К эволюции русской метрики: немонотонная силлабо-тоника. Силлабо-тоническое стихосложение: происхождение и размеры Основные характеристики силлабо-тонической системы

  • 28.12.2023

Силлабо-тоническое стихосложение это разновидность тонического стихосложения, основной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы; см. также ), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественной длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объема интервала различаются двусложные и трехсложные размеры (…- U - U - U -… U …- UU - UU -…, где - сильное, а и слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея (- U) и ямба (U -), среди вторых -дактиля (- U U), амфибрахия (U-U) и анапеста (U U -). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническое стихосложение объединяет наличие метра, т.е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само силлабо-тоническое стихосложение в 19 веке часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х).

С ослаблением строгости метра cиллабо-тоническое стихосложение дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик - размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в cиллабо-тоническое стихосложении, преобладают стихи равностопные (напр., 4-стопный ямб), реже - урегулированные разностопные (например, чередование 4 и 3-стопного ямба) и вольный стих. В европейском стихосложении cиллабо-тоническое стихосложение формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4-3 иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12-14 веков) и силлабики (у немецких майстерзингеров), но к 15 веку в Англии (после Дж. Чосера) и в начале 17 века в Германии (реформа М.Опица) cиллабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры - в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10 и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735-43 (реформа В.К.Тредиаковского - М.В. Ломоносова) cиллабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в 19 веке под немецким и русской влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском cиллабо-тоническом стихосложении 18 века господствуют 4 и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с начала 19 века осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры; с начала 20 века - дольник.

Появление системы в России. Разграничение метра и ритма. Сильные и слабые позиции в стихе. Организация ритма в стихе.

Силлабика сменилась силлабо-тоникой в результате стиховой реформы В. К. Тредиаковского (1703-1769) и М. В. Ломоносова. Первый пытался упорядочить расположение ударений в еще силлабическом стихе, этому была посвящена работа “Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий” (1735). Второй предложил перенести в русскую поэзию немецкую силлабо-тонику. Утверждению силлабо-тоники посвящен труд “Письмо о правилах российского стихотворства” (1739). Свою теорию Ломоносов проиллюстрировал в поэтическом произведении – “Оде на взятие Хотина”. В ней впервые на русском языке был представлен стихотворный размер четырехстопный ямб. К началу 40-х годов теория Ломоносова получила явное предпочтение в практической поэзии, так что уже в 1752 году сам Василий Тредиаковский выпустил трактат, в котором привел в окончательную систему искания как собственные, так и Ломоносова. Приведем пример из поэзии Ходасевича, необыкновенно ценившего Пушкина и классиков 18 века. В его стихах, написанных в 20-м веке, теория и практика Ломоносова нашла непосредственное выражение:

Из памяти изгрызли годы,

За что и кто в Хотине пал,

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал.

Но теория не охватывает все случаи поэтической речи.

Именно В.Ходасевич стал свидетелем выдающегося открытия. Андрей Белый впервые предположил, что метр – это идеальная схема, полноударный стих. На его фоне ритм – реальное звучание стихотворной речи, или “единство в сумме отступлений от данной метрической формы”. Чем больше ритм разнится от метра, тем богаче и внутреннее содержание души поэта, и ее поэтическое выражение.

Н.А. Богомолов, с учетом всех литературоведческих наблюдений, заявляет, что теорию Белого можно перевернуть, сказав, что не ритм есть реальное выявление метра в стихе, а наоборот, - метр есть частная форма ритма. Итогом такого подхода может быть отмена понятие метра и признание существования только ритмики стиха. Мы от этого слияния категорий отказываемся по причине соблюдения терминологической строгости.

Существует ошибочное представление, что силлабо-тоника – это система стихосложения, имеющая в основе урегулированность количества слогов и ударений в каждом стихе. Н.А. Богомолов полагает, что правильнее говорить о другой основе. Силлабо-тоническое стихосложение основано на закономерном чередовании ударных и безударных слогов в каждом единичном стихе, причем это чередование выдерживается на протяжении всего произведения.

В русской силлабо-тонике насчитывается 5 комбинаций, которые охватывают почти все возможности этого чередования.

Первая группа комбинаций – это двусложные метры: ямб (2,4.6,8,10), хорей (1,3,5,7).

