Священномученик Антипа епископ Пергамский. Целитель от зубной боли

  • 23.09.2019
Пергам, основанный в XII веке до нашей эры эллинами, располагался на территории нынешней Турции, его руины сохранились на северо-западе города Бергама, который теперь находится в 26 километрах от Эгейского моря.

Во времена святого мученика Антипы, епископа Пергамского, который основал в Пергаме христианскую общину, население города было преимущественно языческим. Это были суровые для христиан времена – в середине I века после Рождества Христова в Риме правил император Нерон, чья жестокость приводила в ужас и отчаяние даже его сограждан языческой веры, ибо его злодеяния, развратный образ жизни, разбойные действия против жителей Рима, в том числе высокого происхождения, не имели границ. Ближе к концу своего царствования, которое, кстати сказать, закончилось постыдно и бесславно, он начал массовые истребления христиан, подавая жестокий пример своим наместникам-вассалам, стремившимся в первую очередь уничтожить первых пастырей, – именно при Нероне были умерщвлены апостолы Петр и Павел.

А святой епископ Антипа Пергамский обладал такой чистотой и силой веры, такой любовью ко Господу, что бесы не выносили его присутствия. О том, как возлюблен был Богом Антипа, в то время, о котором повествуется, уже глубокий старец, есть свидетельство в Откровении Иоанна Богослова, посланном апостолу Господом во время ссылки святого Иоанна-евангелиста на Патмос 1 , где он пребывал в одной из пещер острова. Там апостол Иоанн, любимый Господень ученик, услышал в словах Откровения о мученической гибели епископа Пергамского, где тот был назван «верным Его свидетелем» (Откр. 2:12-13).

В Пергаме того времени было множество храмов, где находились языческие капища с идолами. В видениях, приходивших к жрецам идолов, в которых обитали бесы, принимаемые язычниками за их богов, те нашептывали им, что из-за присутствия в Пергаме Антипы, действия его проповеди они не могут ни вкусить от жертв, приносимых им в поклонение, ни почувствовать запахов жертвенного дыма. И даже говорили, что вынуждены вообще покинуть пергамские капища – так досаждал им светоч христианской веры. Опасаясь, что языческая вера окончательно пошатнется, жрецы явились к военному правителю Пергама и рассказали ему о посетивших их видениях. Впрочем, не исключено, что ими руководили и другие помышления: в Пергаме была основана школа бога врачевания Эскулапа и существовал его храм – Асклепиум, с капищем, посвященным ему, символом которого была живая змея. Жрецы лечили приходящих средствами, которые якобы открывал им сам Эскулап, умывали их водой из родника, протекающего рядом, но не всегда врачевание давало нужный результат.

Поскольку после упокоения святого Антипы от его гробницы происходили чудесные исцеления, некоторые его жизнеописатели предполагают, что он обладал даром исцеления и при жизни, что вполне логично, исходя из свидетельства о его чудесной способности изгонять слуг врага человеческого. Дар же исцеления недугующих, дарованный Господом святым Его, всегда приносил добрые плоды в самых тяжелых, смертельных случаях. И, конечно же, не исключено, что святой Антипа имел и при жизни такой дар и исцелял тех, кто приходил к нему, и чудесные выздоровления наглядно свидетельствовали о Христе как о Боге истинном, что отнимало прихожан у служителей Эскулапа и обращало души и умы жителей Пергама к христианской вере.

Так или иначе, но и во времена усиления гонений на христиан община епископа Пергамского пополнялась благодаря его сердечным и искренним проповедям, здесь совершались таинства Крещения и Причастия и все более укреплялась истинная Вера.

И вот, как было сказано, жрецы рассказали обо всем, что слышали в видениях, и правителю Пергама, и всему народу. Язычники, лишенные возможности приносить жертвы своим богам, схватили святого Антипу и привели его к начальнику города, который обвинил святого в волшебстве, в том, что он лишает жителей Пергама, исповедующих язычество, защиты со стороны их идолов, и пригрозил старцу мучениями. Ответ святого был кротким, но твердым: он сказал, что как христианин не станет подчиняться языческому нечестию, и спросил у правителя, как могут такие «всесильные» боги бежать от лица простого человека, оставляя целый город на произвол судьбы? А затем призвал и военачальника, и весь народ оставить язычество и уверовать во Христа – единственного Спасителя.

Эти искренние и мудрые слова не достигли души жестокосердного правителя. Он вновь стал требовать отказа святого от его преданности Господу и принятия им языческих традиций, на что святой снова отвечал неколебимым отказом и обличал языческих богов и все пороки, от них приходящие, призывая принять Христово вероучение.

Но все его доводы не находили отклик в сердцах ослепленной яростью толпы языческого Пергама. Среди многих храмов в городе был храм Артемиды, около него находился пустотелый медный вол, в спине которого было отверстие. Под брюхом вола разжигали огонь, медь быстро раскалялась, и в воловье чрево бросали жертвоприношения богине. Вола раскалили и бросили внутрь святого Антипу, но в этом жаре он благодарил Господа за то, что Он сподобил его мученичества во славу Божию, молился о том, чтобы Господь принял его дух, и еще – обо всём мире и об укреплении веры всех христиан. А помолившись, святой епископ Антипа Пергамский отошел к Господу, Которому честно и самоотверженно служил, любя Его всем сердцем больше жизни, как бы уснув спокойным сном.

Когда же мучители святого разошлись, то христиане с почестями погребли мощи святого в Пергаме, в месте их христианских собраний. И священные останки начали источать благоуханное миро, от которого происходили многие исцеления.

По одним данным, более многочисленным, святой Антипа Пергамский почил в 68 году от Рождества Христова при императоре Нероне, по другим предположениям – это случилось позже, в 81 году, когда царствовал император Домициан, заточивший в 95 году на Патмосе Иоанна Богослова.

Священномученик Антипа, епископ Пергамский, весьма почитаем в христианском мире. Над его гробницей в V веке в Пергаме был выстроен храм. Медного вола, в котором святой был замучен, перевезли в Константинополь. В IX веке в Константинополе возвели храм во имя святого Антипы. Поскольку имя святого тесно связано Господним словом с именем Иоанна Богослова, святой Антипа Пергамский был особенно почитаем и в церкви, возведенной в честь святого апостола-евангелиста.

Ныне на острове Патмос, рядом с пещерой, в которой Иоанн Богослов получил Откровение от Господа, находится древняя обитель в честь апостола, где среди других святынь хранится глава святого Антипы.

Во времена Ивана Грозного – и ранее того – святой Антипа Пергамский был весьма почитаем на Руси. Сам царь Иван Васильевич хранил в числе родовых святынь окованный серебром зуб святого Антипия – «Онтипия Великого».

А сейчас в Москве в Колымажном переулке, рядом с ГМИИ им. А.С. Пушкина стоит красивая светлая церковь – храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе, иначе – Антипьевская церковь.

События из истории храма сщмч. Антипы в Колымажном переулке



Это место находится в Москве недалеко от Кремля, и в XVI веке здесь на Колымажном дворе для царских конюхов была выстроена деревянная церковь, которую они – люди не бедные! – вскоре заменили на каменную. Поскольку с восточной стороны церковь соседствовала с усадьбой Скуратовых, предполагается, что и они внесли в её строительство немалую лепту.

Архитектура храма необычна – в ней два алтаря: большой, освященный в честь священномученика Антипы, и малый, который имеет отдельную глухую главку 2 – в честь святого Григория Декаполита 3 . Говорят, что в этом храме Иоанн Грозный венчался с одной из своих жен, но серьезных исторических свидетельств тому пока не найдено.

В храм, посвященный святому Антипе, приезжал мучимый зубной болью люд со всей столицы и ее окрестностей. Ему молились об исцелении и от других болезней москвичи всех сословий. Поскольку Кремль и Патриарший двор были совсем рядом, отпевания нередко здесь совершал сам патриарх.

