Чему посвящен трактат золото ведьм. «Молот ведьм» — кровавая библия инквизиции. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»

  • 04.07.2020

В истории любой страны есть моменты, которые иначе как кровавыми не назовешь. Многие хотели бы не знать о них никогда, но историю нельзя забыть или вычеркнуть, ее нужно знать и, несмотря на все ужасы прошлого, хранить ее для потомков.

У многих «инквизиция» ассоциируется с охотой на ведьм, зверскими пытками и тысячами загубленных жизней. С момента ее деятельности прошло более 500 лет, но это не повод забывать о ней или о ее «должностной инструкции» – «Молоте ведьм».

Кто написал “Молот Ведьм”

Впервые «Молот ведьм» вышел в 1486 году в городе Шпайер. Авторами этого страшного шедевра стали два монаха-доминиканца Генрих Инститорис (Хайнрих Крамер) и Яков Шпренгер. Они были ярыми обличителями еретиков, но и сами не отличались праведностью жизни, из-за чего жители города и области часто подавали жалобы на них епископам. Сложно представить какие демоны подтолкнули их к написанию книги, которая впоследствии стала основным печатным трудом по демонологии, а сами авторы считали, что осуществляют замысел Божий «Не оставляй ворожеи в живых» (Исход, 22:18).

Возникает вопрос: как столь ужасный труд мог стать второй Библией для священнослужителей и инквизиции в целом? Инквизиция была образована в 1204 году, она проводила расследования и выявляла еретиков. По закону того времени священники инквизиции имели право присваивать все имущество осужденных еретиков, после их казни. Инквизиция трудилась усердно во славу церкви и довольно быстро уничтожила самые крупные еретические секты, в казне образовались пустоты, которые необходимо было чем-то заполнить. Для этого пришлось искать новые источники доходов, инквизиция была отлаженной «машиной», обладающей огромной власть, остановить ее было невозможно. Новый источник нашелся очень быстро – началась охота на ведьм. А для того, чтобы правильно выявить ведьму или колдуна очень пригодился трактат «Молот ведьм».

Страшный трактат разделен на три основные части, которые разбиты на несколько глав. Его достоверность подтвердил сам Папа Иннокентий VIII, для того чтобы подавить восстание против охоты на ведьм.

  • В первой части книги рассказывается о существовании трех сил: о колдуне и дьяволе и о Боге. Во всех кознях дьяволу помогают люди, которые являются колдунами и ведьмами, Бог об этом знает, но относится к этому попустительски. Именно поэтому священнослужители и истинно верующие должны с опаской относиться к ворожбе и странным действиям соседей или родственников. Одна из глав рассказывает о женской красоте и уме, якобы они дарованы самим дьяволом для искушения и развращения верующих. Повивальные бабки также попали в опалу, считалось, что после родов и появления на свет ребенка, они обещают его сатане, а то и вовсе приносят в жертву.
  • Вторая часть ужасного трактата рассказывает о самом колдовстве и о том, как можно от него защититься или снять вообще. Авторы постарались на славу, в этой части книги не просто теория, а практическое изложение множества обрядов. Во второй части рассказывает и о людях, которые не подвластны чарам ведьм: инквизиторы, охотники на ведьм и люди, их оберегают ангелы и священные обряды. Здесь же можно прочитать и о колдунах–мужчинах.
  • В третье части «Молота ведьм» авторы разошлись на славу. В мельчайших подробностях они описали процедуры выявления ведьм, предъявления обвинения, получения признания. Уговоры, угрозы, обещания и пытки – благодаря им признания давали все обвиняемые.

В основном страдали молодые красивые девушки у которых было множество завистниц, обвинить в колдовстве могли кого угодно и нищую крестьянку и состоятельную, знатную даму. В небольших деревнях ведьмами признавались почти все женщины, порой лишь одна выживала. В Женеве за три месяца было сожжено 500 ведьм, а в Савойе число казненных перевалило за 800 человек. Инквизиция начала охоту на женщин, а главной «Библией» в этом деле стал «Молот ведьм». Общее число казненных по всей Европе сложно подсчитать, по данным, которые были запротоколированы, их число превысило 100 тысяч человек.

