Сравнительная таблица предпосылки петровских преобразований. Исторические условия и предпосылки петровских реформ

  • 20.09.2019

Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования - не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.

Петровские реформы - один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы - крепостное право и деспотическая власть - остались прежними.

Нужны ли России реформы, а если да, то почему они должны быть проводиться путём насилия?

Важный аспект проблемы реформ - личность самого реформатора. Пётр Великий был человеком выдающимся, искренне желал России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести государство к благополучию. В своей реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком и не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип «в России прогресс достигается только насилием и принуждением» и рьяно претворял его в жизнь.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - всё получило страстную и противоречивую оценку современников и потомков.

Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I

В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 миллионов человек и было сосредоточено в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины ещё не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство. В её состав теперь входили и обширные азиатские земли, населённые не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками. В России всё отчётливее проявлялась её и европейская, и азиатская сущность, её промежуточное положение на стыке двух цивилизаций. С одной стороны, Россия стремилась в Европу, а с другой, у неё были не менее важные интересы на Востоке. Всё это определяло двойственность в экономическом и политическом развитии России.

На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла перед необходимостью преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению со многими западноевропейскими странами, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления народным хозяйством: в то время как во многих европейских странах уже был завершен процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. Стране были присущи призраки автаркии, то есть хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира, жёстко поддерживаемой государством. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной. Путь через Белое море был долгим, трудным, ограниченным в течение многих месяцев в году. Выход через Балтийское море контролировала Швеция, которой принадлежали все балтийские земли. Выход через Азовское и Чёрное моря находился под контролем Турции и Крымского ханства.

Особенно заметным к концу XVII века было отставание от европейского уровня в военном деле. Хотя храбрость и отвага русских воинов были известны давно, техническая оснащённость армии была низкой. Безнадёжно отстала организационная система армии, основной ударной силой которой оставалась дворянская конница. Войска, размещённые по отдельным городам и селениям, не несли в мирное время регулярной воинской службы; лишь во время войны собиралась армия страны, больше похожая на народное ополчение. У России также не было своего военно-морского флота. петр реформа модернизация монархия

К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития общества вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью. В середине XVII века страну потрясли восстания горожан в Москве, Пскове, Новгороде, Козлове, Тамбове, Воронеже, Курске и других городах. Значительные территории на юге России охватила крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Всё это свидетельствовало о расшатывании прежних устоев Московского государства, ослаблении единства общества. Реальности того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия в лице Петра I выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки:

1) экономическая отсталость страны представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

) российская промышленность и сельское хозяйство были основаны на подневольном труде крепостного крестьянства, а по объему и техническому оснащению заметно уступала западноевропейской;

) русское войско было плохо обучено и вооружено и в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов;

) существовал сложный государственный аппарат в виде огромной бюрократической приказной системы;

) существенным было отставание в сфере духовной культуры, связанное с засильем церкви.

Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра Первого. Он родился в Москве 30 мая 1672 года от брака царя Алексея Михайловича со второй женой - Натальей Кирилловной Нарышкиной. В течение нескольких лет Пётр I объездил многие европейские страны, изучая различные стороны экономики и политики этих государств, осваивая лично многие рабочие профессии при строительстве кораблей в Голландии и Англии.

Именно тогда идея прогресса через насилие прочно вошла в сознание людей. Сам Петр в насилии видел практически единственный способ преображения страны, отводя себе при этом самую неблагодарную и тяжелую роль учителя, мастера, который мучается со своими тупыми, недобросовестными и ленивыми учениками - русским народом. Царь полагал, то только он один может знать потребности общества и что лишь ему предназначено свыше вывести Россию на путь европейской цивилизации. Он не жалел для этого сил, постоянно показывая подданным, как нужно трудиться. Однако личного примера царя для достижения "общего блага" оказалось недостаточно. Поэтому была задействована вся машина государства, весь смысл деятельности которой сводился к двум важнейшим функциям: к изданию многочисленных и подробных законов, регламентов и инструкций, определяющих все стороны общественной и частной жизни подданных, и к подробному и детальному наблюдению за исполнением этих законов и уставов с помощью полиции и других государственных учреждений. Россия стояла на пороге больших перемен.

  • Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  • Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года.
  • Основная тенденция развития России, особенно заметная со второй половины ХVII в., связана с попытками власти и просвещенных верхов российского общества определить возможные способы модернизации страны. В ХVI в. Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного (феодального, аграрного) общества к индустриальному (буржуазному, капиталистическому) с соответствующей ему экономической, политической и духовной культурой. Очагом модернизации в тот период была лишь небольшая группа стран - Англия, Нидерланды, Франция. Импульсы этого региона постепенно распространились на все большее число стран и, в конце концов, достигли России. Процесс модернизации захватил ее не раньше второй половины ХVII в. И протекал своеобразно, накладываясь на особенности «крепкого», по выражению С.М.Соловьева, российского самодержавия, отношений собственности, русского национального характера, сформировавшегося под влиянием православия.

    Если на Западе прогресс промышленности сопровождался непрерывным движением к правовому государству, то в России экономическое развитие, успехи науки, секуляризация духовной жизни осуществлялись на фоне усиливающегося деспотизма верховной власти и при дальнейшем распространении крепостнических отношений, практически изжитых на Западе.

    Начавшиеся в ХVII в. преобразования порождались стремлением правительства догнать развитые страны прежде всего в военно-техническом отношении. С учетом этого обстоятельства становится понятно, почему реформы могли осуществляться только в жестких формах при нарастающем деспотизме власти и крепостничестве. Подстегивая страну, правительство делало ставку не на поощрение частной инициативы, что и могло заложить основы прогресса, а на усиление государственного вмешательства во все сферы экономической и общественной жизни. Модернизационный рывок действительно происходил, однако перенапряжение сил общества вскоре порождало очередной кризис и застой, рост социальной напряженности и новое отставание от уходившего вперед Запада.

    Озабоченные отставанием в военной области, русские государственные деятели предпетровского времени не ограничивались в своих реформаторских планах только вопросами военными и фискальными. Их преобразовательные проекты исходили из того убеждения, что в сознании части общества произошел определенный поворот: в чужих землях многое делается лучше, западные народы сильнее своим знанием, мастерством, искусством, надо у них учиться.



    Уже в царствование первого Романова проявилась тенденция к заимствованию некоторых западных достижений. Западные обычаи, предметы домашнего обихода постепенно становились частью быта верхов российского общества. Царь Алексей Михайлович, сам не бывший последовательным сторонником новшеств, в то же время благоволил отечественным реформаторам: А.Л.Ордин-Нащокину, Ф.М.Ртищеву, А.С.Матвееву и др. А.Л.Ордин-Нащокин, которого В.О.Ключевский называет «самым замечательным из московских государственных людей ХVII в.», предложил обширный план преобразований, направленных на совершенствование центрального и местного управления, системы налогообложения, развитие промышленности и торговли, укрепление армии и строительство флота. Во внешней политике А.Л.Ордин-Нащокин отстаивал необходимость борьбы со Швецией за выход России к Балтийскому морю. Большинству проектов реформатора осуществиться в этот период было не суждено.



    В это время в России уже довольно отчетливо прослеживались два общественных течения. Одно из них, которое позже назовут «западническим», объединяло «теоретиков и практиков, наукой и опытом познавших сладость и превосходство европейской цивилизации» (С.Ф.Платонов). Другое, национально-консервативное, было направлено против реформ как в гражданской, так и в церковной сфере.

    В царствование Федора Алексеевича (1676-1682) началась деятельность талантливого реформатра-западника В.В.Голицына. Одной из главных реформ, проведенных в этот период, была отмена местничества (1682). Государь получил, наконец, возможность сам решать, «где кому быть», учитывая при назначении на государственные и военные должности таланты и заслуги соискателя, а не древний порядок чиновной иерархии.

