Евреям - еврейский новый завет, перевод и комментарии давида стерна. Послание к Евреям Толкование на 12 главу к евреям

  • 23.12.2023

Б. Последнее предупреждение (глава 12)

Изложенные им главные доводы и доказательства автор завершает последними в послании наставлением и предупреждением. В обычной для него манере нравоучительная часть вытекает у него из предшествующей ей "объяснительной". За рассмотрением жизни по вере следует еще один призыв к стойкости.

1. ВВОДНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (12:1-2)

Евр. 12:1-2 . Жизнь по вере достаточно и убедительно "удостоверяется" облаком свидетелей из Ветхого Завета. А, значит, и современным верующим следует с терпением (сравните 10:32,36; 12:2-3,7) проходить предлежащее им поприще, отвергнув все, что мешает им в этом, и прежде всего залипающий их грех (по-гречески скорее - "грех, служащий ловушкой"). При этом высшим образцом для подражания остается для них Иисус (сколь привлекательным ни выглядел бы любой из ветхозаветных персонажей).

Ведь Иисус - начальник и совершитель нашей веры. "Начальником" Он назван тут в том смысле, что первым пошел тем путем веры, следовать которым надлежит христианам. "Свершителем" же (т. е. достигшим совершенства) Иисус назван потому, что с триумфом прошел этот путь до конца. Он взирал при этом на предлежавшую Ему радость (намек на нее содержится в 1:9, где подразумевается обретение Им вечного престола). И верующим, которым предстоит разделить эту радость, тоже надлежит взирать на нее.

После того, как Иисус претерпел крест пренебрегши посрамление, Он воссел одесную престола Божия (сравните 1:3; 8:1; 10:12), предвещая тем последнюю и окончательную победу - Свою и верующих в Него (сравните 1:13-14).

2. НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛА НЕ ТАК СКВЕРНЫ, КАК КАЖУТСЯ (12:3-11)

Ничего нет естественнее для человека, как преувеличивать суровость своих испытаний. Но автор послания не хотел бы, чтобы это происходило с его читателями.

Евр. 12:3-4 . Если они подумают об Иисусе, Претерпевшем такое… поругание от грешников, то непременно укрепятся духом. В конце-концов, в отличие от Него, они еще не пролили крови, сражаясь против грехи (здесь, вероятно, подразумевается - "против грешных людей", противостоявших им, и едва ли - против собственного греха, которому им следовало всячески сопротивляться, держась своего христианского исповедания веры).

Евр. 12:5-8 . Автор упрекает читателей, что забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Прит. 3:11-12. В этих стихах наказание Господне рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство. Ибо оно - средство подготовить их к "славе многих сынов" (сравните 2:10 и толкование на этот стих). Все дети Божий подлежат наказанию от Него; фраза которое всем обще по-гречески звучит как "наказание, причастниками которого являются все" (сравните с "метохои" - "участники", "причастники" в 1:9; 3:1,14; 6:4).

Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду не устоявших в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия (или награды). (В римском обществе "незаконный ребенок" не имел права наследования.) Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях - ради получения ими награды в Тысячелетнем царстве, а суровому осуждению.

Евр. 12:9-11 . Автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении "уважали"), меж тем как они наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться Отцу духов, чтобы жать в вечности, имея участие в святости Его; ибо, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.

3. ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ (12:12-17)

Евр. 12:12-13 . Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению ее. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромлющее) "не совратятся", а исправятся.

Евр. 12:14 . Мир со всеми людьми в личная святость - это то, к чему надо стремиться изо всех сил, так как без святости никто не увидит Господа. Поскольку грех не может находиться в Божием присутствии, христиане должны быть (и будут) безгрешными, когда увидят Спасителя (1-Иоан. 3:2). Осознание этого побуждает к достижению святости уже здесь и в настоящее время. Но автор, кроме того, мог иметь в виду, что и теперь степень восприятия Бога зависит от "степени" святости верующего (сравните Матф. 5:8).

Евр. 12:15-17 . Как неприятное напоминание-предостережение звучат слова автора о том, что может произойти в среде верующих: некто, лишившийся благодати Божией, уподобится горькому корню (образ взят из Втор. 29:18, где ветхозаветный отступник назван "корнем, произращяющим яд и полынь"); появись такой человек между верующими, он может отравить их своим "ядом".

Нечестивец сравнивается с Исавом, братом Иакова, который за похлебку отказался от своего первородства. Подобные люди, предупреждает автор, в конце-концов горько пожалеют о своей глупости, ибо рискуют необратимо утратить данную им привилегию наследования, как это случилось с Исавом. Именно такой конец ожидает отступников от Христа.

4. СОБСТВЕННО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПОСЛЕДНЕЕ) - 12:18-29

Евр. 12:22-24 . То, что сделалось реальностью для людей Нового Завета, то, к чему приступили они, впечатляет, однако, более, ибо все это - небесное. Не только Иерусалим, град Бога живого, но и существа, населяющие его, - как ангелы, так и люди.

Под выражением к торжествующему собору и Церкви первенцев может подразумеваться "собрание" тех, кто уже получили право наследования (поскольку в соответствии с законом Ветхого Завета "перворожденный" являлся "наследником номер один"). Таковые уже приблизились к небесным сферам, где обитают ангелы. Но, помимо всего, они "приступили" и к Судии всех Богу (некоторые и в самом деле могли выдержать тщательную проверку Им их жизней; это - духи праведников)-и к Ходатаю Нового завета Иисусу (сравните 8:6; 9:15), чья Кровь, пролитая во искупление, не об отмщении вопиет, подобно Авелевой, а обеспечивает приятие всех верующих нового Завета Богом.

Если читатели будут верно воспринимать все эти вещи, то благоговение охватит их, и они обретут еще большее стремление достичь тех высших привилегий, которые сулят им новый завет.

Евр. 12:25 . Контраст между двумя заветами представлен тут как контраст между предупреждением, исходящим с земля, и тем, что нисходит с небес. Если непокорившиеся ветхому завету не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его "отвращающиеся" от нового завета (сравните 2:3)? Тут автор несомненно имел в виду "отвращающихся" от Того, Кто положил начало новому завету и теперь восседает "одесную (престола) величия на высоте" (1:3).

Евр. 12:26-27 . Божиим гласом, поколебавшим некогда лишь землю, будут в конце еще раз поколеблены не только земля, но и небо. В англ. переводе стих 27 звучит так: "Слова "еще раз" означают удаление того, что может быть поколеблено, т. е. всего сотворенного, - с тем, чтобы могло остаться то, что поколеблено быть не может". Это - ссылка на Агг. 2:6; автор видел в этом стихе свидетельство о конечном "пересотворении" небес и земли, что произойдет после Тысячелетнего царства (сравните Евр. 1:10-12). Сохранившееся после этого катаклизма будет вечным.

Евр. 12:28-29 . Нам, приемлющим царство непоколебимое, надлежит хранить благодать, источником которой является наш Первосвященник (4:14-16); и посредством этой благодати лучше (благоугодно) служить Богу, пребывая в своих новозаветных собраниях. Да ие уклонимся от этого служения, совершаемого в благоговении и страхе, всегда памятуя о том, что Бог наш есть Огонь поядающий (сравните с 10:26-27), что верующий, который пренебрегает великой своей привилегией, сам навлекает на себя Божие возмездие.

Сегодня мы будет рассматривать послание к Евреям, 12 главу. Но прежде вспомним, некоторые места Писания из 11 главы. Евреям 11:1: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» .

Еще в другом стихе Библия говорит: Евреям 11:6 : «А без веры угодить богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим его воздает» . Как можно веровать в Бога, глаза Которого не видят?

Нам очень легко верить в то, что мы ощущаем и осязаем, потому что это логично, это реально, мы в это верим. Например, когда дети лучше себя ведут? - Когда они находятся на глазах у своих родителей. Конечно, нам было бы проще, если бы мы ощущали и видели Бога. Но Бог говорит: «…надобно, чтобы всякий приходящий ко Мне ВЕРОВАЛ, что Я есмь.» Было бы проще не грешить, если бы мы видели Бога своими глазами, но Бог говорит нам, что нам следует ходить в вере и помнить, что когда смотрим телевизор или обсуждаем каких-то политиков, Бог находится рядом с нами.

Каждый верующий, если бы он по-настоящему веровал, что Бог рядом, он бы контролировал себя во всех действиях в отношении греха. То есть Господь заинтересован, чтобы мы научились сдерживать себя. Поэтому Бог говорит: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17). Вера к нам приходит, утверждается в нас, когда мы начинаем слышать слово Божье. Для этой цели Господь создал живые церкви, где проповедуется живое слово, которое ты слышишь. Также проговаривая места Писания вслух, ты себя слушаешь, вера твоя поднимается. Например, «ранами Иисуса я исцелен», «Бог поможет мне».

В 11 главе послания к евреям даются примеры того, как люди побеждали верой и получили венец спасения. 12 глава послания к евреям говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Другими словами, вокруг нас есть люди, которые так живут, побеждают негативные обстоятельства, которые приходят в их жизнь, или побеждают болезнь. Как они это делают? Ответ мы видим в этой строчке: «…свергнем с себя», кто должен свергнуть с себя, Господь с нас или мы сами? Конечно, мы сами, «…всякое бремя и запинающий нас грех». Запинающий грех – это тот грех, через который мы периодически падаем. Что приходит тогда в нашу жизнь? Как правило, это огорчение, и мы начинаем укорять и винит себя. Но это и помогает нам, это означает, что наша совесть жива и обличает нас.

Далее этот стих говорит: «…и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» . Господь будет воспитывать в нас терпение, и один из плодов духа – долготерпение. Даже если ты продолжаешь впадать в грех, не опускай руки, иди к Нему. Каждый раз, приходя к Богу, проси прощения в молитве, и Он будет очищать тебя. Далее Библия цитирует: «…и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 стих: Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» . Когда ты приходишь на молитву, приносишь покаяние перед Богом, ты взираешь на Иисуса и понимаешь, что то, что было совершено на Голгофском кресте, было сделано ради тебя. Это была цена за тебя, но кто знает об этом? – Только те, кто пришли ко Христу.

Цель тьмы сегодня – чтобы ты поставил на себе крест, но не останавливайся, иди к Иисусу, Он знает, как тебе помочь, как преодолеть то, что тебя запинает. 3 стих: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» . Причем, грех не будет проявляться,пока ты находишься в молитвенной комнате, он ждет тебя, когда ты выйдешь в жизнь, на «лобное место», в своей семье, на работе, в быту, и вот тогда и начинай обращаться к Иисусу: «Иисус, помоги мне противостоять этому греху; дай мне мудрости и разумное сердце; Иисус, помоги мне не обидеться на этого человека».

Евреям 12:4 : Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха.

Мы еще на самом деле за веру не сражались до крови, но наша вера испытывается в таких обстоятельствах, когда кто-то тебя обидел, ты простил, когда кто-то тебя ущипнул, ты простил. А многие христиане еще сегодня ропщут: «у меня мужа нет, у меня денег нет, у меня того нет, сего нет». Наша вера испытывается сегодня в простых обстоятельствах жизни. Те наши братья и сестры, которых убивают сегодня или убивают их детей у них глазах, до крови отстаивают свою веру.

Евреям 12:4-11 :

4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5 И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Как наши земные родители, наш Отец Небесный также начинает нас учить и вести по жизни. Если бы мы были соседские дети, не родные, тогда мы бы и не слышали обличения или замечания, но мы родные, поэтому Господь нас воспитывает. Бог показывает Свою любовь каждому из нас таким образом.

Евреям 12: 12-15 :

12 Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.

Итак, поднимитесь и укрепите свои колени, с мыслью: «Господь, я иду за тобой, не смотря ни на что» . Никто их нас не может себя очистить, наше дело – идти за Господом. Это Господь нас очищает, утверждает и делает непоколебимыми.

Евреям 12: 18-29 :

18 Вы приступили не к горе осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,

19 Не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,

20 Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями;

21 И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

23 К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

24 И к ходатаю нового завета – Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

26 Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».

27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28 Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем слуужить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

29 Потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Сегодня мы живем в новом завете, а не в ветхом завете, поэтому вера заключается не в традициях, а она живет внутри нас. «Вера без дел мертва» (Иакова 2:20), мы отличаемся от других людей своими поступками, потому что в нас живет вера, и мы веруем в Того, Кто живет внутри нас.

. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.

«Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, бремя всяко отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг» . Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для течения, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом возможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. "Удобь" же «обстоятелным» Апостол назвал "грех" , как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз.

. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

«Взирающе на началника веры и совершителя Иисуса» . То и другое сказал Апостол о Христе по Его человечеству.

«Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе» . Он мог и не страдать, говорит Апостол, если бы пожелал сего, но потерпел страдание и по страдании восседит с родшим Его Отцом.

. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

«Помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на них" «прекословие, да не стужесте, душами своими ослабляеми» . Сие: "на них" (είζ έαύτούζ ), сказано вместо: на себе самих (είζ έαύτούζ ). «Помыслите» , говорит Апостол, в себе самих, коликое «прекословие» претерпел «от грешник» Владыка всех. Из сего получите достаточное утешение. Потом Апостол предлагает им и более сильное врачевство.

. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха.

. и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

«Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся» , «и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь» . «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» (). Сие не противно сказанному прежде. Ибо там Апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли «разграбление имений» и мужественно переносили укоризны за благочестие (), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: «не у до крове стасте, противу греха подвизающеся» , сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые «камением побиени Быша , и претрени Быша , и убийством меча умроша» . Потом, напомнив увещание, взятое из притчи, Апостол присовокупил:

. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

«Аще наказание терпите» (если мужественно терпите налагаемые наказания), «якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец?» «Аще же без наказания есте, емуже причастницы Быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» . Отцы, говорит Апостол, имеют обычай наказывать законных детей и, видя, что учители их бьют, не огорчаются, потому что видят плод от наказания. О детях же незаконнорожденных небрегут и не удостаивают их равного попечения. Посему если и вы уклоняетесь от наказания, то принадлежите к числу детей незаконнорожденных.

. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

«К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем?» Принимая наказание, налагаемое отцами плотскими, ужели не возлюбим наказания, налагаемого Отцом духовным? И Отца духовного Апостол назвал «Отцем духовом» , как источник духовных дарований, с которыми дал нам и достоинство всыновления. Потом показывает и различие в наказании.

. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

«Они бо в мало дний, якоже годе им бе, наказоваху: а Сей на пользу, да причастимся святыни Его» . О плотских сказал: «яко же годе бе» ; потому что не все учат полезному. Но говоря о Боге, показал плод наказания; ибо говорит: «Ему угодно соделать нас святыми и причастниками Своей святыни». Потом выражается определительно.

. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

«Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды» . Начатки всякого обучения прискорбны и крайне огорчительны, но приносят достоудивительные плоды: мир по Богу и достохвальную праведность.

Так и Господь сказал, что «узкая врата, и тесный путь вводяй в живот» ().

. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

. И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

«Темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите» : «и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да изцелеет» . В этом иное привел Апостол из притчей, а иное из пророчества Исаиина; ибо сему: «стези правы сотворите ногами» , – учит наставление, помещенное в притчах (); а сие: «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая» , сказал пророк Исаия (). А сим божественный Апостол дает разуметь, что ослабевшие при множестве опасностей делались медлительнейшими на пути благочестия. Сего же достаточно к низложению Новатовой кичливости. Ибо Апостол подвизавшихся славно, потом ослабевших, укрепляет в силах и врачует целебными пособиями покаяния, сказав: "хромое" , и обещав исцеление. Предлагает же им и правила деятельной добродетели.

. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

«Мир имейте со всеми» . Это сказал и в Послании к Римлянам: «Аще возможно,» – говорит, – «еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (). Делай свое дело; покажи усердие.

"И святыню" , еяже «кроме никтоже узрит Господа.» "Святынею" Апостол назвал целомудрие. А в нем можно преуспевать и живущим в браке; ибо «честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» ().

. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.

«Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия» . Имейте попечение не о себе только, но и друг о друге, и колеблющегося поддержите, и имеющего нужду в руководстве уврачуйте.

«Да не кий корень горести, выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози» . Сие написал и коринфянам: «Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит» ()? "Корнем" же "горести" наименовал и лукавые учения, и развращенную жизнь. Ибо сие и присовокупил:

. Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

«Да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое» . «Блудодейством Исава» Апостол назвал чревоугодие, ибо по причине оного Исав отдал благословение первородных. Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак, потому что взял за себя жен иноплеменных.

. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

«Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его» . И сие последователи Новатовы почитают своим оружием, но поражены будут собственными своими стрелами. Ибо Исав плакал, не покаяние принося, но завидуя благополучию брата. Сие же самое потерпел и Каин; ибо сказано: «испаде лице его» (), но не оттого, что худо принес жертву, а оттого, что видел брата предпочтенным по Божию определению. Сие подразумевал и божественный Апостол в сказанном им; ибо говорит: «покаяния места не обрете» , то есть не нашел пути к покаянию, и не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его; ибо сказал: «Да приближатся дние плача отца моего, да бых убил Иакова брата моего» (). Не без намерения же божественный Апостол упомянул об Исаве, но научая, что и он, будучи первородным, за чревоугодие и злонравие лишен благословения, и иудеи, отличенные первородством и за чревоугодие порабощенные излишествам закона, утратили спасение, а язычники – народ новый, для которого Иаков служил прообразом, – воспользовались первородством. Посему Апостол уверовавшим из иудеев предписывает не соревновать беззаконию первородного, но приобщиться благословению народа младшего. Начиная отсюда, Апостол обращает речь еще к иному сравнению, показывая превосходство преподанных благ Владыкою Христом.

. Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре.

. Не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово.

«Не приступисте бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и буре» , «и трубному звуку, и гласу глагол, егоже слышавшии отрекошася, да не приложится им слово» .

. Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою).

. И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».

«Не терпяху бо повелевающаго: аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет» (ср. ): «и тако страшно бе видимое, Моисей рече: пристрашен есмь и трепетен» . Страшно было, говорит Апостол, происходившее на горе Синай: видимый огонь, кружащийся всюду дым, мрак, тьма, буря и страшные звуки трубы. И это производило столько боязни, что не только народ сказал богомудрому Пророку: «Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог» (), но и сам законодатель, убоявшись, говорит: «пристрашен есмь и трепетен» . И Апостол показал, что было страшного, но не открыл, какой прозяб от сего плод. Сказал: "видимое" (φαvταζόμεvοv , представляемое), потому что евреи видели не Самого Бога всяческих, но некое представление Божия пришествия. Наконец открывает Апостол цель благодати и говорит:

. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.

. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства.

. И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

«Но приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов» , «торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных» «и к Ходатаю завета новаго Иисусу, и Крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева» . Там, говорит Апостол, страх, а здесь праздник и торжество; то было на земле, а это – на небесах; там тысячи людей, а здесь «тмы Ангелов» ; там неверные и беззаконные, а здесь «Церковь первородных на небесех написанных, и духи праведник совершенных» ; там завет ветхий, здесь новый; там ходатаем раб, здесь – Сын; там кровь бессловесных животных, здесь – Кровь словесного Агнца. Сие же: «лучше глаголющей, нежели Авелева» , значит: кровь, вещающая делами и показывающая собственную свою действенность, потому что кровь Авелева восхваляется, сия же содевает спасение людей. А «первородными» назвал Апостол избранных, потому что первородные по закону получали двойную часть из наследства. Сказал же сие Апостол и показывая их превосходство, и предписывая им приступать с большею рачительностию.

. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес.

«Блюдите (же), да не отречетеся Глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго» . поелику те говорили: «Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог» (), то Апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение, а мы ожидаем пришествия Владыки с неба. И научая, что законодатель и ветхого, и нового один, Апостол присовокупил:

. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз по­колеблю не только землю, но и небо.

«Егоже глас землю тогда поколеба» . Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием.

«Ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом» . Он, говорит Апостол, и тогда потряс землею; Он и предрек, что с землею потрясет и небом.

. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

«А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая» . Землетрясения, говорит Апостол, бывают часты, и посему слово "единою" означает и некоторый переворот в вещах, и переход тленного в нечто лучшее, что будет уже иметь постоянную природу.

. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом.

«Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу с благоговением и страхом» . Слово «непоколебимо» употребил Апостол вместо: непрекращающееся. Показал же, как должно приносить службу Богу. Потом приводит на память Божии слова, посредством страха делая их более усердными.

. Потому что Бог наш есть огнь поядающий.

"Ибо... Бог наш огнь пояда яй есть" (). И снова предлагает нравственное наставление.

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под "поприщем" автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое "поприще" ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2,10.

совершителя веры. Как "совершитель" Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10,14; 11,40; 12,28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя "грехи всего мира", понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью - Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить "поругание от грешников" и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был "совершен" (воздвигнут) через страдания (2,10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5,8). Поэтому и усыновленные дети Божий, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12-13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч. 4,25-27; Ис. 35,3.4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим. 12,18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10,10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом "святость" подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит "быть с Богом", что является главной целью спасения (Откр. 22,4). См. также 1 Ин. 3,2; 2 Кор. 3,18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор. 29,18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божий (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто "потерян" безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на "поношение Христово", поскольку он видел конечную награду (11,26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого "блага" (Быт. 25,29-34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт. 25,31-34; 27,36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор. 21,17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Исаак, который и получил Божие благословение (Быт. 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт. 12,2.3; 27,29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт. 27,38; ср. 2 Кор. 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех - пренебрежение Божиим обетованием.

12:18-24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх - доминирующее понятие, связанное с Синаем - горой, на которой был дан закон (ст. 18-21). Блаженство и доверие - основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто "осязаемое", гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8,13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх. 20,19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11,13), взирают с верой на град будущий (13,14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10,19-22). См. статью "Небеса" .

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются "первородными", посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью "Церковь" .

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт. 4,10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9,12-15; 10,19-22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1,1-14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк. 10,20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий - Иисуса Христа (2 Кор. 9,15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор. 4,24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10,27).

12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
Имея такой образец веры древних служителей, христианам просто стыдно считать, что они не справятся со своим христианским поприщем - с заданием благовествования и становления праведными, чтобы светить, как дети Божьи всему миру на протяжении всей своей жизни. Не может такого быть, чтобы препятствием для христианина была наследственная греховность: христианин сможет победить грех и справиться с любым Божьим поручением, если захочет это сделать, только нужно запастись терпением.

12:2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ,
У христиан есть такой воодушевляющий пример терпеливого прохождения своего жизненного пути - предводитель и основатель веры в искупление Иисус Христос, что, ориентируясь на него, возможно укрепиться в любых трудностях, сохраняя желание следовать по его следам с крепкой верой в то, направление жизненного пути выбрано правильно независимо от трудностей, с которыми приходится сталкиваться, следуя по жизни именно этим направлением

Который, вместо (ради) предлежавшей (будущей) Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Иисус Христос ради будущего, в котором всё человечество перестанет страдать, согласился претерпеть свой путь самопожертвования, не обращая внимание на славу богохульника о нём, и смог его выдержать, не падая духом. И в результате он сидит рядом с Богом на небесах: разве такой пример не может укрепить христианина, поникшего от столкновения с проблемами? Может.

12:3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Христианину достаточно поразмышлять над великим примером крепости веры в счастливое будущее и стойкости Христа, и это поможет укрепиться в решимости терпеть всё, что ни выпадет ему на поприще пути к Богу, сохраняя оптимизм и более или менее радостный дух. Ведь Христос смог выдержать самое жестокое поругание над собой от тех, за кого он и погибал. Значит, смогут выдержать и христиане любые поругания мира сего, продвигаясь к Богу по следам Христа

12:4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха ,
Ведь те трудности, с которыми сталкиваются христиане, намного меньше трудностей, которые претерпел Христос: Иисус до пролития собственной крови сражался за то, чтобы сохранить верность Богу и не согрешать.
А собрание евреев пока что ничем таким не пострадало, не до пролития крови своей каждый из них боролся против того, чтобы не согрешать.

12:5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Судя по этим словам, христиане из евреев упали духом и приуныли, столкнувшись с какими-то трудностями, преодоление которых помогло бы им укрепиться в своём христианском пути. Обличение Павла в том, что они как-то неправильно справляются со своими трудностями - были им, похоже, неприятны и воспринимались как наказание: никому не нравится, когда за что-то отчитывают.

Павел говорит об их унынии от обличения Божьего (в этом Его наказание для евреев, к которым обращался Павел), значит, евреи столкнулись с неприятностями из-за неправильного, может быть, поведения, и печальный результат не замедлил ждать: может быть, плохие последствия сами по себе обличали их в неправильности выбранного пути и наказывали их неприятностями; а тут ещё и Павел обличал, в общем, евреи принимали вразумления с упадком духа и без радости.

В случаях, когда мы сталкиваемся с неприятностями из-за нарушения заповедей Бога - не стоит унывать, ибо сами по себе плохие последствия, наказывая нас, помогают исправиться хотя бы для будущего. Из ошибок всегда нужно извлекать полезные уроки, ибо всё, что происходит с христианином, содействует ко благу его, к пользе, так как именно прохождение через испытания к намеченной цели и закаляет христианина, делает его сильной личностью, не ломающейся от преткновений и даже от падений.

12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
В периоде действия В.З. Бог наказывал Свой непослушный народ и язычников, притесняющих Израиль по плоти - в буквальном смысле (засухами, язвами моровыми, разорениями и т.д.)
В эпохе действия Н.З. Бог не наказывает "язычников" (мирских людей века сего нечестивого) : так как Христос искупил всех, Он долготерпит всех в ожидании, не обратятся ли к Нему и "язычники".
А Свой народ - христиан, поклоняющихся Ему - Бог наказывает (кого любит, того наказывает )
Но как?
Как показано выше - евреи наказывались через обличение и неприятные последствия своего неправильного поведения. Также для Своего нового народа Бог предусмотрел устройство собрания, в котором пастыри представляют суд Бога - по Его изволению, чтобы поступающие неправильно - исправились и живы были.
Бог не ограждает христиан от плохих последствий их неправильных поступков, ибо нет воли Его, чтобы "перину" им подкладывать и от зла изолировать. Но наличие этих трудностей и помогает Богу выявить, кто есть кто из назвавшихся христианами, а самим христианам - доказать Богу, что они - Его сыновья, не поддающиеся унынию при первых же испытаниях.

Любой отец заинтересован в том, чтобы его сын исправлял свои плохие черты характера и поступки, поэтому сыну, когда он неправ, приходится терпеть наказание от отца и исправляться. Тем более, небесный наш Отец заинтересован в том, чтобы дети Его (кого Он любит ) на протяжении всего жизненного пути сформировались в послушных, праведных, сильных духом Его сыновей. А успешное прохождение испытаний через падения и подъёмы, ошибки и трудности - всё это делает христианина взрослым, зрелым, с ценным багажом накопленного опыта Божьего сына.

12:7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Поэтому, если христианин сталкивается с испытаниями веры, не выдерживает испытания, согрешает и после этого терпит неприятности от собственных ошибок (например, получает порицание в собрании,2Фессал. 3:14, или - его исключают из собрания, 1Кор.5:5,9-11)- то он должен воспринимать их как всего лишь средство для укрепления в себе Божьего духа, как заботу любящего Отца, который заинтересован в том, чтобы он нашёл в себе силы и мудрость для правильного поступка и исправился.
Поступая правильно при каждом новом испытании и извлекая уроки из последствий от неправильных шагов (наказания), христианин непременно повзрослеет и окрепнет в вере так, что Бог уже сможет на него положиться.

Напомним: к наказанию от Бога относятся обличения, плохие последствия согрешений и дисциплинарные наказания в христианских собраниях: любой отец отчитывает сына своего, когда тот непослушен и - «ставит в угол».

12:8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Ни один отец не станет наказывать соседского мальчишку за непослушание ему: отца интересует, чтобы родной сын слушался его.
Тем более небесный Отец, разрешивший каждому в этом веке ходить своими путями практически безнаказанно с Его стороны, не совершая скорый суд над их худыми делами (Еккл. 8:11), не станет наказывать посторонних Ему, чужих детей, не признающих в Нём своего Отца (мирских людей, напомним из текста 12:6, Бог, не наказывает: они Ему как чужие дети до тех пор, пока не обратятся к Нему)

Его интересуют только Его дети (христиане, поклоняющиеся Ему) , Он заинтересован только в их послушании, поэтому и допустил их в мир зла для закалки: легко быть праведным в обществе праведников. Но задача христианина в том, чтобы оставаться праведным и слушать Отца своего - в мире, наполненном злом.

Поэтому, если христиане сталкиваются с трудностями из-за своих ошибок, если они наказываются в собрании за проступки или если их мучает совесть, то можно радоваться этому: значит, Отец работает над воспитанием Своих детей, не потерял ещё интереса к ним.

12: 9,10 Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Отец духов - это Бог Творец, Отец Иисуса Христа, остального духовного мира (небожителей) и христиан

По поводу родителей удивительный парадокс иногда возникает. Родителей дети из христианских собраний иногда боятся гораздо больше, чем Бога. Почему? Потому, что родители накажут сразу, как только узнают о проступке, а Бог – когда-нибудь потом...
Вот тут- то и проявляется вера в невидимое и то, насколько реален и близок Бог для христианина.
Разумно бояться больше небесного Отца, нежели плотских родителей: Их наказания - «цветочки» по сравнению с тем, как может наказать Бог, если совсем отвернётся от непослушного сына Своего.

И если послушание родителям приносило нам временную пользу (довольство родителей со всеми вытекающими), то послушание небесному Отцу принесёт нам вечную пользу:
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Родители наказывали нас по своему усмотрению, и их наказание не обязательно побуждало нас исправляться и становиться лучше.
А наказание небесного Отца помогает христианам становиться лучше, достигать духовной зрелости и внутреннего состояния святости Его сыновей.

Например, Бог любил Давида и поэтому не молчал, но наказывал его каждый раз, когда Давида уносило в сторону. На благо это было Давиду или нет?
На благо. Это не позволяло Давиду уснуть духом и совсем отдалиться от Бога. Теперь представим, что Бог не наказывает. Человек при этом расслабляется и служит Богу так, как ему самому заблагорассудится, произвольно для себя выбирая, что исполнять, а что нет. На благо это человеку? Нет, ибо его уносит в сторону.

12:11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью;
Мало радости, когда ты не можешь расслабиться делать всё, что захочешь и при этом комфортно себя чувствовать. Но именно благодаря тому, что Бог не желает нашего расслабления и находит способы вразумлять согрешающих христиан - христианин и может победить плоть, становясь праведнее в глазах Божиих.
Понятно, что мало кому нравится претерпевать трудности наказания за непослушание. Например, блуднику из Коринфа наверняка было невыносимо жить без возможности общаться со своим собранием (он удручён был чрезмерной печалью -2Кор.2:7-11)

но после наученным через него доставляет мирный плод праведности .
Однако такая мера помогла ему вовремя опомниться, исправиться, оставив свой неправильный образ жизни, и вернуться в собрание. Жизненный опыт, который этот христианин приобрёл, скитаясь вне Божьего народа, для него - бесценен: до этого он всего лишь знал, что блудить и поступать против принципов Бога - нельзя. Теперь он это ПОНЯЛ навсегда.

Между приобретением теоретических знаний и приобретением понимания из личного практического опыта - огромная разница, как писал Иов:
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; (Иов 42:5)
Можно, конечно, быть послушным Отцу своему просто потому, что Он - Отец, и это редкий дар. А можно - убедившись на собственном опыте и поняв, что Он прав.

12:12,13 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
Павел от слов утешения плавно перешёл к отчитыванию христиан из евреев за то, что они ослабели духом и уныние поглотило их из-за каких-то проблем. Ну, допустим, ошиблись, ну споткнулись или даже упали - и что с того? Такое может случиться с каждым, идущим к Богу потому, что путь к Нему - узок и тернист, не прогулочная аллея.
Как можно укреплять? Показывая по Писанию надежду на лучшее избавление и на то, что Бог видит ситуацию ослабевшего брата или сестры, поэтому не даст ему(ей) быть искушаемыми сверх силы. Уныние - это тоже искушение от дьявола всё бросить и увлечься жалостью к себе вместо того, чтобы продолжать служить Богу.

Не должен христианин допускать пребывания в длительном унынии: попечалился малость, посокрушался от того, что споткнулся и ноги подкосились, а дальше - надо выправляться:
13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
У хромающего по Божьему пути и споткнувшегося есть два возможных варианта продолжения себя: совсем сломаться в вере и упасть, или всё же сбалансировать свои силы и укрепиться в ногах, чтобы не упасть, а подняться, не согнуться совсем, а выпрямиться, исправив своё поведение.

Но даже если и упадёт кто в вере, всегда лучше не оставаться в положении упавшего, а подниматься и дальше продолжать путь к Богу:
ведь в реальности упавший всегда стремится подняться, никто не остаётся в положении упавшего - всю оставшуюся после падения жизнь.
Но в вере такое иногда случается, что однажды упавший выбирает это нелепую позу и продолжает валяться в грязи грехов.

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа . Без миролюбия, без праведного образа жизни и без признания искупления Христова (основы святости христианина) нет шансов приблизиться к Богу и быть с Ним.
Стараться иметь мир это, во-первых, стараться не сделать ничего такого, что могло бы привести к ссоре. А во-вторых, прилагать усилия к примирению даже если негативное отношение исходит не от нас. Как известно - кроткий ответ отвращает гнев и если не подкидывать в костёр дрова, то он потухнет гораздо быстрее.

12:15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией;
Кроме самого христианина - нет никого, кто мог бы лишить его благодати Божьей, то есть, шанса быть с Ним через искупление Христово и становление Его сыном.
Но как христианин может лишить себя самого этой благодати?
Став горьким корнем, то есть, не заботясь о праведности своей и о сохранении верности Богу, став отступником от Бога и Божьих принципов:

чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда ,
Христианин, ставший горьким корнем, опасен и для всего собрания: его нехристианское поведение может стать соблазном для кого-то ещё в собрании и, таким образом, он причиняет вред не только себе, но и соверующим:
и чтобы им не осквернились многие;

Как могут соверующие оскверниться горьким корнем?
Большинство людей по сути своей не лидеры и для того, чтобы начать делать что-то худое, им надо увидеть, что кто-то показывает в этом пример, делает это раньше них. И если в собрании появится «горький» человек, то, глядя на него, и другие могут начать отходить от истины евангельской, совершая поступки по его примеру.
Не должен находиться среди христиан человек, который сознательно и по собственному желанию готов нарушать какие-либо из заповедей Божиих, не стремясь прекратить это.

Но необязательно, что все станут брать с него пример. Есть принцип: не прикасайся к нечистому. Так вот, соверующие могут оскверняться, прикасаясь к нечистому, то есть, допуская, чтобы в их среде оставался этот горький корень и попустительствуя ему в его согрешениях. Горький корень опасен тем, что может даже косвенно увести от Христа немощных в вере христиан: достаточно никак не реагировать на "горечь" члена собрания - и с нашего молчаливого согласия мы становимся участником в его "горечи".

12:16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
Заметим, что Исав, по сути, не согрешил в своём случае: он всего лишь отказался от того, ЧТО ему предложил Бог - от преимущества быть первородным сыном и унаследовать благословение Авраама.
Однако, как видим, сам по себе отказ от участия в Божьем намерении и исполнении своей роли в этом намерении - сделали Исава в глазах Бога равнозначным нечестивцу и блуднику.

Его естественное желание поесть вполне можно было бы удовлетворить другим способом, не пренебрегая Божьим благословением, например, всего лишь потерпеть и приготовить еду или перекусить каким-нибудь древесным плодом, куском хлеба, наконец.
Но он не дорожил духовными ценностями, его мало интересовал шанс произвести спасителя миру от своего рода, потому Исав и не захотел терпеть даже малейшие трудности ради соблюдения Божьих интересов.

Выходит, кто отказывается от чести стать участником в исполнении Божьих намерений, тот становится блудником и нечестивцем в глазах Бога. Тем более им становится тот, кто ради удовлетворения сиюминутных желаний своей плоти нарушает Божьи заповеди.

То же самое может произойти и с христианином. И хотя вряд ли кто-либо из христиан сегодня отказался бы от «первородства», если бы ему предложили это напрямую. Однако, если он ради удовлетворения каких-то своих плотских желаний отказывается исполнять волю Бога и участвовать в исполнении Его замысла, например, по спасению людей через благовествование (1Тим.2:4) - то и он может уподобиться Исаву.

12:17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; Вот к чему приводит легкомысленное отношение к Божьим благословениям и потакание сиюминутному желанию без исчисления будущих издержек.
Может быть, в этот момент Исав согласился бы и три дня не есть вообще для того, чтобы вернуть благословение Божье, но уже было поздно.

Пример Исава должен отрезвлять всех легкомысленных христиан: Бог не посчитал, что плоть его настолько немощна и нуждалась в немедленном исполнении её желания ценой пренебрежения Божьими благословениями. Исав не смог разжалобить Бога ТАКИМИ незначительными страданиями своей плоти, если сравнить эти страдания со страданиями Иисуса Христа. Бог отверг Исава как никчемного и слабовольного человека, не достойного Божьего благословения.

Так же Он отвергнет всякого христианина, который, пренебрегая соблюдением Божьих интересов, надеется на то, что Бог будет милостив к немощам их плоти, из-за которых они отказались исполнять волю Бога.

не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Последующие рыдания и даже, может быть, и раскаяния в соделанном, не помогли ему вернуть к себе прежнее Божье расположение: он сам и добровольно лишил себя законного права стать прародителем Христа, это право получил более достойный несмотря на то, что у него на это не было никаких прав и никакого, казалось бы, шанса.

Так и в христианстве: благоволение Бога не зависит от того, какими законными правами обладают наследники обетований и благословений, искупленные Христом. Но лишь от того, насколько сами наследники дорожат этими своими правами: если искупленные Христом позволяют себе всего лишь ради угождения плоти отказываться от исполнения воли Бога, никакие законные права не помогут им оправдаться пред Ним, вызывая у Него жалость к себе и выпрашивая милости.
Нет такого желания плоти на земле, с которым христиан не мог бы справиться при помощи Божьей, используя ещё и собственную силу воли с самообладанием

12:18-24 Заветы у горы Синай (В.З.) и у духовной горы Сион (Н.З)

В текстах 12:18-24 Павел показывает, насколько велика ответственность христиан пред Богом – на сравнении заключения двух заветов у разных гор: Синая и Сиона. Синай ассоциируется с сугубо земной жизнью послушных поклонников Бога, наполненных чередой событий земного бытия и радостью от них.
Сион - с небесной, наполненной помышлениями о достижении духовного совершенства и радостью от того, что у них получается стать Божьим сыном, похожим на Христа

Первый завет держался на страхе быть наказанным и даже погибнуть за непослушание, чувство страха было основным мотивом принятия условий Божьего договора.
Второй завет держится на любви к Богу и к тому праведному образу жизни, который учреждён Богом для вечности.
И хотя в Новом завете отсутствует система наказаний, тем не менее, ответственность пред Богом для христиан - ничуть не меньше, даже больше, ибо наказание для христианина может быть гораздо серьёзнее, нежели оно было предусмотрено для Израиля древности: согрешающий христианин может лишиться надежды на жизнь вечную. Об этом говорил Павел с евреями в этих текстах.

12:18,19 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,

Христиане, в отличие от народа Бога древности, не так познакомились и приняли руководство Бога, как это было на горе Синай при заключении Ветхого завета. Гора Синай была осязаема, в её наличие не надо было верить; небесная же гора Сион - только глазами веры может быть обнаружена.
То зрелище у горы Синай было таким жутким, что от страха у народа тряслись поджилки и отнялось желание слушать голос Самого Бога, и они просили, чтобы уж лучше Моисей им пересказывал всё, что Бог желает сказать.

12:20,21 ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);
Древнему народу невыносимо было даже слышать о запретной черте, за которой - смерть: они предпочли уж лучше вообще к ней не подходить, чем, подходя, трястись в страхе и трепете от возможного нарушения предела близости к Богу:

21 и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: "я в страхе и трепете".
Даже Моисей впечатлился пугающим влиянием этого жуткого зрелища от явления Бога народу, с которым собирался вступить в завет (в договорные отношения): он понимал, что приближение к чистому и СВЯТОМУ БОГУ нечистых и грешных людей - дело очень серьёзное и если к нему несерьёзно отнестись, то можно и самому погибнуть, и погубить народ.
При заключении Ветхого Завета каждый из Израиля вполне ясно усвоил, что за попытку приблизиться к Богу более, чем Он Сам это позволяет - они могут быть наказаны смертью.

12:22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
Гора же Сион и Новый Завет, к которым приступили христиане (на который они взирают глазами веры) - это шанс доступа в самые близкие отношения с Богом, поэтому относиться к ответственности приблизиться в чистом виде к Богу настолько – нужно ещё более серьёзно.
Бог, живущий на небесном Сионе и в небесном «Иерусалиме», открыл врата своего города тем христианам, кто оценит Божьи благословения, кто будет ими дорожить гораздо больше, чем желаниями греховной плоти, кто пожелает к Нему прийти и потрудится для этого над уничтожением греха в себе.

Упоминание о небесном городе, в котором живёт Бог, показывает, что небесное мироустройство существует, что там нет хаотичности и спонтанности, что Бог и там организовал жизнь Своих подданных небожителей, как организовал её на земле для Своего народа.

12:23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах,
Христиане взирают глазами веры не только на небесный Иерусалим Бога, но и на замысел Бога в отношении сбора духовных первенцев к Себе:
в древности первенцы должны были бы служить в земном храме Иерусалима, христиане же получили шанс занять место в качестве духовных перевенцев - в небесном Иерусалиме.

Согласно Библии, на небесном Сионе со Христом будет всего 144000 духовных первенцев (церковь первенцев ), взятых Богом с земли, искупленных Христом из всякого народа и племени и собранных в период действия Нового Завета в качестве будущих священников Бога, которым надлежит царствовать над землёй вместе с Иисусом Христом (Откр.14:1-5, 5:9,10, 20:6)

и к Судии всех Богу христиане взирают также и на самого главного Судью - на Бога, отца Иисуса Христа

и к духам праведников, достигших совершенства, христианам предстоит взирать глазами веры также и на силу воли и духа праведников, которые смогут достичь совершенства ещё в веке этом.
Вспомним, что о праведниках В.З. сказано, что они, будучи испытаны в вере, тем не менее, ещё не достигли совершенства, но смогут его достичь при помощи таких, как апостол Павел (Евр.11:39,40).
Такие же, как апостол Павел, смогли достичь духовного совершенства в этом веке при помощи искупления Христова, открывшего доступ к самым близким отношениям с Богом, приобретя ум и чувствования Христовы, достигнув зрелости сыновей Божьих через успешное прохождение всех испытаний Христова поприща (2Тим.4:7,8; 1Кор.2:15; Фил.2:5)

Глядя на такие примеры силы духа христиан, достигших совершенства, все, кто избрал для себя путь Христов - не будут теперь думать, как в В.З., что приблизиться к Богу и достичь духовного совершенства, победив зов грешной плоти - невозможно, ибо Бог оградил себя от человечества глухим забором запретов.
Взирая глазами веры на таких, как апостол Павел, например, все, кто захочет стремиться к совершенству – теперь смогут это попробовать сделать по призыву Павла (Евр.6:1)

12:24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Христиане, приступая к небесному Сиону и заключению Нового завета, взирают глазами веры также и на нового и лучшего Ходатая пред Богом за них, на нового первосвященника Иисуса Христа.

Его кровь, внесённая к Богу в небесное Святое-Святых и искупившая христиан, ходатайствует пред Богом намного «громче и качественнее», нежели кровь праведного Авеля взывала к Богу с земли.

Кровь Иисуса, выражаясь образно, ходатайствует за всех участников Нового Завета (за христиан) непосредственно пред лицем Бога, на небесах, ибо Иисус восшёл с нею на небеса. Наставления для христиан - звучат также с небес.
К тому же, кровь Авеля взывала к Богу об отмщении, а кровь Христа ходатайствует о прощении грехов и оправдании всех детей Божьих, за которых погиб Христос (Быт.4:10: Римл.3:24,25).

Контраст между двумя говорящими «кровью» (Авелем и Иисусом) представлен тут как контраст между гласом Бога, исходящим с земли (горы Синай), и гласом, исходящим с небес через говорящего Христа (с горы Сион).

12:25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего.
Имеется ввиду - от Иисуса Христа, говорящего через кровь свою к Богу за христиан и дающего повеления от Бога христианам.

Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания],
Древние служители Бога, состоящие с Ним в В.З., нарушая Моисеев закон, произнесённый от Бога на земле у осязаемой горы Синай, наказывались, иногда даже смертью. Если отвратившиеся от гласа Ветхого Завета не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его "отвращающиеся" от гласа Нового Завета?

то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес,
Тем более, не останется ненаказанным ни один, кто нарушит заповеди Бога, произносимые теперь Им с высоты небес через Иисуса Христа

12:26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Этот Бог, поколебавший землю при заключении В.З. в качестве знамения Своего присутствия - и в Новом завете даёт обещание ещё раз поколебать землю, но в придачу с землёй - ещё и небо поколеблется. Так обещает христианам с небесного Сиона - тот же самый Бог, что колебал землю у горы Синай

12:27 Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
Очень важный стих для понимания значения образования нового неба и новой земли. Как видим, обещание Бога ещё раз поколебать землю в будущем, подразумевают ИЗМЕНЕНИЕ земли, а не уничтожение.

Ведь при первом колебании земля не была уничтожена, но были изменены условия пребывания Божьего народа на земле :
Бог вывел их из рабства Египетского, и ради них Бог всё время пребывания их в рабстве соблюдал землю Ханаанскую для того, чтобы она давала мёд с молоком и несла благополучие Божьему народу, когда он придёт в эту землю для поселения на ней.
Так и с новой землёй: Бог, выводящий человечество из рабства греха и смерти при помощи Иисуса Христа, позаботится о том, чтобы изменённая или обновлённая планета Земля могла приносить людям радость и благословения вместо горя и разочарования, привычного для рабского века сего.

Для чего Бог планирует ещё раз колебать землю (наводить на ней Свой порядок)? Для того, чтобы с момента последнего «колебания» в Армагеддоне она более вовеки не претерпевала изменений к худшему: чтобы пребыло непоколебимое

12:28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
Христиане, которые глазами веры видят жизнь в будущем непоколебимом (неизменном вовеки) Царстве Бога, намерены дорожить этой благодатью - шансом попасть в систему вещей Бога (не как Исав), и ради этого они готовы проводить жизнь свою в служении Богу с благоговейным страхом пред Ним, с тем страхом, который порождён не животным паническим страхом собственной смерти, а любовью к Отцу: огромным нежеланием огорчать Отца своего, который их любит и возлагает на детей своих определённые надежды, что они справятся со всеми трудностями христианского пути и достойно пройдут своё земное поприще.

12:29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Христиане должны понимать, что терпение даже у любящего Отца - небезгранично и лучше Его не испытывать, проверяя согрешениями, а накажет Он или смилостивится со скидкой на немощи грешной плоти.
Может и не смилостивиться, если легкомысленно относиться к Его благодати и пренебрегать ею (нарушать Его принципы) ради достижения своих целей.