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 19 от 10 мая 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Горючее для бахвала. Ответ из 14 букв: САМОДОВОЛЬСТВО
4. Квадратно-гнездовой … посадки картофеля. Ответ из 6 букв: СПОСОБ
9. Кто «обеспечивает бессмертие после кончины» братьям нашим меньшим? Ответ из 12 букв: ТАКСИДЕРМИСТ
10. Языковая трансформация. Ответ из 7 букв: ПЕРЕВОД
12. Мыльная, но не опера. Ответ из 4 букв: ПЕНА
13. Искусство попадать движениями в ноты. Ответ из 5 букв: ТАНЕЦ
14. «Промчится … на дельфине, в рожок серебряный трубя». Ответ из 5 букв: ОТРОК
16. Сколько получил от Александра Корейко отступных Остап Бендер? Ответ из 7 букв: МИЛЛИОН
20. Кто над иноками поставлен? Ответ из 6 букв: ИГУМЕН
22. «Осиновое оружие» против вампиров. Ответ из 3 букв: КОЛ
23. «Хмуриться не надо, …!» Ответ из 4 букв: ЛАДА
27. Заготовка для вышибалы. Ответ из 5 букв: БУГАЙ
28. В какой из наших областных центров лежит путь через заграницу? Ответ из 11 букв: КАЛИНИНГРАД
31. Где мыши без еды точно не останутся? Ответ из 5 букв: АМБАР
32. Какая Марфа стала третьей женой Ивана Грозного? Ответ из 8 букв: СОБАКИНА
34. Фамилия папы Иоанна Павла II. Ответ из 7 букв: ВОЙТЫЛА
35. Какой цветок связан с богиней Дианой? Ответ из 6 букв: ЛАНДЫШ
39. Хрустяшка для сладкоежки. Ответ из 4 букв: БЕЗЕ
40. «У крупных неприятностей и … толще». Ответ из 5 букв: ШКУРА
41. «Искусственное прерывание» власти. Ответ из 9 букв: ПЕРЕВОРОТ
42. Юбка на Шоне Коннери по особо торжественным случаям. Ответ из 4 букв: КИЛТ
43. «У кого руки в навозе, у того на губах …» (финская пословица). Ответ из 3 букв: ЖИР
45. Сказочный трудяга, отплативший за скупость своему работодателю. Ответ из 5 букв: БАЛДА
46. Мультяшный лев, поехавший на каникулы в Африку. Ответ из 9 букв: БОНИФАЦИЙ
47. Откуда родом Раймонд Паулс? Ответ из 4 букв: РИГА
48. Какая ящерица когда-то была главным хищником Австралии? Ответ из 5 букв: ВАРАН
49. Что на бирже котируется? Ответ из 5 букв: АКЦИЯ
50. «Таксист без лицензии» на водительском жаргоне. Ответ из 7 букв: БОМБИЛА
51. «Гарантия» того, что вы будете держать язык за зубами. Ответ из 4 букв: КЛЯП
52. Игра метателей. Ответ из 5 букв: ДАРТС

По вертикали:

1. Потеря «в состоянии аффекта». Ответ из 12 букв: САМОКОНТРОЛЬ
2. Столовый протектор. Ответ из 8 букв: СКАТЕРТЬ
3. Русский художник, приложивший руку к созданию будёновки. Ответ из 8 букв: ВАСНЕЦОВ
5. Культовый фильм «… юрского периода». Ответ из 4 букв: ПАРК
6. Какой металл алхимики связывали с Сатурном? Ответ из 6 букв: СВИНЕЦ
7. Кто играет на саксофоне в фильме «Ландыш серебристый»? Ответ из 6 букв: БУТМАН
8. «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье» (классический роман). Ответ из 5 букв: ИДИОТ
11. У какой европейской страны самая протяжённая в мире морская граница с Канадой? Ответ из 5 букв: ДАНИЯ
12. Жара в аду. Ответ из 5 букв: ПЕКЛО
15. Ночное состояние здорового мозга. Ответ из 5 букв: ПОКОЙ
17. Художественная эмаль. Ответ из 7 букв: ФИНИФТЬ
18. Сотрудник, помогающий «свести счёты». Ответ из 9 букв: БУХГАЛТЕР
19. Птица, что заглатывает добычу, не вынимая клюва из ила. Ответ из 5 букв: БЕКАС
21. «Кровавая сталь» из пушкинской «Чёрной шали». Ответ из 5 букв: БУЛАТ
22. «Ареал чиновника». Ответ из 7 букв: КАБИНЕТ
24. Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? Ответ из 11 букв: ДЕМОНОЛОГИЯ
25. Дымок над кипятком. Ответ из 3 букв: ПАР
26. Мускатные заросли. Ответ из 11 букв: ВИНОГРАДНИК
28. Из какого болотного растения маги делают «жезл властителя подлунного мира»? Ответ из 5 букв: КАМЫШ
29. Венецианский правитель. Ответ из 3 букв: ДОЖ
30. «Французский Спенсер Трейси», у которого случился бурный роман с Марлен Дитрих. Ответ из 5 букв: ГАБЕН
33. Кто «несёт свет людям»? Ответ из 8 букв: ЭЛЕКТРИК
36. «Сало на сковородке». Ответ из 7 букв: ШКВАРКА
37. Чем с крупье расплачиваются? Ответ из 5 букв: ЖЕТОН
38. На какой овощ не следует налегать при проблемах с почками? Ответ из 7 букв: ПОМИДОР
39. «Золотая столица» Сибири. Ответ из 7 букв: БОДАЙБО
41. Что «на ночь глядя» надевают? Ответ из 6 букв: ПИЖАМА
44. Какого Тома сыграл Мэтт Деймон в криминальной драме Энтони Мингеллы? Ответ из 5 букв: РИПЛИ
46. Декор косы. Ответ из 4 букв: БАНТ

В Европе, начиная с конца XII века, представители католической церкви активизировали усилия по преследованию «еретиков», в число которых попадали все, осмелившиеся отступить от догматов католицизма и усомниться в непререкаемом авторитете Папы Римского, как официального представителя Бога среди людей. Ватикан всячески поддерживал свой авторитет, объявляя ересью любое инакомыслие и вольнодумие. Для борьбы с ересью использовались методы, именуемые сегодня силовыми: аресты, пытки и казни. Казни, что характерно, были публичными, дабы отбить у людей всякое желание спорить с представителями церкви или, упаси господь, пытаться осмыслить священные писания самостоятельно.

Деятельность инквизиции, официально, делится на три периода: додоминиканский, доминиканский и испанскую инквизицию. В первый период преследование еретиков носило случайный характер, во второй — стало систематичным, в третий — приобрело неслыханные масштабы на территориях Пиренейского полуострова. Но нас интересует второй период, доминиканский, и связанный с этим периодом средневековый трактат по демонологии — «Молот ведьм». Многие ассоциируют данный труд с инквизицией, потому как он часто упоминается в контексте охоты на ведьм. На самом же деле «Молот ведьм» инквизиторами не использовался, будучи официально запрещен церковью через 3 года после первой публикации.

Автор трактата — немец Генрих Крамер, монах доминиканского ордена. Будучи родом из бедной семьи, Генрих, по-видимому, тянулся к власти и богатству, со всеми вытекающими. В 1482 году его арестовывали за растрату денег, полученных от продаж индульгенций. Ранее он был арестован за нелестные высказывания в адрес немецкого императора Фридриха. Но каждый раз монах выходил сухим из воды. Официально Генрих Кармер числился инквизитором немецкой провинции Аллемания. После нескольких успешных процессов против ведьм и еретиков, Кармер потерпел сокрушительное поражение — в результате инициированного им судебного процесса в Иннсбруке, против него выступили представители всех социальных слоёв города. Доминиканец вынужден был бежать. Однако, такого оскорбления своего самолюбия он не потерпел. В его лице была оскорблена вся церковь!

5 декабря 1484 года свет увидела папская булла «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), автором которой на самом деле являлся Генрикус Инститор, известный в миру как Генрих Крамер. Документ, за подписью Папы Римского, предоставлял инквизиции право использовать все необходимые средства для борьбы с ведьмами, колдунами и прочими прислужниками Сатаны. А через два года, в 1496-м, был написан легендарный трактат «Молот Ведьм», предисловием к которому стала та самая папская булла. Опубликован данный трактат был год спустя — в 1487 году, в Шпайере. Трактат написан в соавторстве с деканом Кёльнского университета — Якобом Шпренгером, уважаемым теологом, инквизитором и демонологом. Сегодня многие специалисты сходятся во мнении, что участие Шпренгера ограничилось лишь введением, названным «Апологией», а сам он был привлечен к работе исключительно для того, чтобы повысить авторитет трактата.

«Молот ведьм», на самом деле, имеет косвенное отношение к демонологии, так как в нем не описываются ни сами демоны, ни их иерархии, ни методы взаимодействия с ними. Зато в данном труде подробно описаны процедуры судопроизводства над обвинёнными в колдовстве: готовые приёмы пыток, ведения суда и вынесения приговора. Это, а также авторитет авторов и папская булла, обусловили популярность трактата. Несмотря на то, что трактат был официально запрещен церковью в 1490 году, он имел множество переизданий и пользовался определенной популярностью среди инквизиторов, однако лишь среди той их части, что стремилась не за правдой, а за «признанием любой ценой». Кармер и сам был осужден инквизицией в 1490 году за неадекватные способы допроса, однако наказания, соразмерного его деяниям, он так и не получил. По крайней мере история о таковом умалчивает, как и о том — где, как и при каких обстоятельствах он отошел в мир иной.

Сегодня «Молот ведьм», благодаря щедрым упоминаниям в творениях массовой культуры, пользуется популярностью в среде почитателей эстетики ведовства, колдовства и магии, однако про истинную историю и содержание данного трактата мало кто имеет хотя бы поверхностное представление.

“Молот ведьм”… Это ужасающее сочинение во славу Бога отослало на костер тысячи невиновных людей. Что же это за книга? Почему 500 лет вокруг нее идёт столько споров?

Итак, познакомьтесь – настольная книга инквизитора - “Молот ведьм”. Сразу предупреждаю – чтение не для слабонервных людей. В этом “бестселлере” средневековья вы найдёте описание и вызывания града, чумы, бурь, и кровавых жертвоприношений людей, и способности убивать одним взглядом, предсказывать и летать. Из этических соображений я упускаю самые наихудшие моменты, но если кто-то захочет прочитать книгу – запаситесь пакетиком на случай, если вас стошнит. В сравнении с этим “шедевром” блекнут все ужасы таких людей как Стивен Кинг, Дин Кунц и других мастеров жанра хоррор.

Это воистину легендарное сочинение появилось на свет в 1486 году, в городе Шпайер. Его написали двое монахов-доминиканцев Хайнрих Крамер (также известный как Генрих Инститорис) и Яков Шпренгер, обличители еретиков из Рейнской области, находящейся на севере Германии. Из современных им хроник можно узнать, что оба пастора не отличались образцовой святостью, и жители Рейнской области многократно жаловались на пасторов епископам.

Хайнрих Крамер начал свою деятельность обличителя в Тироле, где скоро настроил против себя местное население. Ходили слухи, что священник, чтобы обосновать нужду в охоте на ведьм, убедил одну распутницу залезть в печь и притворится, что там появился дьявол. Ее голос обвинил людей, которых потом Крамер жестоко пытал. После многочисленных жалоб, епископ ом. Яков Шпренгер – соавтор творения Крамера – добился похвалы “Молота ведьм” и достал письмо богословского факультета из Кельнского университета от 1487 года. Но - это одобрение подписало всего четыре профессора, из всего Кельнского университета, и их поддержка книги ограничилась только заявлением, что части книги I и II не перечат Библии и другим каноническим трудам, а последняя, практическая, достойна доверия благодаря наведенным в ней подтверждениям. Но письмо нигде так и не было обнародовано и опубликовано. Таким образом, можно прийти к выводу, что письмо – всего лишь подделка, которая прибавляла книге престижа. Еще один любопытный факт красноречиво говорит об “авторитете” авторов “Молота ведьм”. Коллеги Якова Шпренгера по университету после того, как священник отошел в мир иной после 6 декабря 1495 года не отслужили заупокойную мессу. И причин на такое неуважение могло быть две. Итак, первая – упокоившейся завещал свое добро за пределы Кельна, а вот вторая – такое отношение может быть обусловлено академической непорядочностью Якова Шпренгера.

Но, Папа Римский Иннокентий VIII оказал поддержку деятельности авторов “Молота”. Но уже в 1491 году Томас Торквемада, Великий инквизитор Испании расценил “Молот ведьм” как ересь. Почему это случилось? Получается, что инквизиция перечит сама себе?

“Святой отдел расследований еретической греховности”, хотя и существует множество страшных баек, которые так обожают про него рассказывать люди, не очень хорошо осведомленные об истории, - не самая кровавая страница в летописях человечества, хотя потягаться с ним в жестокости получалось не у каждого тирана. “Молот” был самым известным и популярным руководством для средневековых охотников на колдунов и ведьм. В XV веке женщины считались вовсе не слабым и прекрасным полом, а коварными и опасными посланницами дьявола. В наилучшем случае их долей становились дети, кухня, церковь. А если женщина еще была умна и красива – она обвинялась в ведовстве и попадала на костёр. Много наших соотечественников, которые побывали в Западной Европе, подмечают, что там весьма мало красивых женщин и девушек. Испанки изумляют еще и ненормальной любовью к черной одежде, которую они носят и в праздничные дни, и в будни. И это не случайно – это шрам, который оставил “молот ведьм” на генофонде и психологии европейских государств.

Что стало основанием для появления на свет ужасающего орудия инквизиции? Организованная в 1204 году святая инквизиция по закону обладала право унаследовать имущество осужденных еретиков, чем охотно и пользовалась. Гуситы, катары, мараны были хорошим источником пополнения церковной казны. Когда же наибольшие еретические секты были разбиты, в бюджете Ватикана возникли зияющие дыры, которые срочно надо было “латать”. Кроме этого, инквизиция была удобной, отлаженной, проверенной машиной, которая обладала огромной властью. Остановить её работу было не только очень трудно, но и очень опасно. Святые отцы взялись искать новый источник своих доходов – и нашли его. Им стали “ведьмы” и “колдуны”. Поводом для обвинения человека в колдовстве мог стать намек, анонимное письмо, слух. Жертвой клеветы мог пасть любой: и аристократ, и ремесленник, и купец. В инквизиторский суд признавал все обвинения – свидетельства других осуждённых, простых прохожих и даже детей, хотя в те времена их показания не признавались достойными доверия в светских судах. Надо учесть, что общественное психическое здоровье Европы желало лучшего: веками людей повергать в ужас, вездесущим и всемогущим Богом, который нещадно карал грешников. Установить, кто же есть этот самый слуга дьявола и просто грешник, была призвана книга “Молот ведьм” – наиболее авторитетный в то время трактат по демонологии, правдивость которого в своей булле удостоверил сам Папа. Авторы книги прекрасно разбирались в демонологии, им не составило труда переплести церковные знания и древние легенды, чтобы составить детальнейшую инструкцию по обнаружению ведьм и борьбе с ними. Результаты применения “Молота ведьм” поистине ужасающие.

Всего за шесть лет курфюрст Трира (по совместительству архиепископ) – предать огню 368 ведьм, т.е. на костре гибло более одной ведьмы на неделю. В двух немецких деревушках женщины породили настолько серьезные подозрения у инквизиции, что в каждой из них, после расследований, осталось только по одной женщине в каждой. Вот другой пример: за три месяца епископ Женевы отправил на костер 500 предполагаемых ведьм. В Савойе по обвинению в волшебстве было сожжено более 800 человек. Как рассказывают записи самих инквизиторов, в Европе за 150 лет было приговорено к позорной казни на костре примерно 30 тысяч ведьм. Это был самый настоящий крестовый поход против женщин, и библией инквизиторов стал “Молот ведьм”. Ради справедливости нужно упомянуть, что на костры всходили не только женщины, но и мужчины, но число колдунов было на порядок меньше ведьм.

