Символы Армении — Гарни и Гегард — храм и крепость

  • 24.09.2019

(арм. Գառնի, груз. გარნისი) - популярнейший туристический объект в Армении. Сюда приезжают, чтобы посмотреть на настоящий языческий храм I-го века нашей эры, который действительно весьма эффектен и расположен на высокой горе, так что здесь есть ещё и красивые пейзажи. Все это близко к Еревану, всего 28 километров, поэтому неудивительно, что в списках армянских достопримечательностей он стоит на первом месте. Однако надо всё же держать в голове, что храм - творение советских реконструкторов 1968 года и можно только гадать, на что он был похож изначально.

Храм Гарни, вид с юго-востока

История

Горка над рекой Азат очень давно привлекла внимание людей, поэтому уже в совсем далёкие тысячелетия здесь было основано поселение. В VIII веке до нашей эры это поселение захватил урартийский царь Аргишти (786 - 764) и установил здесь каменную стелу. Примерно в III веке до нашей эры тут образовалась летняя резиденция армянских царей из династии Оронтидов, а около I века нашей эры про Гарни уже что-то писал Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas .

Предполагается, что именно здесь развернулась драматическая история сороковых годов нашей эры: Иберийсий царь Фарасман I завоевал эти области и назначил своего сына Митридата царём в Армении, затем этого Миридата арестовал император Калигула, а император Клавдий потом освободил, но затем отношения Митридата с Фарасманом испортились, Фарасман послал своего сына Родамистуса войной на Армению, и Митридат отступал до этого самого места, Гарни, где римские союзники его предали и он сдался Родамистусу в 51 году нашей эры. Потом его или казнили или отправили в Рим.

От тех эпох остались развалины царского дворца и бань.

Гарни знаменит храмом, но кроме храма тут есть еще руины крепости, руины дворца, урартийская стела и фундамент храма VII века.

Крепость

Вся горка, на которой построен гарнийский коплекс сейчас окружена остатками стен. Когда-то это было нечто очень серьёзное, сложенное из громадных каменных блоков. Сейчас стена лучше всего сохранилась со стороны входа и кассы, и там можно рассмотреть даже фрагменты башен. Если обойти горку по тропе слева, там тоже будет видна эта монументальная стена.

Время её постройки точно не известно, но это нечто весьма старое, ещё первых веко нашей эры. Видимо, строилось одновременно с храмом или даже раньше.

Храм Митры

Храм Митры - самое известное в Гарни. Когда-то это был единственный античный храм на всей територии СССР, если учитывать полностью реконструированные храмы. Он был построен армянским царем Тиридатом - или Первым (63 - ?) или Третьим (287 - 330). Есть и другие датировки - например, 115 или 175 год. Последняя датировка предложена теми, кто считает храм мавзолеем царя Сохэмоса (140 - 185).

Внешне это классический греческий периптер (примерно то же самое, что Парфенон), где основное здание окружают 24 ионические колонны на аттических базах.

Это вот и есть ионическая колонна на аттической базе

Если эта хронология верна, то он построен примерно в одно время с зороастрийским храмом в Кварельском районе Грузии, или немного раньше. Но между этими храмами нет ничего общего вообще.

От прочих античных храмов Гарни отличается материалом - он построен из базальта, а не из известняка. Он пережил и пришествие христианства и пришествие мусульманства, при этом в неизвестные эпохи мусульмане оставили на нём надписи - или на арабском или на фарси. В 1679 году храм оказался в эпицентре землетрясения, названного Гарнийским. Тогда погибло много храмов по всей Армении, и храм Митры в частности. Можно себе представить радость местных мусульман, когда на их глазах рухнуло это языческое сооружение.

Так все выглядело в советское время

В 1909 - 1910 году археологи начали изыскания, которые были опубликованы только в 1933 году. Позже раскопки возобновили, а затем храм был реконструирован - реконструкция шла в 1969 и в 1975 годах. На тот момент от храма сохранился только фундамент со ступенями.

Стоит признать, что вместе с пейзажами храм производит сильное, завораживающее впечатление. Есть в нём что-то от античной простоты и эпичности, что-то гомеровское. Навеняка здесь очень хорошо ночью при большой луне. Или рано на рассвете.

Храм Митры





основание храма
вход
задняя сторона
Интерьер

В эзотерической литературе иногда пишут, что Гарни ориентирован не на Полюс, а куда-то в другую сторону. Например, на Гренландию. Потому что Северный полюс перемещался и тд. Но увы, он ориентирован входом строго на север. Соответственно, жрецы стояли лицом на юг. А вот знаменитый Парфенон ориентирован входом на восток. Теоретически на север ориентировали свои храмы зороастрийцы, но в этих краях их не должно было быть на момент основания храма.

Дворец

Немного сбоку от храма сейас можно видеть прямоугольник фундамента, который считается царским дворцом I-го века. Он был разрушен весьма рано, и уже в VII веке поверх его руин построили христианскую ротонду. На територии дворца сейчас стоит стела царя Аргишти и стендик с расшифровкой урартийской клинописи: "С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин ".

Сурб Сион

Однако, самое интересное в этом комплексе не храм Гарни, который при всей своей внешней эффектности всего лишь просто храм без всяких тайн. Интересное - это фундамент с западной стороны храма. На стендах и в интернете пишут только то, что это храм Сурб Сион и что он построен в VII веке. Между тем этот храм круглый, по сути ротонда, которых в Армении практически нет (еще точно такой же, но в худшем состоянии, находится на территрии монастыря Мармашен). Он в плане тетраконх и напоминает Звартноц , но более примитивен по своей структуре: например, его внешняя форма не отражает внутреннюю, совершенно как в Аванском соборе . Возможно, это был первый эксперимент, который предшествовал Звартноцу. Однако, у этого храма есть четыре угловые квадратные камеры, которые впервые появились в Аванском соборе, а затем присутствовали у храма Св. Рипсиме . Интересно, что две восточные камеры не строго квадратны, а с закруглениями, чего не наблюдается во всех тетраконхах этого типа.

Инфраструктура

Стоимость для иностранцев - 1000 драм

Стоимость для армян - 250

Стоимость армянским детям - 100

Стоимость в последнюю субботу месяца - бесплатно

(На практике кассса легко обходится по тропе слева, там никто ничего не охраняет.)

Гарни - плотно посещаемое место, поэтому тут есть парковка, касса, немножко сувениров и бабушк, торгующие различным вареньем. На территории комплекса все снабжено табличками и надписями, и даже есть пространное рассуждение об античном символизме. Там что-то пишут про священные числа и их отображение в храме. Текст снабжен картинкой, на которой нарисован храм и какие-то загадочные линии. Все, кто писал про Гарни, копировали этот текст, так что его легко найти в интернете. (Надо сказать, что практически 90% написанного про этот храм списано с табличек на стендах).

В селе Гарни есть два или три геста непонятного качества, так что ночевка тут вполне возможна. Около ресепшена есть ресторан с ереванскими ценами, но из еды там в основном шашлыки и кебабы. Если вы приехали в Гарни, то наверняка поедете в монастырь Гегард , а вот уже там есть неплохой ресторан с ассортиментом и видами. Так что добывать еду лучше там.

Вокруг

Гарни интересен не только сам по себе, но и как повод полазить по горкам вокруг. Проблема в том, что это может быть непросто. Всё то, что по ту сторону гарнийского ущелья, считается территорией заповедника Хосровский лес.

Примерно в 10 километрах вверх по ущелью находится так же знаменитый монастырь Гегард . За один день реально совместить и Гарни и Гегард. Под гегардом есть ресторан, а в Гарни вроде бы пока нет.

В 3,5 километрах от гарни по прямой на восток находятся руины монастыря Авуц-Тар XI века. Рухнул в том же самом 1679 году. Центральный храм, кажется, триконх. Тропа к монастырю красивая, с видами на Гарни и обломками хачкаров в зарослях.

Если пройти на юго-восток по боковому ущелью, то там будет поворот на восток и руины старинного храма Ахчоц. От Гарни 7 или 8 километров по территории заповедника. Симпатично и безлюдно. Если же пройти по ущелью до конца все 12 километров, то можно найти развалины крепости Кавкаваберд Х века. Но это уже долго и сложно.

Как попасть

Гарни - популярная достопримечательность, пэтому сюда ходят прямые маршрутки из Еревана. Расстояние от Ереване до храма по прямой - 20 километров. Доехать на своей машине тоже несложно, но без навигатора сориентироваться на окраинах Еревана нелегко.

Храм Гарни – одна из архитектурных и культовых достопримечательностей Армении. Этот древнейший языческий храм посвящен Митре - языческому богу солнца, небесного света и справедливости. Он расположен в 28 км от армянской столицы, возле села Гарни, на треугольном мысе, который возвышается над ущельем реки Азат.

Предположительной датой постройки храма считается вторая половина I ст. - время правления армянского царя Трдата I. После принятия Арменией христианства практически все языческие святыни были разрушены, храм Митры – единственный уцелевший.

Храм Гарни выполнен в классическом стиле греческой архитектуры и по своему виду напоминает знаменитый храм Афины. Фасад храма украшен 24 стройными ионическими колоннами, которые увенчаны крышей с треугольным фронтоном. Основание храма - высокий базальтовый подиум, попасть на который можно с помощью широкой лестницы, расположенной со стороны фасада. Одной из особенностей храма является его роскошная отделка, указывающая на высокий уровень развития скульптуры в древней Армении. Во внутреннем помещении обители возле алтаря стояла статуя Митры, поэтому все, кто приходил поклониться богу, мог видеть ее.

В 1679 г. в Армении произошло сильное землетрясение, которое разрушило множество зданий, в том числе и храм в Гарни. Обломки храма можно было найти по всему ущелью речки Азат. В начале 1930-х гг. известный ереванский архитектор Н.Г. Буниатян обследовал Гарни и сделал проект реконструкции храма. Благодаря работе опытных реставраторов и местным жителям, которые не один год собирали разбросные кусочки здания храма по окрестным склонам, в 1966-1976 г. святыню удалось восстановить.

