Династии фараонов. Фараоны первой династии египта

  • 14.10.2019

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

К фараонам в Египте относились как к богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, живущими в условиях абсолютной роскоши и владычествующими над империей, подобной которой мир никогда не видел. Они питались молоком и медом, в то время, как тысячи людей гибли во время строительства огромных статуй в их честь. А когда их собственная жизнь подходила к концу, фараонов хоронили так, что их тела сохранялись в течение более 4000 лет.

1. Гигантские памятники с гениталиями

Сесострис был одним из величайших военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и войска в каждый уголок известного мира и расширил свое государство больше, чем кто-либо в истории Египта. И после каждой битвы он отмечал свой успех путем установки большой колонны с изображением половых органов. Сесострис оставлял такие столбы на месте каждой битвы.

Причем Сесострис делал это довольно забавно: если противостоящая ему армия доблестно сражалась, то он приказывал выгравировать изображение пениса на колонне. Но если противника побеждали без малейших проблем, то на колонне вырезали изображение влагалища.

2. Умывания мочой

Сын Сесостриса, Ферос был слепым. Скорее всего, это была какая-то врожденная болезнь, которую он унаследовал от своего отца, но официальная египетская история гласила, что он был проклят, оскорбив богов. Десять лет спустя после того, как Ферос ослеп, оракул сказал ему, что он может вернуть свое зрение. Все, что Ферос должен был сделать, это промыть глаза мочой женщины, которая никогда не спала с кем-либо другим, кроме своего мужа.

Ферос попытался проделать подобное с помощью своей жены, но это не сработало. Он все еще был слепым, а к жене появился ряд вопросов. После этого Ферос заставил всех женщин в городе по очереди помочиться в горшок и выплеснуть ему мочу в глаза. После многих десятков женщин, случилось чудо - зрение вернулось. В итоге Ферос сразу же женился на этой женщине, а предыдущую жену приказал сжечь.

3. Город, построенный на сломанных спинах

Эхнатон полностью изменил Египет. Перед тем как он вступил на престол, у египтян было много богов, но Эхнатон запретил веру во всех богов, кроме одного: Атона, бога солнца. Он также построил целый новый город, Амарну, в честь своего бога. Для постройки города было задействовано 20000 человек.

На основе костей, найденных на местном городском кладбище, ученые определили, что более двух третей этих работников сломали во время стройки минимум одну кость, а у трети людей был перелом позвоночника. И все это было зря. Как только Эхнатон умер, все, что он делал, было разрушено, а его имя было вычеркнуто из истории Египта.

4. Поддельная борода

Хатшепсут была одной из немногих женщин, которые правили Египтом. Хатшепсут стала известной тем, что при ней были построены некоторые из величайших чудес Египта, но далось ей это вовсе не легко. Египет, возможно, был немного более прогрессивным, чем другие страны вокруг него, но в этой стране по-прежнему не относились к женщинам как к равным. Поэтому женщине было очень нелегко править Египтом. Неудивительно, что Хатшепсут приказала своим людям изображать ее как мужчину.

На всех картинах ее рисовали с рельефной мускулатурой и окладистой бородой. Она называла себя «сыном Ра» и (как утверждают некоторые историки) носила поддельную бороду и в реальной жизни. В итоге ее сын в конечном итоге сделал все, чтобы «стереть» память о Хапшесут из истории, чтобы скрыть, что женщина была фараоном. Он сделал это так хорошо, что об ее существовании никто не знал до 1903 года.

5. Вонючая дипломатия

Амасис явно не был самым вежливым фараоном, который когда-либо сидел на троне Египта. Он был алкоголиком и клептоманом, который воровал вещи своих друзей, приносил себе в дом, а затем попытаться убедить друзей в том, что эти вещи всегда принадлежали ему. Он получил трон силой. Предыдущий правитель отправил Амасиса, чтобы подавить восстание, но когда тот приехал к мятежникам, то понял, что у них довольно неплохие шансы на победу. Поэтому, вместо того, чтобы подавить мятеж, он решил возглавить его.

Амасис отправил фараону объявление войны очень экстравагантным способом, подняв ногу, испустив газы и сказав гонцу: «передай фараону все, что у меня за спиной». Во время правления Амасис продолжил воровать вещи у приближенных, но теперь он он отправлял за оракулами, чтобы те сказали, виновен он или нет. Если оракул говорил, что фараон невиновен, то его казнили как мошенника.