    Многочисленные проекты преобразований, которые разрабатывал Голицын (планы освобождения крестьян от власти помещиков, создание наемной армии, распространение веротерпимости), в основном таковыми и остались. Можно указать лишь на законы, смягчавшие нравы, такие, например, как облегчение условий холопства за долги, отмена казни за «возмутительные» слова и наиболее жесткие наказания для преступников, а также ряд нововведений, касавшихся главным образом быта и образования.

    В конце ХVII в. страна была на пороге решительных перемен, уже подготовленных предшествующим развитием. Назревшие реформы можно было проводить за счет уменьшения государственного давления на общество при одновременном поощрении частной инициативы и постепенном ослаблении сословной несвободы. Такой путь стал бы продолжением реформаторской деятельности А.Л.Ордин-Нащокина и В.В.Голицына. Другой путь предполагал еще большее ужесточение режима, крайнюю степень концентрации власти, усиление крепостничества и - в результате непомерного напряжения сил - реформационный рывок. Традиции деспотической государственной власти в России и характер явившегося в конце века реформаторства сделали более вероятным второй вариант.

    Рубеж ХVII-ХVIII вв. в истории России связан с именем Петра I, великого реформатора, преобразования которого охватывали самые разнообразные сферы жизни страны. Петр был первым человеком, который понял всю глубину отсталости России от передовых европейских стран и осознал необходимость реформирования.

    Что представляла собой Россия в этот период? Несколько железоделательных заводов, несколько мануфактур (20-30 на всю страну). Армии по существу не было. Она состояла из нескольких полков, причем плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственных средств. Школы были при церквях, в которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев. В государственных делах царил застой, торговля и промышленность шли к упадку, разрушались заводы, войско находилось в плачевном состоянии. В то же время страна стояла накануне великих преобразований, которых требовали и народное хозяйство России, и государственное управление, и войско. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим важнейшие из них:

    1) активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

    2) интенсивное развитие внутренней и внешней торговли;

    3) реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

    4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

    5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

    6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательств;

    7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменение в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам);

    8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений.

    Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в ХVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице ПетраI. Образно говоря, Петр I, обуздав российское общество, заставил его сократить разрыв от Европы и преодолеть путь от патриарахальной Московии к европейской Петербургской державе.

    Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 гг. и 1715 - 1725 гг.

    Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирования торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

    Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

    Анализируя в целом преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления, значение), следует подчеркнуть, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. На этом основывалась вся внутренняя и внешняя политика императора.



    XVII век - время учёбы России у Западной Европы «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» «Немецкая слобода» – поселение иностранных специалистов в Москве (в Кукуй) «Немецкая слобода» в моде иностранные языки, танцы, одежда голландцы строят заводы и корабли не удалось вернуть побережье Финского залива, прекратить набеги крымчаков нужны реформы


    Реформы Федора Алексеевича (): Отмена местничества 1682 год; Увеличение полков «нового строя»; Усиление власть воевод на местах; Упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга.


    Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.




    Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (около, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2-й половине 17 в. Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику, риторику). С 1622 на военной службе в Пскове, с начала 40-х гг. привлечён к дипломатической службе. Во время русско-шведской войны участвовал в штурме Витебска, походе на Динабург, руководил штурмом Дриссы. В 1656 подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией, завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 вёл успешные переговоры со шведами, завершившиеся подписанием перемирия


    Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около сентября 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник- миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.хорв сентября1683 хорватскийбогословфилософписатель лингвистполиглотисторикэтнограф публицистэнциклопедистунию католической и православной церквей Прибыл в Москву в В 1661 году был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провёл 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.Москву годууниатовТобольскАлексея Михайловича1676 года

    Основныедаты и события: 1672 г. - рождение Петра I; 1682- 1689 гг. - правление царевны Софьи; 1689-1725 гг. - царст­вование Петра I.

    Исторические деятели: Алексей Михайлович; Федор Алексеевич; Петр I; Софья Алексеевна; Иван Алексеевич; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Ф. Я. Лефорт.

    План ответа: 1) усиление иностранного влияния на Россию в XVII в., С. Полоцкий; 2) реформы А. Л. Ордин-Нащокина; 3) реформаторские проекты В. В. Голицына; 4) детство Пет­ра; 5) двоецарствие, царевна Софья; 6) начало царствования Петра.

    Материал к ответу: Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влия­ния не только на формирование ее внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны. Осо­бое значение для усиления западного влияния имело пребы­вание поляков в России в 1605-1612 годах. Польской шлях­той было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века значительно подорвали веру москов­ских правителей в правильность и эффективность отечествен­ного государственного устройства. С воцарением династии Ро­мановых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов (прежде всего по военному делу). На окраине Москвы появилась Немец­кая слобода - Кукуй (немцами называли тогда всех евро­пейцев). В середине века слобода состояла уже из 200 дво­ров, в которых проживало до 1500 человек, три четверти из них составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии во­евали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Ми­хайловиче был составлен по западным образцам первый в русской армии воинский устав. Голландские мастера участ­вовали в создании пушечного завода в Москве и первого рус­ского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. В моду вошли западноевропейская одежда, танцы (мазурка), иностранные языки.



    Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России, XVII века. Во главе внешнеполитического ведомства (Посольского приказа) он выступил за расшире­ние экономических и культурных связей России со странами Западной Европы и Востока. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу против Швеции, за выход России к Балтийскому морю.

    В области внутренней политики Ордин-Нащокин во мно­гом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких подков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало посте­пенный переход к постоянной армии. Ордин-Нащокин по­пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он от­менил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Ново­торговом уставе 1667 г.), основал ряд новых мануфактур. Стала выпускаться пер­вая русская рукописная газета «Куранты», выходившая в един­ственном экземпляре и содержавшая обзор зарубежных собы­тий. Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опа­ле, после чего постригся в монахи.

    Князь В. В. Голицын (1643-1714) был фактическим прави­телем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-ла­тинское училище (позже - академия). Он был последователь­ным сторонником курса Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути князь считал утвердившееся крепостное право и пред­лагал освободить крестьян от власти помещиков. Все это должно было способство­вать хозяйственному процветанию народа, а значит и госу­дарства. Организованные и проведенные под руководством Го­лицына крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией за­падного образца. В отличие от Ордина-Нащокина, он предла­гал создать наемную армию.

    Таким образом, к концу XVII в. представителями власти в России была осознана необходимость реформ с использо­ванием европейского опыта. Программа этих преобразова­ний, сформированная в общих чертах, определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую ис­торию в наступавшем XVIII столетии.

    Реформы Петра I

    Основные даты и события: 1700-1721 гг. - Северная война; 1711 г. - образование Сената; 1714 г. - указ о единонасле­дии; 1722 г. - Табель о рангах; 1708 г. - губернская реформа; 1720 г. - городская реформа.

    Исторические деятели: Петр I; А. Д. Меншиков; Феофан Прокопович; П. И. Ягужинский.

    Основные термины и понятия: реформы; Великое посольство; «потешные полки»; рекрутская система.

    План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) влияние Северной войны на реформирование страны; 3) военная реформа; 4) ре­форма центрального управления; 5) реформа местного управ­ления; 6) реформа церковного управления; 7) указ о единонас­ледии; 8) значение петровских реформ.

    Материал к ответу: Реформы петровской эпохи были подготовле­ны всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения ко­торых зависело будущее страны.

    Большое влияние на направленность и характер реформ оказала Северная война. Поражение русских войск под Нар­вой заставило Петра принять меры по реорганизации армии. Основой новой армии стали «потешные» полки - Семенов­ский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 г., накануне Северной войны. Армия ста­ла регулярной и формировалась на основе рекрутских набо­ров. Служба была пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил фор­мирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо прежних 40 тыс. армия России насчитывала 113 тыс. хорошо воору­женных и оснащенных воинов.

    Не менее важно было создать военную экономику. В 1701- 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми бы­ли построены первые в стране крупные металлургические за­воды, дававшие для нужд армии железо, чугун, пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по производству пороха, стрелкового оружия, сукна для армии.

