Уточкин Владимир Николаевич (?)

  • 23.09.2019

Угличское княжество – одно из удельных княжеств Северо-восточной Руси, занимало область Верхнего Поволжья с центром в городе Угличе.

В начале XIII века Угличское княжество входило в Ростовское княжество, выделившееся в 1207 году из Владимиро-Суздальского княжества. Первый князь Ростовского княжества Константин Всеволодович, став в 1216 году великим князем Владимирским, разделил Ростовский удел между своими сыновьями. При этом из состава Ростовского княжества выделились Ярославль и Углич. Первым угличским удельным князем стал младший сын князя Константина Всеволодовича – Владимир Константинович (1214 – 1249 гг.). При князе Владимире был, вероятно, создан новый кремлевский ансамбль. За пределами деревянной крепости развивался торгово-ремесленный посад. Но процветание княжества было недолгим. В феврале 1238 года над Северо-Восточной Русью пронесся опустошительный вихрь монголо-татарского нашествия. 4 марта на реке Сить - близ границ Угличского княжества - произошло решающее сражение, в котором русские дружины были разбиты. Известно, что в этой битве участвовала и угличская дружина вместе со своим князем.

Владимир Константинович имел двух сыновей – Андрея и Романа, которым Угличский удел достался в наследство после смерти отца. Об Андрее Владимировиче (ум. 1261 г.) в ранних источниках сведения практически отсутствуют. Умер он бездетным и после смерти престол занял его брат позднее причисленный церковью к лику святых за обширную духовную деятельность, строительство храмов в Угличе и его окрестностях, основание монастырей. К тому же во время правления князя Романа Угличское княжество значительно разрослось и укрепилось. Роман Владимирович умер, не оставив наследников. После его смерти в Угличе правили ростовские князья:

1286 - 1288 - князь Дмитрий Борисович Ростовский

1289 - 1294 - князь Константин Борисович Ростовский

1293 год - ордынцы, вмешавшись в междоусобную войну детей Александра Невского, Андрея и Дмитрия, разорили Северо-Восточную Русь, предав огню 14 городов, в том числе и Углич. Этот поход получил название «Дюденева рать».

1294 - 1302 - князь Александр Константинович Угличский

1302 - 1320 - князь Юрий Александрович Угличский

После смерти угличского князя Юрия Александровича наблюдается раздел Ростовского княжества, при котором та его часть, в которую входил Углич, отходит к ростовскому князю Константину Васильевичу (ум. 1365 г.), в результате чего угличские земли превратились в особую область в рамках Ростовского княжества. Около 1328 года Константин Васильевич женился на княжне Марии, дочери Калиты, а к 1328 году историки относят знаменитые «купли» Ивана Калиты (о них известно из духовной грамоты 1389 год его внука великого князя Дмитрия Ивановича Донского), по которым Углич отошел к московскому великокняжескому дому.

Достоверных сведений о том, кто управлял Угличем в середине и второй половине XIV века нет. Один из сыновей Дмитрия Донского, Петр Дмитриевич Дмитровский (1385 – 1428 гг.), получил по духовному завещанию Дмитров, Углич и другие земли. Впоследствии великий князь Василий Дмитриевич обменял Углич на Ржеву (ныне город Ржев Тверской области). По договору 1405 года Василия Дмитриевича с Владимиром Андреевичем Храбрым Серпуховским (1353 – 1410 гг.), последний получил «в удел и в вотчину» Углич. Около 1408 года он передал Углич «на полы» в совместное владение своим сыновьям Андрею и Василию. После их смерти во время эпидемии угличский удел достался внуку Владимира Андреевича Храброго Василию Ярославичу, однако, в силу его несовершеннолетия, Углич был отдан последнему сыну Дмитрия Донского Константину Дмитриевичу (1389 – 1433 гг.) , родившемуся за несколько дней до смерти отца, и потому не записанному в завещании Дмитрия Донского. Когда он получил Углич в удел, точно неизвестно: в летописях впервые в таком качестве он упоминается под 1432 годом.

