Двухстрочный ямб. Как определить размер стихотворения: примеры

  • 26.09.2019

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха - это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо - тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что "лишнее" ударение падает на слог "ют" в слове "падают". Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и "правильное" ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, "лишнее" для данного слова, оно просто "безударно" декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах - серые серёжки
И ветвей плакучих кружева.

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге "ни" в слове "яблони", на букве "е" в слове "сизые" и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)

Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер "короткий", двусложный.
На примере Блока введу понятие анакрузы.
А вот пример смешанного ямба (1-3 строки - пятистопный ямб, 2-4 - двустопный):

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Дактиль - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка - четырёхстопный, вторая - трёхстопный.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости"ной, из серого клё"на, с обивкою шё"лковой,
Ваше Сия"тельство любит по вто"рникам томный журфи"кс
В желтой венге"рке комичного цве"та, коричнево-бе"лковой,
Вы предлага"ете тонкому о"бществу ирисный ке"кс,
Нежно вдыха"я сигары эрцге"рцога абрис фиа"лковый.
(И. Северянин)

Амфибрахий - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | | . Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Анапест - это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | | . Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение "Стансы" имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя... Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова "доля","часть").

Графическое изображение десяти размеров стиха:

1. Хорей - Ударение с 1-ого слога
2. Ямб - со второго
3. Дактиль ударение с первого
4. Амфибрахий ударение со второго
5. Анапест - ударение с третьего
6. Пеон первый -ударение с первого
7. Пеон второй ударение со второго
8. Пеон третий ударение с третьего
9. Пеон четвёртый. Ударение с четвертого
10.Дольник- хорей, опущена одна гласная

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи...
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т...
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники...
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри...
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м...
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`...
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`...
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л...
9. Под голубы`ми небеса`ми...
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло...

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
М.Ю.Лермонтов

АНАКРУЗА - слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо - тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле - нулевая, в ямбе и амфибрахии - односложная, в анапесте - двусложная.

ГЕКЗАМЕТР (от греческого "шестимерный"). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул...
Гомер "Илиада"

ИКТ - ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) - безударный слог в стихе.

ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики.

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

ОДНОСЛОЖНИК - экзотический односложный размер. Все слоги ударные.
Применяется крайне редко.
Дол
Сед
Шел
Дед.
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И.Л. Сельвинский.

ПЕНТОН - (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А.В.Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

ПИРРИХИЙ - один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии - двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
А.С.Пушкин

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра.

Дух отрицанья, дух сомненья...
М.Ю.Лермонтов

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге.

"Неповторимая дней благодать..."

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия.

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.

ЗАНЯТИЕ 22

СТРОФА. ЕЁ ВИДЫ

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико - синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа - это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы - повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова -
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

ПЯТИСТИШИЕ - квинтет.

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ - секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ - сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ - нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ - децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА - форма строфы, в которой написан роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает - с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Схема АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.

БАЛЛАДНАЯ строфа - строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили...
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет - стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана "Божественная комедия" Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД...КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ - встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад...
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО - стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ - стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два.

Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.

Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.

На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».

Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же.

Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001

Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.

Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.

Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.

Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:

Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.

Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в комментариях, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?

Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .

Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:

Он не солгал нам, дух печально-строгий…

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…

Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:

– / – – / – – / – – / – – /

Скобочками обозначим стопы:

(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)

Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.

А это очень просто.

В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.

В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.

В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.

Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.

Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:

– ДАКТИЛЬ;

– АМФИБРАХИЙ;

– АНАПЕСТ.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

(Н. Некрасов)

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.

Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.

Практика.

1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.

2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .