Отчуждение личности, как источник преступного поведения. Отчуждённость Отчуждённый

  • 23.09.2019

Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Например марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения:от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

61.Смысл жизни чел. Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Свобода воли - понятие, означающее возможность бес­препятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целен и задач личности. В исто­рии фил и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответст­венностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Свобода - это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравни­ловке, стоит перед каждым общм н государством. Ре­шая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систе­му культурных норм и ценностей.



Если говорить о специфике понятия свободы и ответ­ственности человека на рубеже XX - XXI в., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия чело­века будут нуждаться в значительной коррекции. Быть личностью - не благое пожела­ние, а императив развития человека и человечества. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем - един­ственный путь выживания и дальнейшего совершенствова­ния человека. Он предполагает развитие высочайшей степе­ни ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарио-космиче-скнх задач и проблем.

Проблема смысла жизни человека.

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

В философской антропологии наряду с понятием «человек» широко используются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Как Homo sapiens человек не может быть понят лишь как природное существо, его сознание, язык, речь формируются только в обществе.

Как родовое существо человек конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это отдельный представитель биологического вида Homo sapiens, единичный представитель социума. Понятие индивида описывает человека в его отдельности, обособленности, с точки зрения целостности его морфологической и психофизиологической организации, устойчивости во взаимодействии со средой, активности.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретной деятельности и системе общественных отношений. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества, личностью, носит название социализации.

В настоящее время существует две основных концепции личности: 1) личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая (ролевая) концепция опирается на понятие социальной функции (социальной роли) человека и фиксирует преимущественно внешнее его поведение, которое не обязательно выражает действительную сущность человека. Этот аспект понимания личности играет большую роль в современной прикладной социологии, но при всей своей значимости имеет ограничение: не позволяет раскрыть внутренний духовный мир человека.

Вторая концепция раскрывает понятие личности как сущностную характеристику человека, связанную с его социальными качествами. Личность – это субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и иных норм. Личностью человек не рождается, а становится. Личностные качества человека производны от его образа жизни, от социального окружения, а также, что очень важно подчеркнуть, и от его собственной внутренней активности, направленной на осознание себя, своего внутреннего мира.

Ядром личности, ее стержнем, регулятивным и духовно-смысловым центром является самосознание – выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего существа. Самосознание тесно связано с рефлексией, которая погружает личность в глубины ее внутреннего мира, позволяет критически оценивать негативные стороны своей жизни, дурные поступки, привычки. Посредством самосознания осуществляется процесс соотнесения личных интересов с общественными, определяется уровень личностных притязаний. Самосознание является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести. Самосознание представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Личность с развитым самосознанием способна к самоконтролю и самооценке. Процесс соотнесения своего Я с реальными жизненными обстоятельствами служит базой для самовоспитания, для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным свойством личности выступает ее мировоззрение . Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высот духовной жизни. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свое предназначение в мире.

В структуре духовного мира личности особое место принадлежит нравственности. Нравственность возвышает человека. Ориентированный в своем поведении на высшие нравственные ценности, человек утверждает себя как свободная, творческая личность. Важнейшее средство формирования личности – осуществление выбора между добром и злом. Личность есть там, где есть напряженная духовная жизнь, взвешивание «за» и «против» при выборе линии поведения, свершении того или иного поступка. Нравственное поведение предполагает готовность личности отстаивать нравственные принципы, брать на себя ответственность. Нравственным нужно быть потому, что только на этом пути человек может жить подлинной жизнью, реализовать свою сущность. Осознанное и свободное следование нравственным нормам, фундаментальным нравственным требованиям – признак духовно зрелой личности.

Еще одним качеством личности является ее характер, сила воли . Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей воспринимают как лидеров. Без воли и характера невозможно общественное самоутверждение человека как личности. Личность проявляет себя в поступках, она – «субъект поступания» (М.М.Бахтин). Быть личностью трудно, и это относится не только к выдающимся личностям, но и ко всякой личности. Совершать поступки и брать на себя ответственность – это прерогатива личности.

Индивидуальность – понятие, которое характеризует самобытность личности, ее уникальность. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, комплекс его социально значимых качеств, т.е. личностная индивидуальность. Хотя индивидуальность личности нельзя отрывать от ее наследственных особенностей, реализуется она все же через многообразие социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Уже на биологическом уровне проявляется уникальность человека, связанная с его генофондом, делающим индивида биологически неповторимым. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с душой. Душа выражает собой уникальные особенности данной личности. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие успешного развития общества.

Личность, коллектив, общество. Проблему личности нельзя решить без философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Через первичный коллектив идет отдача личного обществу и достижений общества – личности. В здоровом коллективе личность не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Различают коллективы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Последние – это, как правило, объединения по интересам (клубы, секции и т.д.), в них больше возможностей для проявления творчества, индивидуальных способностей.