Уже в 1434 году мы видим Углич в руках Дмитрия Юрьевича Шемяки , сына Юрия Дмитриевича Галицкого. Этот выморочный удел он получил после смерти Константина Дмитриевича по договору с великим князем Василием Васильевичем в 1434 году. Дмитрий Юрьевич управлял Угличем до возвращения на великокняжеский стол в Москву Василия Васильевича Темного в 1448 году. Василий Васильевич держал за собой Углич до самой своей смерти в 1462 года, когда он назначил по духовному завещанию этот удел одному из своих сыновей, родившемуся в Угличе в 1446 году, – Андрею Васильевичу.

Святой благоверный князь Роман,

– "Географич. лексикон" 1773

– Фрески Крестовоздвиженского собора

Старообрядчество в Романов-Борисоглебске

Ярославские угодники Божии

Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) в живописи и графике

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянником святого князя Василька Ростовского. С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг.

В 1261 году, после смерти отца и старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома, богадельни.

В течение 24-х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келии монахов, ведших благочестивую, подвижническую жизнь.

В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа, княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия.

Роман Владимирович прославил себя построением в своём княжестве нового и красивого города, который и назван в честь основателя своего Романовым. Серебренникова и Супоневская летописи повествуют подробно об этом подвиге Угличского князя. Любопытно знать, что было причиною основания сего города. Или Романов был избран местом торговли тамошнего края, или, чтобы он был защитою северных областей Угличского княжества? А вернее всего, что все эти обстоятельства вместе были причиною основания города Романова.

Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался, потом, призвавши мастеровых и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив неё, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Святого Креста; распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич.

Через три года донесли Князю, что город постройкою кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущим и преизрядным. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен Богу, вспомоществующему в добром деле, освятил новосозданные собор и крепость, наградил бояр, мастеров и работников, строивших город Романов, распорядился управлением своей новой крепости и потом возвратился в престольный град Углич.

Во время правления святого князя Романа Угличского княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел Ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения. По распоряжению патриарха Иова, мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом, святителем Ермогеном (будущим Патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

«Минея». Февраль. – М. 1981г

Частицы мощей святого благоверного князя Романа Угличского хранятся

в Воскресенском соборе Романов-Борисоглебска.

Хотите отдохнуть душой? – отдыхайте в Русской провинции.

Приглашаем в гости.

Copyright © 2009 Вениамин Новиков

Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта и с обязательной активной ссылкой на сайт

Молитва князю роману угличскому

МолитвослоВ / Жития святых Димитрия Ростовского / Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского . Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве . Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей - Андрея и Романа .

Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.

После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года .

В этот день празднуется память святой Анны пророчицы. Святая Анна пророчица, воспоминаемая в Евангелии, вместе со святым Симеоном Богоприимцем встретив Господа Иисуса во храме, проповедовала о Нем, что Он есть ожидаемый Мессия - Христос .

  1. В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. No 46-48 и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: «Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами ^
  2. Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году. ^
  3. Он род. около 1214 г. ^
  4. Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман - 1 октября 1235 года ^
  5. Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году ^
  6. Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года ^
  7. Лк.2:36-38. - Подробнее о св. Анне пророчице см. на с. 383 ^

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Блгв. кн. Роман Углечский

Благоверный князь Роман Углечский

Благоверный князь Роман Угличский, сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник святого Василька Ростовского (+ 1238; память 4 марта), родился 1 октября 1235 года. По смерти своего отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея (1261 г.), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим Патриархом) святителем Ермогеном (память 17 февраля), и князь Роман был причислен к лику святых. В 1609 году при нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с храмом.

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского 2 . Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве 3 . Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей – Андрея и Романа 4 .

В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.

По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.

Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.

Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.

В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич 5 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.

После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года 6 .

