Эпоха реформации. Реформация и ее «апостолы

  • 11.10.2019

Католическая церковь довольно долго оставалась единственной в Европе-других религиозных течений еще не существовало, ислам распространялся на территориях, далеких от европейских стран. Поэтому церковники, почувствовав абсолютную власть над гражданами, перестали быть тем, кем были изначально – приютом и надеждой верующих. Коррупция, богатство, нарушение всех обетов и запретов – все это вызывало тихое недовольство людей. Но до 16 века никто не осмелился бросить вызов могущественному католическому институту. И все-таки нашлись смельчаки, которые решились на борьбу с католичеством и всевластием священников. Наступила эпоха реформации – перестройки церкви.

Начало реформации

Уже в 15 веке европейские государства представляли из себя небольшие монархии или республики, где вводились свои законы. Чеканились монеты. И правители были очень недовольны, что Папа Римский позволяет себе диктовать условия им, как нужно править. Была и еще одна немаловажная причина – деньги. Католическая церковь была баснословно богата (что не могло не тревожить королей, собиравших по крупицам налоги на ведение войн). Кроме этого, священники нашли другой способ приумножить свое богатство – продажи индульгенций вскоре были поставлены на поток. Что такое эти индульгенции? Это обычная бумажка в виде грамоты, где было прописано, что церковь отпускает все грехи. Многие горожане и аристократы, которые могли себе позволить купить индульгенцию, бросились массово искупать свои грехи таким способом. Вопрос – куда уходили эти деньги? Естественно, в Рим.

К сожалению, население в те времена было преимущественно неграмотным, не все владели латынью, поэтому были трудности с пониманием служб. Что тоже не устраивало граждан. Церковь постоянно взимала плату за различные обряды, что не могло не злить население, у которого и так ничего не оставалось после сбора налогов для короля. Постепенно недовольство копилось и вылилось в масштабные мятежи и восстания против католического произвола.

Причины реформации

Среди множества причин выделим несколько основных, которые и повлияли на решение граждан выступить против католичества.

  • продажа индульгенций
  • несметные богатства церкви
  • несоответствие церковных сановников их проповедям
  • обширные земельные владения церкви
  • вмешательство Папы во внутренние дела государств
  • рост грамотности среди населения
  • поборы церкви
  • службы на латыни, непонятной для большинства граждан.

Реформация в Германии

Именно в этой стране католическая церковь набрала наибольшее количество протестующих голосов. В 1517 году профессор богословия Мартин Лютер повесил на дверях собора свое самое знаменитое произведение – 95 тезисов, где обличал порядки церкви и призывал изменить их в лучшую сторону. Кроме этого, Библия – самая ценная книга для христиан – была написана на латыни, а население Германии того времени уже не разговаривало на этом языке. Поэтому Лютер перевел ее на немецкий язык, чтобы было понятнее.

Естественно, Папе не нравилась деятельность Лютера. Он призвал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, отлучил Мартина от церкви. Но это только раззадорило молодого богослова. Он проповедовал по всей Германии, набирая все больше и больше сторонников. Реформация началась. И ее уже было не остановить. Некоторые решили под прикрытием реформации начать восстания против королей и князей. Конечно, ничего не получилось – плохо обученные граждане, не державшие в руках ничего, кроме плуга и косы, были наголову разбиты профессиональными солдатами князей. Теперь еще и знать начала борьбу с католиками. Продолжалась она долго и закончилась лишь в 1555 году заключением Аугсбургского мира. Было определено, что каждый князь, граф или герцог волен сам определять, какую религию будут исповедовать его подданные.

Реформация на этом не остановилась, а распространилась дальше, за пределы Германии – сначала на юг страны, затем в Швейцарию, Францию, перекинулась даже на Скандинавию. Многие страны одна за другой отказывались от католического вероисповедания и принимали протестантство, лютеранство. Во многих государствах смена религии проходила довольно мирно и спокойно, не вызывая особых волнений. И только одна страна пошла наперекор на самом высоком уровне.

Реформация в Англии

До 16 века Британские острова также подчинялись Риму. В 1509 году на английский престол вступил молодой король . Он известен прежде всего своим количеством браков – шесть. Первой его супругой стала испанская инфанта Екатерина Арагонская, от которой у короля родилась лишь одна дочь – принцесса Мария (будущая Мария Кровавая). Но король Генрих был довольно любвеобильным мужчиной, к тому же пресная семейная жизнь с чопорной и религиозной испанкой ему скоро наскучила (о большой любви тут говорить не приходилось – Генрих женился на ней, как того требовал обычай – Екатерина была невестой его старшего брата, Артура, скончавшегося в 1502 году. Вскоре сердце молодого короля пленила фрейлина его жены, Анна Болейн.

Тогда получить свободу посредством развода было неимоверно трудно, был лишь один путь – убить супругу. Но на этот шаг Генрих не решился – все-таки за спиной Екатерины был испанский король. Папа Климент VII получил несколько прошений от короля Генриха с просьбой аннулировать его первый брак, но всегда получал отказ. Другой был на его месте покорно склонил голову и продолжал жить с любовницей, имея официальную жену. Но Генрих был не таков.

В 1529 году он официально разрывает в одностороннем порядке отношения с Ватиканом, за что отлучается от церкви. Но теперь ему ничего не страшно. Король провел церковную реформу, запрещающую обращаться к Папе по всем религиозным делам королевства, только к нему лично, Генриху. В 1533 году он наконец женился на Анне Болейн, а уже в 1534 году парламент объявил короля главой Церкви Англии. Теперь Британские острова исповедовали только протестантскую ветвь – англиканство (хотя справедливости ради отметим, что Шотландия и Ирландия пока оставались католическими).

Конечно, католическая церковь не могла не остаться в стороне от всего этого безобразия. Нужно было вернуть влияние на граждан, хотя много возможностей уже было упущено, слишком много неприятных секретов раскрыто. Однако Рим не сдавался и в 1540 году создал орден иезуитов, который по всей Европе открывал школы, где любой желающий мог получить образование. Кроме этого, монахи рассказывали о пользе католичества перед другими религиями. Иезуитов использовали и целях шпионажа – много голов полетело с плеч благодаря этим ищейкам. Постепенно Реформация сходила на нет, но вернуть себе прежнее влияние и могущество католическая церковь не смогла.

К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий, часто не знавшими богословия и почти никогда не совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались. Каноники (попечители приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее духовенство жило очень бедно, и было угнетаемо. Народ пребывал в духовной темноте и суевериях. Христианский идеал, главным образом, сохраняли лишь некоторые монашеские ордена.

На фоне такого духовного состояния Церкви в Западной Европе имело широкое распространение движение, получившее название «гуманизм», которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и личности и проповедовало возвращение к классической древности.

Из гуманистов этой эпохи выдающимся церковным просветителем был известный ученый Эразм Роттердамский (1467 – 1536). Он был горячим сторонником мирного проведения церковных реформ без применения насилия. Но его призывы не были услышаны, и в XVI веке Западная Церковь не только подверглась расколу, но и пережила страшную эпоху религиозных войн.

Причины первых разделений Западной Церкви были как церковными, вытекавшими из внутреннего состояния самой Церкви, так и политическими: разногласия между отдельными государствами, оппозиция германских народов Риму и папскому господству. Самым ярким представителем оппозиционеров был народный вождь Ульрих фон Гуттен. А первое церковное движение против Рима возглавил Мартин Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 г. в городке Эйслебене. С раннего детства мать приучила его видеть в Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские впечатления сохранились у него на всю жизнь. Лютер учился в Магдебурге и Эрфурте, в 1507 г. стал священником. Обет монашества он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти «подневольным», принятым под влиянием страха.

В 1515 г. произошли события, которые вызвали начало раскола в Католической Церкви. Папа Лев X, сын герцога Флорентийского Лаврентия Великолепного, большой покровитель искусств, решил ускорить постройку грандиозного Собора святого Петра в Риме, который должен был заменить древнюю базилику. Для постройки потребовались очень большие суммы. Для сбора средств в германских государствах была дана монополия банкирскому дому Фуггер в Аугсбурге, который поставил дело очень широко. Кроме продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых, доминиканский монах Тетцель начал продавать грамоты для спасения душ умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда Тетцель приехал в Виттенберг, где тогда преподавал Мартин Лютер, последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты. Тезисы 1517 г. произвели очень большое впечатление во всей Германии, и повсюду начались богословские споры.

В 1520 г. папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы. Булла была встречена в Германии очень враждебно. Курфюрст Саксонский отказался задержать Лютера, и последний торжественно сжег буллу на площади.

К этому времени Мартин Лютер написал четыре богословских трактата. Если в первом, о Божией Матери (толкование на «Песнь Богородицы»), он оставался в церковной традиции, то в трех остальных резко с ней порывал. Вторая работа озаглавлена «К христианскому дворянству германской нации». В ней он проводил свои идеи о «всеобщем священстве» и призывал мирян произвести реформу в Церкви. В третьем сочинении, «О свободе христианина», он говорил о спасении одной верой, а не делами; в четвертом, «О Вавилонском пленении», отвергал Таинства Священства, Миропомазания, Брака и Елеосвящения, а также пресуществление Святых Даров. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 г.

