобы после способствовать его снижению.

Изменение чувствительности может носить устойчивый характер , что связано с устойчивыми изменениями, происходящими в организме.


На изменение чувствительности влияет возраст. Острота ощущений возрастает с возрастом, достигая своего максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Устойчивое повышение чувствительности наступает в силу упражнения органов чувств.

Устойчивое изменение чувствительности может происходить и в направлении понижения, чему также способствуют условия жизни и деятельности людей. Люди, долгое время работающие с мелкими предметами на маленьком расстоянии (ювелиры, часовщики, портные, корректоры, переводчики, много читающие студенты) теряют зрение. Люди, работающие долгое время в условиях сильного шума (оркестранты, рабочие в заводских цехах) теряют слух.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое ощущение?

2. Каков физиологический механизм ощущений? Опишите структуру и работу анализатора.

3. Какие виды ощущений существуют?

4. Что такое синестезия и в чем ее причины (механизмы)? Приведите примеры с.

5. Что такое нижний абсолютный порог ощущений (верхний п.о., разностный п. о.)?

6. Что такое адаптация в ощущениях?

7. Что такое сенсибилизация? Каковы ее причины?

8. Как человек может управлять развитием своих ощущений?

Приложение 1. Неспецефические виды ощущений
Перечисленные выше пять «модальностей» (обоняние, осязание, вкус, слух, зрение) не исчерпывают всех видов экстероцептивных ощущений. Этот ряд следует дополнить двумя категориями: промежуточными или интермодальными ощущениями и неспецифическими видами ощущений.

Хорошо известно, что слуховые ощущения являются следствием отражения звуковых (воздушных) волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 тысяч кол/сек.Человек имеет возможность воспринимать колебания и меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых 10-15 кол/сек. Такие колебания воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Такая чувствительность развита у глухих людей. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента. Глухие могут чувствовать вибрацию пола или мебели, и благодаря этому выполнять те или иные действия, например, танцевать в помещении, где танцуют другие. Таким образом, вибрационная чувствительность может в некоторых ситуациях компенсировать потерю слуха.

Примером «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи - способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. А. Н. Леонтьев провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного светового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта, его можно научить различать цветовые лучи кожей руки.

Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя существуют предположения и догадки. К недостаточно изученным формам чувствительности относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на

расстоянии возникающие перед ними преграды. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах трудно.

Приложение 2. Лимиты ощущений у человека и животных
Из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высоко специализированными приборами органов чувств, при этом лимиты ощущений у человека и животных различны. Человеком не воспринимается ультразвук, рентгеновские волны не имеют также специализированных приемников и не вызывают ощущений у человека. Свет распространяется в виде электромагнитных волн. Световые волны распространяются в пространстве со скоростью 186000 миль в секунду. И мы видим свет. Радар, радиосигналы и рентгеновские лучи - это тоже электромагнитные волны. Они также распространяются со скоростью 186000 миль в секунду. Но мы их не видим. Может быть, мы и хотели бы увидеть сигналы радара, передаваемые из полицейской машины, однако физические ограничения не позволяют нам этого сделать.

Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолетов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребенок является исключением!

Если бы мы могли слышать волны, частота вибраций которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землей. Но тогда бы могли слышать и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим ногами или руками. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.

Если поблизости от дома обитают летучие мыши, то мы были бы самыми несчастными существами, если бы могли слышать намного лучше нормального для человека уровня. Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации. Они испускают звуковые волны, частота вибрации которых колеблется от 50000 до 90000 раз в секунду. Эти звуковые волны отражаются от объектов и возвращаются к уху мыши. Летучие мыши используют эхо для определения местоположения предметов, небольших насекомых и конфигурации жилища.

Физические ограничения существуют и для других органов чувств. Например, многие птицы обладают удивительно острым слухом, но почти не имеют обоняния. В то же время обоняние прекрасно развито у человека, и часто достаточно одного только различия между изысканной французской кухней и обычной повседневной пищей для воздействия на рецепторы обоняния, расположенные в носу. Это происходит из-за того, что мы не только различаем вкус горького, сладкого, соленого и кислого. В действительности, когда мы едим, то «работают» все пять органов чувств. Может быть, поэтому некоторые из нас получают такое наслаждение от пищи.