В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

тропарь благоверного князя Романа Угличского

Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

тропарь благоверного князя Романа Угличского

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

кондак благоверного князя Романа Угличского

Скончав добрый подвиг,/ и веру соблюде в сердцы своем,/ и венец нетленный от Бога приял еси,/ блаженный княже Романе,/ и славе Его сподобился еси,/ и Престолу предстал еси Спасову./ Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады/ от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых,/ и твое честное преставление почитающим/ грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

кондак благоверного князя Романа Угличского

Красоту мира сего, княжение и славу/ яко временно помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси,/ блаженне княже Романе,/ милостынею и молитвами Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый,/ просвещая своими чудесы, приходящим к тебе с верою здравие подавши и от бед избавлявши./ Тем же Христова Церковь песньми славит тя,/ благочестивый княже Романе,/ граду своему Углечу великий поборниче.

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского2. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве3. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей - Андрея и Романа4.
В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.
Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.
По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.
Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.
Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.
В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич5 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.
После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года6.
В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

1 В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. No 46-48 и отдельной брошюрой: "Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца". Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие "с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей" по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: "Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца". Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь "Повести" и "Жития" в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.
2 Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.
3 Он род. около 1214 г.
4 Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман - 1 октября 1235 года.
5 Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.
6 Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира Константиновича и княгини Фотинии.

С детства князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению священных книг. Он был утешение своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было два года, когда хан Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Отец, узнав о приближении татар к Угличу, увез святого Романа со старшим братом Андреем в Новгород. Здесь братья пребывали три года, затем вернулись в родной Углич, когда татары покинули русскую землю.

Владимир Константинович остался правящим князем разоренного татарами Углича. Скончался он 27 декабря 1249 года и был похоронен в главном храме Углича, церкви Преображения Господня. Княжение в Угличе перешло в руки его старшего сына, шестнадцатилетнего Андрея Владимировича. Он возродил Углич из руин.

После смерти старшего брата, в 1261 году, святой Роман, которому тогда исполнилось 26 лет, принял на себя управление княжеством.

За годы его правления княжество разрослось и укрепилось. Власть князя Романа, кроме Углича, стала простираться и на Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород.

Святой князь Роман выстроил новый город, который назван в честь его, Романовом.

Немало сделал святой князь роман и для столицы своего княжества, города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь и о монастырях, и храмах Божиих. В течении 24-х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами не менее 15 храмов.

В 1265 году князь сочетался браком. Ничего неизвестно о супруге святого князя, сохранилось только ее имя – Александра.

Не имея детей, князь был истинным отцом своим подданных, с отеческой любовью заботился о них, старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества. Он строил и содержал больницы, странноприимные дома и богодельни, пекся о больных, нищих и бесприютных, как о своих кровных братьях, посещал и утешал их почти каждый день. Кротость и милосердие святого князя приводили к раскаянию даже преступников.

Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии князя Романа, переходили в его удел.

Святой князь любил беседовать с духовно опытными мужами, часто посещал кельи монахов, которые вели святую жизнь. «И такой святой князь питал свою душу и сердце, и явился премудрым паче человек».

Вместе с князем в Угличе жила его благочестивая мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии. Она скончалась в 1278 году и была погребена возле своего супруга и старшего сына.

В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры, и доживал свои последние годы в одиночестве, предаваясь подвигам благочестия. Каждый день он молился на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Предвидя кончину, святой князь созвал бояр и духовенство к своему одру и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям.

Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года. Тело святого князя Романа было погребено в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Его святые нетленные мощи были обретены через 200 лет, в 1485 году, когда угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового, уже каменного Спасо-Преображенского собора. Мощи были поставлены в новопостроенном храме. От святых мощей истекали многочисленные чудесные исцеления.

В годы польско-литовской интервенции (1608-1611 гг.) Углич был захвачен литовцами, жители города перебиты, дома, крепость и храмы сожгли. Был разграблен и Преображенский собор, а мощи князя Романа литовцы «нарочито» сожгли. Также был разорен и сожжен Богоявленский женский монастырь, в то время еще находящейся на территории Кремля (рядом с собором). Игумения монастыря Анастасия с 35-ю сестрами замучена и убита.

Благочестивые почитатели святого князя собрали святыню – обожженные главу, ребра, руки и ноги – положили в новую раку и снова поставили в соборном храме Преображения.