6. Город безносых преступников

Амасис недолго пробыл на троне. Он был илишне суровым правителем, и вскоре его свергли. На этот раз революцию возглавил нубиец по имени Актисанес. Когда он пришел к власти, Актисанес начал бороться с преступниками, причем очень оригинальным способом. Каждому человеку, который совершал преступление по время его правления, отрезали нос.

После этого их ссылали в город Риноколура, название которого буквально переводилось, как «город отрезанных носов». Это был очень странный город. Он был заселен исключительно безносыми преступниками, вынужденными существовать в одних из самых суровых климатических условий в стране. Вода здесь была загрязненной, а жили люди в домах, которые строили сами из разбросанных повсюду кусков щебня.

7. 100 детей от девяти жен

Рамзес II жил так долго, что люди начали всерьез беспокоиться насчет того, что он никогда не умрет. В то время, когда большинство правителей убивали в течение первых нескольких лет их правления, Рамзес II прожил 91 год. За свою жизнь он построил больше статуй и памятников, чем кто-либо из египетских фараонов.

Также, естественно, у него было больше женщин, чем у кого-либо. К времени его смерти у Рамзеса II было, по крайней мере, 100 детей от 9 жен. Когда он вторгся в Хеттское царство, то отказался подписать мирный договор, если ему не отдадут в жены старшую дочь правителя. Также он не «брезговал» своими дочерьми, женившись как минимум на трех их них.

9. Одержимость пигмеями

Пепи II было около шести лет, когда унаследовал престол Египта. Он был всего лишь маленьким ребенком, правящим огромным царством, поэтому неудивительно, что его интересы были примерно такими же, как у обычного шестилетнего мальчика. Вскоре после того, как Пепи II стал фараоном, исследователь по имени Харкхуф написал ему письмо, в котором известил, что встретил танцующего пигмея. С тех пор для Пепи II это стало навязчивой идеей.

Пепи II приказал немедленно отбросить все дела и привезти к нему в дворец пигмея, чтобы тот развлекал его танцами. В итоге целая экспедиция все же доставила мальчику-фараону пигмея. Когда он вырос, он уже был настолько испорчен, что он приказывал своим рабам обнажаться, намазываться медом и ходить за ним. А делалось это для того, чтобы фараона не беспокоили мухи.

10. Отказ от смерти

Хотя фараонов и называли бессмертными, тем не менее они умирали. И, хотя они строили пирамиды для загробной жизни, каждый фараон на самом деле сомневался по поводу того, что произойдет, когда он в последний раз закроет свои глаза. Когда к фараону Микерину, который правил в XXVI веке до нашей эры, пришел оракул и сказал, что правителю осталось жить всего 6 лет, фараон пришел в ужас.

Он сделал все возможное, чтобы избежать этого, решив обмануть богов. Микерин посчитал, что можно остановить время, сделав день бесконечным. После этого он каждую ночь зажигал столько ламп, чтобы казалось, что в его покоях продолжается день, и никогда не спал, устраивая по ночам пиршества.

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер - аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен - Хепер - Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона. Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким - либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим
Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация
Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона
Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности
Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

В последний путь
Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

И так, предлагаю собрать все династии и их царей в единый список. Но вначале хотелось бы выделить самых известных и выдающихся из них.

Начнем с Нармера. Это фараон Додинастическои эпохи. Он стал первым фараоном, сделавшим Мемфис своей резиденцией.

Снофру , фараон 4-ои династии. В гробнице его королевы Нетеферис в Гизе были найдены редкие части мебели, хранящиеся сегодня в Каирском музее.

Хуфу , фараон 4-ои династии, строитель Великой пирамиды в Гизе.
Хафра (Хефрен), фараон 4-ои династии, строитель второй пирамиды в Гизе. Большой Сфинкс пирамиды - это изображение царя Хефрена.

Пиопи II, фараон 6-ои династии, достигший девяностолетия и правящий дольше всех других известных фараонов. Ментухотеп, фараон 11-ои династии. Он объединил Египет, находящийся в упадке после долгого периода внутренних раздоров.

Далее, Аменемхет I , фараон 12-ои династии. Он узурпировал трон его предшественника, ввёл в культ поклонение фиванскому богу Амону, а также назначил своего сына Сенусерта I своим соправителем.
Сенусерт III, фараон 12-ои династии, известный своей храбростью. Он отменил привелегированное положение всех провинциальных чиновников (номархов), воевал против Нубии, а также построил многочисленые крепости в районе второго порога Нила для предотвращения набегов с территории Нубии и охраны египетских золотодобытчиков, работающих здесь.
Яхмос, фараон 18-ои династии. Избавил Египет от гиксосского нашествия и преследовал изгнанных гиксосов вплодь до Южного Ханаана.

