Сообщение о ермаке кратко. Сообщение о ермаке тимофеевиче

  • 14.10.2019

Ермак Тимофеевич - атаман казаков, прославившийся смелостью и находчивостью, герой народных песен. Один из его военных походов положил начало освоению Сибири Российским государством.

Биография Ермака Тимофеевича

Ермак Тимофеевич родился в крестьянской семье; точная дата неизвестна: 1537 - 1540 годы. Предположительно, родина Ермака - древнее село Борок на Северной Двине. Первое упоминание об этом поселении относится к 1137 году. По поводу его имени тоже существует несколько версий; по одной из них имя Ермак - это вариант русского имени Ермолай, а по другой версии полным именем Ермака было Василий Тимофеевич Аленин. Фамилиями в русских селах того времени мало пользовались, и людей называли или по имени отца, или по прозвищу.

Голодное время вынудило Ермака в юности уйти из родных мест - оказавшись в одном из волжских селений, он нанялся в разнорабочие и оруженосцы к старому казаку. Серьезно учиться ратному делу Ермак начал с 1562 года, когда в одном из сражений добыл себе оружие.

Отвага, справедливость и острый ум - полезные для воина качества; именно они и помогали Ермаку во многих сражениях, и сделали его атаманом. Он изъездил степь от Днепра до Яика, ему приходилось сражаться на Дону и Тереке. Еще известно, что будущий покоритель Сибири Ермак Тимофеевич сражался под Москвой с Девлет-Гиреем.

В биографии Ермака Тимофеевича много славных побед. В Ливонской Войне он был командиром казачьей сотни. Освобождение осажденного Пскова тоже происходило с его участием. Атаман принимал участие и в победе Хворостинина над шведами под Лялицами.

На службе у Строгановых

Уральские купцы Строгановы - известный российский купеческий род. В XVI веке ими был основан солеваренный промысел в Архангельском крае. Развивая земледелие и ремесла, купцы активно сотрудничали с правительством; они подавляли восстания местных народов, присоединяя тем самым новые земли к российской территории.

Внуки основателя солеварного производства, Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы, призвали Ермака в 1581 году для защиты края от сибирских татар и военного похода в Сибирь.

Дружина из полутысячи казаков под руководством Ермака и других атаманов (Якова Михайлова, Ивана Кольцо, Никиты Пана, Богдана Брязги, Черкаса Александрова, Матвея Мещеряка) прибыла на реку Чусовую. Хан Кучум совершал на эти места грабительские набеги, и в течение двух месяцев казаки отражали его нападения.

Поход в Сибирь

В 1581 году было принято решение организовать поход в Сибирь. Был сформирован отряд из 840 человек, снабженный всем необходимым, и погруженный на 80 лодок-срубов. В путь к Тагильскому перевалу в Уральских горах отправились в сентябре. Неся корабли на себе, топорами прорубая дорогу, казаки достигли цели и построили себе для зимовки Кокуй-городок. Весной сплавились по Тагилу до Туры.

Первые же сражения были легко выиграны; Ермак Тимофеевич без боя занял городок Чинги-Туру с его сокровищами - золотом, мехами, серебром. За весну и лето было выиграно еще три сражения с татарскими князьками, была взята богатая добыча.

В ноябре хан Кучум собрал войско из 15 000 воинов, чтобы сразиться с казаками у Чувашского мыса. Но он был побежден и отступил в Ишимскую степь. Через четыре дня после этого сражения, 8 ноября 1582 года, Ермак Тимофеевич победителем вошел в столицу сибирских татар - город Кашлык. На поклон к казакам один за другим являлись представители селений коренных сибирских народов с дарами. Ермак всех встречал по-доброму, обещал защиту от татар и обязал платить ясак - пошлину. После присяги эти народы становились подданными российского царя.

В конце 1582 года Ермак Тимофеевич отправил в Москву послов с новостями. Царь Иван IV милостиво встретил их и одарил подарками, после чего отправил к Ермаку в Сибирь экспедицию, возглавляемую князем Семеном Болховским. Почти два года понадобилось отряду из 300 стрельцов на то, чтобы дойти из Москвы в Кашлык. За это время Ермак одержал еще несколько побед над татарскими князьками, и еще больше расширил территорию России, увеличил количество данников.

