Морковин николай петрович. Николай Морковинъ – О праздникѣ Пасхи (1872) Литература и документы

  • 11.01.2024

Терпел узы в 1929 — 1933 годах на ст. Пинюг кировской области. «Жи­вем в на­сто­я­щее вре­мя в ле­су в пред­бан­ни­ке, в де­вя­ти вер­стах от стан­ции Пи­нюг».

Родился 15 мая 1889 года в селе Ильгощи Кашинского уезда Тверской губернии (Бежецкого района Тверской области) в семье псаломщика.

В 1913 году он окончил Тверскую духовную семинарию и женился на девице Марии. Впоследствии у них родилось шестеро детей.

В том же 1913 году был рукоположен во священника ко храму в селе Петровском Кимрского уезда, затем, уже после революции, он был переведен ко храму в селе Лосево Горицкого района.

В 1929 году священник с женой были арестованы по обвинению в отказе «от выполнения… общегосударственных заданий» и в сопротивлении «представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей» и отправлены в ссылку в Вологодскую область.

Отец Николай так описал все происшедшее в письме к брату-священнику:

«Непрерывная и усиленная работа ради насущного хлеба для себя и деток-сирот сильно пошатнула мое былое богатырское здоровье. Но благодарим Господа Бога, что наши страдания и старания поддержать многочисленную семью были не напрасны. Наша защита от холода и голода семьи имела благие последствия, каковые вы увидите из нижеследующих строк сего письма. Экстренная постройка своего небольшого дома 8 на 8 аршин с двором, омшаника и бани, обучение двух старших дочерей Юлии и Нины в городе Кашине в школе 2-й ступени, усиленные налоги и недород хлеба из-за недостатка удобрения от одной только лошади (единственную корову пришлось продать, и два года были при такой многочисленной семье без коровы) привели нас к несостоятельности уплатить большие налоги, что и привело к задолженности государству. Ясно, что за дом было взято и продано все движимое имущество, вплоть до поросенка, единственной живой вещи для питания без коровы. Обнищание заставило взять из школы 2-й ступени сначала старшую дочь Юлию, а затем вторую, Нину, не доучив по году, то есть они прошли восемь групп. И вот в последний год моего жительства на родине я решил посеять побольше льняного семени и им заплатить в недостаток хлеба. Вот это-то семя и было роковым для нас. Оно попало под опись и подлежало по закону изъятию за недоимок, чего мы не предполагали. При этом попала под опись и моя зимняя ватная ряска, единственная надежда дочерей на пальто. Вот эти-то вещи мы с женой и решили не отдавать ради защиты детей.

Я-то определенно шел на это, ибо меня заранее и давно приговорили к аресту. Маня же не предполагала, что с ней так поступят и оторвут ее от шести детей. Но в действительности оказалось не то. На первых порах была картина ужасная, но впоследствии картина изменилась в лучшую сторону. Мой личный трагизм пастырской деятельности и тот материально-социальный лабиринт, какой переживает современный лишенец при многочисленной семье, решился сам по себе. Отсутствие родителей-лишенцев повлияло в лучшую сторону для детей. Старшая дочь Юлия восстанавливается в правах голоса. Все имущество и земля целиком остаются за детьми, и в заключение они причисляются к беднякам. И для меня присутствие жены на первых порах необходимо, как для человека, не бывавшего в жизненных перевертках. И так я и жена попали за неуплату налога и неотдачу описанного имущества. У нас было два суда. Первый суд осудил меня на шесть месяцев ссылки, а Маню на шесть месяцев принудительных работ, а второй меня – на пять лет, а жену – на два года ссылки. Я арестован с первого суда, то есть 1 ноября, а жена со второго суда, когда я сидел в тюрьме города Кашина, где она меня и догнала. Из Кашина до Москвы ехали в одном вагоне. В Москве были четверо суток, а потом ехали на машине до Котласа. В Кашине мы были назначены в разные районы…»

Первое время отец Николай и его супруга находились в разных концах Вологодской области, что угнетало обоих. Опытные люди научили их, как написать начальству, чтобы добиться разрешения отбывать ссылку вместе. Первые хлопоты не увенчались успехом, и отец Николай решил подать заявление начальнику милиции в Великом Устюге о переводе жены к нему и отправился на почту, чтобы купить бумагу и конверты. Когда он вышел с почты, то услышал, что, как ему показалось, как бы во сне кто его кличет: «Коля, Коля». Он обернулся и не поверил глазам – это была его жена Мария. Оказывается, она уже давно искала его и прошла со всеми вещами более ста пятидесяти верст пешком, и вот встретила его на улице.