В книге три части. Каждая часть содержит несколько глав – в соответствии с канонами ораторского искусства. Каждая глава, как правило, начинается с вопроса, а далее авторы приводят ряд рассуждений и примеров и в конце дают ответ на поставленный вопрос. Авторы в качестве аргументов и доказательств своей правоты используют тексты Священного Писания, Канона Episcopi (Епископского Канона), учения Аристотеля, а также “Божественного церковного и гражданского права”, хотя с точки зрения современной психологии это сочинение может быть прекрасным иллюстративным материалом к теории Фрейда о сексуальных отклонениях. Ярким доказательством этому может служить пример толкования авторами слова “женщина” (femina), происходящего от двух слов - “вера” и “малый”. Не менее удивительно и приведенное в книге толкование слова “дьявол” (diabolus). По мнению церковников, оно происходит от слов “два” и “смерть”. Это символизирует, что дьявол убивает физическое и душевное начало человека – душу и тело. В “Молоте” одобрялись самые нелепые предрассудки относительно волшебства и колдуний.

Первая часть книги повествует о трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о Божьем попущении. Здесь говорится, что дьявол существует, может делать сверхъестественные вещи и ведьмы помогают ему. И это допускает Бог! При этом Церковь называет ведовство худшим из преступлений. Поэтому служители Церкви должны в полной мере осознать всю гнусность ворожбы, которая - суть отречение от католической веры, преданность и поклонение Дьяволу, подношение ему даров, например: принесение в жертву некрещеных детей.Молот відьом. Частина 2

В числе особо неблагонадежных оказались женщины, наделенные красотой. Красота, как известно, создана дьяволом для искушения людей. Во все времена обладательницы привлекательной внешности и острого ума притягивали людей и… имели завистников, а главное - завистниц. Потому ревнивые и не блистающие красотой и умом супруги часто писали доносы на симпатичных обаятельных соседок - на всякий случай. Инквизиторы, все без исключения мужчины, тоже не могли не поддаваться очарованию своих прекрасных узниц. И это было еще одним доказательством их дьявольской сущности и ведовского дара. Как ни странно, к ведьмам причисляли повивальных бабок. Почему? Да потому, что женщины верили им гораздо больше, чем местным священникам, которые могли помочь больной или роженице только молитвой и уж абсолютно ничего не смыслили в гинекологии. Женское тело казалось им настолько нечистым и страшным, что со временем у священников появилось убеждение, будто ведьма может отращивать в причинном месте клыки. Еще один аргумент инквизиторов - повивальные бабки могли посвящать младенцев дьяволу или даже приносить их ему в жертву. Не обошли инквизиторы и совращенных и брошенных женщин: «Падшие девицы, покинутые своими любовниками, которым они отдавались ради обещания жениться на них, потеряв всякую надежду и отовсюду встречая только позор и стыд, обращаются к помощи дьявола». При этом мужчина-соблазнитель ни в коем случае не порицался.

При таком перечислении удивительных талантов и деяний ведьм считалось, что неверие в их способности - ересь:

…Следуя учению святого Фомы Аквинского, где он говорил о вредительстве ведьм, некоторые пытались утверждать, что чародейства на свете не существует и что оно живет лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых скрыта. Другие признавали существование ведьм, но полагали, что они своим колдовством действуют лишь на воображение и фантазию. Эти лжеучения будут в нижеследующем выявлены и опровергнуты…

В Библии говорится, что ведьмы существуют, а при этом «любой, кто не верит в установления Священного Писания, является еретиком». Авторы утверждают, что сила дьявола наиболее сильно проявляет себя во время плотских сношений. В “Молоте” прямо указано, что “все колдовство исходит от плотских похотей ненасытных женщин”. Ведьмы разделяются на три типа: те, которые занимаются всяческим вредительством; те, кто обладает только целительскими способностями; те, кто имеет оба этих колдовских дара. Существовал якобы и высший разряд ведьм, которые обладали большой силой. Ее они черпали от тел пожираемых младенцев. Поскольку грехи эти были велики, то давать показания против ведьм в суде разрешалось даже преступникам, отлученным от Церкви, лжесвидетелям, продажным женщинам, иноземцам.

Во второй части трактата Шпренгера и Крамера говорится о способах колдовства и о том, как его можно снять. Тут уже приведены не теоретические выкладки, а разбор практической магии. Авторы подробно и детально изображают, как колдуют ведьмы и как можно защититься от их чар. Рассказано и о других видах колдовства: превращении в животное себя и других людей, наведении болезней, в том числе чумы и проказы, порче урожая, вселении в чужое тело, управлении силами стихий… Авторы подробно излагают ход колдовских обрядов, например окропления водой, чтобы вызвать дождь, или протыкания восковой фигурки, символизирующей жертву, иголками. Если ведьме хотелось украсть молоко, она делала вид, что доит нож, воткнутый в стену, говоря при этом дьяволу, какую именно корову нужно подоить. Также во второй главе восемнадцать разделов посвящено способам борьбы с ведьмовским вредительством. Среди средств излечения от чар предлагаются: паломничество к святым местам, полная исповедь, экзорцизм. А вот вернуть половой орган или человеческий облик может только ведьма, совершавшая колдовство, или ее смерть. Чтобы противостоять неурожаю, стихийным бедствиям и болезням, верующие должны обойти проклятые места крестным ходом.

В этой главе также упоминаются категории людей, неподвластных чарам ведьм: инквизиторы, борцы с ведьмами, люди, оберегаемые священными обрядами и ангелами.

Отдельная глава посвящена колдунам-мужчинам.

В основу третьей части трактата легла заповедь: “Ворожеи не оставляй в живых”. Здесь подробно описывается вся процедура: способы выявления ведьм, предъявление обвинения, уговоры, пытки и способы получения признания.

Молчание под пыткой автоматически зачисляло жертву в ряды ведьм. Многие инквизиторы обещали помилование в обмен на признание и таким способом получали его: люди верили обещаниям, а позже неизменно подвергались пыткам. Инквизиторы обязательно должны были вырвать у обвиняемого признание вины - по закону ведьму или колдуна нельзя было осудить без признания. Эта часть состоит из 35 вопросов и ответов. Как ни странно, большинство из них рассматривают возможность вынесения оправдательного и смягчающего приговора. Вот только на деле жертвам редко удавалось избежать костра.

Предлагались самые разнообразные способы выявления ведьм. Эта процедура была очень важна для предъявления обвинения. Каких только средств не придумывали фанатики! Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Священник мог выявить всех ведьм в своем приходе, внеся в церковь пасхальное яйцо. К слову сказать, этот “подвиг” отваживались осуществить далеко не все охотники на ведьм. Предание гласило, что если ведьма успеет вырвать у него яйцо и раздавить, то у человека, затеявшего проверку, разорвется сердце. Считалось, что принесенные в церковь детские башмачки, предварительно смазанные салом, могли обездвижить колдунью. Одним из самых распространенных было испытание водой. В присутствии свидетелей палач или исполняющий его роль человек привязывал правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой, после чего колдунью бросали в воду. Если она начинала тонуть, значит, вины на ней нет, а если всплывала, это означало, что вода не принимает грешницу. Тогда у отцов-инквизиторов не оставалось сомнений - женщина точно служит сатане. Также бытовало мнение, что поскольку ведьма может летать, то, значит, и весит она меньше, чем остальные люди. Таким образом, обвиненных в колдовстве людей проверяли еще и взвешиванием. Эти методы были широко распространены в народе.

Обратите внимание, что простой народ не разделял мнения инквизиции относительно ведьм. Если священники считали главными пособниками дьявола женщин, то крестьяне или горожане руководствовались в определении колдунов не полом, а внешностью и поведением человека. Одинокие, нелюдимые, злые, имеющие физические недостатки, а также те, кто не соблюдал местных обычаев, пренебрегал моральными нормами или внезапно разбогател, могли оказаться колдунами.

Как правило, их не трогали, пока не происходило что-либо неординарное. Тогда начинались поиски колдуна или ведьмы, наведших порчу.

Но эти методы применялись до XV в. Когда охота на ведьм обрела общеевропейские масштабы, для опознания начали повсеместно применять лишь одну процедуру - укалывание иглой. На теле обвиняемых в колдовстве выискивали подозрительные пятна, родинки, отметины и шрамы и втыкали в них иглу. Если ранка не кровоточила и обвиняемый не испытывал боли, судьи приходили к выводу, что это отметина дьявола, следовательно, человек имел связи с нечистым.