Зима 1584/1585 годов была очень голодной, казакам не удалось заготовить достаточное количество припасов. Глубокие снега делали невозможной охоту, дули ледяные ветра. Татары объединились и восстали, заблокировав войско Ермака в Кашлыке. Только летом вылазка Матвея Мещеряка помогла отогнать татар от города. От войска осталось меньше половины, трое сотников были убиты врагами.

В августе 1585 года Ермак получил ложное известие о торговом караване, идущем в Кашлык. Поверив, он направился с небольшим войском к устью Вагая. Ночью Кучум напал на отряд казаков, убил Ермака и еще 20 человек. Так заканчивается биография Ермака Тимофеевича - покорителя Сибири.

Узнав печальную новость, казаки, оставшиеся в столице Сибирского ханства, решили там не зимовать. Атаман Матвей Мещеряк увел остатки войска на родину. В 1586 году на этом месте основали город Тюмень.

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

Ермак Тимофеевич

Ермак Тимофеевич (между 1537–1585), казачий атаман. Бывалый воин и сильный организатор. Положил начало освоению Русским государством Западной Сибири и освобождению ее народов от власти хана Кучума, ставленника Ногайской Орды.

Фамилия Ермака не установлена. По одним летописным данным, Ермак был из рода суздальских посадских людей Алёниных и при крещении наречён Василием. Другие источники считают Ермака донским или волжским казаком и утверждают, что подлинное имя героя – Ермолай, а прозвище – Токмак, отчего и получилось сокращённое имя Ермак, означающее артельный котёл. А некоторые краеведы уверенно говорят, что настоящее имя героя – Ермек, а сам он было крещеным татарином на русской службе…

О воинской биографии Ермака известно, что, начав постигать ратное дело примерно с 1562 года, он участвовал во многих боях между низовьями Днепра и Яика, на Дону и Тереке, в сражении с конницей Девлет-Гирея под Москвой (1571). За талант организатора, смелость и справедливость казаки выбрали его атаманом. В Ливонской войне 1581 года Ермак командовал флотилией волжских казаков на Днепре у Орши и Могилева, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1582).

Однако следует иметь в виду, что деятельность знаменитых волжских атаманов того времени не ограничивалась боями и походами под царским стягом. В свободное от службы время казачьи ватаги воевали с ногайскими мурзами, грабили их улусы, а порой и караваны купцов – татарских, персидских, не делали исключения и для русских. Имена волжских атаманов известны историкам – это Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Богдан Брязга. Таким же атаманом был и Ермак Тимофеевич.

Отношение царской власти к наездам казаков на татарские владения было непоследовательным и противоречивым. Конечно, присутствие вооружённых русских отрядов на Волге и Яике сдерживало агрессию князей, входивших в состав Большой Ногайской Орды, но в то же время царь опасался, как бы эти дерзкие и своевольные казаки не спровоцировали серьёзный военный конфликт с татарами. Но и в истинных намерениях татар разобраться было трудно. Когда князь Урус направил на переговоры в Москву своего посланника в сопровождении 300 всадников, а в это время вдвое больший отряд начал вероломно грабить русские села, казаки Ивана Кольца разбили оба отряда. И хотя они действовали по приказу из Москвы, царь не простил атаману разгром посольского каравана. Атаман и его люди были объявлены ворами (государственными преступниками) и заочно приговорены к смертной казни.

Однако вольные казаки на свой страх и риск продолжали воевать с ордынскими князьями. Их смелые наезды имели куда большее воздействие, чем дипломатические методы официальных властей. И когда возникли благоприятные условия для полного разгрома Ногайской орды, Ермак объединился с Кольцом и начал готовить казаков к походу. Но в это время казачий круг принял решение о походе в Сибирский край, к границам владений русских купцов Строгановых. Руководителем экспедиции казаки выбрали атамана Ермака Тимофеевича, а в помощники ему определили атаманов Ивана Кольцо, Богдана Брязгу и четырех есаулов.

