Святой Николай Чудотворец: биография, житие, даты праздников, чудеса, мощи святого. Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование

  • 17.10.2019

Уже более 50 дней паломники со всей России и ближайших стран едут в Москву в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца , доставленным из итальянского города Бари . Очередь приходиться занимать с раннего утра и выстаивать почти по 13 часов. Не останавливает верующих холодная погода с ливнями, вооружившись зонтами и дождевиками, они идут в храм. Поклониться мощам можно до 12 июля. Это будет последний день прибывания святыни в Москве, после чего ее перевезут в Санкт-Петербург .

Продлевать время посещения храма мы не будем, потому что мощи в ночь с 12 на 13 июля будут перевозить в Санкт-Петербург - утром их уже встретят в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, - рассказала «Комсомольской правде» Мария Коровина , руководитель пресс-центра Оргкомитета принесения мощей святителя Николая Чудотворца. - В последний день паломники смогут поклониться мощам Святого Николая также, как и в предыдущие дни. Очередь закроется в 16.30 или 18.00 - это будет зависеть от количества пришедших людей.

Признаюсь, что я тоже хотела пойти в храм, но стоять в длиннющей очереди - так и не решилась.

А зачем мучиться? Сходи в Даниловский монастырь. Там тоже есть мощи Святого Николая. А главное - никаких очередей, - посоветовала мне подруга Мира.

Моему счастью не было предела, когда я сходила в Даниловский монастырь и обнаружила там ковчег с частицей мощей Святителя Николая. Очередь к ним тоже выстраивается, но это человек 10-15 максимум. Такую выстоять уж можно.

Но и это не единственное место в Москве и области - есть 25 храмов, где на постоянной основе находятся мощи Николая Чудотворца в Москве.

СПИСОК 25 ХРАМОВ:

1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Время посещения: ежедневно с 6.30 до 18.00.

2. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2А, стр. 1. Время посещения: ежедневно c 8.00 до 20.00.

3. Новодевичий женский монастырь. Адрес: Новодевичий проезд, 1, стр. 2. время посещения: ежедневно с 9.00 до 17.00.

4. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове . Адрес: Староваганьковский переулок, д. 14. Время посещения: ежедневно с 9.00 до 19.00.

5. Богоявленский кафедральный собор в Елохове . Адрес: улица Спартаковская, 15. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 19.00.

6. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Время посещения: ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 16.00. А также во время служб (смотрите расписание на сайте храма).

7. Храм Всех Святых на Кулишках. Адрес: Славянская площадь, д. 2. Время посещения: по четвергам с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

8. Храм Святого Николая на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 9. Время посещения: по воскресеньям на литургии.

9. Храм святителя Николая в Котельниках. Адрес: 1-й Котельнический переулок, д. 8, стр. 1. Время посещения: ежедневно с 11.00 до 19.00.

10. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Адрес: Лубянский проезд, 9, стр. 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.50.

11. Храм святого Николая Мирликийского в Голутвине . Адрес: 1-й Голутвинский переулок, 14. время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

12. Храм святителя Николая в Покровском. Адрес: ул. Бакунинская, 100. Время посещения: ежедневно, кроме среды, после акафеста, который начинают читать в 12.00.

13. Храм святителя Николая в Хамовниках. Адрес: улица Льва Толстого , 2. Время помещения: ежедневно во время служб.

14. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле. Адрес: Улица Радио, 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

15. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке . Адрес: Брюсов переулок, 15/2. Время посещения: ежедневно с 7.15 до 20.00.

16. Данилов Свято-Троицкий монастырь. Адрес: Даниловский вал, 22. время посещения: ежедневно с 7.30 до 20.00.

17. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Адрес: улица Рябиновая, д. 18. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

18. Храм Архангела Михаила в Тропареве . Адрес: проспект Вернадского , д. 90. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00.

19. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Адрес: Сокольническая площадь, 6. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00 и во время служб.

20. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Адрес: Большая Косинская улица, 29, стр. 3. Время посещения: ежедневно с 7.40 до 17.00.

21. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове . Адрес: улица Байкальская, 37А. Время посещения: ежедневно с 7.00 до 18.00.

22. Николо-Перервинский монастырь. Адрес: ул. Шоссейная, 82. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 17.00.

23. Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове . Адрес: улица Солдатская, 4. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

24. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе . Адрес: Новоясеневский проспект, д. 42. Время посещения: с 8.00 до 18.00.

25. Николо-Угрешский монастырь. Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1. Время посещения: ежедневно с 6.45 до 17.00.

РЕПОРТАЖ

Как мы с Мизулиной 11 часов к мощам за силой стояли

Занимать очередь к ковчегу с ребром Николая Чудотворца сенатору пришлось с боем

Мощи Святого Николая Чудотворца в России!
22 мая - праздник Николая Чудотворца. Великий праздник для всех православных. Его также называется Николин день и праздник Николая Угодника.
В ечером 21 мая из Италии в Россию впервые доставили частицу мощей одного из самых почитаемых святых - Святителя Николая Чудотворца. В христианстве он является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном - детей. На Руси его именем названо множество храмов и монастырей, а в домах стоят его иконы. Мощи Николая Чудотворца 930 лет хранились в итальянском городе Бари в базилике Святого Николая, храме романского стиля ХII века. Как отметил патриарх Кирилл, это уникальное событие, так как за все время пребывания мощей святителя Николая в Бари они никогда не покидали города. Перенос части мощей стал возможен после встречи Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

22 мая в 14.00 в главном православном храме Христа Спасителя в Москве (ул. Волхонка, 15, м. Кропоткинская) был открыт доступ к мощам святителя Николая Чудотворца. Уже утром в понедельник очередь желающих поклониться святыне достигла более полутора километра в длину. Москва готова принять любое число паломников, а очередь при необходимости может увеличиться до 5 километров. За безопасность прихожан будут отвечать свыше двух тысяч сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, вблизи храма для удобства размещено 11 точек питания и точек отдыха для пришедших.

22 мая доступ к мощам будет осуществляться с 14.00 до 21.00, а в последующие дни - с 8.00 до 21.00. Очередь для посещения формируется от Крымского моста. На всем пути от метро «Парк культуры» до набережной стоят волонтеры в светло-зеленых жилетках.

Часть мощей хранится в выполненном из благородных металлов ковчеге, который покрыт защищенным стеклом. Считается, что в ковчеге находится ребро святителя. С 22 мая по 12 июля частицы мощей Николая Чудотворца будут доступны для поклонения в Москве, затем - с 13 по 28 июля они пробудут в Петербурге. Для их размещения рассматривается Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. После чего мощи вернутся в Италию.

* * *
В итальянском городе Бари драгоценный ларец хранился 930 лет в подвале базилики святого Николая под мраморной плитой. Каждый год здесь пышно празднуют день святого Николая народным шествием, в ходе которого по улицам проносят статую из базилики. Посмотрите фоторепортаж с церемонии передачи святыни в Москве. В посте использованы также фото из соцсетей.
















Святой Николай Чудотворец: история, традиции и кому он помогает

Божьего Угодника православные христиане очень почитают, и память Его совершают два раза в год - 19 декабря и 22 мая. «В жизни есть много исторических личностей, которых помнит мир. Но, наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не знал о подвиге Святителя Николая», - отметил митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Святой Николай родился в городе Патара, во второй половине III века, в семье благочестивых людей Феофана и Нонны. Мать сильно болела, но с рождением сына, который сам простоял в купели во время крещения некоторое время никем не поддерживаемый, она получила исцеление.

Его жизнь удивительна от дня его рождения. С детства он вел аскетическую жизнь. Его не занимали развлечения, пустые разговоры или игры со сверстниками. Он изучал духовную литературу, проводил время в посте и молитве. Видя такие добродетели, его дядя, который был епископом Патары, взял его к себе чтецом, а затем немного погодя возвел в сан священника.


Николаю с юных лет было присуще великое милосердие, он всегда старался помочь всем, кто обращался к нему за помощью, и делал это с великой любовью. Этим он снискал любовь и признательность всех жителей города.

Известен случай, когда Николай отправился в путь в Палестину на корабле и, увидев приближение бури, остановил ее своей молитвой. Он воскресил упавшего с мачты и разбившегося матроса. А по приезду в Палестину, поселившись недалеко от Иерусалима, он захотел ночью помолиться в храме. Придя, он увидел замок на дверях, но внезапно двери сами отворились, пропуская его в храм.

