Да́рия Римская. Святая Дария (Дарья) Римская

  • 10.10.2019

Святая Дария была жрицей в святилище Афины Паллады. Совсем юной девушкой она была выдана замуж за происходившего из знатной семьи христианина Хрисанфа. По замыслу родственников Хрисанфа ум, красота и приверженность языческой вере Дарии должны были отвратить юношу от христианства. Однако в первую же брачную ночь, когда супруги остались одни, святой Хрисанф обратил свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. После смерти отца они сделали свой дом местом проповеди христианской веры. Святой Хрисанф собрал вокруг себя обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарии стали собираться благочестивые женщины.

Горожане, недовольные тем, что святые Хрисанф и Дария отвращают от брачных уз их невест и женихов, пожаловались епарху, что святые в своем доме проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был заключен в темницу и осужден на публичные пытки. Однако сила Божия защищала молодого подвижника. Воловьи жилы рвались, как нитки, цепи распадались, а острые шипы палок не причиняли вреда. Видя эти необыкновенные чудеса, уверовал во Христа трибун Клавдий вместе с женой Иларией, сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Весть о массовом обращении в христианство дошла до императора Нумериана (283-284). В гневе он приказал казнить всех вновь крещенных. В живых была оставлена только святая Илария, которая целыми днями молилась в пещере, на могиле мужа и сыновей. Язычники хотели схватить ее, но она упросила воинов дать ей закончить молитву и во время нее скончалась.

Тогда Хрисанфа бросили в глубокую смрадную яму, куда стекали все нечистоты из города, а Дарию отвели в блудилище. Но святому Хрисанфу в его мрачной и смрадной темнице воссиял Небесный свет, и смрад сменился великим благоуханием; а к святой Дарии был послан лев, сбежавший из зверинца. Он пришел к комнате, где молилась святая, и стал стеречь ее. Первого же юношу, решившегося осквернить Дарию, лев повалил наземь и стал топтать ногами, но не убил, а словно ждал повеления от своей госпожи. Святая велела отпустить юношу и рассказала ему о Христе, Едином и Истинном Боге. И так стала она поступать со всеми мужами, входящими с нечистыми помыслами в ее покои.

Епарх, узнав об этом, велел развести сильный огонь у дверей дома, где находились Дария со львом, и сжечь их. Дарья благословила льва уйти в пустыню, никого не трогая, сама же осталась в огне невредимой. Извещенный о происшедшем император приказал сначала подвергнуть Хрисанфа и Дарию различным пыткам, а потом вывести за город и закопать живыми. Так в 283 году святые мученики и чудотворцы отошли ко Господу.

В пещере, расположенной неподалеку от места казни святых супругов, стали собираться христиане, празднуя день их мученической кончины. Они совершали богослужения и причащались Святых Тайн. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися. В этой пещере замурованными погибло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.

Житие святых мучеников Хрисанфа и Дарии было написано по повелению Папы Римского Стефана II в VIII веке братьями Уарином и Армением. Память святых совершается 1 апреля (19 марта).

Хрисанф был сыном известного александрийца, сенатора Полемия, который во времена императора Нумериана (283-284) переселился вместе с сыном в Рим. Получив начальное образование, Хрисанф принялся изучать философию. Не удовлетворившись тем, что дала ему философия, он с изумлением открыл для себя Евангелие - книгу воплощенной Премудрости. Ведомый Промыслом, он вскоре нашел руководителя, которого искал, в лице пресвитера Карпофора. Священник из-за гонений прятался в пещере. Карпофор посвятил Хрисанфа в тайны веры и дал в святом крещении новое рождение.

Семь дней спустя Хрисанф вернулся в город и начал проповедовать Христа, к великому горю своих родителей. Полемий сначала пытался заставить его изменить взгляды, обещая наслаждения и богатство. Затем, потерпев неудачу, он заключил сына в мрачной камере в надежде сломить его волю голодом.

Когда отец увидел, что пост и заточение лишь придают сыну сил, он, по совету друга, отвел его в великолепно украшенный зал и пригласил юных девушек, дабы одержать победу над ним с помощью их ласк. Но Хрисанф, призвав Бога на помощь и приведя на память пример целомудрия Иосифа (ср.: Быт. 39), остался нечувствителен к их чарам. Каждый раз, когда бесстыдные девушки приближались к нему, их начинала одолевать сильная сонливость.

