Раздел I. Морфемика и словообразование. Морфема это в русском языке определение

  • 26.09.2019

М орфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Без знания состава слов невозможно научиться определять способы словообразования и решать проблемы орфографии.

Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом морфемы. Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок , а после корня – один или несколько суффиксов . В конце изменяемых слов есть окончание (иногда оно нулевое). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Теперь поговорим подробнее обо всех морфемах.

Основа слова и окончание.

Чтобы выделить окончание , надо слово изменять, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например: зелёный лес , зелёного леса (окончания м.р., ед.ч., им. и род. падежей); живу , живём (окончания 1л. ед. и мн.ч. , наст. вр.).

Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительным лес.

Окончанием слова называется его изменяемая часть , которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание может быть нулевым . Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но при изменении слова нулевое окончание появляется. Нулевые окончания обнаруживаются:

1)у существительных в форме им. п. м.р. ед.ч.: дом - дома

2)у существительных в форме р. п. мн. ч.: гор - горы

3)у кратких прилагательных в форме мужского рода: красив - красива

4)у глаголов в форме м.р. пр. вр.: пел - пела

5)у притяжательных прилагательных с суффиксом – ий: лисий - лисья

Часть слова без окончания называется основой . Основа слова содержит его главное лексическое значение .

Обратите внимание на состав таких слов, как нация , армия , в которых буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит в основу , [а] – окончание .

МОРФЕМИКА

Морфемика - раздел словообразования (иногда грамматики), изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Задачи морфемики:

  1. Изучение принципов выделения морфем.
  2. Изучение значений морфем.
  3. Классификация морфем по их характеристикам.
  4. Изучение функционирования морфем.

Главная единица морфемики - морфема. Это минимальная значимая часть слова. В этом определении оба признака морфемы являются одинаково важными: 1) обязательное наличие значения (в отличие от фонемы); 2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость на значи­мые части (можно расчленить только на фонемы).

Наличие значения отличает морфему от слога. В отличие от слова, значение морфемы доста­точно обобщенное и представлено не совокупностью сем, а отдельными семами. Некоторые мор­фемы (окончания) имеют только грамматическое значение. Например, переносчик - "лицо, кото­рое что-либо переносит" (лексическое значение). Морфемный состав: пере-нос-чик -□:

нос - перемещать при помощи чего-либо;

чик - лицо мужского пола, выполняющее действие, названное в корне; □ - м.р, ед.ч., Им.п.

Поскольку морфемы обладают значением, то они могут быть:

Синонимичными: горож-анин, гор-ец, тул-як, петербурж-ец;

Омонимичными: нос-овой, нос-ить, вод-а, вод - и-ть;

Многозначными: учи-тель, выключа-тель. Пре - 1) очень, 2) близкое к пере-.

По происхождению морфемы могут быть:

Заимствованными: антинаучный, примитив-изм;

Собственно русскими: обучать, подойти.

Морфема - единица обобщенного характера, так же, как и фонема, в языке реализуется в виде конкретных единиц, своих вариантов - морфов: бр-ать, бер-у, вы-бир-ать, от-бор; снаб-жен-ец, снабжен-ц-а, снабжен-ч-еский.

Термин «морфема» в научный обиход введен И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. («Морфе­ма - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышле­ния. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде «ко­рень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва­ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т.д.» [Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 1. - М., 1963. - С. 272. Цит. по: Тихонов, А.Н. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование. Морфология). / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002.]).

Аспекты изучения структурного состава слова

При изучении любых единиц языка необходимо учитывать временной аспект. Словообра­зовательная структура и словообразовательные отношения между словами зависят от того, в каком временном аспекте рассматривается структура слова. Исторический аспект - диахро­ния и одновременной аспект изучения словообразовательных единиц - синхрония могут да­вать разные результаты строения слова и его отношения к производности / непроизводности. На этот факт указывал еще в Ф.Ф. Фортунатов, отмечая, что «нельзя смешивать факты, суще­ствующие в данное время, и факты, открывающиеся при изучении истории языка». Так, слово мгла, льгота в современном синхронном словообразовании рассматриваются как непроизвод­ные слова, в которых выделяются основа, корень и флексия (окончание). Исторические иссле­дования показывают, что слово мгла образовалось от слова мга - туман, тьма - при помощи суффикса -л-, а слово льгота - посредством суффикса -от(а)- от слова льга - свобода, легкость. Поэтому с исторической точки зрения эти слова членимые на корень, суффикс и окончание. Иногда, в зависимости от временного аспекта рассмотрения, может меняться порядок произ-водности: в диахронии зонтик Т зонт, в синхронии зонт %1 ! зонтик.

Основные единицы морфемики

Основными единицами морфемики являются минимальные значимые части слова - мор­фемы. Минимальные значимые части слова представлены следующими основными группами: 1) корневые - заключающие в себе основное лексическое значение; 2) аффиксальные - содер­жащие словообразовательное и грамматическое значение. Помимо этих морфем в слове могут присутствовать вспомогательные соединительные элементы, не имеющие собственного значе­ния и служащие для соединения морфем: двухэтажный, певец.

Классификация морфем

В настоящее время сложилась устойчивая классификация морфем на основании несколь­ких признаков:

  1. По наличию значения морфемы делятся значимые (содержат лексическое, грамматичес­кое или словообразовательное значение) и асемантичные (не имеют значения и служат для со­единения морфем). От аффиксов, имеющих ГЗ, ЛЗ, СЗ эти асемантичные сегменты структуры слова отличаются тем, что не имеют никакого значения, а необходимы только для морфонологи-ческого оформления (фонемного оформления морфемы). Асемантичыми элементами являются: 1) глагольные гласные основы: -а-, -и-, -е-: чит-а-ть, воз-и-ть, вечер-е-ть; 2) соединительные гласные, необходимые для присоединения морфем: сух-о-фрукты, четыр-е-жды, дв-ух-ярусный.
  2. По роли в слове: обязательные, корневые морфемы, содержащие основное лексичес­кое значение и аффиксальные, факультативные, некорневые, имеющие дополнительные лексические и грамматические значения.

Корень -лес- содержит основное ЛЗ - дикорастущие деревья. Это значение сохраняется в словах лесной, лесник благодаря наличию корня. Слова кино, пальто, вчера, завтра и многие другие имеют только корень и функционируют в языке без дополнительных аффиксов, они факультативны в слове. Аффиксы привносят в слова дополнительные грамматические и лекси­ческие значения. Лесной - признак, имеющий отношение к лесу. Лесник - человек, профессио­нально занимающийся лесом. Бывают исключения, когда именно суффиксальные морфемы со­здают основное значение слова: перебой, разбой, бой, битва.

Аффиксы в зависимости от места, занимаемого по отношению к корню, подразделяются на: 1) префиксы, или приставки (стоят перед корнем); 2) суффиксы (стоят за корнем, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 3) окончания, или флексии (стоят за корнем или суффиксом, являются изменяемой частью слова, передают его грамматическое зна­чение); 4) постфиксы (стоят за корнем или суффиксом, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 5) интерфиксы (соединительные элементы, находящиеся меж­ду корнями или между корнем и суффиксом).

