Развитие реакции: сольные упражнения. Секреты быстрой реакции, или Почему взрослые такие медлительные

  • 14.10.2019

). Ну а сейчас давайте затронем тему как увеличить скорость реакции с точки зрения практических упражнений . Но для начала всё же немного теории. Для освежевания освежения памяти 🙂

Как увеличить скорость реакции с помощью практики и упражнений — когда возникает такой вопрос, то должен возникнуть и сопутствующий вопрос: увеличить скорость реакции НА ЧТО ? На что вы хотите быстрее реагировать? Например, реагировать можно:

  • на слух
  • на осязание
  • на зрительный раздражжитель.

Соответственно, если вы будете тренировать реакцию, то на какой-то один из этих раздражжителей. В последствии их можно и смешивать — но для начала, по принципу постепенности, лучше разделить и тренировать по очереди.

Независимо от того, какую реакцию вы тренируете — на слух, на осязание, на зрение (обоняние или вкус тренировать большого смысла нет) важно четко представлять, что будет являться ответной реакцией в процессе тренировки, какое конкретное действие. Правильно будет проводить тренировки одного органа чувств на различные действия.

Хотя тренировка реакции на обоняние может иметь свои плюсы:

Так, известна история, когда два красных комиссара дежурили на конспиративной квартире каких-то врагов народа (белогвардейцев, троцкистов, деникинцев, фашистов и т.д. — в этом отношении источники истории не сходятся). Как бы то ни было, у комиссаров было задание: сидеть на квартире тихо, не высовываясь — и ждать, пока появится нужный враг народа. Ну и, соответственно, его схватить и пытать (расстрелять, раскулачить и т.д. — здесь источники также не могут сойтись во мнениях).

Итак, сидят храбрые комиссары в засаде, сухпаёк жуют, ждут. День ждут, два ждут. Ни выйти тебе, размяться, ни поспать толком — ведь Родина дала задание бдить! И бдить незаметно.

В общем, некоторое время они ждали — и тут у одного из комиссаров не выдержали нервы. А также подвела привычка курить. Ну, он взял и на автомате закурил. Напарник увидел это безобразие, прекратил. Ждут дальше. И что бы вы думали?

Тот самый враг народа тренировал скорость реакции помимо всего прочего на обоняние! Он вошёл в квартиру, унюхал, что курили здесь не неделю назад, как должно было быть, а всего день назад — и начал стрелять на запах. Соответственно, один комиссар ранен, второй — гоняется за врагом народа по всему городу.

Чем закончилась погоня, источники также не определились. Но тем не менее, мораль такова: во-первых, курить — вредно. А во-вторых, скорость реакции может быть и на обоняние.

Продолжаем нашу тему увеличения скорости реакции с помощью упражнений.

Итак, правильно было бы проводить тренировку скорости реакции на различные сигналы от одного органа чувств. Можно даже на совершенно абсурдные сигналы, важно в процессе тренировок обеспечить разнообразие движений и задействовать максимальное число мышц. Но эти действия должны быть очень просты и выполняться, что называется в одно касание, в одно движение. Движения эти могут быть совершенно различными, и требующими различных усилий. От «достань » до выполнения команды «ложись», подтягиваний и отжиманий. Главное, что бы движение было простым.

Важно так же и то, что упражнение не должно быть бессмысленным ; оно должно иметь определенную смысловую нагрузку. То есть, чтобы оно могло пригодиться в реальной жизни. Основной упор в выборе тут следует сделать на безопасность или приобретение определенных профессиональных или спортивных навыков. При этом следует адекватно выбирать и раздражитель. Например, звуком громкого щелчка (имитация выстрела) надо тренировать прыжок в сторону, падение, но не «снять шапку».

Начинать, конечно, нужно по принципу постепенности — с простейших упражнений, того же «достань явару» или перемещение легкого предмета с места на место.

Второй особенностью тренировок реакции является обязательное наличии абсолютно случайного и неконтролируемого вами источника раздражения . Тренироваться отдавая самому себе мысленные приказы — бесполезная трата времени, к тому же это быстро надоедает. Нужен действительно случайный источник событий.

Самым идеальным источником случайных событий будет другой человек – напарник . Участие в тренировке двоих людей сразу вносит некий элемент соревнования. Каждый старается выиграть у другого и старается максимально усложнить задачу сопернику. Напарником может быть ваш друг, дети, родители и т.д. Улучшить свою реакцию никто не откажется.

Кстати, если вам такое по плечу, то можете и самостоятельно создать такие условия, где случайности — сколько влезет 🙂

Перед вами несколько упражнений, направленных на увеличение скорости реакции. Естественно, они — не догма, а просто образец, на основе которого можно создать множество разнообразных и более подходящих вам упражнений.

Как увеличить скорость реакции на слух.

