Последние годы жизни маяковского кратко. Маяковский В.В. Основные даты жизни и творчества

  • 26.09.2019

Русский поэт, драматург и сатирик, сценарист и редактор нескольких журналов, кинорежиссёр и киноактёр. Относится к числу величайших поэтов-футуристов ХХ века.
Дата и место рождения – 19 июля 1893 г., Багдати, Кутаисская губерния, Российская империя.

Сегодня мы с помощью фактов расскажем вам о жизни Маяковского.

Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве.

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская.

У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949), и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Именем Маяковского названо множество улиц в городах России и других стран: Берлин, Дзержинск, Донецк, Запорожье, Ижевск, Калининград, Кисловодск, Киев, Кутаиси, Минск, Москва, Одесса, Пенза, Пермь, Рузаевка, Самара, Санкт-Петербург, Тбилиси, Туапсе, Грозный, Уфа, Хмельницкий.

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры.

Вам!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.

В июле 1906 года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии.

Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение.

В честь Владимира Маяковского названа малая планета (2931) Маяковский, открытая 16 октября 1969 года Л. И. Черных.

Вывод

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих стокоперстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!

Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

Три раза за всю свою жизнь Маяковский был арестованным.

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды арестовывался.

Постоянно с собой носил мыльницу и регулярно мыл руки.

В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

Маяковский за свою жизнь побывал не только в Европе, но и в Америке.

Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!

- «Я сам» (1922-1928)

Маяковскому нравилось играть в бильярд и карты, что позволяет судить о его любви к азартным играм.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1930 году Владимир Владимирович Маяковский застрелился, написав за 2 дня до этого предсмертную записку.

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Кем быть?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берём бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.

Владимир Владимирович Маяковский снялся в нескольких кинокартинах.

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».

Пароход, затонувший в Риге в 1950 году, был назван в честь Маяковского.

Маяковский подарил Лилии Брик кольцо с гравировкой «Люб», что означало «люблю».

Дешевая распродажа

Женщину ль опутываю в трогательный роман,
просто на прохожего гляжу ли –
каждый опасливо придерживает карман.
Смешные!
С нищих –
что с них сжулить?

Сколько лет пройдет, узнают пока –
кандидат на сажень городского морга –
я
бесконечно больше богат,
чем любой Пьерпонт Морган.

Через столько-то, столько-то лет
– словом, не выживу –
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет –
меня,
сегодняшнего рыжего,
профессора разучат до последних йот,
как,
когда,
где явлен.

Будет
с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.

Склонится толпа,
лебезяща,
суетна.
Даже не узнаете –
я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.

Каждая курсистка,
прежде чем лечь,
она
не забудет над стихами моими замлеть.
Я – пессимист,
знаю –
вечно
будет курсистка жить на земле.

Слушайте ж:

все, чем владеет моя душа,
– а ее богатства пойдите смерьте ей! –
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это – хотите? –
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.

Люди!

Пыля проспекты, топоча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продается драгоценнейшая корона.

За человечье слово –
не правда ли, дешево?
Пойди,
попробуй,-
как же,
найдешь его!

В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

Нуждающимся старикам Владимир Владимирович Маяковский всегда давал деньги.

Собаки очень нравились Маяковскому.

В честь Маяковского названа школа N 1 города Джермук (Армения).

Люблю

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена,-
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело - рубаха.
Но и этого мало!
Один -
идиот!-
манжеты наделал
и груди стал заливать крахмалом.
Под старость спохватятся.
Женщина мажется.
Мужчина по Мюллеру мельницей машется.
Но поздно.
Морщинами множится кожица.
Любовь поцветет,
поцветет -
и скукожится.

Мальчишкой

Я в меру любовью был одаренный.
Но с детства
людьё
трудами муштровано.

В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.

Маяковский обычно сочинял стихи на ходу. Иногда ему приходилось ходить 15-20 км, чтобы придумать нужную рифму.