3. По способу формального (материального) выражения:

1) материально выраженные (графически и фонетически): стран-а, чит-а-ть, больш­ой; Всегда материально выраженными являются корни.

2) не выраженные графически, но выраженные фонетически: истории]-я(а), листь]-я(а), предчувствии]-е; такой способ выражения имеют только суффиксы;

3) материально не выраженные (нулевые) аффиксы. Это нулевые окончания (флексии): домП, городи и нулевые суффиксы синьслП.

Нулевые суффиксы встречаются:

а) у некоторых форм прошедшего времени: ср.: нес-л-а - нес-гл-П.

б) у слов, перешедших в другую часть речи безаффиксальным способом; чаще у существи тельных, реже прилагательных и других частей речи, образованных от глаголов или прилага тельных, при отсутствии материально выраженного суффикса: беггП, переломгП, зеленьгП, золот-г -ой, шест-г -ой.

4. По способу передачи значения корневые морфемы могут быть свободными и связан ными. Свободные корни выражают основное значение самостоятельно, при наличии только формообразующих аффиксов: нес-ти, домП, теперь, режьП. Связанные корни выражают ЛЗ только вместе с другими словообразующими аффиксами: при-вык-ать, от-вык-ать, ул-ица, ул-
очка, переул-ок.

Аффиксальные морфемы не бывают свободными, они всегда связанные.

5. По функции (по участию в слово- или формопроизводстве) могут быть словообразо вательные, формообразующие и словоформообразующие.

Благодаря лексической и грамматической семантике аффиксов, они могут участвовать в производстве новых слов и в производстве новых форм одного и того же слова. Формообразу­ющие (добрый - добрее, делать - сделать), словообразующие (автор - соавтор, учить - учи­тель) и словоформообразующие (писать - переписать).

6. По продуктивности использования аффиксы могут быть продуктивными и непро дуктивными. Продуктивные аффиксы участвуют в современном слово- и формообразовании. Так, например, суффикс инфинитива -ть является продуктивным, новые появляющиеся глаго лы образуются именно с этим суффиксом: инвестировать, президентствовать. Продуктив ными являются суффиксы:

Суффикс -ист-: авангардист, саблист, регбист, программист, документалист, про­гнозист, саксофонист;

Суффиксы -к-, -ш- со значением наименования лиц женского пола: рапиристка, гандбо-листка, юристка; операторша, санинсрукторша, партнерша и многие другие.

Непродуктивные аффиксы перестали участвовать в образовании слов и грамматических форм. Непродуктивным является, например, суффикс инфинитива -ти, новые модели глаголов не образуются с этим суффиксом.

Являются также непродуктивными: суффиксы -б-, -няк-, -знь-: борьба, ходьба, резьба; бе­резняк, ивняк; жизнь, боязнь.

7. По воспроизводимости (повторяемости) аффиксы могут быть: регулярными и нерегу-
лярными.

Регулярные аффиксы аффиксы повторяются регулярно в одних и тех же моделях словооб­разования (глупый - глупость, нежный - нежность, святой - святость) или в одних и тех же формах слов: в окончаниях глаголов 1-го спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) и 2-го спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят); в суффиксах имен существи­тельных: -чик, -щик, -ник, -тель, -ость и мн. др.;

Нерегулярные аффиксы - это суффиксы и окончания, которые встречаются лишь в отдель­ных словах. Например, это окончания глаголов типа: -м (ем, дам, создам), -шь (ешь, дашь, со­здашь), -т (ест, даст, создаст); приставка па- в современном русском языке употребляется в составе немногих слов: пасынок, паводок, падчерица, пагуба. К нерегулярным аффиксам от­носятся все унификсы.

Все уникальные и нерегулярные аффиксы являются непродуктивыми. Среди регулярных аффиксов есть продуктивные и непродуктивные. Например, суффикс -ич- в названиях жителей городов - регулярный (москвич, костромич, вятич, пскович, вязьмич и др.). Однако он давно не образует новых слов. Это непродуктивный аффикс.

Основные характеристики структурных частей слова

Корень - главная значимая часть слова, в котором заключено основное лексическое значе­ние, общее для всех однокоренных слов. Корень - это обязательная общая часть всех родствен­ных слов, которая является носителем основного лексического значения (вода, водный, подвод­ник, наводнение). Слов без корня не бывает.

Большинство корней может употребляться без приставок и суффиксов, т.е. быть свобод­ными (употребляются самостоятельно, без сочетания с другими, кроме словоизменительных, аффиксов). Такие корни называются свободными: карман - карман-чик, кармаш-ек, карман­щик, карман-н-ый, при-карман-и-ть. Часть корневых морфем не способна употребляться в со­ставе слова свободно, т.е. без аффиксов. Такие корни называются связанными.: -ня- (поднять, снять), об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, на-де-ть, раз-де-ть; слад-к-ий, слад-ость; ул-иц-а, пере-ул-ок; в-ключ-и-ть, вы-ключ-и-ть, от-ключ-и-ть. Правильно выделить такие корни можно только подбором однокоренных слов с другими приставками (часто противоположного значе­ния) или другими суффиксами.

Основы со свободными корнями называются свободными, основы со связанными корня ми связанными.

Корни могут быть омонимичными: нос-ить и но-совой, при-мир-ить иу-мир-ать, вод-ить и водичка.

В корнях слов может наблюдаться чередование, например:

г//ж//з: друг - дружить - друзья; к//ч//ц: клич - кликать - восклицать; ж//ж//жд: ходить - хожу - хождение; б//бл: любить - люблю; п//пл: попить - топлю; в//вл: ловить - ловлю; ф//фл: графить - графлю; м//мл:сломить - сломленный.

Аффиксы - некорневые морфемы по значению, функции в слове и по месту, занимаемому по отношению к корню, делятся на префиксы (приставки), суффиксы, унификсы, флексии (окон­чания), постфиксы и интерфиксы, аффиксоиды. Аффиксальные морфемы есть не в каждом слове, они придают дополнительное лексическое или только грамматическое значение слову, имеют фиксированное место в слове. Аффиксы всегда привязаны к корню и в свободном виде не употребляются.

Приставки (префиксы) - стоят перед корнем. Основная функция - словообразующая. Фор­мируют новую основу. Приставки чаще образуют новые глаголы: зайти, уйти, сойти, реже новые слова других частей речи: автор - соавтор, моральный - аморальный. В русском языке более 70 префиксов. Могут быть собственно русскими: над-, под- и заимствованными: транс-, анти-, архи-.

Суффиксы - морфемы, стоящие после корня. Обладают лексической и грамматической семантикой, т.е. выполняют словообразующую и формообразующую функцию. Словообразо­вательная функция связана с образованием новых слов, часто иной части речи: нежный -нежн-ость, стрелять - стрель-б-а, переходить - переход - г - □. Формообразующую функ­цию выполняют суффиксы при образовании совершенного или несовершенного вида глагола и его различных форм (причастия, деепричастия, инфинитива): забросить - забрасывать - заб­расывал - забрасывая - забрасывающий; при образовании сравнительной степени прилага­тельных и наречий, а также при образовании форм множественного числа некоторых суще­ствительных, смело - смелее, брат - брать/я.

