Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный правовед". Образовательная программа дополнительного образования детей "Юные правоведы" (адаптированная) Программы дополнительного образования по обществознанию юный правовед

  • 19.10.2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципальное образование Плавский район «Плавская СОШ №2» «Рассмотрено» на заседании МО дополнительного образования _____ /______________/ Протокол №____от «___»____________2011 г. «Согласовано» Руководителем МО дополнительного образования _____ /________________/ ФИО «___»______________2011 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2» _____ /______________/ Приказ №____от «___»_____________2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА дополнительного образования Булюк Ольги Борисовны программа социально - педагогической направленности «Юный правовед» Уровень реализации: начальное образование Возраст: 7-11 лет Срок реализации: 4 года г. Плавск 2011г. Содержание: 1. Пояснительная записка. ………………………………………………………..….1- 3      Цели и задачи программы……………………………………………………… Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися……………………………………………………… Основные формы проведения занятий и формы контроля …..................... Критерии оценки эффективности программы………………………………. Ожидаемые результаты………………………………………………………… 2. Учебно – тематический план 1 года обучения……………………………………..4- 5  Содержание программы 1 года обучения………………………………………  Ожидаемые результаты…………………………………………………………. 3. Учебно – тематический план 2 года обучения……………………………………. 6- 7  Содержание программы 2 года обучения………………………………………  Ожидаемые результаты…………………………………………………………. 4. Учебно – тематический план 3 года обучения…………………………………… 8- 10  Содержание программы 3 года обучения……………………………….........  Ожидаемые результаты………………………………………………………… 5. Учебно – тематический план 4 года обучения…………………………………..11- 13  Содержание программы 4 года обучения…………………………………….  Ожидаемые результаты……………………………………………………….. 6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…...14- 15 7. Сценарии к правовым играм и мини – спектаклям……………………………………. 8. Список литературы……………………………………………………………………16 2 Пояснительная записка Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования на основе письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся. Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях. Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе. Актуальность дополнительной образовательной программы «Юный правовед» состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона. Цели: - формирование правовой культуры у младшего школьника; - формирование элементарных представлений об обществе в целом; Задачи: - помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии; - воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине; - расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение; - научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия; - сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях; - создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли. Дополнительная образовательная программа «Юный правовед» рассчитана на детей 7- 11 лет, срок обучения 4 года. 3 Необходимо отметить, что каждая подпрограмма является логически оформленной, завершённой и самостоятельной:  Пропедевтика первого курса для детей 7-8 лет(1 класс) «Маленький гражданин», рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 36 часов в год.  Программа 2-4 курсов для детей 9-11 лет «Азбука граждановедения», рассчитана на 1 час в неделю, что составляет по 36 часов в год. В первый год обучения формируются основные и индивидуальнопсихологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности. Особенности психофизического развития начинается в том. Что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества. Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания. Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе. Гражданско-правовое образование в младшем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д. У младших школьников необходимо сформировать представление о человек, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности. Возраст от 7 до 11 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие. 4 Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:  Словесный метод (беседа, лекция, чтение, рассказ);  Метод социальных проектов;  Практическая работа (решение правовых задач, работа с документами, просмотр видеофильмов, экскурсии);  Игры (дидактические, ролевые с фрагментами кукольного спектакля, развивающие, познавательные);  Проблемно - поисковый метод (создание и решение проблемных ситуаций);  Самостоятельная работа (выполнение задач по праву);  Метод контроля (тесты, викторины ит.д.). Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе. Основные формы проведения занятий:                   Практические занятия; Наблюдение; Беседа; Экскурсия; Общение с представителями различных профессий; Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; Сюжетно- ролевые игры; Дискуссии; Подготовка сообщений по проблеме; Викторины; Кукольные мини - спектакли; Тесты; Творческие работы (рисование); Массовые мероприятия. Формы контроля: Диагностическая игра; Контрольное занятие; Проверочная работа; Психологический тест. 5 При выборе формы проведения занятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся каждой возрастной группы. Оценка эффективности программы включает следующие критерии: 1. Качество знаний, умений и навыков характеризуется следующими показателями: - глубиной знаний правовых понятий; - прочность овладения правовыми умениями. 2. Положительная мотивация к занятиям включает такие показатели как заинтересованность и самостоятельность обучающихся в деятельности творческого правового объединения. 3. Положительная эмоциональная настроенность включает такие показатели, как: - характер взаимоотношений друг с другом и педагогом; - характер настроения на занятиях. 4. Интеллектуальный и личностный рост включает такие показатели, как: - сформированность качеств: любознательность, информированность; - ценностные отношения к нормам морали и права. Ожидаемые результаты После прохождению курса программы обучающиеся должны:  Понимать современное общество и роль человека в его развитии;  Уважительно относиться к законам, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине;  Иметь широкий кругозор;  Уметь оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;  Уметь применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;  Осознавать свою принадлежность к различным социальным группам (семья, класс, школа) и свои социальные роли. 6 Учебно - тематический план 1 года обучения. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Необычное путешествие на волшебном экспрессе на станцию «Мы с вами знакомы?» Моя малая родина. Я гражданин. Правила поведения для воспитанных детей. Мои права с рождения. Зачем нужно имя? Мои обязанности дома и в школе. Добро и зло. Мои близкие. Мои друзья. Добрая дорога детства. Мы- хозяева нашей природы. Итоговое занятие. Экскурсия в природу. Итого: Всего К-во часов часов теория 1 0,25 К-во часов практика 0,75 4 1 3 4 1 3 4 1 3 3 1 2 4 3 2 4 3 2 2 36 1 1 1 1 1 9,25 3 2 1 3 2 2 2 26,75 7 Содержание программы 1 года обучения 1.Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/б и ОТ. Практика: необычное путешествие на волшебном экспрессе на станцию «Мы с вами знакомы?» Цель: способствовать осознанию детьми своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с рождения. 2.Моя малая родина. Я- гражданин. Практика: творческая работа «Родина» (рисование), чтение стихов о родине. Цель: способствовать становлению активной гражданской позиции детей, воспитанию человека- гражданина- хозяина родной земли. 3.Правила поведения для воспитанных детей (в школе, дома, в гостях, у врача). Практика: ролевые игры с фрагментами кукольного театра. Цель: способствовать освоению детьми элементарных правил поведения в школе, дома, в гостях, у врача. 4.Мои права с рождения. Право на жизнь. Практика: игра «мои права». Творческая работа (рисование). Игра «Что означают наши имена». Цель: познакомить обучающихся с их правами, показать какое значение имеет для человека имя. 5.Мои обязанности дома и в школе. Практика: ролевые игры с фрагментами кукольного театра. Цель: показать обучающимся, что у них кроме прав, есть и обязанности, способствовать формированию привычки добровольной дисциплины. 6.Добро и зло. Практика: сказка о добре и зле. Инсценировка сказок с фрагментами кукольного театра. Словарь вежливых слов. Игра «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть». Цель: способствовать формированию в сознании обучающегося на основе определённой последовательности поступков элементарного представления о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. 7.Мои близкие. Практика: разминка «Мои родные». Индивидуальные рассказы о семье. Творческая работа «Моя семья»(рисование), проект «Моя родословная». Цель: обеспечить усвоение обучающимися того, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, взаимопонимание, уважение друг к другу и забота друг о друге. 8.Мои друзья. Практика: разминка «Верёвочка». Творческая работа»Наш класс»(рисование), «Дружба начинается с улыбки». Цель: способствовать формированию гуманных отношений школьников, то есть отношений дружбы, уважения друг к другу, взаимной помощи, заботе друг о друге. 8 9.Добрая дорога детства. Практика: сказка о правилах дорожного движения (ПДД). Загадки. Ролевая игра «Мы- пешеходы». Творческая работа (рисунки по безопасности дорожного движения). Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка. 10.Мы хозяева нашей природы. Практика: игра по станциям. Цель: научить познавать окружающий мир, любить и беречь природу. 11.Итоговое занятие: игра «Звёздный час». Ожидаемые результаты В конце 1 года обучения обучающие должны знать:  Понятия «Родина», «малая родина», «добро и зло», «гражданин»;  Элементарные правила поведения в общественных местах;  Права и обязанности гражданина РФ;  Правила дорожного движения. Должны уметь:  Соблюдать правила поведения в общественных местах, школе. Дома, в гостях, у врача;  Ценить дружбу;  Беречь и любить природу;  Соблюдать правила дорожного движения. 9 Учебно - тематический план 2 года обучения № Тема 1. Вводное занятие. вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Необычное путешествие на волшебном экспрессе в «правоведение». Моя малая родина. Я - гражданин. Моё поведение (дома, на улице, в школе). Главные вопросы, важные ответы (Всеобщая Декларация прав человек). Мировая детская конституция. Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым? Конституция РФ. Я и мои родные. Я и одноклассники. Я и друзья. Знание ПДД: нужно знать тебе и мне. Планета Земля - наш дом. Итоговое занятие. Игра путешествие. Экскурсия. Итого: 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 14. Всего часов 1 К-во часов теория 0,25 К-во часов практика 0,75 3 2 1 1 2 1 2 1 1 6 3 2 1 4 2 2 3 3 3 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 - 2 2 2 36 12,25 2 23,75 10 Содержание программы 2 года обучения 1.Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с Уставом МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ №2» и планом работы на год. Практика: необычное путешествие на волшебном экспрессе в «Правоведение». Цель: познакомить обучающихся с процессом игры в «Правоведение». 2.Моя малая родина. Я гражданин. Практика: Творческая работа (чтение стихотворений местных авторов из местной газеты, игра в слова). Игра «Кто я, как я выгляжу». 3.Моё поведение (дома, на улице, в школе). Практика: игра «Остров непослушания». Анализ рассказа И.Дика «Красные яблоки». Цель: способствовать усвоению основных правил поведения дома, на улице, в школе. 4.Главные вопросы, важные ответы (Всеобщая Декларация прав человека). Практика: игра «Наши права» (изучение прав с использованием фрагментов кукольного театра). Анализ книги Е.С. Сабельника «Наши права» Цель: обеспечить усвоение основных прав человека, содержащихся во всеобщей Декларации прав человека. 5.Мировая детская конституция (Конвенция ООН о правах ребёнка). Практика: игра «Мои права». Творческая работа. Цель: обеспечить усвоение основных прав и обязанностей ребёнка, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребёнка. 6.Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым? Практика: игра «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть». Инсценировка. Путешествие по сказкам. Цель: обеспечить усвоение обучающимися. Что добро сильнее зла. 7.Конституция РФ. Практика: применение Конституции РФ к сказкам. Игра «Какие права нарушали герои сказок по отношению к другим героям». Цель: обеспечить усвоение основных прав и свобод гражданина РФ, содержащихся во 2 главе Конституции РФ. 8.Я и мои родные. Практика: разминка «Мои родные». Анализ стихотворения А. Усачева «Об удивительном гноме» Цель: создать условия для осознания, что семья - это люди, связанные между собой чувством «Мы» и ответственностью друг за друга. 9. Я и мои одноклассники. Практика: разминка «Верёвочка». Творческая работа «Наш класс» (рисование). Цель: способствовать проявлению дружеских чувств в классе. 11 10.Я и мои друзья. Практика: игры «Робинзоны», «Козы и волки». Цель: создать ситуацию, направленную на понимание целей дружбы, умение доверять людям. 11.Знание ПДД: нужно знать тебе и мне. Практика: театрализованное представление. Сказка о правилах дорожного движения. Тесты. Цель: обеспечить усвоение обучающимися правил безопасного дорожного движения. 12.Планета Земля - наш дом. Практика: экологический мини- спектакль «Загрязнение планеты». Дискуссия «Карусель»: «Как ты бережёшь природу». Цель: способствовать формированию знаний и умений бережного отношение к природе. 13.Итоговое занятие. Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе. 14.Экскурси в природу. Цель: ознакомление с окружающим миром, беседа о бережном отношении к природе и её богатствам. Ожидаемые результаты В конце 2 года обучения должны знать:  Понятия: «гражданин», «Родина», «гражданство», «Конституция», «Декларация», «Конвенция», «добро и зло»;  Правила дорожного движения;  Права и обязанности гражданина РФ. Должны уметь:  Оценивать свои поступки и их возможные последствия;  Защищать свои прав;  Принимать решения в различных ситуациях;  Ценить дружбу;  Беречь природу. 12 Учебно - тематический план 3 года обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. тема Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с планом работы на год. Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме. На приёме у госпожи Конвенции. Кто я? Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье. Принятие решения в семье. Конфликтная ситуация в семье. «Мост доверия» Как научиться не ссориться, жить дружно. Наука не обижать людей. Наш класс. Мы договариваемся. Настроение другого человека. Я – ты – мы. Берегите землю! Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения. Итоговое занятие. Всего часов 1 К-во часов теория 0,25 К-во часов практика 0,75 4 1 3 4 3 3 1 1 2 3 2 1 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 2 3 1 0,25 0,25 1 1 2 0,75 0,75 1 2 2 36 12,75 2 22,25 итого Содержание программы 3 года обучения 1.Водное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Практика: игра - путешествие в знания правоведения. Цель: проверить знания обучающихся, полученные на 2 году обучения. 2.Что такое право? В гостях у мадам Декларации на приёме. Практика: путешествие в страну прав. « По праву хочу всё знать!». Правовая ассамблея сказочных героев. Викторина «Ваши права». Цель: способствовать расширению знаний статей Всеобщей Декларации прав человека. 13 3.На приёме у госпожи Конвенции. Практика: инсценировка статей. Информационно- познавательные занятия со спортивными элементами. Цель: способствовать расширению знаний статей Конвенции ООН о правах ребёнка. 4.Кто я? Практика: игра «Кто я?» Цель: способствовать формированию понимания ребёнком своей социальной роли в семье и обществе. 5.друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье. Практика: психологический тест. Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что основой семьи и дружеских отношений является любовь, доверие, уважение и взаимопонимание. 6.Принятие решений в семье. Практика: анализ истории «Как мы боролись с тройками», «Наша собака». Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно». Цель: способствовать формированию умений анализировать вместе с родителями семейные проблемы и принимать решения. 7.Конфликтные ситуации в семье. Практика: дискуссия «Микрофон». Цели: обеспечить усвоение детьми понятий, которые приводят к конфликтным ситуациям. 8. «Мост доверия» Цель: обеспечить усвоение детьми нравственных понятий, которые служат «мостом доверия» в человеческих отношениях. 9.Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей. Практика: конкурсы, игры. Цель: способствовать пониманию обучающимися. Что от их поступков и поведения в целом зависит настроение, состояние здоровья близких им людей. 10.