Языческий храм Гарни - это единственный памятник эпохи эллинизма в Армении. Рядом с храмом можно увидеть остатки древнего крепостного сооружения, царского дворца и здание бани, возведенные в III ст.

Летал я туда по делам всего на 4 дня. Невзирая на то, что дел этих было выше головы, и нас там чуть не смыло (дождь лил все это время) – удалось немного поездить, показать жене и дочке Армению. Побывали в Грани, Гегарде, Хор Вирапе. Насколько позволили низвергающиеся с небес потоки воды побродили по Еревану. К величайшему сожалению не удалось показать озеро Севан, но, надеюсь что это не был наш последний визит в Армению.

Гегард:

Хор Вирап:

А теперь по порядку.

Гарни.
Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат.
Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.
Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. Основное здание храма - Храм Митры - было восстановлено в Советское время (начало реставрации в 1949 г.).
Храм был воздвигнут в честь популярного в Малой Азии бога Митры, культ которого проник в дальнейшем в Грецию и Рим. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос",что означает солнце, бог Солнца.

Камень даты основания. Этот камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.
Надпись, в частности, гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную..."

Храм Митры:

Развалины Церкви Св. Сиона и Часовни Маштоца

Внутри Храма Митры:

Римские бани:

Ущелье реки Азат:

Гегард.
Монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км. от Еревана в долине реки Азат.
Слово "гегард" (или, ближе по произношению, "гехард") переводится с армянского языка как "копье".
Точная дата основания монастыря неизвестна, но одна из версий гласит, что монастырь был основан в IV веке, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии. Полагают, что основателем монастыря был Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) - первый Католикос (епископ) Армении.
Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.
Монастырь Гегард внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Хачкары на стене храма, вырубленного в скале:

Хор Вирап
(надо признаться, что, к своему стыду, раньше я здесь на разу не был…)
Монастырь Хор Вирап и древний город Арташат расположены на самой государственной границе с Турцией, на левом берегу реки Аракс. Хор Вирап находится неподалеку от языческого храма Анаит. Именно отсюда царь Арташес I, построив столицу в 189-188 гг. до н. э. начал воссоединение армянских земель.
Монастырь знаменит тем, что в нем находится яма-темница, в которой, кишащей скорпионами и змеями, томился 13 лет Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), духовный наставник и предводитель первых Христиан Армении, первый Католикос Армении.

Стена монастыря с башнями:

Хачкар (крест-камень):

Церковь Св. Богородицы:

Покои настоятеля монастыря:

Церковь Св. Григора Лусаворича (Св. Григория Просветителя):

Лестница ведущая в каменную темницу (яму Св. Вирапа), в которой 13 лет томился Св. Григор Лусаворич:

Вид на монастырь Хор Вирап с соседнего холма:

Это и есть граница. Слева - Армения, справа - Турция. Вдали видна пограничная вышка.

Вид из монастыря на Арарат, который наконец-то решил чуть-чуть показаться нам из-за туч:

Ереван

Вид на Ереван со смотровой площадки у памятника 50-ти лет сов. власти:

Кафе на ул. Абовяна:

Северный проспект - "вставная челюсть" Еревана. Никогда еще не видел ничего столь диссонирующего с окружающим:

Поющие фонтаны на Площади Республики:

В день отлета погода нас снова порадовала – на несколько часов прекратился дождь и я немного пофотоохотился из окна кафе в аэропорту Звартноц на самолет «авиакомпании», услугами которой не воспользуюсь никогда в жизни . Если интересно почему – спрашивайте, расскажу.

Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н. э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в. 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

Храм был построен во второй половине I века н. э. и посвящен языческому божеству, возможно, богу солнца Митре, фигура которого стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году государственной религии — христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады».

По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.

Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15×11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.

Подлинный и единственный шедевр эллинистической архитектуры в Армении - языческий храм Солнца в Гарни. Это один из древнейших памятников Армении, сохранившихся еще с эпохи язычества. Историки приписывают его строительство древнеармянскому царю Трдату, который принял христианство в качестве официальной религии в 301 году. Хотя многие ученые делают выводы о том, что он построен в I в. н. э.

Храм построен по канонам классической греческой архитектуры и внешне очень похож на знаменитый храм Афины в Греции. Фасад храма украшают 24 стройные ионические колонны, их венчает крыша с треугольным фронтоном. Основание храма - это высокий базальтовый подиум, на который ведет широкая лестница со стороны фасада. Храм отличается роскошной отделкой. Вырезанные в камне орнаменты, барельефы коленопреклоненных человеческих фигур на подиуме того же храма, базальтовые колонны, карнизы, капители, украшенные хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента, указывают на высокую степень развития скульптуры в древней Армении. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться Богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием.

Периодически жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на большой отполированный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо Божественного Солнца.

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и Храм Солнца. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. Но в 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище Бога Солнца удалось восстановить в его первозданном виде, хотя отдельные элементы заменены на современные.

Храм стоит на холме, окруженном виноградинками, с трех сторон его окружает фантастически красивое горное ущелье. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата, открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.