Христианские приветствия. Христос посреди нас

  • 23.09.2019

На вопросы телезрителей отвечает заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 9 января 2014 года.

Добрый вечер, дорогие телезрители. С Рождеством Христовым! В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Да благословит всех нас Всемогущий Господь наш Иисус Христос.

- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема - приветствие, которое звучит в алтаре: «Христос посреди нас».

В эти светлые рождественские дни хочется спросить: Господь родился, и Он теперь посреди нас. Что это значит?

Для нас это значит, что Господь невидимым духовным образом, но реально присутствует и в этом мире, и в пакибытии. То, что Господь пришел в образе беззащитного младенца, - очень важный момент. В практически беспредельный хаос зла, которое царило и царит на земле, он пришел как младенец, а не в короне, не под знаменами великих армий, не с новой хартией о человеческом праве. Мы знаем, что потом Господь вырастал, канонические Евангелия немного повествуют о детстве и молодости. После того, как Господь воскрес и послал нам Духа Утешителя, Он и пребывает посреди нас. Но все это начинается с Богоявления и Рождества Его в образе этого беззащитного младенца.

Лично для меня празднование Рождества Христова всегда вызывало такой вопрос: поскольку мы знаем, что этому младенцу придется ради нас, грешных, перенести такие страдания и умереть на Кресте, почему мы тогда торжествуем?

Это очень интересный вопрос, почему мы торжествуем. Каждый из нас приходит в этот мир на страдания, в книге Иова, самом древнем и философском ветхозаветном произведении, есть слова: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться к небу». Человек там не празднуется, а оплакивается, потому что он приходит на страдание, а радуются его кончине.

Последний раз, когда в Риме умер папа римский, то показывали, как на площади ликовали люди. Потому что это христианское отношение: человек отошел ко Господу, и его земной путь, связанный со страданиями, искушениями и некой отлученностью от Бога, закончился.

Мы празднуем рождение человека на земле, прежде всего, потому, что это дар Бога, которым открывается очень многое. Когда мы празднуем Рождество Христово, мы празднуем и рождение человека, который обрел дар жизни, потому что во Христе две природы - и человеческая, и Божия. Мы как христиане радуемся и тому, что Бог воплотился ради нас, грешных. Понимаем, что будут страдания, но не можем не радоваться, поскольку через это Рождение и мы обретаем новое духовное рождение.

Во-первых, Anno Domini - Лето Божие. В советское время мы привыкли писать о летоисчислении «до нашей эры», «после нашей эры». Мы живем в новолетие - после Рождества Христова. Началось новое время, пришел Новый завет, это мы празднуем, с одной стороны.

С другой стороны, Рождество Христово напоминает нам о собственном нашем рождении. Как о рождении телесном, когда мы обрели дар этой жизни, и имеем возможность служить Богу. Так и о рождении духовном, как сказал великий христианский богослов, «для того чтобы человек стал богом, Бог стал человеком». Это непостижимо.

Рождество Христово - исторический водораздел, который существует между Ветхим и Новым заветами. Это очевидно для христиан, но это должно быть очевидно даже для тех, кто не имеет отношения к христианству. Во-первых, новое летоисчисление, во-вторых, новое понимание цели человеческой жизни. В некотором смысле новое, но хорошо забытое старое.

В Ветхом завете есть упоминания о тех праведниках, которые ходили перед Господом, высшая степень праведности. «Христос посреди нас» - личное общение с Богом поменялось в Новом завете по сравнению с Ветхим?

Несомненно, поменялось, потому что в христианской вере присутствует учение о сошествии Святого Духа. Об этом в Евангелии упоминается дважды. Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать.

Всем хорошо известно о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, именно его мы отмечаем как рождение нашей Церкви и явление Пресвятой Троицы. Это третья ипостась того же самого Бога, тот самый Утешитель, Которого обещал послать Спаситель. В первый раз о Святом Духе упоминается, когда Спаситель является ученикам в первый раз по Своем воскресении, войдя к ним дверями затворенными. Он дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого», в тогда не было говорения на языках, явных чудес.

Учение о Святом Духе предполагает, что мы теперь не одни, мы не сироты, а пребываем в полноте общения с Богом, в некоторой степени мы уже с Богом. Посреди евхаристического канона, в самом сердце Божественной литургии, звучат слова «Христос посреди нас», это фраза, которую говорят священники, оборачиваясь друг к другу. Ответ на нее: «И есть, и будет». Эта фраза становится актуальной, потому что Он здесь, посреди нас, мы в Нем, и Он в нас. Господь говорит: «Как Я в Отце, и Отец во Мне, так и Я в вас, и вы во Мне». Это тайна, непостижимо для человека, но это факт. И в этом отличие Ветхого и Нового завета. Речь идет о полноте общения с Богом, той полноте, которой человек преобразовывается, которой он, по выражению богословов, обоживается. Суть этого в том, что человек, христианин находится под воздействием Святого Духа, и невидимым образом, через обстоятельства, откровения происходит его преображение. В Ветхом завете подобного не было.

Кем были апостолы до сошествия на них Святого Духа? Они ученики Господа, ходят за ним, но порой даже не слышат Его. Когда же происходит предательство и на их глазах разворачивается вся эта трагедия, они в состоянии изумления, в состоянии душевного хаоса, и они разбегаются. Но после внутреннего дуновения Духа Святого еще за закрытыми дверьми, а затем в день Пятидесятницы, они вдруг преображаются и начинают открыто говорить о своих убеждениях, а ведь они рискуют жизнями. Что же так резко их изменило? Это сошествие Утешителя, благодаря Которому в их жизнях что-то стало невидимо меняться. Происходит то, что продолжается по сей день.

В истории человечества не было ни секунды с того момента, как Христос родился, воскрес, с того момента, как сошел Святой Дух, чтобы духовная жизнь и развитие Церкви останавливались. Не было ни одной доли секунды в жизни всего мира, чтобы те изменения, которые стали происходить, прекратились. До сих пор все это существует, все это развивается.

Если возвратится ко второй ипостаси Святой Троицы, к Богу Слову. Потому что, когда мы говорим о Христе, мы говорим о Слове. Эта тема ускользает, когда мы говорим о молитве, причастии. Тема внутренних, сокровенных отношений человека со Христом. Общение, которое позволяет чувствовать Бога как своего друга, соратника, учителя, отца. Как выразить норму этих отношений.

Можно использовать евангельские сюжеты и слова Спасителя: «Вы уже не рабы, а мои друзья». Спаситель неоднократно говорит об этом, обращаясь к апостолам, а через них ко всем нам. Во время Тайной Вечери Господь делает много того, чтобы это стало очевидным: умывает ноги ученикам, через это дает нам понять, что нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя.

Но истинное ощущение Господа как единственного и самого верного друга может произойти лишь благодаря тому божественному откровению, которое имеет личный характер в жизни каждого человека. Никакие специальные внешние приуготовления не могут способствовать этому. Только живая встреча. Не мы, сам Господь находит нас. Мы можем искать истину, но по этой истине Господь открывает себя сам.

В этом и смысл Рождества. Человечество в образе Девы Марии отвечает согласием на призыв Божий. Господь стоит и стучит при дверях, но Он не врывается в нашу жизнь. Он посылает каждому человеку знаки. Есть хорошее выражение - «Позволь истине найти себя». Надо открыть дверь своего сердца Богу, дать найти себя. Тогда через это индивидуальное божественное откровение, ты осознаешь, что есть Господь Бог как твой друг, оставаясь при этом другом.

Есть другая восточная поговорка «Спящего не буди, голодного накорми». Как объяснить тот голод по Господу, который просыпается в человеке после его встречи с Ним?

Этот голод открывается благодаря тому, что Господь приходит к человеку. Все это очень индивидуально, потому сложно объяснить. Божественное откровение происходит в очень личных, понятных только данному конкретному человеку, параметрах. Кому-то нужны определенные яркие чудеса, кому-то интуитивные переживания, кому-то встреча и общение с определенными людьми. Господь посылает нам людей, которые вдруг появляются в нужное время в нужном месте и говорят именно о том, что важно сейчас тебе, потом они даже забывают о том, что говорили и почему они говорили об этом. Но для Вас это было важно, для Вас это был ответ.

