Кто такой г тукай. Биография Габдуллы Тукая. Татарский народный поэт Габдулла Мухамедгарифович Тукай

  • 25.09.2019

Тукай Габдулла (1886-1913) – народный поэт Татарстана, также проявил себя в качестве литературного критика и публициста, переводчика и общественного деятеля.

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

  • «Фикер» («Мысль»);
  • «Уклар» («Стрелы»);
  • «Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).

Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:

  • журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
  • газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
  • журналом «Яшен» («Молния»).

Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду – книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям. Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. – первым среди татарских большевиков. В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

  • «Гнёт»;
  • «Жизнь»;
  • «Религия и народ»;
  • «Националисты»;
  • «Осенние ветры»;
  • «Ишан»;
  • «Чего не хватает сельскому люду?»;
  • «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
  • «Рассказ с печки»;
  • баллада «Водяная»;
  • «Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:

  • очерк «Маленькое путешествие»;
  • «Татарская молодёжь»;
  • «Дача»;
  • «Первое моё дело после пробуждения»;
  • «По случаю юбилея»;
  • «Надежды народа».

Поэт скончался от чахотки и голода вечером 15 апреля 1913 года, совсем чуть-чуть не дожив до 27 лет. Габдулла Тукай похоронен в Казани на татарском кладбище.

В Республике Татарстан в честь поэта названы многие улицы, площади и скверы, станция метро, колхоз, типография и филармония, а также есть круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», который курсирует по Волго-Камскому бассейну. Установлено множество памятников и открыто три музея: в селе Новый Кырлай, в Уральске и в Казани. Каждый год в Казани на Театральной улице возле памятника поэту в день его рождения проходят литературные чтения.

В поиске вдохновения редакция ProDetki решила погрузиться в историю жизни и творчества великого татарского поэта и общественного деятеля Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай был известнейшим деятелем Татарстана. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком.

Габдулла Тукай / Фото взято из открытых источников

Биография Габдуллы Тукая

Жизнь писателя Габдуллы Тукая с самого детства не была легкой, ведь еще совсем младенцем, в возрасте чуть более, чем четырех месяцев, он остался без отца. Вскоре, едва мальчику исполнилось 4 года, как он превратился в сироту, потеряв еще и мать. Отчим Габдуллы не решился вешать на себя ответственность по воспитанию чужого отпрыска и передал мальчика в семью деда Зиннатуллы. Совместный быт не давался легко ни самому будущему писателю, ни его родственникам, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Б иография кратко описывает не только тяготы и невзгоды самого мальчика, но народа в те времена в целом, никто не желал иметь у себя дома лишний рот, именно поэтому дед Зиннатулла и отправил внука вместе с ямщиком в город Казань, где малыш обрел свою приемную семью. Но детское спокойствие Габдуллы длилось недолго, и уже в течение двух лет приемные мать и отец захворали и вскоре им пришлось вернуть ребенка обратно.

Неудивительно и то, что в родном селе будущего великого писателя никто не ждал. Поэтому расстроеный дед не сдавался и искал, куда бы пристроить непрошеного родственника. На радость всем Габдулла Тукай был принят семьей бедного крестьянина Сагди, который проживал в селе Кырлай. Эти годы не были простыми, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Деревня заставляла много работать физически и не щадила ни стар, ни млад.

К концу девяностых годов 19 века Габдулла Тукай перебрался в город Уральск. Там начинающий поэт поселился в доме купца Усманова. Именно там он начал посещать занятия в мусульманскую общеобразовательную школу, которая находилась под покровительством семьи Тухватуллиных. Как раз в те годы он стал заниматься русским и демонстрировать свои первые успехи в учебе. Именно в тот момент окружающие начали замечать в мальчике задатки будущего гения слова.

В девятнадцатилетнем возрасте Габдулла Тукай осуществил свои первые переводы, которыми становятся произведения известного баснеписца Крылова, а годом позже он увлекается поэзией и занимается переводом на татарский язык известных русских произведений, чем демонстрирует свой далеко идущий талант. На обучении Габдулла Тукай открывает для себя работы Пушкина и Лермонтова, которые вдохновили его на собственные стихи. Так начинается его путь, как поэта. Хоть, как вспоминает сам Габдулла Тукай, детство его было не самым легким и безоблачным, но именно эти годы показали ему все то, что он потом вложил в свои произведения.