Однако «Молот ведьм» ставил под сомнение и этот, и все предыдущие способы выявления пособников дьявола. Авторы книги утверждали, что говорить наверняка о виновности ведьмы может только судья. Это фактически был приговор всем попавшим в руки инквизиторов, поскольку фанатики не склонны были кого-то оправдывать. Единственной надеждой на спасение для тех, против кого не были выдвинуты прямые обвинения, было отречение от еретических мыслей, то есть признание существования ведьм! Ведь инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь - договор с дьяволом и службу ему.

По закону ведьму нельзя было судить без предоставления ей адвоката и наличия ее признания в сношениях с дьяволом, которое инквизиторам довольно легко удавалось выбить у жертвы во время пыток. Узнать имена доносчиков и свидетелей, подтвердивших донос, обвиненные не могли. Иначе говоря, из книги следует, что женщина повинна перед Церковью в том, что появилась на свет. Ее связь с дьяволом, таким образом, практически неизбежна и не требует даже особых доказательств. Следовательно, она не имеет права на жизнь.

Руководствуясь этими соображениями, инквизиция уничтожила, по разным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч женщин - самых красивых, умных, талантливых, богатых. С тех пор «Молот ведьм», ставший причиной их смерти, считается самой мрачной и жуткой книгой в истории. Он переиздавался 29 раз! Это рекорд для Средневековья! «Молот ведьм» стал источником вдохновения для авторов всех последующих руководств и главным пособием инквизиции.

С момента своего появления этот «научный труд» вызвал множество восторженных отзывов. Известный нидерландский юрист XVI в. Иодокус Дамгудер в своем популярном в то время исследовании «Практика уголовных дел» писал: «Книга эта имеет для мира силу закона». Гениальный художник Альбрехт Дюрер посвятил свой талант отображению историй, описанных в книге. Творцы баварского Кодекса Максимиллиана исходили при составлении отдела наказания еретиков из положений книги Крамера и Шпренгера. Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI многократно указывали на правильность и непогрешимость всех постулатов «Молота ведьм».

Современные ученые характеризуют интеллектуальный уровень книги так: «Ее жалкий стиль, своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, не способной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей». Конечно, нелогично судить представления средневековых мистиков с точки зрения современной науки, но разум и здравый смысл, присущий просвещенным людям всех эпох, подталкивает к мысли: эта роковая для человечества книга отбросила развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.

Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»?

Первая буква "д"

Вторая буква "е"

Третья буква "м"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "Чему посвящён культовый трактат «Молот ведьм»? ", 11 букв:
демонология

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова демонология

Наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые бесами, духами или гениями

Верование в злых духов

Определение слова демонология в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от демон и...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистическим членением Вселенной на мир добра и мир зла ≈ в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях,...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
демонологии, мн. нет, ж. (от греч. daimon - божество и logos - учение). Система мифических представлений о нечистой силе (этнол.). Научная дисциплина, изучающая эти мифические представления. Отрасль средневекового богословия, трактовавшая о злых духах (истор.)....

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Демонология - общее название разнородных мифов о демонах. Название используется по аналогии с современными научными направлениями. Основными направлениями в демонологии обычно являются изучение демонов, описание поведения демонов, описание обрядов по вызову...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Учение о Демонах (2), существующее в некоторых религиях.

Примеры употребления слова демонология в литературе.

Он не просто уходит полностью в демонологию , он ни на минуту не забывает теоретической философии своего учителя и старается как бы проверять демонологическую практику при помощи чисто теоретических философем.

Теперь он искал литературу по колдовству и волшебству, оккультизму и демонологии , и когда библиотеки Провиденса исчерпали себя он сел на поезд до Бостона, чтобы там рыться в богатствах большой библиотеки в Коплей-Сквер, Гарвардской и Зинонской исследовательской библиотек, где были доступны редкие работы на библейскую тематику.

Эта демонология иллюстрируется несколькими любопытными рассказами о волхвах и кудесниках на Руси того времени и параллельными библейскими примерами.

Эта демонология широко пользовалась цитатами из западных антисемитских источников - сочинений Гитлера или Розенберга в Германии, Лиса или Джордана в Англии, древних мусульманских источников, это были и подражания западным остроумным антисемитским шуткам, иногда даже из еврейских источников.

По мнению Трахтенберга, христианское влияние сказалось, возможно, в том, что демонология , или наука о демонах, заняла менее значительное место, чем ангелология, или наука об ангелах.