Таким образом, физические ограничения делают наше восприятие лучше именно потому, что нам не нужно воспринимать все. Хотя иногда нам и хотелось бы устранить эти ограничения, но обычно они спасают нас от переизбытка информации.

Итак, внимательный анализ показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое обоснование: все воздействия, не имеющие биологического значения, оставались вне поля специализации наших органов чувств.
Приложение 3. Развитие ощущений
Острота ощущений может развиваться по двум причинам:

1) в силу необходимости компенсации сенсор­ных дефектов (слепота, глухота)

2) в силу упражнений в процессе деятельности.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание

К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для это­го они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными професси­ями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетре­нированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окра­ске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для не­тренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цвето­вым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Де­густаторы могут точно указать не только, из какого сорта вино­града сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.

Глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1/60 – 1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений художника можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха. И у скрипачей он более развит чем у пианистов У людей, с трудом различающих высоту звука, мож­но специальными занятиями улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборо­тов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только меж­ду 1300 и 1400 оборотами.

Все это - доказательство того, что наши ощущения развива­ются под влиянием условий жизни и требований практической твидовой деятельности.

Несмотря на большое число подобных фактов, проблема уп­ражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать ис­черпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попыт­ка объяснить повышение осязательной чувствительности у сле­пых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачиниевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоста­вления было проведено то же исследование на коже зрячих лю­дей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фа­ланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достига­ло 186, то у слепорожденных оно составляло 270.

Таким образом, структура рецепторов не является констан­тной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосаб­ливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестра­ивается и структура анализатора в целом.

Литература: Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных, элементарных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Роль ощущений в жизни и деятельности человека трудно переоценить, т. к. они являются источников наших знаний о внешнем мире и о нас самих.
Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую реку, которая омывает и питает наш мозг информацией.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Так нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психологического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.
Совершенно естественно, что люди переживают потерю любого из каналов связи с окружающей средой как величайшую трагедию.
С потерей органа чувств не просто выпадает какая-либо часть из спектра переживаний, перестраивается вся личность, все ее жизненные отношения к окружающим людям.
В научной литературе встречаются примеры, в которых описаны состояния людей, потерявших в силу различных обстоятельств, все виды чувствительности кроме одного, двух.
С. П. Боткин (1832-1889), известный русский врач, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Академик И.П. Павлов описывает следующие клинические случаи: «...у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние, уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон. Таким образом, получалось полное подтверждение того, что для бодрственного, деятельного состояния больших полушарий необходим известный минимальный приток раздражений. Совсем недавно мне... пришлось видеть подобный же случай... Когда у него (т. е. больного) открыты здоровое ухо и здоровый глаз, он вас вполне понимает, может читать и писать. Но как только вы ему закроете либо ухо, либо глаз..., он непременно впадает в забытье и ничего из того, что происходило с ним в этом промежутке, не помнит».
Эти примеры доказывают, что потребность в нормальном потоке ощущений, которые буквально питают человеческий мозг, доставляют ему живительные и совершенно необходимые впечатления, является одной из самых острых жизненных потребностей. Итак, чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений.
Необходимый поток ощущений в нормальных жизненных условиях достигается как бы автоматически. Под нормальными условиями здесь можно понимать два жизненных ряда.
Во-первых, должны быть в исправности те физиологические приборы, которые отвечают за сбор информации: глаза должны видеть, уши - слышать, нос - обонять и т. д.
Во-вторых, необходимы внешние предметы и явления, которые можно было бы разглядывать, прослушивать, нюхать, пробовать, трогать и т. д.
В приведенных примерах у людей наблюдалось состояние сенсорного голода, наступившего в результате неисправности физиологических приборов ощущений.
Но существует сенсорный голод другого рода, который грозит абсолютно здоровым людям. Это черное безмолвие космоса, грозящее космонавтам при длительных полетах. В кабине все привычно. Ничто не радует глаз, возникает состояние, которое народ именует универсальным и точным словом «скука». А ученые - сенсорная депривация.
Впервые ее описали исследователи глубоких пещер и полярные исследователи. В наши дни сенсорную изоляцию создают искусственно и изучают в особых условиях.
Например, испытуемого в специальном снаряжении погружают в воду, так, что полностью прекращается поток зрительных, слуховых и вообще всех внешних ощущений. А что происходит при этом с внутренним миром человека?
Очень многое: обманы чувств, потеря ощущений собственного «я», нарушения в эмоциональной сфере и прочие неприятности. Недаром это одно из самых тяжких испытаний будущих космонавтов.
С. Лем в одном из рассказов описывает «прелести» строгой сенсорной депривации, которые испытывает его герой Пирке, погруженный в специальную камеру, «баню».
«...Пустота становилась тревожной. Прежде всего, он перестал ощущать положение своего тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Дальше он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы - вообще ничего. Пирке словно бы растворился в воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Потом стало еще хуже. Темнота, в которой он находился, или точнее, темнота - он сам - заполнилась слабо мерцающими кругами - круги эти даже и не светились, а смутно белели.
...Он распадался. Он был немного здесь, немного там, и все расползалось. Верх, низ, стороны - ничего не осталось... Он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался, распухал. Становился безграничным. Он кружился. Вращался. Глазные орбиты без лица, округлые, вытаращенные, расплывавшиеся, если пробовать им сопротивляться, наступали на него, лезли на него, расширяли его изнутри, словно он резервуар из тонкой пленки, готовый вот-вот лопнуть. И он взорвался».
С. Лем ничего не придумал. В протоколах научных опытов есть и более впечатляющие картины психических изменений, причиной которых является недостаток чувственных сигналов.
Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь как основным источником познания, так и основным условием психического развития

