Употребление собирательных числительных. Трудности в использовании собирательных числительных заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Русский язык. Употребление собирательных числительных в речи С какими именами существит

  • 06.02.2024

Собирательные числительные употребляются реже, чем соот­ветствующие количественные числительные. Собирательные чис­лительные употребляются только в сочетании со следующими словами:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое учеников, четверо студентов, пятеро рабочих.

А также с существительными дети и люди: трое людей, четверо детей.

В этих случаях, наравне с собирательными, возможно упот­ребление и количественных числительных: два мальчика, пять рабочих, три человека, четыре ребёнка.

С существительными, обозначающими лиц женского пола, употребляются только количественные числительные: две девочки, три ученицы, четыре студентки, пять работниц.

2.С местоимениями чаще в том случае, если речь идёт о лицах
мужского пола:

Их было пятеро.

Не было вас двоих.

Пришли все четверо.

3. Самостоятельно, без местоимений и существительных:

Трое стояли на углу.

Он работает за двоих.

Семеро одного не ждут. (Посл.)

В таких случаях речь может идти и о мужчинах и женщинах:

Шли трое: двое мужчин и женщина.

4. С существительными, обозначающими детёнышей животных: двое котят, четверо щенят, семеро козлят.

С остальными названиями животных употребляются только количественные числительные: две кошки, два кота.

5. С существительными, не имеющими единственного числа: двое ножниц, трое суток, четверо саней.

С этими существительными употребляются обычно числитель­ные двое, трое, четверо только в именительном и винительном падежах (Он прожил здесь четверо суток. Он купил трое нож­ниц). В остальных падежах употребляются количественные числи­тельные:

Он прожил здесь около четырёх суток.

Они приехали на трёх санях.

6. С названиями парных предметов: двое рук (значит: две пары рук), трое лыж (значит: три пары лыж).

Существительные с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро и т.д., стоящими в именительном и сходном с ним винительном падежах, стоят в родительном падеже мно­жественного числа: трое детей, пятеро детей. Личные местоимения с числительными могут стоять в именительном падеже (Только мы двое остались здесь. Мы трое были на собрании) и в родительном {Нас осталось только двое. Нас было на соб­рании трое).

К собирательным числительным относятся также слова оба и обе {оба брата, обе сестры). После этих числительных, стоящих в именительном или сходном с ним винительном падежах, существительные ставятся в родительном падеже единственного

Числительные оба, обе употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода: оба дома, оба брата, обе руки, обе сестры, оба окна.



Склонение числительных оба, обе

Упражнение 15. Прочитайте предложения. Укажите собирательные числительные,существительные или местоимения, с которыми связаны чис­лительные, и надеж числительных.

1. Мост был готов, и армия спокойно переправилась в трое суток. (П.) 2.На кухне стряпали в трое рук, как будто на де­сятерых.(Гонч.) 3. Семеро одного не ждут. (Посл.) 4.Они оба работали на заводе. 5.Волчата, все трое, крепко спали.(Чех,) 6.У меня были заняты обе руки. 7. Полчаса спустя они все трое шли по берегу Москвы-реки.(Тург.) 8.С обеих сторон улицы тянулись каменные ограды садов.(Тург.) 9.Впереди по дороге показались люди. Они шли навстречу Леонтьеву. Он оста­новился, пригляделся. Шли двое: мужчина и женщина. (Пауст.)

Упражнение 16. Просклоняйте (устно) сочетания собирательных чис­лительных с существительными и напишите но одному предложению с каж­дымсочетанием в любом падеже.

Четверо друзей; трое братьев; двое суток; все семеро; трое больных;двое врачей; оба пациента; обе подруги.

Порядковые числительные

первый второй третий четвёртый пятый шестой седьмой восьмой девятый одиннадцатый двенадцатый тринадцатый четырнадцатый пятнадцатый шестнадцатый семнадцатый восемнадцатый девятнадцатый десятый двадцатый тридцатый сороковой пятидесятый шестидесятый семидесятый восьмидесятый девяностый сотый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый


1. Порядковые числительные образуются от основы родительного падежа соответствующих количественных числительных. При этом отбрасывается окончание родительного падежа или и при­бавляются окончания прилагательных:

пятый – пят-ый, пят-ая, пят-ое, пят-ые

пятидесят-и – пятидесят-ый, -ая, -ое, -ые

девяност-а – девяност-ый, -ая, -ое, -ые

2. Особо образуются числительные: первый, -ая, -ое, -ые; второй, -ая, ое, ые; третий, -ья, -ье, -ьи; четвёртый, -ая, -ое, -ые; седьмой, -ая, -ое, -ые; сороковой, -ая, -ое, ые.

3. От слов тысяча, миллион, миллиард порядковые числи­тельные образуются при помощи суффикса -н- и окончаний прилагательных: тысячный, миллионный, миллиардный.

4. При образовании порядковых числительных от составных количественных числительных только последнее слово принимает форму порядкового числительного: двадцать пятый, двести сорок восьмой.

5. Порядковые числительные обычно употребляются вместе с существительными. Они всегда согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и па­дежам, как прилагательные: первый экзамен, первая лекция, первое занятие, первые занятия, первого экзамена, первой лекции и т. д.

6. Числительное третий при склонении имеет перед окон­чаниями ь: третьего, третьему, третьим, о третьем (так же, как местоимение чей).

7. При склонении составных порядковых числительных изме­няется только их последняя часть:

Я читаю двести сорок восьмую страницу.

Он живет в пятьдесят второй квартире.

8. При обозначении времени порядковые числительные упо­требляются в следующих случаях:

для обозначения времени часами и минутами:

Сейчас десять минут четвёртого (т. е. сейчас три часа десять минут);

для обозначения времени числом и месяцем:

Занятия начались первого сентября; для обозначения времени года:

Я приехал в Туркестан в двух тысяча седьмом году.

Упражнение 17. Спишите, заменял цифры словами (порядковыми числительными).

1. Я учусь на 1 курсе. 2. Мой младший брат учится в 3-м классе. 3. Наши места в 10 ряду. 4. Я живу на 6 этаже в 34 квартире. 5. Лифт поднял пас с 3 этажа на 8 этаж. 6. Мы спусти­лись на лифте с 12 этажа на 4 этаж. 7. Лекция будет в 5 ауди­тории. 8. Из 32 аудитории вышли студенты. 9. Мы сидели в театре в 3 ложе.

Упражнение 18. Прочитайте предложения. Укажите порядковые чис­лительные.

1.Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. 2.Московский университет был основан в середине XVIII века, в 1755 году. 3.Город Петербург (ныне Санкт-Петербург) был основан в 1703 году. 4.Отечественная война русского народа против На­полеона I была в 1812 году. 5.В 1905 году в России произошла первая буржуазно-демократическая революция. 6.В 1917 году рабо­чие и крестьяне России свергли власть помещиков и капиталистов и взяли власть в свои руки.

Упражнение 19. Замените сочетания слов, обозначающие время, дру­гими сочетаниями слов, обозначающими то же самое время. Цифры пишите словами.

Образец: 1. Я вышел из дома в 8 часов 15 минут.

Я вышел из дома в пятнадцать минут девятого.

2. Я пришел в институт в 8 часов 45 минут. Я пришел в институт без пятнадцати минут девять.

1. Мы встретимся у театра в 7 часов 20 минут. 2. Сейчас 11 часов 5 минут. 3. Поезд отправляется в 12 часов 6 минут. "4. Киносеанс начнётся в 3 часа 15 минут. 5. Магазин закрыва­ется в 7 часов 45 минут. 6. В 9 часов 50 минут по радио будет передаваться концерт.

Правописание числительных

Согласование имен существительных с числительными

1. Собирательные числительные ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО употребляются

а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола(четверо учеников;)

б) с существительными ДЕТИ, РЕБЯТА, ЛЮДИ (двое детей);

в) с существительными, называющими детенышей животных (трое котят);

г) с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц);

д) с личными местоимениями (нас трое, их было пятеро).

2.при предлоге ПО числительные 2,3,4,200,300,400 употребляются с Вин.падежом (по две книги, по три карандаша), остальные с дательным падежом (по одному карандашу).

3. Числительные полтора, полтораста согласуются в косвенных падежах, кроме винительного падежа с существительным (нет полутора дней, в в полутора днях; нет полутораста томов, к полутораста томам).

Самостоятельный тип образует склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

Им.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

Род.пад. двух, трех, четырех озер, деревень

Дат.пад. двум, трём, четырём озерам, деревням

Вин.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

двух, трёх, четырёх человек, девушек

Тв.пад. двумя, тремя, четырьмя озерами, деревнями

Пр.пад. о двух, трёх, четырех озерах, деревнях

Тренировочные упражнения

Различайте части речи.

