Ушла одна из последних "ночных ведьм". История «Дунькиного» полка

  • 21.09.2019

У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины - от летчиков и штурманов до техников - были женщины.

История создания 46 авиационного полка

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова - основательница женского авиаполка.
В 1941 году Марине Расковой было 29 лет.

Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк - уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Наталья Меклин (Кравцова), в 20 лет была зачислена в авиаполк. Герой Советского Союза.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники - все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы…

Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать

Полет продолжался около часа - достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 - 6 боевых вылетов, зимой - 10 - 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», - вспоминала Евдокия Рачкевич.

Самолёты и вооружение «ночных ведьм»

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.


«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» - вспоминали летчицы.

В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище - ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Война. Боевой путь

После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались

  • В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.
  • Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
  • Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
  • Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
  • Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно - парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».


Новороссийск взят - девчонки пляшут

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Состав полка

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет.


Летчицы герои Советского Союза - Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.

Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!

Писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы - у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.
Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война

1 of 28





Летчицы герои Советского Союза - Рушина Гашева (слева) и Наталья Меклин



Новороссийск взят - девчонки пляшут








Воспоминания о войне

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:
«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным - снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.

«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем - ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания - дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»

Девушки сочинили свои шутливые правила.
«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки - американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

В минуты отдыха девушкам понравилось вышивать:
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская - роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Память и кинохроника о 46 авиационном полку

Стихи о ночных ведьмах летчицах

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Песня из к.ф. «В небе ночные ведьмы»

Смотреть фильм «В небе ночные ведьмы» (1981 год)

«Ночные ведьмы» или «Ночные ласточки» сериал 2012 года

Это фильм о женщинах в авиации, которые сражались в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами.
Актерский состав подобран не плохо, игра актеров тоже хороша.

«Ночными ведьмами» называли 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза. Он был образован по приказу Народного комиссариата обороны в 1941 году. Командовала «ночными ведьмами» опытная летчица Евдокия Бочарова (в первом браке Бершанская). Замполитом полка была Мария Рунт.

Женский авиационный полк

Из-за сугубо женского состава, а также имени командира мужчины-летчики иногда называли 46-ой полк «Дунькиным». При таком шутливом названии девушки-летчицы умели внушить врагу настоящий ужас. Именно фашисты назвали этих бесстрашных асов в юбках «ночными ведьмами». Обучались летчицы в Архангельске. 27 мая 1942-го женский полк прибыл на фронт в составе 115 девушек, которые занимали в боевом формировании абсолютно все должности.

Ночными «ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную авиадивизию и совершали вылеты только ночью. Боевое крещение барышни получили через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили эти хрупкие дамы, полк заслужил звание «Гвардейский». В конце войны он вошел в состав 325-ой, затем 2-ой дивизий. По ее завершении был полностью расформирован.

Боевой путь «ночных ведьм»

Первый вылет произошел в районе Сальских степей. Затем девушки воевали на Дону, в районе реки Миус и города Ставрополь. В конце 1942-го 46-ой женский полк оборонял Владикавказ. Затем летчицы участвовали в суровых столкновениях с врагом на Таманском полуострове, где Красная армия и ВВС освобождали Новороссийск.

«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза. После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов, Остроленк. В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной операции.

На чем летали и как воевали гвардейцы

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч.

При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть.

Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Заслуги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов. В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

Июнь 1942 года был тяжёлым для Красной Армии. Немецкие войска развивали наступление на южном крыле советско - германского фронта. В это время командование 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии вводило в бой 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк. Полк начал боевую работу, нанося удары по немецким рубежам на юге Донбасса в районе реки Миус. Здесь разгорелось ожесточённое сражение за подступы к Кубани и Северному Кавказу.

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку механико - математического факультета Московского университета Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии.

На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг.

День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом.

За время войны численность личного состава полка возросла со 112 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек.

Каждую ночь они делали по нескольку вылетов на бомбардировку врага, доводя боевую нагрузку до максимального предела. При прорыве обороны противника на реке Нарев под Варшавой в одну ночь полк совершил 324 боевых вылета. Ночные полёты и постоянная опасность требовали большого напряжения физических и моральных сил. Но никто и ничем не запятнал чести своего полка.

588-й полк начал боевой путь в Сальских степях и закончил его на территории фашистской Германии. Отважные лётчицы разрушали переправы и оборонительные сооружения врага, уничтожали технику и живую силу противника. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани, содействовал освобождению Севастополя, Могилёва, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига), помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере. За успешные боевые действия в прорыве сильной оборонительной полосы "Голубая линия" на Таманском полуострове полк получил почётное наименование "Таманский".

За образцовое выполнение боевых заданий командования по обороне Северного Кавказа полк был удостоен высшей воинской чести: в феврале 1943 года он был преобразован в 46-й Гвардейский НБАП. За освобождение Крыма и Керченского полуострова и проявленные при этом мужество и геройство он был награждён орденом Красного Знамени, а за освобождение Польши и разгром врага в Восточной Пруссии - орденом Суворова 3-й степени. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой.

В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов.

Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание.

Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир авиазвена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Е. М. Руднева.

За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага.

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

Гвардии старший лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Литвинова (Розанова) Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Награждена 23.02.1948 года.
- Гвардии старший лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно 24.05.1943 года.
- Гвардии старший лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 739 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии капитан Попова Анастасия Васильевна - 852 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна - 1004 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 782 боевых вылета. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии капитан Чечнёва Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.