В 1530 г. в Аугсбурге собрался имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Император согласился обратиться к Собору. Все же в 1546 г. религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и окончилась поражением протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был заключен мир и принята формула «Кого царство, того и религия», подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 г. осталось с тех пор официальным изложением веры лютеранства.

Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484 – 1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с Католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста.

Цвингли был убит в битве при Каппеле. Часть его учеников присоединилась к Лютеру, а часть к Жану Кальвину. Жан Кальвин (1509 – 1564) принадлежал к новому поколению реформаторов, очень рано начал свою деятельность. Он родился в Нуайоне, во Франции, в семье, которая отличалась своим свободомыслием. В 14 лет он поехал в Париж, поселился на горе Святой Женевьевы и стал усердным слушателем университета, несмотря на то, что жизнь студенческая была очень тяжела. После того он продолжил образование на юридических факультетах в Орлеане и Бурже.

В 1535 г. он написал свой знаменитый богословский трактат «Христианское установление», который до сих пор является основополагающим для всех кальвинистов. Успех этого труда во Франции, Швейцарии и, отчасти, в Нидерландах был исключительным. Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к гибели, а других к спасению и о неучастии человеческой воли в спасении.

В Женеве Кальвин и его друг Фарель начали вводить новое учение с неумолимой строгостью. В 1538 г. местные власти изгнали их из Женевы, но через три года они вновь туда вернулись. С 1541 по 1564 г. Кальвин был настоящим диктатором в Женеве и очень жестоко боролся со всеми, кто с ним не был согласен, предавая их смерти. Так, например, он сжег испанского ученого Михаила Сервета. Религиозное государство Кальвина отличалось крайней нетерпимостью ко всем инакомыслящим. Над всеми гражданами Женевы было учреждено постоянное наблюдение.

Кальвинизм не ограничился пределами Женевского кантона. Он быстро распространился во Франции, где ему сочувствовали высшие круги дворянства и часть духовенства. Вскоре он принял, как во Франции, так и особенно в Нидерландах, форму иконоборчества. Кальвинисты нападали на монастыри и храмы, уничтожали статуи, иконы и алтари. За время нового иконоборчества были уничтожены многие памятники церковного искусства, особенно в районе Лиона и Антверпена.

Кальвинизм проник также на север, в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс, основатель «пуританства» (последователей чистоты христианского учения). Также последователи религиозного учения Кальвина появились и в Польше, главным образом среди крупных землевладельцев во главе с князьями Радзивиллами.

Бурные события в европейских государствах отразились и на церковной жизни Англии. В Англии королевская власть очень усилилась к началу XVI века, и одновременно ослабело влияние папства. Церковь в Англии была давно уже в частичной зависимости от короля и парламента, но до правления Генриха VIII все же подчинялась Риму. Когда папа в 1534 г. не согласился на развод короля с Екатериной Арагонской, Парламент издал «Акт о королевском верховенстве», и Английская Церковь порвала канонические отношения с Римом.

Король Генрих VШ ограничился разрывом с Римом и отобранием в казну имущества монастырей и церквей, но в душе оставался католиком. При преемнике Генриха, его сыне Эдварде VI (1547-53), в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Было допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г.) и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.). В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь католичества и лютеранства.

При королеве Елизавете окончательно образовалась епископальная Английская Церковь со смешанным вероучением, которая получила наименование Англиканской и стала государственной.

Почти одновременно с разрывом Английской Церкви с Римом произошел разрыв с папством и скандинавских Церквей. Он был совершен и в Швеции, и в Дании королевской властью и сопровождался конфискацией церковных имуществ. Как король шведский Густав Ваза, так и датские короли Фридрих I и Христиан III, ввели в своих государствах лютеранское вероисповедание, но с сохранением епископата, как и в Англии.

Протестантизм
Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Реставрационизм

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Предтечи Реформации

Джон Виклиф

Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса .

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф .

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом .

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером .

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне .

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский .

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Реформация в Дании и Норвегии

По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена , который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» .

В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен . С составленным уложением был ознакомлен Лютер , и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.

Реформация в Швеции и Финляндии

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля .

Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме.

Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.

Реформация в Прибалтике

Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген , Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны .

Анабаптисты

После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.