Пять (числительное) человек, пятерка (существительное) друзей; впятеро (наречие) увеличить; сто (…) дней, сторублевая (…) купюра, сотня (…) книг; удесятерить (…) силы; утроить (…) выдачу; семидневный (…) поход; тройной (…)одеколон; во-вторых (…); старая полуторка (…); полутораста (…) человек.

(ответ. Числ., прилаг., сущ., глагол, глагол, прилаг., нареч., сущ., числ.)

Запомните! Числительные, обозначающие количество в сочетании с существительным являются одним членом предложения, пятеро учеников (подлежащее) вошли в класс. Соберемся в пять часов (обстоят

Упражнение 7. Докончите предложения. Объясните наличие или отсутствие обособления приложений.

1. Брат, заведующий отделением хирургии, … 2. Декан медицинского факультета, … . 3. Ему, студенческому декану, … . 4. … моего любимого поэта О.Сулейменова. 5.Мы, студены медицинского факультета,… .

1. Числительные восемь , пятьдесят , шестьдесят , семьдесят , восемьдесят в творительном падеже имеют варианты: восемью – восьмью , пятьюдесятью – пятидесятью , шестьюдесятью – шестидесятью , семьюдесятью – семидесятью , восемьюдесятью – восьмьюдесятью – восьмидесятью . Нормативными для книжной речи являются первые формы.

2. Не соответствуют книжной норме следующие варианты творительного падежа числительных на -сот : пятистами , шестистами , семистами , восьмистами , девятистами . В книжной речи следует употреблять формы пятьюстами , шестьюстами , семьюстами , восемьюстами , девятьюстами .

3. Числительное оба применяется при обозначении лиц мужского пола, числительное обе – женского: оба жениха , обе невесты . Если необходимо назвать двух лиц, одно из которых мужчина, а другое – женщина, употребляется числительное оба : Оба – жених и невеста – были взволнованы . При склонении родовые различия между этими числительными сохраняются: обоих женихов обеих невест , обоим женихам обеим невестам и т.д.

Противоречат книжной норме такие выражения, как у обоих ворот , обоими ножницами , с обоими брюками , так как они образованы от несуществующей формы именительного падежа оба (обе ) ворота , оба (обе ) ножницы , оба (обе ) брюки . Правильными являются выражения у тех и других ворот , теми и другими ножницами , с теми и другими брюками .

§ 14. Сочетания числительных с существительными

1. Собирательные числительные двое , трое , четверо и т.п. употребляются:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей , трое сирот ;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней , трое ножниц , четверо брюк (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять ворот , шесть суток , семь ножниц );

г) с существительными дети , ребята , люди , со словом лицо в значении «человек»: двое детей , трое ребят , четверо людей , четверо ответственных лиц ;

д) с личными местоимениями мы , вы , они : нас двое , вас трое , их четверо ;

е) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц: двое больных , трое заключённых .

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола: нельзя сказать двое студенток , трое продавщиц , четверо школьниц . Не сочетаются собирательные числительные и с существительными мужского рода, обозначающими животных: нельзя сказать двое медведей , трое бобров , четверо тушканчиков .

2. Слово тысяча в единственном числе может или согласовываться с существительным, или управлять им: с тысячью рублями и с тысячью рублей . Во множественном числе слово тысяча обычно управляет сочетающимся с ним существительным: с тремя тысячами рублей .

3. В сочетаниях с количественными числительными слово человек употребляется и во множественном числе: шести человек , с шестью человеками , о шести человеках (не людей , людьми , о людях ).

4. В составных числительных склоняются все входящие в них слова: контейнер с тремя тысячами тремястами восемьюдесятью пятью дискетами . Разговорная речь склонна к упрощённому употреблению таких числительных: с тремя тысячами триста восемьдесят пятью дискетами . В книжной речи подобное употребление составных количественных числительных недопустимо.

5. При необходимости назвать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (сутки , ножницы , брюки и т.п.), с помощью составного числительного, оканчивающегося на 2, 3, 4 (22, 53, 34 и т.п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или употреблять составные числительные не в именительном-ви­ни­тель­ном, а в других падежах. Так, вместо ошибочного прошло двадцать двое суток следует сказать: прошло двадцать два дня , истекли двадцать вторые сутки , по завершении двадцати двух суток и т.п.

6. Числительные полтора (мужской и средний род), полторы (женский род) и полтораста имеют только две различающиеся падежные формы: именительного-винительного падежа (полтора , полторы , полтораста ) и форму всех остальных падежей (полутора , полутораста ). Числительные полтора и полторы употребляются с существительными в форме единственного числа только в именительном-винительном падеже, управляя этим существительным, напр.: купил полтора десятка яиц , принёс полторы канистры бензина . Числительное полтораста в именительном-винитель­ном падеже также управляет существительным, которое, однако, ставится во множественном числе, напр.: купил полтораста штук гвоздей .

