«Осень» А.Пушкина: внимательное чтение. Осень (полное стихотворение)

  • 30.09.2019

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

Пушкин не раз повторял, что осень - его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые неожиданные слова для воплощения видений ваших, когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли» («Египетские ночи»).

Чем же так дорога осень поэту?

Пушкин в стихотворении «Осень» так говорит о своём отношении к этому времени года:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…

В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

(«Осень», 1833)

Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это любовное восприятие её человеком, который действительно любит и умеет подметить поэтические черты осени. Недаром французский писатель Проспер Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

Немало описаний осенней природы мы встречаем в романе «Евгений Онегин». Знакомый с детства отрывок «Уж небо осенью дышало» знакомит нас с поздней осенью в деревне. В этом отрывке есть и путник, мчащийся во весь дух на коне, испугавшись волка, и пастух, отработавший в летнюю страду, и деревенская девушка, поющая за прялкой, и мальчишки, катающиеся на коньках по замёрзшей речке.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Глава IV, строфа XL)

Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.

…Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…

(Глава VII, строфа XXIX)

Действительно, осенью А.С.Пушкин испытывал необычайный прилив сил. Необыкновенным подъёмом и размахом творческого гения поэта ознаменовалась Болдинская осень 1830 года. В истории всей мировой литературы невозможно привести другой пример, когда за три месяца писатель создал бы такое количество прекрасных произведений. В эту знаменитую «болдинскую осень» Пушкин закончил VIII и IX главы романа «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», четыре «маленьких трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Историю села Горюхино», «Сказку о попе и работнике его Балде» около 30 стихотворений (в том числе такие, как «Бесы», «Элегия», «Шалость», «Моя родословная»), несколько критических статей и заметок. Произведения одной «болдинской осени» могли бы увековечить имя поэта.

Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. И эти посещения оставили заметный след в его творчестве. Но знаменитая «болдинская осень» 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта.

Представляю на ваш суд мою декламацию полной версии
отрывка "Осень"
Александра Сергеевича Пушкина.
Приятного прослушивания...
Дмитрий Экс-Промт



Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.


Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!


Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.


Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.


Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.


Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.


Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.


Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.


И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.


И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.


Плывет.
Куда ж нам плыть?. . . . .

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Державин.

I

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть?
........................................................
........................................................

октябрь–ноябрь 1833

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

У каждого поэта есть стихи, посвященные природе. Ведь тонкое, душевное восприятие мира, способность к рефлексии, возможность воплощать пережитые эмоции в рифмованных строках, отличают поэта от других людей.

Каждое время года прекрасно по-своему. Весна – нежная пора, когда расцветает, обновляется все живое. Лето всегда ассоциируется с радостью, счастьем, сочной зеленью, купанием в водоемах, долгими прогулками. Зима – это искристый снег, морозное солнце, румяные лица, катание на коньках, лыжах, санках; посиделки у камина, глинтвейн, и, конечно, новогодние праздники. А осень – самое таинственное, нарядное, романтичное, торжественное время года. У каждого человека свой самый любимый сезон.

Пушкин любил посвящать свои стихи временам года, особенно осени и зиме. Осень – его любимое время года, самый продуктивный, творческий период. Поэма была написана в 1833 году во время его второй осени в селе Болдино, столь же плодотворной, как и первая. Период творческого пика – он написал большое количество своих известных произведений именно здесь. После прочтения стихов о Болдинской осени, становится понятно, что это не просто изображение красоты погоды, а внутренняя жизнь Пушкина, выраженная через любовь, свободу, патриотизм, целую картину жизни.

«Осень» – легендарное произведение великого человека. Лучшее из отечественной пейзажной лирики. Никто так тонко, искренне, ярко, душевно не смог выразить свою любовь к этому времени года, как Александр Сергеевич. У прозаика, драматурга много произведений о природе. Он ценил морозную, сухую, веселою зиму. Нередко восхищался ранней весной. Летнее его творчество чаще уносит читателя на Кавказ, к теплому морю, высоким, величественным горным громадам. Читая стихи, слышишь плеск волн, крики чаек, чувствуешь запахи южных растений, восхищаешься местным великолепием. Но в этом произведении, автор проводит анализ всех сезонов, выбирая лучший для себя.

Весну Александр Сергеевич не любит за грязь, вонь, слякоть. Перемены в атмосфере, сырость, скачки атмосферного давления многие люди переносят плохо. Наш герой пишет о том, что весной он «болен». Пушкин мог любить лето, но не выносит жары, зноя, мух и других навязчивых насекомых. К зиме он более благосклонен. Герой ценит зимние забавы: веселое катание на коньках, романтические прогулки в санях вместе с возлюбленной, рождественские праздники. Но все должно быть в меру, поэтому нельзя долго «киснуть» взаперти. А в трескучий мороз долго гулять не получается. Читателя тонко подводят к выводу об идеальном времени. Писателю полезен «русский холод». Поэтому его любовь – это поздняя осень, с которой он расцветает. Много работает, приходит долгожданное вдохновение: «пальцы просятся к перу», а перо стремится к бумаге.

Первые четыре строфы описывают сравнение весны, лета и зимы, а также отражение жизни. Как проходит сезон, так проходит жизнь в периоде. И только начиная с 5-й строфы мы видим осень в ее полном описании, которая навсегда останется горячо любимой: время меланхолии, которое радует глаз и сердце поэта. Тон стихотворения очень эмоциональный, убедительный. Описание осени начинается с яркой антитезы: «Унылая пора! Очей очарованье!» Недостаток оборачивается достоинством.