Благодаря божественному откровению человек понимает, почему Господь - единственный и верный друг. Осознание той любви и верности, которые исходят от этого друга, позволяют понять, почему Он действительно Господь. Мы знаем, что такое материнская любовь, и что это тот дар, который дан человеку как отдаленный образ божественной любви. Поэтому мама - это единственный и самый неповторимый друг, однако панибратства быть не может, она остается мамой, это святое слово - мать. Представьте Бога в такой перспективе, но только умножьте на миллион, потому что это несоизмеримо - это ощущение заботы, ощущение любви и верности. Когда отвернутся все, Господь не отвернется от человека, как Он сказал: не оставлю вас сиротами, пошлю Утешителя, ради этого Я встал среди вас, зная ваши скорби и страдания. Если рассуждать обо всех мировых религиях, то христианство - самое уникальное, если говорить с точки зрения обывателя.

- Следующий вопрос об узнаваемости, Вы говорите, что бывает так, что встречаешь человека , который дает ответы на вопросы, которые волнуют. Но ведь бывает так, что Господа не узнавали, даже его ученики, например, те двое, что шли в Эммаус. Особенность воскресшего Спасителя в том, что Он часто был неузнаваем.

Это очень сложный момент, Вы затронули непростую тему, на нее даже не так много толкований. Большинство экзегетов побаиваются затрагивать эту тему. Начиная с Марии Магдалины, которая приняла Его за садовника. Она узнает Его лишь, когда Он называет ее по имени, то есть в этом было что-то индивидуальное. Конечно, мы можем долго полемизировать на эту тему, но остается тот факт, что после воскресения Спасителя не всегда узнавали те, кто знал Его при жизни. Почему так? Может быть, это тоже информация к размышлению для нас, христиан. Лично я плохой экзегет, чтобы все это истолковывать. Может быть, это имеет отношение к тому, что Христос открывается очень индивидуально. Тот факт, что в Евангелии есть такие сюжеты, не согласующиеся между собой, как раз опровергает мнение многих атеистов, что его некогда написали, как некую сказку. Многие события в Евангелии идут как бы против логики, потому естественно предположить, что это описание событий, которые имели место быть, и которым до сих пор нет объяснений.

Апостолу Павлу нужна была такая встреча, как она произошла, он должен был ослепнуть, услышать голос, который не слышали его спутники, и услышать именно эти слова - «Трудно тебе идти против рожна». Что обозначает эта фраза, ведь эти выражения использовались в определенном контексте в древнегреческих философских сочинениях, с которыми, безусловно, был знаком апостол Павел.

Повторюсь, что с тех пор, как Христос пришел в мир, этот процесс ни на секунду не останавливался, Дух действовал в Церкви всегда, Церковь стояла и устоит, и «врата ада не одолеют ее», и блики падают на весь мир. Другое дело, что в мире, искаженном первородным грехом, искажается и святость Христова, и мораль христианская переворачивается: вроде бы все правильно, но какие плачевные результаты.

Например, два понятия фарисейство и пуританизм. Ведь фарисейство в свое время - благочестивая религиозная практика. В основе пуританизм лежит слово «чистота». Но что в итоге? Фарисейство и пуританизм находятся на одной шкале выхолощенности и лицемерия, а ведь какие благие намерения в основе.

Это говорит о том, что слово без Христа мертво, об этом говорит апостол Павел: «буква умерщвляет». Жизнь человека без реального переживания Христа, без божественного откровения не обладает силой, более того, иногда становится смертоносной.

К вопросу о «букве убивающей»: среди православных есть страх перед живым общением с Богом, прикованность к молитвослову, когда человек может молиться лишь теми словами, что в нем написаны, но неспособен к индивидуальному диалогу с Господом.

Не вижу ничего плохого в том, что человек использует молитвослов и прикован к нему, это наше богатое христианское наследие, и все эти молитвы проникнуты очень сильной верой поколений христиан, живших до нас, они нам в назидание.

В молитве все тоже очень индивидуально, главное то, как настроен человек внутренне. Если человек любит молитвенное правило, то дай Бог. Или я неправильно понял Ваш вопрос?