Поскольку каждый член коллектива – личность, индивидуальность со своим пониманием, опытом, складом ума и характером, постольку даже в дружном коллективе возможны разногласия и противоречия. В этих условиях на прочность проверяется и коллектив, и личность – от них зависит, дойдет ли противоречие до антагонизма или оно будет разрешено всеобщими усилиями ко всеобщему благу.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом изменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности.

При родовом строе индивид не являлся личностью в собственном смысле этого слова, он был включен в жесткую систему общественных связей (род, племя), выполнял предписанную традицией роль. И реально, и в своем сознании индивид не выделялся из коллектива и осознавал себя принадлежащим роду.

На основе усложнения трудовой деятельности, разделения труда, появления частной собственности происходит обособление человека, формируется частный интерес. Возникновение классового общества, государства способствует тому, что индивиды стали выступать субъектами прав и обязанностей. В этих условиях шел процесс становления личности. Однако в античном обществе человек еще осознавал себя как орудие космического миропорядка. И это воплощалось в идее судьбы, которую он не мог изменить по своему произволу.

В период Средневековья в христианской религии человек осознает себя как личность. Этому способствовал процесс духовного общения человека с персонифицированным Богом. Усложнялся внутренний мир человека, его деятельность была направлена на совершенствование духа, души. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности, а не ценности материально-утилитарные. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество.

В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, его автономность. Отныне человек – распорядитель собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода означает для него космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующее положение в культуре. Рационализации оказались подвергнуты все стороны общественной жизни, в том числе и внутренний мир человека. Это вело к сужению эмоционально-душевной сферы личности. Достоинства личности измерялись силой его разума, способностью подвергать сомнению и критике существующую действительность.

Новое время отмечено бурным развитием науки и техники, что усиливало позиции человеческого разума. Изменились ценностные ориентации личности, ее мировоззрение. На первый план выдвигались такие качества личности, как сила воли, инициативность, деловитость, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т.д. Сложилась личность индивидуалистического типа («атомарная личность») с вещной, рационалистически-прагматической ориентацией. Духовные ценности вытеснялись ценностями материальными, в человеческие отношения проник принцип утилитаризма (пользы). Собственное благополучное существование новоевропейский человек предпочитает всему другому, себя рассматривает как цель, а все другие для него суть средство. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей. Феномен отчуждения, ярко заявивший о себе в Новое время, в современном мире не исчез, он приобрел новые формы.

Отчуждение. В социальной философии отчуждение рассматривается в связи с проблемой личности, раскрытием сущностных сил человека, с проблемой взаимоотношений человека и общества.

Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним. Феномен отчуждения сопровождал всю человеческую историю, разные его формы анализировались Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, представителями немецкой классической философии. Л.Фейербах, например, считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, принятии «религии любви». Но в наиболее резкой форме отчуждение проявилось в социально-экономической сфере в условиях капиталистического производства и было проанализировано К.Марксом.

У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. В процессе труда, где человек должен был бы раскрывать свои сущностные силы, удовлетворять свою потребность в творчестве, наемный рабочий не чувствует себя человеком, а выступает как подневольное животное, как живая машина. Сам процесс труда и результаты его оказываются отчужденными от работника (находятся в распоряжении владельца средств производства) и противопоставленными ему в качестве капитала. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность. Преодолеть это отчуждение, по Марксу, можно только на путях упразднения частной собственности, замены ее общественной собственностью на средства производства, и через утверждение принципов социальной справедливости.

В XX столетии появилось ряд новых факторов, вызвавших новые формы отчуждения. Научно-техническая революция принесла не только материальные блага, но и негативные последствия, которые могут выйти из-под контроля человека: угрозу атомной войны, экологический кризис, стрессы. Компьютеры втягивают человека в мир, чуждый образцам высокой культуры. Средства массовой информации навязывают человеку ложные потребности, стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Человек утрачивает навыки общения с другими людьми. Абсолютная праздность и развлечение становятся для него главной потребностью. Духовное начало в человеке умирает. Такой антигуманный характер существования ведет к деградации человека, отчуждению его от собственной сущности.

Отчуждение в современном обществе порождается и экономическими причинами. Низкий уровень жизни ограничивает доступ людей к образованию, приобщение к культуре, лишает человека возможности путешествовать, а, значит, отчуждает человека от полноты человеческих проявлений жизни, делает его, по выражению Г.Маркузе, «одномерным человеком».

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, апатии, равнодушия, бессилия, утраты смысла жизни, а также связанных с ними наркомании, алкоголизме, самоубийствах.