Вторую группу составляют трехсложные метры: дактиль (1,4,7,10), анапест (3,6,9,12), амфибрахий (2,5,8,11).

Эти звуковые комплексы иногда называют метром, а иногда размером, что не совсем точно. Отличие двусложников от трехсложников в том, что у первых ударение обычно падает через слог, а межударный промежуток составляет нечетное количество слогов (1, 3, иногда 5). Трехсложники содержат ударения через 2 безударных слога.

Одним из путей к определению сущности стихотворной речи стало понятие сильной и слабой позиции в стихе. Под сильной позицией понимается тот слог в стихе, на котором мы ожидаем появление ударения, а слабой – тот слог, где мы ударения не ждем. В ямбе ударения в основном падают на четные слоги: 2,4,6,8, именно на этих позициях мы и ожидаем ритмические ударения. В ямбе они будут сильными. Но не обязательно на все. То есть тактовые ударения падают на эти слоги преимущественно. В хорее – та же ситуация, только ударения приходятся в основном на нечетные слоги и сильные места будут 1,3,5.7.

Классические русские метры - двусложные (1 слог ударный + 1 безударный) хорей и ямб; в них междуударный интервал постоянный и равен одному слогу, но ударения, как мы выяснили, могут пропускаться (неизменными остаются безударные слоги). Трехсложные метры (1 слог ударный + 2 безударных) – дактиль, амфибрахий, анапест. Трехсложники наиболее урегулированные метры: между ударениями у них стоят два слога и ударения, как правило, не пропускаются (исключения опять-таки стали возможны как систематические нарушения в ХХ веке). Поэтому для дактилябудутсильными позиции 1, 4, 7, 10; дляанапеста – 3,6,9. Для амфибрахия – 2, 5, 8.

Понятие сильной и слабой позиции дает возможность уточнить понятие стопы. Это – определенное сочетание сильных и слабых слогов внутри стиха. Метр – сочетание сильных и слабых слогов, оно константно, постоянно. Ритм – это сочетание ударных и неударных слогов, и оно почти непредсказуемо. Ритм – это реальное звучание стихотворения, строение конкретной строчки, почти всегда отклоняющееся от жесткой схемы метра.

«Мой дядя самых честных правил…» (4 ст. ямб) – пушкинская строчка являет собой очень ритмичную организацию, это полноударный стих. То же вы увидите в тексте Бунина («Полдень»):

Горит хрусталь, горит рубин в вине,

 - /  - /  - /  - /  -

Первый стих и четвертый – это 5 ст. полноударный ямб, но полноударность достигается не всегда.

Звездой дрожит на скатерти в салоне.

 - /  - /  - /   /  - 

Последний остров тонет в небосклоне,

 - /  - /  - /   /  - 

Где зной и блеск слились в горячем сне…

 - /  - /  - /  - /  - 

Ритмические вариации потому и возникают, что происходит нарушение метрического закона.

Ритм может быть ослаблен пропусками ударений – пиррихиев. Если древнегреческое понятие было связано с объединением двух кратких мор в одной стопе, то в русской силлабо-тонике пиррихий означает пропуск ожидаемого тактового ударения, пропуск ударения в метре, в стопе.

У Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

  /-  /- /   / - 

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

 / -  / -  / -  / -

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

 / -  /- / -  / - 

И звезда с звездою говорит.

  /- / - /  /-

Чем больше пиррихиев, тем больше напевности в стихах. Однако даже стихи классиков – Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета – отличаются по тем тенденциям, которые свойственны пиррихиям в их ямбе или хорее. Так, в стихах Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» или «Утес», написанных пятистопным хореем, есть строки, где пиррихий и на 1, и на 4 стопах. Кстати, появление в стихотворной строчке пиррихия вовсе не означает, что она как бы сокращается на одну или две стопы. Совершенно недопустимо считать что, «Утес» написан 3-стопным хореем с двумя пиррихиями – размер остается прежним, пятистопным. Также неверно определять размер стихотворения по первой строчке или по числу таковых ударений. Нужно обращать внимание на ритм других строк стихотворения и принимать в расчет стопы, на которых есть пиррихии.