Из писем о. Николая:

«Мы, я и Маня, живем вместе. Она осуждена на два года, а я на пять лет. За все время моего пребывания на чужбине я прошел следующие специальности: семь месяцев ремонтного рабочего на пути железной дороги, полгода лесорубом, пять месяцев счетовод и второй месяц опять лесоруб. Живем в настоящее время в лесу в предбаннике, в девяти верстах от станции Пинюг. Пилим с Маней двухметровые дрова для углежжения. Зарабатываем рубля два-три в день, продовольствие получаем по 3-й категории, то есть 1 рубль 70 копеек выработки. Выдают кило двести печеного хлеба, круп 120 грамм и сахару 18 грамм… В общем, пока работать можно и кормиться…

По последним письмам известно, что две дочери, Юля и Нина, в школьных работниках, а старший сын Николай, пятнадцати лет, остался дома за хозяина и хозяйку: сам все делает, стряпает и прочее. Интересно, какое правовое положение будет Манино? Домой она отправилась 19 декабря, в самый Николин день в шесть часов вечера… Теперь она уже дома, в своем родном уголке, среди деток. Как она сейчас счастлива!.. Теперь я один, и не успела уехать Маня, как перемена – с месячного оклада сняли и назначили возчиком лесоматериала. Работа сдельная, с кубометра. Расценки дешевые, не больше рубля в день. С отъездом Мани деньгами издержался, даже влез в долги. А как раз сейчас возчиков снабжают всем необходимым: бельем, одеждой и обувью. Нужно выкупать, а денег нет…

Живу в очень неблагополучном положении, а в особенности в гигиеническом. Живу в бараке на верхних нарах. Людно, грязно, темно и заработок неважный, около одного рубля в день. Продовольствие по заработку, а поэтому питание скудное. В настоящее время есть еще немного картофеля, а то один, один и один хлеб и тот в недостаточном количестве. Из дома что-то давно нет никаких известий. Почему, не знаю. Одно письмо Маня прислала только что по приезде домой. Вожу сейчас лес на станцию Пинюг. Работа не тяжела, но не интересна в оплате труда. Погода сейчас здесь морозная. Морозы выше 30 градусов, но здесь они не так страшны, как у нас, ибо лесно…»

26 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Калининской обл. священник был приговорен к расстрелу.

Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Молитвословия

Тропарь, глас 3:
Ц е́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Николае ,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве, Его́же моли́ усе́рдно, я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния, Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии/ до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 2:
В осхва́лим, ве́рнии, изря́днаго во свяще́нницех и сла́внаго в му́ченицех Николая , Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля, земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние, и́же страда́нием Небе́с дости́же и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Величание:
В елича́ем тя,/ священному́чениче Николае ,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия/ претерпе́л еси́.

МОРКОВИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Морковин Николай Петрович (1889 - 1938), священник, священномученик.

Родился в 1889 году в селе Ильгоши Бежецкий района Тверской области.

Служил священником в селе Вознесение Кашинского района Калининской области.

Арестован в 15 февраля 1938 года в селе Вознесение, 26 февраля осужден тройкой при УНКВД по Калининской обл. за "антисоветскую деятельность", приговорен к расстрелу.

Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Литература и документы

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. С.300.

Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.

Архив УФСБ по Тверской области. Список репрессированных священников Тверской области

Использованные материалы

http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?TYZ...lAnU

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОРКОВИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • ПЕТРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Велько — видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovics) — настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • ПЕТРОВИЧ
    П́ЕТРОВИЧ (Реtrоvici) Эмил (1899-1968), рум. языковед. Тр. по диалектологии, лингв. географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии рум. яз., в области …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Petrovics) ? настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) , румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • СМИРНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Николай Петрович (1886 - после 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября …
  • ПАВСКИЙ ГЕРАСИМ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павский Герасим Петрович (1787 - 1863), протоиерей, выдающийся филолог, востоковед (гебраист и тюрколог) …
  • НИКОЛАЙ (МОРКОВИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Морковин Николай Петрович ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Петрович, царевич, старший сын Петра Великого, от брака его с Евдокией Федоровной Лопухиной. Родился 18 февраля 1690 …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1690-1718) русский царевич, сын Петра I. Безвольный и нерешительный, он стал участником оппозиции реформам Петра I. Бежал за границу, был …
  • ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Петрович , советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, ЦАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., † 26 июня …

Родился 15 мая года в селе Ильгощи Кашинского уезда Тверской губернии (Бежецкого района Тверской области) в семье псаломщика.

В году он окончил Тверскую духовную семинарию и женился на девице Марии. Впоследствии у них родилось шестеро детей.

В том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Петровском Кимрского уезда, затем, уже после революции, он был переведен ко храму в селе Лосево Горицкого района.

В году священник с женой были арестованы по обвинению в отказе "от выполнения... общегосударственных заданий" и в сопротивлении "представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей" и отправлены в ссылку в Вологодскую область.

Отец Николай так описал все происшедшее в письме к брату-священнику:

"Непрерывная и усиленная работа ради насущного хлеба для себя и деток-сирот сильно пошатнула мое былое богатырское здоровье. Но благодарим Господа Бога, что наши страдания и старания поддержать многочисленную семью были не напрасны. Наша защита от холода и голода семьи имела благие последствия, каковые вы увидите из нижеследующих строк сего письма. Экстренная постройка своего небольшого дома 8 на 8 аршин с двором, омшаника и бани, обучение двух старших дочерей Юлии и Нины в городе Кашине в школе 2-й ступени, усиленные налоги и недород хлеба из-за недостатка удобрения от одной только лошади (единственную корову пришлось продать, и два года были при такой многочисленной семье без коровы) привели нас к несостоятельности уплатить большие налоги, что и привело к задолженности государству. Ясно, что за дом было взято и продано все движимое имущество, вплоть до поросенка, единственной живой вещи для питания без коровы. Обнищание заставило взять из школы 2-й ступени сначала старшую дочь Юлию, а затем вторую, Нину, не доучив по году, то есть они прошли восемь групп. И вот в последний год моего жительства на родине я решил посеять побольше льняного семени и им заплатить в недостаток хлеба. Вот это-то семя и было роковым для нас. Оно попало под опись и подлежало по закону изъятию за недоимок, чего мы не предполагали. При этом попала под опись и моя зимняя ватная ряска, единственная надежда дочерей на пальто. Вот эти-то вещи мы с женой и решили не отдавать ради защиты детей.

Я-то определенно шел на это, ибо меня заранее и давно приговорили к аресту. Маня же не предполагала, что с ней так поступят и оторвут ее от шести детей. Но в действительности оказалось не то. На первых порах была картина ужасная, но впоследствии картина изменилась в лучшую сторону. Мой личный трагизм пастырской деятельности и тот материально-социальный лабиринт, какой переживает современный лишенец при многочисленной семье, решился сам по себе. Отсутствие родителей-лишенцев повлияло в лучшую сторону для детей. Старшая дочь Юлия восстанавливается в правах голоса. Все имущество и земля целиком остаются за детьми, и в заключение они причисляются к беднякам. И для меня присутствие жены на первых порах необходимо, как для человека, не бывавшего в жизненных перевертках. И так я и жена попали за неуплату налога и неотдачу описанного имущества. У нас было два суда. Первый суд осудил меня на шесть месяцев ссылки, а Маню на шесть месяцев принудительных работ, а второй меня – на пять лет, а жену – на два года ссылки. Я арестован с первого суда, то есть 1 ноября, а жена со второго суда, когда я сидел в тюрьме города Кашина, где она меня и догнала. Из Кашина до Москвы ехали в одном вагоне. В Москве были четверо суток, а потом ехали на машине до Котласа. В Кашине мы были назначены в разные районы..."

Первое время отец Николай и его супруга находились в разных концах Вологодской области, что угнетало обоих. Опытные люди научили их, как написать начальству, чтобы добиться разрешения отбывать ссылку вместе. Первые хлопоты не увенчались успехом, и отец Николай решил подать заявление начальнику милиции в Великом Устюге о переводе жены к нему и отправился на почту, чтобы купить бумагу и конверты. Когда он вышел с почты, то услышал, что, как ему показалось, как бы во сне кто его кличет: "Коля, Коля". Он обернулся и не поверил глазам – это была его жена Мария. Оказывается, она уже давно искала его и прошла со всеми вещами более ста пятидесяти верст пешком, и вот встретила его на улице.

Из писем о. Николая:

"Мы, я и Маня, живем вместе. Она осуждена на два года, а я на пять лет. За все время моего пребывания на чужбине я прошел следующие специальности: семь месяцев ремонтного рабочего на пути железной дороги, полгода лесорубом, пять месяцев счетовод и второй месяц опять лесоруб. Живем в настоящее время в лесу в предбаннике, в девяти верстах от станции Пинюг. Пилим с Маней двухметровые дрова для углежжения. Зарабатываем рубля два-три в день, продовольствие получаем по 3-й категории, то есть 1 рубль 70 копеек выработки. Выдают кило двести печеного хлеба, круп 120 грамм и сахару 18 грамм... В общем, пока работать можно и кормиться...

По последним письмам известно, что две дочери, Юля и Нина, в школьных работниках, а старший сын Николай, пятнадцати лет, остался дома за хозяина и хозяйку: сам все делает, стряпает и прочее. Интересно, какое правовое положение будет Манино? Домой она отправилась 19 декабря, в самый Николин день в шесть часов вечера... Теперь она уже дома, в своем родном уголке, среди деток. Как она сейчас счастлива!.. Теперь я один, и не успела уехать Маня, как перемена – с месячного оклада сняли и назначили возчиком лесоматериала. Работа сдельная, с кубометра. Расценки дешевые, не больше рубля в день. С отъездом Мани деньгами издержался, даже влез в долги. А как раз сейчас возчиков снабжают всем необходимым: бельем, одеждой и обувью. Нужно выкупать, а денег нет...

Живу в очень неблагополучном положении, а в особенности в гигиеническом. Живу в бараке на верхних нарах. Людно, грязно, темно и заработок неважный, около одного рубля в день. Продовольствие по заработку, а поэтому питание скудное. В настоящее время есть еще немного картофеля, а то один, один и один хлеб и тот в недостаточном количестве. Из дома что-то давно нет никаких известий. Почему, не знаю. Одно письмо Маня прислала только что по приезде домой. Вожу сейчас лес на станцию Пинюг. Работа не тяжела, но не интересна в оплате труда. Погода сейчас здесь морозная. Морозы выше 30 градусов, но здесь они не так страшны, как у нас, ибо лесно..."

По окончании срока ссылки в августе года, отец Николай вернулся в Тверскую область. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в Вознесенский храм в село Вознесенье Кашинского района.

15 февраля года был арестован в селе Вознесенье по обвинению в "антисоветской деятельности", заключен в тюрьму в городе Кашине.

В самый день его ареста был допрошен дежурный свидетель, родом из села Вознесенье, который показал:

"В ноябре 1937 года на территории сельсовета священник организовывал и проводил кружковые нелегальные занятия с активными церковницами женщинами, читал им религиозную литературу, призывал их не ходить на собрания сельсоветов и колхозов по проработке положения о выборах в Верховный Совет. В июле 1936 года при размещении государственного займа среди населения я вызвал в сельсовет попа Морковина и, как председатель сельсовета, предложил ему подписаться на государственный заем. Морковин подписаться отказался и сказал: “Распространяйте его среди колхозников, а я подписывать не буду. Меня и без займа ограбила советская власть, сделала нищим”. Стараясь разъяснить ему неправильность его взглядов, я сказал, что по новой конституции СССР все граждане являются равноправными, а поэтому и вы можете принять участие в подписке на заем. На это Морковин мне ответил: “О равноправии сейчас говорить рано. Советская власть издает законы не для проведения в жизнь, а для обмана населения. Я в вашу конституцию не верю”

Литература

  • Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. С.300.
  • Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
  • Архив УФСБ по Тверской области. Список репрессированных священников Тверской области

