Рациональная психотерапия. Рационально-эмотивная терапия

  • 30.09.2019

Психотерапия является таким видом лечения, при котором доктором в качестве инструмента воздействия на психику пациента используется слово. В широком смысле своего понимания данное направление охватывает общение больного и врача в целом. Ведь при лечении болезней любого профиля доктор, общаясь со своими пациентами, неизбежно оказывает на них психологическое воздействие. Именно поэтому столь ответственен момент налаживания контакта, а также личный подход к каждому человеку с учетом особенностей его личности и конкретных социальных условий.

Основным достоинством рациональной психотерапии является устранение проявлений болезни путем изменения отношения человека к самому себе, к своему состоянию и ко всему окружающему.

Способы излечения словом

Каковы главные направления, являющиеся элементами психотерапии? Они представлены следующими основными способами устранения заболеваний:

  1. Рациональной психотерапией.
  2. Данный способ включает в себя внушение наяву, происходящее при нахождении человека в состоянии гипнотического сна, а также самовнушение, которое носит название аутосуггестии.
  3. Групповая, или коллективная психотерапия. Она бывает домашней и поведенческой, игровой. Также выделяют имаготерапию и психоэстетотерапию.
  4. Наркопсихотерапия.

Все перечисленные выше способы окажут на больного максимальное воздействие при их сочетании с другими видами устранения недуга, в том числе медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами, трудотерапией, ЛФК и т. д.

Направление рациональной психотерапии

Для избавления от болезней врач может воздействовать на пациента с помощью разъяснений. Главное, чтобы они были логически аргументированными. Подобный метод известен в медицинской практике под названием «рациональная психотерапия». При его использовании врач должен объяснить своему пациенту то, что тот не понимает и не знает, и что способно поколебать его ложные убеждения.

Одновременно с прямым словесным воздействием рациональной психотерапии сопутствует и косвенное внушение. Например, метод разъяснения ситуации порой применяют к другим лицам в присутствии больного. Это позволяет добиться того, что лечебный эффект будет достигнут опосредованно. Помимо этого, в рациональной психотерапии используются различные дидактические приемы, а также эмоциональное воздействие.

Чаще всего лечение представляет собой диалог, который врач ведет со своим пациентом. Подобное собеседование позволяет разъяснить человеку обстоятельства, приведшие к заболеванию. При этом врач описывает характер и прогноз намеченного лечения. Психотерапевту необходимо придерживаться простоты и ясности в своей аргументации. При этом он, применив любые факты и показатели, указывающие даже на незначительные улучшения, должен попытаться воодушевить больного и помочь ему преодолеть имеющие место пессимистические представления.

Успех использования метода рациональной психотерапии во многом зависит от личности врача, от его заинтересованности в излечении пациента, а также от искренности, способности убеждать и терпеливо выслушивать, завоевывать симпатию и доверие.

Первые опыты, в которых рассматривалось применение подобной методики, были проведены на основе описанного И. П. Павловым, а также Б. Скиннером классического и оперантного обусловливания. Основная формулировка данных понятий состояла в цепочке «стимул - реакция» и придерживалась того постулата, который гласил, что поведение, приводящее к достижению необходимого результата, должно закрепляться, и напротив, не приводящее к нему - угасать или ослабляться.

На сегодняшний день существует большое количество методов рациональной психотерапии. Рассмотрим те из них, которые получили наибольшее распространение на практике.

Метод Поля Дюбуа

Рациональная терапия, предложенная этим швейцарским невропатологом, является наиболее доступным способом излечения пациента. Применяется она не только узкими специалистами, но и врачами широкого профиля.

Рациональная психотерапия Дюбуа использует способность пациента делать логические выводы, проводить сопоставления, а также доказывать обоснованность имеющихся фактов. Данный метод явился альтернативой лечения внушением. При этом рациональная психотерапия прежде всего делала ставку на мышление и разум пациента.

Поль Дюбуа считал, что истоки развития неврозов кроются в ошибках суждения и слабости интеллекта. Разумеется, в настоящее время данные теоретические выводы не принимаются безоговорочно. Тем не менее многие рекомендации и выводы Дюбуа, которые он сделал на основе многочисленных наблюдений, обладают большой практической ценностью. Примером тому может служить описание беседы швейцарского невропатолога со своим пациентом, который страдал от бессонницы. Ознакомиться с ней можно в книге А. М. Свядоща «Неврозы»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

В своей практике Дюбуа всецело опирался на логику. Используя это научное направление о законах мышления, он довольно убедительно демонстрировал своему пациенту те ошибки, которые имели место в его рассуждениях и были связаны с неверной оценкой патологического состояния. Подобное воздействие на больного является основой данного метода. Но помимо этого, рациональная психотерапия Дюбуа включает в себя эмоциональное воздействие, внушение, изучение и дальнейшую коррекцию личности, а также риторические дидактические приемы.

Метод Альберта Эллиса

Этим психологом был разработан способ рационально-эмоциональной психотерапии. Его основу составляют три главных аспекта психической деятельности человека. Это мысли, или когниции, а также поведение и чувства.

В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса выделяются:

  1. Дескриптивные когниции. Эти мысли содержат ту объективную информацию, которая была воспринята индивидом.
  2. Оценочные когниции. В данном типе мыслей отражается отношение человека к реальности.

Согласно положениям методики рациональной эмоциональной психотерапии А. Эллисона, два указанных выше типа когниций имеют связи различной степени жесткости. Негативные и позитивные эмоции вызывают вовсе не происшедшие объективные события, а их оценка. В связи с этим многие психопатологические расстройства и симптомы в эмоциональной сфере могут быть рассмотрены в качестве результата нарушений в когнитивной области, что именуется иррациональными установками. Они представляют собой жесткие связи между дескриптивными, а также оценочными когнициями. Данные нарушения выражаются в указаниях и требованиях, приказах и т. п. и не соответствуют реальности ни по своему качеству, ни по силе.

Будучи нереализованными, иррациональные установки провоцируют в неадекватных ситуациях возникновение негативных эмоций, которые усложняют жизнь индивида и мешают ему достигнуть поставленных целей. Для нормального функционирования психики необходимо создание рациональной системы оценочных когниций. Важны также гибкие связи, соединяющие такие мысли с дескриптивными.

Что представляет собой метод рационально-эмотивной психотерапии? Он включает в себя опознание имеющих место иррациональных установок, осуществление конфронтации с ними, а также пересмотр гибких (рациональных) установок и закрепление их функционирования. Пациент, успешно прошедший такой путь, начинает адекватно реагировать на происходящие события.

Свои основные идеи А. Эллисон изложил в книге «Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход». В ней он указал на то, что любой человек способен контролировать и влиять на собственные эмоциональные реакции в виде поведения и чувств. Причем так как он сам, пусть невольно, но заставил себя страдать, то так же он способен сделать все, чтобы прекратить это. Книга учит своего читателя не поддаваться внушению и не зависеть от обстоятельств. Для этого понадобится лишь не думать о том, какие чувства испытывает большинство окружающих.

Метод Аарона Бека

Этим исследователем был разработан способ когнитивной психотерапии. Его основу составляет утверждение о том, что психические расстройства и имеют место в связи с когнитивными навыками и структурами, которые были приобретены человеком в прошлом.

Согласно утверждениям американского профессора А. Бека, те психологические нарушения, которые предшествовали нейрофизиологическим расстройствам, имеют непосредственную связь с аберрацией мышления. Под этим термином исследователь понимал неверную переработку информации, что в результате способствовало искажению человеком видения ситуации или объекта. Подобные когниции являются основной причиной возникновения ложных представлений. В результате у пациента возникают неадекватные эмоциональные реакции.

В отличие от других методов рациональной психотерапии, созданный А. Беком способ содержит правила регуляции поведения, который базируется на двух основных параметрах, а именно на опасности/безопасности, а также на боли/удовольствии. Ось первого из этих двух сочетаний элементов включает в себя те события, которые связаны с психосоциальным, психологическим и физическим риском. Однако правила регуляции поведения в большинстве случаев не учитывают реальную ситуацию. Это и приводит к тому, что у индивида возникают различные проблемы. Используя метод рациональной психотерапии А. Бека, становится возможным модифицировать имеющиеся правила, сделать их более гибкими и менее персонифицированными, то есть привести в соответствие с имеющейся реальностью.

Когнитивная психотерапия зависимостей

Настоящим бичом современного общества являются алкоголизм и наркомания. Это болезни, которые могут быть вызваны генетическим фактором или же являются моделью поведения людей, не способных решить свои проблемы, и снимают возникшее в организме напряжение с использованием психоактивных веществ.

И здесь на помощь им может прийти индивидуальная рациональная психотерапия наркозависимых и людей, чрезмерно употребляющих спиртные напитки. Что представляет собой данный метод? Это когнитивно-рациональная психотерапия, направленная на определение основных триггеров, которыми являются мысли, ситуации и люди, запускающие механизм употребления наркотиков или алкоголя. Данный метод позволяет человеку избавиться от пагубных привычек. Происходит это благодаря осознанию собственных мыслей, тщательной проработке ситуации и в дальнейшем изменении поведения.

Психодрама Джорджа Морено

Психотерапия в рациональной терапии может использовать и групповой подход. Этим и отличается метод Дж. Морено, базирующийся на созданной им теории о социометрии, призванный стать ключом решения многих социальных проблем. При применении данного способа врач предлагает своим пациентам ролевую игру. В ее ходе он создает условия, вынуждающие человека спонтанно проявлять свои чувства по поводу актуальной для него проблемы. Главный постулат данного метода - утверждение о том, что любой индивид имеет естественную способность к игре.

Благодаря этому при исполнении той или иной роли он может самостоятельно воздействовать на свою проблему и даже купировать кризисную ситуацию. Подобный психотерапевтический процесс приводит к преодолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формируя у пациента адекватное и глубокое самосознание.

Моделирование поведения

Данный метод относится к С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Техники направления рациональной психотерапии

Как человеку избавиться от отрицательных эмоций? Для этого ему понадобится применить одну из техник рациональной психотерапии. Большинство из них используются профессионалами для лечения у своих пациентов неврозов. Порой с их помощью возможно и устранение психозов.

Наиболее частыми причинами подобных патологий являются накопленные отрицательные эмоции. Больной фиксируется на психотравмирующих ситуациях, отчего у него возникают чрезмерные острые переживания, вызывающие болезни.

Техники рациональной психотерапии наиболее показаны при обиде, вызванной не оправдавшимися надеждами. Кстати, человек нередко сам совершенно неосознанно прибегает к данной методике. Он делится своим горем с родственниками, другом, а порой даже с незнакомым человеком. Прежде всего, он надеется на оправдание собственной позиции в произошедшем конфликте. Однако основным здесь является вовсе не это. Важно осознать причины произошедшего, отчего может получиться, что обиженный сам виноват в случившемся. А это означает, что обижаться не на кого.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Ролевой аутотренинг

При использовании такого метода пациенту понадобится вжиться в образ веселого или спокойного человека. Подобный способ великолепно помогает в качестве профилактики предстоящих конфликтных и стрессовых ситуаций. Однако его эффективность может почувствовать только человек с артистической натурой.

Для того чтобы войти в роль, понадобится выбрать для себя подходящий идеал. Образцом может стать либо реальный человек, либо киногерой. Но стоит помнить: для того чтобы с помощью этого метода оставаться спокойным в различных ситуациях, понадобится предварительная тренировка.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

Аутогенная тренировка Михаил Михайлович Решетников

Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия

Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее - это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. У нас в стране этот метод активно применяли и пропагандировали В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и мн. др.

Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P. Dubois, который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность. В качестве примера можно взять описание беседы Дюбуа с больным, страдающим бессонницей, которое А. М. Свядощ приводит в третьем издании своей монографии «Неврозы» (1982): «Не думайте о сне,- он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». Интеллектуальная многоуровневая психокоррекционная работа врача, направленная на изменение неадекватных отношений больного к обстановке или ситуации, вызвавших заболевание, составляет сущность рациональной терапии. Чаще всего рациональная терапия осуществляется в форме диалога между врачом и пациентом.

Рассматривая вопрос об отношениях рациональной терапии и других психотерапевтических приемов, P. Dubois противопоставлял «внушение» и «убеждение», считая, что если последнее адресуется к критике, к рассудку больного, то первое действует в обход и даже вопреки им. В этом вопросе авторы склонны в известной степени согласиться с А. П. Слободяником (1978), считающим, что «в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение» - прямое или косвенное. Однако это особенное, осознанное внушение, опирающееся на доказательство и апеллирующее к логике больного. Отличительные особенности самовнушения и самоубеждения представлены в табл. 2.

Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии. Если по каким-либо причинам этой связи не возникает, лучше сразу найти деликатный повод для передачи пациента другому специалисту. Уже от результатов первой встречи с врачом в значительной степени зависит, будет ли больной стремиться к последующим встречам, поверит ли в выздоровление, станет ли сознательно и неукоснительно выполнять все назначения и рекомендации, превратится ли он в активного помощника врача в борьбе со своим недугом.

В процессе систематического общения с больным врач последовательно разъясняет сущность болезненных симптомов и состояний, тем самым формируя критическое отношение к ним. В этих объяснениях необходимо придерживаться простоты и ясности изложения, доступной для понимания больного аргументации, избегая эффектных оборотов и специальной терминологии, а тем более заявлений наподобие того, что имеющиеся отклонения - «лишь плод фантазии». Огромное значение при проведении рациональной психотерапии имеют личность врача, его авторитет или, как образно отмечает А. А. Портнов, «ореол, которым окружено его имя». С первого посещения больной должен почувствовать, что в нем видят не «интересный случай» [Слободяник А. П., 1978], а страдающего человека, нуждающегося в помощи. Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, систематическому подчеркиванию любого, самого малозначимого факта, свидетельствующего о положительной динамике заболевания. Жалобы больного, какими бы многочисленными они ни были, нужно выслушивать с величайшим терпением. «Дать больному высказаться» - это тоже очень существенный терапевтический прием. Ложные и часто ошибочные представления пациента о своем заболевании нужно критиковать крайне деликатно, параллельно отмечая и правильность его отдельных суждений, даже в том случае, если они далеки от этого. Очень важно подмечать сильные стороны личности и характера больного, которые, безусловно, можно найти в каждом человеке. Не менее важно сделать эти сильные стороны достоянием больного и активно использовать их в психотерапевтическом процессе.

Больные, как правило, склонны рассказывать близким, знакомым, а порой и мало знакомым людям о своем состоянии и переживаниях. Психологическое содержание такой «открытости» состоит в поисках сочувствия и обнадеживающего (но не пренебрежительного) ответа, что имеющееся заболевание неопасно. К сожалению, такое межличностное общение в клинике и вне ее не всегда дает положительные результаты, поэтому нужно разъяснять пациенту, что о своей болезни ему лучше всего беседовать только с лечащим врачом. Иногда целесообразно привлекать для этого ассистентов из числа медицинских психологов. Позитивный эффект оказывает и опосредованное рациональное воздействие через членов семьи и лиц из ближайшего окружения. В процессе терапии и выздоровления необходимо постепенно, ступенчато «отдалять» от себя больного, стимулируя в нем чувство независимости от врача и уверенности в своем будущем.

Терапевтическая эффективность изменения неадекватного отношения больного к окружающей его среде, положительное влияние стенической реакции на преодоление заболевания, его исход, целесообразность функциональной тренировки при разъясняющей и убеждающей роли врача неоднократно подчеркивались В. Н. Мясищевым, М. С. Лебединским, К. И. Платоновым, Н. В. Ивановым и другими видными советскими психотерапевтами. Известный специалист и энтузиаст аутогенной тренировки А. М. Свядощ (1982) отмечал: «Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания». Терапия убеждением и разъяснением является составной частью современной системы аутогенной тренировки, играя в ней большую или меньшую роль в зависимости от применяемых модификаций. Вне зависимости от группового или индивидуального применения метода, ему всегда предшествует собеседование, направленное на изучение личности больного и ее отношений. В содержание этой беседы органически входит воздействие разъяснением и убеждением, основу которого составляет формирование критического отношения больного к себе и своим ощущениям без их переоценки.

Тщательное объективное неврологическое исследование больного, страдающего неврозом, служит фундаментом для авторитетного разъяснения, что не соматические (органические) нарушения лежат в основе патологических симптомов, а эмоциональное напряжение и перенапряжение, следовые воздействия ранее перенесенных психических травм и переживаний. Целесообразно в доступной форме объяснить больному отличия «органического» и «функционального», логически обосновывая связи понятий «нервное - функциональное - излечимое».

При объективном обследовании больного неврозом оценка состояния мышечного тонуса имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Важно уже при первой беседе обратить внимание пациента на нередкие при таких болезнях напряженность лицевой мускулатуры, стесненность дыхания и прерывистость речи, изменения общего мышечного тонуса, выражающиеся в оживлении или снижении рефлексов. На этом фоне объяснение взаимосвязи нервно-эмоционального состояния и тонуса скелетной мускулатуры находит конкретное (очевидное и для больного) подкрепление в проявлениях болезни у исследуемого лица. Осознание этого факта способствует лучшему пониманию пациентом терапевтической значимости тренировки расслабления мышц и упражнений в регуляции мышечного тонуса. Человеку, обладающему достаточной подготовкой, можно привести аналогии из известных в кибернетике механизмов прямой и обратной связи.

Доступное разъяснение причин невротических расстройств и лежащих в их основе психофизиологических процессов можно проводить и посредством совместного, в том числе группового, обсуждения популярных изданий, ранее рекомендованных врачом к прочтению. Определенная духовная зрелость и наличие необходимого минимума знаний, подготовленность больного к осмысленному восприятию методики аутогенной тренировки составляет залог успеха терапии, формируя у пациента активное отношение к лечению и делая его соучастником терапевтического процесса. В свою очередь, активная позиция больного открывает перспективы к самовоздействию, к перестройке собственной личности, к самоубеждению и оптимизации психических процессов.

Наш опыт показывает, что в отличие от чистых форм аутосуггестии в методике аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на основе целенаправленно развиваемой рефлексивной функции сознания. Это положение обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и преобразующе воздействовать, является не только внешний мир, но и внутренняя среда организма в целом (К. К. Платонов). Основная же суть рефлексивной функции сознания состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает аутогенную тренировку интеллектуальным и волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Н. В. Кораблев

ПСИХОТЕРАПИЯ Начало и обострения многих кожных болезней провоцируются различными психическими воздействиями, значительная часть дерматозов приводит к вторичным неврозам и даже психозам, а иногда к попыткам суицида. Поэтому психотерапия является необходимой

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

Психотерапия Осуществление психотерапевтического воздействия на больного Психотерапия – словесное воздействие на психику больного с лечебной целью. Роль медицинской сестры в психотерапевтическом воздействии на больного очень велика. Большую роль играет тактичное,

Из книги Варикозное расширение вен. Лечение и профилактика традиционными и нетрадиционными методами автора Светлана Филатова

2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА Здоровье человека - это гармоничное сочетание жизнедеятельности всех систем организма при их физиологической регуляции. Причем эта жизнедеятельность рассматривается на фоне взаимодействия человека

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Владимир Иванович Миркин

ПСИХОТЕРАПИЯ Чем вам может помочь психотерапевт В некоторых случаях, если не удается побороть чувство страха перед голодом, можно обратиться к психотерапевту. Вам помогут настроиться на «нужную волну», чтобы можно было внутренне спокойно перенести различные

Из книги Болезни щитовидной железы. Лечение без ошибок автора Ирина Витальевна Милюкова

Психотерапия При варикозном расширении вен, как и при любом другом заболевании, человек обычно оказывается лицом к лицу с развивающимся недугом. Возникшее противостояние мобилизует все физические, физиологические и моральные силы организма. Больные по-разному ведут

Из книги Опасная медицина. Кризис традиционных методов лечения автора Арусяк Арутюновна Налян

Психотерапия За многовековую историю курения человечество настолько привыкло к этой вредной привычке, что до сих пор и в XXI веке относится к ней как к обыденному явлению. И в большинстве своем не осознает всю пагубность табакокурения. А ведь курение по сути своей не что

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Психотерапия Что может сделать психотерапия для человека, страдающего каким-либо физическим, и подчас тяжелым, заболеванием?Уже довольно давно в нашу жизнь прочно вошло понятие «психосоматика». Не только психологи, но и врачи склонны считать, что такие разные, на первый

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

Рациональная фармакотерапия Сегодня уже во многих статьях, руководствах, формулярах четко прослеживается мысль о том, что лекарственная терапия во всем мире осуществляется нерационально, то есть, попросту говоря, неправильно. Так, в российском издании формуляра

Из книги Тайная мудрость человеческого организма автора Александр Соломонович Залманов

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Стоит сказать, что логически обоснованную терапию достаточно тяжело выделить в какой-либо самостоятельный метод, поскольку в основе лежит совокупность тесно связанных между собой определенных принципов, которыми являются взаимоотношения

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Психотерапия Мышление – высший продукт особым образом организованной материи – мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление является источником наших слов, поступков, привычек, поведения и действия, вообще всего,

Из книги автора

Рациональная терапия Недостаток всех патофизиологических опытов заключается в быстроте течения болезненных явлений, вызванных у подопытных лабораторных животных операционным или химическим шоком. В патологии человека обычное развитие болезненных расстройств

В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса путем логического переубеждения, обучения правильному мышлению. Основными методиками здесь являются: логическая аргументация, разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие авторитетом. Цель психотерапевтической работы – разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возникновения негативных последствий психотравмирующего стресса с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства.

Рациональная психотерапия – метод, в котором используется способность человека проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Данным методом психотерапевт воздействует на искаженные представления пациента, создающий дополнительный источник эмоциональных переживаний. Основными направлениями воздействия считаются: снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, прежде всего касающихся болезни.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенными методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переориентация и др.), которые построены на логической аргументации, что является существенным качеством рациональной терапии. Значительную роль в эффективности аргументации психотерапевта, опровержении неправильных доводов больного, побуждении его к формулировке новых выводов может сыграть методика сократовского диалога. Сократовский диалог – метод рациональной терапии, имеющий целью коррекцию непоследовательных, противоречивых и бездоказательных суждений больного, производимую на основе убеждения посредством логической аргументации.

Во время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным. Примерами бездоказательных суждений могут быть следующие: «Я боюсь высоты, потому что упал с крыши», «Я пью, потому что у меня стресс», и т.п. Психотерапевт, используя методику «сократовского диалога» аргументировано доказывает пациенту, что, например, причиной его раздражительности является не пребывание в зоне боевых действий, а его субъективное восприятие определенных ситуаций повседневной жизнедеятельности и заостренная реакция на них.

В рациональную терапию может включаться процесс терапевтического обучения пациента, который проводится на всем протяжении оказания психологической помощи и может использоваться как отдельный прием, так и совместно с методикой «сократовского диалога». В терапевтическое обучение лиц, перенесших психотравмирующий стресс, включаются следующие основные компоненты:

1. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции. Многие из них могут негативно влиять на психическое здоровье личности и отношение к процессу психотерапии. Поэтому для психотерапевта важно предупредить развитие таких представлений и оказать им противодействие на ранних этапах психологической коррекции психотравмирующего стресса. В табл. 1 собраны некоторые наиболее часто встречающиеся ошмбочные прдставления относительна стресса.

Таблица 1. Мифология стресса.

