Содержание работы по орфографии в школе. Методика обучения орфографии в начальной школе. Принципы обучения орфографии

  • 19.10.2022

Методика орфографии - это раздел методики препода­ вания русского языка, в котором описывается процесс формиро­ вания у учащихся орфографических умений и навыков. Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в.

Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с при­нятыми правилами правописания. Существует два уровня овладения орфографической грамотно­стью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Аб­солютная орфографическая грамотность - это уме­ ние пользоваться всеми действующими в настоящее время прави­ лами, а также умение безошибочно писать все слова с непрове­ряемыми орфограммами. Относительная орфографи­ческая грамотность - это умение писать слова в соответст­ вии с изученными в школе орфографическими правилами, вклю­ чая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по оп­ ределенному списку. В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографи­ ческую грамотность выпускников, во-первых, потому, что уча­щиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание кото­ рых не регулируется правилами.

частные учебные цели: - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями; - сформировать у учащихся орфографические умения на осно­ ве этих понятий; - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем; - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школь­ ников орфографии.

Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фо­нетического, морфемного, словообразовательного и морфологи­ческого материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а также постепен­ ность и длительность работы по формированию у них относи­ тельной орфографической грамотности. Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от­ ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло­ вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы­ вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши­ пящих».



В содержание работы по орфографии в школе входят орфо­графические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки. В школе формируются следующие виды орфографических уме­ ний и навыков: - нахождение в словах орфограмм; - написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис­ ле слов с непроверяемыми написаниями; - обоснование орфограмм; - нахождение и исправление орфографических ошибок.

Принципы обучения орф.грамотности: 1. опора на связь изучени я орфографии с изучением грамматик и и фонетики. 2. опора на опознавательны е признак и орфограмм.

Словарно-орфографическая работа . Сущность ее заключается в работе над правописанием отдельного слова. Для нее использу­ются слова как с непроверяемыми, так и с проверяемыми орфо­граммами, но имеющими те или иные трудности. Для усвоения правописания слов, заключающих в себе орфо­графические трудности, необходимо пяти-восьмикратное обра­щение к ним. Слова берутся из проверенных учителем домашних упражнений, из контрольных диктантов, изложений и сочинений. Вводятся отобранные слова в опрос учащихся при проверке до­машнего задания, в обучающие упражнения, предлагаются в каче­ стве домашнего задания для запоминания их правописания. Словарно-орфографическая работа реализуется в следующих формах: заучивание правописания трудных слов, подбор однокоренных слов, словарно-орфографические диктанты, письмо по памяти. Заучивани е правописани я трудны х сло в проис­ ходит на основе микрословников, составляемых в обучающих тетрадях, представляемых в настенных таблицах, имеющихся на полях учебников. Словарно-орфографические диктанты -эффек­тивное средство формирования и совершенствования правописных умений учащихся. Словники для них составляются учителем на ос­ нове затруднений конкретного классного коллектива учащихся, которые они испытывают в данное время при выполнении обу­ чающих упражнений, в процессе написания контрольных диктантов, изложений и сочинений. Словарно-орфографические диктанты являют­ ся обучающими.

В процессе изучения лексики в курсе средней школы, большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом

графические знания, орфографические правила, орфографические

умения и навыки.

Орфографические знания. Орфографические знания складыва­

ются из понятий и фактов. Понятия отражают множество одно­

родных фактов правописания. Например, понятие дефис - это

графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки,

используемой для передачи полуслитных написаний в словах ме­

жду морфемами или между словами.

Орфографические понятия описывают систему пра­

вописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, ус­

ваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опи­

рается, организуя учебный процесс.

В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограм­

ма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небу­

квенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное на­

писание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка

при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, прове­

ряемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора

орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографи­

ческое правило, орфографический словарь. Центральными среди

них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило,

условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфо­

грамм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них за­

ключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографиче­

ское правило), так и основа методического подхода к обучению

школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознава­

тельные признаки орфограмм).

Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфо­

графии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, ва­

риантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная ор-

фограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, лег­

кая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими

понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они явля­

ются для него базой построения методики обучения школьников

орфографии.