История храма связана со многими славными именами Российской державы. За время ее дореволюционного существования в разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб Москворечья, расположенных вблизи нее: Апраксины, Лопухины, Оболенские. В первые годы прошлого века в приходе Антипьевской церкви жил Валентин Александрович Серов – крупный живописец и график, известный мастер портрета.

Архитектурный облик храма не остался неизменным: в XVIII веке к нему постепенно пристроили новые приделы – святого Николая Чудотворца, затем великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи.
Когда рядом началось строительство Музея изящных искусств – ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина, его большое и тяжелое здание несколько «придавило» небольшую по размерам церковь, но одновременно подчеркнуло ее изящество.

Храм постигла участь многих храмов в постреволюционное время – он был закрыт в 1929 году, но, слава Богу, его не сравняли с землей, как многие храмы в Москве и по всей России. В том же году, по решению президиума Моссовета, его передали Художественным курсам Ассоциации художников революции, и он был превращен в жилые помещения, а затем здание стало использоваться как подсобное для ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Когда в России конца XX века случились большие перемены и вернулась возможность открытого следования православной вере, в 1991 году при храме, пока еще принадлежавшем ГМИИ, была создана община, настоятелем которой был назначен протоиерей Владимир Волгин. Он является настоятелем храма и по сей день.

Икона сщмч. Антипы «кузнецовского письма» преподнесена в дар храму свщч. Антипы на Колымажном дворе.
Кристина Кондратьева, автор проекта «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» и старший священник иерей Дмитрий
Радостное событие передачи храма Русской Православной Церкви состоялось 25 февраля 2005 года, в день памяти Иверской иконы Божьей Матери и святителя Алексия, митрополита Московского. 24 апреля того же года в день памяти сщмч. Антипы, еп. Пергамского, совпавший с празднованием Входа Господня в Иерусалим, в храме была совершена Божественная литургия – первая после перерыва в 76 лет.

Издревле русский православный храм – не только место, где совершаются богослужения, но место утешения и помощи в ежедневной мирской жизни прихожан. По инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы, на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным приходом храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года (сведения с сайта храма) и по благословению протоиерея Владимира Волгина основано Общество православных стоматологов города Москвы.

Также храм активно занимается делами милосердия, оказывая социальную помощь в затруднительных ситуациях и прихожанам, и тем, кто обращается за помощью. Для ребят в Тверской области недалеко от села Рождествено организуется летний лагерь совместно с православной школой села и «Русской школой» в городе Твери. И это не весь список добрых дел любви и милосердия к ближнему, которыми заняты священники храма – протоиерей Владимир Волгин и старший священник иерей Дмитрий Рощин.

В настоящий момент в храме активно ведутся восстановительные работы. Священники и прихожане храма просят Вашего материального и молитвенного участия в деле воссоздания уникального архитектурного и духовного памятника.

А 24 декабря 2011 года, на 28-й cедмице по Пятидесятнице, мы преподнесли в дар храму икону священномученика Антипы, написанную Юрием Кузнецовым . Отец Димитрий выразил свою радость, отметив, что от иконы идут свет и благость.

Какое чудо произошло

Известны случаи, когда при чтении акафиста священномученику Антипе перед иконой его проходила самая невыносимая зубная боль, даже исчезал флюс. При мощах святого часто фиксировались подобные и другие исцеления.

Но вот еще одно событие начала XIX века, которое вошло в историю и подтверждено современниками, – явление священномученика Антипы паломникам, возвращавшимся из Святой земли. Есть в Воронежской губернии, на юге ее недалеко от Богучар, Антипьев источник, и с ним связано свидетельство о таком чуде.


Икона Священномученика Антипы в храме свщч. Антипы на Колымажном дворе
Из Святых земель возвращались домой паломники. Усталые, исходившие обувь, они решили идти к своему Богучаровскому уезду не по привычному маршруту, каким ходили до них раньше, а срезать угол, не заходя, как это водилось, к святым мощам Иоасафа Белгородского. По пути они увидели сильный родник, который бил так, что вокруг образовалось небольшое озерцо. Они обрадовались, напились, умылись, поели и расположились на ночлег.

