Что такое виды животных окружающий мир. На какие группы делятся животные

  • 01.07.2020

Животные... Кого ты представляешь себе, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга - собаку? А может быть, белочку или красавца-оленя? А что, если кто-то уже представил себе пёстрых бабочек и мохнатых шмелей, летающих над лугом? Всё это I представители замечательного царства животных.

Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии.

  • Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что животные удивительно разнообразны.

Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп. Познакомимся с группами животных и найдём их представителей на рисунках.

Черви . Ты хорошо знаешь дождевого червя. На свете много и других червей. Некоторые из них, например пиявки, живут в водоёмах.

Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. К этой группе животных относятся двустворчатые моллюски (ребята часто называют их ракушками), улитки, слизни, осьминоги, кальмары.

Иглокожие - это морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.

Ракообразные - это раки, крабы, креветки.

Паукообразные - это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног (четыре пары).

Насекомые - животные, у которых шесть ног (три пары). К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи и многие другие.

Рыбы - водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

Земноводные - животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на земле (то есть на суше), а часть - в воде, за что и получили своё название.

Пресмыкающиеся , или рептилии , - животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Всю жизнь эти животные ползают - пресмыкаются.

Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.

Звери , или млекопитающие , - животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком.

  1. Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
  2. В каждой группе животных много видов. Рассмотрите рисунок. На нём показаны следующие виды птиц: синица большая, поползень обыкновенный, воробей домовый. Названия, состоящие из двух слов, учёные дают всем видам животных. Животные разных видов заметно отличаются друг от друга, а животные одного вида очень схожи. Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (9).

  1. Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.

    Учёным известно более 1 миллиона видов животных. Больше всего среди них насекомых. Рыб известно 20000 видов, земноводных - 4700, пресмыкающихся - 8000, птиц - 9000, зверей - 5000.

  2. Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника.

Проверь себя

  1. Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.
  2. Назови 1 - 2 представителей каждой из изученных групп животных.
  3. Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
  2. Поиграйте с друзьями: пусть кто-то из вас называет группу животных, а другие - её представителей.
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?
  4. Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае.

На следующем уроке

Узнаем об особенностях питания разных животных, о том, что такое цепи питания. Будем учиться моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Вспомни, что необходимо животным для жизни. Каких ты знаешь животных, которые питаются растительной пищей? Каких ты знаешь хищных животных? Приходилось ли тебе наблюдать, как животные защищаются от врагов?

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

Какие бывают животные?

Откройте учебники на с.43.

– Что здесь изображено? (животные)
– На какие множества разделили всех животных? (звери, рыбы, птицы, насекомые)
– Назовите каждое животное на зеленом фоне.
– Назовите каждое животное на бежевом фоне.
– Назовите каждое животное на голубом фоне.
– Назовите каждое животное на желтом фоне.
– К каждой группе животных подберите подходящее слово из столбика со с.43

Выявление существенных признаков каждой группы.

– Для того, чтобы отличать одну группу животных от другой, надо точно знать признаки каждой группы.

Выявление существенных признаков группы зверей

Начнем свое исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображенного в ребусе. (Слайд 3.)

– Назовите все части жирафа. А теперь найдите все эти части у зверей, изображенных на с. 42, покажите их своему соседу по парте.

– Ничего нового и необычного мы не увидели. У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста. (Слайд 4.)

– Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей?

– Молодцы! Только у зверей тело покрыто шерстью . Что такое шерсть? Шерсть – это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы можете сразу увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими.

– Количество шерсти у зверей бывает разным. Сравните количество шерсти у медведя и слона (у медведя – много, у слона – мало). (Слайд 5.)

– Как вы думаете, от чего это зависит? Это зависит от того в каком месте живет зверь, какой образ жизни он ведет.

– Многие млекопитающие покрыты волосами разных видов. Посмотрите на изображение бобра. (Слайд 6.)

У этого зверя под жесткими длинными волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.

– А у дикобразов и ежей особые волосы. Они называются иглами. (Слайд 7.)

Выявление существенных признаков группы рыб

– Какие признаки отличают рыб от других животных? (Живут в воде.) (Слайд 8.)

– Посмотрите на фотографии с изображениями кита и моржа. Можно ли их назвать рыбами? (Слайд 9.)

– Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью, они дышат. (Слайд 10.)

Выявление существенных признаков группы насекомых

– Как вы думаете, какой общий признак у насекомых?

(Слайд 11.)

– Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное? (Слайд 12 с изображением муравья.)

Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.) Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные “мамы”: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. (слайд 13)

Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. (слайд 14)

Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног. Откроем атлас-определитель “От земли до неба” на с. 130. Сколько ножек у жуков? (Ответы учащихся.) Посмотрим на изображения муравьев и пчел в атласе-определителе на с. 152–153. Сколько у них ножек? А у мух и комаров на с. 154–155? Значит, главный признак насекомых – шесть ножек (три пары). А теперь посмотрите на эту картинку. (слайд 15 с изображением паука.)