Виды суффиксов

Суффиксы

Функция

Примеры

Словообразовательные (входят в основу)

служат для образования однокоренных слов

мастер - мастерица роса - росистый

Формообразующие (не входят в основу)

служат для образования грамматических форм слова

ждать бежали плывущий

Прошедшее время глагола

Л-, -г-.

писал, нёс, несла

Причастие (особая форма глагола)

Ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т-

бегущий, опоздавший, подписанный, умытый

Деепричастие (особая форма глагола)

А, -я, -в, -вши

обозначая, выступив, настроившись

Степени сравнения имен прилагательных и наречий

Ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-

добрее, короче, величайший, богатейший

Множественное число

-/-//-ей, -ес-

друзь/а, друзей □, небеса

Суффиксы не обязательно имеют материальное выражение. Ряд суффиксов обнаружива­ет свое присутствие только на уровне значения. В таких случаях принято говорить о нулевых суффиксах. Нулевые суффиксы также могут быть формообразующими и словообразующими. Формообразующий г имеет значение прошедшего времени, выделяется в составе парадиг­мы, где в других формах присутствует суффикс прошедшего времени -л-: сох-л-а, сох-л-о, сох-л-и, сохг □. Несла, несло, несли - несг □. Словообразовательный г выделяется в про­изводных словах, образованных от основ других частей речи, но не имеющих материальных следов этого перехода. Это слова типа: ходить - ходг □, переломать - переломи □, синий -синьг □, глухой - глушьг □, похвалить - похвали а. (Не путать: рабочий человек - рабочий (сущ.), теплым летом - летом (нар.)

Унификсы - особый вид аффиксов (сегментов), существующих в единичных словах. Уни­кальные аффиксы, т.е. такие аффиксы, которые встречаются только в одном слове языка (от уни -усеченная часть прилагательного уникальный и лат. fixus - "прикрепленный"). Например, дет-вор-а, почт-амт, жен-их, флот-или-я, ва-банк, люб-овь и др. Основной признак - отсутствие произво­димой модели, т.е. новые слова при помощи этих суффиксов или приставок не образуются. Слова с унификсами не создаются в речи, их надо знать. Обычно унификсы занимают позицию суффик­сов: бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, но могут стоять и в позиции приставки: кур-нос-ый, ра-дуг-а. Унификсальный характер морфа может утрачиваться, если с этим аффиксом начинают образовы­ваться новые слова (утрачивается уникальность модели): космо-дром, вело-дром, ракето-дром. Из унификса родился суффикс -иад(а), ср.: олимпиада, спартакиада, универсиада и др.

Окончания (флексии) занимают положение после корня или суффикса. Это конечная изме­няемая часть слова, выражающая его грамматическое значение: парта, парты, парте, парту, партой, парты и т. д. Выделяются окончания только в словоформе изменяемых слов: изменяе­мых существительных, прилагательных, местоимений, числительных, изменяемых форм глаго­лов. Нет окончаний у неизменяемых слов и словоформ: инфинитива (слушать, зажечь), деепри­частия (играя, решив), наречий (навзничь, легко), служебных слов (чтобы, вследствие), некото­рых неизменяемых существительных (кафе, колибри) и прилагательных (авиа, беж, красивее, сложнее), категория состояния (жаль, нельзя) и т. п. Обычно у слова имеется одна флексия. Ис­ключение составляют сложные имена числительные, падежные формы которых позволяют вы­делять 2 окончания: пятьюстами шестьюдесятью, о пятистах шестидесяти.

Постфиксы - значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания: какой-то, дожидаться . В русском языке постфиксов немного: это глагольный слово­образовательный постфикс ся/сь: улыбаться, мыться и местоименные постфиксы -то, -ли­бо, нибудь: где-нибудь, кто-либо; словоизменительный глагольный постфикс -те, который об­разует формы глаголов повелительного наклонения множественного числа: читай - читай-те.

Интерфиксы - аффиксальные морфемы соединительного типа: голубоглазый, пылене­проницаемый, нефтедобывающий. В работах по словообразованию интерфиксы трактуются учеными по-разному. Во-первых, под интерфиксами понимают соединительные гласные, слу­жащие для образования новых слов, в таком случае интерфикс трактуется как морфема. Такие соединительные морфемы встречаются в сложных словах, обычно это интерфиксы -о-, -е-: паро­воз, кукловод, птицефабрика, но могут быть и другие: пят-и-борец, тр-ёх-этажный, дв-у-бор-тный. Во-вторых, под интерфиксом понимают также межморфемную прокладку, которая не имеет статуса морфемы. Это вставки между корнем и суффиксом, возникающие по морфоно-логическим причинам: пе-в-ец, жи-л-ец, шоссе-й-ный, кофе-й-ный.

Морфемы промежуточного типа - такие словообразовательные части слов, которые за­нимают промежуточное значение между корневыми и аффиксальными морфемами. Они аф-фиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. Например, -вод (оленевод, соба­ковод, птицевод и др.), -вед (языковед, краевед, искусствовед, книговед и др.), -мёт (бомбо­мет, водомет, миномет, гранатомет и др.), -рез (хлеборез, стеклорез, ледорез, водорез, тру­борез и др.), пол(у)- (полукруг, полуботинки, полусидеть, полулежать, полуголый, полудикий и др.). С корнями их сближает то, что они не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (-рез, водорез, резка, резать, обрезать, отрезать и т.д.). С аффиксами их сближает то, что каждый из них формирует продуктивный словообразовательный тип. Таким образом, аф-фиксоиды занимают промежуточное положение между корнем и аффиксами, поскольку содер­жат отчетливое ЛЗ и работают то как корни, то как приставки или как суффиксы: пол отцовско­го дома и полдома; не прошу ничего сверх и сверхъестественный; приехал на своем авто и авторучка.

Основа слова

Основа слова - особая комплексная единица (элемент структуры слова), состоящая из корня (у непроизводных слов), корня и аффиксов (у производных). Обычно это более крупная, чем аффикс, значимая комплексная единица. Существует два основных типа основы: основа слово­образования и основа формообразования.

Основа словообразования - это часть слова без словообразовательного аффикса и фор­мообразующих аффиксов. Например: пере-писа -ла образовано от слова писа -ть с помощью приставки пере- ; основа словообразования данного слова - писа -. Основа формообразования или основа словоформы - часть слова без формообразующего аффикса читатель - П. Чи-тай -ущ-ий, люб- и-те, высоч-а йш-ий, выш -е.

Таким образом, производное слово может иметь несколько типов основ, например, завола­кивалось: основа формообразования - заволакивал -сь ; основа формоизменения - заволаки- ва-сь; основа словообразования - заволакива -, т.к. заволакивалось образовано от слова завола­кивать с помощью постфикса -сь.

Основа словоформы - это конкретная линейная единица, вычленяемая в речевом потоке при сопоставлении одной формы слова с другой формой того же слова. Это общая часть слова в парадигме.

Основа (постоянная часть слова) содержит лексическое значение и грамматическое, если есть формообразующие (переменные) аффиксы.

Обычно для выделения основы именных частей речи достаточно двух форм. Однако надо помнить, что основы могут варьироваться (иметь фонематические варианты). У сущ. это 2 ва­рианта: трав -а и трав " -е, у прилагательных может быть 3 варианта: ясн- ый, ясн "- ее, ясен- □.