В остальных падежах при числительных полтора , полторы и полтораста существительное всегда ставится во множественном числе и согласуется с этими числительными, напр.: более полутора метров , к полутора тысячам рублей , менее полутораста процентов .

7. При употреблении дробных числительных зависимое от них существительное ставится в родительном падеже единственного числа: пять и три десятых процента , тридцать три и одна сотая секунды , десять и одна вторая килограмма .

Упражнение 12. Раскройте скобки, цифры напишите прописью. Выбор формы обоснуйте. Устраните неправильные формы.

1. Дорога заняла у нас (полтора – полутора) часа. 2. На книжную ярмарку поступил контейнер с (858) томами. 3. В (полтораста метров) от дома находится плавательный бассейн. 4. Прибыл танкер с (1573 тонны) мазута для городского хозяйства. 5. Гид сегодня обслужил (24 туриста). 6. Декан сегодня беседовал с (обоими – обеими) студентками, зачисленными на факультет вне конкурса. 7. Непогода бушевала в течение (трёх – троих) суток. 8. За кандидата в депутаты проголосовало (23,4 %) избирателей. 9. В семье моего деда было (три сына – трое сыновей) и (две дочери – двое дочерей). 10. Из 51 (участника – участников) научной конференции выступили тридцать (человек – людей). 11. Портной вернулся (с тремя – с троими) ножницами. 12. После аварии прошло (22 суток – 22 дня).

Собирательных числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются преимущественно в разговорной речи. У этих числительных есть ограничения в возможности сочетаться с другими словами.

Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат;

2) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц мужского пола: трое смелых, двое ожидающих; пятеро отдыхающих;

3) с существительными общего рода: трое сирот;

4) с местоимениями мы, вы, они : нас двое, их двое, вас пятеро;

5) с существительным дети: двое детей;

6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат;

7) с существительными, имеющими только форму множественного числа и обозначающими парные или составные предметы: двое саней, трое брюк, четверо суток.

При одушевленных существительных (особенно в косвенных падежах) собирательные числительные могут быть заменены количественными числительными целых единиц:

пятеро студентов – пять студентов

троими детьми – тремя детьми

семерым солдатам – семи солдатам

Такие варианты являются нормативными в обоих случаях.

Не употребляются собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных:!!! нельзя – трое дочерей, семеро овец, двое медведиц;

надо: три дочери, семь овец, две медведицы

Не употребляются собирательные числительные с существительными среднего рода, обозначающими неодушевленные предметы: !!! нельзя: трое озер; надо: три озера

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной и превосходной степени. Норме соответствуют формы типа “более, менее + начальная форма прилагательного”: более интересный, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного. Образование типа более интереснее, наиболее интереснее является ошибочным. Ненормативными являются также формы типа самый глубочайший, самый мудрейший, т.к. превосходство выражено в них дважды: суффиксом –ейш-, -айш- и частицей самый. Правильно: самый глубокий, самый мудрый или глубочайший, мудрейший.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать, махать и некоторые другие образуют вариативные формы настоящего времени:

полощут и полоскают, колышут и колыхают, мурлычут и

мурлыкают, плещут и плескают, рыщут и рыскают, машут

и махают.

Первые формы, с чередованием согласных, являются общелитературными, вторые, без чередования, свойственны разговорному стилю и в большей степени просторечию.

Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов сыпать (сыплет - сыпет), щипать (щиплет – щипет); первые формы являются литературными, вторые разговорными.

Есть особенности в образовании повелительного наклонения некоторых глаголов:

От глагола ехать - поезжай, (!!! Нельзя: ехай, едь), от глагола положить - положи (!!! Нельзя: ложь), от глагола класть – клади (!!! Нельзя: поклади), от глагола лечь – ляг (!!! Нельзя: ляжь).

Особого внимания требуют глаголы класть – положить.

Глагол класть не употребляется с приставками:

Правильно Неправильно

Я кладу я покладу

Ты кладешь ты покладешь

Он кладет он покладет и т.д.

Глагол положить, наоборот, употребляется только с приставками:

Правильно Неправильно

Я положу я ложу

Ты положишь ты ложишь

Он положит он ложит и т.д.

Вариантные словоформы глаголов подытоживать – подытаживать, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать различаются как книжные (с гласным О в корне) и разговорные (с гласным А в корне). Предпочтительными являются первые.