29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку - в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.

Ты

Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком.
И каждая –
чудо будто видится –
где дама вкопалась,
а где девица.
“Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!”
А я ликую.
Нет его –
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.

В 1937 году была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского). В январе 1974 года в Москве открыт Государственный музей Маяковского (на Большой Лубянке). В 2013 году главное здание музея закрылось на реконструкцию, но выставки по-прежнему проходят.

Владимир Владимирович Маяковский считался соучастником антирелигиозной кампании, где он пропагандировал атеизм.

В 1915-1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал.

За создание «лесенки». Многие другие поэты обвиняли Маяковского в жульничестве.

Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.

У Маяковского была неразделенная любовь в Париже к русской эмигрантке Татьяне Яковлевне.

17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

У Владимира Владимировича Маяковского была дочь от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт, которая умерла в 2016-ом году.

В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях.

Маяковский считался ярым сторонником революции, даже несмотря на то, что отстаивал социалистические и коммунистические идеалы.

В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов.

Маяковский за годы жизни попробовал себя в роли дизайнера.

Творения Маяковского были переведены на разные языки мира.

Я и Наполеон

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачивая
глаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному
изголовью.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

Главными потребностями Маяковского были путешествия.

В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.

Маяковский с Лилией Брик никогда не скрывали свои отношения, а муж Лилии был не против такого исхода событий.

Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.

В крупных изданиях творения Маяковского начали публиковать только с 1922 года.

В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная плёнкой.

Татьяна Яковлева – еще одна любимая женщина Маяковского, была младше него на 15 лет.

Несмотря на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным отцом советского скульптора Глеба-Никиты Лавинского (1921-1986).

Маяковский учился в одном классе с братом Пастернака.

В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, в которой они втроём с Бриками жили до 1930 года (ныне переулок Маяковского, 15/13).

В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроём» Маяковского с Бриками.

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Произошёл конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп».

За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось всё более нестабильным.

С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошло самоубийство.

Источник-интернет

Владимир Маяковский - это пламя ХХ века. Его стихи неотделимы от его жизни. Однако за бодрыми советскими лозунгами Маяковского-революционера можно разглядеть и другого Маяковского - рыцаря-романтика, теурга, сумасшедшего влюбленного гения.

Ниже - краткая биография Владимира Владимировича Маяковского.

Вступление

В 1893 году в селе Багдати в Грузии родился будущий великий футурист - Владимир Маяковский. О нем говорили: гений. О нем же кричали: шарлатан. Но никто не мог отрицать того, что он оказал неимоверное влияние на русскую поэзию. Он создал новый стиль, который был неотделим от духа советского времени, от надежд той эпохи, от людей, живущих, любящих и страдающих в СССР.

Это был человек-противоречие. О нем скажут:

Это сплошное издевательство над красотой, над нежностью и над Богом.

О нем же скажут:

Маяковский всегда был и остается лучшим и самым талантливым поэтом нашей советской эпохи.

Кстати, это красивое фото - фейк. Маяковский, к сожалению, никогда не встречался с Фридой Кало, но идея их встречи прекрасна - они оба словно бы бунт и огонь.

Одно можно сказать точно: гений или шарлатан — Маяковский навсегда останется в сердцах русских людей. Одним он нравится бойкостью и наглостью строк, другим — нежностью и отчаянной любовью, что прячется в глубине его стиля. Его ломаного, рвущегося из оков письменности, сумасшедшего стиля, который так похож на реальную жизнь.

Жизнь-борьба

Жизнь Маяковского была борьбой от начала до конца: в политике, в искусстве и в любви. Его первое стихотворение - результат борьбы, последствие страдания: оно было написано в тюрьме (1909 г.), куда он попал за свои социал-демократические убеждения. Он начал свой творческий путь, восхищаясь идеалами революции, и закончил его, смертельно во всем разочаровавшись: все в нем — сплетение противоречий, борьба.

Он прошел красной нитью через историю и искусство и оставил свой след в последующих произведениях. Невозможно написать модернистское стихотворение, не сославшись на Маяковского.

Поэт Владимир Маяковский - это, его же словами:

Но есть за этим грубым воинственным фасадом и кое-что еще.

Краткая биография

Когда ему было всего 15 лет, он вступил в РСДРП(б), увлеченно занимался пропагандой.

С 1911 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Крупнейшие поэмы (1915): «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» и «Война и мир». Эти произведения полны восторга перед грядущей, а потом и наступившей революцией. Поэт полон оптимизма.

1918-1919 - революция, он активно участвует. Выпускает плакаты "Окна сатиры РОСТА".

В 1923 году он стал создателем творческого объединениея ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Поздние произведения Маяковского “Клоп” (1928) и “Баня” (1929) - это острая сатира на советскую действительность. Маяковский разочарован. Возможно, это было одним из поводов для его трагического самоубийства.

В 1930 году Маяковский совершил самоубийство: он застрелился, оставив предсмертную записку, в которой просил никого не винить. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Искусство

Ирина Одоевцева писала о Маяковском:

Огромный, с круглой коротко остриженной головой, он скорее походил на силача-крючника, чем на поэта. Читал он стихи совсем иначе, чем было принято у нас. Скорее по-ак-терски, хотя — чего актеры никогда не делали — не только соблюдая, но и подчеркивая ритм. Голос его — голос митингового трибуна — то гремел так, что стекла звенели, то ворковал по-голубиному и журчал, как лесной ручеек. Протянув в театральном жесте громадные руки к оглушенным слушателям, он страстно предлагал им:

Хотите, буду от мяса бешеным

И, как небо, меняясь в тонах,

Хотите, стану невыразимо нежным, —

Не мужчина, а облако в штанах?..

В этих строчках виден характер Маяковского: он прежде всего гражданин, а не поэт. Он прежде всего трибун, активист митингов. Он актер. Его ранняя поэзия — соответственно, не описание, а призыв к действиям, не констатив, а перформатив. Не столько искусство, сколько реальная жизнь. Это относится, по крайней мере, к его общественным стихам. Они экспрессивны и метафоричны. Сам Маяковский признавался, что был впечатлен стихами Андрея Белого "В небеса запустил ананасом":

низким басом.

запустил ананасом.

И, дугу описав,

озаряя окрестность,

ананас ниспадал,

просияв, в неизвестность.

Но ведь есть и второй Маяковский, который писал, не впечатлившись ни Белым, ни революцией — он писал изнутри, отчаянно влюбленный, несчастный, усталый — не воитель Маяковский, а нежный рыцарь Маяковский, поклонник Лилички Брик. И поэзия этого второго Маяковского разительно отличается от первого. Стихи Владимира Маяковского полны пронзительной отчаянной нежности, а не здорового оптимизма. Они остры и печальны, в отличие от позитивной бодрости его советских стихотворных призывов.

Маяковский-воин провозглашал:

Читайте! Завидуйте! Я гражданин! Советского Союза!

Маяковский-рыцарь звенел кандалами и мечом, смутно напоминая теурга Блока, тонущего в своих лиловых мирах:

Смятением разбита разума ограда,

Я отчаянье громозжу, горящий лихорадочно...

Как уживались два таких разных человека в одном Маяковском? Это сложно представить и невозможно не представить. Не будь в нем этой внутренней борьбы, не было бы и такого гения.

Любовь

Эти два Маяковских уживались, наверное, потому что ими обоими руководила страсть: у одного это была страсть к Справедливости, а у второго — к роковой женщине.

Возможно, стоит разделить жизнь Владимира Маяковского на два главных периода: до и после Лилички Брик. Это случилось в 1915 году.

Она казалась мне монстром.

Так писал о ней известный поэт Андрей Вознесенский.

Но Маяковский любил такую. С хлыстом...

Он любил ее — роковую, сильную, "с хлыстом", а она говорила о нем, что, когда занималась любовью с Осей, то запирала Володю на кухне, а он "рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…"

Только такое сумасшествие, неимоверное, даже извращенное страдание могло породить такой силы стихотворные строчки:

Не надо этого, дорогая, хорошая, давай простимся сейчас!

Так они и жили втроем, и вечное страдание подстегивало поэта на новые гениальные строки. Помимо этого, было, конечно, и другое. Были поездки по Европе (1922-24) и по Америке (1925), в результате которой у поэта появилась дочь, но Лиличка всегда оставалась той самой, единственной, вплоть до 14 апреля 1930 года, когда, написав "Лиля, люби меня", поэт застрелился, оставив кольцо с выгравированным на нем ЛЮБ — Лилия Юрьевна Брик. Если вертеть кольцо, получалось вечное "люблюлюблюлюблю". Он застрелился наперекор собственным строкам, своему вечному признанию в любви, сделавшему его бессмертным:

И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать...

Творческое наследие

Творчество Владимира Маяковского не ограничивается его дуальным стихотворным наследием. Он оставил после себя лозунги, плакаты, пьесы, спектакли и сценарии к фильмам. Он фактически стоял у истоков рекламы — Маяковский сделал ее тем, чем она является сейчас. Маяковский придумал новый стихотворный размер — лесенка — хотя некоторые утверждают, что этот размер был порожден стремлением к деньгам: редакции платили за стихи построчно. Так или иначе, это был новаторский шаг в искусстве. Также Владимир Маяковский был актером. Он сам срежиссировал фильм "Барышня и хулиган" и сыграл там главную роль.

Однако в последние годы его преследовал неуспех. Его пьесы "Клоп" и "Баня" провалились, и он медленно впадал в депрессию. Адепт бодрости, силы духа, борьбы, он скандалил, ссорился и предавался отчаянью. А в начале апреля 1930 года журнала «Печать и революция» убрал из печати приветствие «Великому пролетарскому поэту», и поползли слухи: он исписался. Это было одним из последних ударов. Маяковский тяжело переживал неуспех.

Память

Именем Маяковского названы многие улицы России, а также станции метро. Есть станции метро "Маяковская" в Санкт-Петербурге и в Москве. Кроме того, его именем названы театры и кинотеатры. Одна из самых больших библиотек в Санкт-Петербурге также носит его имя. Также открытая в 1969 году малая планета была названа в его честь.

Биография Владимира Маяковского не закончилась после его смерти.

Маяковский В.В. - биография Маяковский В.В. - биография

Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930)
Маяковский В.В.
Биография
Родился 19 июля (по старому стилю - 7 июля) 1893 в селе Багдади недалеко от Кутаисси (Грузия), в семье лесничего. В 1901 - 1906 учился в классической гимназии в Кутаисси. В 1906, после смерти отца, Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву. Учился в пятой гимназии, в 1908 - в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911 - 1914 - в фигурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого был исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов. В 1908 вступил в РСДРП (б), занялся пропагандой, работал в нелегальной типографии, был трижды арестован. В 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, впоследствии называя это время началом стихотворной деятельности. 17 ноября 1912 впервые выступил с публичным чтением стихов в Петербургском кафе-кабаре "Бродячая собака". Первая публикация стихов состоялась в 1912, в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу". В 1912 - 1913 было опубликовано около 30 стихотворений. В декабре 1913 в театре "Луна-парк в Петербурге была поставлена трагедия "Владимир Маяковский", где он выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли. В 1913 состоялась первая работа в кино - сценарий фильма "Погоня за славой". В 1912 - 1913 в Петербурге познакомился с Блок и В. Хлебниковым, в 1914 - с Горький Максим , в 1915 - с И.Е. Репиным, с К.И. Чуковским. С 1915 по март 1919 жил в Петрограде.С октября 1915 по октябрь 1917 проходил военную службу чертежником в Петроградской автомобильной школе. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В ноябре 1918 в зале Театра музыкальной драмы (ныне Большой зал консерватории) была поставлена пьеса Маяковского "Мистерия-буфф" (режиссеры В.Э. Мейерхольд и Маяковский, художник К.С. Малевич). В 1919 вышло в свет первое собрание сочинений "Все сочиненное Владимиром Маяковским".
В марте 1919 переезжает в Москву, где работает в "Окнах РОСТА" (Российского телеграфного агентства) - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года было создано около 1100 "окон"), занимается промышленной и книжной графикой. Совершил множество поездок в США (в течение 3 месяцев в 1925), Германию, Францию, на Кубу. Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), а позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); в 1923 - 1925 редактировал журнал "ЛЕФ", а в 1927 - 1928 - "Новый ЛЕФ". Придя к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, в феврале 1930 вступил в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей), что вызвало осуждение со стороны его друзей. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой: ему упорно стали отказывать в выезде за границу, где должна была состояться встреча с той женщиной, с которой поэт намеревался связать свою жизнь. С апреля 1926 Маяковский жил преимущественно в Москве, в Гендриковом переулке (с 1935 - переулок Маяковского; с 1937 в доме находится Библиотека-музей Маяковского), 15/13, вместе с супругами Брик. Здесь бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский. 14 апреля 1930 Владимир Маяковский погиб, покончив жизнь самоубийством. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Во время поездки в США, Маяковский вступил в связь с американкой Элли Джонс, от которой у него осталась дочь Патриция, ставшая известной феминисткой, специалистом в области философии, социологии и семейной экономики, автором 15 книг (включая книгу "Маяковский на Манхэттене" (Mayakovsky in Manhattan) и преподавателем нью-йоркского колледжа Леман. Доктор наук Патриция Томпсон, утверждающая, что она унаследовала от отца бунтарский характер, считает себя "Маяковским в юбке". С 1990-х периодических приезжает в Россию.
По сведениям Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1973 года общий тираж книг В. Маяковского составлял 74 млн. 525 тыс.; его произведения были переведены на 56 языков народов СССР и на 42 иностранных языка.
Произведения Маяковского-художника: портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы, плакаты, книжная графика.
Работы в кино: сценарии к фильмам"Погоня за славой" (1913), "Барышня и хулиган" (по произведению "Учительница рабочих" Э. Д’Амичиса, 1918, снимался в главной роли), "Не для денег родившийся" (по "Мартину Идену" Дж. Лондона, 1918, снимался в главной роли), "Закованная фильмой" (1918, снимался в главной роли), "На фронт" (1920, агитфильм), "Дети" ("Трое", 1928), "Декабрюхов и Октябрюхов" (1928), "Слон и спичка" (1926 - 1927, не был поставлен), "Сердце кино" (1926 - 1927, не был поставлен), "Любовь Шкафолюбова" (1926 - 1927, не был поставлен), "Как поживаете?" (1926 - 1927, не был поставлен), "История одного нагана" (1926 - 1927, не был поставлен), "Товарищ Копытко" (1926 - 1927, не был поставлен; отдельные моменты были использовал в пьесе "Баня"), "Позабудь про камин" (1926 - 1927, не был поставлен; сценарий был переработан в комедию "Клоп").
Литературные произведения: стихотворения, поэмы, фельетоны, публицестические статьи, пьесы: "Владимир Маяковский" (1913, трагедия), "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914, статья), "Война объявлена" (июль 1914), "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914), "Облако в штанах"(1915 лирическая поэма), "Флейта-позвоночник" (1916, поэма), "Война и мир" (1916, отдельное издание - 1917, поэма), "Человек"(1916 - 1917, опубликована - 1918, поэма), "Мистерия-Буфф" (1918, 2-й вариант - 1921, пьеса), "Левый марш" (1918), "Хорошее отношение к лошадям" (1918), "150 000 000" (1919 - 1920, 1-е издание без имени автора, 1921, поэма), "Прозаседавшиеся" (1922), "Люблю" (1922), "Про это" (1923), "Владимир Ильич Ленин" (1924, поэма), "Париж" (1924 - 1925, цикл стихов), "Стихи об Америке" (1925 - 1926, цикл стихов), "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926), "Сергею Есенину" (1926), "Хорошо!" (1927, поэма), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928), "Помпадур" (1928), "Клоп" (1928, поставлена в 1929, пьеса), "Разговор с товарищем Лениным" (1929), "Стихи о советском паспорте" (1929), "Баня" (1929, поставлена в 1930, пьеса), "Во весь голос" (1930, поэма), стихи для детей, "Я сам" (автобиографическая повесть).
__________
Источники информации:
Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Энциклопедия "Москва", Энциклопедия российско-американских отношений, Энциклопедический словарь "Кино")
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Маяковский В.В. - биография" в других словарях:

    Владимир Владимирович (1894 1930) крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением… … Литературная энциклопедия

    Владимир Владимирович (1893 1930), русский поэт. В дореволюционном творчестве эксцентричная исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия Владимир Маяковский, 1914; поэмы Облако в штанах, 1915, Флейта позвоночник,… … Русская история

    Владимир Владимирович (1893 1930) Поэт, реформатор поэтического языка. В представлениях о том, что составляет основу поэтического языка, чем разговорный язык отличается от литературного и как речь переходит в язык, был близок к научным воззрениям … Энциклопедия культурологии

    Маяковский. Я это сделаю с совершенно спокойной совестью. Я за него вполне спокоен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Источник фамилии великого советского поэта затерялся на географической карте. Родоначальник Маяковского, скорее всего, был выходцем из селения по названию Маяк, или Маяки. Таких в старой России было несколько, больше всего на юге. (Ф). (Источник … Русские фамилии

    Название г. Багдати в 1940 90 … Большой Энциклопедический словарь

    Владимир Владимирович (1893 1930). Русский поэт футурист; известная фигура в мировой литературе. В молодости склонялся к анархизму и был арестован за революционную деятельность. Полностью поддержал Октябрьскую революцию и в значительной степени… … 1000 биографий

    МАЯКОВСКИЙ, название г. Багдати (см. БАГДАТИ) в 1940 90 … Энциклопедический словарь

    I Маяковский Владимир Владимирович , русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в… … Большая советская энциклопедия

    МАЯКОВСКИЙ - (Владимир Владимирович (1893 1930) рус. поэт; см. тж ВЛАДИМ, ВЛАДИМИР, ВОВА, ВОЛОДИМИР, ВЭ ВЭ) Детка! / <...> / Не бойся, / что снова, / в измены ненастье, / прильну я к тысячам хорошеньких лиц, / любящие Маяковского! / да ведь это ж… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Дата рождения: 19 июля 1893 года
Дата смерти: 14 апреля 1930 года
Место рождения: Багдати, Кутаисская губерния, Грузия

Владимир Владимирович Маяковский - популярный советский поэт, Маяковский В.В. - драматург, режиссер, журналист и художник родился в Багдади (Кутаисская губерния) 19 июля 1893 года. Его отец Владимир Константинович Маяковский был обычным лесничим, а его мать происходила из небогатого кубанского рода казаков. Она переехала в Кутаисскую губернию вместе с семьей.

В 1902 году началось обучение Маяковского в гимназии Кутаиси, он успел закончить четыре класса, после чего его отец умер и в 1906 году вся семья переезжает в Москву. Здесь Маяковский продолжил учиться в классической гимназии, он не сумел закончить ее, из-за нехватки денег семья не могла оплачивать его обучение. Возможно, это событие стало одной из причиной появления у Маяковского революционных идей. После исключения из гимназии он познакомился со студентами-бунтарями, а затем вступил в РСДРП.