Речь не о том, что плохо молиться по молитвослову. Святоотеческие молитвы всегда будут нам образцом. Речь о том, что у человека страх оторваться от написанных букв и обратиться к Богу, как папе…

Я уверен, что у православных христиан в полном смысле слова такого страха нет. Если человек далек от Христа, такой страх может быть, а если он действительно православный человек, переживающий божественное откровение, для него такого вопроса нет.

Вопрос телезрительницы о Гефсиманском молении, когда Христос молится перед своими страданиями и говорит «Да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Кому молится Христос, если Он сам Бог?

Интересный вопрос, естественно, Он молится Отцу Небесному, это связано с понятием Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, три ипостаси одного Бога. «Непостижима тайна сия», человеческим разумением постичь Пресвятую Троицу невозможно - здесь я перефразировал постановление Вселенского Собора.

Неслучайно греками и было введено слово «ипостась», не персона, но и не одно… это сложный богословский вопрос, который долго пытались осознать, дать точную формулировку и чтобы дальше не впадать в искушения, дано было определение, что есть вещи, непостижимые человеческому разуму. Как можно постичь безграничность Божию? Попробуем понять хотя бы бесконечность Вселенной, мы это знаем, но не можем.

Есть вещи реально ощутимые, но человеческим разумом непостижимые, поэтому мы и говорим о вере. Поэтому Господь говорит: пока не уподобитесь детям, не войдете в Царство Божие. Пока как дети, не доверитесь полностью мне, не сможете быть в полноте общения со Мной. Когда же пребудете в этой полноте, найдутся и ответы на многие непознаваемые вещи. Думаю, что ответ на то, что такое Пресвятая Троица, индивидуально для многих христиан присутствует, но это не самое главное, самое главное - пребывать в Господе. Надеюсь, что я хоть как-то ответил на Ваш вопрос.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться в эти Святые дни без поста?» Пояснение ведущего: речь идет о часто встречающейся практике поститься перед Причастием три дня, порой семь.

Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается по документам Межсоборного присутствия, пока формальные результаты не достигнуты, поэтому скажу Вас свою субъективную точку зрения. Вам надо определиться, что такое для Вас пост, как Вы его понимаете: отказ ли это от еды и питья либо определенная духовная жертва Богу, связанная с Вашим внутренним переживанием веры. Апостол Павел говорил, что тот, кто принимает Тело и Кровь Христовы, не размышляя о них, принимает себе в осуждение. Что он имел в виду под этим: пост или то, что человек, у которого нечиста совесть.

Святитель Василий Великий говорит: знаю, Господи, что недостойно причащаюсь, так как не рассуждаю Тела и Крови Твоей.

Может быть, я не совсем полно ответил на заданный вопрос, но, как говорил древнеримский философ и поэт Вергилий «и следов, что я здесь наметил, достаточно для того, чтобы вы своим чутким умом довершили все остальное».

Отец Александр, мое субъективное мнение, что вопросы о том, как часто причащаться, как подходить к причастию сводятся к какому-то механизму, живой Христос исчезает из этих вопросов…

Вы знаете, я неоднократно с этим встречался. Этим летом я ездил отдыхать и, как всякий христианин, ходил в храм, причащался, в других епархиях мне не всегда удобно причащаться, как клирик, в алтаре. И вот в этом году у меня был такой опыт в одном из храмов Русской Православной Церкви на Украине. Несмотря на то, что было очень жарко, ощущение единства молитвы было велико. Передо мной стояла группа людей, на которую я смотрел с восхищением, поскольку они истово молились, думая о том, как мне недостает такой вот веры. Когда подошел момент причастия, и начался некий хаос, как это обычно бывает. Мы с матушкой негромко говорили, чтобы определиться, куда надо пройти. И вот один из тех истово молившихся обернулся и сквозь зубы проговорил:

Самый важный момент - причастие!

Я понял, он недоволен тем, что мы разговариваем, и извинился. Потом, кажется, все должно было продолжаться позитивно, но он опять повернулся и спросил с вызовом:

А Вы вообще исповедовались?