Использованные материалы

  • "Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль". Тверь. 2005. С. 298-304
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Радостенъ и свѣтоносенъ праздникъ свѣтлаго Христова воскресенія! Посвященный воепоминанію событія воскресенія Христова, онъ возбуждаетъ самыя свѣтлыя и отрадныя чувства. Эти чувства наполняютъ сердце, когда въ глубокую полночь зажигаются огни на колокольняхъ церквей и послѣ мертваго безмолвія вдругъ раздается благовѣстъ къ пасхальной утрени. «Нѣсколько разъ», говоритъ одинъ изъ ученыхъ изслѣдователей нашей русской жизни, «я прислушивался къ торжественному звону, и всякій разъ мнѣ слышалась новая музыка и новый хоръ ликующихъ голосовъ. Весь мой слухъ превращался въ безконечный міръ побѣдоносныхъ звуковъ, которые, дѣйствуя не на одинъ слухъ, но и на душу, напоминаютъ каждому человѣку, что все соединилось воспѣть Воскресшаго изъ мертвыхъ». Христіанинъ въ лучшей, какая у него есть, одеждѣ радостно спѣшитъ въ церковь, гдѣ прежде всего видитъ плащанищу и слышитъ надгробныя пѣнія, какія еще вчера раздавались... Но вотъ отверзаются царскія врата, и священнослужители въ блестящихъ ризахъ являются вѣстниками всемірной радости. Огни въ церкви дѣлаются свѣтлѣе и ярче, звонъ все чаще и чаще, начинается большое движеніе въ храмѣ и изъ притвора его слышится пѣснь воскресенія: Воскресеніе Твое, Христе Спасе, ангели поютъ на небеси . Земная Церковь спѣшитъ присоединиться къ лику ангельскихъ голосовъ и взываетъ: и насъ на земли стодоби чистымъ сердцемъ Тебе славити .