Почти 320 лет пребывали мощи святого князя в этом соборе. В первые же года советской власти святыня (мощи) оказалась в музейном пленении, и только в 1989 году была возвращена Церкви.

Частицы мощей находятся в многих храмах Угличского благочиния. В том числе и в нашем монастыре есть икона с частицей мощей святого князя Романа Угличского.

Annotation

Продолжение лучшего произведения о попаданце в средневековую Русь Дюкова Дмитрия "Последний князь удела"

Уточкин Владимир Николаевич

Уточкин Владимир Николаевич

Князь Угличский

Князь Угличский

Глава 1

До столицы добирались всего неделю, благо свита была о конях и дождей за время пути не случилось. Встали на подворье на Орбате.

Не смотря на опасения ближников, никаких последствий поездка в Суздаль не имела. Очевидно, за мной за малостью лет и прежней благонадежностью измены не усмотрели.

По размышлению, от совета старицы Евпроксии я решил воздержаться и Годунова не провоцировать, а вот подготовку к большому голоду я решил начать и напросился на прием к царедворцу.

Тот принял меня через день в своем подворье в кремле.

Второй человек в государстве сидел за столом и пил чай. На столе стоял дареный мной самовар, чашка с сахаром, блюда со сладостями.

Здрав будь на долгие лета прагвитель царства Московского, боярин и конюший Борис Федорович. - Поклонился я.

И тебе здравствовать князюшко. Сделай милость. Садись со мной, не чинись, испей чая. Сея трава, привезена торговыми гостями из Сибирской земли. Бают, от всех недугов помогает. Пошто явился ты к Москве?

Хотел говорить с тобой о великом гладе на Руси.

На все воля Божья. Вскую впусте толковище вести? Богослужения проведем, вклад богатый пожертвуем, можа Господь смилуется над верными рабами своими.

Весть мне бысть, что через шесть лет придет глад трехлетний на Русь. К той поре нынешнего государя на свете уж не будет. И умрет он без наследника мужеского полу. Что скажет чорный люд про нового царя, при коем лихая беда падет на наши пределы?

Боярин встал, вышел за дверь, затем зашел и перекрестился.

Я уж сказывал тебе ране, не упоминай всуе о кончине государя. Коль кому твои словеса до ушей дойдут, бысть беде. В измене тебя повинят, в волховании безбожном. Уразумел ли? Что до порухи и бедствий, многолетних. Что ж поделать? Жита на три лета на всю Русь впрок не запасти.

Может объявить в церквях о грядущих испытаниях? Пусть людишки сами начинают о близкой напасти думать. - Предложил я.

Се плохая придумка - Годунов отрицательно покачал головой. - Цену на жито уж днесь вздуют, не станут, в ожиданиях томится.

Так и хорошо, ныне хлада трехлетнего нет, и хлебов будет в избытке. Купцы накопят жита впрок, сколь смогут, бо опосля вынуждены будут начать его продавать. Оповестив об напасти черных людей смуты избежим. Некому напраслину будет возводить, де во гладе повинен новый царь. Бояре да люд побогаче выкрутятся, а от бедноты ни чего не делая, дождемся хулы да бунта, купно и порубежные державы с войсками подойдут урвать кусок землицы от царства Московского. - Выложил я новый аргумент.

Аминь.- Отхлебнув чаю, задумался Годунов. - Мню воспретить вывоз хлеба за рубеж, сала також. Бо убыток для торговых людей, да казны и как излишки хранить?

Надобно строить хранилища, да погреба какие для долгого хранения продуктов, шесть лет ещё до годины лихой, но делать дело надо ныне. Да вот, прежде, баял ты, что хлеба не хватает за Каменным поясом, да в украйнах полуденных? Может ускорить переселение лишних людей на эти земли? Голодных ртов убавится в скудных землях, тем, кто останется, достанет больше пахотной земли, трудовых рук прибудет в новых пределах.

Бо где ж они есть лишние люди то? Вон испоместные дворяне жалятса на малолюдье да оскудение! - возразил Годунов.