В качестве раздражителя выступает звуковой сигнал. Он должен иметь четко выраженное начало. Это может быть, например звонок, звук издаваемый музыкальным инструментом, стук, щелчок и т.д. Даже дверной звонок. При тренировке слуховой реакции важно прервать зрительную связь между источником и тренируемым. Т.е. тренируемый не должен иметь возможность по каким либо действиям тренера предугадать появление звука. Можно издавать звук за спиной или использовать простейшую программу компьютера.

Когда тренируется слух с точки зрения безопасности, то упражнения должны быть направлены на соответствующие действия (пригибание, прыжок в сторону, падение).

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на слух:

  1. Тренер выходит за дверь. Тренируемый по сигналу звонка должен передвинуть мелкий предмет с одного места на другое (места должны быть четко обозначены). Должен достать предмет (из стола, кармана, снять с полки).
  2. Тренер сидя за спиной резко ударяет линейкой по столу. Тренируемый должен произвести ответный щелчок.
  3. При тренировке на безопасность важно отработать процедуру выхватывания оружия или того, что его заменяет по звуку (крик, стук, топот и т.д.).
  4. Два напарника сидят друг на против друга, перед ними на стуле лежит предмет. Тренер ходит вокруг напарников и неожиданно хлопает. Напарники должны схватить предмет по хлопку — кто быстрее. Для усложнения упражнения тренер может не только хлопать, но и издавать звуки, типа «хлоп», «бум» и так далее. Внимание: напарники должны обращать внимание на то, что они не должны стукаться лбами.

Как увеличить скорость реакции на осязание

Это отработка реакции на прикосновение, особенно не контролируемого визуально, например из-за спины. Является очень важной частью элемента безопасности.

Во время тренировки тренируемый надевает на глаза повязку, если отрабатывается чувствительность рук, или тренер находится у него за спиной, если отрабатываются упражнения на безопасность.

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на осязание:

  1. Тренируемый сидит на стуле, глаза завязаны, руки на ширине плеч лежат перед ним на столе. Тренер в случайном порядке и со случайным интервалом времени прикасается к рукам тренируемого. Тренируемый при прикосновении должен хлопнуть в ладоши перед собой, над головой или за своей спиной. Чем меньше времени пройдет со времени прикосновения до хлопка, тем лучше.
  2. Тренер находится сзади тренируемого на расстоянии вытянутой руки. Тренер прикасается рукой к плечу тренируемого. Тренируемый должен резко присесть, прыгнуть вперед или сторону, повернуться и принять боевую стойку.

Как увеличить скорость реакции на зрение

Зрение — наше основное чувство. 90% информации человек получает через зрение. Поэтому тренировке реакции от «видимого» раздражителя следует уделить особое внимание. К счастью, и тренируется это наиболее просто. При тренировках особое внимание следует обратить не только на реакцию по любому событию, но и на селекцию тренируемым зрительного события. Например не стоит просто «зажигать лампу». Например, надо зажигать одну из нескольких ламп. Мозг должен при этом оценивать ситуацию и отсеять ненужный раздражитель.

Примеры упражнений на увеличение скорости реакции на зрительный раздражжитель:

  1. Тренер прижимает к стене ученическую линейку. Тренируемый держит свой большой палец в 1 см. от линейки на уровне примерно 10-15 см. от начала. Когда тренер отпустит линейку, та начнет падать. Задача тренируемого прижать линейку к стене своим большим пальцем. Чем меньше сантиметров «пролетит» линейка, тем лучше реакция.
  2. Тренер случайно зажигает одну из двух настольных ламп (выключатель при этом не должен быть виден тренируемому).
  3. Тренируемый при этом (зажигании определенной лампы) должен переместить какой либо предмет, хлопнуть в ладоши и т.д.
  4. Тренер показывает тренируемому различные предметы из-за ширмы. Реакция тренируемого должна быть только на определенный предмет.

Великолепный тренировкой являются различные виды игр «на пальцах». Например, чет-нечет, камень-ножницы-бумага.

Чет-нечет . Ведущий «выбрасывает» на пальцах одно из чисел от 1 до 5. Ведомый должен выбросить свое число, но противоположное по значению. Если ведущий показал 3 пальца (нечет), то ведомый должен показать 2 или 4 (чет).

Камень, ножницы, бумага . Камень (кулак) тупит ножницы, ножницы (указательный и средний палец) режут бумагу, бумага (ладонь) покрывает камень. В обычном варианте игроки «выбрасывают» предмет одновременно. В данном случае, тренер дает форы по времени тренируемому, что бы тот сообразил и показал выигрышный предмет.

Ладушки . Игроки сидят друг напротив друга за столом и держат руки на столе перед собой. Ведущий старается своей ладонью накрыть ладонь ведомого, а тот старается ее вовремя отдернуть.