Наш класс. Мы договариваемся. Практика: разминка «Верёвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками. Цель: способствовать укреплению чувства «мы» в классе, приблизить к пониманию смысла общественного договора, на основе этого выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе. 11.Настроение другого человека. Практика: творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?» Цель: содействовать осмыслению того, что залогом дружеских отношений является умение контролировать своё настроение и учитывать настроение друзей. 14 12.Я – ты - мы. Практика: разминка «Угадай-ка». Загадки о человеке. Работа с понятием «человек». Цель: способствовать закреплению понятия «индивидуальность» и главного вывода. Что моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям. 13.Берегите Землю! Практика: творческая работа «Цветы в рисунках». Викторина. Загадки. Играпутешествие «Встреча на полянке». Цель: научить познавать окружающий мир и бережно относиться к природе. 14.Серьёзный разговор о безопасности дорожного движения. Практика: викторины «Я и ПДД», «Правила твои друзья! Забывать друзей нельзя!». Эстафета «Дисциплинированные пешеходы» Цель: обеспечить усвоение обучающимися ПДД, так как это является главным условием безопасности ребёнка. 15.Итоговое занятие: «Правовой турнир» Ожидаемые результаты К концу 3 года обучения должны знать:  Понятия «Декларация», «Конвенция», «добро и зло», «человек», «личность»;  Свои социальные роли;  Права и обязанности;  Правила дорожного движения. Должны уметь:  Оценивать свои поступки, прогнозировать их возможные последствия;  Защищать свои права при участии родителей;  Принимать несложные решения в различных ситуациях;  Ценить дружбу;  Беречь природу. 15 Учебно - тематический план 4 года обучения. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тема Вводное занятие. Вводный инструктаж по Т/Б и ОТ. Знакомство с планом работы на год. Гражданин и его права. Гражданин- это личность Гражданин и общество. Жизнь даётся один раз. Правонарушения. Гражданин и гражданство. Обобщающие занятия. Всего часов 2 К-во часов теория 1 К-во часов практика 1 7 4 6 4 4 5 4 36 4 1 2 2 3 3 16 3 3 4 2 1 2 4 20 итого Содержание программы 4 года обучения 1.Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б и ОТ. Практика: диагностическая игра «Я и общество» Цель: выявить отношение обучающихся к нормам морали и права, изучаемых в программе. 2.Гражданин и его права. 1. Понятия «гражданин» и «обыватель» Практика: диагностическая игра «Кто такой гражданин?» Цель: определение какими качествами должен обладать гражданин. 2. Поведение человека в рамках закона. Практика: дискуссия «Карусель»: «По каким причинам люди совершают необдуманные поступки». Цель: помочь обучающимся разобраться. К чему могут привести необдуманные поступки, и какую роль в поведении человека играют его ум, воля, характер. 3. Конвенция ООН о правах ребёнка. Всеобщая Декларация прав человека. Практика: диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку» Цели: обеспечить усвоение прав ребёнка на основе образного и ассоциативного мышления; оценка поступков сказочных героев в соответствии со статьями Конвенции(с использованием кукол); проверить уровень знаний обучающихся некоторых статей Конвенции. 16 4. Первый документ человека. Практика: творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив. Цель: помочь обучающимся разобраться и определить, что такое прав ребёнка, зачем ребёнку нужно свидетельство о рождении. 5. Право на имя. Практика: ребусы, загадки, связанные с именами людей. Цель: способствовать осознанию важности выбираемого имени родителями для своего ребёнка и значимости имени. 3.Гражданин- это личность 1. Достоинства и недостатки. Практика: игра «Кто я?». Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель» Цели: способствовать формированию у обучающихся понятия «личность»; умения объективно оценивать недостатки и достоинства человека. 2. Добро и зло. Сказка о добре и зле. Зачем быть добрым? Практика: анализ картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне» .Дискуссия «Карусель»: «Злые и добрые поступки». Цель: обеспечить усвоение обучающимися, что добро сильнее зла. 4.Гражданин и общество. 1. Что такое общество? Что такое нация? Практика: дискуссия «Карусель»: «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?» Цели: обеспечить понимание влияния общественных процессов и явлений на человека; понимание принятия и выполнения законов на основе собственного законотворчества. 2. Моя семья. Практика: знакомство с семейным кодексом. Семья и закон. Разминка «Мои родные»- составление генеалогического дерева. Цели: формировать понятие о складывании семейного бюджета; расширить знания о родственниках и членах своей семьи. 3. Моя школа. Практика: школа глазами детей. Ролевая игра «Если бы был директором…». Диспут «Права ребёнка в школе» Цели: способствовать пониманию сложности управления школой и выявить детские проблемы в школе; познакомить с правами обучающихся в школе и методами защиты прав ребёнка в школе. 4. Мои друзья. Практика: игра «Крушение корабля» Цель: создание ситуации, способствующей познанию цены дружбы. 5.Жизньдаётся один раз. Практика: конкурс на составление словесного портрета курильщика, пьяницы, наркомана, спортсмена. 17 Цели: показать, что вредные привычки сокращают жизнь; определить, какие качества человека приближают его к вредным привычка, а какие отдаляют, и почему? 6.Правонарушения. 1. Причины и виды правонарушений. Практика: анализ стихотворения А.Барто «О дурном родительском примере» Игра «Юридическая консультация» Цели: обеспечить усвоение обучающимися влияния отрицательного поведения родителей на воспитание детей; способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях с применением юридических знаний(занятия проводятся с элементами кукольного театра). 2. Что такое ответственность и наказание. Практика: тесты: «Ваше чувство ответственности», «Ваше чувство справедливости». Цели: обеспечить усвоении понятий ответственности, наказания на конкретных примерах. 7.Гражданин и государство 1.Власть и государство. Практика: практическая работа «Познай людей и самого себя». Игра «Если бы я был президентом…» Цель: способствовать формированию умения самостоятельно принимать решение по общественным проблемам. 2. Что должно защищать государство? Практика: ролевая игра «Нуждается ли человек в защите?». Практическая работа «Познай людей и самого себя» Цель: способствовать формированию понимания механизма защиты прав человека. 3. Что такое федерация? Практика: знакомство с фантастической страной по рассказу Е.С.Римара «Кость и хлеб». Цель: способствовать формированию у обучающихся умения найти выход из трудного положения для народа фантастической страны. 4.Гимн. Герб. Флаг. Практика: конкурс на лучший эскиз герба г. Плавска. Цель: обеспечить понимание значимости государственной символики. 8.Обобщающие занятия. 1. Итоговое занятие Игра «Звёздный час» по теме «Наши права» 2. Знакомство с работниками КДН при Плавском РОВД. 3. Экскурсия в центр «Доверие». 18 Ожидаемые результаты Обучающиеся к концу 4 года обучения должны знать:  Основные понятия: гражданин, закон, правопорядок, личность;  Права ребёнка;  Защита закона;  Суд, прокуратура;  Президент. Должны уметь:  Работать с документами;  Осознанно пересказывать некоторые статьи Конвенции и Декларации;  Давать оценку поступкам с позиции права; объяснять основные правовые понятия. 19 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Юный правовед" Диагностический и контрольный материал: 1.Диагностическая игра по станциям "Мы с вами знакомы". 2.Тест-рисунок "Моя Родина". 3.Тест - рисунок "Я и моя семья". 4.Тест - рисунок "Наш класс". 5.Диагностическая игра-путешествие на волшебном экспрессе в "Правоведение". 6.Контрольное занятие - "Игра - путешествие по станциям на волшебном экспрессе". 7.Психологический тест "Взаимоотношения в семье ". 8.Контрольное занятие - правовой турнир(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы). 9.Диагностическая игра " Я и объединение". 10.Диагностическая игра "Кто такой гражданин". 11.Контрольное занятие "Звездный час "Наши права"". 12.Диагностический тест "Юный правовед". 13.Диагностический тест "Что я знаю о законе "Об образовании"? 14.Контрольный тест "Я и власть". 15.Итоговое проверочное задание "Если бы президентом был я, то провел бы следующие реформы...". 16.Диагностический тест "Сможешь ли ты устоять...?” 17.Контрольное занятие "Правовой турнир"(тест, правовые задачи, карточки с вопросами, конкурсы). 20 Сценарии к правовым играм и мини - спектаклям 1. Кукольная постановка к теме "Правила поведения для воспитанных детей" (в школе, у врача, в гостях). 2.Игры: "Мои права", "Что означают наши имена". 3.Сказки о добре и зле. Инсценировка сказок с фрагментами кукольного театра. 4.Игра "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть". 5.Словарь вежливых слов. 6.Игра "Веревочка" с целью познания общего и индивидуального в человеке. 7.Сказка о правилах дорожного движения. Загадки. 8.Ролевая игра "Мы - пешеходы". 9.Игра "Кто я,как выгляжу". 10.Игра "Остров непослушания" 11.Игра "Наши права" (изучение прав с использованием фрагментов кукольного театра) 12. Игра "Мои права". 13. Игра "Что означают наши имена" 14. Игра "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть". 15. Инсценировка. Путешествие по сказкам. 16. Игра "Какие права нарушили герои сказок по отношению к другим героям?" 17. Игра "Робинзоны", "Козы и волки". Сказка о правилах дорожного движения (фрагменты кукольного театра). 18. Тесты. 19. Экологический мини-спектакль "Загрязнение планеты". 21 Список литературы: 1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2002. 2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2000. 3. Закон " Об образовании" 4. Изучаем свои права.1-4 классы: Внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград: учитель, 2007. 5. Изучение правил дорожного движения: сценарии, театрализованных занятий /Авт.-сост. Е.А.Гальцова. Волгоград, учитель,2007. 6. Конституция РФ. 7. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001. 8. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., о соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ: Доклад. 2000. СПб.: образование культура, 2001. 9. Лебев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад. М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2003. 10. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2002. 11. Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение" Соколова Я.В. М.,1998. 12. Никитина А.Ф. Право и политика. М.Ростовцева 13. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов /Сост.: Департамент образования Тульской области. Тула, 2001. 14. Ростовцева Л.И. Истории о потребностях и его правах. Тула: Пересвет,2001. 15. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2002. 16. Семина Л.И Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. И.: Бонфи, 2002. 17. Соколов Я.В. Граждановедение. М.:НВЦ "Гражданин", 2002. 18. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2002. 19. Фришмах И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. 20. Чепурных Е.Е., Бухман Е.В. Новая модель организации работы органом местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. СПб.: Образование-культура, 2001. 21. Шумелрва В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожного – транспортного травматизма в начальной и средней школе. Волгоград: Учитель, 2007. 22

ГБОУ города Москвы СОШ № 354 имени Д.М. Карбышева Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социально-экономических дисциплин от «29» августа 2014г., протокол № 1 Кружок юного правоведа Программа работы кружка "Юный правовед" для учащихся 8-10 классов на 2014-2014 уч. год (68 часов, 2 часа в неделю) Учитель: Нийноя В.Ю. Обоснование В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате работы кружка "Юный правовед" воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. Программа предназначена для учащихся 8-10 классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Основными целями данного курса являются: 1. Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека. 2. Формирование правовой компетентности учащихся 3. Создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества. 4. Развитие у учащихся гражданственности. 5. Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач: 1. Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений. 2. Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций. 3. Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся. 4. Усвоение знаний об основных отраслях права. 5. Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека. Учащиеся приобретают следующие конкретные умения: 1. Поиска информации по заданному юридическому вопросу. 2.Выделять противоречия, лежащие в юридической области. 3. Самостоятельной работы с юридическими документами. 4. Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы. 5. Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях. 6. Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни. Перечисленные умения формируются на основе знаний о: Конституционном праве, Гражданском праве, Административном праве, Трудовом праве, Семейном праве, Уголовном праве, Избирательном праве, Налоговом праве, Международном гуманитарном праве. Учебный план кружка № 1. Содержание занятий Всего часов Форма работы Конституционное право. 12 Работа с источниками Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. 2. Конституции в России. Дискуссия 3. Общая характеристика конституции РФ. Дискуссия 4. Основы конституционного строя. Дискуссия Гражданство в РФ. Дискуссия. Деловая игра 6. Федеративное устройство. Дискуссия 7. Президент РФ. Дебаты 8. Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. «Мозговой штурм» 9. Законотворческий процесс в РФ. «Мозговой штурм» 10. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. Дискуссия 1112. Местное самоуправление. Дискуссия 5. Права человека. 11 «Мозговой штурм» 13. Права и свободы человека и гражданина. 14. Международные договоры о правах человека. «Мозговой штурм» 15. Гражданские права. Дискуссия 16. Политические права. Дискуссия 17. Экономические, социальные и культурные права. Дискуссия 18. Право на благоприятную окружающую среду. «Мозговой штурм» 19. Права ребенка. «Мозговой штурм» 20. Нарушения прав человека. «Мозговой штурм» 21. Защита прав человека в мирное время. Дискуссия 2223. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Дискуссия 2425. Избирательное право. Избирательный процесс. Гражданское право. 1 Дискуссия 8 Дискуссия 26. Понятие и источники гражданского права 27. Обязательственное право. Дискуссия 28. Наследование. Страхование. Дискуссия 29. Право собственности. Дискуссия 30. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. «Мозговой штурм» 31. Юридические лица. Виды предприятий. «Мозговой штурм» 3233. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. Дискуссия Законодательство о налогах. 6 Дискуссия 34. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. 35. Виды налогов. «Мозговой штурм» 36. Налогообложение юридических лиц. «Мозговой штурм» 37. Налоги с физических лиц. «Мозговой штурм» 3839. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Семейное право. «Мозговой штурм» 5 Дискуссия 40. Понятие и источники семейного права. 41. Брак, условия его заключения. Дискуссия 42. Права и обязанности супругов. «Мозговой штурм» 4344. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) «Мозговой штурм» Трудовое право. 6 Дискуссия 45. Понятие и источники трудового права. 46. Коллективный договор. Трудовой договор. Дискуссия 47. Рабочее время и время отдыха. Дискуссия 48. Оплата труда. Охрана труда. Дискуссия 4950. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Административное право. 51. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Дискуссия 3 Дискуссия 5253. «Мозговой штурм» Административные наказания. Уголовное право. 8 Дискуссия 54. Понятие и источники уголовного права. 55. Преступление. Дискуссия 56. “Новые” преступления. «Мозговой штурм» 57. Уголовная ответственность. Дискуссия 58. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание. Дискуссия 59. Уголовная ответственность несовершеннолетних. «Мозговой штурм» 6061. Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура. Дискуссия 62. Итоговое занятие. Защита презентаций. 2 Научно-практическая конференция 6368. Резерв. 6 Работа с источниками Литература 1. Всеобщая декларация прав человека. 2. Гражданский кодекс РФ. 3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. 4. Избирательное право в РФ. 5. Кодекс об административных правонарушениях. 6. Конвенция о правах ребенка. 7. Конституция РФ. 8. Международный пакт о гражданских и политических правах. 9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 10. Семейный кодекс РФ. 11. Трудовой кодекс РФ. 12. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 13. Уголовный кодекс РФ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа - лицей №9»

Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Рассмотрена и принята

на заседании МО

Протокол №1

от « 22 » 08 2016г.

Руководитель МО

Т.В. Косарева

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

Н.В. Попкова

Утверждаю

Приказ

от 28.08.2017г. №__ 292 _

Директор школы

Ю.Е. Соловей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

для обучающихся 8-10 классов

«Юный правовед»

предмет, класс

_____ Анохина Екатерина Гавриловна, высшая категория __________

Ф.И.О. учителя, квалификационная категория

Количество недель: 34

Количество часов

всего: 35 часов

в неделю: 1 час

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Права ребенка» Анохиной Е.Г., Ялта, 2010.

Ялта

2017

Одним из важнейших элементов системы семейных правоотношений является защита прав детей. Конвенция ООН о защите прав детей 1989 года стала первым в истории человечества международным документом, который касается детей и содержит такой широкий каталог прав.

Сокращенный каталог прав выглядит таким образом:

право на жизнь, выживание и свободное развитие;

право на фамилию и имя;

право на приобретение гражданства;

право знать своих родителей и пользоваться их заботой;

право не расставаться с родителем вопреки их желанию;

право поддерживать контакты с обоими родителями;

право на воссоединение с семьей, которая находится в другой стране;

право свободно покидать любое государство и возвращаться в свою страну;

право на защиту в случаи незаконного перемещения и возврата из-за границы;

право свободно выражать свои мысли по всем вопросам;

право на информацию, способствующую благосостоянию ребенка;

право на пользование услугами системы здравоохранения;

право пользоваться благами социального обеспечения;

право на образование;

право на отдых и развлечения;

право на защиту от экономической эксплуатации;

право на защиту от незаконного злоупотребления наркотическими средствами;

психотропными веществами;

от всех форм сексуальной эксплуатации;

право на гуманное обращение;

право на защиту от незаконного и пожизненного лишения свободы для детей, которые находятся в конфликте с законом.

Конвенция о правах ребенка, которая защищает права детей всех государств, является обязательной для выполнения государствами, которые её ратифицировали. В соответствии с Конвенцией ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Но не каждый ребенок, к сожалению, знает и может реализовать свои законные права.

Принятая Кабинетом Министров Совета Европы Рекомендация R (85)7 от 14 мая 1985 года призвала государства, входящие или желающие вступить в Совет Европы, всячески способствовать преподаванию и усвоению прав человека в школах, учитывая особенности национальной системы образования и содержание базовых законодательных актов.

В настоящее время правовое образование является одним из важнейших направлений в развитии личности, становлении гражданского общества и демократического правового государства. Правовое образование направлено на формирование знаний, навыков, ценностных ориентаций, необходимых для эффективного социального функционирования, реализации жизненных целей и задач.

Внедрение системы преподавания прав человека создает возможность активного гражданского воспитания и образования, формирования правовой культуры личности, способствует построению гражданского общества и правового государства. Для защиты свободы общества недостаточно создать государство и мудрые законы. Общество должно опираться на знания, навыки и достоинства своих граждан и избранных ими государственных служащих.

Курс «Юный правовед» должен прививать обучающимся общее понимание прав и обязанностей человека в демократическом обществе, сознательное и честное участие в его деятельности.

Цель программы - осознание обучающимися сути и содержания прав человека, их моральной обусловленности и взаимосвязи с этическими, политическими и культурными нормами общественной жизни. Дети должны привыкнуть отвечать за свое поведение, на основе разумных и справедливых стандартов с уважением относиться к правам и достоинству других людей, в том числе сверстников, как в школе, так и вне нее.

Преподавание курса "Юный правовед" носит позитивную направленность, предполагает активное участие родителей и других членов общества, конструктивность в отношениях учащихся и учителей, применение активных методик.

Исходя из целей данной концепции для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, возникла необходимость подготовки новых программ общественно-гуманитарного направления. В условиях предпрофильной и профильной подготовки учеников 8-10 классов необходимо углублённое изучение гуманитарных предметов факультативно или через изучение спецкурса «Юный правовед».

Программа кружка «Юный правовед» рассчитана на учеников 8-10 классов, которые нуждаются в получении правовых знаний, необходимых для реальных жизненных ситуаций. Конкретные практические советы касаются правовых отношений со сверстниками, взрослыми, в семье, в общественных местах.

Ребёнка необходимо уберечь от вовлечения в преступную деятельность, от противоправных поступков. Ученик должен знать, какими правами можно воспользоваться в случае задержания его сотрудниками милиции и что необходимо делать ему в первую очередь.

Особенности кружка:

    Выйти за рамки учебной программы правоведения, определённого государственным стандартом образования.

    Предоставить информацию, ориентированную на жизненные потребности учеников 8-10 классов

    Ребёнок должен понимать свои права и обязанности и уважительно относиться к закону

Задачи кружка:

1)Познакомить учеников с правом, его важной ролью в жизни общества, содействовать осознанию ими наиболее важных понятий;

2) Содействовать формированию у детей фундаментальных ценностей, таких как права и свободы человека и гражданина, демократия, активная гражданская позиция и другие, что составляют основу демократического правового государства и гражданского общества в РФ;

3)Прививать интерес к праву, к сознательному использованию и соблюдению правовых норм.

Обучающиеся должны знать:

    основные понятия, предусмотренные программой;

    правовую законодательную базу по правам ребенка;

    основные права и обязанности ребенка;

    назначение правоохранительных органов, защищающих права ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

    использовать правовые знания для реализации и защиты своих прав, свобод и законных интересов;

    оценивать и регулировать свои взаимоотношения с окружающими;

    осуществлять выбор модели поведения в повседневных жизненных ситуациях, ориентируясь на нормы права, которые касаются несовершеннолетних;

    анализировать отдельные положения нормативно-правовых актов;

    критически мыслить, являясь участником правоотношений;

    формировать привычки правомерного поведения;

Ожидаемые результаты:

В результате реализации обучающих модулей программы «Права ребенка» обучающиеся:

    научатся умению вести исследовательскую деятельность;

    изучат основные методы исследования;

    научатся правильно оформлять отчетность по исследованию;

    научатся работать с информацией, определять ее источник;

    разработают мини-юридический проект;

    сделают презетацию исследования;

    выступят на научно-практической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «Юный правовед»

Программа рассчитана на 35 часов, в основе которой лежат тематические блоки:

1. Право и справедливость - 11 часов:

    Человек, природа, общество;

    Взаимосвязь человека с обществом и природой;

    Зарождение государства, первые древние государства, первые древние законы;

    Социальные нормы;

    Объективное право, субъективное, естественное право;

    Понятие закона;

    Государство и права человека;

    Что такое свобода, право как мера свободы, границы закона;

    Понятие морали и права, противоречия и различия между моралью и правом;

    Понятие гражданства, имущественные права ребёнка, правосубъектность.