    Для обучения офицеров были открыты математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы; для подготовки унтер-офицеров - 50 гарнизонных школ. Многие дворяне бы­ли направлены на обучение военному делу за границу. По ме­ре их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов. В 1716 г. царь Петр принял «Устав во­инский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставле­ний. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для офицеров и матросов флота.

    Особое внимание Петр уделял строительству военно-мор­ского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Общее число построенных за время цар­ствования Петра I кораблей составило около 900. В результа­те военных реформ, проведенных в условиях непрекращав­шейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

    Наметившаяся еще в XVII в. тенденция к централизации власти усилилась в условиях Северной войны. В ходе рефор­мы центрального управления в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, переименованной в 1708 г. в «консилию министров». Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, который стал высшими правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил девять человек из представителей родовой знати (включая бывших членов Боярской думы) и своих выдвиженцев. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 г. назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

    Реформа 1718-1720 гг. упразднила приказы и ввела колле­гии. Первоначально их было одиннадцать. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой; Воинская коллегия сухопутной армией; Адмиралтейств-коллегия - морским флотом; Юстиц-коллегия - гражданским и уголовным судом; Берг-коллегия - горнозаводской промышленностью; Ману­фактур-коллегия - мануфактурной промышленностью. В от­личие от приказов, решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

    Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

    В 1714 г. Петр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и новой (дворянской) аристократией. В 1722 г. царь принял «Табель о рангах», в которой стиралась грань и в служебном положении старой и новой аристокра­тии. Согласно закону служба делилась на гражданскую и во­енную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. В гражданской службе - от коллежского регистратора до канцлера. В армии - от прапорщика до генерал-фельдмарша­ла. На флоте - от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи его по наследству. За свою службу чинов­ники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения.

    Была проведена областная реформа. В 1708 г. для усиления местного аппарата власти и повышения его роли в управлении страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже - Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Дрхангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губерна­торы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии делились на уезды. В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с во­еводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губерна­торов остались лишь военные и судебные функции.

    Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) бы­ла создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял цар­ский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. Скоропадского новые выборы были запрещены, впервые гетман был назначен царским указом.

    Большое значение имела реформа городского управления. С ростом городов росла и численность городского населения. К концу царствования Петра она составляла 350 тыс. человек. Основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, кроме того, появились первые мануфактурные рабочие, значительно возросла численность купцов и торгов­цев. Еще в начале своего царствования Петр на западный ма­нер учредил в Москве Бурмистерскую палату, а в других горо­дах - выборные должности бурмистров. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регу­лярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесе­ны богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, ап­текари, художники), ко второй - ремесленники и торговцы. «Регулярные горожане» пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и расширяла в них социальную опору самодержавия.

    При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. После окончания Северной войны он вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами было передано Святейшему Правительствующему Синоду. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утверждались царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор - гражданский чинов­ник, назначаемый царем. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

    «Дело царевича Алексея» заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г.; был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

    Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых подданных российского императора возможности участвовать в управлении страной.

    Удобная навигация по статье:

    Предпосылки реформ Петра I

    К началу правления Петра Первого Россию можно было назвать довольно отсталой страной. Развивающаяся промышленность значительно уступала качеством и объёмами производимых товаров крупным европейским странам. При этом, в ней использовался труд крепостных крестьян, а не технологии. Сельское хозяйство также держалось исключительно на подневольном труде обнищавшего и измученного государством крепостного крестьянина.

    Предпосылки военных реформ Петра I

    Русское войско не обладало флотом для ведения боевых действий на море. Кроме того, оно в большей степени состояло из плохо обученных и слабо вооружённых представителей дворянства и стрельцов. Не всё в порядке было и на управленческом уровне. Неповоротливый и сложный прежний государственный аппарат со стоявшей во главе боярской аристократией, хотя и обходился довольно дорого, но больше не соответствовал потребностям России.

