Презентация на тему "крестовые походы". Полумесяц на православном кресте: объяснение символа

  • 20.09.2019

Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

Первые завоевания османов в Европе

Поражение Сербии в битве на Косовом поле

Поражение крестоносцев под Никополем

Конец XIV в.

Захват османами Болгарского царства

Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

Поражение крестоносцев под Варной

Падение Константинополя

4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

Польский историк Ян Длугош

Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

Тема урока: «Полумесяц против креста »

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии.

2. Возникновение Османской державы.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы? Византия возродилась как государство в 1261 году, но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

Усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. В то же время на востоке усиливались турки-османы.

2. Возникновение Османской державы. В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – янычарами (от турецких слов «ени чери» — новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 году разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

Почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Противоречия между его врагами. Очень хорошо продуманной организации армии и государства.

Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.) В 1396 году папа провозгласил крестовый поход на турок.

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 году разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния. Василевсы пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

Помогло или помешало Византии заключение унии? Уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам.

Да и кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Византия и не могла получить значительной помощи.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии». Султан Мехмед II Завоеватель, только вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150 000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска.

Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

Давайте почитаем отрывки из воспоминаний современников.

У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Как вы думаете, что это значит? Многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль.

Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

Христианская символика - богатая пища для размышлений и домыслов и в наше время. Немногие христиане, на самом деле, с полной уверенностью могут сказать, что означает тот или иной символ. Так обстоят обстоятельства и с изображением полумесяца на православном кресте.

Что означает полумесяц на православном кресте

Символика луны, а если быть точнее, - полумесяца непростая, с ней связано появление многих легенд и сказаний. Конечно, обладая знаниями о лунной символике, может возникнуть замешательство - что означает полумесяц на кресте православных христиан.

Полумесяц на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника

Дело в том, что изучая христианский крест подетально, современные ученые пришли к выводу, что, скорее всего, на кресте изображен не полумесяц, а таким образом был передан знак якоря, как символа твердой, непоколебимой веры.

Подтверждение этой мысли можно встретить в Священном Писании, в Послании к Евреям, где о христианской надежде говорится как о крепком якоре в мире, где бушуют страсти.

Немного истории

Обращаясь к истории, стоит вспомнить, что в Византии символика полумесяца была связана исключительно только с властью царя и имела скорее политические корни, нежели духовные.

Известно, что многим позже мусульманами был заимствован полумесяц, к которому был прибавлен знак звезды, ставшие символами мусульманской веры.

Значение полумесяца на кресте

В христианской традиции существуют и иные трактовки полумесяца на кресте, некоторые из них не имеют ни научного, ни исторического обоснования, что не лишает их права на существование.

Среди таких обозначений можно выделить следующие:

  • колыбель младенца Иисуса;
  • чаша для евхаристии;
  • крестильная купель.

Неправдивое значение

Среди множества трактовок полумесяца существует ложная, крайне не толерантная версия, гласящая, что наличие полумесяца на кресте свидетельствует о привилегированном положении христианства над мусульманством.

Полумесяц как символ в православной вере появился задолго до распространения ислама

Такое неправдивое значение не только вносит разлад среди людей, исповедующих разные веры, но и противоречит христианским убеждениям в целом.

Различие крестов в православной вере

Разновидностей крестов в христианстве довольно много.

Общепринятым считается отличие католического и православного крестов, первый из которых имеет четырехконечное изображение, у второго чаще их восемь.

Среди основных отличий православного креста можно выделить такие:

  • 3 поперечные линии;
  • концы креста оформлены в полукруг;
  • наличие полумесяца вместо самой нижней линии;
  • ноги Христа распяты 2 гвоздями.

Полумесяц в основании православного креста

По одной из версий полумесяц у основания православного креста символизирует корабль, управляемый Иисусом Христом. И сам крест является в таком случае парусом.

Аллегорически значение данного символа становится таким: Церковь Христова под парусом веры плывет в царствие божие.

Внимание! У этой версии есть и еще одно подтверждение - некоторые церкви по типу застройки архитектурно напоминают фрегат.

Что значит полумесяц в основании креста на куполах

Взятое из Византии значение полумесяца как символа царской власти перешло из политики и область религии.

Дмитриевский собор во Владимире имеет полумесяц в основании креста

Для верующего человека во все времена Царем являлся Бог. По этой причине храмы приобрели особый вид куполов с полумесяцем в основании, что служило как бы напоминанием людям о том, кто является Царем этого дома. Позже этот знак стали использовать в убранстве икон Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.

Крест с четырьмя окончаниями и полумесяцем внизу, концы которого приподняты кверху, принадлежит древним видам христианского креста. По одной из версий, в то время элементы языческой веры еще оставались в сознании народа и потому этот элемент, равно как и славянская свастика (коловрат) часто присутствовали в элементах креста.