Ритм может быть осложнен сверхсхемными ударениями, спондеями в двусложниках, полуударениями в трехсложниках, дольниках, тактовиках и акцентных стихах. Спондеем древние греки называли стопу, состоящую из двух долгих слогов. В русской силлабо-тонике это не стопа, а побочное ударение, очень редко возникающее в ямбе или хорее:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

(- -)  -  -  - 

Бой барабанный, клики, скрежет.

(- )  -  -  -

Гром пушек. Топот, ржанье, стон...

(- -) 

В пушкинской «Полтаве» спондеи помогают создать какофо нию, вал звуков битвы. В основном такие свехсхемные (сверх схемы метра, сверх правила) ударения появляются на односложных словах. В трехсложниках, в дольниках часто проявляются полуударения. Тем не менее общая урегулированность ритма подчиняет все «незаконные» ударения:

То лько де тские кни ги чита ть,

  - /  - /  -

То лько детские думы лелеять,

Все большо е дале ко разве ять,

Из глубо кой печа ли восста ть...

  - /  -/  -

О.Э.Мандельштам (1908)

3 ст. анапест

Кроме того, для инверсированной стихотворной речи характерно частое использование переносов. Перенос (enjambement - с фр. анжамбеман, текучая строка) – это несовпадение деления на стихи с синтаксическим строением предложения, в результате чего происходит перебрасывание части синтаксической конструкции одного стиха в последующий стих;

Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая

→В оскорбляемый водкой хрусталь…

Как следствие, интонация на исходе первого стиха становится напряженной, а во втором могут возникать синтаксические, смысловые паузы, которые приводят к перебою ритма:

Ивздохнул я словами: “Так вот ты какая:

→Вся такая, как надо”.

В уста ль

→Поцелую тебя иль в глаза поцелую, -

→Точно воздухом южным дышу.

→Изатем, что тебя повстречал я такую,

→Как ты есть, я стихов не пишу.

Силлабо-тоника

Силлабо-то́ника

(греч. syllabe – слог и tonos – ударение), система стихосложения , основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы , каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным – дактиль (– Щ Щ), амфибрахий (Щ – Щ) и анапест (Щ Щ -).
Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой – с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "силлабо-тоника" в других словарях:

    - [от греч. syllabe – слог и слова тоника] – система стихосложения, при которой строение стиха определяется количеством слогов и расположением (не количеством). ударений; эта система наиболее принята в русской поэзии с 18 в. (Тредьяковский,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - … Википедия

    - … Словарь синонимов

    Силлабо-тоническое стихосложение - (греч. συλλαβη слог и τονος ударение) одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С. Т. С. равно одному слогу, слабое одному или двум слогам, первые преимущ. ударны,… …

    - (от греческого «συλλαβή» «слог» и «τόνος» «ударение») способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Науки юношей питают,… … Википедия

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СТИХОСЛОЖЕНИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между… …

    - (от греч. tоnos ударение) система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим… … Большая советская энциклопедия

    ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - (от греч. tónos — ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Наряду с силлабическим стихосложением является… … Литературный энциклопедический словарь

    Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… … Энциклопедия культурологии

    Тоническое стихосложение - (от греч. τονος ударение) 1) Стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов), кол во безударных слогов между ударными относит. произвольно. В тонич. стихе любая гр. слогов, подчиненная одному ударению, равна любой … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

в силлабо-тонической системе ритм регулируется метром. Это соединение силлабического и тонического принципа на основе стопы. Основа силлабо-тонического принципа – равностопность. Тредиаковский заимствовал стопу из АМС. В русском языке отсутствует признак долгота/краткость, поэтому ударный слог приравняли к долгому, а безударный – к краткому. Ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, и всякое отклонение становится ощутимым. Чётко определённый метр вызывает ожидание его подтверждения.

Виды метра:

1 Двухсложный;

2 Трёхсложный.

Преобладающими в русской поэзии являются двухсложные размеры. Хорей – двухсложный метр с ударением на первом слоге и нулевой анакрузой (ритмический зачин, измеряемый количеством слабых безударных слогов, предшествующих первому икту). Греческое слово choreus – плясовой, хоровой. Это очень подвижный, динамичный метр. Звучание хорея ассоциируется с народной поэзией.

Ямб – двухсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Значение слова ямб неизвестно. В русскую поэзию ямб был введён Ломоносовым. Ямб соответствует природе торжественной оды. В отличие от хорея это спокойно-размеренный метр.