Зачем было казакам идти в Сибирь? Неведомыми землями русские люди интересовались давно. Ходили «за Камень» и новгородцы, и суздальцы, и подданные Государя Всея Руси. В царском титуле Иван IV в 1557 году величается уже как государь «Обдорской, Кондинской и всех Сибирских земель, повелитель Северной стороны». Есть прямые доказательства, что некоторые области Сибири признавали власть царя задолго до похода Ермака – в частности, хан Едигер, который ради русской помощи против наступавших на него бухарцев добровольно подчинился Москве и обещал ежегодно платить дань соболями. Но уже к 1568 году его победил и убил бухарец Кучум, провозгласивший себя сибирским ханом.

Вскоре Кучум заставил платить себе дань вогулов (манси) и остяков (хантов), живших но обе стороны Иртыша, севернее устья Тобола, и даже по нижней Оби. Кучум подчинил окрестные племена от «Камня» на западе до Барабинских степей в Обь-Иртышском междуречье на востоке.

Владения Строгановых не были отделены от Кучумова царства чёткой границей. Набеги татар повторялись всё чаще. Царь разрешил Строгановым собирать и вооружать «охочих людей и остяков, и вогуличей, и югричей, и самоедь», но эти силы были очень невелики. Необходима была надёжная, профессиональная военная защита, и Строгановы пригласили к себе на службу донских казаков.

Почему именно Ермак Тимофеевич стал человеком, чья роль не ограничилась исполнением чисто служебных обяхзанностей? Некоторые историки сравнивают его с Кортесом и Писарро. Но главной целью испанских конкистадоров, наряду с захватом земель и властью над ними, было обогащение. Золото ацтеков, золото инков, золотая страна Эльдорадо – вот что влекло их в опасные походы. В действиях же Ермака совершенно не видно подобных устремлений. Было, видимо, нечто, отличавшее его от других коллег-современников. Об этом размышляет в своей книге «Загадки Урала и Сибири» известный исследователь В.Н. Демин: «Что двигало им – в то время никому не известным человеком, каких на Руси, казалось бы, было превеликое множество? Порыв души? Отвага и удаль? Или же веление судьбы? И то, и другое, и третье – все это неотъемлемые компоненты пассионарности. Ну и, конечно, под судьбой необходимо понимать не иррациональную волю… Но откуда же в таком случае получил Ермак пассионарный заряд и толчок? Где? Когда? Каким образом? И почему именно он? Загадка истории! Тайна России!»

Приглашенный Строгановыми защищать их владения, Ермак Тимофеевич не верил, что можно прекратить грабительские набеги только оборонительными действиями. Исповедуя принцип «Лучшая оборона – это нападение», он решил начать поход во владения сибирского хана. По пути следования казаки одержали победу в ряде сражений с местными мурзами у Туры и Тобола. Взяв штурмом городок Карачи, Ермак отправился к столице ханства – городу Искеру на Иртыше.

21 октября 1582 года на подступах к Искеру произошла решительная битва с отрядом хана Кучума, и 25 октября Ермак занял столицу. Однако видя, что малочисленному отряду невозможно закрепиться на огромных захваченных пространствах, Ермак отправил посольство в Москву с просьбой прислать помощь. Царь наградил всех участников Сибирского похода, самому Ермаку присвоил титул «князя Сибирского» и простил «воров», примкнувших к нему, а в 1584 году послал подмогу – 300 стрельцов под руководством воеводы, князя Волховского. Но из-за плохой организации похода отряд стрельцов растерял в пути почти все припасы. А казаки Ермака успели заготовить на зиму продовольствия в количестве, необходимом только для пропитания своего отряда. Когда все запасы истощились, начался голод. Стрельцы вымерли полностью, а численность казаков в отряде Ермака резко сократилась.

Однако даже в таких тяжелейших условиях Ермак, командуя оставшимися казаками, одержал несколько блестящих побед. Летом 1585 года его отряды предприняли ряд походов в южные пределы Сибирского ханства, преследуя отряды Кучума. Но бухарец применил военную хитрость и заманил казаков в ловушку. Дождливой ночью, в грозу, Кучум неожиданно напал на дружину и перебил около 20 человек, погиб и сам Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков, и они, покинув Искер 15 августа, вернулись на Русь.