1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении»

Это широко распространенное убеждение, ложно, т.к. стресс влияет не только на психику, но и на сам организм. Психосоматическое заболевание, развивающееся в результате стресса, является «реальным» заболеванием, которое может представлять серьезную опасность для вашего здоровья, как, например, язвенная болезнь или повышенное артериальное давление.

2. «Только слабые люди страдают от стресса»

Истина заключается в том, что наиболее подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди, с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы». Хотя мы все являемся потенциальными мишенями для стресса.

3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы»

В действительности Вы ответственны за большую часть стрессов Вшей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом на только того, что с Вами происходит, сколько того, как Вы на это реагируете. Такой стресс часто является вашим бессознательным выбором.

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю стресс»

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый Вами, тем Вы менее чувствительны к его симптомам – пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы нельзя игнорировать.

5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко»

Это утверждение верно наполовину. Многие люди могут легко опознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых индивидов признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях эти симптомы появляются в форме психического и физического истощения

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково»

Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся в следствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен делать – это сесть и расслабиться»

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабиться. Такие методы, как медитация, хата-йога, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор и радио. Помните, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

2. Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в предоставлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление о сущности субсиндромов стресса: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть позитивную (эустресс) и негативную (дистресс) роли.

3. Третий компонент терапевтического обучения фокусируется на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Необходимо познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

4. Четвертый компонент состоит в том, чтобы заставить пациента развить сознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие имеются характерные симптомы психотравмирующего стресса. В итоге пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

5. Пятый компонент: пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для психотерапевта важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью предотвращения его воздействия на человека.

6. Психотерапевт, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую сам он играет в развитии и лечении психотравматического стресса.

Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, последовательной систематической работы с ним.

2.3 Методы психической саморегуляции (самовнушение)

На ранних этапах развития психотравмирующего стресса часть наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы (группа симптомов гиперактивации). Это такие симптомы как нарушения сна, тремор конечностей, головные боли, неприятные ощущения в желудке, общая мышечная скованность и т.п. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватным и эффективным являются методы психической саморегуляции: нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона), аутогенная тренировка (метод Шульца), гипносуггестивная терапия с элементами саморегуляции по методу Куэ, медитативные техники.

Психотерапевт должен владеть методами погружения в измененные состояния сознания (гипнотическими техниками), с целью обучения методам саморегуляции пациента. Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся снижением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения. Внушение – процесс словесного воздействия на психическую сферу человека в условиях снижения его сознательности и критичности к воспринимаемому содержанию речи психотерапевта.

Чтобы эффективно использовать данные методы, человек должен иметь способность обладать определенной внушаемостью. Внушаемость – степень восприимчивости человека к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться или подчиниться внушаемому воздействию.

Существует много определений самовнушения. Так, А.М.Свядощ под самовнушением понимает «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М.Е.Бурно считает, что самовнушение – методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. Самовнушение возможно в бодрствующем состоянии (метод Куэ) или в состоянии аутогипнотического транса (метод Шульца), сопровождающемся расслаблением определенной группы мышц (метод Джекобсона), путем воображения и концентрации на внешнем предмете (йога, медитация).


Похожая информация.


Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ пример РЭПТ от основателя Альберта Эллиса (русские субтитры)

    ✪ Удивительная беседа с Андреем Золотовым. О сути рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и многом другом

    ✪ Николай Линде "Работа с эмоциональной зависимостью в ЭоТ"

    ✪ [немного науки №19] Как наши мысли делают нас несчастными

    ✪ Философия стоицизма? Массимо Пиглиуччи #TED-Ed | TED Ed на русском

    Субтитры

    АЭ: Здравствуйте, Глория! Я - доктор Эллис...проходите...садитесь. Г: Рада Вас видеть, доктор Эллис! АЭ: И так...вы хотели рассказать мне об отце или о чём-то другом? Г: Да...я хотела бы поговорить с вами...в большей степени... о своём одиночестве... о том... как встретить мужчину... У меня одна мысль...возможно я опровергну Вашу книгу...но у меня небольшая депрессия после... прочтения "руководства для умной женщины по свиданиям и замужеству" (Intelligent Woman"s Guide to Dating and Mating, Albert Ellis, Jun 1960) Я пыталась следовать указаниям в Вашей книге))) читать Вашу книгу было очень увлекательно...хотя я немного читаю...но я поверила, что это работает. Моя проблема с мужчинами заключается в том, что... я хочу сблизиться с мужчиной определённого типа... понравиться ему... но... я не могу... находиться рядом с мужчиной такого типа... я слишком сильно стесняюсь... я не могу...я не чувствую внутреннего щелчка... когда я иду на встречу с мужчиной... я не думаю, что получу... ... достаточно удовольствия и интереса от встречи. И...я не понимаю...проблема во мне или в чём? Я...действительно...хочу встречаться с мужчинами такого типа. АЭ: Давайте поговорим о вашей застенчивости. Допустим, Вы хотите... получать больше удовольствия от встреч и... меньше волноваться. Давайте посмотрим на то, как... формируется застенчивость...что именно её создаёт. Вы чувствуете свою застенчивость с мужчинами именно этого типа? Г: Да...но я стараюсь не показывать её... я закрываюсь...и смотрю, как он на меня реагирует... я не кажусь особо умной в этот момент... я похожа на типичную тупую блондинку...я просто... не знаю, как вести себя с мужчиной...у меня нет идей. АЭ: Ну...как Вы уже знаете из книги... я верю, что люди имеют такие негативные чувства... как застенчивость, смущение, стыд... потому что... говорят себе что-то...что вводит их в такое состояние. Давайте посмотрим, что вы говорите самой себе, перед тем, как... попадаете в состояние застенчивости. Г: Я не знаю точно... но... я думаю... ...это не связано с сексуальным вопросом... я не закрыта в сексе... и наоборот... хочу его. Мне страшно от того... что я могу не понравиться данному типу мужчин... как личность. АЭ: Для начала отметим... что Ваши догадки могут быть верны... потому что... мужчина, действительно, может относиться к Вам, как негативно... ...но... это не обязательно... должно Вас расстраивать... Вы можете сказать себе... «Мужчина может относиться ко мне по-разному... и это нормально» и во вторую очередь... «я приму это отношение, даже... если оно будет абсолютно ужасным!» Г: Согласна... но, это немного экстремально... ... я же скажу себе... «Я снова упустила свой шанс!» Ведь... при встрече с мужчиной... я хочу показать лучшую свою сторону... Я думаю... что достаточно уверена в себе... и у меня есть, что предложить. Но...когда появляется страх... я демонстрирую все худшие свои стороны...я ужасна...я... я ухожу в защиту, потому что...снова не смогла показать свои лучшие качества... снова упустила возможность сблизиться с этим человеком. АЭ: Хорошо...но, даже, если всё так, как Вы говорите...а я думаю, так и есть... ... Вы должны себе говорить немного другое... Вы должны просто сказать себе...«Чёрт! Я снова упустила свой шанс... Хорошо!..в следующий раз я использую то... чему научилась в этот раз и... продемонстрирую себя намного лучше!» Именно это вы должны сказать себе... когда... чувствуете страх... стыд... застенчивость... и что-то другое очень неприятное... по поводу очередного потерянного шанса. Г: Не знаю...имеет ли это связь с тем... что сказали Вы... ... у меня возникает страх, что я из тех женщин, которая... ... всегда привлекает неподходящих мужчин? Со мной что-то не так... Я никогда не встречала мужчину, которого желала...я всегда сталкивалась...с другими. АЭ: Хорошо...теперь вы ближе к тому, о чём я говорю... Вы говорите...«Если я женщина такого типа... которая не может привлечь желанного мужчину... то... это ужасно...я не смогу получить то, что я хочу... и это...на самом деле...будет именно так!» Г: Конечно! Я не хочу думать о себе таким образом! Я считаю, что мой уровень намного выше... Мне не нравиться думать, что я...может быть...достойна только средних мужчин. АЭ: Давайте примем, что так оно и есть... Вы абсолютно средняя женщина, которая достойна средних мужчин... Это так ужасно? Это было бы неприятно... неудобно? Но... такие чувства... как застенчивость... смущение... стыд... может ли быть их причиной ощущение, что вы достойны только средних мужчин? Г: Я не знаю... АЭ: Я знаю, что могут, потому что... вы продолжаете верить в свой низкий уровень и это...грустно. Это будет очень плохо...это будет ужасно...если вы будете недостаточно хороши... Г: Тогда...я никогда не получу того, что я хочу!!! Я никогда не приму, что я достойна только средних мужчин... тогда я не получу того, что я хочу!!! Я не хочу остаток жизни провести со скучным мужчиной! АЭ: Я добавлю...ваши шансы понижаются ещё тем, что... некоторые скучные девушки встречаются с интересными мужчинами. Г: Да, точно! АЭ: Главное, что Вы сказали...«Это может быть так... у меня сейчас сложное время», но потом Вы прыгаете к другому мнению... «Я никогда не получу то, что хочу» И таким образом вы создаёте катастрофу. Г: Да...но это, что я чувствую в данный момент...мне кажется неудачи будут продолжаться вечно. АЭ: Абсолютно верно! Но именно это убеждение селит в вас неуверенность. Вы становитесь абсолютно неуверенной в себе. Г: Да...да. АЭ: Неуверенность возникает, потому что...Вы говорите о том... что хотите быть с определённым мужчиной... хотите быть для него интересной женщиной и хотите... ...что бы он был интересным для Вас. Г: Да! АЭ: Но...«Если я не получаю этого сейчас, то... значит, я недостаточно хороша и никогда не получу того, что хочу» Вы не считаете, что это чрезмерно жёсткое мышление? Г: Да! АЭ: Именно это я называю катастрофой... есть часть неоспоримой истины в том, что Вы говорили... ...если...Вы не получите желанного мужчины, то... это...действительно будет...крайне неприятно и разочаровывающе. Вы говорите, что...никогда не получите того, что хотите...и добавляете, что... в связи с этим, никогда не будете счастливым человеком. Вы об этом говорите? Г: Да! АЭ: Хорошо...давайте предположим худшее...как нам советовал Бертран Рассел... допустим, вы никогда не получите того мужчину, которого хотите... есть ли...какие-нибудь...другие возможности быть счастливой? Г: Я просто хочу... владеть процессом... мне не нравится то... что я чувствую. Ладно!..допустим, что это даже не катастрофа. АЭ: Да! Если я даже не смотрю на это, как на катастрофу...мне, всё равно, не нравится... как я сейчас живу!!! Для примера...если я встречаю кого-то...кто мне интересен... в ком я вижу потенциал...я начинаю нервничать и не могу расслабиться с ним... я плохо себя чувствую с ним...хотя, я должна быть более дружелюбной и заботливой. Если я остаюсь закрытой, то я не могу быть такой...какой хочу быть. Я хочу быть собой...но мне не хватает уверенности... я слишком беспокоюсь... АЭ: Вы не просто беспокоитесь...Вы сильно беспокоитесь! У вас тревога! Потому что...если бы у вас было просто беспокойство...Вы бы могли сказать себе... «Отлично, если я тревожусь... а если я не тревожусь... то... совсем прекрасно!!! Сейчас я имею то, что имею!» Но...когда Вы снова беспокоитесь, Вы говорите себе... «Если я сейчас не имею того, что хочу, то...я никогда этого не получу!!! Это просто ужасно!!! Я должна получить это сейчас или никогда!!!» Именно такое мышление заставляет Вас беспокоиться? Г: Да, если я недовольна собой. Если я не имею сейчас того, что я хочу, то я чувствую, что я... на... неправильном пути. АЭ: Я слышу, что Вы хотите гарантий. Я советую говорить...«Я хотел бы...гарантированно находиться на верном пути» Г: Нет, доктор Эллис, я имею ввиду немного другое... на самом деле... я хочу... сделать шаг в сторону верного пути. АЭ: Кто Вас останавливает? Г: Я не знаю...я не понимаю... что со мной происходит. Я не знаю...почему не могу привлечь мужчину...почему начинаю защищаться... почему возникает страх. Вы можете мне помочь... понять... почему... я так сильно боюсь? АЭ: На мой взгляд...причиной Вашего страха является... не то, что Вы не можете найти общий язык с подходящим мужчиной...если мы возьмём... встречу с новым мужчиной...Вы ещё не знаете, подходящий он или нет... но страх уже будет... потому что Вы боитесь не получить то, что Вы хотите...упустить этого мужчину и всех остальных... Вы боитесь никогда не получить того...что Вы хотите...и... воспринимаете это, как что-то ужасное. Вы строите катастрофу у себя в голове. Г: Вы сказали это грубо, но...в целом...так и есть. Но...я же... делаю это... не просто так... АЭ: Делаете что? Г: Если я что-то делаю...мне это правда нравится... мне это правда интересно... ... АЭ: Верно! Я была бы более настоящей... если бы так сильно не хотела приблизить этого мужчину. Я получала бы больше удовольствия от жизни... если была бы настоящей. А даю ему не самую приятную мою часть. АЭ: Верно! Г: Как меня кто-то может уважать... если... то... кем я являюсь...