Тогда Полемию посоветовали пригласить юную прекрасную деву по имени Дария, уроженку Афин, сведущую в философии. Ее, разодетую в пышные наряды, представили Хрисанфу, и она попыталась уловить его рассуждения в сети духовной прелести. Он ответил ей тем, что описал зрелище смерти и последнего Суда. Затем, когда она попыталась напомнить ему о почестях, подобающих богам, истинный философ без труда опроверг ее доводы, показав, что нет ничего более противоречащего здравому смыслу, чем поклоняться стихиям - земле, воде и огню, придавая им человеческие формы. Услышав эти слова, Дария и сама оказалась во власти истинной мудрости. Они решили притворно изобразить брак, дабы получить возможность прожить в девстве до самой смерти и подготовиться к целомудренному браку на Небесах.

Хрисанф и Дария посвятили себя горячей проповеди среди римской молодежи и убедили множество юношей и девушек хранить целомудрие ради Бога. Язычники были обеспокоены этим и донесли на них префекту Келерину, который отдал приказ об аресте и передал Хрисанфа трибуну Клавдию. Приведенный к храму Юпитера, он отказался принести жертвы. Тогда его связали бычьими жилами, размоченными в воде, чтобы, высыхая, они медленно врезались в тело вплоть до костей. Но Бог чудесным образом избавил его от этого и прочих мучений, которые изобрели гонители. Хрисанфа бросили в темницу, и она озарилась божественным светом. Его били розгами - они стали мягкими как перья и лишь овевали его. Тогда и трибун Клавдий признал могущество Божие вместе со всей семьей. Он сам, его жена Илария, сыновья Иасон и Мавр, а также воины, которые состояли под его началом, попросили святого наставить их в вере. Они приготовились к крещению, принеся благодарность Богу, и объявили, что готовы за Его имя претерпеть всевозможные мучения.

Узнав эту новость, Нумериан пришел в ярость и приказал бросить Клавдия с камнем на шее в море и обезглавить его сыновей и солдат. Христиане погребли тела святых мучеников в подземной пещере рядом с Салариевой дорогой. Здесь поселилась Илария, чтобы смотреть за светильниками и молиться у их могил. Когда солдаты пришли ее арестовать, она попросила дать ей последний раз помолиться перед могилами святых мучеников и отошла ко Господу. Служанки погребли ее на этом месте и впоследствии построили здесь маленькую церковь.

Опасаясь, как бы число обращенных не увеличилось, император повелел заключить Хрисанфа в ужасную Мамертинскую тюрьму, смрадную и полную нечистот, а Дарию отправил в дом терпимости. Но Господь еще раз посетил своих святых: Он окружил Хрисанфа светом и несказанным благоуханием и послал льва для защиты Дарии от покушений на ее чистоту. Святая воспретила льву съесть первого из них и, с кротостью воззвав к его разуму, смогла обратить нечестивца ко Христу. Хищный зверь в это время нес стражу перед дверью. Затем лев привел и остальных мужчин, и они в свою очередь обратились к истинной вере, услышав слова Дарии. После этого префект Келерин повелел разжечь огонь при входе. Тогда Дария отослала животное на волю и сочла себя готовой к последней битве.

Святые мученики претерпели новые мучения, но без всякого вреда для себя. В конце концов их бросили в ров, который засыпали камнями и землей. Так они стяжали мученическую кончину и достигли Царства Небесного.

В следующем году христиане пришли на это место, чтобы отпраздновать память небесного рождения мучеников. Пресвитер Диодор и диакон Мариан служили Божественную литургию. Тогда Нумериан приказал завалить вход в пещеру, где совершалось богослужение. Все собравшиеся получили святое Причастие, пока солдаты засыпали пещеру сверху землей, и присоединились к радости Хрисанфа, Дарии и с ними пострадавших.


Святая мученица Дария Римская почитается Церковью вместе со своим мужем – святым мучеником Хрисанфом. Хрисанф был сыном римского сенатора. Он получил хорошее образование в философской школе, и, имея любознательный ум, вместе с другими науками изучил книги по христианству. Проникнувшись христианским учением, Хрисанф нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора, принял от него святое крещение и начал открыто проповедовать Евангелие.

Отец Хрисанфа, боясь немилости императора Нумериана, посадил своего сына в темницу и морил его голодом, пытаясь отвратить, таким образом, его от христианства. Хрисанф же считал свое заключение не наказанием, а обучением в посте и безмолвии скромности христианской жизни. Узнав об этом, знатные родственники посоветовали отцу Хрисанфа окружить своего сына роскошью и удовольствиями, объяснив, что заключение и голод только еще больше укрепляют христианскую веру его сына.