Орфографические понятия, которыми оперирует только учи­

тель, не входят в содержание обучения детей орфографии; их нет

ни в программе, ни в школьном учебнике русского языка. Орфо­

графические понятия, которыми оперируют в практике письма

как учитель, так и учащиеся, входят в содержание обучения и от­

ражаются в программе и в учебнике. В программу для V класса

включены два понятия: орфограмма и орфографический словарь. В

учебниках (в материалах для наблюдений, в заданиях к упражнени­

ям) используются следующие понятия: орфограмма-буква, орфо­

грамма-пробел, слитное написание, раздельное написание, де­

фис, вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая

орфограмма (или непроверяемое написание), условия выбора

орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Остальные

понятия: написание, неорфограмма, орфографическая ошибка,

буквенная орфограмма, небуквенная орфограмма, черточка при

переносе - используются учителем в учебном процессе главным

образом в работе по выяснению сущности орфографического пра­

Одни орфографические понятия, используемые в школе, явля­

ются лингвистическими (орфограмма, неорфограмма, орфогра­

фическое правило), другие - психологическими (актуальная и не­

актуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфо­

грамм, опознавательные признаки орфограмм и др.).

Орфографический факт - это отдельное языковое яв­

ление, правописание которого запоминается учеником «в лицо», а

также языковое явление, с помощью которого обосновывается то

или иное написание в слове. Орфографическими фактами явля­

ются и слова с непроверяемыми орфограммами. В отечествен­

ной методике преподавания русского языка были попытки соз­

дания словарей-минимумов таких слов для обязательного изучения

их в школе (Н.А.Бублеева, П.П.Иванов, Н.Н.Китаев, О.М.Лоба­

нова, А.В.Текучев и др.). Созданные орфографические словарики

материала. Методика орфографии не определила принципов ми­

нимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это

проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанно­

стью школа не располагает научно обоснованным минимумом

слов с непроверяемыми орфограммами, которые должны были бы

языка для V, VI, VII классов составлены для каждого из этих клас­

сов словарики слов с непроверяемыми написаниями, встречаю­

щихся в упражнениях. Эти словарики даны в конце учебника в

приложении под названием «Пиши правильно!». Слова, входящие

в них, помещены на полях учебника против тех упражнений, в ко­

торых они использованы.

Орфографическими фактами являются также отдельные мор­

фемы, орфограммы, которые изучаются в школе, например при­

ставки на з и с, пре- и при-, не- и ни-; суффиксы -ек (-ик), -ок {-ек);

корни -кос- (-кас-), -гор- (-гар-) и др.; отдельные служебные слова,

например союзы чтобы, также, частицы -ка, -то. Учащиеся

должны помнить эти орфографические факты «в лицо».

Орфографические факты этого типа включаются в программу.

Они являются частью содержания обучения школьников орфо­

Орфографические правила.* Орфограммы - реальные явления

письменной формы языка - имеют свои названия, в которых от­

ражается правописная норма и ее место в слове. Например, в сло­

вах шёпот и шорох буквы ё и о в корнях есть орфограммы. Назы­

вается эта орфограмма так: «Буквы ё и о в корне слова после ши­

Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две

функции: помимо своего прямого назначения они одновременно

являются и заглавиями орфографических правил. В школьную

программу по русскому языку в качестве содержания обучения

включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащих­

ся они представлены в виде заголовков орфографических пара­

графов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулиров­

ки орфографических правил помещаются в учебниках для изуче­

ния и запоминания.

Выбор правописной нормы (т.е. орфограммы) зависит от оп­

ределенных условий. Так, употребление букв ё и о в словах шёпот

и шорох зависит от следующих условий: фонетических - положе­

ние гласных после шипящих и под ударением, словообразова­

тельных - в корне слова. Эти условия входят в орфографическое

правило, регулирующее выбор в корне после шипящих в одних

словах буквы ё, а в других - буквы о.

Орфографическое правило - это особая краткая ин­

струкция, в которой перечислены условия выбора той или иной

орфограммы

1 . Формулировки орфографических правил в зави-

1 О различении орфограммы и орфографического правила см.: Баранов М.Т.

Орфограмма и орфографическое правило // Семья и школа. - 1974. - № 1.

симости от способа перечисления условий выбора бывают двух

видов: констатирующие и регулирующие. В конста­

тирующих орфографических правилах перечисляются условия

выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написа­

ние. Приводим примеры таких правил: «В приставках на з и с

перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с»; «В

сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для

обозначения мягкости не пишется». Большинство орфографиче­

ских правил констатирующие. В регулирующих орфографиче­

ских правилах указываются способы действий учащихся в про­

цессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример

такого правила: «Чтобы не ошибиться в написании согласной в

корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое одноко-

ренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная».