Съ хоругвями, образами и крестами изъ церкви выходятъ священнослужители, а въ слѣдъ за ними масса со свѣчами въ рукахъ. Эти горящія свѣчи какъ будто напоминаютъ имъ о томъ горячемъ и пламенномъ желаніи видѣть Воскресшаго, которое овладѣло учениками, особенно двумя, при вѣсти о Его воскресеніи. Услышавши, что Христосъ воскресъ, тотчасъ вышелъ Петръ и другой ученикъ, и пошли ко гробу. Они побѣжали оба вмѣстѣ, но другой ученикъ бѣжалъ скорѣе (Іоан. 20, 4). Священная процессія, обошедши вокругъ храма, съ крестами и хоругвями входитъ въ притворъ храма, и тутъ раздается голосъ священнослужителя: Слава святѣй, и единосущнѣй, и животворящей, и нераздѣльнѣй Троицѣ ... Все смолкло, замерло, готовясь услышать радостную пѣснь. И среди глубокой тишины какъ будто съ неба врывается въ сердце каждаго голосъ священнослужителей: Христосъ воскресе , провозглашающій побѣду Христа надъ грѣхомъ и смертію. Послѣ этой всерадостной вѣсти о воскресеніи Христовомъ, всѣ веселыми ногами идутъ въ церковь хвалить Пасху Господню, Пасху вѣчную: Воскресенія день, просвѣтимся людіе, Пасха Господня, Пасха ...... Въ пѣніи пасхальнаго канона и постоянно повторяемой пѣсни: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ - участвуютъ если не голосомъ, то сердцемъ всѣ присутствующіе. Ни безсонная ночь, ни длинная пасхальная утреня никого не утомляютъ. Самый напѣвъ пасхальнаго богослуженія поддерживаетъ бодрственное и радостное настроеніе; а почти постоянное (послѣ каждой пѣсни канона) появленіе священнослужителей въ блестящихъ ризахъ, - которые,обходя съ кажденіемъ всю церковь, взываютъ: Христосъ воскресе, Христосъ воскресе , - могли бы заронить искру радости, кажется, даже въ сердце безбожника. - Въ конецъ утрени Церковь приглашаетъ всѣхъ присутствующихъ къ братскому лобзанію: Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга объимемъ . Сперва священнослужители, а потомъ всѣ присутствующіе спѣшатъ похристосоваться другъ съ другомъ и поднести другъ другу пасхальное яйцо. Обыкновеніе цѣловать другъ друга съ привѣтствіемъ: Христосъ воскресе, ведетъ свое начало, конечно, отъ первыхъ учениковъ и ученицъ Христовыхъ, которые въ первое время по воскресеніи Господа Спасителя привѣтствовали другъ друга вѣстію: Христосъ воскресе , и воистину воскресе , и запечатлѣвали свое привѣтствіе лобзаніемъ святой любви. Обычай дарить другъ друга краснымъ яйцомъ ведетъ свое начало отъ Маріи Магдалины, которая, по преданію, отправясь въ Римъ послѣ воскресенія для проповѣданія, представъ предъ императора Тиверія, поднесла ему красное яйцо, и тутъ же начала свою проповѣдь. Яйцо означало въ этомъ случаѣ, что насталъ для христіанъ новый годъ, и что нощь прейде, а день приближися (Рим.12, 13). Азійскіе и европейскіе народы въ древнія времена имѣли обычай класть яйца на столъ при начатіи новаго года и даритъ ими своихъ благодѣтелей. Для этого раскрашивали яйца цвѣтами, особенно краснымъ. Новый годъ въ прежнее время начинался съ весеннимъ равноденствіемъ. Неудивительно, что христіане, учредивъ празднованіе Пасхи къ этому же времени, ввели и обычай дарить другъ друга красными яйцами. А примѣръ Маріи Магдалины далъ и основаніе такому обычаю. Впослѣдствіи онъ сдѣлался всеобщимъ въ Церкви христіанской, и яйцо послужило изображеніемъ воскресенія Христова и нашего. Изображеніемъ яйца древніе философы объясняли образованіе міра и дѣйствующую силу природы. «Яйцо», говоритъ Плутархъ, «представляетъ Творца всей природы, вседѣйствующаго и все въ себѣ заключающаго». - Родившись отъ птицы, яйцо не остается тѣмъ, чѣмъ родилось. Оно даетъ птичкѣ жизнь, сперва внутри себя, а потомъ производитъ ее на свѣтъ. Іисусъ Христосъ, воставъ отъ мертвыхъ, даруетъ жизнь сперва духу, а по концѣ временъ воскреситъ и наше тѣло. Красное же яйцо мы даримъ другъ другу въ воспоминаніе крови Спасителя, пролитой Имъ за насъ на крестѣ. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, православные по выходѣ изъ церкви спѣшатъ похристосоваться съ усопшими родными, если кладбище близко къ церкви. Для этого берутъ съ собою красныя яйца, и обходя кругомъ могилы, съ привѣтствіемъ: Христосъ воскресъ, Христосъ воскресъ , и поклонившись праху родныхъ, кладутъ яйцо на средину насыпи надъ могилой и закапываютъ, въ надеждѣ, что яйцо дойдетъ до родителей. Другіе, особенно молодые и дѣти,— по выходѣ изъ церкви, спѣшатъ отправиться на ближайшую гору смотрѣть на игру, какъ они думаютъ, солнца. Матушки и бабушки посылаютъ дѣтей своихъ и внучатъ посмотрѣть на это дивное явленіе. Они, конечно, никогда не видятъ его, а между тѣмъ разсказываютъ всѣмъ, какъ солнце вертѣлось по небу, каталось, раскидывало лучи, собирало ихъ и вновь играло ими. Послѣ богослуженія многіе въ городахъ посѣщаютъ тюрьмы и христосуются съ заключенными. Завязавъ въ платокъ красныя яйца съ куличами, заходятъ къ преступникамъ и, христосуясь съ ними, говорятъ: «Христосъ воскресъ и для васъ». Посѣщаютъ также монастыри и благотворительныя заведенія. - Государи обыкновенно объявляли свободу менѣе важнымъ преступнпкамъ. Во многихъ мѣстностяхъ послѣ обѣдни выпускаютъ на волю птичекъ, которыхъ нарочно скупали для этой цѣли наканунѣ. Слѣдующіе дни посвящаются, какъ и первый, слушанію пасхальныхъ пѣсней, поздравленіямъ, играмъ и посѣщенію могилъ близкихъ родныхъ. - Въ Бѣлоруссіи на могилахъ родныхъ катаютъ красныя яйца, которыя отдаютъ потомъ нищимъ; въ другихъ мѣстахъ устраиваютъ тамъ поминки, большею частію въ субботу Пасхи или въ понедѣльникъ и вторникъ второй Ѳоминой недѣли.