После посещения Иерусалима он хотел остаться в пустыне, в Сионской обители, но услышал голос, что его ждет другое место служения, где он должен принести пользу. И он отправился в Миры, где жил весьма скромно, посещая все церковные службы.
И когда необходимо было избрать нового епископа Ликийской страны, собравшиеся епископы, которые не пришли к единому мнению по кандидатуре, усердно молили Бога открыть им этого человека.

И самому старейшему в видении было сказано: кто первый войдет в храм на утреннее богослужение, это и есть этот муж, имя которому Николай. Вставший очень рано Святой Николай пришел в храм первым, и к нему обратился старец с просьбой сказать имя. После того как старец узнал имя, сомнений не было. Так он был избран на кафедру Миры. До сегодняшнего дня этот город есть, хотя все города разрушены турками, а тот храм, хоть и в полуразрушенном виде, свидетельствует о милосердии Божием.

Николай Чудотворец: чудеса

О его чудотворной помощи можно говорить очень много. Когда в Ликии был голод, один торговец, нагрузив корабль хлебом и продовольствием для отплытия куда-то на запад, во сне увидал Святого Николая, который говорил ему, чтобы вез продукты в Ликию, и он купит у него груз, и дал ему в задаток три монеты. Каково же было удивление торговца, когда, проснувшись, он увидел в своей руке три монеты. Отвезя продукты в Ликию, он таким образом спас жителей от голода.

Еще при жизни Святого известны случаи, когда он мирил враждующие стороны, выступал защитником невинно осужденных, избавлял от смерти.

Известно, что моряки не раз обращались и обращаются к Святителю во время шторма, прося о заступничестве. Обращаются к нему и язычники.

«И он всех слышит и помогает всем! Когда Господь призвал к вечности Святого Николая, то наградил другими дарами, которые есть до сегодняшнего дня. Люди знают об этом, вдовы и сироты молятся ему, и он помогает. Молится страна от голода, холода… Он скорый помощник, он тайно всем являл Божье милосердие, со своей глубокой верой и поэтому Господь даровал ему такую благодать и силу», - пояснил Владыка.



В 1097 году Святитель Николай явился во сне одному священнику из города Бари, повелевая перенести его мощи из Миры в Бари.
Что и случилось 22 мая 1097 года: мощи Николая Чудотворца перенесли из Мир Ликийских в Бари (Барград).

«Не случайно, наверное, произошло перенесение мощей Святителя, а по Божьему промыслу. Не сумели греки, византийцы сохранить это сокровище, оно от нас отнимается за нашу небогоугодную жизнь, и Господь дает людям понять это. Если бы Святой Николай не захотел, то были бы его мощи до этого времени в Мирах, но не смог перенести такого хладнокровного отношения и, наверное, для того чтобы мощи сохранились, они были перевезены в Бари, где до сегодняшнего дня сотни тысяч, миллионы людей приезжают на поклонение.

Может быть, не столько на поклонение, сколько за помощью. Одна игуменья, когда ей что-то нужно, просто обращается к Святому Николаю. Я уже замечал, если она читает Акафист Святому Николаю, значит что-то нужно. И он, слыша ее просьбы, помогает, по Божьему милосердию. Поэтому я хотел бы всех попросить, кто находится в ересях, в расколах - посмотрите на этого великого учителя благочестия, христианина и следуйте его благому примеру, если хотите быть спасены. Потому что ересь арианская, она до сегодняшнего дня заполнила мир, и сегодня то, что семь Вселенских Соборов признали ересью, у нас распространяется, к сожалению, нашим народом и укореняется через секты, расколы», - с сожалением констатировал митрополит.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
К Николаю Чудотворцу обращаются с самыми разными просьбами:

* об исцелении
* о покровительстве семейного очага
* за детей
* о помощи в бедности и нужде
* о содействии в различных поездках
* о помощи во всех трудных обстоятельствах
* о самых заветных надеждах.

Если сегодня будет идти дождь , то это к удаче. Такая примета есть в народном календаре, связанная с Николиным днем. Она часто сбывается. Считается, что Николин день 22 мая - хоть еще и календарная весна, но символ наступления лета, значит лето будет теплое.

В Николин день 22 мая принято готовить особую еду: печь оладьи и варить утиный суп. Обязательно оставьте кусок оладьи и киньте его за окно птицам. Птицы должны склевать крошки, тогда к вам точно придет удача.

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии – «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, скончался в декабре 545 года и, как архиепископ города Мир в области Ликийской, нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в 5 веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины 11 столетия, когда местность была захвачена и опустошена турками.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые и перевезли мощи Святого из захваченного города в Италию, спасая от уничтожения.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, — обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства. Об этом нижеследующая статья.

Многие в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.

Следует, тем не менее, сказать, что история Ликии в конце XI века очень плохо изучена. Известно, что с 1036 года турки начали интенсивный захват той части Византийской империи, но последующие десятилетия ликийское население еще оставалось греческим по языку и культуре и, естественно, было связано религиозными узами с Константинопольским патриархатом.

Св. Николай говорил на греческом языке и принадлежал к греческой культуре, но не был греком, а был ликийцем (Малая Азия, восемьсот лет спустя — Турция). Он принимал участие в Никейском Соборе 325 года, как утверждает Теодор Лектор, скончавшийся к 334 году. Базилика, которая еще и сегодня восхищает собой Кале — в прошлом Демре, в древних Мирах относится к VIII-IX вв.

В 1087 году Св. Николай не был украден у византийцев, так как Ликия во второй половине XI века уже не находилась под военным контролем византийцев. Он не был украден и у турок, потому что они в этой зоне передвигались свободно, но еще не присоединили эту территорию к своей империи. Когда в 1087 году святые мощи прибыли в Бари, там произошли вооруженные столкновения, принесшие жертвы, с целью воспрепятствовать приказу архиепископа о перенесении святых мощей в Собор. Действительно под базилику Святого был приспособлен старый дворец византийского правителя, который, в качестве церкви барийского народа противопоставлялся Собору, епископской церкви.

Именно барийские хроники о перенесении мощей святого являются самыми важными документами для изучения Ликии того периода. И причина этого очень понятна: эти хроники, бесспорно, принадлежат тому времени. Действительно, после того как святые мощи прибыли, архиепископ Урсон (скончался в феврале 1089 года) отправил свою вооруженную гвардию, чтобы забрать их и перенести в Собор. Таким образом, он спровоцировал кровопролитие, так как народ хотел посвятить Св. Николаю отдельную церковь. Несколько месяцев спустя благородный Curcorio (?) поручил клирику Никифору составить описание этого события. Узнав об этом, архиепископ захотел, чтобы была изложена также и его версия событий, поэтому он дал аналогичное поручение архидиакону Иоанну.

В первые дни 1088 года, делая ссылку на возвращение из Антиохии, Никифор писал, что на барийцев нашло вдохновение увезти из города Мир ликийских тело блаженного Николая. Без шума войдя в порт, они пришвартовали корабли. Затем направили двух паломников из Иерусалима, которые сели с ними на корабль в Антиохии (один был по происхождению греком, а другой французом), для обследования территории, потому что турки ее опустошили безбожным образом. Они дошли до места упокоения святого тела и удостоверились, что его там нет.

Кроме того, во время переговоров с монахами, один из них сказал, что жители города Мир из-за боязни турок, удалились в горы на расстояние около двенадцати стадий, и, если они не вернутся жить и охранять этот город, Святой переселится в другое место.

Архидиакон Иоанн приводит интересный эпизод, случившийся еще на пути в г. Мир. Он говорит, что барийцы послали вперед одного паломника, которого всегда возили с собой. Возвратившись, тот сообщил, что возле базилики Святого находится много турок. В действительности умер правитель города, именно по этой причине все собрались — на похороны. Узнав об этом, барийцы подняли паруса и сразу направили свои корабли к Антиохии.

Об этом эпизоде повествуется также и в Иерусалимской легенде, написанной чуть позже на французском языке. Что касается Русской легенды (она тоже относится к XI веку), то там говорится так: «Измаилиты разрушали церкви и монастыри, и города оставались под их властью. Совершали набеги и на Ликию, где покоилось тело Св. Николая (…) Но наш Господь не допустил, чтобы его преданный раб покоился со своими бренными останками в разоренном месте, где не мог быть никем восславлен».