По структуре орфографические правила состоят из одной или

из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме

вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе.

Примеры таких правил: «Не пишется с глаголами раздельно. Ис­

ключение составляют те глаголы, которые не употребляются без

не»; «Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не

употребляется без не; 2) если существительное с не может быть

заменено синонимом без не или близким по значению выражени­

ем»; «Не с существительными пишется раздельно, если в предло­

жении есть противопоставление с союзом а».

Орфографические умения и навыки. Умения и навыки - это ин­

теллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфо­

графии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фикса­

ции их в письменном слове.

В школе формируются следующие виды орфографических уме­

ний и навыков:

Нахождение в словах орфограмм;

Написание слов с изученными видами орфограмм, в том чис­

ле слов с непроверяемыми написаниями;

Обоснование орфограмм;

Нахождение и исправление орфографических ошибок.

Орфографические умения впервые начали включаться в школь­

ную программу по русскому языку с 1978 г.

Орфография (от греч. orthos - правильный и grapho - пишу) - система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятая в качестве нормы письменной речи. Эти правила представлены пятью разделами:

  • 1) передача буквами фонемного состава слов;
  • 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;
  • 3) употребление прописных и строчных букв;
  • 4) перенос части слова с одной строки на другую;
  • 5) графические сокращения .

Первый раздел является наиболее важным для русского письма, и именно к этому разделу относится большинство правил, изучаемых в начальной школе (правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных и т.и.).

Орфографическая грамотность человека - отражение его общей и языковой культуры. Основы безошибочного письма закладываются в период обучения грамоте. «Орфографическая подготовка - это важный компонент общего речевого и языкового развития; ее успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении - словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством» , - отмечает М. М. Разумовская.

Планируемые результаты освоения курса русского языка предполагают, что «выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное» .

В истории русской школы известны глубокие исследования проблем обучения правописанию. В современной методической науке отмечается

существенное противоречие между усилиями методистов и учителей в разработке и реализации новых подходов к обучению правописанию, с одной стороны, и реальным состоянием орфографической грамотности учащихся всех ступеней школы - с другой.

Современные директивные документы определяют тот содержательный минимум из области орфографии, которым должны овладеть младшие школьники для дальнейшего успешного усвоения курса русского языка в основной школе. В результате освоения курса русского языка (содержательная линия «Орфография и пунктуация») «выпускник начальной школы научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах» .

Для организации обучения правописанию на уроках русского языка учителю необходимо «иметь ясное понимание того, что представляет собой наше правописание, в чем заключаются его основные закономерности, как увязываются отдельные его элементы в единую систему, какое место в этой системе занимают те или иные виды написаний. Только широкое понимание общего характера нашего правописания дает возможность учителю точно ставить конкретные задачи по проработке отдельных орфографических тем, предвидеть имеющиеся трудности, осознавать причины разнообразных ошибок, допускаемых учащимися, и находить меры к их предупреждению» , - писал Л. Н. Гвоздев.

Принципы русской орфографии как основа ее преподавания. Орфографическая система русского языка может быть описана с помощью морфологического, фонематического, фонетического, смыслового (дифференцирующего) и традиционного принципов. Принципы орфографии - «закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания написания слов...» М. Р. Львов отмечал: «Понять принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка» . Обучение правописанию зависит от выбора принципа как основы методической концепции.

Морфологический принцип орфографии регулирует единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений, которые могут происходить при образовании родственных слов или форм слова: позиционных чередований звуков или других несоответствий письма и произношения. К таким несоответствиям относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах, оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным, озвончение глухого согласного перед звонким согласным, некоторые традиционные произношения. Например, в корне -глаз- гласный звук должен быть обозначен буквой А независимо от того, как он произносится в разных фонетических позициях: гл[а]за, гл[ъ]зомер, гл[л]застый, гл[а]з. Написания в соответствии с морфологическим принципом сохраняют буквенный состав морфем независимо от произношения. Если обучение правописанию строится на морфологическом принципе, то оно связывается с понятием «морфема», поэтому орфографическая работа возможна только в связи с изучением темы «Состав слова». Правописание сочетаний жи-гаи , ча-ща , чу-щу , использование прописной буквы в именах собственных, изучаемые в нервом классе, не связаны с морфологическим принципом.