Торжество Кучума было недолгим. Жестокое притеснение местных жителей вызвало их недовольство и отказ воевать на стороне Кучума. Уже через шесть лет после гибели Ермака русские восстановили его завоевания по Иртышу, а ещё через три года раздвинули границу до реки Тары, в устье которой в 1594 году построили город Тару. А для окончательной победы над Кучумом была собрана полуторатысячная рать князя Андрея Елецкого, которая состояла, наряду со стрельцами и казаками, больше чем наполовину из волжских и сибирских татар, башкир и бывших данников «сибирского салтана». Выступления отрядов Григория Ясыря, Бориса Доможирова и Андрея Воейкова к 1598 году довершили разгром остатков войска Кучума. Дорога России на восток была открыта.

О Ермаке Тимофеевиче еще в ХVI веке были сложены предания и песни. Он стал героем устного народного творчества – причём не только русского, но и сибирско-татарского. Позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 году в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В.А. Беклемишев, архитектор М.О. Микешин), созданный на добровольные взносы, собранные по подписке среди донцов; его фигура выделяется на монументе в честь 1000-летия России в Новгороде. А по всей Сибири и в наши дни не бывает застолья, в котором не прозвучит, подхваченная дружным хором, старинная песня на слова поэта-декабриста К.Ф. Рылеева – о том, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Азиатская Россия всегда будет помнить своих героев.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевич – завоеватель Сибири. Происхождение Е. неизвестно в точности: по одному преданию он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому – уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению проф. Никитского,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕР) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги 100 великих казаков автора Шишов Алексей Васильевич

Ермак Тимофеевич Ермак Тимофеевич (между 1537–1585), казачий атаман. Бывалый воин и сильный организатор. Положил начало освоению Русским государством Западной Сибири и освобождению ее народов от власти хана Кучума, ставленника Ногайской Орды. Фамилия Ермака не установлена.

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Владимир Атласов, «Камчатский Ермак» Владимир Васильевич Атласов (1661–1711), русский землепроходец, сибирский (якутский) казак. Дал первые сведения о Камчатке и Курильских островах.Владимир Васильев Атласов был уроженцем Северо-Двинского края. На якутской службе он

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Ермак - Степан Разин На протяжении долгого периода времени казачество было неотъемлемой частью русской общественной жизни. В XVI–XVIII веках российская цивилизация представляется сложным симбиозом двух взаимосвязанных, но глубоко противоположных по духу общественных

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Какую реку пытался переплыть Ермак после нападения хана Кучума? Вопреки общеизвестной песне на стихи К. Ф. Рылеева, утверждающей, что трагедия случилась «на диком бреге Иртыша», исторический ночной бой имел место на берегу реки Вагай. Этот приток Иртыша безуспешно

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (около 1537–1585) Донской атаман. Первопроходец. Покоритель земли СибирскойСреди народных героев казачьего роду-племени времён далёких, о которых уважительная намять сохранилась не только в исторических летописях, сказаниях и песнях, есть

Из книги автора

Камчатский Ермак Только через 30 лет после этого якутский казак Лука Старицын, по прозвищу Морозко, основал первое русское поселение на Камчатке, «не дойдя до Камчатки-реки один день». За пять лет до конца XVII века приказчик Владимир Атласов провел несколько походов на

Из книги автора

Из книги автора

Ермак Тимофеевич (между 1532 и 1542–1585 или 1584) Казачий атаман. Походом в 1582–1585 годах положил начало освоению Сибири Русским государством. Открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал. Погиб в бою с ханом Кучумом.После завоевания Казани и Астрахани царские владения

Из книги автора

«Ермак» «Ермак» – русский ледокол, использовавшийся в начале ХХ в.«Ермак» был спущен на воду с верфи Армстронг (Ньюкасл, Англия) в 1899 г. и куплен Россией. Название получил в честь известного атамана Ермака Тимофеевича. Этот корабль под командованием С. О. Макарова смог

Из книги автора

Кто такой Ермак? Во времена Ивана Грозного в России процветал богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах рек Двины и Камы (на северо-восточных и восточных окраинах страны). Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (рожд. ок. 1532 г. - смерть 6 (16) августа 1585 г.) — казачий атаман на службе пермских купцов Строгановых, покоривший для России Сибирское царство (ханство), осколок Золотой Орды.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения Ермака. По одной из версий, происходил родом из донской казачьей станицы Качалинской. Согласно другой версии, он был родом с берегов реки Чусовая. Так-же есть версия о поморском происхождении Ермака. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя как правило казачий атаман зовется Ермаком Тимофеевичем, или просто Ермаком.