У глаголов выделяют 2 типа основ: основу настоящего времени: чита-т ь и читай -ут и основу инфинитива, которая чаще совпадает с основой прошедшего времени, но: ид -ут, ид­ти и ше-л. Может быть и 3 разновидности основ: би-ть, бей, бь]- ю.

Основы имен и глаголов существенно отличаются по своему строению. У глаголов в зави­симости от вариантов основ выделяют классы глаголов, т.к. варьирование основ носит регу­лярный характер.

Типы основ

1. Простые, содержащие только один корень, и сложные.

Долгожданный пароход прибыл в порт утром.

2. Прерывистые, содержащие постфикс, и непрерывные.

Расскаж ите, что случи лось с кем-нибудь из вас летом .

3. Супплетивные, имеющие разные материальные оболочки. Несмотря на возможные
варианты, морфемы, как правило, сохраняют материальную общность в пределах парадигмы.
Однако иногда основы словоформ отдельных слов сохраняют только лексическое значение, а
материальная общность их разрушается: отойт и, отош ел, отойду .

Супплетивными могут быть корни: плохой - хуже, хороший - лучше, я - меня, суффик­сы: волчонок - волчата.

4. Производные, содержащие, кроме корня, словообразовательные аффиксы, и непро-
изводные.

Производные содержат корень и словообразовательные аффиксы. Их значение мотивиро­ванно. Мотив-ировать (иметь, выдвигать мотив), бокс-ер (тот, кто занимается боксом). Непроизводные содержат только корень=основе: рисоват ь, образ .

5. Членимые, содержащие более одного морфа, и нечленимые.

Членимые - содержат более одного морфа. О-свобод-и-тель-П. Нечленимые содержат одну морфему. День-П. На первый взгляд, понятие членимые / нечленимые совпадает с понятием производные / непроизводные. Но это не так. Например, слово мечтать - непроизводное, но членимое (мечт-а, мечт-а-ть).

Таким образом, понятие членимости шире понятия производности. Членимость связана со степенью свободы корней, повторимостью аффиксов. Слова со свободными корнями и по­вторяющимися аффиксами членятся легче.

6. Свободные, содержащие свободный корень, и связанные, которые содержат корни,
не употребляемые без словообразовательных аффиксов.

Свободные основы - это основы, содержащие свободные корни: река, трава, синий, бе­леть. Связанные основы содержат корни, не способные употребляться самостоятельно, без других аффиксов: вой-на, вое-вать, ул-ица, пере-ул-ок, об-у-ть, раз-у-ть.

Связанные корни отличаются от свободных тем, что: 1) не могут употребляться без слово­образовательных морфем; 2) обязательно повторяются в ряде слов.

Основа слова и словоформы

Литература

Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973, 2005. – Гл. 1,2.

Лопатин В.Н. Русская словообразовательная морфемика. – М., 1977. - Введение, Гл. 1.

Лопатин В.Н., Милославский И.Г., Шелякин М.А. Современный русский язык. Теоретический курс. Словообразование и морфология. – М., 1989. – С. 3-19.

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1984. - С. 13 – 36; 45 – 50; 58 – 66.

Русская грамматика. - М., 1980 (или 1982). - Т. 1. - С. 123 – 132, 133-142.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. – М., 1968. - Гл 1,2.

Энциклопедия «Русский язык». – М., 1997 (статьи «Морфемика», «Морфема», «Морф», «Деривация», «Словообразование»).

Теоретические сведения

Определение термина «морфемика».

Морфемика и словообразование тесно связанные, но всё же разные разделы языкознания. У них разные объекты исследования, цели и способы изучения.

Итак, под морфемикой понимается: 1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; 2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

Основными объектами исследования в морфемике являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы – и их линейные сочетания – слово как последовательность морфем, основа слова, словоформа.

Морфемика занимается изучением общей характеристики морфем, их классификации по разным признакам; асемантических частей слова и их функций; основы слова и ее видов; связей основ со служебными морфемами; особенностей сочетания морфем в слове и т.д. Все эти вопросы подчинены общей проблеме – изучению морфемного состава, морфемной структуры слова как объекта словообразования и морфологии. Основной навык, который приобретается в процессе изучения морфемики, - морфемный анализ слова, т.е. определение его морфемной структуры.

Морфемная структура – это взаимосвязь составляющих его значимых частей, морфем, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по определенным законам языка.

Морфемика – это часть грамматики, поскольку морфемы (аффиксы) в русской лингвистической традиции рассматриваются как грамматические средства. Морфемика, конечно, не является замкнутым разделом грамматики, она тесным образом связана как со словообразованием, так и с морфологией. И эту связь необходимо подчеркнуть. Морфология имеет дело с морфемами, которые используются для образования грамматических форм слова, а словообразование - с морфемами, которые служат средством образования новых слов. Но тем не менее морфемика представляет собой самостоятельный объект изучения с присущими ему специфическими единицами.

Основные понятия морфемики.

Минимальная значимая единица языка – это морфема. Однако в лингвистике мы чаще встречаем термин «морф». Какова разница между ними? Морф – это конкретный представитель, репрезентант морфемы, который мы наблюдаем при функционировании слова в речи. Таким образом, соотношение морфема/морф – такое же, как фонема/звук, слово/ЛСВ.

Морф – это, по мнению Е.А. Земской, наименьшая формальная часть слова, имеющая значение. Дальнейшее деление морфа приведет к выделению незначимых элементов – фонем. Например: переделывать – пере- повтор действия, -дел- называет действие, -ыва- - несовершенный вид, повторяемость, -ть- - показатель инфинитива.

Каким же образом морфы объединяются в одну морфему?

В одну морфему морфы объединяются по следующим признакам: 1) тождество значения; 2) обусловленность формального различия позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц.

Таким образом, морфы одной морфемы не могут занимать одну и ту же позицию в слове, то есть они связаны известными нам отношениями дополнительной дистрибуции: песок песч аный, песоч ный; саратов ец – саратов ц а.

Такие тождественные по значению морфы, формальное различие которых объясняется их позицией в слове, называются алломорфами по отношению друг к другу (сравните термины аллофон, аллолекс): холод – про хлад ный – о хлажд ать – рас холаж ивать.

В одну морфему морфы объединяются и при следующих признаках: 1) тождество значения, 2) тождество позиции, 3) способность к взаимозамене в любой позиции: весн ой – весн ою , красив ей – красив ее , близ ёхонек – близ ёшенек .

Такие морфемы называют вариантами одной морфемы . Их отношения носят название свободное варьирование .

Итак, все слова русского языка состоят из морфем. Их может быть много, но может быть и одна.

Морфемы характеризуются общими признаками, по которым отличаются от других языковых единиц – звуков, слов, предложений. От звуков и слогов, например, они отличаются своей значимостью, наличием словообразовательных или грамматических значений. От слов и тем более предложений они отличаются большей отвлечённостью значений, нечленимостью на более мелкие значимые части, неспособностью выступать в качестве предложений или их частей.

Виды и статус морфем. Функции морфем. Вопрос о нулевых морфемах. Синонимия и омонимия морфем.