Фонематический принцип объясняет выбор одной буквы для обозначения фонемы (ряда позиционно чередующихся звуков) в сильной и слабой позициях. Поскольку русская графика (система русского письма) фонемная, следует иметь в виду, что буква обозначает не звук (элемент фонемы), а фонему по сильной ее позиции.

Сравните записи (в квадратных скобках указаны звуки, а в прямых - фонемы):

тр[ъ]вяной -

др[ъ]вяной -

дуМ -

су|п]чик -

Как видим, в слабых позициях фонем (для гласных - в безударном положении, для парных по глухости (звонкости) согласных - на конце слова и перед другими согласными, кроме сонорных и |в, в’|) звуки из разных фонемных рядов (принадлежащие разным фонемам) нередко оказываются одинаковыми (сравните второй и третий столбцы слов). Буквы же, выбираемые по сильной позиции фонемы (в данном случае по букве на месте ударного гласного или парного по глухости (звонкости) согласного в положении перед гласным), могут быть разными. Иначе говоря, для обозначения одного и того же звука, находящегося в слабой позиции, при письме правильными могут быть разные буквы. Пишущий должен выбрать нужную букву. Способ выбора подсказывается тем или иным правилом. В результате неверного выбора возникает орфографическая ошибка .

«Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, те же орфограммы, что и морфологический принцип, но по-иному, с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно обосновывает, почему при написании... безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы [крлты] - [крот]» . Так, фонематическая теория не только объясняет идею подбора проверочного слова - нахождения буквы для обозначения сильной позиции фонемы, но и помогает понять причину единообразного написания морфем, т.е. действие морфологического принципа. «Морфологический и фонематический принципы орфографии не противоречат один другому, а углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабых позициях - от фонематического принципа; опора при письме на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического», - писал М. Р. Львов .

Фонематическая теория активно внедряется в практику начального обучения правописанию, потому что позволяет начать знакомство детей с орфографической системой языка уже с периода обучения грамоте.

Традиционный принцип регулирует написание слов так, как принято в соответствии с традицией русского языка (собака , корова и др.) или в родном языке (для слов иноязычного происхождения - шоссе , касса , солдат и др.). Такие слова с непроверяемыми написаниями усваиваются запоминанием, с предварительным обращением к орфографическому словарю, поскольку не могут быть проверены обращением к сильной позиции фонемы согласно фонематическому принципу. Однако подобные слова сохраняют действие морфологического принципа в родственных словах и словоформах.

Принцип дифференциации значений еще называют смысловым, потому что орфографический образ слова может разграничить понятия: туш (музыкальное произведение) - тушь (разновидность краски ), компания (группа людей) - кампания (мероприятие) и др. К числу дифференцирующих написаний принадлежит и употребление мягкого знака после шипящих в именах существительных (дочь - врач , вещь - плащ и т.д.).

Указывая на важность принципа дифференциации значений для обучения правописанию, М. Р. Львов писал: «На примере дифференцирующих написаний можно показать учащимся, что орфография - активное средство выражения мысли пишущего. Дифференцирующие написания демонстрируют учащимся значение орфографии во взаимопонимании читающего и написавшего. Они связывают орфографию не только с грамматикой, с составом и способом образования слова, по и с его значением. А иногда со значением предложения и целого текста» .

Фонетический принцип указывает на то, что буквенная запись слова максимально соответствует его звуковому составу. В современном русском языке достаточно много слов, где не возникает расхождения между их звучанием и написанием (например, луна , крыло , крупа , синий , лысый , рулить , вымыть и др.). Такие написания, по мнению М. Р. Львова, можно считать фонетико-графическими. Они не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому, пи другим принципам правописания и обычно не вызывают трудностей у учащихся. Однако основные правила правописания, регулирующиеся этим принципом (правописание приставок на 3 (С), правописание О (А) в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) и др.), в начальной школе не изучаются, так как противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях. Избежать таких слов в речи младших школьников невозможно, поэтому их правописание усваивается практически на основе запоминания.

