«Поклонюсь Храму святому Твоему. Наставление, как вести себя православномухристианину в храме божием

  • 23.09.2019

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

В небесный Иерусалим и матерь первородных. Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достишие с дерзновением говорят: Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом есмы мы (Евр. 3, 6). Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в себе страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой» . Так как в состав Церкви входили и такие люди – язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лице­меры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой» . Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? – она показы­вает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не при­нимают и милости, как, например иудеи. Благодать и ми­лость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь же­лающих и принимающих благодать, а не упорствующих и не­желающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3) . Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей.

«Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» . Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе та­кую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» , – не так, как многие из молящихся, которые в это время по­чесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и тре­петом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Блж. Феодорит Кирский

«Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» . Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.

Евфимий Зигабен

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой

А я, говорит Церковь о себе, по великой Твоей милости, будучи свободна от заблуждения, войду теперь в Твой, Господи, дом, который я в прежнее время неразумно старалась разрушать. Или иначе: вниду в дом Твой , удостоенная такой близости от Тебя-не за свои собственные добродетели, а только по одной Твоей милости. Дом же Божий , по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека (Иоан. 14, 23) .

Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

Между тем как язычники, не страшась праведного наказания, позволяют себе безрассудно поступать в храмах своих богов, я, говорит Церковь, со всяким благоговением и в страхе паду ниц пред Тобою-и в храме твоем земном, и в храме небесном. В приложении к самому пророку, приведенные выше слова будут иметь тот смысл, что пророк, обозрев главные виды преступлений и показав всю гнусность их, обращается затем к самому себе и дает обещание пред Богом служить Ему истинно и усердно, и не как оправданный, но как помилованный; хотя в сказанных словах пророк упрекает язычников, а себя вводит в храм Божий, и что потому казалось бы должно означать нечто иное.

Как человек из глубинки, с провинции радуется и удивлен красивым старинным зданиям, так и человек неверующий, видя архитектуру храмов, иконы, изумляется их красоте. Господь касается сердца, просыпается совесть. Многие впервые задумываются о Боге, о том, что нужно изменить направление жизни.

Возможно, вам будет интересно, как в Поволжье строят храмы:

С 2000 года по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в стиле византийской базилики.

Настоятель диакон Евгений Жувагин рассказал о его истории и строительстве:

Можно сказать, это возрождение храма. Ранее он был расположен в районе железнодорожного вокзала. Построен на средства горожан в 1865 году.

В 30-е годы храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека бывшая сторожка храма Всех Святых.

В Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевской, администрация дала разрешение на строительство.

Около этого места о. Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников похоронено много. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что проезжая на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Владыка освятил железнодорожный вагончик для богослужений. В сентябре его подожгли. После пожара многие православные откликнулись, были перечислены денежные средства с разных епархий.

Почему родилась идея пригласить иконописца из Сербии?

Юрий Иванович Харитонов является архитектором проекта. Было два варианта храма: обычный и в стиле базилики. Когда показал проект Владыке, он благословил именно базилику. Юрий Иванович предложил его расписать фресками. Рассказал об иконописце Владимире из Сербии. Для него наш храм уже двадцать первый. Сейчас Владимир по молитвам всех святых расписывает. Завершил роспись купола, предстоит алтарь. В нижнем храме отслужили семь лет. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов

известен по проектированию храмов в Самаре (в честь Георгия Победоносца, Серафима Саровского, Успения Божией Матери, Похвалы Пресвятой Богородицы, Святой Троицы). С 2003 по 2006 годы Ю. И. Харитонов – главный архитектор города. Его храмы в честь российских святых стоят в Черногории и Сербии. По проекту Ю. И. Харитонова ведется строительство монастыря в с. Винновка.

Рассказал об особенностях строительства храма Всех Святых:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Родилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, опираясь на византийские истоки, в синтезе с древнерусскими мотивами 12 века. Более десяти лет работал над проектом. Архитектура храма сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний в честь Святого Духа, верхний Всех Святых и галереи – пустоты, которые будут расписаны фресками. Их можно увидеть внутри пространства храма.

Решили внешнее и внутреннее убранство создавать в едином ключе в византийском стиле. В России нет умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. По благословению Владыки пригласил.

Фреска художественная ценность. Удивительное большое событие для Самары и России, так как многое утрачено. Фреска молитва в красках, искренняя, живая. Это практически вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Известка с мелким песчаником, природными натуральными красками создают богатую палитру. Пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов, используя воду, пигмент и четыре основных цвета: белая (известь), черная (пережженная виноградная лоза), желтая (глина), красная (жженая на огне охра).

Иконописец Владимир закончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне.

В России двадцать первый. Как своеобразный круг: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

Какие у вас впечатления от России?

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе с утра до вечера. Знаю о. Евгения, о. Михаила хорошие люди.

Расскажите, как Вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Случилось так, что был в Белграде в воскресенье дома. Пошёл в ресторан попить кофе. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Услышал звон колокола. Решил зайти (это было в 1983 году). Пришел, начиналась литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Все книги по художеству, материалы, масло, краски собрал и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент и через дватри дня получился образ Богородицы. Картины писать перестал. До 1999 года только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака. Это была моя первая фреска.

Митрополит Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи 11-12 века. Для меня это только пример: что надо и как надо. Нет копий, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Художество не было изначально церковным, как и мировая художественная культура. Необходимо знать истоки. Важно знать и основы живописи: композицию, гармонию, как правильно изобразить руку, лицо и т.п., чтобы было профессионально.

Икона это наилучшее художество.

Изучая историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, нужно знать все. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти насколько нужно специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Нужно знать зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску.

Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

Что Вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок точный, живой.

Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка.

Если бы времени было много, и я каждую секунду осознавал, что работаю, то на этом изображении был бы не святой, а только я. Портрет, а не икона.

Сложно Вам одному расписывать?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем.Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых Ветхого и Нового Завета, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора, икону Тайной Вечери, страдания Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь цикл жизни Христа. На южной стороне будут чудеса (исцеления), совершенные Христом, на северной страдания Христа. Как позволит площадь, стена.

Планируете еще работать в России?

Пока не знаю. Как Бог даст. Большой храм, наверное, нет. Это очень тяжело. Одну икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет, верит мне, о. Евгению,который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам нашего настоятеля отца Евгения свершилось чудо. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, станет одной из святынь Поволжья. Это как символ храм Всех Святых, выше которых только Господь.

Для завершения строительства нужны средства, будем рады посильной помощи. Просим молитв, чтобы Господь сподобил закончить работы внутри и снаружи.

Построим Храм вместе!

В подготовке материала помогали Олеся Яковлева, Максим Дьяков, Мария Нехорошева

Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 26.09.2012


Мир сердцу вашему, Олег!

Вот текст, о котором вы спрашиваете:

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ()

Прежде чем я дам вам ответ на ваш вопрос, позвольте мне процитировать для вас и всех наших читателей то, что Господь сказал устами пророка Иеремии... и как бы вы, дорогие наши читатели, ни понимали сейчас слово «храм», пусть слова Господа будут для вас светом, помогающим вам увидеть, правильно ли вы понимаете путь Спасения. «Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" ()

А теперь да поможет нам Дух Святой Божий понять суть того, что в Библии обозначено словом «храм».

В сознании истинно верующих евреев, опиравшихся в своей вере на Тору и пророков, Храм, построенный на земле, был очень и очень важен, но при этом они всегда понимали, что этот рукотворный Храм был не более, чем образом того, что Бог когда-то показал Моисею. Помните ли вы ту историю и то распоряжение Вседержителя, которое Моисей получил от Него?

Тому и другому одновременно.

На слова мы должны смотреть, осознавая, что.... правильно понимавший Тору еврей никогда не позволил бы себе поклониться рукотворному сооружению, даже если оно – место присутствия Божия. Поэтому для верующего еврея эти слова Давида могли либо звучать как противоречие основам веры... либо как пророчество с очень и очень глубоким смыслом.

Мы люди живущие в последнее время, имеющие книгу «Откровение», имеем возможность увидеть глубину смысла этих потрясающих слов Давида.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его , и Агнец.