Далее, возможны ещё и такие тренировки скорости реакции на зрительный раздражитель:

  1. Детская игра, когда несколько человек становятся в круг, и по часовой стрелке прыгают, стараясь наступить на ногу соседу. Сосед старается убрать ногу прыжком. Тот, кто прыгнул, атакуя, замирает на месте. Тот, кто прыгнул, отпрыгивая, прыгает на ногу следующему игроку. Кому наступили на ногу, тот выходит из круга.
  2. Простая игра «поймай бумажку. Один человек держит небольшую бумажку (денежную, например). Второй кладёт ладонь на кисть, которая держит бумажку. Первый отпускает бумажку, а у второго задача — эту бумажку поймать рукой, которая лежала на руке первого. Если играть на деньги того, кто тренирует скорость реакции (словил денежку — она осталась твоя, не словил — она принадлежит напарнику) — то скорость реакции тренируется очень и очень быстро.
  3. Жонглировать. Просто начать учиться жонглировать. Здесь дело не только в реакции, но и без неё никак.

Отличная тренировка увеличения скорости реакции для всего тела — это ловить теннисный мяч рукой. Вы видели, как тренируются теннисисты. Они становятся напротив стенки и отрабатывают удар. Мяч отскакивает от стены и возвращается к ним. Можно также взять теннисный мяч, встать напротив стены и начать с силой его кидать так же, как и в теннисе — рука — земля — стена – рука. Вначале тренируется одна рука, затем другая, затем обе сразу. Можно бросать одной рукой, а ловить строго другой. Это усложняет расчет траектории. Еще лучше дело пойдёт, когда появится напарник, и вы с ним вместе будете ловить мяч по очереди.

Таким образом, увеличить скорость реакции с помощью практических упраженний вы можете легко и просто. И здесь вам поможет ваше намерение победить — даст основу действий, которые нужно тренировать.

При написании статьи были использованы материалы http://www.leovit.ru/reaction.html

Если у вас есть какие-нибудь полезные рецепты по ускорению реакции — пишите в комментарии!

Часто ли вы можете поймать летящий в вашу сторону мяч? Когда последний раз выкипевший суп залил вам газ? А сколько раз вы проигрывали в игре на ловкость и скорость? Все это контролируется одним важным компонентом жизнедеятельности человека – реакцией. Хорошая реакция позволяет вам быстро и точно справляться с неожиданностями – от бытовых до профессиональных. Однако реакция развита далеко не у всех: кто-то быстро обрабатывает свой жизненный опыт, специально реакцию не тренирует, а кому-то, наоборот, нужно долго и упорно тренироваться, чтобы научиться реагировать за доли секунды.

Реакция: что, зачем, как?
Что же такое реакция, и зачем она нужна организму, да еще и тренированная? Итак, реакция – это способность организма незамедлительно действовать в ответ на внешний раздражитель. Таким раздражителем может быть что угодно: летящий в голову мяч, «выскакивающий» из кастрюли борщ на плите, звонок телефона. Реакция важна не только в спорте или в самообороне, помогает она и в обычной жизни, т.к. не позволяет застать вас врасплох.

Интересно, что реакция бывает правильной и неправильной. Так, инстинкт самосохранения подсказывает закрывать глаза, когда поднимается сильный ветер, и пыль может попасть на слизистую оболочку. Это – правильная реакция, которую, по сути, тренировать не нужно, она выработалась с годами и опытом. Однако то же закрывание глаз будет неправильной реакцией, когда в лицо летит мяч или камень. Здесь нужно уже либо перехватить летящий предмет рукой, либо закрыться от него, либо отскочить в сторону. Эти действия требуют быстрого реагирования, а, значит, тренировки!

Сложно ли тренировать реакцию?
Насколько сложно тренировать реакцию и можно ли это сделать? Конечно, можно и нужно, к тому же, никаких особых сложностей это не представляет. Долго ли вы учились в школе ловить мяч на уроках физкультуры? Те, кто его не боялся, выучили эту несложную науку очень быстро, те же, кто бегал от мяча, как от ядерной атаки, так и не умеют ловить его до сих пор. Главное правило в тренировках реакции: не бояться. Страх блокирует логику, поэтому вместо того, чтобы спокойно поймать мяч, вы будете убегать, подставлять пальцы, в лучшем случае – уклоняться. На уроках физкультуры это не так страшно: не поймал мяч, не стал мастером спорта в своем классе, и ладно. К тому же, уклонение – это тоже реакция, все же лучше, чем мячом по лицу получить.

Развить можно любое из чувств, не только зрение, о котором здесь велась речь. Слух, обоняние, осязание – все это поддается тренировке. Определите для себя, что в первую очередь будете тренировать, т.к. начинать нужно с одного чувства, потом уже присоединять остальные и комбинировать. Например, начать тренировать зрительную или слуховую реакцию (эти чувства проще всего тренируются), затем подключить осязание.