Рано утром первым поднялся староста. Странно, но усталости как не бывало, хотя сон на твердой земле был недолгим, и усталость за оба конца долгого пути накопилась немалая – а тут вся прошла… Он подошел к криничке и вдруг среди утреннего сияния первых лучей, упавших в маленький водопад, различил человеческую фигуру, одетую в епископское одеяние. Паломник испытал глубокий трепет, стал креститься, взывая к Господу. Подошли и его спутники и увидели то же, что и он, и их также охватил трепет. Но, главное, никто не мог вспомнить, какой же это был святой – они такого раньше не видели. И еще чудо случилось – все царапины, ссадины, натертости на ногах – всё прошло, и сил прибавилось, и усталость – как рукой сняло. Они взяли с собою воды из того дивного родника, а придя в Богучары и переночевав у церкви, зашли перед дорогой в храм и увидели в притворе с левой стороны образ того же самого святого, и прочитали, что это – священномученик Антипа, епископ Пергамский, а источник тот теперь называется Антипьевым.

Значение иконы

Значение иконы святого, конечно же, не исчерпывается только теми чудотворными качествами, которыми наделяет Господь своих святых, как Он наделил даром исцеления от зубной боли и прочих болезней священномученика Антипу и святые его мощи. Читая житие и молясь словами акафиста святому Антипе, мы знакомимся с ним как с одним из высочайших образцов любовной преданности Богу и беззаветного служения Ему. Так, узнавая о нём, мы узнаем его. А молитвенный взгляд на икону, перед которой мы трепетно стоим лицом к лицу со святым, направляет нашу молитву к надежде, что молитва с верою будет услышана и донесена до Престола Божия.

_________________________________________
1 Патмос - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. Здесь в находится крупный монастырь Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом в 1088 году. Был местом ссылки римлянами христиан.
2 Глухая главка – глухой купол, покрывающий барабан, у такого купола лишь декоративное назначение: он не используется для освещения внутреннего интерьера храма.
3 Преподобный Григорий Декаполит – христианский подвижник VIII-IX веков, аскет, память его совершается 20 ноября (ст.ст.)/3 декабря(н.ст.).


Свя-щен-но-му-че-ник Ан-ти-па - уче-ник свя-то-го апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва , был епи-ско-пом Пер-гам-ской Церк-ви в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68).

В то вре-мя по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра всех, кто не при-но-сил жерт-вы идо-лам, под-вер-га-ли каз-ни или из-гна-нию. То-гда был за-то-чен на ост-ров Пат-мос в Эгей-ском мо-ре свя-той апо-стол Иоанн Бо-го-слов, ко-то-ро-му Гос-подь от-крыл бу-ду-щие судь-бы ми-ра и Свя-той Церк-ви.

«И Ан-ге-лу Пер-гам-ской Церк-ви на-пи-ши: так го-во-рит Име-ю-щий ост-рый с обе-их сто-рон меч: знаю твои де-ла, и что ты жи-вешь там, где пре-стол са-та-ны, и что со-дер-жишь Имя Мое, и не от-рек-ся от ве-ры Мо-ей да-же в те дни, в ко-то-рые у вас, где жи-вет са-та-на, умерщ-влен вер-ный сви-де-тель Мой Ан-ти-па» .Так сказано в книге Апакалипсис.

Свя-ти-тель Ан-ти-па сво-им при-ме-ром, твер-дой ве-рой и неустан-ной про-по-ве-дью о Хри-сте до-стиг то-го, что жи-те-ли Пер-га-ма на-ча-ли укло-нять-ся от жерт-во-при-но-ше-ний идо-лам. Язы-че-ские жре-цы упре-ка-ли епи-ско-па в том, что он от-вра-ща-ет на-род от по-кло-не-ния оте-че-ствен-ным бо-гам, и тре-бо-ва-ли пре-кра-тить про-по-ведь о Хри-сте и при-не-сти жерт-ву идо-лам.