    Предпосылки преобразований в сфере культуры

    Не менее плачевные дела были в области культуры, науки и социальной жизни, в целом. В ограбленный и забитый народ почти не проникало образование. Стоит отметить, что и в правящих кругах в то время не считалось чем то негативным не знать грамоты. Это не удивительно, ведь в стране почти не было школ, а книжная культура и грамотность были достоянием избранного богатого класса. Современники отмечают, что даже большая часть духовенства и боярства боялась науки и книг.

    Экономические предпосылки петровских преобразований

    При этом, экономическая отсталость русского государства была обусловлена не отсутствием грамотного правителя и политики, но являлась следствием непростого периода, который выпал на долю страны. Довольно сильно развитие России затормозила Золотая Орда. В тот период правители равнялись не на стремительно развивающийся Запад, а скорее на необходимый Восток. Феодально-крепостнические отношения только усугубляли положение.

    Северная война как одна из причин реформ Петра I

    Одной из самых основных предпосылок петровских преобразований исследователи считают Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год. Для развития внешней торговли Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. По этой причине Пётр Первый вступает в Северный союз, выступающий против Швеции. После первого же поражения под Нарвой русский царь решает создать регулярную армию и первый российский флот.

    Поместная система набора комплектования армии к тому времени изжила своё. Поэтому царь начинает принимать меры (вводя новые реформы) для формирования регулярной армии. Главным поводом для этого послужил упразднение стрелецких полков после их бунта в 1699 году.

    Согласно первоначальному плану Петра, для комплектации новой армии использовались два способа:

    • Набор так называемых «даточных», то есть крестьян, которых помещик был обязан поставлять в соответствии с определёнными требованиями.
    • Набор всех желающих, кроме тех крестьян, что платили государственные налоги.

    В 1705 году окружение Петра отменяет последний вариант и объявляет набор «рекрутов» из крестьян. Так начала формироваться более устойчивая система, которая смогла просуществовать до 1874 года.

    Однако, во довольно продолжительный период Северной войны государственная казна не могла обеспечить созданный флот и армию. Это и стало предпосылкой к ряду новых налоговых преобразований Петра Первого, которые вызвали негатив в русском обществе.

    А всё из-за того, что помимо основных налогов было введено косвеное налогообложение, затрагивающее большинство сфер жизни. Были введены:

    • подать на дубовые гробы;
    • подать на бороду и пр.

    Стоит отметить, что в данный период у Петра существовал определённый чин, который отвечал за выдумку новых способов обогащения государственной казны.

    Для пресечения любого мнения и обретения полной власти царь лишает автономии Церковь, отменяя патриаршество, а затем, заменяя его новым единым церковным органом управления под названием Священный Синод. Вместе с этим он издаёт «Указ о единонаследии», согласно которому отныне только сам действующий правитель России мог выбирать себе преемника, не основывая свой выбор на кровных узах.

    Северная война, отбирающая значительные средства, продолжалась и царь был вынужден ввести новые реформы для пополнения казны. Одним из таких преобразований стала монетная реформа. За счёт уменьшения в новых монетах доли серебра правитель смог поправить положение страны.

    После окончания военных действий и обретения выхода к Балтике в 1721 году Пётр Первый начинает процесс европеизации страны. К примеру, его культурная и социальная реформы в этот период были вызваны необходимостью соответствовать развитым государствам Европы.

    Таким образом, в качестве основных предпосылок реформ Петра Первого можно выделить его желание становления государства на путь европейского развития и продолжительную Северную войну, которая требовала всё больше средств.

    Историческая таблица: предпосылки петровских преобразований

    Основные предпосылки реформ Петра I
    Необходимость переустройства армии и флота
    Отсталость страны в социально-экономической сфере
    Отсутствие собственной промышленности
    Отсутствие полноценной судебной системы
    Изъяны в системе государственного управления
    Необходимость реформирования системы налогов и сборов
    Отсутствие военно-морского флота
    Отсутствие выхода к морю
    “Закостенелость” общественного строя

    Схема: предпосылки преобразований Петра I

    Схема: особенности преобразований Петра I


    Видео-лекция: предпосылки петровских преобразований