Многие современные авторы преодоление отчуждения и одномерности человека видят на пути всестороннего развития его способностей. Это возможно за счет создания таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы в процессе своего образования выходить на передний край человеческой культуры и свободно выбирать поле своей деятельности. Общество должно поднимать, а не подавлять людей, всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека. В преодолении факторов отчуждения большую роль играет и сам человек, его воля, стремление к творчеству. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности.


К категории "отчуждение" приводит общий анализ человеческой деятельности. Отчуждение - это особый аспект деятельности, когда она выходит из-под контроля человека, противостоит ему же в качестве чуждой враждебной силы, оборачивая против человека все, что он творит, в том числе самого себя, свой внутренний объективный мир. Смысл отчуждения в том, что человеческое существо, личность, индивидуальность в некоторых условиях, являющихся результатами его же деятельности, испытывает объективно и субъективно гнет, трагически теряет свою целостность во всех основных отношениях и их производных: практическом, теоретическом и духовно-практическом. Общественные отношения становятся враждебными человеку: главному атрибуту человека - свободе - угрожает рабство.

Термин "отчуждение" имеет длительную историю, а потому и множество различных значений. В христианской теологии фундаментальное свойство человека есть его отчужденность от Бога. Но этот негативный смысл отчуждения неразрывен с позитивным - вера и спасение: человек падший может достичь истины и свободы (спастись), если он сопротивляется страстям и отчуждает сам себя от своего же бренного, телесного существования.

В философии нового времени весьма большое место заняли экономические и юридические разработки понятия “отчуждение": собственность, государство и право трактовались как модификации отчуждения свободной воли человека.

Общее всех подходов и концепция состоит в убеждении, что нечто сначала должно быть, чтобы подвергнуться отчуждению и через преодоление отчуждения (освобождение от него) вновь вернуться к самому себе. Так мыслится процесс отчуждения всеми теоретиками до Маркса. У Гоббса, Руссо гражданин сначала принадлежит общности, а потом отчуждается от нее. Согласно Гегелю, человек отчужден в принципе. Все материальное существование - это отчужденное существование, поскольку это форма инобытия идеи. Фейербах говорил об отчуждении как о родовой зависимости человека от временности его существования, от объективных обстоятельств. В результате этого возникает страх и, как результат, - отчуждение. Согласно Фейербаху, отчуждение непреодолимо.

Маркс в "Экономическо-философских рукописях 1844г" доказывает, что основная причина отчуждения человека - в частной собственности на средства производства.

Труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития людей все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

В условиях отчуждения “деятельность человека оказывается мукой, его собственного творения - чуждой ему силой, его богатство - его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком - несущественной связью, и напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета или сам он, властитель своего творения, оказывается рабом этого своего творения". Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

В отличии от Фейербаха, Маркс подчеркивает возможность снятия отчуждения, освобождения личности. Освобождение в Марксиском смысле охватывает как негативную свободу, то есть свободу от отчуждения продуктов деятельности, от внешних отношений господства, эксплуатации и угнетения, так и позитивную (для автономии личности и восстановления целостности и самотождественности, реализации собственного творческого потенциала). Свобода включает в себя свободу решения и действия, то есть способность осуществлять намерения и желания, и свободу воли, то есть выбор из альтернативных возможностей.

История человечества, взятая как целое, проходит 3 этапа: начальный (человек находился в состоянии кровно-родственной зависимости, а впоследствии - производной от системы отношений, близких тем, которые были названы Марксом "азиатским способом производства"), второй этап (человек становится лично-независимым, но всесторонне (тотально) зависим от многообразно противоречивой системы отношений людей, имеющей форму отношений вещей, то есть отчужденной системы отношений, основанных на частно собственности), третий (человек становится личностью не частичной, а универсальной, то есть получающей и использующей всесторонним образом весь потенциал творческого развития подлинно человеческих функций. Труд такой личности становится процессом творческого самовыражения).

Отчуждение - это процесс, который захватывает не только внешние (то есть социально-профессиональные и деятельные) структуры отношений личности, но и приводит к изменению структуры мотивации. Как известно, фундаментом мотивации являются потребности человека. Через потребности социальная среда, предметный мир проникают в глубочайшие устои личности и формируют противоположное себе, субъективное начало - человеческую индивидуальность, то есть характер и систему ценностных ориентаций личности. Изменение потребностей приводит к изменению сущности человека. В результате отчуждения подавляются субъектные начала личности, то есть свобода творчества, любовь, возможность самовыражения. Без этого личность существовать не может, поэтому деятельность и ее мотивация направляются личностью против самой же себя, то есть процесс отчуждения есть в действительности процесс самоотчуждения. Отчуждаются и самоотчуждаются смысл жизни, свобода, творчество, любовь. Они превращаются в свою противоположность. Начало этому процессу дает чувство одиночества, заброшенности и утрата смысла.