1552 год — Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске царя Ивана Грозного в ходе покорения Казанского ханства. Отличился в Ливонской войне 1558–1583 гг., будучи лично известен .

Станичный атаман

Когда Ермак Тимофеевич возвратился из Ливонии в станицу Качалинскую, казаки избрали его станичным атаманом. В скором времени после избрания он с несколькими сотнями казаков ушел «вольничать» на Волгу, то есть разбойничать на ее берегах. Была разгромлена столица Ногайской орды степной городок Нагайчик. Было это около 1570 г.

Царь поручил очистить Волгу от речных разбойников казанскому воеводе – голове Ивану Мурашкину с несколькими стрелецкими полками, посаженными на речные суда. 1577 год — царский воевода Мурашкин очистил Среднюю и Нижнюю Волгу от разбойной казачьей вольницы. Было разбито и рассеяно немало больших и малых казачьих отрядов. Несколько атаманов взятых в плен было казнено.

Из Москвы на Дон был отправлен царский указ, чтобы Донское войско остановило «разбой» своих казаков, а виновных в этом «воровстве» схватить и отправить под крепкой стражей в столицу на суд. Посланные с Дона гонцы, имевшие при себе решение Войскового круга, нашли отряд Ермака и прочие уцелевшие отряды разбойных казаков на Яике (Урале). Большая часть донцов подчинилась приказу круга и разошлась по своим «юртам», то есть по станицам.

На службе у Строгановых

В отряде атамана Ермака остались те донские и волжские казаки, которые «попали в царскую опалу». Они собрали свой «круг», чтобы решить, как им дальше жить. Принятое решение было таким: с Волги уйти на Каму и поступить на «казачью службу» к богатейшим купцам-солепромышленникам Строгановым. Тем была нужна охрана их огромных владений от набегов сибирских инородцев.

Перезимовав на Сыльве и построив достаточное число легких стругов, казаки (540 человек) весной 1759 г. прибыли к Строгановым в городок Орел. Купцы-солепромышленники «расстарались», то есть сделали все для успешного похода против враждебного Сибирского царства и его правителя Кучума. Атаман Ермак Тимофеевич повел за собой не 540 казаков, а войско в 840 воинов. Строгановы дали триста своих ратников. Примерно треть казаков владела огнестрельным оружием.

Ермак — покорение Сибири

Взяв все необходимое, казаки 13 июня 1579 г. выдвинулись судовой ратью вверх по Чусовой до Тагильского волока. Дальше путь лежал до реки Серебрянки. Волок от устья реки Серебрянки до истоков реки Тагил (Тагиль) – до речки Наровля тянулся почти на 25 верст полного бездорожья. Легкие суда казаки перетащили «на ту сторону Камня», то есть Уральских гор.

К 1580 году дружина атамана Ермака Тимофеевича вышла к Тагилу. В лесном урочище построили походный лагерь для зимовки. Казаки всю зиму «воеваша владения Пелымского хана». 1580 год, май — на старых стругах и вновь построенных судах казаки вышли из Тагила на реку Туру и стали «воевать окрестные улусы». Улусный хан Епанча был разбит в первом же бою. Ермак занял городок Тюмень (Чинги-Тура). Там прошла новая зимовка.

1581 год, весна — идя дальше по реке Туре, в самых ее низовьях смогли одолеть в бою ополчение сразу шести местных князьков. Когда казачья флотилия по реке Туре вышла на просторы гораздо более полноводного Тобола, там они встретили главные силы хана Кучума. «Сибирцы» занимали урочище Бабасан (или Караульный Яр), где река суживалась в высоких, обрывистых берегах. Согласно летописи, реку в этом месте преградили железной цепью.

Командовал ханскими войсками наследник Кучума царевич Маметкул. Когда казачьи струги подошли к речной узкости, на них с берега посыпались стрелы. Атаман Ермак принял бой, высадив часть своей дружины на берег. Другая часть осталась на стругах, обстреливая противника из пушек. Маметкул во главе татарской конницы атаковал высадившихся на берег казаков. Но те встретили кучумовцев «огненным боем».