В то же время сами морфемы по своему значению и по роли в строении слова могут классифицироваться.

Кардинальным различием морфем является их роль в строении слова. По этому признаку все русские морфемы делят на морфемы корневые и служебные (иногда их называют аффиксальными ).

Дифференциальные признаки корневых морфем по сравнению с аффиксальными следующие:

1) Обязательность корневой части. Вы ну ть – сравни с однокоренными и одноструктурными словами: вы ним ать , от ним ать, толк ну ть, прыг ну ть . В.Н. Немченко в этом слове выделяет корень -вын-, сравнивая слова вынуть, вынешь, вынет и т.д. Служебные морфемы факультативны; существуют слова без аффиксов и флексий (окончаний): шоссе, боа, вдруг, под, и, там, ну .

2) Корень может быть самостоятельной морфемой, употребляться в свободном виде, вне сочетания с другими морфемами: дом, флаг, друг и пр.

Служебные, аффиксальные морфемы всегда как бы «припаяны», «привязаны» (по выражению В.Н. Немченко) к корням, они вне сочетания с корнем употребляться не могут. Аффикс и переводится как «прикреплённый» (от лат. affixus - прикреплённый, тесно связанный).

Среди корней исключение составляют т.н. «связанные корни» (они называются радиксоиды ), т.е. такие, которые в современном русском языке в свободном виде не встречаются, а бывают только в сочетании со служебными морфемами – суффиксами или префиксами: закрыть, открыть, снять, отнять, разнять, пологий .

Случается, что в речи суффиксы или префиксы начинают использоваться как самостоятельные, свободные морфемы.

Примеры Е.А. Земской: «философских измов », «совершилось здесь некоторое «пере».

Примеры из стихотворений М. Цветаевой:

Не спросившись лозы – отческой

Нереидою по – лощется,

Нереидою в ла – зурь…

Не общупана, не куплена,

Полыхая и пля – ша , -

Шестикрылая, Ра – душная ,

Между мнимыми – ниц! – сущая,

Не задушена вашими тушами,

Ду – ша! «Душа»

Рас – стояние: версты, мили…

Нас рас – ставили, рас – садили

«Б.Пастернаку»

Мнение ученых по поводу таких явлений единодушно: такие морфемы уже не являются служебными, а выступают как самостоятельное слово, представленное корневой морфемой.

3) Корневая морфема не закреплена в слове в каком-то месте, она может занимать разное положение относительно других морфем. Например, синий, посинеть, синька . Служебные морфемы в слове имеют строго определенное место по отношению к корню и другим морфемам.

4) Корневые морфемы, в отличие от служебных, повторяются в составе всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо, и всех грамматических форм родственных слов: пол, полу, полом, напольный, половик и пр.

Не могут повторяться только корни одноморфемных слов, которые грамматически не изменяются и не образуют новых слов: ателье, бра, леди, рагу, ничком, вот, ведь и пр.

Особой оговорки требуют формы отдельных слов: человек – люди, ребенок – дети, плохой – хуже, хороший – лучше, я – меня – мне и т.д.

Традиционно такие единицы рассматривают как грамматические формы одного слова. В.Н. Немченко считает, что эту точку зрения надо пересмотреть и считать такие формы разными словами с тождественным лексическим значением, используемыми для обозначения разных грамматических категорий.

5) Корневая морфема – выразитель лексического значения; служебная – выразитель словообразовательного значения, грамматического значения, т.е. дополнительных значений.

Именно в зависимости от того, какое значение выражает аффикс, различают два самостоятельных раздела языка: словообразование – наука об образовании новых слов; морфология – наука об образовании грамматических форм слова, о словоизменении.

Пример: земля – земляк – отношения между этими словами – объект изучения в словообразовании; земля – земли, земле, землей – отношения между данными формами одного слова – объект изучения в морфологии.

Итак, определения основных видов морфем:

Корень - это стержневая, центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, повторяющаяся во всех родственных словах и их грамматических формах и выражающая лексическое значение слова.

Аффиксальная (служебная) морфема – факультативная, видоизменяющаяся, выражающая различные словообразовательные и грамматические значения морфема.

Виды служебных морфем.

Служебные, или аффиксальные, морфемы делят на префиксальные (префиксы, или приставки), суффиксальные (суффиксы), интерфиксальные (интерфиксы), постфиксальные (постфиксы) и флексийные (флексии, или окончания).

Различие служебных морфем проводят по месту в слове относительно других морфем.

Префиксы всегда предшествуют корню. Они могут располагаться в абсолютном начале слова перед корнем, перед другим префиксом, между префиксом и корнем или между двумя префиксами: по-на-вы- думывать ; лесо- за- готовка.

Префиксы обычно присоединяются к целому слову, а не к основе: раз-веселый, на-писать.

Исключениями являются немногочисленные случаи образования существительных, прилагательных и наречий: про-седь, без-рукий, на-у-гад.

В случае присоединения префикса производное слово относится к той же части речи, что и производящее. Например, автор – соавтор; острый – преострый; бить – разбить.

Префиксы по сравнению с другими видами морфем обладают большей автономностью, не оказывают заметного влияния на звуковой состав последующих морфем. Исключение – предыстория и под.

С точки зрения семантики префиксы добавляют оттенок, уточняют значение исходного слова.

Примеры: играть – за играть (начало действия); звучать – от звучать (прекращение действия); плавать – по плавать (ограничение во времени); чудесный – рас чудесный (бо"льшая степень признака); станция – под станция (ограничение объёма понятия, предмета).

Сочетаются префиксы преимущественно с глаголами, реже – с прилагательными, существительными, местоимениями, наречиями.

Суффиксы располагаются только после корня (или между двумя корнями в составе сложных слов: близ-к-о-род-ств-енн-ый.).

Суффиксы при образовании новых слов присоединяют не к целому слову, а к основе: весел-ый – весел- е -ть; уста-ть – уста- л -ый.

С присоединением к основе исходного слова словообразующего суффикса слово часто переходит из одной части речи в другую: камень – камен- н -ый; мучить – муч- ени -е; мучить – муч-и- тельн -ый;

Впрочем, слово может оставаться и в рамках той же части речи: танк – танк- ист ; синий – син- еват -ый.

Суффиксальные морфемы могут менять грамматические признаки в рамках одной части речи: род, тип склонения существительных (брат – брат ств о ); вид глаголов (прыгать – прыг ну ть ) и т.д.

С точки зрения семантики суффиксы более конкретны, чем префиксы и другие морфемы, хотя и среди суффиксов есть такие, которые выражают лишь уточняющие, модифицирующие значения, например суффикс субъективной оценки (стол ик , дом ищ е ) и др.

Постфиксы – вид служебных морфем, располагающихся только в абсолютном конце слова: после окончания (какой- то , какая- либо , кто- нибудь , принеси- ка , споем те , одеваю сь , одеваешь ся ); после формообразующего суффикса (бри-ть- ся , най-ти- сь , строи-л- ся ); после корня (как- нибудь ).

Постфикс присоединяется к слову в целом или к словоформе; не меняет принадлежности к части речи, не меняет словоизменительных свойств слова. Постфиксы не меняют значения коренным образом, а лишь уточняют в том или ином отношении. Так, постфиксы –то, -либо, -нибудь вносят значение неопределённости; глагольный постфикс –ка придает значению формы повелительного наклонения оттенок смягчения просьбы; постфикс –ся (-сь) изменяет грамматическое значение залога, переходности.