В особенно большой степени процессы отчуждения характерны для современного общества. Отчуждение возникает там и тогда, где и когда человек теряет контроль над производимыми средствами и условиями существования, где и когда овеществленная деятельность в форме политических структур, военных технологий, научных заблуждений, ложных идеологий начинает господствовать над деятельностью живой. Отчуждение в любых его формах - это источник несвободы человека. Жизнь кажется обусловленной, детерминированной не самими людьми, их оценками, выбором, деятельностью, отношениями, а чуждыми независимыми от них силами, персонифицированными и воплощенными в вещах.

В современном обществе отчуждение проявляется как:

1. Утрата контроля над средствами и продуктами деятельности, а также процессом этой деятельности.

2. Зависимость личности от власти и социальных институтов.

3. Искаженный характер общественных отношений (страх, подозрительность, ориентация на ложные ценности, враждебность, ненависть)

4. Утрата самотождественности личности, внутреннее ее раздвоение и даже распад.

5. Растрата творческого потенциала

6. Отчуждение человека от природы, экологический кризис.

- 32.90 Кб

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Понятие отчуждения

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung

Так же отчуждение есть процесс, “характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему”. Впервые концепция отчуждения была сформулирована в XV-XVIII веках авторами и сторонниками теории общественного договора (Томас Гоббс, Пьер Гассенди, Бенедикт (Барух) Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо).

Отчуждение (англ. alienation , нем. Entfremdung ) - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Суть концепции Гоббса сводилась по преимуществу к пониманию и интерпретации отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе (в общем случае), а в частном – как добровольного ограничения (отчуждения) людьми своих прав для создания путем договора “искусственного тела” – государства. Первопричиной готовности людей прибегнуть ко взаимному отчуждению собственных прав Гоббс считал их боязнь вернуться к тому естественному состоянию, которое существовало до объединения индивидов в обществе, т.е. к войне, и не просто войне, а “войне всех против всех”. Продукт раннего взаимного отчуждения – государство – Гоббс представлял как массу личностей, объединенных в одну личность. Гоббс, таким образом, возможно, невольно и даже не представляя вероятных последствий такого подхода, объединил проблему отчуждения с обширной личностной проблематикой.

Марксистская теория отчуждения
Самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года ». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда , превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату . Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста , имеющего в собственности средства производства . Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Отчуждение - это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения. Отчуждение человека проявляется по-разному: закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности, противопоставление себя другим. Это состояние рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других В.А. Петровским, М.В. Полевой сегодня осуществляется попытка акутализировать проблему отчуждения в психологии. Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.

Однако психология отчуждения - это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство.

Заключение

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей контроля над продуктами труда, разрушением социальных взаимосвязей и т.д.

Источники

  1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 5-12.
  2. Абраменкова В.В. Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. Т.1.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  5. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  6. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г. Личность в правовом государстве……………………………………………...8
    Понятие отчуждения……………………………………………………...……10
    Заключение……………………………………………………………………..13
    Источники………………

Введение

Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным.

В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.

Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.

Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть особенности отчуждения личности в современном обществе.

Цель данной работы - изучение проблемы отчужденности личности в современном жизненном пространстве, влияние отчужденности на человека.

Объект - юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (12 человек - 48 юношей и 4 девушки).

Предмет - особенности поведения человека при проявлении отчужденности.

Гипотеза - отчуждение определяет особенности поведения человека, влияя на его личность.

1. Подбор специальных методик по данной проблеме, изучение соответствующей литературы.

2. Определить наличие отчужденности у испытуемых.

3. Оценить значимость отчуждения в поведенческой сфере человека.

4. Определить наличие у испытуемых нарушений в сфере общения, неспособность или нежелание общаться.

5. Установить наличие у испытуемых потребности в общении.

6. Выявить стремление к принятию испытуемых окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми.

Проблема отчуждения личности в современном обществе

Отчужденность - термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего - в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.

Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.

Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.

М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:

· чувство бессилия ("от моих поступков ничего не зависит");

· чувство бессмысленности ("не ясно, во что верить");

· отсутствие норм ("чувство аномии");

· чувство изоляции ("изоляция от ценностей и общества");

· чувство чуждости всему ("теряется смысл труда, удовлетворение от работы").

Исследования в области личности показали, что отчужденность - генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:

· мир воспринимается как застывший, схематичный;

· низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

· нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

· верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;

· менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

· навязчивые состояния и ригидность;

· с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

· склонность печалиться, высокий уровень страхов;

· безразличие к групповому поведению.

Для отношения к себе характерны:

· неадекватность и презрение;

· экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

· чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

· презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

· отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения - это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.

Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой - избыточность, бессодержательность общения.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.

Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.

Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К.Левину индивида есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения.

Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе, и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.