Следование схеме двухсложного метра неизбежно провоцирует отступления, так как слоговой состав русских слов не укладывается в два слога. Среднее фонетическое слово состоит из трёх слогов.

Виды отступлений:

1 Пропуски ударений на сильных местах;

2 Появление неметрических ударений на слабых местах;

3 Инверсия.

Причины утраты ударений:

1 На сильную позицию могут попасть служебные слова;

2 На сильные места могут попасть безударные слоги длинных самостоятельных слов. Облегчённая стопа с нулевым ударением называется пиррихий . Он встречается в начале стиха и в предпоследней стопе. Пиррихии придают стиху ритмическое разнообразие;

3 В двухсложных размерах может появляться лишнее ударение, и тогда появляется утяжелённая стопа или спондей . Используется в начале стиха или в середине после цезуры.

4 Инверсия – замена, перестановка в ямбических стихах. Первая стопа ямба заменяется хореической (ямбохорей), а в хореических стихах первая стопа может оказаться ямбической (хореямб).

Ямб как наиболее гибкий размер разработан в русской поэзии. В трагедии и стихотворных драмах используется пятистопный ямб в силу традиции, заложенной Пушкиным в «Борисе Годунове».

Трёхсложные метры получили широкой распространение во второй половине XIX века. В пушкинскую эпоху трёхсложные метры были балладными размерами.

Дактиль – трёхсложный метр с ударением на первом слоге (анакруза = 0). Амфибрахий – трёхсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Анапест – трёхсложный метр с ударением на последнем слоге (анакруза = 2).


Отклонения от трёхсложных размеров:

1 Трибрахий – три безударных слога в стопе;

2 Бакхий – два последних слога в стопе ударные;

3 Антибакхий – два первых слога в стопе ударные;

4 Амфимакра – средний слог в стопе безударный.

Важнейшим ритмическим определителем в силлабо-тонике является длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд, тем более плавным и спокойно повествовательным является стих. Короткие строчки дробят течение стихового потока и делают стих динамичным. Длина стиха складывается из анакрузы, основы стиха и эпикрузы. Поэт может использовать стихи одного метра, но разной длины. Стихи с упорядоченной, предсказуемой неравностопностью называют разностопными. Но в русской поэзии встречаются стихи с непредсказуемым, неурегулированным чередованием разностопных стихов. Такое чередование называют вольным размером.

Анакруза придаёт своеобразие ритмическому рисунку, но при этом она может смещаться. Такую анакрузу называют скользящей. Она встречается в трёхсложных размерах.

Клаузула (лат. исключение) – стихотворное окончание, состоящее из последнего икта и эпикрузы. Оно создаёт отступление от ритма.

Виды клаузул:

1 Мужские – односложные (последний слог ударный, эпикруза = 0);

2 Женские – двухсложные (предпоследний слог ударный, эпикруза = 1);

3 Дактилические – трёхсложные (третий слог от конца ударный, эпикруза = 2);

4 Гипердактилические – четвёртый или пятый слог от конца ударный, эпикруза = 3 или 4.

Мужские клаузулы более отрывистые, женские – менее определённые и более мягкие. Использование однотипных клаузул создаёт монотонность. Ломоносов ввёл правило альтернанса – чередования клаузул. С метрической точки зрения характер клаузул должен соответствовать метру, но в последней стопе могут происходить изменения. Каталектика – усечение одного или двух безударных слогов, резко обрывающее движение ритма. Ямб и анапест не имеют каталектики. Противоположное явление – наращивание последней стопы, появление лишних слогов, не предусмотренных метром – гиперкаталектика . Слоги удлиняют стих, выделяя последние слова.

Важнейшим ритмообразующим элементом являются паузы. Паузы отделяют друг от друга стихи и строфы. Существует и внутренняя пауза – цезура (лат. разрез), внутренний словораздел, дыхательная пауза. Цезура может делить стопу, но она не рассекает слово. Самая глубокая пауза ставится в конце стиха и строфы. Анжабеман – перескок паузы, создающий эмоциональность речи.

Системы стихосложения

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe - слог и греч. Tonos - напряжение, ударение.

Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки - стихи . Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь - сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее - энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи "трудновато", потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается - они не должны падать на "чужие" места, зато пропускать их можно - от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд - они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием . Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей ). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.

В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер . Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.

Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Подробнее о них можно прочесть в разделе