Второе, что нужно продумать, – это цель ваших тренировок на реакцию. Для чего вам понадобилось развить реакцию: для побед в спорте, для самообороны, повышения профессиональных навыков? Четко поставленная цель гарантирует вам более быстрые и явные результаты, ведь когда не понимаешь, зачем ты это делаешь, и желание пропадает.

Переходим к тренировкам
Лучше всего тренироваться с напарником, ведь если вы сами будете задавать себе упражнение и сами выполнять его, эффекта не будет. В тренировках на реакцию важна скорость, быстрота действий, непредсказуемость и неконтролируемость раздражителя. Однако можно и тренировать реакцию в домашних условиях самостоятельно: бросать мячик о стену и ловить, подбрасывать монетку. Кроме того, существуют специальные компьютерные программы на развитие реакции, которые и помогут проводить тренировки в одиночестве.

В тренировках на реакцию важно, чтобы задания были максимально разнообразными, и задействовались разные мышцы. Сначала делайте все движения медленно и размеренно, даже вдумчиво. Так вы выработаете алгоритм движения, который потом будет воспроизводиться «на автомате». На этом принципе основаны не только тренировки на развитие реакции, но и вообще все, что требует быстродействия от организма (танцы, игра на музыкальных инструментах).

Если вы решили тренироваться с другом (отцом, женой, ребенком, соседом), продумайте комплекс задач, которые вы будете выполнять. Однако вы не должны знать их последовательность, чтобы сохранялся эффект неожиданности.

Примеры заданий на тренировку скорости зрительной реакции:

  • На столе находятся несколько ламп, их выключатели спрятаны под столом. Помощник зажигает одну из ламп, задача тренируемого – сделать определенное действие. Если упражнение проводится на начальной стадии тренировки реакции, не нужно давать по заданию на включение каждой лампы – это очень сложно. Пусть только определенная лампа будет индикатором того, что нужно что-то сделать. Со временем задание можно усложнить, например, при включении красной (или левой) лампы – сделать хлопок над головой, при включении зеленой (или средней) – присесть и т.д.
  • Помощник стоит за ширмой и поочередно показывает вам предметы. Среагировать нужно только на один условленный предмет.
Примеры заданий на тренировку скорости слуховой реакции:
  • По хлопку (или специальному сигналу) передвиньте определенный предмет на другое место. Перед выполнением упражнения нужно условиться, что конкретно вы должны сделать. Например, один хлопок – передвинуть предмет вперед, два хлопка – передвинуть его влево, три – вправо и т.д. Можно использовать звуковые сигналы на компьютере. Главное, чтобы вы были повернуты спиной к напарнику, и не видели, как тот собирается хлопнуть.
  • Если проводятся упражнения для самообороны, можно по хлопку или щелчку доставать оружие или имитировать это действие.
  • Занимаясь еще с кем-то, можно провести следующее упражнение: два человека сидят друг напротив друга, между ними на столе лежит какой-то предмет. По звуковому сигналу нужно первым схватить предмет. Отличное упражнение, которое включает еще и соревновательный аспект.
Примеры заданий на тренировку скорости осязательной реакции:
  • Вам завязывают глаза. Напарник прикасается поочередно к вашим рукам. Нужно как можно быстрее хлопнуть в ладоши после прикосновения.
  • Подобное упражнение: напарник находится сзади тренируемого, поочередно кладет ему руку на плечи и голову. Нужно сделать то же самое – очень быстро хлопнуть.
Данные упражнения очень полезны для тех, кто занимается самообороной, потому как позволят быстро среагировать в критической ситуации.

Таким же образом можно тренировать реакцию в спорте. Основное упражнение, конечно, с мячом, но не ограничивайтесь этим. Используйте движения из дзю-до, бокса, фехтования, даже обычный бадминтон служит прекрасным способом тренировки реакции.

Хорошим способом тренировки реакции является использование специального мяча. Благодаря своей форме он имеет абсолютно непредсказуемое направление отскока после удара о какую-либо поверхность. С его помощью можно тренировать реакцию например следующим способом. Стать с партнером друг напротив друга на небольшом расстоянии и бросать на пол мяч. После отскока стараться поймать мяч. Поищите подобный мяч в спортивных магазинах вашего города. К некоторым мячам прилагается компакт-диск с описанием различных способов тренировки с мячом.

Можно найти очень много упражнений на тренировку реакции, можно придумать самостоятельно. Однако помните, что перегружаться тоже нельзя, организму это может не понравиться!

И вот в последнее время что-то не густо стало этих «раз», «бац»… Мячи пролетают мимо, посуда разбивается, а диктор новостей уже пару минут информирует о следующем происшествии, а Вы все еще пытаетесь «переварить» предыдущую новость. Знакомо?

Что же происходит на самом деле?