не является правдой? АЭ: Давайте посмотрим на это с другой стороны. Допустим... Вы демонстрируете свою...не самую приятную часть. Мужчина наблюдает за Вами... ему не нравится Ваша неприятная часть...она его не радует...но... я думаю он не презирает Вас, как человека...как Вы считаете сами. Г: Я сама себе затрудняю жизнь, думая таким образом. Зачем я так беспокоюсь... о том, нравлюсь ли ему... достаточно того, что он мне нравится! АЭ: Верно! Как я говорил ранее...если Вы не нравитесь людям... то найти того... кто будет любить Вас трудно... но... возможно... Вы можете встречать, как тех, кому не нравитесь...так и тех...кому нравитесь. Однако...обратите внимание...как Вы сами понижаете себя... в глазах других людей... фокусируясь не на том... «как мне быть самой собой»... а на том... как нравиться. Например...представим, что у человека повреждена рука... Если он фокусируется на своих проблемах с рукой...то...он забывает о себе целом... и не может продемонстрировать свою личность окружающим...он сам фокусирует внимание... на своей слабой стороне...и не может делать то, что хотел бы делать. Г: Да, это именно то, что я делаю! АЭ: Да, именно так... если Вы думаете о части себя... о своей руке... ...полностью фокусируетесь на мыслях о своей проблемной части... ...Вы тоже самое делаете со своей... стеснительностью... ...непринятием себя такой... какая Вы есть... когда Вы общаетесь с мужчинами... Вы так сильно фокусируетесь на своих слабых сторонах... что забываете о картинке в целом... о том, какая Вы есть на самом деле Дефектная часть, о которой Вы думаете не позволяет Вам расслабиться и... думать о том, что Вы всё делаете хорошо... Вы не можете принять себя... из-за этой дефектной части Вас самой... ...из-за того, что думаете о ней. Когда Вы это понимаете... проблема становится достаточно простой... нужно просто работать над собой и практиковать... ...новое отношение к этой деструктивной части. Давайте вернёмся к сути нашего разговора... Как можно быть самой собой?.. Предположим, что Вы полностью принимаете себя и свои недостатки... Г: Хорошо... АЭ: Вы знаете, что встретите нового мужчину... снова будете волноваться... но... Вы можете себе сказать: «Хорошо... я понимаю, что со мной происходит... я просто учусь... всё не так хорошо... как я хотела бы... но... не смотря на это... я буду продолжать вести себя глупо... как обычно... ... я понимаю, что нужно ошибаться, что бы чему-то научиться» Хорошо... затем... когда Вы позволяете совершать себе ошибки... Вы перестаёте бояться быть собой... Потому что... всё, что Вы хотите делать на свидании... это быть собой... Вы не хотите выиграть приз на свидании... Вы не хотите выйти замуж за этого мужчину и... прожить с ним долгое время... Г: Я хочу длительных отношений... я думаю о том, что бы прожить с этим мужчиной долгое время... АЭ: Хорошо... долговременные отношения... но их невозможно осуществить прямо на свидании... Необходимо совершить определённый набор действий... что бы создать крепкие отношения... Таким образом... Вы приходите к принятию себя... однако... если Вы продолжаете беспокоиться... ...о своих недостатках... Вы продолжаете уходить в себя... и стоит спросить себя... «Что я действительно хочу делать с этим мужчиной?.. Хочу ли я радовать его?.. ...и хочу ли, что бы он радовал меня?» Ведь радость... это основа жизни...которую нельзя терять. И Вам необходимы усилия... что бы взять на себя риск... быть такой. Потому что... если Вы получаете то, что хотите... это прекрасно... но, если нет... то расстраиваетесь. Если у Вас не получается радовать его. Или он не радует Вас. Потому что... не забывайте... если мужчина Вам отказал... то Вы думаете: «Это моя вина!!!» Вы знаете... это может быть Ваша чашка чая... или его... а может быть никто не виноват... это реальность... Вы просто несовместимы... Г: Да... согласна... АЭ: Таким образом... если Вы хотите реально принять себя такой... какая Вы есть... то Вы должны прикладывать усилия... работать над собой... выполнять задания, которые я Вам дам... и таким образом... поднять себя до того уровня... на котором Вы сможете высказывать своё мнение и... быть самой собой... хотя бы на время! Даже... если это опасно... и может принести Вам боль... Вы нашли себя... Вы начали быть самой собой... но... как только... Вы теряете себя... посмотрите на себя со стороны... и Вы поймёте... что сохранять спокойствие в этой ситуации было невозможно... потому что... Вы можете следить за собой... за своими чувствами... но сохранять спокойствие не можете... Г: Получается... это такая моя привычка... волноваться... АЭ: Через некоторое время... после того, как Вы берёте на себя риск... работать над собой... ...начиная разговор с мужчиной нужного типа... и понимая... что Вы можете показаться дурой... ...абсолютно не понравиться ему... и потерять этого мужчину навсегда... только после этого... Вы начинаете плыть в потоке... быть той, какой хотите быть... и я гарантирую... практика поможет Вам стать более устойчивой... к своей... стеснительности... потому что Вы перестанете фокусировать на том «О... Боже мой... ... как ужасно то, что я делаю»... а начнёте фокусироваться на том... с кем имеете дело... начнёте думать о том... «как я могу порадовать этого человека?» сфокусируетесь на отношениях с мужчиной... Г: Подождите... как я могу радовать его... если я не удовлетворена самой собой? АЭ: Потому что... как я уже говорил... «если я не могу получать удовольствие от того, какая я... то я не могу принимать себя... следовательно... я не могу нравиться мужчине...» Г: Да... я согласна с Вами, доктор... ...в дальнейшем... в контактах с мужчинами... ...я хотела бы чувствовать себя отлично... принимать себя... сейчас же я постоянно нахожусь в напряжении и... состоянии защиты... ... я постоянно наблюдаю за тем, что говорю... за тем, немного ли я выпила... ... я не могу просто расслабиться и наслаждаться жизнью... АЭ: Вы даёте мне возможность провести демонстрацию принципов РЭПТ... ... почему другие направления не работают... потому что... если Вы, действительно, хотите... ... хотите понять себя... используя разные инструменты... ... например... если Вы, как будто, играете в игре и хотите выйграть в ней... Вы говорите себе... «я должна выйграть сегодня»...или.. «я должна выйграть завтра»... «я должна ОДЕРЖАТЬ победу!!!» ... каждый раз концунтрируясь... на том... как быть приятной своему мужчине... ... Вы никогда не будете собой... Вы никогда не будете принимать себя... ... однако... если Вы спросите себя... «что я хочу делать в своей жизни?» ... и этот путь должен быть одобрен каким-нибудь человеком... и давайте посмотрим... есть ли такой человек... который одобряет именно Ваш путь... АЭ: Вы понимаете? Г: Да! АЭ: Давайте уделим больше времени... ... поиску конструктивного решения поставленной задачи... ... подумаем более конкретно, что Вы можете сделать... Вы спросили меня... куда Вам нужно идти, что бы встретиться с нужными людьми... ...я сказал... что не знаю конкретного места, но... на мой взгляд знакомиться можно в любом месте... ... если Вы... действительно... сможете сделать то, о чём мы говорили... взять на себя риск быть собой... и сфокусируетесь на том... что Вы сами хотите получать от жизни... ... и... надо понимать... перестройка займёт время... это именно так... ... и это не страшно... и Вы знаете... почему не страшно на это тратить время... ... потому что... Вы можете жить открыто... без стеснения... с любыми новыми контактами... ... независимо от того... где состоится встреча... в автобусе... такси... на вечеринке... ... в любом месте... Вы можете разговаривать с теми людьми, с которыми желаете... ... спросите своих друзей... есть ли у них приятные знакомые... но, главное... Вы должны... а) нравиться себе, даже если... Вы что-то делаете не так... и б)... сохранять спокойствие... как бы плохо Вы себя не чувствовали... Теперь... как я уже сказал... если бы Вы были моей пациенткой... я бы дал Вам домашнее задание... ... намеренно... совершенно осознанно... втягивать себя в проблемные ситуации... ... найдите мужчину, который Вам приятен... и... заставляйте себя рисковать... ... заставляйте себя быть собой... Г: Вы хотите сказать... что... если я пойду к врачу... мне стоит начать заигрывать с ним... ... только... потому что... он нравится мне?.. АЭ: Верно! Г: Я могу просто начать говорить с ним на личные темы? АЭ: Почему нет? Если Вам он нравится? АЭ: Для Вас это просто))) ... а вот мне это кажется совсем непростым))) ... АЭ: Я об этом и говорю... что Вы можете потерять в этой ситуации? Самое страшное... ...что может случиться... Вам откажут. Но Вы не будете воспринимать это отказом... ... если Вы будете воспринимать отказ... как выполнение домашнего задания. Г: Ах да! АЭ: Теперь... Вы можете попробовать это сделать? Г: Я думаю... я думаю... вполне:) Вы заставили меня посмотреть на это с другой стороны... Вы правы... всё, что я могу получить - это отказ. АЭ: Верно! И конечно... Вы должны совершить это действие в тот момент... в который Вы хотите... Когда Вы выполните домашнее задание... мне было бы очень интересно узнать... как всё прошло... Г: Ооо... я очень рада буду Вам рассказать:))) АЭ: Что ж... было очень приятно с Вами встретиться, Глория... Г: Спасибо, доктор:) ...перевод и субтитры - Игорь Неповнных...

Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является Модель ABC (иногда - «A-B-C», в расширенном варианте - «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

Люди склонны решать свои психологические проблемы, следуя своим «наивным» теориям, относительно природы этих проблем. Им не хватает того, что в РЭПТ называется инсайт № 1 : понимания, что психологические нарушения зачастую определяются главным образом теми абсолютистскими взглядами, которые складываются у людей по поводу негативных жизненных событий («B» обуславливает «С») . Люди делают неверные предположения о причинах своих проблем и пытаются изменить скорее «А», чем «В».

У людей может случиться инсайт № 1, но не случиться инсайт № 2 : Люди остаются при своём расстройстве за счёт того, что заново убеждают себя в своих абсолютистских взглядах в настоящем .

Даже если у человека случились оба названных инсайта, он всё ещё может страдать от своих проблем, из-за того что у него не было инсайта № 3 : только если человек будет усердно работать и тренироваться думать, чувствовать и поступать вопреки своим иррациональным взглядам и убеждениям как в настоящем, так и в будущем, он сможет измениться и стать значительно спокойнее . Чтобы различить патологический цикл, в который они попали, им нужно усиленно и непрерывно бросать вызов своим деструктивным идеям в когнитивном, эмоциональном и поведенческом планах.

Так как РЭПТ - это когнитивный вид консультирования и психотерапии, то в нём большое место отводится работе с когнитивными детерминантами проблемы, а также со вторичными и третичными конструктами - в мыслях, эмоциях и поведении, которые укрепляют проблему клиента (например, тревога по поводу тревоги, чувство вины за свой гнев), с которыми из-за этого, желательно работать в первую очередь. Это позволяет работать с достаточно сложными случаями.

Используемые терапевтические методы

Основными техниками РЭПТ является целый ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник:

  • детекция дисфункциональных взглядов.
  • дискриминация - помощь клиенту в нахождении чётких различий между абсолютными (потребности, требования, императивы) и неабсолютными (предпочтения, желания, мечтания, планы) ценностями, то есть между иррациональными, нездоровыми взглядами и убеждениями и здоровыми рациональными убеждениями.
  • дебатирование об (по сути - деконструкция) иррациональной идее, с целью - чтобы клиент отказался от неё.
  • техники определения, цель которых - помочь клиенту использовать язык менее разрушительным образом (Например, вместо «я не могу..», «я ещё не научился…»).
  • техники «за» и «против» - в которых клиентов побуждают перечислять как негативное, так и позитивное о конкретных понятиях, чтобы противостоять привычке замечать только позитивные (или негативные) её аспекты, и игнорировать противоположные её аспекты (например в случае с курением).
  • рационально-эмоциальное воображение. Воображении социальной или реальной ситуации неудачи, в которой у клиента/клиентки обычно появляются иррациональные мысли, чувства или поведение, и следующее за этим перестраивание воображения таким образом чтобы почувствовать здоровые (вместо иррациональных и патологичеких) чувства.
  • метод временной проекции (вместо прямого оспаривания дисфункциональных убеждений, клиента побуждают представить что с ним будет через некоторое время после «ужасного» события, помогая, таким образом, опосредованно изменить иррациональное верование, так как клиент может «увидеть» что после этого «ужасного» события, он сможет оправиться от него, начать двигаться дальше к своим целям и создавать новые цели).
  • гипноз;
  • небольшие нарушения социальных правил, с целью преодоления стыда (например, «глупости», типа выкрикиывавния названий остановок в метро, пения песен на улицах во весь голос, разговоры с незнакомцами на улицах и в общественных местах, для поддержания с ними беседы, попытки договориться с незнакомцем о чём-нибудь и т. д.). Основной эффект данной техники связан с постепенным обретением опыта - важно большое количество попыток с небольшими продвижениями вперёд, что позволит в итоге преодолеть стыд;
  • поддерживающие, энергичные самовнушения - повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;
  • формулирование рациональных утверждений;
  • безусловное самопринятие - учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда - свою тотальность, свою сущность, своё я. Плохим может быть что-то, например поведение человека, но никогда не сам человек;
  • ролевые игры, в ходе которых развиваются социальные умения и рефлексируются различные недостаточно осознаваемые чувства, а также небольшие обращения к самому/самой себе вызывающие некоторые негативные чувства, с целью их изменения.
  • когнитивная домашняя работа.

Точный перевод терминологии и названий

Верным переводом названия терапии (англ. Rational Emotive Behavior Therapy ) является именно «рационально-эмоционально- поведенческая » (два дефиса) а не «рационально-эмоциональная поведенческая» (последнее слово - отдельно), так как сам Эллис неоднократно подчёркивал равнозначность когнитивной (рациональной), эмоциональной и поведенческой (бихевиоральной) составляющих. Тем не менее, в переведённых на русский язык книгах А. Эллиса часто встречается второй вариант - вероятно, так сложилось исторически.

Термин «irrational beliefs » верно переводить именно как «иррациональные верования », а не «убеждения», поскольку, во-первых, глагол «to believe » переводится как «верить», а не как «убеждать», а во-вторых, слово убеждение можно понять двояко: как «идея, мысль о чём-либо» и как «процесс уговаривания».

Термин «mu sturbation » (не путать с «ma sturbation ») как неологизм следует переводить «должнонанизм » - в литературе можно встретить перевод «тирания долженствования» - не следует путать эти термины, так как в книгах Эллиса употребляются разные слова: «demandingness», «musturbatory», «musturbate».

В свое время, более 15 лет назад, Б.Д. Карварсарский, бывший тогда главным психотерапевтом России, попросил меня написать статью о рациональной психотерапии для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне показалось тогда интересным сопоставить рациональную терапию с рационально - эмотивной терапией Эллиса и когнитивной терапией Бека, проследив истоки последних. Вероятно, в силу особенностей моего мышления мне всегда импонировала рациональная терапия, а монографию Поля Дюбуа, считаю одной из лучших книг по психотерапии, поэтому я вспоминаю, что с большим удовольствием писал свою статью для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне и сегодня кажется, что историю и основы рациональной терапии должен знать не только каждый психотерапевт или психиатр, но и врач любой специальности, поскольку действительно "слово лечит".

Основателем рациональной терапии является швейцарский невропатолог Поль Шарль Дюбуа. В своей книге «Психоневрозы и их лечение», переведенной на русский язык в 1912 простым врачом из глубинки России, он раскрыл суть и показал преимущество этого метода лечения по сравнению с гипнозом и внушением. Возникнув, как альтернатива внушению, рациональная терапия, прежде всего, опиралась на рассудок пациента (лат. ratio - разум, рассудок) и была направлена на воспитание его воли. Дюбуа писал; «во врачебном искусстве духовному влиянию принадлежит преобладающая роль. Всякий врач, даже если он с непоколебимой наивностью верит в целебные силы своих снадобий, ежедневно пускает в ход психотерапию». Рациональная терапия, разработанная врачом - практиком в период всеобщего интереса к диалектической логики, по сути дела впитала в себя достижения медицины и философии конца Х1Х века.

Особенностью первого периода развития рациональной терапии было описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях. Дюбуа предполагал, что по мере развития того или иного заболевания формируются различные типы нарушений мышления, достаточно специфичные для той или иной патологии. В настоящее время рациональную терапию обычно практикуют отечественные "старые" врачи - психотерапевты, отстаивая ее независимость от когнитивно - бихевиоральной терапии.

Рациональная терапия основана на разъяснении и логической аргументации, доказательстве неправильности представлений и суждений пациента. Используя законы формальной и диалектической логики, она формирует у пациента адекватную оценку собственной личности и той проблемной ситуации, в которой он находится. В конечном счете, рациональная терапия подразумевает изменение убеждений пациента. Следует различать рациональную и разъяснительную терапию (Панков Д.В., 1985). Последняя была, в частности, предложена В.М. Бехтеревым для терапии алкоголизма (Бехтерев В.М., 1909).

Нарушения мышления при различных психических расстройствах, с точки зрения Дюбуа, являются ошибками формальной логики или «иллогизмами» («после этого, по причине этого» -смешение причины и следствия, недостаточное основание и т.д.), которые являются следствием пренебрежения категориями и законами диалектики и приводят к искажению «внутренней картины болезни». Основной целью рациональной терапии является формирование у пациента адекватных понятий и представлений о своем заболевании. Психотерапевт демонстрирует пациенту его логические ошибки, убеждая его в той врачебной концепции, которую с точки зрения врача необходимо отстаивать.

На мой взгляд, в современной рациональной терапии можно выделить следующие этапы:

1. Формирование лечебного альянса. На этом этапе психотерапевт устанавливает контакт с пациентом, нередко пользуясь своим авторитетом и профессиональными знаниями. Полное доверие к врачу является атрибутом рациональной терапии, поэтому окружающий медицинский персонал, атмосфера медицинского учреждения должны способствовать и подтверждать высокий врачебный профессионализм. Во время первой встрече с пациентом необходимо крайне внимательно отнестись к его жалобам, тщательно осмотреть больного, с пониманием подойти к его рассказу о предыдущем лечении и его неудачах, не делая скоропалительных выводов и не осуждая своих коллег.