Флексии (окончания) по некоторым признакам противопоставляются всем остальным служебным морфемам.

Обычно флексии находятся в абсолютном конце слова, но при наличии постфиксов флексии им предшествуют: как- ой -то, прош – у – сь, строивш – ий -ся.

В составе некоторых сложных слов флексии употребляются не только в конце словоформы, но и внутри неё, между разными основами: дв – е – ст – и, дв – ум – ст – ам , изб – ы – читальн – и.

У неизменяемых слов флексии нет. Если изменяемое слово переходит в категорию неизменяемых слов, то флексии в их составе переходят в суффикс: Например, в наречиях зим-ой, утр-ом, чуточк-у, вниз-у, втайн-е, наудач-у, по-нов-ому, поутр-у.

Падежные окончания, оказавшиеся в положении между разными основами при образовании сложных слов некоторых типов, лишаются значения флексии и превращаются в соединительные звуки и звукосочетания: дв(ух)летний, пят(и)этажный, четыр(ех)угольник, повсе(е)дневный.

Почему в слове двумстам сочетание –ум- считается флексией, а в слове двухлетний сочетание –ух- флексией не считается? Ответ очевиден: при словоизменении в количественном сложном числительном склоняется каждая из частей, следовательно, происходит изменение флексии (дву- мя -ст-ами ), а в сложном прилагательном с первым количественным корнем склонение осуществляется только изменением флексии –ий (двухлетн- ему ).

Флексия – наиболее регулярная морфема по сравнению с другими служебными морфемами. Особенность флексий в том, что они всегда выступают в комплексе, в наборе, с помощью которого создается парадигма тех или иных категорий слова.

Флексию рассматривают как изменяемую часть слова, хотя точнее было бы говорить об изменении не флексий, а грамматической формы слова в результате замены одной флексии другой.

Флексии существенно отличаются и своей семантикой. Они, как правило, служат для выражения грамматических значений слов, их синтаксических свойств.

Е.А. Земская замечает, что некоторые ученые выделяют как вид деривационных морфем конфикс – морфему, состоящую из двух частей (префикса и постфикса) и действующую в словообразовательном акте как единое целое. Примеры: звонить – со звонить ся ; дорога – без дорож јь е.

Е.А. Земская считает такое выделение нецелесообразным, поскольку, во-первых, наличие прерывистых морфем нехарактерно для структуры русского языка, а во-вторых, по значению постфиксы и префиксы, входящие в конфикс, совпадают с соответствующими приставками и постфиксом.

Функции служебных морфем.

У служебных морфем выделяются две функции:

1) Словообразовательная, или словообразующая, т.к. с помощью аффиксов создаются новые слова.

2) Грамматическая, или формообразующая, т.к. с помощью аффиксов образуются разные грамматические формы слов.

К словообразовательным морфемам относится большинство аффиксов: приставки, суффиксы, постфиксы (-то, -либо, -нибудь ).

К грамматическим морфемам прежде всего относят флексии (окончания) склоняемых и спрягаемых слов.

Кроме того, к формообразующим морфемам относят аффиксы, которые участвуют в формообразовании.

Однако перечень формообразующих аффиксов в разных научных источниках разнится. Это зависит от того, как трактуются некоторые случаи, например видовые пары глаголов, – как словоизменение или словообразование.

Так, В.Н. Немченко говорит о формообразующем характере видовых префиксов (делать – с делать ) и суффиксов (прыгать – прыг ну ть, подплыть – подпл ыва ть ).

Считаем целесообразным рассматривать видообразование как отдельный случай словообразования, поэтому такого рода аффиксы формообразующими не считаем.

Оптимальный перечень формообразующих аффиксов таков:

Суффикс множественного числа существительных –ј- (брат – брать ј я, лист – листь ј я, перо – перь ј я) .

Суффикс сравнительной и превосходной степеней прилагательных и наречий (красив ее , красив ей , хуж е , красив ейш ий, высоч айш ий).

В.Н. Немченко также выделяет формообразующий префикс сравнительной степени прилагательных и наречий по-: по хуже.

Суффиксы инфинитива глагола –ть, -ти (найти, стирать).

Часть –чь в инфинитивах рассматривается как результат чередований, который сейчас относят к основе. В современном русском языке глаголы с -чь- непродуктивны: бере чь – берегу, береженый; г//ч//ж. Такие глаголы восходят к общеславянским с основой на заднеязычный согласный: ber g ti - «закрывать, защищать».

Суффиксы глаголов прошедшего времени –л-, -ø- (нес ø , нес л а, приня л а, ненавиде л и).

Суффиксы причастных форм глагола –ущ-/-ющ-, ащ/ящ, вш/ш, н/нн, ен/енн, т, ем/ом/им.

При переходе причастий в прилагательные эти суффиксы становятся словообразовательными.

Суффиксы деепричастных форм глагола –в-, -вши-, -ши-, а/я, -учи/ючи.

При переходе деепричастий в наречие (нехотя, играючи ) или предлог (несмотря на ) названные суффиксы становятся словообразовательными.

Залогообразующий постфикс –ся-/-сь- (строить – строить ся ).

Но в возвратных глаголах этот аффикс словообразующий: улыбаться.

Суффиксы сослагательного (условного) наклонения глаголов –л-, -ø-: пе л а бы, занес ø бы.

Суффиксы повелительного наклонения глаголов -ø-. –и- и постфикс повелительного наклонения глаголов –ка: думай ø , думай ø - ка , приход и .

Существенное отличие грамматических, формообразующих морфем от словообразовательных: они регулярны; повторяются при образовании форм множества слов; их количество невелико, с их помощью образуются парадигмы форм.

Словообразовательные аффиксы многочисленны; нерегулярны; могут участвовать в образовании единичных слов; их количество велико.

Но и грамматические морфемы по своему составу неоднородны.

Различаются словоизменительные , или синтаксические , морфемы, которые выражают отношения между словами в предложении (флексии склоняемых и спрягаемых форм), и формообразующие , или несинтаксические , которые в составе слова выражают грамматическое значение, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении (формообразующие аффиксы).

Нулевые морфемы.

Ф.Ф. Фортунатов говорил о том, что грамматические формы слова могут образовываться не только наличием аффиксов при основах слова, но и «отсутствием всякого аффикса при тех же основах в других словах», называя это явление отрицательной формальной принадлежностью . По словам Фортунатова, «всякая форма слов, образуемая аффиксом, предполагает существование другой формы, в которой те же основы являются без данного аффикса, т.е. или с другим аффиксом, или без всякого аффикса» (Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – М., 1956. – Т. 1. – С. 141). Ученый приводит такие примеры: город, стол, делал, был и пр.

О нулевых морфемах говорил и Г.О. Винокур, сравнивая формы стол-стола, шел-шла и пр.

Таким образом, существует особый вид морфем, не выраженных материально, - нулевые , или отрицательные, морфемы.