Вы становитесь старше! И соответственно немного медлительнее. Хотя Вам еще далеко до «беззаботной» старости, факт остается фактом. Ваша реакция ожидает лучшего! Только не паниковать! Это неизбежно случается со всеми нами. Фото: pixabay.com

Поверьте, что даже самые здоровые индивидуумы из человеческого рода постепенно переходят в категорию людей «а я совсем не тот, что прежде». Даже спортсмены, не говоря уже о нас, «простых смертных», достигают пика своей физической формы около 25−30 лет, а дальше — спад… А врачи, как спелись, тараторят о замедленном обмене веществ с возрастом.

Но! К счастью, мы имеем защитное средство от этого постепенного угасания — нашу . Когда мы себя нагружаем физически, организм продуцирует больше гормона роста, вещества, способного сохранять мышечную массу, плотность костей и структуру тела в целом.

У людей, регулярно тренирующих свое тело, концентрация гормона роста в крови значительно выше, нежели у тех, кто не занимается физическими упражнениями. В эту категорию входят не только люди с — вполне можно добавить даже молодых людей, ведущих сидячий образ жизни.

Главный центр управления, отвечающий за способность реагировать на внешние раздражители, — это мозг. О! Великое серое вещество! За доли секунды человеческий мозг обрабатывает информацию и затем посылает сигналы к мышцам. И что самое интересное, по мнению ученых, что по мере старения скорость передачи сигналов НЕ изменяется!

Оказывается, самая большая задержка происходит на стадии обработки информации, которая необходима, чтобы выработать сообщение, что делать мышцам.
Фото: pixabay.com

Что же происходит? Во-первых, мы теряем клетки мозга, которые принимают участие в процессе обработки информации. Во-вторых, у нас в голове (подобно жесткому диску на компьютере!) накапливается гораздо больше информации и опытных данных, чем было раньше. Это замедляет способность мгновенно принимать решения. И мы становимся ленивее. Нам легче полагаться на старые, привычные решения, чем искать новые.

Любопытная аналогия с компьютерами. Как только переустановлен Windows — все окна «бегают», открываются быстрее, нежели глазом моргнешь… А с течением времени память захламляется, заполняется под самое «не могу» и… наступает вполне закономерный момент — только переустановка!

Используйте свой мозг по полной программе, насколько это возможно. Задайте ему активность (только не просмотр телевизора!). Принимайте каждый день новые задачи и решайте их. Когда Вы постоянно будете давать на полную катушку, он останется быстрым, эффективным и всегда готовым действовать.

Уделите самое пристальное внимание сну. Это самый лучший способ перезарядить батареи мозга. Проверьте, насколько Ваш сон качественный и регулярный. Это необходимое условие для того, чтобы держать наше серое вещество на максимально высоком уровне. Спите столько, сколько необходимо.

Полностью откажитесь от употребления алкоголя, наркотиков и курения. Без комментариев.

Бережно относитесь к своему зрению. Посетите, если нужно, врача. Быстрая реакция непосредственно связана с хорошей способностью видеть. Это подразумевает нечто большее, чем способность прослеживать за перемещением и опознанием быстродвижущихся предметов.



Фото: pixabay.com

Играйте побольше в… компьютерные игры. Доказано, что они очень сильно улучшают как умственную деятельность, так и моторику. Их часто используют на стадии реабилитации больных, чтобы ускорить их выздоровление. Даже летчики, прежде чем сесть в кабину самолета, занимаются на тренажерах, имитирующих реальные ситуации. Выбор игр оставляю на Ваше усмотрение.

Но даже в том случае, если Вы совсем никак не дружите с , попробуйте другие упражнения, способные улучшить Вашу реакцию. Например, мой муж недавно играл в игру для водителей. За определенное время нужно было дать максимум правильных ответов по правилам вождения. Мозги «кипели» не только у него — я «болела» вместе с ним.

А теперь пора и честь знать! Формат статьи не позволяет вместить больше. Поэтому возьмите на вооружение приведенные выше секреты и… РЕАГИРУЙТЕ БЫСТРЕЕ!

Хорошая реакция является важной способностью человеческого организма, которая пригодится в жизни. Люди, у которых она хорошо развита, являются внимательными и собранными, что помогает им в сложных ситуациях быстро сориентироваться и найти выход.

Как тренировать реакцию?

Развивать разные способности своего организма легко, главное, делать это регулярно и правильно. Важный момент, позволяющий сделать тренировки успешными – не бояться, поскольку страх блокирует логику. Прежде чем понять, как тренировать скорость реакции, стоит отметить необходимость напарника, поскольку самостоятельное выполнение упражнений чаще бессмысленно. Именно другой человек обеспечит такие важные характеристики тренинга, как непредсказуемость и неконтролируемость раздражителя.

Игры для тренировки реакции

Самый простой и доступный для каждого человека вариант тренинга – компьютерные игры, которые, по мнению многих людей, являются бесполезными. Подобные развлечения заставляют на происходящем, реагировать на различные типы раздражителей. Упражнения для тренировки реакции – динамические игры, например, аркады, симуляторы, гонки и т.д. Подберите для себя вариант, который требует различные движения, и развивайтесь в свое удовольствие, но только не злоупотребляйте, ведь длительное нахождение за компьютером вредит здоровью.