В 1994 - 1995 годах звание Героя России получили ещё 2 бывшых штурмана полка:

Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Награждена 31.12.1994 года.
- Гвардии старший лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Награждена 11.10.1995 года.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

Гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна - более 300 боевых вылетов. Награждена 7.12.2004 года.

* * *

НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМАНДИР

"Сегодня, в Международный женский день, мы подводим некоторые предварительные итоги и нашей работы, работы лётчиков. Почти все мы с первых дней Отечественной войны находимся на фронте и уничтожаем немецких захватчиков с воздуха.

20 000 боевых вылетов совершили мы, девушки, 25 000 часов находились в воздухе и оттуда сбрасывали смертоносный груз на головы врага.

Большой путь прошёл наш 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский полк. Многие из нас участвовали в обороне Северного Кавказа. Мы громили врага на Кубани, в Тамани, на Керченском и Крымском полуостровах, в Белоруссии, дрались за освобождение Польши, а сейчас наносим удар за ударом по гитлеровцам в Восточной Померании.

За образцовое выполнение заданий командования полк награждён орденом Красного Знамени. Около 200 человек из полка награждены орденами и медалями, в том числе двумя орденами - 60 человек, тремя - 30 человек, а 10 человек - четырежды орденоносцы. Недавно 13 лётчикам полка присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 4-м из них - посмертно.

Е. Д. Бершанская.

Наш полк неоднократно назывался в приказах Верховного Главнокомандующего. Ещё только позавчера в приказе было отмечено, что в боях отличились лётчики Подполковника Е. Д. Бершанской.

Евдокия Давыдовна Бершанская - командир полка. Ей во многом мы обязаны своими успехами. С первых дней Отечественной войны она умело командует нашим ночным бомбардировочным авиационным полком. Евдокия Бершанская в 1932 году окончила авиационную школу лётчиков, в 1933 она уже лётчик - инструктор училища, затем командир звена, командир отряда. И так, шаг за шагом, дошла до командира полка.

Мы любим своего командира. Мы ей верим. Она сама показывает пример героизма и отваги. Лётное дело она любит, налетала около 3000 часов. Лично произвела 20 боевых вылетов. И в каждом таком вылете уничтожала немало врагов. Как командир, она уделяет большое внимание подготовке лётно - штурманского состава и самолётовождению в ночных условиях.

Наш полк сформирован из девушек - добровольцев, которые раньше никогда не служили в рядах Красной Армии. И вот здесь, в боевых условиях, на поле боя, Евдокия Давыдовна Бершанская, как командир полка, сумела сплотить дружный коллектив, который пользуется доброй славой среди полков нашей авиационной дивизии.

Мы дали торжественную клятву ещё крепче бить врага. Своё слово держим. Не щадя жизней, мы наносим ему удар за ударом.

Гитлеровцы презрительно называли наш самолёт "Русс - фанер". Но на своих спинах и головах они почувствовали силу нашего великолепного самолёта. Скоро "Русс - фанер" появится и над Берлином. Уже осталось недолго ждать".


Это письмо Героев Советского Союза Гвардии майора Евдокии Никулиной и Гвардии старшего лейтенанта Руфины Гашевой опубликовано в газете "Правда" от 8 марта 1945 года.

(Из cборника "Знамёна Победы", том 1, Издательство "Правда", Москва, 1975 год.)


В дни празднования Великой Победы нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.


Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.


Летный состав полка. Ассиновская 1942 год.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.


Верные подруги Т. Макарова и В. Белик. Ассиновская 1942 год

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.


Вручение полку гвардейского знамени.10 июня 1943 года. Ивановская.

Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».


Группа лётчиц 46-го гвардейского полка. Кубань, 1943 год.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.


Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике.
Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.


Штурманы.Сидят Р. Гашева, Н. Меклин. Стоят Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Осень 1942 года. Ассиновская.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели.

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами».


Т. Сумарокова, Г. Беспалова, Н. Меклин, Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.


С.Амосова и Т.Алексеева

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.


Командир дивизии вручает боевой орден штурману Н. Реуцкой. 1944 год.

Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.


Технический состав полка. 1943 год

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!


Перед полетами. Метеоролог докладывает летному составу полка о погоде.Пересыпь. Весна 1944 года.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.


Вера Хуртина, Таня Осокина, Лена Никитина,Тоня Розова, Шура Попова, Маша Рукавицына.1944-45 год.

И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.


На полеты. Н. Студилина, Н. Худякова, Н. Попова, Н. Меклин, Ж. Гламаздина,?, С. Акимова

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина.


Летчицы Тоня Розова, Соня Водяник и Лида Голубева перед боевым вылетом.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.


Слева направо сидят: летчик Аня Высоцкая, фотокор журнала "Огонек" Борис Цейтлин, штурман Ирина Каширина, командир эскадрильи Марина Чечнева; стоят: штурман и адьютант эскадрильи Мария Ольховская и штурман звена Ольга Клюева. За несколько дней до гибели Ани и Ирины. Июль 1943 г. Кубань.Ивановская.

Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.


Экипаж у боевого самолета

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.


Небесный тихоход над поверженным Рейхстагом.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.


Наталья Меклин (справа, 980 боевых вылетов) и Руфина Гашева (слева, 848 боевых вылетов).
Фото сделано уже после победы.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".


«Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка». 1985 Сергей Бочаров.