И я почувствовал от этого набожного человека волну антагонизма по отношению ко мне. То есть, он не знает, кто я, откуда. Что меня поразило: он истово молился, падал на колени, но с каким сердцем он шел к причастию. Это было настолько разочаровывающе, печально и пугающе для меня. Понимаю, что это искушение, потом я клирик Русской Православной Церкви, а если зайдет более слабая душа и увидит такую вот христианскую любовь?

Это касается вопроса приготовления к причастию. Вроде он отстаивает свою святыню, а я шепчусь со своей женой, оскорбляю его религиозные чувства. Но готов ли он к причастию? на Христа ли он смотрит или озирается вокруг? я не пытаюсь судить его, размышляю на актуальную для всех нас тему.

Вопрос телезрительницы из Белгорода: «Скажите, пожалуйста, мы живем в новой эре, начиная с Рождества Христова. А кто и как установил эту новую эру?»

То есть, когда была введена новая календарная система. Точно я Вам не скажу, я не специалист по этим вопросам.

Недавно я интересовался этим вопросом, поэтому могу ответить, что это было сделано в шестом веке Дионисием Малым, причем он допустил ошибку на пять лет. Это западный латинский монах, который решил, что пора отказаться от языческой системы летоисчисления. Он произвел расчеты, но, как выяснили современные ученые, допустил в них ошибку, в результате получилось, в действительности Господь родился на пять лет раньше.

Наверное, не столь важна конкретная дата, важен сам факт.

Да, конечно. Но тогда ажиотаж, который происходил вокруг этой даты в 2000 году, миллениум, ожидания конца света с высчитыванием на календаре теряют всякое значение.

По-прежнему ожидают, снимают фильмы об этом. Господь же сказал: «Ныне суд миру сему», потому что Свет пришел в мир, и мир не принял Его. Христианское богословие говорит о том, что мы уже живем в эсхатологический момент.

Подробнее о том, как возник календарь, что с ним происходило, можно узнать в «Православной энциклопедии» и в интернете по ссылке «Дионисий Малый».

Хотелось бы задать вопрос о том, встает ли перед нами проблема выбора - быть с миром или с Господом?

Вопрос интересный и сложный. Плох ли мир сам по себе, если он создан Господом. Думаю, надо говорить о выборе между добром и злом. Все зло в этом мире надо отвергать в пользу добра и следовать за Господом, другого пути у христианина в этом мире нет.

У любого человека всегда стоит вопрос выбора между добром и злом. Человек может философствовать, чтобы находить оправдания для какого-то зла, но в глубине души он хорошо понимает, в чью пользу он делает выбор. Если допустить хоть маленькую оплошность и с чем-то мало-мальским злым согласиться, оно схапает тебя всего. Невозможно служить Богу и мамоне, невозможно сидеть на двух стульях… нельзя быть христианином чуть-чуть, лишь по воскресениям. Это вопрос христианской совести, выбор надо делать в пользу добра, то есть Бога.

Если ты живешь в этом мире с Богом, ты видишь первозданную красоту этого мира. Когда ты с Богом ты заново открываешь ее для себя, для чего ты пришел в этот мир.

Надо всегда просить Бога избавить от зла, которое постоянно пытается нас поработить, чтобы увидеть красоту мира, который сотворил Бог, и подлинный смысл нашего бытия.

Время нашей передачи, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас по традиции благословить всех наших телезрителей.

Хочу поздравить всех телезрителей, всех работников телеканала «Союз», лично Вас, Михаил, с Рождеством Христовым, светлым праздником, с которого начинается Anno Domini, Лето Господне, пожелать вам всем божественного откровения в этом новом году. Да укрепит всех нас Господь силой Духа Святого. Аминь.

- Христос посреди нас!

И есть, и будет!

- Аминь!

Гость передачи: иерей Александр Асонов.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.


Своим долгом считаю перед Вами искренне благодарить Вас за то внимание, которым Вы удостаиваете нас. Иот души желал бы быть Вам полезным в приношении посильной лепты для Вашего «Душеполезного чтения», изложенного в данном письме.

У нас с Вами опять есть возможность пообщаться и опытно на деле познать сокровище своей веры. Вера спасающая познаётся не умом, а сердцем. К сердцу я и буду направлять свои слова. А вы постарайтесь их вместить, потому что можно быть и учёным, и Библию всю выучить наизусть, а опытно так и не узнать своей веры.