Методика освоения орфографии

Орфографическая грамотность учащихся - это умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис пробел, черточку) при передаче на письме звучащей речи в соот­ветствии с принятыми правилами правописания. На реализацию этой цели предусмотрено одиннадцать лет обучения, структури­рованных в четырех самостоятельных этапах работы по орфо­графии: 1) I -IV классы; 2) V -VII классы; 3) VIII - IX классы; 4) X -XI классы. Каждый из них имеет свое содержание и свои цели обучения: в I -IV и в V -VII классах - специальное изуче­ние орфографии; в VIII -IX классах - ее повторение при изуче­нии синтаксиса и пунктуации; в X -XI классах - закрепление орфографических умений и совершенствование орфографических навыков в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе, а также при углубленной работе по орфогра­фии и пунктуации. Ведущим и во многом определяющим этапом в работе по орфографии является второй (V -VII классы), на кото­ром изучаются основные виды орфограмм и все основные орфогра­фические правила, предназначенные для средней школы. Определя­ющим является и то обстоятельство, что на этом этапе формируют­ся основы относительной орфографической грамотности школьни­ков, совершенствование же орфографических навыков, сформи­рованных на этом этапе, происходит на последующих двух этапах.

На начальном этапе - I -IV классы - закладывается база ор­фографической грамотности, т.е. формируются первоначальные умения учащихся: 1) передавать на письме звуки буквами в той или иной части слова, 2) употреблять буквы, которые не обозначают звуков и ь), 3) писать слова раздельно, 4) употреблять большие буквы в элементарных случаях. На начальном этапе изучаются орфограммы, многие из которых являются основными и встречаются во многих общеупотребительных словах и в формах их применения (проверяемые безударные гласные и согласные, гласные в окончаниях существительных и прилагательных), отражают некоторые особенности графики русского языка (разделительные ъ и ь буквы а, и, у после шипящих).



Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель – формирование орфографической грамотности.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели :

Познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

Сформировать орфографические умения на основе этих понятий;

Научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

Сформировать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

Создать необходимые условия обучения школьников орфографии.

Принципы обучения орфографии

По вопросу об основных принципах обучения правописанию существуют разные точки зрения.

Частнометодические принципы легко соотносятся с изучаемыми школе орфографическими правилами, относящимися к соответствующим разделам орфографии: 1) изображение звука буквами; 2) употребление больших букв; 3) дефисные, слитные и раздельные написания слов; 4) перенос слов.

Пять основных принципов обучения правописанию, прямо связанных со свойствами орфографии и закономерностями ее усвоения:

1) принцип опоры на звукобуквенный состав слова;

2) принцип опоры на морфемный состав слова;

3) принцип связи занятий по орфографии со словарной работой;

4) принцип сопоставления взаимосмешиваемых написаний;

5) принцип опоры на синтаксис.

Основные пути, ведущие к реализации принципа опоры на зву-кобуквенный состав слова : I) выяснение особенностей звуков в данном слове, их акустическая характеристика; 2) установление закономерностей изменения звуков в определенных фонетических условиях; 3) определение сходства и различия между звуками и буквами; 4) выведение орфографического правила.

Чтобы реализовать морфологический принцип , не­обходимо: 1) выяснить лексическое значение слова; 2) разобрать слово по звукобуквенному составу; 3) разобрать слово по морфем­ному составу, выделить морфему и орфограмму в ней; 4) обосно­вать данное написание и сформулировать правило; 5) дать обра­зец применения правила на практике; 6) путем специальной си­стемы упражнений сформировать определенный орфографический навык.

Пути реализации морфологического принципа можно просле­дить на конкретном примере. Так, чтобы усвоить правописание е в корне слова ослепительный , необходимо: 1) поставить в слове ударе­ние, выделить безударный гласный: ослепительный; 2) разобрать слово по составу, выделить морфемы - о- - приставка, -слеп- - корень, -и- -суффикс, -тельн- -суффикс, -ый - окончание;

3) подобрать однокоренные слона: слепой, ослепленный, слепить, слепнет, ослепит, ослепление, слепец; 4) выбрать из данных одно-коренных слов проверочные для морфемы -слеп-: слепнет, слеп, ослепнет; 5) объяснить написание буквы е : в ударяемом положе­нии корня слеп- выступает звук [е], следовательно, букву е нужно писать и в безударном положении этого корня.

Для реализации принципа связи занятий по ор­фографии со словарной работой могут быть исполь­зованы следующие пути: 1) раскрытие семантики слова; 2) под­бор синонимов и антонимов к нему; 3) введение наиболее употре­бительной лексики в активный словарный запас учащихся; 4) опо­ра, кроме состава слова, на его лексический состав.