2. Выявление «внутренней картины болезни». Данный этап рациональной терапии предполагает беседу с пациентом, направленную на выявление «внутренней картины болезни». Пациент излагает врачу свое представление о заболевании, высказывая суждения о потенциальных ее причинах, механизмов развития и признаков, с его точки зрения, болезненного состояния. На данном этапе терапии важным является борьба с теми, вторичными проявлениями болезни, которые сложились в результате предыдущих неудачных попыток лечения, неосторожных слов медицинского персонала, искаженных сведений о болезни, почерпнутых из научно - популярной или специальной литературы, неправильных представлений о побочном действии лекарств, взятых из различных аннотаций. Вследствие вышесказанного желателен максимальный уход от психологических и особенно, медицинских терминов, которые сами по себе пугают любого человека и заставляют его обращаться к разным специалистам за помощью.

3. Диагностическое обследование. На этом этапе рациональной терапии пациент проходит всестороннее диагностическое обследование, включающее в себя инструментальную и лабораторную диагностику, целью которой является исключение серьезного органического поражения внутренних органов, а также наглядное подтверждение пациенту отсутствия тяжелого заболевания. В процессе данного обследования необходимо соблюдать известное чувство меры, поскольку нельзя без конца подвергать пациента диагностическим процедурам и искать проявления болезни. Однако, также недопустим поверхностный клинический осмотр врача или ограниченная инструментальная и лабораторная диагностика. Они наглядно демонстрируют больному поверхностный подход к его страданию. Важно правильно интерпретировать полученные результаты, отделив функциональные и обратимые расстройства, от стойких изменений в различных системах организма. Во время диагностической беседы с пациентом необходимо распознать типичные логические ошибки в его рассуждениях, выявить неправильные суждения в отношении оценки своего состояния.

4. Информационный этап. Здесь врач предлагает пациенту оптимальную с точки зрения эффективности терапии концептуальную схему происхождения болезненного состояния, обосновывает формы оказания помощи, успокаивая и ободряя пациента, внушая ему веру в благополучный исход лечения. Необходимо, чтобы пациент признал свою проблему явлением, которое можно объяснить и понять и в дальнейшем контролировать, чтобы он получил рациональные основания для наблюдения за собственным поведением, своим эмоциональным состоянием, мог регистрировать данные этого наблюдения с целью облегчения анализа проблемы. На информационном этапе лечения происходит «насыщение» пациента необходимой информации, дается объяснение и разъяснение тех моментов, которые непонятны или тревожат его.

5. Коррекционный этап рациональной терапии предполагает логическое и аргументированное убеждение пациента, тщательную и последовательную коррекцию его ошибочных суждений, обучение его принципам и основным законам формальной и диалектической логики. Задачей последнего этапа терапии является переориентация отношения пациента к своему заболеванию, изменение его установок в отношении проявлений болезни.

С современной точки зрения в процессе рациональной терапии происходит воздействие на когнитивный, эмоциональный компоненты личности больного, а, следовательно, и на его поведение. Рациональная терапия ориентирована на лечение конкретной болезни, в этом плане она специфична, поскольку каждая болезнь, по мнению большинства врачей, имеет достаточно специфические искажения мышления. Кроме того, рациональная терапия стоит ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиологию и патогенез заболевания.

Наиболее часто в рациональной терапии используются такие техники как: диалог Сократа, использование аналогий, последовательность принятия утверждений и экспликация.

Диалог Сократа (Dubois P., 1909) , направленный на формирование у пациента логических и обобщающих заключений, ставит конечной целью осознание пациентом причин и сущности его заболевания. Как правило, он строится на последовательной и заранее продуманной цепочке вопросов. Они задаются в таком ключе, чтобы пациент мог объективно идентифицировать свои высказывания, мысли, образы и предположения, определить суть проблемы, исследовать значение тех или иных событий и оценить последствия своего поведения.

Последовательность принятия утверждений построена на основе положений формальной логики и заключается в том, чтобы при перечислении ряда истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться доказать истинность того суждения, которое является для пациента целебным. Обычно истинные утверждения связываются между собой соединительными союзами и заканчиваются тем утверждением, которое необходимо принять пациенту.

Использование аналогий и метафор основывается на убеждении пациента при помощи различных сравнений, как бы иллюстрирующих то или иное высказывание психотерапевта.

Экспликация представляет собой ясное, подробное и развернутое объяснение, подразумевающее изложение и объяснение вероятной причины заболевания, имеющих место психосоматических зависимостей и целенаправленную беседу об основных принципах психической гигиены.

В рациональной терапии используются дидактические приемы и риторические приемы, построенные на нравственных и моральных принципах. На практике рациональная терапия строится не только на логической аргументации, но также включает в себя элементы внушения, определенное эмоциональное воздействие, использование продуманной наглядных материалов (таблиц, рисунков, схем, графиков, слайдов, видеофильмов и т.д.) С целью иллюстрации и наглядности, проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни используется практика во внешней среде. Для психотерапевтов, работающих в рамках рациональной терапии характерно негативное отношение к суггестии и психоанализу, опора на достижения формальной и диалектической логики. Рациональная терапия в наибольшей степени показана пациентам склонным к логическому мышлению, ее с успехом применяют при ипохондрическом неврозе и неврозе навязчивых состояний, различных фобиях, психосоматических расстройствах. Эта терапия в основном опирается на разум, и мышление пациента, отсюда особенно актуальным становится изучение особенностей мышления при различных заболеваниях, хотя справедливо было бы предположить, что специфика мышления свойственна определенным типам личности или некоторым стандартным типам воспитания. Несомненно, что воспитание накладывает свой отпечаток на характер мышления больных независимо от патологии, которой они страдают. По Дюбуа, больному необходима своего рода «моральная ортопедия» - устранение последствий болезни правильным воспитанием и возвращение пациента к активной реальной жизни.

Обычно в процессе рациональной терапии психотерапевт убеждает пациента в справедливости своей точки зрения. Вследствие вышесказанного представляется обоснованным сказать несколько слов об убеждении и его особенностях. Убеждение представляет собой процесс, посредством которого взгляды пациента подвергаются аргументированному и настойчивому словесному воздействию психотерапевта. В процессе убеждения можно выделить собственно вербальную коммуникацию (причину или стимул) и связанное с ней изменение в отношении пациента к своим проблемам (эффект или отклик). В ходе убеждения пациент вначале обращает внимание на представленное сообщение психотерапевта, включая исходную посылку и подтверждающие ее доводы. Чтобы дальнейшее убеждение имело успех, необходимо, чтобы пациент принял или согласился с исходным положением психотерапевта и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, выполняя при этом те действия, которые соответствуют данной точке зрения. Если процесс убеждения был успешен, поведение пациента приходит в соответствие с его вновь сложившимися взглядами. Реакция пациента на убеждение частично зависит от содержания последнего и в значительной мере от того, в каком состоянии и как оно воспринимается и интерпретируется. Процесс убеждения и постоянного уговаривания в психотерапии обозначается термином персуазия (Konecny R., Bouchal M., 1972). Врач, работающий в рамках рациональной терапии, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, но и классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, отличать от оценочных суждений (не выводя заключения оценочных суждений от других иррациональных ошибок мышления).

Рациональная психотерапия внесла свой вклад в область медицины. К ее достижениям можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” - обратимое, преходящее и “органическое” - стойкое, “динамика выздоровления” и т.д.). С точки зрения диалектической логики, в процессе рациональной терапии можно использовать основные принципы клинической семиотики, восходя в процессе терапии от симптома к синдрому, и от последнего, - к нозологической форме (индуктивный метод). В дальнейшем, выдвинув тот или иной тезис или гипотезу о наличии у пациента определенной патологии, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод). Наконец, отвергая те или иные расстройства и заболевания, выдвигая тезис об их отсутствии у данного пациента (выдвигая антитезис) можно выявить определенные психические расстройства внешне не заметные для психотерапевта. Нам представляется перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов и техник рациональной терапии, которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.