Судовая рать Ермака двинулась дальше вниз по Тоболу. В скором времени произошло 5-ти дневное столкновение с войском царевича Маметкула. И опять победа казаков была убедительной. По легенде, их воодушевило на бой видение Николая-угодника. Ханское войско во всем своем множестве заняло высокий обрыв на правом берегу Тобола, который назывался Долгим Яром. Течение реки перегородили сваленными деревьями. Когда флотилия казаков подошла к преграде, с берега она была встречена тучами стрел.

Покорение Сибири

Ермак Тимофеевич отвел струги назад и на протяжении 3-х дней готовился к предстоящему сражению. Он пошел на военную хитрость: часть ратников с чучелами, сделанными из хвороста и одетыми в казачье платье, оставалась на стругах, хорошо заметных с реки. Большая часть отряда сходила на берег, чтобы атаковать врага, по возможности, с тыла.

Судовой караван, на котором осталось только 200 человек, двинулся вновь по течению реки, обстреливая из «огненного боя» неприятеля на берегу. А в это время основная часть казачьей дружины зашла ночью в тыл ханскому войску, неожиданно обрушилась на него и обратила в бегство. Вскорости, 1 августа, у озера Тара было разбито войско хана Харачи.

Теперь на пути казаков был Искер. Хан Кучум собрал для защиты своей столицы Искера все имевшиеся воинские силы. Местом для сражения он умело выбрал излучину Иртыша, так называемый Чувашский мыс. Подходы к нему прикрывались засеками. В ханском войске было две пушки, привезенные из Бухары.

Бой 23 октября начался с того, что конный татарский отряд приблизился к стоянке казачьей дружины и обстрелял ее из луков. Казаки разбили противника и, преследуя его, столкнулись с основными силами ханского войска, которым командовал царевич Маметкул. На победном поле брани пало 107 боевых товарищей Ермака, заметно умалив его и без того небольшую казачью рать.

Хан Кучум в ночь на 26 октября 1581 г. сбежал из Искера. В день 26 октября казаки заняли его, назвав городок Сибирью. Он стал главной ставкой атамана Ермака. Остяцкие, вогульские и другие князьки добровольно прибывали в Сибирь и там принимались в подданство русского царя.

Из Сибири (Искера) Ермак сообщил купцам Строгановым о своих победах. В месте с этим начало готовиться посольство («станица») в Москву во главе с атаманом Иваном Кольцо – «бить челом царю царством Сибирским». С ним было отправлено 50 «лучших» казаков. То есть речь шла о присоединении к Русскому государству еще одного (после Казани и Астрахани) «осколка» Золотой Орды.

Карта похода Ермака

Сибирский князь

Сказал покорителям Сибири свое благодарственное слово: «Ермаку с его товарищи и всем казакам» прощались все их прежние вины. Атаману были пожалованы шуба с царского плеча, боевые доспехи, в том числе два панциря, и грамота, в которой самодержец жаловал Ермака титулом Сибирский князь.

1852 год — казаки смогли утвердить власть московского государя «от Пелыма до реки Тобола», то есть во всех областях по течению этих двух больших рек Западной Сибири (в современной Тюменской области).

Но в скором времени гибель двух казачьих отрядов придала беглому хану Кучуму новые силы. Во главе мятежа стал хан Карача. Он со своими отрядами подступил под деревянные стены Сибири. С 12 марта 1854 г. казаки смогли выдержать настоящую вражескую осаду в целый месяц. Но атаман нашел верный выход из действительно опасного положения.

В ночь на 9 мая, в канун святого покровителя казачества Николая-угодника, атаман Матвей Мещеряк с отрядом казаков смог незаметно пробраться через неприятельские караулы и напал на стан хана Карачи. Нападение отличалось и внезапностью, и дерзостью. Ханский стан подвергся разгрому.

Смерть Ермака

Тогда хан Кучум пошел на хитрость, которая ему вполне удалась. Он подослал к Ермаку верных людей, которые сообщили атаману о том, что вверх по реке Вагай движется купеческий караван из Бухары, а хан Кучум их задерживает. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом всего в 50 казаков поплыл вверх по Вагаю. В ночь на 6 августа 1585 г. отряд остановился на отдых в месте слияния Вагая с Иртышом. Уставшие от тяжелой работы на веслах казаки не выставили дозорных. Или, что более вероятно, те попросту уснули в непогожую ночь.