Иоанн Лейденский на крещении девушек

Кальвинистская Реформация

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства .

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей .

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные .

Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции .

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг . Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м годам.

Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны , закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского . С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году : «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати» .

Контрреформация , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности .

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполитую .

Итоги Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского , прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством .

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические . Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Призыв к реформе был обусловлен множеством причин. В 14 - начале 15в. Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347г. эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Из-за столетней войны и серии конфликтов между Англией и Францией (1337-1443) большой поток энергии оказался направленным на военные предприятия. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г.

Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось вследствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Лишь Констанцскому собору (1414-1417гг.) удалось положить конец схизме. Подобные трудности, переживаемые папством, считавшимся центральной осью христианства, означали глубокую нестабильность в Европе.

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство даже среди крупных светских феодалов. Еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическими претензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов.

В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. Возрождение интереса к человеческим эмоциям, форме, различным отраслям человеческого разума, зачастую следование древнегреческим образцам явилось источником вдохновения в различных областях творчества и заключало в себе вызов традициям средневековья.

В конце 14 - 15 веке стали заметны признаки упадка католической церкви. В «Атласе христианской Церкви» Имон Даффи перечисляет некоторые из этих признаков:

1. Коррупция и неравенство.

Из:70 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов; епископ Росса в Ирландии получал 33 флорина

2. Необразованное приходское духовенство.

Многие священники были неофициально женаты и бедствовали.

«Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумительную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы.»

3. Упадок монашества.

«Многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно сокращалась, и горстки монахов жили в роскоши на средства, предназначенные для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным».

Но были и положительные моменты:

1. Реформаторские группы.

Они существовали во всех религиозных орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелие. Это движение (Devotio Moderna, «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471).

2. Проповедь.

Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей.

3. Сильный общинный элемент среди мирян.

Каждый приход имел по меньшей мере одно «братство»: религиозное сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотворительностью: помощь умирающим, больным и заключенным. Они организовывали приюты для сирот и госпитали.

Это время также явилось эпохой расцвета религиозных обрядов, разросшихся в таких масштабах, что они даже часто становились мишенями для критики. Паломничества, почитание святых, праздничные религиозные процессии были важны для мирян, поскольку были легкодоступны и являлись проявлением их религиозных чувств. Однако ученое духовенство находило их больше общественными мероприятиями, чем формой проявления религиозных чувств. Кроме того, народное почитание усопших достигло невероятных размеров. С давних пор существовал обычай жертвовать деньги на мессы для поминовения себя самого или родственников - ради упокоения души. Средства шли на содержание духовенства. Но в этот период число месс стало просто немыслимым.

В 1244г. монахи города Дурхэм, Англия, должны были отслужить 7132 мессы. Говорят, что Генрих 8 в 16 веке заказал 12 тысяч месс, по 6 пенсов за каждую. В условиях изменения экономики, когда деньги все больше становились мерой всех ценностей, нарушились пропорции между духовными актами и их материальным обеспечением.

Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище (Она не давала прощения, так как последнее требовало покаяния). Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу 15в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст 4 разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Распространилась купля-продажа церковных должностей (симония). Многим епископам и священникам, не скрываясь жившим с любовницами, отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги » за незаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди мирян недоверие к клиру. Они не отказывались от таинств, но иногда охотнее обращались за их совершением не к своим приходским, а к странствовавшим священникам. Казавшимся им более благочестивыми, и продолжали обращаться к альтернативным формам проявления религиозного чувства.

К началу 16в. в жизни Европы происходят важные изменения. Произошли очень значительные социальные перемены. Великие географические открытия привели к развитию торговли и росту богатства, особенно среди жителей торговых городов. Разбогатевшие на торговле люди не желали, чтобы их деньги доставались возглавляемой римским папой католической церкви в виде многочисленных платежей и поборов.

Все это отразилось на сознании людей. Они все больше думали о сегодняшнем дне, о земной жизни, а не о загробном существовании - жизни небесной. В эпоху возрождения появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители стремились подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

Католическая Реформация

Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин, РимскоКатолическая церковь разрабатывала средства для борьбы с Протестантской Реформацией, чтобы ограничить ее влияние. Однако становится все более очевидным, что частично Римско-Католическая Церковь противодействовала Реформации, реформируя себя изнутри, чтобы лишить почвы протестантскую критику. В этом смысле движение было в равной степени и реформацией РимскоКатолической Церкви, и реакцией на Протестантскую Реформацию.