Тренировка скорости реакции

Умение быстро реагировать на различные раздражители необходимо спортсменам, например, боксерам или теннисистам. Есть фитнес упражнения, на развитие быстроты реакции у человека, используемые в занятиях самообороны. Они несложные и не требуют особой спортивной подготовки. Лучше всего выполнять их с закрытыми глазами, что сделает тренировку более эффективной, обострив реакцию.

  1. Захват . Партнер стоит за спиной и кладет руку на плечо. Нужно сразу же схватить ее и вывернуться.
  2. «Пистолет» . Помощник упирается пальцем или в левую, или в правую сторону спины. От места соприкосновения зависит, куда в каком направлении следует сделать шаг.
  3. Принятие позы . Тренер должен встать за спиной на расстоянии вытянутой руки. Задача – после касания плеча необходимо максимально быстро выполнить какое-то действие, например, прыгнуть или присесть.

Как развить реакцию?

Чтобы развивать свои способности, рекомендуется выбирать разнообразные задания, которые будут вовлекать в работу разные мышцы. Есть такие виды реакции: зрительная, слуховая и осязательная, и все они поддаются развитию. На начальных этапах тренировок рекомендуется выполнять упражнения в медленном темпе, чтобы выработать правильный алгоритм движений. Развитие реакции подразумевает регулярные занятия, поскольку без этого результат не будет прогресса.

Хороший эффект в этом деле дает визуализация. В спокойной обстановке расслабьтесь и представляйте выполнение разных движений с желаемой скоростью. Подобная психологическая подготовка является отличным дополнением физической тренировки. Визуализация позволяет , которое менее активно. Регулярные практики за непродолжительный промежуток времени отразятся на результатах.

Упражнения на быстроту реакции

Зрение – важный процесс, позволяющий познавать окружающий мир, оценивать ситуацию и выделять потенциальную опасность. Именно тренировке зрительной реакции важно уделять больше внимания. Результат зависит от того, как быстро человек принимает решение, после визуального осмотра. Выбирайте упражнения для развития реакции, которые подразумевают оценку ситуации и выполнение определенного действия.

  1. Помощник прижимает линейку к стене на уровне глаз тренирующего человека. Участник держит большой палец на расстоянии 1 см. от нее и на отметке 10-15 см. от ее края. Задача заключается в том, чтобы остановить пальцем линейку, когда она будет отпущена партнером.
  2. Хорошей тренировкой реакции станет игра «камень/ножницы/бумага».
  3. Партнер должен показывать при помощи пальцев любое число от одного до пяти. Задача заключается в том, чтобы показать ему противоположное значение, учитывая правило четное/нечетное.
  4. Два человека садятся друг напротив друга: один держит руку на столе, ладонью вверх, а другой пытается дотронуться до нее. Задача первого человека не дать ему это сделать.

Развитие скорости реакции

В тренировки необходимо включать упражнения, для развития скорости звукового восприятия. В качестве разрежающего фактора выступает музыка, стук, щелчок и другие звуки. Упражнения на скорость реакции необходимо выполнять с партнером, поскольку тренирующий не должен предугадывать момент звукового сигнала.

  1. Помощник становится за спиной, а перед собой тренирующий кладет любой предмет. Задача – по одному хлопку передвигать его влево, а по двум – вправо.
  2. Два человека садятся друг напротив друга, а между ними на столе лежит любой предмет. По звуковому сигналу, например, можно использовать таймер на телефоне, необходимо первым забрать предмет.
  3. Тренер подает сигнала при помощи свистка. Если был подан один сигнал, то нужно прыгнуть на месте, два сигнала – приседание, а три – хлопок в ладоши. Это упражнение позволяет сократить реакцию на звуковой раздражитель.

Упражнения на реакцию в домашних условиях

Усовершенствовать свои способности легко самостоятельно дома. Самый простой вариант – подбрасывать монету и ловить ее. Отличный способ тренировки подразумевает использование специального мяча с необычной формой, благодаря которой невозможно предсказать в каком направлении он отскочит после удара о поверхность. Хороши для домашней тренировки и упражнения с теннисным мячом для развития реакции.

  1. Отбивайте мяч об пол, как баскетбольный, меняя принимающую руку. Когда упражнение будет получаться, используйте сразу два мяча, ведя их обеими руками одновременно.
  2. Бросайте мяч в стену под разным углом и в разные точки. Ловите его тоже рукой, которой бросаете. Делайте упражнение по очереди обеими руками.
  3. Для этого упражнения нужен помощник, который должен стать за спиной на расстоянии в несколько метров. Стоять нужно перед стеной. Партнер бросает мяч в стену, а тренирующий человек ловит. Это упражнение учит быстро принимать решение.
  4. Два человека становятся друг напротив друга на расстоянии примерно 3-4 м. Необходимо одновременно бросать друг другу тенистые мячи, причем один делает передачу низом, а второй – верхом.