Мы живём в трудное, смутноевремя. Многие теряют способность понимать суть духовной жизни. Широкой мутной волной разливается в жизни практическое язычество. Представляете, каково должно быть служение пастырское в наше время?

Последнее время мы много говорили с Вами о Рождестве Христовом. Но давайте ещё раз посмотрим, что было дальше. Заглянем глубже в своё сердце.

Мы знаем, как родившегося Христа встретила человеческая холодность, и человеческая злоба, и ненависть. Когда Спаситель должен был родиться, Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, стучалась во все двери, и никто двери не открыл. В деревне Вифлеемской не оказалось нигде ни одного места для них.

Нам это сейчас, вероятно, особенно понятно, ощутимо, когда мы думаем о бесчисленном количестве людей, выброшенных из своих домов, потерявшихся, по разным причинам оказавшихся на улице. Эти люди нигде не могут причалить, им некуда идти, их никто к себе не зовёт.

Теперь мы можем себе представить, как Божия Матерь, готовая разрешиться, искала места, где бы ввести в мир воплощение Сына Божия. Но у всех людей были свои заботы, всем было хорошо дома, было светло, было тепло, было сытно. А если кто был бедняком, тому не хотелось разделить с чужими людьми ни своей хижины, ни своего хлеба.

Вспоминается случай: перед поступлением в семинарию на приходе я исполнял послушание алтарника . Домой добирался обычно пешком. Но вот в один день после службы что-то сильно разболелся и решил доехать на транспорте. Зашёл в автобус, и оказалось, что на билет не хватило несколько копеечек. Конечно, меня попросили выйти, и пришлось добираться домой из последних сил. Тогда я понял, что по нашим земным законам, если у тебя не хватает этих нескольких несчастных «железок», то ты можешь умереть на улице от воспаления лёгких или ещё от чего-то. Вполне возможно, что и Божию Матерь не пустили в гостиницу из-за отсутствия достаточного количества динариев. Мы знаем, что Иосиф и Иисус никогда не были богатыми.

Мы научились очень странному и страшному слову «чужой». Никто не хочет сказать другому человеку: «Ты здесь свой, ты мне родной потому просто, что ты человек, и ты мне ближний потому просто, что у тебя есть нужда, а у меня есть возможность твою нужду облегчить.

В то время, когда Дева Мария встречала тот же ответ - идите дальше, для вас здесь места нет – ни один человек не почуял ни человеческой жалости, ни духовного трепета и ужаса о том, что у его двери находится С ама Матерь Божия. А в это время мудрецы с края света путешествовали впоисках Христа. Они Его нашли в пещере, потому что искали истину. И ещё нашли Христа пастухи, потому что в простоте сердца поверили слову ангельского благовестия .

Человеческая простота, чистосердечие, и человеческая мудрость нашли Христа. Всё, что было между этими крайностями, прошло мимо Него. Мудрыми нам быть не дано; но очищать своё сердце, открывать его, следовать своему сердцу – данокаждому из нас, каждый может это сделать. Удерживает нас лишь страх, себялюбие, как удерживал жителей Вифлеема страх: что будет? Вот войдёт в их жизнь, в их хижину этот мужчина, эта женщина, ожидающая ребёнка, стеснят, чего доброго – останутся; и что будет дальше?

Так и мы поступаем по отношению к Богу вообще. Расскажу случай, происшедший осенью. К нам приехали на приход трудники поработать во славу Божию. Все расходы по содержанию я взял на себя. Трудность была лишь в том, чтобы разместить их, предоставить жильё. В селе есть пустующие дома. Мы обращались к хозяевам за хорошую плату пустить их временно в качестве квартирантов; и представьте себе – никтоне согласился. Так и говорили: «Боже упаси, чтобы кого-то пустить», или «Не дай Бог, кто-то ещё будет там жить», «Нам никого не надо, мы не нуждаемся».