Последовав совету родственников, отец приказал приготовить роскошные палаты для веселья и удовольствия своего сына. Хрисанф, окруженный изысканными блюдами, наилучшим вином и самыми красивыми рабынями, горячо молился Господу о том, чтобы он помог ему в борьбе с дьявольскими искушениями: «Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я - спасение твое!»» (Пс. 34:2-3).

Видя, что идея с удовольствием и роскошью не помогла, отец Хрисанфа прислушался к следующему совету родственников – женить сына на красивой, умной и образованной язычнице, которая сможет убедить Хрисанфа вернуться к поклонению языческим богам. Выбор пал на Дарию – языческую жрицу храма богини Афины, Дария была «красива лицом, умна, изучила все книги и всю мудрость риторскую».

Хрисанф и Дария – оба молодые, красивые, образованные люди, с живым и хватким умом, вели между собой долгие беседы об истинности своих религий. Хрисанф в этих беседах сумел убедить Дарию в том, что природные стихии не имеют ни души, ни разума, что все они созданы Единым Богом Творцом, и почитать стоит не сотворенные им стихии, а Его самого, все это создавшего, устроившего и подавшего для жизни людям. Дария поверила в Иисуса Христа и приняла крещение. По желанию отца Хрисанфа молодые люди поженились, но между собою уговорились вести святую жизнь, вполне преданную Богу.

После смерти отца Хрисанфа молодые люди поселились в двух отдельных домах, устроенных наподобие монастырей. Дария вела беседы и изучала Закон Божий с молодыми девицами, а Хрисанф с юношами. По прошествии нескольких лет об их просветительской деятельности стало известно правителю города и оба были взяты под стражу и преданы мучениям.

Языческие воины вместо того, чтобы отвратить святых от их веры, сами уверовали во Христа, наблюдая за чудесами, которые происходили во время пыток: крепкие узы от воловьих жил сами распались, дерево на ногах Хрисанфа стало пылью, мрачная темница осветилась светом, тяжелая палка, прикоснувшись к телу, стала мягкой. Хрисанф сказал воинам: «Если вы хотите придти к моему Богу, то не ногами, а сердцем приходите к Нему, ибо Бог бывает близок к тому, кто ищет Его сердцем и верою». Долго беседовал Хрисанф со стражниками, и после беседы Клавдий и его жена Илария, и его два сына Иасон и Мавр, и все воины со своими семьями приняли святое крещение.

Когда до императора дошел слух о том, что его воины обратились в новую веру, он повелел всех их казнить. На месте гибели новообращенных находилась заброшенная пещера, в которой христиане и погребли тела погибших. Мучения же святых Хрисанфа и Дарии продолжались. Но Бог не оставил их без своей помощи. Хрисанфу в его темной и смрадной темнице воссиял свет, и разлилось благоухание. Дарию, которая была отправлена в дом блудниц, защищал лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Святая Дария проповедовала им христианство и обращала на путь спасения. Язычники, наблюдавшие все эти чудеса, готовы были принять святое крещение.

Разгневанный император повелел засыпать Дарию и Хрисанфа землей и камнями, они с пением и молитвами сошли в ров, и в смерти сохраняя свое духовное супружество. На месте гибели святых мучеников стали совершаться чудеса исцелений, сюда потянулись паломники, облюбовав пещеру неподалеку. Об этих сборах стало известно императору Нумериану, и он повелел завалить пещеру землей вместе со многими христианами, находившимися внутри. Среди погибших в пещере мучеников были Диодор пресвитер и Мариан диакон, которые вспоминаются Церковью вместе со святыми Дарией и Хрисанфом.

Она была супругой святого Хрисанфа, который родился в языческой семье. В юношестве он прочел Новый завет, после чего свет учения Христова просветил его душу. Хрисанф принял Крещение и стал проповедовать Евангелие. Его отец был против выбора сына и решил женить его на язычнице Дарии. Но своей искренней верой и любовью к Богу, Хрисанф сумел обратить в христианство свою супругу. Они приняли решение жить, как брат с сестрой, и после смерти отца Хрисанфа даже разъехались по разным домам. Жители, видя, как эта семья приводит ко Христу все больше и больше людей, стали жаловаться эпарху (правителю провинции). По его приказанию Хрисанфа отдали на страшные мучения. Стояние в вере помогло святому преодолеть все истязания. Видя это, эпарх и сам решил стать христианином вместе со своей семьей. Узнав об этом император Нумериан приказал казнить всех членов семьи эпарха.
Судьба святой Дарии же такова: ее решили отправить в блудилище. Но Господь хранил свою избранницу и приставил к ней льва. Все, кто решался приступить к Дарии с нечистыми помыслами, тут же получали суровый отпор от животного. Дария и там не прекращала проповедовать учение Христово. В это время мученика Хрисанфа бросили в яму с нечистотами, но смрад тут же превратился в благоухание.
После этого, император приказал казнить верующих. Тот день, когда мученики Хрисанф и Дария отошли ко Господу, очень многие верующие отмечали, как великий праздник, встречу избранников Божьих со Спасителем. Узнав об этом, Нумериан повелел засыпать пещеру, где находились христиане. Все они погибли. До нас дошли лишь имена двух погибших - это диакон Мариан и пресвитер Диодор.

Дашутка, Дашенька - каких только уменьшительно-ласкательных форм не подобрать к этому старинному, милому женскому имени! С незапамятных времён вошло оно в наш обиход, и едва ли кто вспомнит сейчас, что происходит слово из древнеперсидского языка. В образовании его участвовали 2 корня, общее значение которых - «владеющий добрым даром». Как и большинство женских имён, произошло оно от мужского. Кто хорошо знает историю, помнит и легендарных Дариев - I, II и III, царей персов. На Руси Дарьями в основном называли девочек из простонародья, дворянки редко носили его. В начале советской эпохи имя утратило свою популярность и вновь обрело её уже к концу 70-х годов прошлого века. Настоящий всплеск увлечения им был отмечен в 2009-2010 гг. И сейчас Дашуток довольно много в городской и особенно сельской местности.

Святые покровители

Называя так ребёнка, родители, конечно, интересуются: а когда же день его Ангела? Когда отмечает имя Дарья именины, с кем конкретно оно связано? К какой святой Даша должна обращаться в молитвах и чью икону подарить девочке при крещении? Попробуем разобраться.

Предания глубокой старины

У многих имён есть не только светская, так сказать, мирская история, но и духовная. Касается это и нашего. Именины Дарьи отмечаются как по православному, так и католическому вероисповеданию. Связаны они с несколькими реальными женщинами, претерпевшими за Христа великие и несправедливые мучения.

Первая из них - Дария Римская, жившая в 3-м веке. Обладала удивительной красотой и обаянием, живым умом и искренним убеждением в правильности язычества. Однако выйдя замуж за христианина, уверовала в новую религию. Именины Дарьи, во-первых, связаны с её обращением и крещением. Вместе с мужем Хрисанфом она проповедовала новые нормы человеческого общежития и заповеди Божьи. Власти во главе с Клавдием жестоко преследовали семью, но сами стали свидетелями немалых чудес и вскоре разделили убеждения своих узников. Кара от императора не заставила себя ждать. Сподвижников Дарии и Хрисафана жестоко казнили. А сама несчастная христианка с мужем была отдана на поругание и осквернение: он был брошен в яму с нечистотами, она отправлена в публичный дом. Однако, как доносят до нас древние источники, в первые годы распространения христианства часто происходили с мучениками чудеса божественные. Вот и тут, именины Дарьи, во-вторых, знаменуют её миссионерскую деятельность среди блудниц, продажных женщин и тех, кто пользовался их услугами. Когда кто-либо пытался покушаться на тело прекрасной святой, возле неё появлялся из ниоткуда огромный лев и защищал девушку, при этом не лишая жизни охальника. А Дарья проповедовала. И все, кто сталкивался с сим чудом, принимали крещение и уверовали. С мужем её тоже происходили удивительные события: вместо смрада и мерзостей яма его оказывалась полна благоухания. Понимая, что просто так со святой семьёй не справиться, император Нумериан отдал обоих палачам на пытки, а затем приказал казнить.

Они приняли мученическую смерть, будучи закопаны в землю живьём. Вскорости оба были причислены к Христианской Церкви. Именины Дарьи в католичестве празднуют 25 октября. В православии же её духовные, нравственные подвиги нашли отражение в таких датах, как 17-18 августа, 1 и 4 апреля.

От Ромула до нашего времени

В святцах упоминается не только Римская Дарья. История помнит ещё одну, преподобную мученицу, которую возвели в ранг 10 лет назад (в 2003 году).

Это Дарья Зайцева, монахиня, Знаменской в подмосковном селе. По доносу выслуживавшихся перед советской властью подлецов женщина была арестована. Она не скрывала своих взглядов и убеждений, а потому в 1938 году была расстреляна. Так отмечает ещё одни православные именины Дарья. По церковному календарю день гибели её записан как А саму Зайцеву реабилитировали в 1989 году. Женщине было возвращено доброе имя, восстановлена репутация.

Вот такая необычная судьба у этого имени и его носительниц.