Это что за животное? Можно ли назвать его насекомым?” (Нет, у него восемь ног.)

– По отношению к насекомым мы порой очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек и жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых из-за этого стали редкими.

Выявление существенных признаков группы птиц

– Назовите отличительный признак птиц. (летают). А есть и нелетающие птицы (страус, пингвин, курица), (Слайд 16) и большинство насекомых тоже хорошо летает. Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное? Главный признак птиц – наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.
– Скоро для птиц наступит тяжелое время – зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в теплые края. Как мы можем помочь птичкам?

1. На этих рисунках папа Серёжи и Нади изобразил представителей разных групп животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

2. Муравей Вопросик привёл примеры животных разных групп, но допустил ошибки. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
Объясни Муравьишке, в чём его ошибки.

а) Морская звезда, морской ёж, морская лилия, морской огурец, осьминог — все иглокожие кроме осьминога (моллюск)
б) Жук, бабочка, паук , стрекоза, пчела, муха — все насекомые кроме паука (паукообразный)
в) Лягушка , ящерица, змея, черепаха, крокодил — все пресмыкающиеся кроме лягушки (земноводное)
г) Речной рак, краб, креветка, пиявка — все ракообразные кроме пиявки (черви).

3. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию животных для своих одноклассников.

К какой группе животных относятся змея и крокодил?

2) Посчитайте птиц на рисунке учебника (с. 92) и запишите результаты.


3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.

Проанализируйте заполненную таблицу.

Какая группа животных наиболее богата видами? Насекомые

В какой группе меньше всего видов? Земноводные

Перечислите группы животных:

в порядке увеличения числа видов

  1. Земноводные
  2. Звери
  3. Иглокожие
  4. Пресмыкающиеся
  5. Птицы
  6. Рыбы
  7. Ракообразные
  8. Паукообразные
  9. Моллюски
  10. Черви
  11. Насекомые

в порядке уменьшения числа видов

  1. Насекомые
  2. Черви
  3. Моллюски
  4. Паукообразные
  5. Ракообразные
  6. Рыбы
  7. Птицы
  8. Пресмыкающиеся
  9. Иглокожие
  10. Звери
  11. Земноводные

4) Запишите названия животных, которых вы определили:

а) рыбы - окунь,акула, ёрш, щука, форель, карп.
б) земноводные - тритон, жаба, лягушка.
в) пресмыкающиеся - змея, ящерица, крокодил.
г) птицы - ворона, воробей, синица, страус, пингвин .
д) звери - ёж, заяц, кошка, медведь, крот, барсук.

С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов животных. Запишите не менее трёх названий.

Лиса, дельфин, сова, лошадь, собака.

4. Используя книгу «Зелёные страницы», подготовь сообщение об одном из видов животных (любой группы). При подготовке сообщения сделай записи.

Вид животного : Белка
Группа, к которой относится вид: Звери (грызуны)
Краткая информация о животном: Белки миролюбивые животные. Они обитают в хвойных лесах. Живут в дуплах, но чаще устраивают себе гнездо, сложенное из веток и выстланное внутри шерстью, мхом и перьями.

Белка

Белки — это небольшие зверьки из семейства грызунов. Различают более 30 видов этих пушистохвостых зверьков: обыкновенные белки, аризонские, японские, белки Аберта, красные белки и т.д. Причем встретить белок можно и в Европе, и в Азии, и в Африке, И в обеих Америках.. Так что единственный континент где белки не живут в естественной среде это Австралия.

Самая главная отличительная особенность белок — это длинный пушистый хвост обычно загнутый крючком и пушистый тёплый мех. Все они очень любят орехи и вне зависимости от места жительства обязательно запасают их в дуплах деревьев или закапывая в норы.

Ученые считают белок очень умными животными, поскольку они не только умеют делать запасы на зиму и тщательно охранять свои кладовые, но и способны прокормиться в городе находя еду в птичьих кормушках и откапывая семена в цветочных горшках, выставленных на балконы и подоконники.

5. Это разные виды синиц. Определи их с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.

Сравни синиц разных видов. Определи черты сходства и различий. Подумай и объясни, по каким признакам этих птиц легче всего узнать в природе.

Сходство:

  • круглая голова
  • белые «щечки»
  • контрастный цвет спинки и грудки
  • маленький острый клюв

Различия:

  1. цвет грудки может различаться от бело-розового до жёлто-оранжевого
  2. цвет спинки может различаться от травянисто-зелёного то коричневого и черного
  3. хвост может быть как коротким, так и длинным
  4. у некоторых видов есть хохолок на голове
  5. цвет головы может быть как одноцветным, так и двуцветным
  6. различаются размеры птиц

Рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают , звери и , а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Семейство;

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Млекопитающих.

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов. : животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях. На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов. Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек. Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является . Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э., доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э., характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .