Глас вопиющего в пустыне значение. Значение фразеологизма “глас вопиющего в пустыне”

  • 21.09.2019

Глас вопиющего в пустыне

Дату начала проповеди Иоанна точно сообщает нам Лука: «пятнадцатый год правления Тиверия кесаря», то есть 28 или 29 год н. э. по нашему летосчислению. Иоанн стал жить в пустыне, он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким медом, то есть тем, что можно найти даже в пустыне, не заботясь о своем пропитании. Это, пожалуй, пример самого строгого аскетизма, какой только можно найти во всей Библии. Одновременно это признак беспредельного доверия Богу: человек совершенно просто знает, что все действительно нужное ему пошлет Бог, и даже не старается добыть себе нормальной пищи.

Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого аскетизма – только верности Богу. Главные слова в его проповеди – «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Небо сходит на землю, устанавливает на ней свой порядок (тогда еще никто не мог ясно представить себе, как это будет), а значит, людям нужно измениться, отказаться от привычной жизни в грехах и мелких страстишках и приготовиться к чему-то великому и страшному.

Однажды к Иоанну пришли воины-иудеи – а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что большинство евреев видело в них пособников оккупантов вроде наших власовцев – и спросили, что им делать. Они, наверное, ожидали, что он потребует от них немедленно отказаться от сотрудничества с римлянами, велит бежать в пустыню, поститься и молиться целыми днями… Иоанн сказал только: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем», – и тем самым раз и навсегда оправдал для христиан воинское ремесло. Самый строгий аскет потребовал от солдат честно выполнять свои обязанности, не прибегая к насилию и грабежу. А с другой стороны, легко ли им было от этого удержаться?

Но никак нельзя сказать, что Иоанн был так же мягок со всеми. Больше всего от него доставалось духовным вождям иудеев, которые претендовали на обладание окончательной истиной, они только наставляли других и сами уже ничему не хотели учиться. Согласно Матфею, именно к ним обратил он оскорбительные слова, когда они пришли к нему: «Порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»

Впрочем, Лука пишет, что нечто похожее он говорил вообще приходившему к нему народу. Он стремился не оскорбить этих людей, а обратить их к покаянию, и для этого указывал им на всю серьезность греха и того положения, в котором оказывается грешник перед Богом. Возглашая приход Царствия Божьего, он призывал людей принять в водах реки Иордан «крещение во оставление грехов», но, конечно же, это было не то крещение, которое совершается сегодня в христианских храмах. Никто еще ничего не знал о кресте – речь шла о ритуальном омовении, которое по ветхозаветному закону предписывалось совершать после разнообразных осквернений (например, прикосновении к мертвому телу).

Немудрено, что к такому необычному проповеднику, буквально в нескольких словах выразившему всю суть Ветхого Завета, стекались толпы. Но сам он постоянно говорил людям, что он не Мессия, Которого тогда напряженно ожидали, и даже отказывался называть себя пророком. Почему? На самом деле его служение было вполне пророческим, и даже Христос говорил, что его можно считать пророком Илией, который, как верили евреи, должен появиться перед пришествием Мессии.

Вокруг Иоанна собирались ученики, часть из них потом последует за Иисусом. История Иоанна – это история не просто яркой личности, но целого нового движения, напоминавшего о пророках Ветхого Завета и о пророческих школах, возникавших вокруг них. Больше всего Иоанн походил на Илию, его даже спрашивали, не есть ли он Илия, вновь сошедший на землю с неба. Он тогда отказался принять этот почетный титул, называя себя всего лишь «гласом вопиющего в пустыне» (выражение из пророчеств Исайи), но впоследствии Иисус скажет, что Иоанн действовал в духе и силе Илии. Нет, пророк древности не сошел с неба, но его служение продолжилось в служении Иоанна.

Сказать о себе «я пророк» значило бы придать себе высокий статус, потребовать для себя высоких почестей. Иоанну все это было совершенно чуждо, он действительно был «гласом в пустыне» – главным было то, что Господь открывал людям через него, а не каким статусом он обладал. И с самого начала он говорил о Том, Кто идет после него, но был прежде него.

Когда к Иоанну пришел Христос, чтобы омыться в водах Иордана, как это делали все остальные люди, тот сначала не хотел крестить Его: да кто он такой, чтобы совершать обряд над Мессией? Но может быть, именно это высшее смирение Иоанна стало причиной тому, что Христос (единственный раз во всем Евангелии!) ничего не сделал сам и все доверил ему и потом назвал его самым великим из рожденных женами людей. И все-таки, добавил Христос, каждый, кто окажется в Царствии Небесном, будет еще больше него – так он согласился со смирением Иоанна, никогда не искавшим ни почестей, ни славы.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 36 В ПУСТЫНЕ Почти сорок лет Израильский народ скитался в пустыне. «С тех пор, – говорит Моисей, – как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь. Да и

Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт Елена

Глава 10 Глас вопиющего в пустыне Евангелия от Луки, 1:5-23,57-80; 3:1-18; от Матфея, 3:1-12; от Марка, 1:1-8 Предтеча Христа происходил из среды тех верных в Израиле, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии. Престарелый священник Захария и его жена Елисавета «оба были праведны

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

1) О гласе вопиющего в пустыне. Оно читается так: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; … и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис 40:3–5). Совершенно очевидно, что слова эти выражают скорое начало возвещаемого

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

10. Охота в пустыне Охота в пустыне была не только развлечением для царских родственников и высоких вельмож, но и промыслом профессиональных охотников. Так, почти в каждой гробнице мы найдем изображение ее владельца, осыпающего градом стрел газелей и антилоп, на небольшом

Из книги Проповеди. Том 3. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

2. Странствия в пустыне Египтяне издревле испытывали к пустыне благоговение, смешанное со страхом. Они никогда не забывали, что их далекие предки долго странствовали по ней, прежде чем осесть в долине Нила. Мин, один из величайших египетских богов, чьи главные святилища

Из книги Иллюстрированная Библия автора

"ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ…" Прослушайте удивительное пророчество великого Исаии о Предтече Господнем Иоанне. Это пророчество изрек Исаия за 800 лет до пришествия в мир Господа Иисуса Христа и Его великого Предтечи. "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Израиль в пустыне. Исх.16:4, 13-17: 17:3-6 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

а. …в пустыне (1:4) Как указывает Стюарт Бланч, место, о котором идет речь в Евангелии, имело большое политическое значение: то была граница между Востоком и Западом, и за ней римляне наблюдали особенно внимательно. Это место имело также и историческое значение. Когда Лоту

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4. всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; Говорят о необходимых подготовительных условиях,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

3. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Мк. 1:2, 3; Лк. 3:4-6). Связь речи не вполне ясна. Иоанн проповедовал народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, ибо он, т.е. Иоанн, есть тот и

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? 23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Когда депутация потребовала от Крестителя окончательного ответа о его личности, Иоанн ответил

Из книги Zealot. Иисус: биография фанатика автора Аслан Реза

Из книги Беги, малыш, беги автора Круз Никки

Глава седьмая Глас вопиющего в пустыне Иоанн Креститель явился из пустыни словно призрак - дикий на вид человек, одетый в верблюжью шкуру, подпоясанную кожаным ремнем, и питающийся акридами и диким медом. Он долго шел к Иордану, через Иудею и Иерею в Вифанию и Енон,

Из книги Прабхупада лиламрита автора Госвами Сатсварупа дас

Глас вопиющего в пустыне На следующий день, с утра пораньше, я отправился разыскивать по улицам своих парней, которые накануне откликнулись на призыв к алтарю. Они должны были встретиться со мной в Вашингтон-Парк, прихватив с собой все оружие и патроны, чтобы вместе

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

8 Нью-Дели - «Глас вопиющего в пустыне» Я нашел путеводную нить, которая приведет меня «обратно к Богу» после того, как я покину свое нынешнее материальное тело. И чтобы забрать с собой своих современников, мужчин и женщин этого мира, я начал выпускать журнал «Бэк ту

Из книги автора

Глас вопиющего в пустыне Дату начала проповеди Иоанна точно сообщает нам Лука: «пятнадцатый год правления Тиверия кесаря», то есть 28 или 29 год н. э. по нашему летосчислению. Иоанн стал жить в пустыне, он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким

) - призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа, внимания, напрасный (Толковый словарь , 1935-1940).

Глас вопиющего в пустыне (иноск.) - которого не слышно (Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.))

Фраза из Библии, из Евангелие от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелия от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелия от Иоанна (гл. 1, ст. 23). Оно относится к Иоанну Крестителю. Когда Иоанн начал проповедование веры в бога, в народе царили гнев и недовольство. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев язычество, породили мятеж, который был жестоко подавлен римлянами. Все это усилило ненависть народа к Риму. В разгар этих событий из пустыни раздался голос Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но многие не восприняли совет Иоанна. Поэтому выражение и приобрело значение призыва, остающегося без ответа.

"Мф.3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Мф.3:2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему."

Примеры

"Слово живое и мёртвое" (1972 г.): "Статья его так и называлась “Канцелярит” и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне : к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. "

" (): "Нoвыe opaтopы пpишлиcь бoлee пo вкycy бoльшинcтвy yчpeдитeлeй и вoзымeли тaкoй ycпex, чтo Кpaмcкoй вcкope oчyтилcя в oппoзиции и пoчти в oдинoчecтвe oтcтaивaл cвoю идeю cпeциaльнo xyдoжничecкoгo клyбa. Ocтaвшиcь, нaкoнeц, глacoм вoпиющeгo в пycтынe , oн дoлжeн был ycтpaнитьcя. "

(1860 - 1904)

" " (1895 г.) - Матвей говорит, как он хотел бы донести до брата с сестрой, что они живут неправильно:

"Теперь и я, как Осип Варламыч, все наставляю братца и сестрицу и укоряю их, но выходит глас вопиющего в пустыне .

Письмо И. Я. ПАВЛОВСКОМУ 5 декабря 1894 г. Мелихово - "Многоуважаемый Иван Яковлевич, я писал уже в магазин "Нового времени", чтобы Вам выслали все мои книги, но глас мой оказался вопиющим в пустыне ."

"История Рима" (в изложении князя А. Горчакова, 1908) - "Римский сенат и его делегаты, прежде отличавшиеся твердою честностью решений, стали прибегать к хитростям, обманам, судили несправедливо, и усилия единичных личностей вроде Катона вернуться к прежним, прямым и честным правилам оставались гласом вопиющего в пустыне ."

" ", Том 2 (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.):

"... с другой стороны, рассказывали, что подсудимые будто бы заявляют об истязаниях и пытках, которым их подвергают в тюрьме, но что жалобы их остаются "гласом вопиющего в пустыне " и т. п. ".

"Пошехонская старина" (1888 г.), гл. 6: "К сожалению, уветы мои были голосом вопиющего в пустыне ."

Фразеологизмом называют устойчивую комбинацию слов.

Библия является кладезем фразеологизмов, в частности, изречение «глас вопиющего в пустыне», которое означает призыв, оставшийся без внимания, пришло оттуда.

Источниками фразеологизмов, помимо Библии, являются:

  • народные высказывания,
  • исторические события и лица.

Значение и происхождение фразеологизма

  1. Если обратиться к толковым словарям, например, к словарю Ожегова, этому фразеологизму он дает такое толкование: «безответный призыв» или «неуслышанная мольба».
  2. М. И. Степанова, редактор словаря фразеологизмов, дает следующее объяснение: «страстный призыв, не получивший ответа из-за человеческого равнодушия».
  3. Сборник, в котором собраны устойчивые обороты, Розе Т. В. говорит о бесполезном призыве, оставшемся без внимания.

Книга Исайи

Самое первое упоминание данного фразеологизма встречается в книге Исайи. Достоверной информации о времени создания этого труда нет, однако исследователями называются 778−732 гг. до Р. Х. У. Исайи есть точные и сбывшиеся пророчества, касающиеся Иисуса Христа.

В настоящее время слова Исайи используются неправильно, и смысл их искажен. Первоначально это изречение выглядело так: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», то есть фраза была разделена двоеточием. В наши дни этот оборот можно встретить даже в виде «крик вопиющего в пустыне».

Исайя был родом из Иерусалима, из богатой семьи. Когда ему было 20 лет, Исайе пришло видение - Бог Саваоф в окружении ангелов. Речи Исайи были наполнены идеями о социальном равенстве и справедливости. Он повторял пастве о том, что лучше быть нравственным, чем буквально и бездуховно почитать Создателя. За неправедную жизнь и жестокость важные и влиятельные лица были подвергнуты критике со стороны Исайи.

Иоанн Предтеча

Для начала нужно представить иудейскую пустыню, где прозвучала эта фраза из уст Иоанна Предтечи.

Он прожил в каменистой, безводной и сухой пустыне долгое время, после похорон своей матери - преподобной Елисаветы. Это время представляет собой загадку для ученых, так как неизвестно, как Иоанн Предтеча провел это время.

Существует версия, что его приютила община иессеев-священников в ветхозаветном храме. Эта община была против партии саддукеев из-за их занятий коммерцией, сделавших свой храм частной лавочкой. Несогласные с такими условиями священники покинули храм и поселились в пустыне, основав там свой монастырь. Иоанн Предтеча был воспитан в таких целомудренных условиях, где члены общины соединялись со своими женами только для зачатия детей, а в остальное время хранили целомудрие.

Иоанн Предтеча на проповеди произносит пророчество, которое написал Исайя. О необходимости подготовить пути для Господа, сделать прямыми тропы, наполнить все низменности, понизить горы и холмы, выпрямить кривые пути.

Иудейская пустошь как будто подтверждает правдивость этих слов, доказывая сказанное своими пейзажами. И холмы, которые «понизились», и отсутствие долин, и путь, проложенный караванами с севера на юг - совершенно прямой.

Очевидно, что эти слова имели глубокий подтекст: принятие Христа невозможно без духовной подготовки. И Иоанн Предтеча проводит эту работу . Его энергия, внешний вид, Божественный дух поражают народ. Люди считают, что он - Мессия. Иоанн Предтеча на вопросы: кто он и откуда у него права на произнесение таких речей народу, говорит, что он и есть тот «голос вопиющего», о котором написал Исайя.

И на самом деле, Иоанн Креститель - «голос», его жизнь посвящена проповедям об Иисусе Христе и мольбам к смирению. Говоря о понизившихся холмах, он подразумевает понижение холмов из человеческой гордости. Только забыв про гордость, человек может стать ближе к Христу, ведь самодостаточному и сильному человеку незачем обращаться за помощью к Христу. Наполненные долы - это вера, заполнившая душу человека. И самый распространенный Библейский образ - кривые пути. При соблюдении Божьих заповедей, кривой путь становится ровным и прямым.

Четыре столетия спустя Макарием Великим было написано, что сердце человека является бескрайней страной, в которой есть и холмы, и долы, и кривые извилистые пути с ущельями, в которых обитают драконы, скорпионы и змеи. В его словах соединились и слова Исайи, и слова Иоанна.

Неужели глас Иоанна Крестителя не был услышан, если эта фраза трактуется как призыв, не получивший ответа. Существует версия, что двоеточие поставлено неверно. «Голос вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…» В данном случае пустынное место - это там, где тихо и спокойно, без раздражающих факторов. Чтобы прийти к Христу нужно удалиться в пустыню сердца и молиться. А призывы Иоанна Крестителя все-таки были услышаны , так как много учеников Иоанна последовало потом за Спасителем.

Слова Пророка — Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне — призыв к чему-то, остающийся без внимания. Безответное воззвание, обращение. Тщетная мольба, просьба. Происхождением фразеологизм обязан Ветхому Завету: Книге иудейского пророка Йешаяху (Исайи) (рожд. около 765 года до нашей эры), созданной примерно в период 778 - 732 годов до нашей эры. В канонической Библии Книга Исайи находится под номером 23.

Утешайте, утешайте народ Мой,
говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу ,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
и узрит всякая плоть (спасение Божие);
ибо уста Господни изрекли это

(Исайя 40, 3)

Совершенно очевидно, что слова Пророка воспроизводятся неверно. Исайя говорит «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу». Но в дальнейшем двоеточие исчезло и получилась слитная фраза «Глас вопиющего в пустыне», ничего общего с источником и смыслом высказывания не имеющая. Невнимательность допустили уже первые апостолы — ученики и последователи Иисуса Христа

  • Матфей «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаи» (3, 3)
  • Марк «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (1, 3)
  • Иоанн «Это о нём говорил пророк Исаия: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: «Подготовьте путь Господу, проложите Ему тропу прямую» (1, 23)

Пророк Исайя

Пророк Исайя — первый социалист

Родился в Иерусалиме. Происходил из знатной семьи. Пророчествовать начал в 20 лет с видением ему Бога Саваофа на престоле и ангелов, окружавших его. В пророчествах Исайи главное место занимают идеи социальной справедливости и всеобщего равенства. Он утверждал, что нравственнсоть угоднее богу, чем бездуховное, буквальное соблюдение культа. «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. - Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота… перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды: спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11, 16–17). Исайя критикует сильных мира сего за их жестокость, алчность, неправедный образ жизни. Исайя был первым иудейским пророком, вышедшим за национальные рамки и призывающим претворять в жизнь слова Божьи и Его заповеди во всемирном масштабе.

«…И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4)

Употребление выражения «глас вопиющего в пустыне»

- «Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле… на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне» (Салтыков-Щедрин)
- «Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне» (В. И. Ленин)
- «Садитесь по местам! Тише, тише! Это был глас, вопиющий в пустыне: девочки перестали шуметь только тогда, когда учитель принялся за диктовку» (А. Шеллер-Михайлов)

5 января 2016

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов - появляются благодаря историческим событиям и лицам, художественной литературе, народным высказываниям и другим факторам. Немало таких выражений пришли в нашу речь из Библии. Например, «глас вопиющего в пустыне».

Значение фразеологизма, его происхождение и употребление мы рассмотрим в этой статье. Узнаем его толкование с помощью надежных источников - толкового и фразеологического словарей известных лингвистов.

«Глас вопиющего в пустыне»: значение фразеологизма

В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение этому выражению: «безответный призыв, неуслышанная мольба». Стоит стилистическая пометка «книжное».

Во фразеологическом словаре под редакцией М. И. Степановой приводится такое толкование выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей». Также стоит пометка «книжное».

В словаре устойчивых оборотов Розе Т. В. тоже имеется определение выражения «глас вопиющего в пустыне». Значение фразеологизма в нем касается бесполезных призывов, остающихся без внимания.

Происхождение выражения «глас вопиющего в пустыне»

Для этимологического обзора также воспользуемся указанными нами словарями. В толковом отмечается, что выражение пришло из евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу.

Розе Т. В. также приводит историю происхождения фразеологизма в своем словаре. Она сообщает читателям следующее.

Существует библейское сказание об одном древнееврейском пророке, призывавшем из пустыни израильтян готовиться к встрече с Богом. Для этого он, пишет в своем словаре Розе Т. В., предлагал проложить дороги в степи, горы понизить, поверхность земли выровнять и проделать множество других работ. Но пророк-отшельник не был услышан.

С того момента оборот «глас вопиющего в пустыне» значение имеет такое, как напрасные уговоры и призывы, не воспринимаемые никем всерьез.

Видео по теме

Библейское значение фразеологизма

Указанные в словарях определения не совсем верны. Библейское значение этого выражения отличается. Иоанн Креститель призывал к покаянию. Его глас (голос) раздавался на берегах Иордана. Люди, которые слышали его, распространяли весть о нем, и его приходили слушать и другие. Толпами собирались возле него. Иоанн крестил людей иорданской водой, чтобы омыть их от грехов, и проповедовал.

Путь Иисуса был проложен по человеческим сердцам, которые были каменными, гнездили в себе змей. По такой дороге Христу было трудно идти. Поэтому этот путь ангел Божий Иоанн подготавливал, пытался сделать его прямым. Он исправлял кривизну людских сердец. Поэтому рассматриваемое нам выражение стоит толковать также как призыв к покаянию и исправлению.

Употребление

Рассматриваемое нами выражение не устарело. Его активно использовали и используют писатели, публицисты, журналисты и все те, кто для выражения своих мыслей прибегает к устойчивым оборотам.

Н. П. Огарев в предисловии к периодическому изданию «Колокол» Герцена пишет: «глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Это газета выпускалась в Лондоне и была направлена против цензуры и крепостнического права. Использованное Огаревым устойчивое выражение, которые мы рассматриваем, емко передало мысли автора.

Нередко применяют в заголовках оборот «глас вопиющего в пустыне» Значение фразеологизма помогает передать читателям информацию о том, что кто-то не может достучаться до чьих-то сердец, не находит желанного отклика.