Иудейский Храм был ярчайшим откровением Бога о Христе, о Себе Самом. Всё устройство Храма, всё служение в нём открывали людям суть спасительной миссии Христа, точнее суть самого Христа.

Поэтому когда Давид говорит «поклонюсь святому храму Твоему» , он вообще-то говорит о том, что поклонится Христу Живому и Спасающему , а не какому-то рукотворному сооружению, тем более такому рукотворному сооружению, в котором всё сделано вопреки Небесныму образцу, когда-то показанному Моисею.

У Бога есть только один Храм – Он Сам, Христос. Когда-то на земле существовала миниатюрная копия этого Единственного Храма. Но когда Христос пришёл на эту землю, когда Он исполнил здесь Свою Миссию, тогда нужда в каких-либо земных копиях отпала. Теперь всякий верующий во Христа должен поклоняться не на какой-то горе и не в каком-то рукотворном сооружении, а в Небесном Храме, куда мы можем в любое время входить верою. Только там наше спасение. Только там ().

Когда Давид писал псалмы и говорил о Храме, то Дух Пророческий помогал ему прозревать в этом сооружении славу Мессии .

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

Каждый имеет свой ответ на этот вопрос. Кто-то хочет получить вполне земную и понятную пользу от Бога: здоровье, помощь в работе и учебе. Для кого-то это возможность вырваться из суеты и задуматься о вечном. Иной считает своим долгом перед Создателем бывать в храме в известные дни и праздники, а другому церковь нужна для осознания своих историко-культурных корней. Всё это хорошо и понятно, и человек действительно получит желаемое, но только для того ли нужна Церковь? Ведь отдохнуть от суеты можно на лоне природы, а задуматься о вечном за книгой. Для достижения здоровья также есть множество средств, к которым, кстати, люди прибегают гораздо чаще. Долг перед Создателем не в посещении храма, а для сохранения духовного наследия предков существуют разные пути. Да и помолиться можно на всяком месте и во всякое время. Так что же может дать Церковь человеку, чего не может дать ничто другое?

Сердце Церкви – Литургия.

Церковь выросла и развилась из Литургии – таинства, совершаемого по образу Тайной Вечери Христовой и заповеданного Господом. Храмовые стены – величественное обрамление, а церковные службы, главная из которых Литургия – зримое проявление происходящего в Церкви Христовой невидимо и тайно для других обновления человека в соединении со Христом.

По слову Божию, Церковь – Тело Христово, а люди, составляющие Церковь – части этого тела. Приобщение человека к Церкви – делает его причастником этого мистического Тела, открывая ему возможность и Святого Причащения, к которому призывает Христос верующих в него. Именно в храмах Божиих совершается это великое таинство, а потому разумно ли отталкивать руку, протягивающую ищущим самую Жизнь в Чаше Святого Причащения и искать в Церкви земного вместо небесного? Ведь и Сам Христос обещал верующим в Него не блага земные, а наследие Царства Небесного.

Но для чего тогда, может последовать вопрос, нужны молебны, освящение воды и плодов земных, молитвы о здравии? Взыщите прежде Царства Божия, — говорит Господь, — и все остальное приложится вам. Вошедшему уже в Церковь Христову и нашедшему самое главное – новую жизнь во Христе, подаст Господь и прочее просимое, если нужно. Войдя в сердце человека, Христос входит и во всю жизнь его, освящая и преображая всё, от воды, плодов земных, жилища человека до самых дел его и даже окружающей действительности.

Неужели не получит просимого тот, кто приходит в церковь за земными вещами, забывая о Хлебе Небесном? Ведь в самом деле, не для того же был распят Христос — Сын Божий? Получит, конечно, по несказанному милосердию Божию. Но такой проситель будет подобен человеку, строящему дом на песке, или, по пословице, носящему воду в решете. Полученная польза скоро будет унесена скоротечными водами жизненной суеты, и вместо ожидаемого счастья будет лишь разочарование и пустота.

А если Бог уже есть в душе?