Как глад придет тем дворянам кормить своих дворовых нечем будет. На полуденной украйне землица получше нашей-то всяко! Надысь в приказном порядке дворян с крестьянами переселять на новые земли с увеличением наделов. Се государево дело! - разошелся я.

Ты молод есчо за государя то думати, або бояре есть! - такая отповедь меня немного охладила.

Может черносошных крестьян переселять? - Спросил я уткнувшись в стакан с чаем.

Еще чего не бывало. Сии землепашцы ратуют на царских землях и плотют деньгу непосредственно царю.

Так объявить новые земли царским уделом? И разрешить переселяться черносошным?

Сице юнота ты, княжич, оле беспокойство творишь! - Сначала вспылил, а потом задумался боярин. - Обно думка вельми справная. Яз с боярами потолкую.

Есть такой овощ из заморских земель, называется земляное яблоко или картофель. Урожай дает самдесять, зело вкусен, а за морем страны есть в коих хлеба не знают, а вместо хлеба у них сей картофель едят. - Предложил я.

Егде имать то оный? - спросил соправитель царя.

Мне аглицкий купец Джакман привез бочку сих овощей по наказу моему.

Мало бочки той. Мы чай не Христос чтобы единой бочкой тротофелей всю Русь накормить. Прости Господи. - Опять выдал контраргумент Годунов.

Вот же ретроград подумал я.

Можно иноземным купцам наказ дать, дабы везли в наши земли сии овощи кораблями, сколь смогут, а государевы дьяки бы покупали. Борис Федорович, ведь люди на Руси будут тысячами помирать с бескормицы! Господь Бог не простит, что ведая о бедах грядущих, не спасли душ христианских!

Сия мысль не глупа и богоугодна. Брашна у нас своего вдосталь, або кортофли твои, коих у нас нету, можно и покуплять. Обаче хороша еда то, аки сказываешь?

Вкусна и сытна.

Ин ладно, яз с думными боярами да дьяками обговорю мысли твои. Бо пришли мне тех яблок земляных, на пробу да для заказу у иноземных купцов. - За разговором чай остыл, и хозяин дома недовольно отодвинул от себя серебряный подстаканник.

Государь желал видеть тебя на празднованиях на новый год. Яз и сеунча отправлял к тебе. - Перешел к новой теме Годунов.

Не знал я об том. Меня Эль-мурза Юсупов в Романовку пригласил, родич к нему приехал, опосля во Владимир на богомолье ездил, да к Москве сразу.

Ужо знаю теперя. Прогулял ты впусте празднования кремлевские о начатии нового лета. Патриарх с царем в золотых одеждах богослужение отстояли, колокольный звон плыл над всею Москвой. Свита царская в парчовых нарядах, послы иноземные, царица. Вельми благолепно. - Годунов покачал головой. - Пустое, чего уж. Вот что, через седмицу в полные лета войдешь, государь тебя видеть восхочет. Приказал бысть тебе в Москве. Вели холопям своим, чтоб одёжу тебе справили по чину, абно Федор Иоанович узрит тебя в обносках каких, да начнет мне пенять, бо в скудости живет брат его сводный. Бо яз тебя знаю ужо, сызнова зачнешь волости требовать. Отпразднуешь у меня во дворце, в твоем подворье тесно и невместно. - На том аудиенция и закончилась.

Ждан тем временем подал в поместную избу грамоту об обмене принадлежащих угличскому уделу разбросанных по царству мелких сел и деревень на большее поместье в районе засечной черты. Теперь надо было ждать царский указ об том.

Услыхав о государевом приказе, ключник сначала обрадовался, а за тем за голову схватился. Княжеские парадные одежды остались в удельной столице. Немедленно дворяне из свиты были посланы в Углич за нарядами да подарками для царя и ближних бояр.

Началось празднование дня рождения по накатанному сценарию. С утра раннего обрядили меня в шелк да парчу и отправили на богомолье. Отстояв службу, поехали на двор к Годунову. Тот встретил радушно, вина налил. К обеду начали собираться гости, практически никого из них я не знал. Пригласил их, очевидно, хозяин дома, либо, узнав, что на приеме будет государь, сами напросились. За стол не садились, ждали царя.