Существует множество ситуаций, когда от скорости реакции зависит жизнь. Реакция - это ответ организма на любой раздражитель, после которого происходит незамедлительное действие по взаимодействию с этим раздражителем (угрозой). Если говорить упрощенно, то упражнения, развивающие реакцию, ставят своей конечной целью научить мозг управлять телом в автоматическом режиме. Для этого необходимы упражнения и определенная психологическая подготовка. Об этом более подробно пойдет речь в статье.

Что такое реакция

Для начала необходимо кратко определить, что подразумевают под этим понятием и что такое скорость реакции. Реакция - это некое механическое действие, вызванное раздражителем определенным образом в автоматическом режиме. Выделяют три вида основных раздражителей: звуковые, зрительные, осязательные. Человек так устроен: на разные сигналы он реагирует с разной скоростью.

Скорость реакции - интервал времени между появлением сигнала и ответным действием на него. Во многом она зависит от наследственности, устройства нервной системы, возраста, пола и других факторов. Не менее важным условием является осознание человеком, в какой конкретно ситуации ему приходится действовать. Ведь теннис, рукопашный бой, киберспорт или управление автомобилем - это разные области человеческой деятельности. А уж потом задаваться вопросом о том, как развить хорошую реакцию в той или иной сфере. Однако существует ряд общих упражнений и рекомендаций, позволяющих повысить внимательность, собранность, общую координацию и взаимодействие мозга с телом, а также другие немаловажные характеристики. Они не только помогут ответить на вопрос о том, как развить реакцию, улучшить самочувствие, но и просто позволят поднять настроение.

Работа с мячом

Это самый начальный уровень, предназначенный для улучшения общей координации движений. Для таких занятий нужен только маленький мяч, удобный для обхвата кистью, а также регулярность в выполнении.

Подойдя к стене, необходимо ударять по ней мячом и ловить той же рукой, которой производился бросок. Начинать нужно с сильной руки (ведущей). Это монотонное упражнение рассчитано на 10-15 минут.

Затем выполняют все то же самое, но только другой рукой.

Следующая задача усложняется и вместе с тем становится более интересной. Бросок производится правой рукой, а ловля меча - левой.

Напарник - половина успеха

Все люди обожают играть. Это прекрасная возможность отточить свои навыки, так как взаимодействие в играх строится на принципах соревнования. Кроме всего прочего, отдавать самому себе различные мысленные команды, а затем выполнять их - занятие нудное, неэффективное. Другое дело, когда это делает компаньон. Его действия предугадать сложно. Да и он будет делать все возможное, чтобы они отличались внезапностью. Поэтому, когда встает вопрос: "Как развить реакцию, используя помощь другого человека?", игровая деятельность, как никакая другая, лучше всего подойдет для этих целей. Она обеспечивает широкий выбор заинтересованных лиц и различных стратегий: от банального «камень - ножницы - бумага» до бросков друг в друга мячом.

Стоит остановиться на ряде четких, действенных рекомендаций, отвечая на вопрос о том, как развить реакцию в домашних условиях. Следует понимать, что тренировку собственного тела необходимо проводить с учетом превалирования определенного раздражителя, например осязательного, и конкретной сферы деятельности. так, упражнения, развивающие теннисиста, мало чем помогут боксеру, а все из-за различности пакетов команд, которые закладываются в подсознание в процессе долгих упорных занятий.

Есть еще один немаловажный фактор. Его мало, кто учитывает, еще меньше людей над ним работают, и, как показывает практика, очень зря. Речь идет о работе тела на «автопилоте» в состоянии стресса.

Воздействие древних инстинктов на скорость реакции

Ряд исследователей в своих работах доказали, что одной из основных эмоционально-поведенческих реакций, напрямую влияющих даже на прекрасно отточенные навыки в стрессовой ситуации, является страх. Этот инстинкт достался человеку в процессе длительной эволюции. Разделяется на два вида: ажитацию и ступор.

Ажитация - это обычное физическое бегство. Одна из стратегий, которую использует человек при реальной или мнимой угрозе. Такая классификация угроз также выбрана неслучайно. Существуют ситуации реальной опасности, когда только бег может спасти жизнь, а есть мнимые (вероятность потерять свой статус, репутацию и т. д.).

Состояние ступора, или, как его еще метко называют, «внутреннее бегство» - совершенно иной защитный механизм. Человек никуда не бежит, но его тело не подчиняется «внутреннему» биокомпьютеру. Не менее древний инстинкт и способ выживания, доставшийся нам от далеких предков. Как считают ученые, способность притвориться мертвым или застыть на месте позволяла выжить при встрече с могучим хищником.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить быструю реакцию, которая позволит действовать в экстремальной обстановке? Для этого необходимо рассмотреть некоторые упражнения на различные виды раздражителей. Потому что только проработка всего материала в комплексе позволит достичь неплохих результатов в максимально сжатые сроки.