Важно! Современная трактовка духовников отрицает данные факты и ссылается на то, что крест с полукружием в основании символизирует якорь веры, что соответствует представлениям о церкви, как о корабле.

Происхождение полумесяца

Полумесяц, равно как и солнце - древние астрономические символы, довольно глубоко связанные с первыми религиозными воззрениями.

Для многих людей изображение полумесяца связано исключительно с мусульманской религией.

На самом деле, все эти символы (и сам крест, и полумесяц) существовали задолго до появления основных религиозных систем. В язычестве, предшествующем славянству, знак креста символизировал почитаемое особо солнце, иносказательно это значение перешло в христианство, где крест называют «солнце истины», отождествляя, тем не менее, с данным символом главным образом спасение. Соответственно, полумесяц в таком случае приобретает значение, связанное с победой света (солнце) над тьмой (луна).

Следовательно, можно говорить о сакральных парных символах, раскрывающих свои значения только находясь в одном предмете.

Что означает полумесяц на куполах многих храмов в основании креста?

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 10

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из речи папы римского Урбана II на Клермонском соборе 1095 года

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе<...> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Есть ли в тексте фразы, которые говорят об освободительных целях крестоносцев?

О захватнических целях?

Слайд 3

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Подпиши названия цивилизаций под их символами. Укажи (номерами) принадлежность достижения.

    1. _____________________

    2._____________________

    Слайд 5

    • Необходимый уровень.С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
    • Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
  • Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. «Освободить Гроб Господень!»

    2. Крест против полумесяца!

    3. Финал Крестовых походов

    Слайд 7

    «ОСВОБОДИТЬ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ!»

    Повышенный уровень. Используя карту и текст учебника, заполни таблицу «Крестовые походы».

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Какие причины, на твой взгляд, побуждали европейцев идти в Крестовые походы?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 9

    КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА!

    Повышенный уровень. Проанализируй высказывания крестоносцев и арабов (с.128), объясни, чем они могли быть вызваны.

    • Рыцарь-тамплиер (слева) и рыцарь-госпитальер (справа)
    • Войско Саладина
  • Слайд 10

    • Как ты думаешь, почему первым крестоносцам удалось достичь своих целей?
    • На твой взгляд, какие христианские заповеди нарушали сами крестоносцы?
  • Слайд 11

    ФИНАЛ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

    Максимальный уровень. Какие причины, на твой взгляд, не позволили крестоносцам удержать за собой Святую землю?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 12

    Сравни результаты Первого и Четвёртого крестовых походов.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    История средних веков. Урок для 6-х классов.

    Тема: Крестовые походы.

    1095 г. призыв папы римского Урбана II к крестовому походу против «неверных» в городе Клермоне.

    « Иерусалим-это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Её прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил её своими деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у своих врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он… жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку… Вступайте же на этот путь во искупление своих грехов …»

    «Так хочет Бог!»

    « Участники 4 крестового похода в 1204 году « Освободители Гроба Господнего» штурмом овладели византийской столицей. Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но это не смягчило души латинян. Ворвавшись в христианский Константинополь они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О, ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом ходили опозоренные, почтенные старцы плачущими, богатые-нищими. Таким-то образом… беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому не малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что- ни будь!.. Неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных и в посмеяниях над римскими обычаями… каждый день они пьянствовали и объедались.

    Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему?

    Кластер. Участники походов Цели участников Результаты крестовых походов. Причины крестовых походов Маршруты крестовых походов

    Крестовые походы. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. Папа римский, духовенство купцы Рыцари, короли простолюдины Закрепить главенствующее положение христианской церкви. Избавление от беспокойных рыцарей в Европе. Итог: создание монашеско -рыцарских орденов. Разбогатеть за счет дорогих восточных товаров. Итог: активизация торговли с Востоком. Мечтали о новых земельных владениях, о богатстве и славе. Завоевания новых городов и стран. Итог: в 1099 г захватили Иерусалим, основали крепости. В 1291 г мусульмане вытеснили христиан из Палестины Итог: многие погибли, попали в рабство, едва добравшись до малой Азии. Желание избавиться от бедности и поборов сеньоров. Начать новую жизнь.

    Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему? Не может благородная цель быть достигнутой бесчестными методами.

    Текст с ошибками. В 1096 г. Папа римский Климент II призвал всех христиан отправиться в Палестину для освобождения святынь. Первыми в поход отправились рыцари. Тысячи людей погибли, тысячи были проданы в рабство.Затем в крестовый поход отправились бедняки, которые в 1099 г.взяли г.Иерусалим. В 1187 г. египетский султан Мехмет -ад-Дин отвоевал Иерусалимское королевство.