Свя-ти-тель Ан-ти-па спо-кой-но от-ве-тил, что не станет слу-жить бо-гам-бе-сам, ко-то-рые бе-гут от него, смерт-но-го че-ло-ве-ка, что он по-кло-ня-ет-ся и бу-дет по-кло-нять-ся Гос-по-ду Все-дер-жи-те-лю, со-здав-ше-му все, и Его Еди-но-род-но-му и Еди-но-сущ-но-му Сы-ну и Свя-то-му Ду-ху. Жре-цы воз-ра-зи-ли, что их бо-ги су-ще-ству-ют из-дав-на, а Хри-стос по-явил-ся недав-но и был рас-пят при Пи-ла-те как зло-дей. Свя-ти-тель от-ве-тил, что язы-че-ские бо-ги со-зда-ны ру-ка-ми лю-дей и все ска-за-ния о них ис-пол-не-ны без-за-ко-ний и по-ро-ков. Он твер-до ис-по-ве-до-вал ве-ру в Сы-на Бо-жия, во-пло-тив-ше-го-ся от Пре-свя-той Де-вы.


Разъ-ярен-ные жре-цы по-влек-ли свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пу в храм Ар-те-ми-ды и бро-си-ли его в рас-ка-лен-но-го мед-но-го во-ла, ку-да обыч-но бро-са-ли жерт-вы идо-лам. Свя-щен-но-му-че-ник в рас-ка-лен-ной пе-чи гром-ко мо-лил-ся Бо-гу, про-ся при-нять его ду-шу и укре-пить ве-ру хри-сти-ан. Он ото-шел ко Гос-по-ду спо-кой-но, как бы уснув († ок. 68).

Но-чью хри-сти-ане взя-ли не тро-ну-тое ог-нем те-ло свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пы и с че-стью по-хо-ро-ни-ли в Пер-га-ме . Гроб-ни-ца свя-щен-но-му-че-ни-ка ста-ла ис-точ-ни-ком чу-дес и ис-це-ле-ний от раз-лич-ных бо-лез-ней. Осо-бен-но при-бе-га-ют к свя-щен-но-му-че-ни-ку Ан-ти-пе при зуб-ных бо-лях .



Город Пергам , в котором жил Святой Антипа. Находится на территории современной Турции. Ныне это окраина города Бергам .

В античности к северо-западу от современного города был расположен Пергам , крупнейший город региона. В римскую эпоху Пергам достиг своего расцвета, его населяло 150 000 жителей.


При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским , изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.


В 1912 году здесь проживали: греки — 25 277 чел., турки — 22 735 чел., армяне — 1500 чел.

В настоящее время глава Св. Антипы покоятся на острове Патмос в монастыре Св. апостола Иоанна Богослова. На месте, где пребывал в изгнании Иоанн Богослов и написал Апокалипсис.



Церкви Святому Антипе посвещены в Суздале, Вологде и Москве (на фото).

Молитва священномученику Антипе

О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Ббжия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, спрдоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Священномученик Антипа - ученик (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

- "И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" ().

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Салоники. XIV.

Свт. Антипа. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в.

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

– «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу.
Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъярённые жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Священномученик Антипа епископ Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мён .

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АНТИПЕ
Тропарь, глас 4

Идольския лести упразднил еси, Антипо, / и, диавольскую поправ силу, / пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. / Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся, / Владыце всех славословие принося, / и о нас молебное благодарение предлагаеши, / благодать цельбы даруя. / Сего ради тя чтим, / священномучениче Антипо, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак, глас 4

Апостолов сопрестольник и святителей украшение / был еси, блаженне, / мученически прославився, / возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая, / Антипо священне, / разрушил еси безбожия нощь глубокую. / Сего ради тя почитаем, / яко Божественного суща священномученика / и целеб подателя.

Молитва

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

"И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Священномученик Антипа Пергамский

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув (+ ок. 68).

Священномученик Антипа Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

***

Молитва священномученику Антипе епископу Пергамскому . Принял мученическую смерть одним из первых в гонение императора Домициана. О святителе Антипе, епископе Пергамском, упоминает в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов (Откр. 2:13). Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. При этом народом примечено, что молитвы к священномученику Антипе особенно помогают при сильных зубных болях.