Вот картина, которая вырисовывается из двух хроник 1088 года и двух хроник написанных спустя пять или шесть лет. В городе был турецкий правитель. И на основании того, что речь идет о рассказе очевидцев, описанные события не вызывают сомнения. Миры тогда уже находились под турецким владычеством и, следовательно, точно одно: Св. Николай не был украден у византийцев (греков), отстраненных от управления городом. В то время осталось немного ликийцев, носителей греческого языка и культуры, так как большая их часть укрылась в горах неподалеку. То, что барийцы не имели намерения красть, показывает тот факт, что, несмотря на свою вооруженность, они начали переговоры с монахами и выразили готовность заплатить. То есть существовал какой-то серьезный религиозный и политический мотив, который подталкивал их к этому.

Ученые восстановили внешность великого святого по его мощам.

Председатель правления православного общества «Скиния» Александр Бугаевский и архимандрит Владимир Зорин по благословению патриарха Алексия II составили житие Николая Чудотворца — новейшую биографию самого почитаемого христианами святого.

Они поставили себе цель не пропустить ни одного факта, ни одной детали из древних текстов. А самое главное — сопоставили их с результатами обследования учеными его мощей. Результаты оказались сенсационными.
На основе археологических и анатомо-антропологических исследований российские исследователи описали реальный облик святителя: его рост, комплекцию и даже черты лица, а также определили болезни, которыми страдал Чудотворец.

Двойник

Впервые из текста жития убрали все факты из жизни другого ликийского святителя — Николая Пинарского, которые по ошибке занесли туда более тысячи лет назад.
— Николай Мирликийский был архиепископом города Миры в IV веке, — поясняет Александр Бугаевский, — а Николай Пинарский жил в VI веке, стал архиепископом Пинарским и умер 10 декабря 564 года. Путаница произошла из-за очень схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории церкви был только один святитель Николай, прославившийся как Чудотворец.
Мощи
Архиепископа Николая Мирликийского современники описывали кротким и смиренным: «Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик, исполненный святости и благодати. От него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея».

Для проведения анатомо-антропологического исследования святых мощей была вскрыта гробница в Бари, — рассказывает Александр Бугаевский. — Экспертизу проводил профессор Луиджи Мартино.

Мантия

В жития Николая Угодника вписано неизвестное доселе чудо, которое раньше не включалось в жизнеописание святителя. «Деяние о подати» Александр Бугаевский обнаружил в четырех греческих манускриптах.
Николай Чудотворец спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Святитель Николай поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» — все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя.

Войдя в тронный зал, святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию — и накинул на солнечный луч, чтобы прикрыть глаза царю. И мантия не упала, а повисла в воздухе!
Пораженный император выполнил просьбу и снизил разорительный налог.
Указ
Святитель понимал, что император может передумать и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в нее царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом тут же оказался на родине святителя — за сотни миль.

В ту же ночь святитель явился во сне одному священнику из Миры, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать ее народу.
Через три дня под давлением придворных Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашен, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл.
После того как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божью и оставил свое решение в силе.
Облик
Профессор Луиджи Мартино в результате изучения останков установил, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека: «По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости».

Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.

О степени почтения к этому святителю в церкви православной вообще можно судить по тому, что ему по четвергам в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами. Этим главным образом объясняется то, что рус-ские люди издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою, хотя по происхождению он ликиец, воспитанный на основах греко-византийской культуры.

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая. Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем. Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г. Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Мощи св. Николая в Венеции

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

Оплошность тысячелетия

"В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор. В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены этой конструкции кажутся весьма прочными. Мы продолжаем вести работы. Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае", — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

© Ruptly

Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

"Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен", — допускает археолог.

Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена "только в том случае, если в найденном помещении окажутся плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду".

Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

"Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена", — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. "Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана", — парирует Джемиль Карабайрам.

Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора. Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

"Один из десятка Николаев"

Именно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

"В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница", — отмечает он.

Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст. Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

"Поэтому и возник такой винегрет", — поясняет Бугаевский.

Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого. Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

"Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно. В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли", — заявляет Бугаевский.

"А может, это один из десятка других Николаев", — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

Приманка для паломников

Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

"К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов", — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

"Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

В России зря стояли?

Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. "Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе. А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей", — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

Конечно, для христианства, объясняет он, "важно историческое измерение". Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а "на проявлении благодати Божьей" в виде многочисленных чудес. В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а "живым соприкосновением" верующего с таким же живым святым.

"Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться", — заключает богослов.