Е.А. Земская формулирует требования, которые предъявляют к выделению нулевого аффикса. Так как грамматический нуль есть значимое отсутствие какой-либо грамматической единицы, основанием для выделения слов с нулевым аффиксом должно быть значение соответствующих слов: в их значении должен быть семантический компонент, который обычно в данном языке выражается с помощью деривационных (словообразующих) аффиксов. То есть при выделении нулевых аффиксов учитывается строение словообразовательной системы русского языка.

Итак, выделяют аффиксы при наличии двух условий:

1) Деривационное значение, которое приписывается нулевому аффиксу, обычно выражается в нашем языке с помощью материально выраженных словообразовательных аффиксов.

2) Рассматриваемое слово должно быть производным, т.е. наряду с ним имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы его словообразовательное значение выражалось нулевым аффиксом.

Е.А. Земская подчеркивает: при отсутствии одного из этих условий невозможно выделить нулевой аффикс.

Примеры Е.А. Земской: гам – нет нулевого аффикса, т.к. не выполняется второе условие, нет производящего слова, слово гам в современном русском языке непроизводно (глагол гамкать – просторечный («лаять, браниться»).

промыв ø – промывать; разрыв ø – разрывать.

Есть ещё образованные с помощью ненулевых аффиксов слова промывка, промывание.

Еще примеры: строи тель – строить; инженер – непроизводное, следовательно, в его структуре нет ø.

задира ø – задирать (лом ак а – ломаться).

Какаду, колибри – нет ø, т.к. в русском языке словообразовательное значение «птица», «живое существо» в суффиксах не выражается (сравните: соловей, пеночка, кулик и под.).

Супруг ø а – супруг (Сравните: врач их а – врач, генераль ш а – генерал ).

Но в слове жена – нет ø, т.к. слово непроизводно.

Факты языка показывают, что нулевых приставок в русском языке нет.

Итак, в современном русском языке различают словоизменительные (окончание), формообразующие (единственное число повелительного наклонения и прошедшее время глаголов) и словообразовательные нулевые морфемы.

С помощью нулевых аффиксов словообразовательного характера чаще всего образуют существительные, обозначающие лицо по действию или признаку (заика, подлиза, задира, универсал, интеллектуал), отвлечённые признаки (темь, синь, ширь, высь, даль), лицо женского пола (кума, супруга), опредмеченное действие (вход, выход, опрос, донос, полет ).

В соединении с приставкой нулевые суффиксы образуют прилагательные и наречия (безглазый, наугад, наповал, вкривь, встарь ).

Основа слова и словоформы.

Наряду с морфемами в качестве особого элемента структуры слова выступает основа слова .

В современном языкознании к определению основы слова существует несколько подходов:

1) В школьной грамматике основа – это часть слова за вычетом словоизменительных морфем, то есть флексий. Это словоизменительная основа . В.В. Лопатин и И.С. Улуханов назвали эту основу основой словоформы , так как в разных формах одного и того же слова могут быть разные словоизменительные основы (читал а, читавш ий ). Словоизменительные основы выделяются в составе всех склоняемых и спрягаемых слов (существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов – включая причастные формы). Словоизменительная основа может носить прерывистый характер: 1) когда в слове есть постфикс –ся (драл и сь ); 2) если внутри слова есть словоизменительный аффикс (дв ух сот ). Определяемая таким образом основа выражает не только лексическое значение слова, но и некоторые грамматические значения, носителями которых являются формообразующие аффиксы, которые входят в данную основу.

2) В современном языкознании основу часто определяют как часть слова за вычетом словоизменительных и формообразующих морфем. Так считают О.С. Ахманова, Е.С. Кубрякова, К.А. Левковская. Такая основа не изменяется при выражении грамматического значения, входит во все словоформы слова. Это основа формообразования/формообразовательная основа . Она также может иметь прерывистый характер: дра ла сь (если постфикс при этом выполняет словообразующую функцию и если слово не употребляется без –ся: смея ть ся ). У прилагательных основа формообразования выделяется у качественных прилагательных, то есть тех, которые образуют степени сравнения.

3) Этим же термином – основа - обозначается часть производного слова, которая остается после отделения от него словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем. Это так называемая словообразовательная (базовая, образующая, деривационная, производящая, мотивирующая) основа . Словообразовательная основа равна части производного слова, общей с исходным производящим словом. Итак, основа словообразования – та часть производного слова, которая совпадает с производящим словом с учётом морфонологических изменений (сравнивается с ближайшим производящим). Основа словообразования выделяется только в начальной форме слова. Эта основа может претерпевать морфонологические изменения: узк ий – уз ость , Камчатк а – камчат ский, тогда производящая основа не совпадает с основой словообразования. В качестве словообразовательных основ используются словоизменительные и формообразовательные основы производящих слов, а также неизменяемые слова в целом, если они допускают присоединение словообразовательных морфем или основ других слов: вод -а – вод- н-ый, вод -ян-ой, вод -янист-ый, вод -о-провод; писа -ть – за- писа -ть, пере- писа -ть, рас- писа -ть-ся, писа -тель.

Итак, допускаются совершенно разные определения понятия основы как значимой единицы языка. Все они представляются вполне обоснованными. Речь попросту идёт о разных типах основ, которые реально существуют в языке и с которыми приходится сталкиваться при лингвистическом анализе слов.

Основы разных типов могут быть выделены в составе одного и того же слова, одной и той же словоформы. Например, у словоформы сильнейший могут быть выделены следующие основы разных типов: сильнейш- (словоизменительная основа), сильн- (основа формообразования), силь- (словообразовательная, деривационная основа).

Особенности глагольной основы.

У глагола выделяют два вида формообразующих основ. От каждой из этих основ образуется строго определённый набор глагольных форм:

1) Основа инфинитива , которая совпадает с основой прошедшего времени: говори -ть – говори – л. Эта основа выделяется путём отбрасывания формообразующего суффикса –ть- /-ти- . От этой основы образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: направи - ть – направи -вший, направи -в.

2) Основа настоящего/будущего времени , которая выделяется путём отбрасывания личного окончания в форме третьего лица множественного числа настоящего или простого будущего времени глагола, чтобы избежать фонетических чередований на конце основы: например, кормл- ю – корм -ят. От этой основы образуются формы повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастие несовершенного вида: держ -ат держ - ите, держ - ащий, держ -а.

Образование новых слов от глагола может осуществляться с помощью как основы инфинитива, так и основы настоящего/будущего времени. Например, в качестве производящей основы для слова учи тель используется глагольная основа инфинитива (учи -ть ). А в качестве производящей основы для существительного бег ун используется основа настоящего времени глагола (бег- ут, а не бега-ть ).

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.


Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.


Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем.

I. Словообразование – относительно новый самостоятельный раздел науки о языке.

Сведения по словообразованию появляются давно, но до XIX века оно не имело собственного объекта и сливалось либо с морфологией, либо с этимологией.

Как особый раздел языкознания стал складываться в 40–50-е годы ХХ века.

В 60–80-е годы наука о СО, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов.

Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования является слово. Вспомним, что в лексикологии слово рассматривается прежде всего со стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его звучания.

Словообразование же изучает слова, между которыми существует двойная связь – общность предметного содержания и фонетического оформления. Причём СО интересуют такие части слов, которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.

Таким образом, основная единица СО меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличие от звука основная единица СО обладает значением и не может быть разделена на более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличие от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению.

Следовательно, СО тесно связано и с лексикологией, и с фонетикой, и с морфологией.

Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению) части, СО отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят.

Однако СО позволяет не только выделять более мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова.

Следовательно, СО как особый раздел науки о языке включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова – морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

II. Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики – учения о морфемах (минимальных, далее неделимых, значимых частях слова: корня, приставки, суффикса, окончания).

Все слова русского языка состоят из морфем: одни слова (метро, кафе, сегодня) состоят из одной корневой морфемы; другие из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, письм-о, красив-ее – из двух, на-пис-а-ть, про-беж-к-а – из четырёх) и т. д.

Каждая минимальная значимая часть слова имеет определённое значение. Например, слово перечитывать содержит четыре морфемы: корень -чит- несёт основное лексическое значение – обозначает определённое действие; приставка пере- обозначает повторность действия «ещё раз» (ср.: пере-писывать, пере-делать и т. п.); суффикс –ыва- имеет значение несов. вида (ср.: передел-ыва-ть, разбрас-ыва-ть и т. п.); -ть – показатель формы инфинитива.

Морфема реализует своё значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже её принадлежность к корням или аффиксам (ср.: истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина и т. п.).

Подобно другим единицам языка, морфема – это обобщённая единица, которая в конкретных словах представлена своими разновидностями – морфами. Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например, в словах носить и ношу представлены два морфа одной и той же корневой морфемы нос-; в словах бросок, броска, бросочек – три морфа одной и той суффиксальной морфемы -ок.

При классификации морфем учитываются такие признаки, как позиция морфемы в слове, функция и значение морфемы, особенности её сочетаемости с другими видами морфем, характер формального выражения.

III. По позиции в слове противопоставляются два основных типа морфем: корневые, или знаменательные, и аффиксальные (от лат. аffixus – прикрепленный), или служебные. К корневым морфемам относятся корни слов, к аффиксальным – приставки, суффиксы и окончания. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы слова.

Следовательно, аффикс – общий термин для всех морфем, присоединяемых к корню.

На следующем уровне классификации различаются конкретные типы корней и аффиксов.

Семантическим (смысловым) и структурным ядром слова является корень.

Корень – центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова; нет ни одного слова без корня.

В корне заключено основное значение слова, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его значение. Так, в однокоренных (родственных) словах вода, водичка, водный, подводный, подводник, водяной, водянистый основное значение заключено в корне -вод-, а суффиксы -ичк-, -н-, -ник-, -ян-, -ист- и приставка под- лишь конкретизируют значение корня: суффикс –ичк- вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение; -н- в словах водный, подводный указывает на отношение к месту (на воде или под водой); суффикс -ник вместе с приставкой под- в слове подводник обозначает профессию и т. п.

Но не всегда найти корень в слове бывает легко, так как он может видоизменяться. Связано это с тем, что в корнях происходят различные чередования. (Основные чередования гласных и согласных в корнях слов нужно знать и учитывать их при нахождении корня.) Например: Слова водить, вожу, вождение, водитель однокоренные, но корень в них имеет различный вид –вод-, -вож-, вожд-; в однокоренных словах растение, росли, поросль, выращенный корни раст-, рос-, росл-, ращ-; в словах жгу, жжёный, жёг корни жг-, жж-, жёг.



В современном русском языке выделяются свободные и связанные корни.

Свободные корни могут употребляться в сочетании со словообразовательными аффиксами (удочери-ть, перепева-ть, синеват-ый) и без них (дочь-, пе-ть, син-ий).

Связанные корниупотребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (прибавить, убавить; палец, беспалый; улица, переулок и т. п.).

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ск(ой), при+город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: а) аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью звуков или одним звуком (высок-ий, сестр-а, читал-а); б) нулевые аффиксы, материально не выраженные, т. е. те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков, звукосочетаний (высок-, сестёр-, читал-, пят-Ø-ый, прыгØ, нёсØ и т. п.). Нулевыми могут быть окончания и суффиксы.

Нулевой суффикс или окончание выделяется в словах, где есть такой компонент значения, который не имеет формального выражения, но в других словах с таким же компонентом значения он может выражаться с помощью суффикса или окончания.

В соответствии с особенностями сочетаемости различаются аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

Регулярность аффиксов связана с их повторяемостью, воспроизводимостью в ряде слов или словоформ; таковы, например, аффиксы -ость (скорость, ёмкость), -к- (пианистка, акробатка), -тель (писатель, учитель), при- (прилечь, прибавить), -в (написав, увидев) и др.

Нерегулярные аффиксы встречаются только в отдельных словах; такие аффиксы часто называют унификсами (му- в мусор: ср. сор; -адj- в попадья: ср. поп; су- в сумрак: ср. мрак; унок- в рисунок и др.).

Продуктивными называются те аффиксы, которые образуют новые слова и грамматические формы: диетик, лазерный, агитировать и т. п.

Непродуктивные аффиксы в современном русском языке не образуют новых слов. Так, при помощи суффикса -ей- в настоящее время не создаются новые существительные с обозначением лица типа грамотей, богатей. Непродуктивными являются некоторые окончания (дв+ух, тр+ёх, да+м, да+шь и т. п.), единичные приставки, суффиксы, выделяемые только в одном слове (ра+дуга, рис+унок, люб+овь, черни+л(а), бели+л(а) и т. п.).

Понятие продуктивности/непродуктивности и регулярности /нерегулярности не совпадают. Но, как правило, все нерегулярные словообразовательные аффиксы являются непродуктивными. Регулярные аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся в ряде слов (белизна, новизна и т. п.) в современном русском языке является непродуктивным, так как он не используется при образовании новых слов, а выделяется лишь в существующих словах. К регулярным, но непродуктивным аффиксам относятся также суффикс -ат в значении «лицо» в словах адресат, азиат, стипендиат или –ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий.

К числу аффиксов регулярных и одновременно продуктивных относятся, например, суффикс прилагательных -н- и глагольный префикс пере-, используемый при образовании огромного количества слов, включая и неологизмы: лифтный, подвозочный; перевербовать, перезаказать, перекантоваться и т. п.

Вопросы:

1. Что означает термин «словообразование»?

2. Что изучает морфемика?

3. Что такое морфема?

4. Какие типы морфем выделяются в современном русском языке?

5. Что называется корнем слова? Чем отличаются свободные корни от связанных?

6. Какие функции выполняют аффиксы?

7. Что такое приставка?

8. Что называется суффиксом?

9. Что такое постфикс?

10. Чем отличаются нулевые морфемы от материально выраженных?

11. Что такое интерфикс? Где они встречаются?

12. Какие аффиксы называются продуктивными и какие – непродуктивными?

13. Какие аффиксы относятся к регулярным, а какие – к нерегулярным?

Опорные слова и словосочетания: словообразование; морфемика; морфема; типы морфем: корневые и служебные, или аффиксальные; свободные и связанные корни; морфемы префиксальные, суффиксальные, постфиксальные; интерфикс; нулевые морфемы; аффиксы продуктивные и непродуктивные, регулярные и нерегулярные.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н.М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 2.