2. Права детей - 10 часов:

    Основные законы о правах детей, главные защитники прав детей;

    Право на охрану здоровья, на образование, социальная защита;

    Личные права детей, обязанности родителей;

    Право на труд, ограничения на применение труда несовершеннолетнего;

    Льготы ребёнка, опасность быть обманутым;

3. Ловушка для подростка – 14 часов:

    Преступление и проступок, обман, подмена понятий;

    Бродяжничество и попрошайничество;

    Наркотики и ребёнок, виды наркотиков, последствия применения наркотических средств;

    Действия ребёнка, попавшего в полицию;

    В каких случаях ребёнка можно задержать, при каких условиях возможен личный досмотр;

    Протокол задержания, о чем надо подумать, подписывая протокол, объяснения или протокол допроса.

Методы преподавания учебного материала:

Беседа, дискуссия, «мозговой штурм», «займи позицию», «аквариум», «микрофон», «паутинка», «эстафета».

Материально-техническое обеспечение:

    Учебная аудитория для проведения лекций

    Аудитория для практических занятий

    Актовый зал для проведения семинаров, конференций

    Библиотека

    Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office

    Наличие выхода в Internet.

Тематическое планирование

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора директор специальной

по ВР (коррекционной) (коррекционной) школы-

школы-интерната №12 РАССМОТРЕНО интерната №12

на педагогическом совете

протокол № 6

От 28.08.2015г. ______________________

Е.В.Курочкина И.А.Голубева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный правовед»

для учащихся 9 класса

Учитель: Грушко Наталья Александровна

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2часа

Паспорт Программы

Наименование

Программы

Адаптированная образовательная программа кружка «Юный правовед» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ школа-интернат №12 VIII вида

Основания для разработки Программы

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Конвенция о правах инвалидов

    Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Координатор Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКС(К)ОУ школе-интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения через структуру дальнейшего образования.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и крепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2015-2016 учебный год

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:

привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения;

привитие доброжелательности;

терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющимся социальном окружении.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.

Система организации контроля исполнения Программ

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по ВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Виды деятельности

5. Методы реализации программы

6. Материальное обеспечение программы

7. Календарно-тематическое планирование

8. Содержание деятельности

9. Литература

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с документами:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

3. Конвенция о правах инвалидов.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ».

6. Федеральная целевая программа «Дети России».

7. ФЗ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно в школе учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Данная программа направлена на то, чтобы:

А) воспитать социально активных и законопослушных граждан;

Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

В) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.

Цели:

Воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Содержание:

Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.

Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. РФ – полноправный член мирового сообщества. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на

равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии.

Социальные права. Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права. Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права. Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности.

Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.

Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.

Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

Ожидаемые результаты:

К концу года должны знать:

Права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

Материальную ответственность;

Гражданско-правовую ответственность;

Административную ответственность;

Ответственность, вытекающую из трудовых отношений;

Основные правила обращения с юридическими документами.

Должны знать и уметь:

Права несовершеннолетних детей;

Права и обязанности родителей;

Правовой статус личности;

- заключать мелкие бытовые сделки;

Применять законы на практике.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юный правовед»

п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вводное занятие. Задачи и содержание кружка.

Конституция. Основы конституционного строя.

Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников.

Ст.2.1 АК РФ Административное правонарушение.

Права детей – забота государства.

Ст.2.2. АК РФ Форма вины.

«Что в имени тебе моем?»

Ст.2.3. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность.

«Чтобы достойно жить».

Ст.3.2. АК РФ Виды административных наказаний.

Умей сказать «Нет».

Ст.6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и наритков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

Моя жизнь. Мои права.

Ст.130 УК РФ Оскорбление

Право и жизнь.

Ст.165,167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение, повреждение имущества.

От безответственности до преступления один шаг.

Ст.282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д.

Правовая самостоятельность.

Ст.63 СК РФПрава и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Мы – граждане великой России.

Ст. 213 УК Хулиганство.

Моя Родина- Россия.

Ст.116 УК Побои.

Правовой турнир.

Закон и правопорядок.

Мой взгляд.

Я имею право…

Нет! – Дороге в ад.

Суд над хулиганством.

Сказка ложь, да в ней намек.

Паспорт.

Заключение трудового договора.

Трудоустройство- надежный выход.

Толерантность и мы. Подведение итогов.

Кружок «Юный правовед», руководитель Н.А.Грушко

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс, Москва, 2013г.

2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 2000г.

3. Жилищный Кодекс, Москва, 2011г.

5. Конвенция Прав ребёнка.

6. Конституция Российской Федерации.

7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г.

8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г.

9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2013г.

10. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2013г.

11. Уголовный Кодекс, Москва, 2013г.

12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2013г.