Распространенной ошибкой является сохранение суффикса –ну- в форме прошедшего времени непродуктивных глаголов на –нуть: (мокнуть, мерзнуть, сохнуть, привыкнуть, отвыкнуть, повиснуть, виснуть, воскреснуть, воздвигнуть, прокиснуть, продрогнуть, отвергнуть и нек.др.). В прошедшем времени нужно употреблять формы: мерз, мок, сох, привык, отвык, повис, вис, воскрес, воздвиг, прокис и т.д. !!! Нельзя: мерзнул, мокнул, сохнул, привыкнул, повиснул и т.д.

  • 1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляютсяредко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток») сочетаются:
  • 1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот;
  • 2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц,четверо суток;
  • 3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: двоедетей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;
  • 4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
  • 5) с субстантивированными числительными: вошли двое; трое в серых шинелях; семеро одного неждут.

В разговорном языке и в просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Онисочетаются:

  • а) с названиями лиц женского пола, например: Семья 3иненков состояла из отца, матери и пятерыхдочерей (Куприн); У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям - пятерымдевочкам и трём сыновьям (Паустовский); В (военное) училище я пошёл, чтобы облегчить заботы отца, укоторого было ещё трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чащевстречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например: Трое женщин вдоме (Г. Николаева); сочетания типа «трое портних», «четверо учениц» и т. п. не рекомендуются даже вразговорной речи;
  • б) с названиями молодых животных, например: двое медвежат, трое щенят;
  • в) с названиями парных предметов, например: двое рукавиц, трое сапог в значении «столько-то пар»;нормативным является сочетание двое брюк (а не «две пары брюк», вызывающее представление о четырехпредметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетания пара брюк, пара ножниц имеютразговорный характер;
  • г) с другими словами в стилизованной речи: «Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас» (Багрицкий); трое коней (Паустовский).
  • 2. При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга- двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

  • 1) с субстантивированными прилагательными мужского рода: двое прохожих, трое больных, четвероконвойных;
  • 2) с существительными мужского рода, имеющими в именительном падеже единственного числаокончание -а: двое мужчин, трое дедушек.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносятсниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не: «двое профессоров», «троегенералов»).

3. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляютсякак в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными используется, как правило, только формаименительно-винительного падежа: двое саней, трое ножниц, четверо суток. В косвенных падежахиспользуются формы соответствующих количественных числительных: к двум саням, с тремя ножницами,около четырёх суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числительное (одни часы, двое часов) илидобавляется слово штука (не хватает пяти штук часов). Выражение «пара часов» имеет просторечныйхарактер.

Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко;ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток» ) сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц, с названиями детенышей животных: двое друзей, трое сирот, пятеро котят;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое саней, трое ножниц, четверо суток;

3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» : двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями мы, вы, они;нас двое, вас трое, их было пятеро.

Степени сравнения прилагательных

!!!Не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции простой и сложной формы сравнительной степени типа «более интереснее» , «более лучшее положение», «более худшие привычки» и т.п.

Употребление некоторых форм местоимений

Запомни! Притяжательные местоимения его, ее, их (отвечают на вопросы чей? чья? чьи?, зависят от сущ.) не изменяются: его машина, их дом, его портфель.

При склонении местоимений 3 л. возможна вставка н: увидеть его – взглянуть на него

Н добавляется Не добавляется н
1) если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ): до нее, без него, по ним, за ней, над ними, у них . 2) если местоимение стоит после наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых др., употребляющихся с р. п.): возле нее, впереди него, сзади них, после нее, вокруг них. 1)если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им,; также: благодаря ему. 2) если местоимение стоит после сложных предлогов: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее; также: наподобие его, насчет их. 3)если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше ее, лучше их.
Допустимы обе формы (с н и без н): 1) если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь : у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними; 2) если местоимения 3-го лица оторвано от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им - между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими... (Горький). – ...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).

Образование и употребление некоторых форм глагола

1.Глагол класть употребляется всегда без приставки .

2.Глаголы с корнем -лож - (полож ить, вылож ить, улож ить, слож ить) употребляется всегда с приставкой .

3. Глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить – не употребляются в форме 1л. ед.ч.

4.Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Инфинитив повелит накл. ед.ч. мн.ч .

Глядеть гляди глядите

ехать поезжай поезжайте

лазать лазь лазьте

лезть полезай, лезь полезайте, лезьте

лечь ляг лягте

трогать трогай трогайте

Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!