Ощущение – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называется анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Рецептор – орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
2. Проводящие нервные пути – по ним нервные сигналы передаются в мозг.
3. Мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку¬совые, температурные и тактильные ощущения. Рецепторы находятся на поверхности тела.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен¬них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже¬ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.
3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло¬жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле¬нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п.
I группа - дистантные ощущения:
1. Зрение - электромагнитные колебания, отражение света от предметов.
2. Слух - звуковые колебания.
3. Обоняние - пахучие частицы, химический анализ.
II группа - контактные ощущения:
4. Тактильные - ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны:
а) язык,
б) губы,
в) кончики пальцев.
5. Температурные - отдельные рецепторы на холод и тепло. Температура тела принимается за 0.
6. Вкусовые - рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи.
7. Вибрационная чувствительность - реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. Самая древняя чувствительность. Прародительница слуха и тактильных ощущений. Нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации.
8. Болевая чувствительность - стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет.
III группа - ощущения, относящиеся к самому телу:
Ощущения на события внутри тела.
9. Вестибулярные - определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе.
10. Мышечные – кинестические, динамические, скелетно-мышечные, проприорецепция. Специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря ним мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений.
11. Интроцепивные ощущения - интерорецепция - совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференциированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне.

Свойства ощущений:
1. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям.
2. Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений.
4. Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.
Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5-10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

  • 12. Психологические особенности акцентуированного поведения в подростковом возрасте. Виды акцентуаций. Методы диагностики и коррекции.
  • 19. Направления и формы работы психолога с учительским коллективом. Роль психолога в формировании профессионального мастерства учителя. Педагогические способности. Психолого-педагогический консилиум.
  • 20. Теория учебной деятельности д.Б. Эльконина. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
  • 22. Общение и его психологические характеристики. Структура, функции и виды общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
  • 24. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологические характеристики коллектива. Социометрия.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.
  • 28. Психологические особенности внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Диагностика и коррекция внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.
  • 29. Эффективность консультационного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультационного процесса
  • 30. Направления в психологическом консультировании. Психоанализ з.Фрейда. Структура личности по з.Фрейду. Психокоррекционные приемы и техники психоанализа.
  • 32. Этапы психологического консультирования. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии.
  • 33. Транзактный анализ э.Берна. Виды транзакций. Теория игр. Использование в практике психологического консультирования и коррекции.
  • 34. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Супружеские проблемы в психологическом консультировании.
  • 35. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании.
  • 36. Бихевиоральное направление в практике психологического консультирования и коррекции. Положительное и отрицательное подкрепление, величина и режим подкрепления.
  • 37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.
  • 38. Консультирование по проблемам личностного плана.
  • 39. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Клиентоцентрированная терапия к.Роджерса и ее основные принципы.
  • 40. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.
  • 42. Организация и планирование работы школьного психолога. Документация школьного психолога. Кабинет школьного психолога.
  • Рабочая документация школьного психолога
  • 1. План работы психолога
  • Методические рекомендации к организации
  • 43 Прцедуры и техники.
  • Защитные механизмы для снижения тревожности
  • Как помочь тревожному ребенку.(коррекция)
  • Повышение самооценки.
  • Обучение детей умению управлять своим поведением.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • 45. Психологические особенности детей, имеющие отклонения в умственном развитии. Понятие задержка психического развития. Умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети.
  • 46. Гештальтерапия ф. Перлза. Основополагающие принципы работы психотерапевта в рамках гештальтподхода. Цикл контакта в рамках гештальтерапии, способы прерывания контакта.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.
  • 49. Специфика психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Личность психолога-консультанта
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.
  • 1. Современные технологии воспитания.
  • 2. Предмет и задачи методики преподавания педагогики. Внеучебная работа по пед.
  • 4. Особенности содержания социального воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  • 5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.
  • 6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен
  • 7. Педагогика как наука. Закон об образовании рф, рб.
  • 8. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Руссо, Песталоцци, Толстой, Монтессори, Френе, Роджерс, Сухомлинский
  • 9. Содержание образования. Виды образования. Гос.Стандарт образования, учебные планы, учебники, программы
  • 10. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.
  • 19. Диагностика результатов воспитательной работы.
  • II. Движущие силы процесса обучения
  • III. Функции учебного процесса
  • IV. Основные звенья учебного процесса
  • I. Понятие о диагностики обучения
  • III. Основные виды контроля
  • II. Классификация о методах обучения.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.

    Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Отличие ощущения от восприятия: В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира.

    Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные , она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

    Функции ощущения: Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).

    Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

    Классификация ощущений: Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

    Виды: зрительные слуховые, вкусовые, осязательные, органические. Закономерности ощущения: 1) наличее миним.(нижнего порога) и максим. (верхнего порга ощущений); 2) Наличие порога различия; 3) Адаптация (это изменение чувс-го анализатора под влиянии длительного воздействия я раздражителя); 4)Сенсибилизация(взаимовлияние раздражителя одного рецептора на работу другого). Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.Ощущение всегда имеет пространственную локализацию. Адаптация к ощущениям.Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

    Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

    Восприятие представляет собой систему перцептивных действий. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания), может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания. Ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Свойства восприятия : Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Виды восприятия . Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Расстройство восприятия. Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается идентификация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Аффективные иллюзии – возникают под влиянием интенсивных эмоций, охваченный ужасом или в состоянии чрезмерного нервного напряжения, ошибочно воспринимает ветку дерева за окном как качающийся скелет. Вербальные иллюзии – ошибочное восприятие смысла слов, речи окружающих, вместо нейтральной речи больной слышит речь иного содержания (обычно угрозы, ругательства, обвинения). Причины появления иллюзий: 1. физиологические. 2. от концентрации внимания (от ожидания при концентрации внимания). Внимание сконцентрировано на привычных вещах. 3. от напряженности чувств. Эмоциональные иллюзии 4. иллюзии воображения. Когда воспринимаемое гиперболизируется (впечатление компонуется под воздействием воображения). Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальности не существует, т.е. это восприятие без ощущений. Галлюцинации подразделяются по органам чувств: слуховые (патологическое восприятие слов, разговоров, отд. звуков или шумов. Больной слышит, что его окликают). Зрительные (бывают либо элементарные – зигзаги, искры, огонь; либо предметные, когда перед взором больного возникаю картины: необычные животные, устрашающие фигуры или предметы). Обонятельные (больной чувствует неприятные запахи, гниющего мяса, гари, тления. Они уверены, что их кормят отравленной или испорченной пищей). Тактильные (ложное ощущение прикосновения к телу, жжения или холода, больной иногда ощущает, что его кусают или царапают). Висцеральные (ощущения присутствия в собственном теле предметов, животных, червей). Дереализация (расстройство восприятия, при котором окружающие больного предметы, люди, животные воспринимаются измененными, что сопровождается чувством их чуждости и нереальности; например, все кругом не живое).

    Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

    1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

    2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

    3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

    Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

    Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

    Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

    Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

    Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

    Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

    Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия.

    Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

    Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

    Характеристика основных свойств восприятия.

    Свойства восприятия

    Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

    Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

    Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

    Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.

    Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.

    Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

    Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

    Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

    Виды восприятия.