Та озабоченность, которая лежала в основе Протестантской Реформации в Северной Европе, была направлена на обновление Католической Церкви, в частности в Испании и Италии. Трентский собор, наиболее значительное событие периода Католической Реформации, прояснил католическое учение по ряду спорных вопросов и провел крайне необходимые реформы, касающиеся поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и миссионерской деятельности. Этому движению способствовала реформация многих старых религиозных орденов и учреждением новых (например, ордена Иезуитов). Более конкретные богословские аспекты Католической Реформации будут рассмотрены в связи с ее учением о Писании и Предании, оправдании верой и таинствах.

В результате Католической Реформации многие злоупотребления, которые первоначально являлись основанием для требований реформации со стороны как гуманистов, так и протестантов были сняты. Однако на этом этапе Протестантская Реформация достигла той точки, после которой простое исправление злоупотреблений и нарушений было уже недостаточным: существенным аспектом ПротестантскоРимо-Католических споров стали уже требования реформировать доктрину, религиозную идеологию, Церковь. На этом этапе нашего исследования необходимо рассмотреть религиозные идеи, стоящие за авторитетной (магистрской) Реформацией, которые приобретали все большее значение в Протестантско-РимоКатолической полемике шестнадцатого века.

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Католическая Реформация Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин,

Из книги История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации автора Элиаде Мирча

§ 309. Цвингли, Кальвин, католическая реформа 1 октября 1531 г. швейцарский реформатор Ульрих Цвингли, вместе со многими своими соратниками, пал в битве при Каппеле. В течение нескольких лет он насаждал идеи Реформации в Цюрихе и других городах. Благодаря Цвингли, Цюрих

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

10. Католическая христология Со времени Фомы Аквинского до середины двадцатого века христология Римско–католической Церкви принципиально была сосредоточена на онтологическом вопросе: кто такой Иисус? Сотериологический вопрос: кем Иисус является для нас, оставался на

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

4. Римско–католическая экклезиология Интеллектуальные вызовы эпохи Просвещения оказали воздействие и на римско–католическую экклезиологию. Упорная склонность официальных теологов и канонистов утверждать папские прерогативы стимулировалась усиливающимся

Из книги Сущность Христианства автора Штайнер Рудольф

б. Римско–католическая точка зрения Римские католики учат, что, поскольку писавшие Библию принадлежали к Церкви и работали в Церкви, Библию написала Церковь. Поэтому Церковь выше Библии, и в ее власти не только толковать Писание, но и дополнять его. Но говорить, что Библию

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

«Ite, missa est». Католическая месса Основным событием католической литургии является месса. Название происходит от латинского слова missa, что значит «отпуск», завершение службы. В конце мессы священник говорит: «Ite, missa est» – «Идите, месса окончена». Месса является главным

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

«Монашеская склока» и католическая реформа По справедливости католическая историография рассматривает Реформацию как величайшую катастрофу за всю историю Церкви. Реформация была не только религиозным, богословским процессом, но всеобъемлющим социальным и

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Католическая церковь в СССР В СССР, несмотря на отделение западных областей, оставалось еще 1,5 миллиона католиков и две архидиоцезии – Могилевская и Тираспольская.Февральская революция 1917 г., а затем Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

II Католическая церковь, как единая и вселенская. Единство живых и усопших. Приятие в единство плоти. Расширение его на мир и католическая идея. Единство любви, правды (закона) и истины (знания). Единство теоретической и практической Истины „Единственная она, голубица моя,

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА. История К.б. ведет свое начало от *святоотеч. периода. Но поскольку это был период единой, неразделенной Церкви, а к нему восходит и *православная библеистика, мы укажем лишь на этапы К.б. после раскола христ. мира в 1054 г.В средневековый период К.б.

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги автора

Католическая ортодоксия Есть достаточно света для тех, кто хочет видеть, и есть достаточно тьмы для тех, кто настроен иначе. Достаточно сияния для озарения избранных, и достаточно мрака для их смирения. Достаточно тьмы для ослепления нечестивых, и достаточно света, чтобы

Из книги автора

Католическая Пасха Пусть они к нам присоединяютсяПриближался богословский симпозиум католиков и православных, который проходил за рубежом. Его целью было обсуждение вопроса о совместном праздновании Пасхи. Накануне один духовный сын отца Порфирия, получая его

Из книги автора

Римско-католическая пропаганда Мы, русские, напоминаем собой тот град, который «разделился на ся» и посему не может устоять. Разделение у нас во всем, и поэтому во всем пропадает наша сила. Наши патриотически настроенные люди со всех сторон кричат о «засилье»: засилье