Пушкин любил рассказывать о своей любви к межсезонью. Он любовался золотым алым нарядом леса, прощальной красотой. Пушкин понимает, что мало кто любит позднюю осень, так, как он сам. Поэтому сравнивает это время с нелюбимым ребенком в семье сезонов. А красоту с очарованием чахоточной девушки, которая скоро умрет. Когда-то Ф. М. Достоевский в повести «Белые ночи» сравнил с такой девицей петербургскую весну. Природная красота Санкт-Петербурга мимолетна, оттого особенно хороша.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, жанру пейзажной лирики. Написано в форме обращения к читателю, своеобразной беседы с ним. Александр Сергеевич, выбирая стихотворный размер для произведения, останавливается на ямбе. Он помогает дополнить глубокую картину, добиться размеренного, приятного чтения.

Роль лирического героя исполняет рассказчик. Мы окунаемся в его мысли, чувства, переживания, воспоминания, видим происходящее его глазами. Вторым персонажем становится осень. Она полноценный участник процесса, занимает центральное место повествования.

Подкупает и умиляет доверительная манера Пушкина обращаться к своим слушателям: «добрый читатель», «скажите честно», «извините за этот ужасный прозаизм» – что помогает лучше понять его. Читатель, в свою очередь, пытается услышать, оценить, прочувствовать любовь поэта к: «тихой красоте», «сладкой тишине». Не хочется спорить, потому, что его эмоции так искренни и чисты. Непроизвольно вы ловите себя на мысли, что осень, вероятно, самый идеальный период года. Вот как Пушкин умеет писать! Это даже больше, чем просто его мысли – это заставляет вас вступить в свободный, легкий разговор между автором и читателем.

Пушкинская осень – это символ красоты и любви к природе русской души. Поэт заставляет задуматься, оценить это время года, почувствовать его красоту, шарм, особую прелесть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

I
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII
Плывет. Куда ж нам плыть?

Давайте послушаем, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень» в фильме «Вновь я посетил…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Произведение является ярким классическим примером пейзажной лирики, которая сочетается с философским раздумьем автора. В нем изумительно переданы изображения осенних картин природы, крестьянской жизни, личных переживаний поэта, особенности его творчества. Сквозь изображение природы родной стороны проглядывают экзистенциальные переживания автора.

Когда написано и кому посвящено

Стихотворение – один из плодов так называемой «болдинской осени» в творчестве А.С. Пушкина, периода наиболее богатых образно и знаменитых его произведений. Написана «Осень» была во время пребывания Александра Сергеевича в Болдино в 1833 году, когда на свет появились и известные «Повести Белкина». Посвящено стихотворение любимому времени года поэта и его лирическим исканиям.

Композиция, размер и жанр

Произведение «Осень» имеет четкую композицию, деление на 12 строф, объединенных общей темой, но посвященных разным ее вариациям. Такая структура роднит знаменитое произведение Пушкина с большими музыкальными формами, объединяющими вариации на одну тему в гармоничные циклы.

Первая строфа посвящена изображению октябрьских картин природы, созданному автором с особой любовью. Любование красотой увядания – в каждом образе: в последних листах, падающих с деревьев рощи, в промерзшей дороге, в усталом охотнике и лае его собак.

Вторая строфа является откровенным признанием поэта в любви к осенней поре, ее преимуществу по сравнению с другими сезонами. Противопоставление осени другим порам года продолжается и в третьей, и в четвертой строфе. Строки наполнены яркими картинами зимних забав, весенней капели, иссушающего лета.

Пятую строфу поэт посвящает поздней осени, которая особенно мила ему, несмотря на то, что бранима большинством людей. Описание тихой красоты любимого времени года продолжается до девятой строфы.

Автор делится откровениями с читателем, рисуя при помощи тропов прекрасный девичий портрет осени, рассказывая о любимом времяпровождении верхом в полях, красивом разноцветном увядании листвы. Автор признает, что любит русский холод, от которого закипает кровь, приятный перепад между подмерзающим воздухом в полях и теплым уютом домашнего камина. Постепенно Пушкин сосредотачивается на своих переживаниях и мыслях.

Десятая и одиннадцатая строфа посвящены откровению поэта о его лирических переживаниях и рождении поэзии. Пушкин приоткрывает «святая святых» читателю, давая понять особенности рождения поэтических строк. Вдохновленный скромной красотой поздней осени, Александр Сергеевич делится мыслями с читателем в откровенном диалоге, рассказывая, как яркие образы и мысли превращаются в талантливые строки.

Последняя двенадцатая строфа является уникальной концовкой, оставляющей финальную мысль на суд читателя. В ней заключен лишь вопрос «Куда ж нам плыть?», ответ на который Пушкин предоставляет право решать читателю самому.

Произведение считается по жанру написания отрывком, за свою нечеткую концовку. Также «Осень» относится к жанру пейзажной лирики с элементами философской экзистенциальной медитации. Можно считать стихотворение обращением, потому что автор ведет откровенный диалог с читателем. И главная художественная цель отрывка – сквозь атмосферные картины природы привести читателя к творческому откровению автора.

Написано произведение шестистопным ямбом, который придает размеренный темп повествованию, присущий осенней медлительности.

Образы и тропы

Главные образы стихотворения – осенняя пора и другие времена года, а также образ лирического героя с его живыми мыслями и поэтическими строками.

Для изображения красоты осени автор использует яркие метафоры: «в багрец и золото одетые леса», «чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева», «знакомцы давние, плоды мечты моей». Не менее примечательны авторские эпитеты: «могильное дыханье», «рифмы легкие», «унылая пора».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.