Литературный музей Г. Тукая в Казани/ Фото взято из открытых источников

Первые шаги Габдуллы Тукая как поэта

Революционные действия 1905 года послужили огромным толчком для творчества поэта и писателя, так как именно их он описывал в своих первых произведениях, публикуясь в печатных изданиях того времени. Самые популярные и запоминающиеся его стихи можно было прочитать в газетах и журналах, а это уже было достойное признание успеха для совсем еще молодого автора. Там он выступает не только с поэзией, но и с прозой, описывая в статьях революционные действия. Габдулла Тукай кратко описывает действия революционеров, отдавая больше своего внимания творчеству. Но при этом поэт является активным деятелем и принимает самое непосредственное участие во всех демонстрационных действиях.

По окончанию медресе Тухватуллиных Габдулла целиком отдает себя творчеству и уже в 1907 году выходит его знаковое произведение «Не уйдем!», которое посвящено третьеиюньскому перевороту и призывает до конца стоять и сражаться за свою Родину. Габдулла Тукай всей душой и сердцем был предан своей земле, поэтому так пропагандировал отставить демократию в своих стихах. Чуть позднее на свет появляются стихи, которые также олицетворяют рвение писателя сражаться на благо Родины, что и делал сам Габдулла Тукай. Презентация его захватывающих произведений показывает, что его творчество нужно и интересно народу, поэтому вскоре поэт переезжает в Казань.

Стихи Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань , где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница» .

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.

Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. П утешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Наследие и богатство потомков Габдуллы Тукая

В наше время татарский народ может по истине гордиться тем огромным пластом истории, который оставил для них великий литературный деятель. Официальный сайт Габдуллы Тукая , созданный в честь поэта и его произведений, — это лучшее тому подтверждение.

Он так виртуозно и грамотно описывал в своих произведениях все действия своего времени, что теперь наследники этого культурного богатства могут изучать свою историю начала 20 века по его стихам и статьям.

В большинстве своих произведений Тукай с упоением описывал революцию и все действия, происходившие вокруг нее. Он был ярым борцом за свободу для народа, поэтому события тех лет описаны настолько живо и ярко.

Г. Тукай — борец за Родинуи свой народ / Фото взято из открытых источников

После окончания революции татарский народ делится на части, но Габдулла Тукай верит в единство своей нации и призывает к миру в своих произведениях , например, в стихотворении «Национальные чувства» Габдулла Тукай пропагандирует получение образования, ведь ему как никому другому известно, что такое тяжелая крестьянская жизнь в деревне.

Габдулла Тукай славен еще и тем, что он так далеко продвинул татарский язык, ославив его по всему миру, воспевая в своих произведениях. Без сомнений поэт душой и сердцем болел за свою Родину, этим объясняется его воинственность и борьба за демократию, ведь в своих стихотворениях он хотел донести истинные ценности татарского народа .

Среди большого количества произведений можно найти более сотни его стихов, рецензий на статьи и даже фельетоны. Даже очерк о своем детстве успел оставить великий татарский поэт Габдулла Тукай. Сказки это еще один повод для гордости писателя, ведь именно благодаря произведениям для детей, он пытался донести свои мысли и ценности до самых маленьких. Детей Тукай радовал и своими поэмами и переведенными сказками и песнями. Габдулла Тукай по праву был признан основоположником детской татарской литературы.

«Шурале» Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

В наше время, если спросить любого татарского ребенка о том, кто для них главный литературный деятель, каждый школьник без сомнения ответит, что это . Сайты Татарстана сейчас дают возможность детально изучить жизнь и творчество знакового поэта и это смело можно назвать поводом для гордости.

Память о Габдулле Тукая

Ни для кого не секрет, что Габдулла Тукай — это культовая фигура в становлении татарской культуры. Именно поэтому наследники так помнят и чтят основоположника татарского языка.

Казань ознаменована литературным музеем в честь поэта, а вот историко-мемориальный комплекс памяти Габдуллы Тукая расположился в его родной деревне Новый Кырлай.

Также в Казани назвали площадь в честь поэта и писателя, а в Уфе есть улицы и даже станции метрополитена имени Габдуллы Тукая.

Памятные мемориалы поэта можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно же, Уральске.

И самой памятной гордостью можно назвать премию искусств Республики Татарстан памяти Габдуллы Тукая.

Ежегодно в Татарстане проводится масса мероприятий, фестивалей и конкурсов, как литературных, так и художественных, связанных с именем величайшего поэта Габдуллы Тукая. Рисунки и стихотворения дети представляют на общий суд. Поэтому можно смело заявить, что и после кончины Тукай не перестает развивать детей и приобщать их к прекрасному.

Детский рисунок «Су Анасы» по Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай биография кратко и интересные факты из жизни татарского поэта Вы узнаете в этой статье.

Габдулла Тукай биография краткая

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Республика Татарстан) в семье приходского муллы. Вскоре умер его отец. А в 4 года Габдулла стал круглым сиротой.

Его воспитанием занимались его многочисленные бедные родственники, которые считали его лишним в своих семьях и, конечно, относились к нему соответственно. Он не знал ласки и любви близких людей и нуждался во внимании. Не удивительно, что в детстве он очень много болел.

Сначала маленький Габдулла учился в мусульманской школе, потом тётка увезла его в Уральск, где он ходил в русский класс и познакомился с творчеством русских поэтов Лермонтова и Пушкина. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Габдулла был одаренным мальчиком и в возрасте 16 лет он написал свои первые стихи, потом начал переводить на татарский язык стихи и басни.

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.

Габдулла Тукай интересные факты

Тукай обычно не носил головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Габдулла Тукай получал за каждую написанную строчку 50 копеек серебром или золотом, что делало его самым высокооплачиваемым поэтом своего времени. Тукай жил в бедности, хотя сам достаточно зарабатывал. Но он часто одалживал деньги друзьям, учредил две именные стипендии на 500 рублей для обучения талантливых мусульман в русском учебном заведении.

Несмотря на большую популярность у противоположного пола, Тукай старался избегать отношений с девушками, т.к. полагал, что выглядит безобразно.

Габдулла Тукай знал 5 языков — татарский, арабский, персидский, турецкий и русский.

За неполные 8 лет творческой жизни Габдулла Тукай написал 9 поэм, более 400 стихотворений, а также 350 рассказов, очерков и воспоминаний.

Поэт скончался от туберкулеза.

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.

Габдулла Тукай был рожден 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Атнинского района. Настоящее имя - Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович. Его отец был обычным приходским муллой. В пятимесячном возрасте мальчик лишился отца, а в четыре года остался круглой сиротой. Его судьба зависела исключительно от милости людей, проявивших к нему благосклонные чувства.

С 1892 по 1895 год жизнь Габдуллы проходила в семье обычного крестьянина Сагди, жившего в деревне Кырлай. Именно он и принял решение усыновить мальчика. В это время будущий писатель начал приобщаться к трудовым крестьянским будням, испытывая радости и горести. Как он сам признался позже, жизнь в деревне показала ему новые грани жизни. Впечатления о жизни в деревне оставили в памяти и, как следствие, в творчестве поэта чувство любви к простым чистосердечным людям.

Следующий жизненный период Габдуллы был связан с городом Уральск. Он был взят туда купцом Усмановым. В этой семье хозяйкой была сестра его отца. В то время он учился в медресе Тухватуллиных «Мутыгия», которые отличались прогрессивной настроенностью. Кроме того, был учеником русского класса, где проявлял высокую одаренность.

Революция 1905 года коснулась и такого небольшого городка, как Уральск. Появляется первые татарская периодика, среди подобных газет и журналов «Фикер», «Уклар», «Аль-Гасральджадид» и многие другие. Биография Тукай Габдуллы начинает быть тесно взаимосвязана с этими периодическими изданиями. Он сотрудничает с ними, выступая с многочисленными стихотворениями и статьями на революционную тематику.

В начале 1907 года молодой писатель покидает медресе Тухватуллиных. С началом его самостоятельной жизни возникает немало трудностей. Как раз в этот период революция шла на спад и вместе с тем, выходит запрет на ту татарскую периодику, в которой печатался Тукай.

Осенью того же года, он принимает решение переехать в Казань, для того чтобы именно здесь начать свою новую творческую деятельность. Ему быстро удается найти свой круг общения и сблизиться с творческой молодежью, связанной с изданием газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его не покидали мысли о продолжении его национально-сатирического уклона прозы, без которого ему трудно было представить дальнейшее развитие собственного творчества и татарской литературы в целом.

Можно сказать, что частично его планы осуществились посредством работы в сатирико-юмористических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-Юлт» («Зарница»). Свои творческие возможности он всецело отдавал именно этим изданиям. С их помощью он пытался бороться с любого рода проявлениями реакционной политики. Этот, еще ранний период творчества писателя, был охарактеризован страстным рвением к бескорыстному служению народу, при этом еще чувствовалось веяние любви к нации. Все глубже и глубже он проникал в народную реальность, быстро отойдя от просветительской романтики. Немного позже, находясь в условиях жесткой реакции, он с горестью отмечал факт того, как бесчинно зло подтачивает народную душу.

В творчестве Габдуллы Тукая проявляется целый цикл великолепных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых абсолютно понятно его отношение к народу. Его стихотворения «Осенние ветры», «Дача», «Гнет», написанные в 1911 году, а также стихотворение «Чего не хватает сельскому люду?» (1912) являются типичными образцами классической социальной лирики, в которой сквозь призму реализма раскрыта боль народных масс.

В основе поэзии Тукая лежит не столько разговорная, сколько напевная интонация. Поэт утверждал, что дело не в форме, размерах или ритмике, сама суть заключается в смысле и в умении донести этот самый смысл.

В годы реакции здоровье поэта было очень сильно подорвано. Его материальное положение оказалось весьма плачевным. Здесь сыграло роль коммерческое отношение издателей к произведением Тукая, а также, что несомненно, незаинтересованность самого автора в своем материальном благополучии. Свое нищенское существование он коротал в холодных гостиничных номерах.

Во времена нового революционного подъема жизнь поэта значительно меняется. Несмотря на то, что его здоровье резко ухудшилось, в 1911-1912 годах он решается совершить путешествия, которые в корне меняют его жизнь. В середине 1911 года он приехал в Астрахань, по пути познакомившись с жизнью Поволжья (ему он посвящает очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остановился у своего приятеля поэта С. Рамиева, а позднее встретился с писателем и азербайджанским общественным деятелем Нариманом Наримановым, который был сослан сюда за революционную деятельность на своей родине.

Весной следующего года писатель отважился на более серьезное путешествие, маршрут которого проходил через Казань, Уфу и Петербург. В Уфе Тукай встречает М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий неизгладимый след в жизни двух народных писателей и еще более укрепляет их симпатию друг к другу.

А вот в Петербурге Габдулле Тукаю уже не удается встретить людей, подобных Гафури. Несмотря на это, петербургская передовая интеллигенция хоть и узнала о визите Тукая несвоевременно, все равно пыталась оказать ему максимум своего внимания. В Петербурге он задержался на тринадцать дней, после писатель отправился в Троицк, а затем и в казанскую степь. Проведя незабываемое лето под степным солнцем, попивая кумыс, в надежде улучшить состояние своего здоровья, в августе Тукай все же возвращается в Казань. Здесь он работал в душной типографии, и, не обращая внимания на дурное самочувствие, продолжал литературную деятельность.

В последние годы жизни и вместе с тем творческой деятельности Тукай все ближе постигал народную действительность, к тому же все более резко воспринимал противостояние народа и общества («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и прочие). Писатель бесконечно вел непримиримую борьбу не только с действительностью, но и со своим собственными ошибками и иллюзиями, которые возникали в процессе поиска справедливости и истины.

15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Он покинул этот мир в самом расцвете своего таланта.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Тукая Габдуллы представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

«Фикер» («Мысль»);
«Уклар» («Стрелы»);
«Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).
Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

Произведения этого периода буквально пронизаны призывом до конца бороться за демократию и честь своей Родины:

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:
журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
журналом «Яшен» («Молния»).
Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду - книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям. Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. - первым среди татарских большевиков. В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине - деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

«Гнёт»;
«Жизнь»;
«Религия и народ»;
«Националисты»;
«Осенние ветры»;
«Ишан»;
«Чего не хватает сельскому люду?»;
«Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
«Рассказ с печки»;
баллада «Водяная»;
«Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь - из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:
очерк «Маленькое путешествие»;
«Татарская молодёжь»;
«Дача»;
«Первое моё дело после пробуждения»;
«По случаю юбилея»;
«Надежды народа».