Он был активистом марксистского движения и в 1908 он был впервые арестован. В течение следующего года он еще 2 раза попадал в тюрьму. В основном его обвиняли в связях с анархистами, работе на подпольных типографиях, он был также обвинен в организации побега из Новинской женской тюрьмы политических заключенных.

Каждый раз его отпускали из-за отсутствия улик и несовершеннолетнего возраста. В целом от отсидел 11 месяцев за этот период.

В тюрьме он и начал заниматься литературой. Именно в застенках он написал свои самые первые неуверенные стихи, которые позднее он сам считал очень плохими. Однако сохранилась его тетрадка с записями от руки, в которой содержаться его первые стихи, написанные в тюрьме. В 1910 году, после освобождения он занялся живописью.

Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления он начала публиковать свои стихи в различных альманахах. Из-за революционного и провокационного характера его стихов его опять исключают из училища, но он уже успел заразиться идеями футуризма. Вместе с группой соратников он отправился в путешествие по России, чтобы продвигать идеи футуризма. В этот момент его творчество уже становится полностью самостоятельным и самобытным.

Маяковский протестовал против участия России в Первой Мировой войне. В своем творчестве он старается обратить внимание общества на то, какой бессмысленной и жестокой является любая война. В 1915 году стала достоянием публики пьеса "Облако в штанах". Эта пьеса предрекала скорую революцию, которой суждено очистить общество.

Именно это произведение стало ключевым в развитии литератора Маяковского, который утвердился в необходимости немедленной революции. Он, конечно же, с восторгом встретил Октябрьскую революцию. Новая политика государства становится для него одной из самых важных линий в творчестве. Он выступает за коммунистические идеалы, порой слишком уж рьяно.

Даже Ленин не всегда с радостью отзывался о творчестве Маяковского, раскритиковал его поэму "150 000 000", которая показалась ему слишком "футуристичной". Справедливости ради стоит отметить, что вождь революции в целом относился с некоторым скепсисом к футуризму.

Маяковский активно работает не только как литератор, но и художник. В 1919 году он начал работать над серией агитационных плакатов. За 3 года он сумел нарисовать 1100 разных плакатов, которые отличались не только броской красочностью, но и лаконичностью сюжетов. Маяковский позиционировал себя как "поэта-рабочего", для которого кисть является инструментом.

С 1920 года он начинается работать над произведениями с пропагандой мировой революции. Теперь его футуризм становится более индивидуальным, он вступает в ЛЕФ вместе с Пастернаком, Третьяковым и Асеевым. Его творчество признают не только на родине. Во время выставки в Париже его плакаты и реклама для "Резинотреста", "Моссельпрома" и других предприятий были высоко оценены, он получил серебряную медаль и диплом.

В 1923 году сформировался его стиль стихосложения с характерной лесенкой, которую он использовал для упрощения восприятия стихотворения, считая, что одной лишь пунктуации недостаточно.

В этот период он активно работает в самых разных областях, пишет стихи для детей, агитационные и пропагандистские стихи, рисует плакаты, а также выступает в качестве корреспондента нескольких советских газет. Его путешествия в Европу использовались для накопления информации и последующего ее использования при создании стихов о буржуазии.

Он также выступал на сцене, читая свои стихи обывателям, он прекрасно понимал, что простому слушателю нужны и развлечения и искусно использовал приемы разговорного жанра для работы со зрителем, читал записки из зала, много импровизировал и шутил.

Ближе к 30-м годам он работает в жанре драматургии. Он написал свои лучшие пьесы именно в этот период. Это были "Клоп" и "Баня". Сатира на современную жизнь стала интересным для всех зрителей. В этих пьесах он использовал привычные художественные приемы: воскрешение, путешествия во времени. "Клоп" был несколько оппозиционным по отношению к власти, его начали критиковать. В этот период начался спад в его творчестве обусловленный не отсутствием идей или плохой производительностью.

Гнев правящей партии заставил многих его коллег отвернуться от него, он не сумел привлечь внимания общественности и к своей ретроспективной выставке "20 лет работы". Потом спектакль по пьесе "Баня" провалился и был обруган критиками, у него начались проблемы в личной жизнь, он тяжело болел. Вероятно, все эти напасти, обрушившиеся на него в один момент, стали для него невыносимой ношей. Он совершил самоубийство 14 апреля 1930 года.

На этом гонения Маяковского не закончились. После его смерти цензура ставит всего творчество под запрет. В течение шести лет его наследие стараются скрыть, но после ходатайства Лили Брик Сталин лично снял этот запрет. Посмертно он получил еще большее признание. Маяковский был художником-передовиком, авангардистом и носителем идей футуризма, он не только был одним из лучших мастеров своего времени в плане реализации своих идей в творчестве, он также был самым успешным с точки зрения продвижения этих идей в общество.

Он стал светочем свободы и тяги к экспериментам в творчестве для многих художников и литераторов СССР. Он был вестником революции, который был признан интернационально, в Японии, Германии, Англии и других странах.

Важные вехи жизни Владимира Маяковского:

Родился в Багдади в 1893
- Поступил в гимназию Кутаиси в 1902
- Переехал в Москву после смерти отца и поступил в гимназию в 1906
- Вступил в РСДРП (б) в 1907
- Был исключен из гимназии и арестован за работу в подпольной типографии в 1908
- Начал обучение в училище живописи, ваяния и зодчества в 1911
- Публикация сборника стихов "Я!" и постановка "Владимира Маяковского" в "Луна-парке" в 1913
- Публикация поэм "Человек", "Война и Мир", знакомство с Сергеем Есениным в 1916
- Знакомство с Лениным и начало творческой работы с советской властью в 1917
- Спектакль "Мистерия-буфф" и написание первого сценария к кинофильму "Не для денег родившийся" в 1918
- Публикация сборника "Все сочиненное Владимиром Маяковским" в 1919
- Публикация футуристической поэмы "150 000 000" в 1921
- Презентация поэмы "Владимир Ильич Ленин" в 1924
- Путешествие в США, Мексику и Европу в 1925
- Постановка "Клопа" и начало гонений со стороны властей и прессы в 1929
- Провал спектакля "Баня" и усиление давления со стороны критиков и власти в 1930
- Самоубийство поэта 4 апреля 1930

Занимательные факты из биографии Владимира Маяковского:

Многие коллеги считали "лесенку" Маяковского своеобразным мошенничеством из-за построчного принципа оплаты за стихотворения
- Отец поэта умер из-за заражения крови после укола иглой, а потому Маяковский на всю жизнь сохранил панический страх перед микробами и постоянно мыл руки
- Поэт был очень азартным игроком и посетил немало казино во время поездок в Европу
- Есть версии, что он покончил свою жизнь самоубийством из-за крайне неудачной игры в русскую рулетку
- Он проиграл свой первый гонорар за сборник стихов в бильярд.

В ладимир Маяковский не сразу начал писать стихи - сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» - Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский - еще ребенком - впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных» .

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец - от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было» . В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами - «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, - отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи - сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже - с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы - «Пощечина общественному вкусу».

У Давида - гнев обогнавшего современников мастера, у меня - пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Футуристы выступали на собраниях - читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи - и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
<...>
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Поэт-футурист Петр Незнамов

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: subscribe.ru

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом - начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники - Казимир Малевич , Давид Бурлюк, Илья Машков и другие - рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик . Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» - оба в главных ролях.

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд , а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер» . «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты - их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь - Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Актриса Вероника Полонская

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие - критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили - до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Поэтесса Ольга Берггольц

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо» .

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.