Весьма интересно празднованіе Пасхи нашими древне-русскими царями. При исполненіи обрядовъ и церемоній праздника Пасхи они являлись полными представителями и выразителями религіозно-церковнаго обрядоваго сознанія русскаго человѣка, такъ что по нимъ можно воспроизвести полный типъ древне-русскаго человѣка въ его отношеніяхъ къ этому празднику. - Самое раннее утро заставало царя въ его комнатѣ наверху, гдѣ онъ сидѣлъ въ креслахъ, въ становомъ шелковомъ кафтанѣ. Бояре, окольничіе и всѣ другіе сановники и служилые люди должны были явиться во дворецъ и сопровождать его къ утрени и потомъ къ обѣдни. Каждый изъ входившихъ въ комнату, увидѣвъ пресвѣтлые очи государя, билъ челомъ, т. е. кланялся предъ нимъ въ землю, и, отдавъ челобитье, возвращался на свое мѣсто. - Не всѣ однакожь придворные удостоивались милости видѣть пресвѣтлыя очи государя въ комнатѣ. Туда въ это время имѣли свободный входъ, кромѣ ближнихъ или комнатныхъ, бояре и окольничіе, «некомнатные», думные дворяне, думные дьяки. Чиновники меньшихъ разрядовъ допускались по особенному соизволенію царя но выбору и впускались по списку по два человѣка. Стольники съ головы, т. е., начиная со старшаго по служебному списку, государевы очи видѣли и били челомъ ужѣ на выходѣ, въ сѣняхъ предъ переднею (въ нынѣшней трапезной). Всѣ младшіе стольники и стряпчіе, которые были въ золотныхъ кафтанахъ, били челомъ государю предъ сѣньми, на золотомъ крыльцѣ и на площади, что предъ церковью всемилостиваго Спаса (что за золотою рѣшеткою); а у которыхъ золотыхъ кафтановъ не было, тѣ дожидались царскаго выхода на постельномъ и на красномъ крыльцѣ. Окруженный такимъ образомъ всѣмъ служилымъ сословіемъ, какъ отецъ своимъ семействомъ, государь входилъ въ церковь. Обязанность всѣмъ чинамъ молиться въ этотъ день во дворцѣ была такъ велика, что неисполненіе ея вело къ обвиненію. Въ числѣ обвиненій на князя Хворостинина было и то, что онъ «къ государю на праздникъ свѣтлаго Христова воскресенія не поѣхалъ и къ заутрени и къ обѣдни не пошелъ». Обвиненіе это, конечно, само по себѣ небольшое, но оно важно было въ томъ отношеніи, что указывало въ нарушителѣ приказанія не ослушника только царской воли, но и лице, измѣнившее вѣковому преданію, которое на всякаго младшаго члена семьи налагало обязанность предъ уходомъ къ великоденской утрени явиться въ домъ къ старшему члену семьи и вмѣстѣ съ нимъ идти въ храмъ. Обычай этотъ и до сихъ поръ сохраняется во многихъ мѣстахъ Россіи, особенно на сѣверѣ; на югѣ также, кажется, существуетъ подобное обыкновеніе; по крайней мѣрѣ здѣсь обычай налагаетъ на младшихъ членовъ семьи обязанность явиться къ старшему въ сочельникъ праздника и оставаться тамъ на ночь, чтобы на другой день вмѣстѣ отправиться къ пасхальной утрени. - Собирая такимъ образомъ къ себѣ всѣхъ придворныхъ, государь въ этомъ случаѣ соблюдалъ только укоренившійся народный обычай, въ силу котораго старшій членъ или отецъ семьи являлся въ церковь въ сопровожденіи всего семейства. - При входѣ въ церковь безъ всякой встрѣчи со стороны власти церковной, онъ прямо отправлялся на свое царское мѣсто, за тѣмъ съ процессіональною свѣчею наравнѣ съ другими членами Церкви обходилъ вокругъ храма, слушалъ въ притворѣ начало