Не удивительно, что человек чувствует существование Вышнего или верит в Него. По слову святого апостола Иакова, верить что есть Бог, хорошо, но не стоит этим успокаиваться, ведь и бесы веруют и трепещут. Господь же будет ожидать от верующих в Него дел, достойных веры – исполнения Его заповедей. Говорит Господь и о том необходимом, без чего не возможно ни человеку быть в Боге, ни Богу в человеке – о таинстве Причащения. Как же человек далекий от церкви может говорить, что у него уже «бог» в душе? Конечно, он называет «богом» личные религиозно-мистические переживания, или, иными словами, имеет в душе идола – некое собственное представление о Боге.

Вхождение в Церковь и причастие её таинствам открывает человеку новую, до того неизвестную жизнь, отличную от его личного опыта. То есть, выводит человека в реальность из внутреннего заточения индивидуализма, из рамок собственного Я. Без этого личная духовность может стать идолопоклонством, а личная молитва медитацией или заговором. Грех разделяет людей, его последствие – внутреннее одиночество человека, непонимание, отсутствие любви друг ко другу. Церковная молитва, возносимая от лица всех и в то же время от лица каждого в отдельности, помогает преодолеть внутреннее заточение самолюбия и тонкого эгоизма, вводя в круг собранных во имя Господне, посреди которых и Сам Христос. Вера в Бога, во Христа тогда спасительна, когда приводит к исполнению заповеданного Им – всемерной любви к Богу и не меньшей чем к себе любви к ближнему. А какова эта любовь мы видим в Самом Христе, в Его жизни и, приведшей к воскресению из мертвых, крестной смерти за род человеческий.

Вхождение в Церковь – приобщение опыту жизни во Христе. Без такого вхождения – приобщения, всё будет просто словами. Познание Бога не теория, а сама жизнь, как внешняя – заметная другим, так и внутренняя. Таинство Церкви – проникновение в сокровенную глубину жизни в Боге.

Достаточно ли быть просто хорошим человеком?

В Евангелии есть рассказ о том, как апостол Петр, увидев Иисуса идущим по воде посреди бури, просил Его, что бы и ему, Петру пойти по воде к Нему. Так он хотел увериться до конца, что идущий есть Христос. Христос повелел ему идти, и Петр пошел, но увидев множество волн, ужаснулся и стал тонуть и звать Господа. Тогда Христос протянул ему руку и спас из воды.

Бог дает человеку то, чего человек не может сделать своими силами в принципе. Можно быть добродетельным, великодушным, сильным и самому по себе, но нельзя пойти по воде – смерти и небытию – своими ногами без Христа. Человек может многого достичь своими силами, и потому считать, что не нуждается в Боге, или вспоминать о Нем, когда есть нужда как бы в волшебной палочки для достижения земных целей. Всё что нужно – всё от этого мира и от этой жизни. Но если ненужно ничего кроме земного – здоровья, счастья в личной жизни, успехов в делах – никогда человеку не взойти на Небо, не найти вечной Жизни во Христе, жизни новой.

Сам Христос определенно говорит, что для того, чтобы войти в Царство Божие, не достаточно просто быть хорошим человеком. Рожденное от плоти, есть плоть, говорит Он, а всякая плоть, как трава – сегодня есть, а завтра её нет. Необходимо заново родиться во святом Крещении, необходимо обновить жизнь покаянием, учась жить по заповедям Божиим, следуя за Христом, неся каждый свой крест, что полноценно возможно лишь в единении с Ним, которое совершается в лоне Церкви.

Храм — небо на земле.

Всё самое важное Церковь обыкновенно совершает в особом месте – храме. Церковь – форма бытия тех, кто хочет быть со Христом, а храм – святое место, собирающее верных. Место совершения Литургии стало местом совершения всех таинств Церкви Христовой. Каждое воскресенье, а в иных местах каждый день приносится в храме безкровная жертва за род человеческий. Там, в храме, в таинстве Крещения рождается человек в новую жизнь, там возносятся молитвы за всех и каждого, там получает человек прощение исповеданных грехов в покаянии. Потому нет более важного места на земле, чем храм Божий. Войду в дом Божий, поклонюсь храму святому Твоему, — воскликнул некогда пророк, — посреди церкви воспою Тебя. Так можно ли верить в Бога и проходить мимо церкви?