Важность закрепления навыков слуховой реакции

Как развить реакцию и скорость, если основным раздражителем будет выступать некий звуковой сигнал (свист, хлопок, крик и так далее). Для достижения успеха в поисках ответа на этот вопрос важно помнить: закрепляемое движение должно нести определенную смысловую нагрузку. В нем должен присутствовать конечный результат. Тупое перемещение предметов неприемлемо. Оттачивать необходимо какой-то конкретный, жизненно важный навык. Например, быстрое выхватывание оружия из кобуры или газового баллончика из кармана. Именно из кармана, потому что печальный опыт множества жертв различных ограблений, изнасилований подтверждает истину: предмет, который может спасти жизнь, нужно иметь под рукой, а не в сумочке.

Что важно помнить при отработке навыка

Как развить ловкость и реакцию в максимально сжатые сроки? Первое, на что необходимо обратить внимание - проработка полезных навыков в комплексе различных раздражающих факторов. Сюда входит работа на звук, прикосновение или зрительное обнаружение неприятности.

Полагаться только на одну руку - не вариант. Поэтому предстоит кропотливая работа с участием обеих конечностей. В идеале - достижение результата, когда скорость, грамотность необходимого набора движений не будут зависеть от руки. Движения также должны быть максимально простыми. Именно их простота - залог успеха. Тело само выполняет движение, наиболее подходящее в сложившейся ситуации, с опорой на

Особое внимание необходимо уделить различным условиям (освещение, пространство и т. п). Нельзя ожидать, что в случае необходимости применения навыка условия будут «тепличными». Как правило, все наоборот. Они будут неблагоприятными, опасными. Только самообладание, слаженность позволят достичь успеха. Поэтому учиться применять наработки при любом освещении, окружающем пространстве с учетом воздействия других отвлекающих факторов - это не блажь, а вынужденная необходимость, нацеленная на результат.

Работа по звуку

Как следует из названия, разговор пойдет о том, как тренировать реакцию в условиях, где основным раздражителем будет выступать некий сигнал. Вариации могут быть различные, но реалистичные (крик, имитация топота ног). Чем реалистичнее будет проходить тренировка - тем лучше. Загрузка в бессознательную сферу необходимого набора психологических команд уменьшит вероятность того, что в самый неподходящий момент человека охватит паника.

В качестве инструктора/тренера в этой ситуации может выступать любой человек. Главное - чтобы соблюдался эффект неожиданности. По его сигналу необходимо как можно быстрее достать газовый баллончик и быть готовым его применить.

Еще будет полезным научиться перехватывать быстрее какой-нибудь предмет со стола, на полу (вариантов много), чем это сделает соперник.

Упражнения на осязание

Важность этих базовых навыков заключается в том, что уже произошел контакт в ситуации, где у человека нет визуального контроля над пространством за спиной. Это упражнение позволит развить навык по обеспечению личной безопасности.

Его смысл заключается в том, что, как только напарник совершил неожиданное прикосновение сзади к любой точке тела, обучающийся должен молниеносно дать адекватный ответ. Вариантов несколько. Один из них, пожалуй, самый разумный - отскочить в сторону. Второй - развернуться к условно нападающему уже в боевой стойке. Развернуться по-любому придется - это позволит установить визуальный контроль. Другой вопрос, с каким набором «домашних» заготовок это произойдет. Начинать взаимодействие сразу с членовредительства Уголовный кодекс Российской Федерации не рекомендует. Поэтому следует подходить с умом в выборе наработки необходимого навыка.

Как развить зрительную реакцию и скорость

Тут как нельзя лучше подойдут игры знакомые с детства. Например, «камень - ножницы - бумага» или «чет - нечет». Объяснять правила игры про камень и ножницы не стоит. Эта игра знакома с детства, особенно по непередаваемым ощущениям в случае проигрыша. Единственная оговорка и поправка - в самом проведении мероприятия. В обычной дворовой игре все участники одновременно выбрасывают свои «фигуры», а при тренировке реакции инструктору нужно давать обучаемому некоторую фору во времени для принятия правильного решения.

А вот что такое «чет - нечет», стоит объяснить. Здесь распределяются роли: есть ведущий и ведомый. Задача ведущего - выбросить любое произвольное количество пальцев. Например, два - это четное число. Ведомый в свою очередь должен выбросить на пальцах любое нечетное число.

Заключение

В разных рекомендациях относительно того, как развить реакцию, приводится множество способов, приемов, методик. Единственное, что нужно соблюдать - это регулярность занятий для закрепления материала. Как и в любом деле, на помощь придут контроль и самодисциплина. И не стоит забывать, что в каждой конкретной сфере человеческой деятельности понадобятся свои уникальные навыки.