утрени, становился на свое царское мѣсто внѣшнихъ знаковъ царскаго достоинства. Въ концѣ утрени онъ подходилъ къ патріарху и вышедшимъ изъ алтаря духовнымъ властямъ, христосовался и, цѣлуясь, дарилъ каждаго яйцами (большею частію тремя-крашенными и писанными). Тоже самое дѣлалъ и съ придворными, находившимися въ церкви. - Отъ заутрени изъ Успенскаго собора онъ шествовалъ прежде въ соборъ Архангельскій, гдѣ, соблюдая древній обычай, прикладывался къ иконамъ и св. мощамъ, и христосовался съ родителями, т. е. поклонялся ихъ праху; за тѣмъ - въ Благовѣщенскій соборъ, въ которомъ только прикладывался къ св. иконамъ; въ это же время большею частію посѣщалъ Вознесенскій (женскій) монастырь, гдѣ также, какъ въ Архангельскомъ, поклонялся праху родителей, т. е. сродниковъ и предковъ, и - въ Чудовъ. Вездѣ онъ христосовался съ духовенствомъ и дарилъ яйцами. - Вошедши въ верхъ и въ столовую или переднюю, онъ жаловалъ къ рукѣ и яйцами бояръ и сановниковъ, оставшихся для береженья дворца. За тѣмъ въ золотой, а иногда и въ столовой, онъ принималъ патріарха и властей, приходившихъ славить Христа, и выходилъ имъ на встрѣчу въ сѣни. Приходъ патріарха и властей къ государю былъ дѣломъ религіознаго обычая, по которому духовныя лица должны были приходить въ домы къ своимъ прихожанамъ съ крестомъ славить Христа. Домъ царей въ настоящемъ случаѣ являлся первымъ такимъ домомъ. И при пріемѣ властей государь также слѣдовалъ народному обычаю встрѣчать въ сѣняхъ своихъ пастырей, приходившихъ къ нимъ съ крестомъ для славленія. Такъ при исполненіи даже незначительныхъ частностей обряда вездѣ встрѣчаемъ въ государѣ живой типъ обычаевъ русскаго народа. Послѣ заутрени же онъ часто посѣщалъ тюрьмы и, христосуясь съ заключенными, говорилъ: Христосъ воскресъ и для васъ, посѣщалъ въ теченіе всей святой недѣли городскіе и загородные монастыри московскіе, больницы и богадѣльни, и вездѣ жаловалъ всѣхъ къ рукѣ, и раздавалъ пасхальныя яйца и милостыню. Послѣ обѣда каждаго пасхальнаго дня принималъ у себя всѣхъ служилыхъ, дворовыхъ и всякихъ чиновъ людей и одѣлялъ красными яйцами, такъ что на роздачу всѣхъ крашенныхъ яицъ выходило до 37.000. Во вторникъ, а болѣе всего въ среду, онъ принималъ у себя патріарха и властей, приходившихъ съ приносомъ , или съ дары. Патріархъ обыкновенно благословлялъ государя образомъ и золотымъ крестомъ, нерѣдко со святыми мощами, и дарилъ ему и царской семьѣ нѣкоторыя цѣнныя вещи. Этотъ приносъ распространялся на все высшее духовенство, на всѣ монастыри и всѣ сословія неслужилыя (нечиновныя): онъ былъ всегдашнею, освященною обычаемъ, данью царю. Монахи Сергіевской лавры обыкновенно подносили иконы, крестики вырѣзные и яйца точеныя и крашенныя; иконописцы и художники иконы и картины и пр. Царица въ первый день посылала отъ себя и отъ царевенъ патріарху и другимъ духовнымъ лицамъ перепечи (маленькіе хлѣбцы), число которыхъ иногда простиралось до 100. Во всѣхъ почти сѣверныхъ губерніяхъ и по настоящее время существуетъ обычай печенія перепечей , которыя въ количествѣ трехъ, четырехъ и пяти, сообразно съ численностію семьи, раздаются священнослужителямъ при ихъ приходѣ со славленьемъ. Такъ много имѣлъ и имѣетъ особенностей радостный праздникъ воскресенія Христова!...