Глубокой ночью конный ханский отряд переправился на островок. Воины Кучума, подкрались к ним незамеченными. Нападение на спящих было неожиданным: немного кто успел схватиться за оружие и вступить в неравную схватку. Из всего казачьего отряда в 50 человек в той резне уцелело лишь двое. Первым был казак, который сумел-таки добраться до Сибири и сообщить печальную весть о гибели товарищей и атамана.
Вторым был сам Ермак Тимофеевич.

Будучи раненным, одетый в подаренную царем тяжелую кольчугу (или панцирь?), он прикрывал отход немногих казаков к стругам. Не сумев взобраться на струг (видимо, он уже оставался в живых только один), Ермак Тимофеевич утонул в реке Вагай. По другой версии, Ермак погиб у самой кромки берега, когда отбивался от нападавших. Но тем не досталось его тело, унесенное в ночь сильным речным течением.

Ермак Тимофеевич

Завоеватель Сибири. Происхождение Е. неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Е. прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Е. был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда. Спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Е. Т., Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка, пошла вверх по Каме и в июне 1579 г. прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых (см. Строгановы). Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от нападения соседних инородцев. 1 сентября 1581 г. дружина казаков, под главным начальством Е., выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Е.; участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и др.), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Е. (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись) и только весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Е. на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи. 26 октября 1582 г. Е. вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере; но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае. Лето 1583 г. Е. употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь Е. отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Кольцо. Иоанн IV принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Волховского и Ивана Глухова, с 300 ратников. Царские воеводы прибыли к Е. осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары изменнически убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу. 6 августа 1584 г. погиб и Е. Т. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу; Кучум ночью напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Е., по преданию, бросился в реку и утонул, не доплыв до своего струга. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно в Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Некоторые историки ставят очень высоко личность Е., "его мужество, предводительский талант, железную силу воли"; но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния.

Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821); Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией; "Дополнения к актам историческим", т. I, № 117; Миллер, "Сибирская история"; Небольсин, "Покорение Сибири"; Никитский, в "Журнале министерства народного просвещения" (1882 г., № 5); Броневский, "История Донского войска", т. I; Буцинский, "Заселение Сибири"; "Пермская старина", вып. 3 и 4.

H. Павлов-Сильванский.

{Брокгауз}

Ермак Тимофеевич

Завоеватель Сибири. О происхождении его точн. сведений нет; по одному преданию он был родом с берегов Камы, по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону. Имя его одни считают изменением имени Ермолай, другие производят его от имен Герман и Еремей. По одной летописи Е. есть прозвище ("ермаком" назывался в старину в Поволжье котел для варки каши), христианское же имя его было Василий. Можно считать достоверным лишь то, что во 2-й полов. XVI в. Е. вместе с товарищами Иваном Кольцо, Василием Мещеряком и Никитою Пан поступил на службу к бр. Строгановым, которые владели тогда огром. поместьями по бер. р. Чусовой. Для защиты их обшир. солян. промыслов от нападений вост. инородцев (ногаев, черемисов, остяков и др.) Строгановым было дано разрешение содержать на собств. счет вооруж. людей из охоч. казаков и строить укрепл. города на границах своих владений. В то время на в. от поместий Строгановых, по берегам pp. Тобола, Иртыша и Тура, существовало татар. царство Сибирь. В 1581 г. данники этого царства, остяки, напали на одну из крепостей Строгановых и разорили ее. Для наказания их Строгановы снарядили войско под начальством Е. Впрочем, нек-рые летописцы приписывают инициативу похода самому Е. Снабженное ручн. огнестрел. оружием и неск. пушками, войско Е. поплыло вверх по Чусовой в глубь страны и, опустошая на своем пути все поселения инородцев, встретилось на бер. Иртыша с войсками сибир. хана Кучума. Несмотря на значит. превосх-во в силах, татары, не видавшие до сего действия огнестрел. оружия, не выдержали стремит. нападения казаков и обратились в бегство. Е. занял столицу Сибир. царства Искер и нанес еще неск. поражений татарам, взяв в плен сына Кучума, царевича Маметкула. Эти быстрые и решит. успехи навели страх на местн. князьков: они поспешили изъявить покорность Е., который весною 1583 г. отправил в Москву, к Царю Ивану Грозному, своего товарища, Ивана Кольцо, с известием, что Бог покорил ему Сибир. землю. Царь милостиво принял посольство, объявил прощение всем беглым, находившимся в войске Е., а самому ему пожаловал дорогой панцирь и панагию на золотой цепочке. На помощь Е. был отправлен в новозавоеван. царство отряд ратн. людей под начальством воеводы Волховского, т. к. от недостатка запасов и продолж-ности тяжел. воен. походов войско Е. пришло в расстройство. Этим тяжелым его положением воспользовался хан Кучум. Узнав, что в Москву Е. снаряжает больш. караван с товарами, Кучум решил его захватить. Проведав об этом, Е. собрал остатки своей дружины и двинулся с ними к устью р. Вагая для защиты каравана. Ночью на стан казаков внезапно напали татары. Не ожидавшие такого нападения, утомленные долг. и трудн. переходом, казаки были разбиты наголову, и сам Е., бросившись вплавь к своему стругу, утонул в реке. Оставшиеся в живых казаки, во главе с Мещеряком, с больш. трудом переправились через Югорск. горы и покинули Сибирь. Тем не менее 2-лет. борьба Е. с сибир. инородцами не пропала даром: вскоре в Сибирь явились царск. войска из Москвы и шаг за шагом подчинили все сибир. земли. Принимая во внимание те невероят. трудности, с которыми приходилось Е. совершить свое завоевание огром. царства, понятно, почему личность его в представлении народа окружена ореолом всевозмож. чудес. подвигов и легенд. сказаний. (Спасский . Сибир. летописи, 1821; Миллер . Сибир. история; Небольсин . Покорение Сибири; Никитский . Статьи в "Ж. M. H. П." 1882, № 5; Броневский . История Донск. войска; Буцинский . Значение Сибири).

{Воен. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Ермак Тимофеевич" в других словарях:

    Ермак Тимофеевич … Википедия

    - (между 1537 1540, село Борок на Северной Двине 5 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, казачий атаман, завоеватель Западной Сибири (1582 1585), герой народных песен. Фамилия Ермака не установлена, однако в 16 веке… … Энциклопедический словарь

    Завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская летопись), по другому уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Его имя, по мнению профессора Никитского,… … Биографический словарь

    Ермак, Тимофеевич - Ермак Тимофеевич ЕРМАК (Ермолай) Тимофеевич (кличка Токмак) (между 1532 и 1542 1585), русский землепроходец, казачий атаман (с 60 х гг. 16 в.). В начале 1580 х гг. положил начало освоению Сибири. Погиб в бою с ханом Кучумом. Сподвижники Ермака… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (между 1537 и 1540 1585) российский казачий атаман. Походом в 1582 85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом. Герой народных песен …

    - (г. рождения неизвестен ‒ умер 6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. Купцы и промышленники Строгановы в 1558 получили первую жалованную грамоту на «камские… … Большая советская энциклопедия

    - (между 1537 1540, село Борок на Северной Двине 5 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая) русский землепроходец, казачий атаман, завоеватель Западной Сибири (1582 1585), герой народных песен. Фамилия Ермака не установлена, однако в 16 веке… … Политология. Словарь.

    ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ - (дон.) род. в 1540 г., ст. Качалинской; атаман Волгских (Повольских) Казаков и завоеватель царства Сибирского. О детстве и молодости точных данных нет, сохранялись только предания. Его род должен был принадлежать к тем Казакам, которым в конце… … Казачий словарь-справочник

    ЕРМАК (Ермолай) Тимофеевич кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине 05 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571). Родом неизвестный...… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ермолай Тимофеевич), по прозвищу Токмак (между 1537 и 1540–1585), русский землепроходец, покоритель Западной Сибири, казачий атаман. По велению Ивана IV Грозного осенью 1581 г. во главе дружины прибыл в Чердынь (близ устья Колвы) и Соль Камскую… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири , А. С. Суворин. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1898 года (издательство`Санкт-Петербург`). В…