Основными путями реализации принципа сопоставле­ния взаимосмешиваемых написаний являются: 1) со­поставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования и вы­ведение правил правописания на основе именно такого анализа; 2) сравнение выведенных правил с другими; 3) использование та­кой системы упражнений, в которой взаимосмешиваемые орфо­граммы даются в сопоставлении.

Для реализации принципа опоры на синтаксис не­обходимо: 1) на основе анализа предложения установить синтак­сическую роль (функцию) слова (или словосочетания) с трудной орфограммой; 2) исходя из этого, отнести данное слово к соответствующей части речи; 3) определить грамматическую катего­рию слона; 4) выделить орфограмму и обосновать ее; 5) сформулировать орфографическое правило.

Реферат на тему:

"Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"

Введение

2 Предпосылки работы по орфографии в школе

3 Формирование орфографических умений и навыков в 5 7 классах

4 Методика работы по орфографии в 8 9 классах

5 Работа над орфографическими ошибками учащихся

Заключение

Список литературы

Введение

Поиск эффективных способов формирования орфографических умений и навыков у учащихся на уроках русского языка в настоящее время является одной из актуальных проблем. Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий); 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность).

Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую грамотность выпускников, во-первых, потому, что учащиеся усваивают лишь часть всех орфографических правил, во-вторых, потому, что она практически недостижима, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не регулируется правилами.

В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Ее уровень определяется нормами оценки.

Для достижения основной цели формирования относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

Познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

Сформировать у них орфографические умения (на основе этих понятий);

Научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

Сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

Создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

Орфография представляет самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с нею либо до изучения грамматики, либо после ее изучения.

В современном школьном курсе русского языка орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например, гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и т.д. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся.

Формирование орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и правил. Из орфографических знаний, правил, умений и навыков состоит работа по орфографии в школе.

Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис - это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами.

Орфографические понятия описывают систему правописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс.

В первую группу входят: написание, орфограмма, неорфограмма, ошибка, буквенная орфограмма (или орфограмма-буква), небуквенная орфограмма, дефис (или орфограмма-дефис), слитное написание, раздельное написание (или орфограмма-пробел), черточка при переносе (или орфограмма-черточка), вид орфограммы, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, орфографический словарь. Центральными среди них являются: орфограмма, ошибка, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм. Ведущая роль этих понятий определяется тем, что в них заключена как суть самой орфографии (орфограмма и орфографическое правило), так и основа методического подхода к обучению школьников орфографии (условия выбора орфограмм и опознавательные признаки орфограмм).

Во вторую группу входят следующие понятия: принцип орфографии, тип орфограмм, вид орфограмм, вариант орфограмм, вариантная орфограмма, безвариантная орфограмма, актуальная орфограмма, неактуальная орфограмма, трудная орфограмма, легкая орфограмма, трудный случай в применении правила. Этими понятиями учитель не пользуется в учебном процессе; они являются для него базой построения методики обучения школьников орфографии.

Одни орфографические понятия, используемые в школе, являются лингвистическими (орфограмма, орфографическое правило), другие - психологическими (актуальная и неактуальная орфограмма) и методическими (условия выбора орфограмм, опознавательные признаки орфограмм и др.).

Орфографический факт - это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником в лицо, а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами. В отечественной методике преподавания русского языка были попытки создания словарей-минимумов таких слов для обязательного изучения их в школе (Н.А. Бублеева, П.П. Иванов, Н.Н. Китаев, О.М. Лобанова, А.В. Текучев и др.). Созданные орфографические словарики отражали субъективный подход их авторов к отбору лексического материала. Методика орфографии не определила принципов минимизации словаря слов с непроверяемыми написаниями. Это проблема настоящего и будущего. В связи с ее неразработанностью школа не располагает научно обоснованным минимумом слов с непроверяемыми орфограммами, которые должны были бы войти в программу.

Орфограммы - реальные явления письменной формы языка - имеют свои названия, в которых отражается правописная норма и ее место в слове. Например, в словах шпот и шорох буквы и о в корнях есть орфограммы. Называется эта орфограмма так: Буквы и о в корне слова после шипящих.

Названия видов орфограмм выполняют в учебном процессе две функции: помимо своего прямого назначения они одновременно являются и заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Например: В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими с; В сочетаниях ч, ш с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется. Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Пример такого правила: Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная.

По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или и того и другого вместе. Примеры таких правил: Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не; Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением; Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Умения и навыки - это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их