Аменхотеп I, сын Яхмоса, фараон 18-ои династии, почитаемый последующими поколениями (вместе с его матерью царицей Нефертари) как один из богов.
Тутмос I, фараон 18-ои династии. Вёл жестокую борьбу с Царством Митанни и вместе со своим войска дошёл до реки Евфрат в Сирии.

Хатшепсут, царица 18-ой династии. Самая значительная среди нескольких женщин, владевших египетским троном за всю историю страны.
Тутмос III, фараон 18-ои династии. Он провёл свыше 20 победных походов против египетских врагов, дойдя до четвёртого порога Нила на территории Судана.
Эхпатон (или Аменхотеп IV), фараон 18-ои династии, наиболее известный из фараонов древнего Египта как организатор религиозной, общественной и культурной революции. Он ввёл культ верховного главного бога - бога Солнца Атона и построил новую столицу в эль - Амарне. Его женой была прекрасная Нефертити, чей красивейший бюст хранится в Берлинском музее.

Тутанхамон, фараон 18-ои династии, умерший восемнадцатилетним и ставший широко известным, благодаря драматическому открытию его до тех пор никем не повреждённой гробницы в Долине Царей (Западный Луксор). Сокровища, наиденные в ней, занимают большой отдел второго этажа Египетского музея.

Следующий Сети I, фараон 19-ои династии. Первый царь, показавший на стене храма в Карнаке монументальные изображения своих военных сражении. Гигантский колонный зал этого храма был частично построен в период его правления.
Рамсес II (Рамсес Великий), фараон 19-ои династии, правивший 67 лет.
Возможно, именно на годы его правления приходится Исход евреев из Египта. Ему принадлежит строительство наибольшего числа самых великолепных монументов египетской древности. В битве египтян с хеттами при Кадеше участвовало с египетской стороны 4000 отрядов. Позднее он подписал с ними мирный договор и взял в жёны как минимум двух дочерей хеттского царя. Ходил слух, что он отец 100 сыновей. Он построил общую гробницу для многих своих детей в Долине Царей. Гробница его жены, царицы Нефертари, самая красивая в Долине Цариц. Во время его правления был вырублен скальный Храм в Абу Симбел.
Рамсес III, фараон 19-ои династии, при котором состоялось известное морское сражение египтян с Народами Моря, изображенное затем на стенах его хорошо сохранившегося поминального храма в Мединет-Абу (Западный Луксор). Здесь также впервые изображаются филистимляне. Он был убит в результате дворцового заговора.
Шешонк I, фараон 22-ои династии, библейский царь Шишак, ливиец по происхождению. Его вступление на трон приходится приблизительно на время смерти библейского царя Соломона. Большой список его завоевании в Израиле, Иудее и в других местах вырезан на стене его Храма в Карнаке.

Далее, Пи(анхи), фараон 25-ои династии, нубийского происхождения. Захватив Египет, он правил им как египетский царь. Его победа над ливийскими войсками в дельте Нила была увековечена на триумфальной стелле, находящейся сейчас в Египетском музее. Он также известен как особый любитель лошадей. Он и другие цари этой династии вновь ввели старый обычаи царского захоронения в пирамидах.
Псамметих I, фараон 26-ои династии, восстановивший правление коренных египтян. Его столицей был Саис, город на западе дельты Нила. Он правил во время расцвета классической Греции, нанимал на службу греков и кариицев и поощрял греческих купцов при основании нескольких греческих городов в Египте.
Амасис, фараон 26-ои династии, воевал против вавилонян, вторгшихся в Сирию - Палестину, но не смог предотвратить разрушение Иерусалимского Храма Соломона.

Пожалуй, теперь можно вернуться к полному списку. Конечно, не все имена царей дошли до нас, но те, которыми располагаем, здесь будут приведены. Для начала стоит сказать, что мифические десять царей Тиниса включены в 0-ую династию. После IV династии фараоны, с некоторыми исключениями, при восшествии на трон получали официальное имя, состоявшее из собственного имени фараона и имени бога солнца Ра.

I династия: Нармер (Менее), Axa, Джер, Джет, Уди-му, Мерпаба, Семерхет, Каа.

Итого 8 царей, правящих 253 года.

II династия : Хотеп-ахауи, Ра-неб, Нетери-му, Перибсен, Ха-сехемуи,Ка-Ра, Ха-сехемуи.

Всего было 9 царей, правящих 302 года.

III династия: Са-Некхт, Джосер-Нетеркхет, Снефру.

Всего 9 царей, и 214 лет и правления.

Древнее царство

IV династия: Шару, Хуфу, Хафра, Мен-кау-Ра, Дадеф-Ра, Шепсес-каф, Себек-ка-Ра.

8 царей, и 284 года их правления.

V династия: Усеркаф, Саху-Ра, Шепсес-ка-Ра, Неферф-Ра, Ни-усер-Ра, Мен-кау-Хор, Дад-ка-Ра-Исеси, Венис.

Итого 9 царей, правящих 248 лет.

VI династия: Тети, Усер-ка-Ра, Пепи I, Мерен-Ра, Пепи II, Межти-эм-саф, Нетер-ка-Ра, Царица Нейт-акерт.

Всего 6 царей, правящих 203 года.

Первый переходный период

VII династия: 70 мемфисских царей, которые правили 70 дней.

VIII династия включает 27 мемфисских царей, 146 лет.

IX династия: 19 царей, правящих 409 лет.

X династия: 10 царей, 185 лет.

Среднее царство

XI династия: Интеф I, Интеф II, Менту-хотеп I, Менту-хотеп II, Менту-хотеп III, Менту-хотеп IV.

Всего 16 царей, и 43 года их правления.

XII династия: Амонемхет I, Сенусерт, Аменемхет II, Сенусерт II, Сенусерт III, Амонемхет III, Амонемхет IV, Царица Себек-нефру.

Получаем 8 царей, 160 лет правления.

XIII династия

Данных не сохранилось.

Второй переходный период

XIV династия: 76 царей, 184 года правления.

XV династия включает 6 иностранных финикийских царей, которые правили 284 года.

XVI династия: 32 пастушьих греческих короля, 518 лет.

Новое царство

XVII династия: Секенен-Ра I, Секенен-Ра II, Секенен-Ра III, Камее.

Всего 43 пастушьих короля и 43 фиванских правителя. Вместе они правили 151 год.

XVIII династия: Яхмес I, Аменхотеп I, Тутмос I, Тутмос II, царица Хатшепсут, Тотмес III Мен-Кхепер-Ра, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III, Аменхотеп IV Акхенатеп, Сменх-ка-Ра, Тут-анх-Амон, Ау, Харемхеб.

Всего 16 царей, правящих 263 года.

XIX династия: Рамсес I, Сетехи I, Рамсес II, Мер-ен-Птах, Сетехи II, Амон-мес, Си-Птах, Сетех-нехт.

Итого 8 царей, 209 лет.

XX династия: Рамсес III, Рамсес IV, Рамсес V, Рамсес VI, Рамсес VII, Рамсес VIII, Рамсес IX, Рамсес X.

Всего 12 царей, которые правили 135 лет.

Поздний период

XXI династия: Херихор Смендес, Пианхи Пасеб-кхану I, Пинеджем I Амонемипт, Масахарта Си-Амон, Пинеджем II, Пасеб-кхану II.

Итого 7 царей, 130 лет.

XXII династия: Шешенк I, Осоркон I, Такелот I, Осоркон II, Шешенк II, Такелот II, Шешенк III, Пами, Шешенк IV

Итого 9 царей, правящих 126 лет.

XXIII династия: Пианхи I, Педубаст Осоркон III, Такелот III.

Всего 4 царя, 28 лет правления.

XXIV династия: Шабака, Пианхи II, Шабатака, Тахарка, Танутамон.

5 царей, 40 лет правления.

XXVI династия: Нехо I, Псамтек I, Нехо II, Псамтек II, Псамтек III, Априс (Хопхра), Амасис II, Псамтек IV.

всего 9 царей, правящих 150 лет и 6 месяцев.

Персидский период

XXVII династия: 8 персидских царей, 124 года и 4 месяц их правления.

XXVIII династия: Амиртей (6 лет).

XXIX династия: 4 царя, 20 лет и 4 месяца их правления.

XXX династия : Нектанеб I, Джехер Нектанеб II.

Всего 3 царя, правящих 38 лет.

Завоевание Александра Македонского 332 г. до н. э.

Период Птолемеев : Птолемей I Сотер I, Птолемей II Филадельфус, Птолемей III Еургеитис I, Птолемей IV Филопатр, Птолемей V Эпифанес, Птолемей VI Филометр, Птолемей VII Еургетис II, Птолемей VIII Еупатр, Птолемей IX Неос Филопатр, Птолемей X Сотер II, Птолемей XI Александр I, Птолемей XII Александр II, Птолемей XIII Филопатр, Птолемей XIV Филопатр, Птолемей XV Филопатр, Клеопатра.

Захват Октавием (Октавиан) 30 г. до н. э.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.