Дело в том, что мы легко обращаемся к Богу, когда нам нужно; но открыть, широко распахнуть дверь сердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход будет концом всего того покоя, строя, который мы с таким трудом создавали и создаём? Что если Он потребует от нас, чтобы мы всерьёз приняли жизнь, чтобы мы всерьёз поверили, что Он Господь, что Его пути должны быть нашими путями, Его мысли должны стать нашими мыслями? Что если Господь разметает весь наш порядок, который нам так дорог, порядок, порой, мёртвый, безжизненный, но порядок, в котором нам привычно и удобно стало жить, без глубоких чувств, без сильных переживаний, без всякой особенной мысли, живя, как живётся – только бы защищённой жизнью.

И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, что ради нас, чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, Он избирает свободно полную незащищённость, изгнанничество. Соглашается ещё до Своего рождения быть названнымчужимилишним,готовбытьотброшенным,исключённым, готов Себя

отдать. И этим Он делается как бы, по земному говоря, свободным миру. Миру, который Его не принимает, Он ничем не обязан. Он этому миру может говорить правду. Те, кто прислушиваются к Нему, делаются Его друзьями, потому что Он говорит всё о Божиих путях, о Своём пути и о наших путях.

Подумаем обо всем, о чём я сейчас говорил: о Боге, о Его неизмеримой красоте и Его неизмеримой любви. Подумаем и о том, как бы каждый из нас мог эту благодарность выразить в условиях своей жизни, своего возраста, своего здоровья, своего положения, во всех условиях жизни, которые Его окружают; как из этой жизни сделать радость Богу, радость людям и спасение.

Февраль 2008 года.

Наверное, многие будут со мной согласны, что просветительская деятельность – нужное и полезное дело. Созидание храмины Духовной не менее важно, чем созидание церквей и проведения строительных работ. По совету Святых подвижников нужно и то делать и этого не оставлять.

Если кто пожелает внести посильную лепту в распространении Слова Божьего, то просим направлять свои пожертвования по нашему адресу.

Из земной жизни Господа нашегомы знаем, что Его окружал небольшой круг людей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду. В знак благодарности к Богу и пастыри доносят до людей в проповеди Божию правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и о том, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, который Богу стал своим снова.

Я не хочу произносить слов, что обязанность пастыря перед Богом и людьми заключается в том, чтобы заниматься просветительской, благотворительной и другой какой деятельностью, выпускать печатную продукцию, искать для этого спонсоров и т. д., хотя об этом много говорят последнее время. Холодное слово «обязанность » означаетсвязанность, оно значит – несвободапоступать иначе; а наша радость именно в том, что мы свободны так поступать . И о милосердии также сказано у Апостола, что добровольно дающего – любит Бог.

Мы знаем, что многие Апостолы оставили после себя послания. Святыми отцами составлены книги и поучения. «Во всю землю разошлось вещание их, и в концы вселенные глаголы их! » Хотелось бы, чтобы и наша с вами жизнь стала сплошной благодарностью, воплощеннойв наши мысли, в наши сердца, в нашей воле, в каждом нашем действии. Пусть Слово Божие растёт и умножается и наполняет землю и помогает нам, нашим близким и всем людям найти дорогу к храму, дорогу к Богу.

Евхаристия - сердце Церкви. Христиане исполняются совершенной радостью, празднуя за каждой Божественной литургией Светлое Воскресение Господне. Здесь Христос среди нас, и невольно восклицаешь: «Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спастися нам».

Таинством таинств является Евхаристия - сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо само ее существование. Евхаристия была центром жизни Древней Церкви. Первые христиане часто причащались, исполняясь пасхальной радости и благодаря Бога, живя в Нем. Они имели подлинное, непосредственное переживание Божества, они чувствовали себя в реальном и непосредственном общении со Христом, они горели радостью поклонения Воскресшему…

Евхаристия - это праздник. Она (как и Пасха) - «праздников Праздник и Торжество есть торжеств» (ирмос 8-й песни Пасхального канона). Литургия есть радостное торжественное благодарение, основное настроение которого - хвала Богу. Не случайно во время Великого поста Божественная литургия часто не служится, либо совершается литургия Преждеосвященных Даров: ликующий характер евхаристических молитв не соответствует скорбному настроению этих дней. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и, одновременно, с радостью.С покаянием - от сознания своего собственного недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинство.

Человек устремляет свой взор не на себя, а на Бога, на Его величие. Речь идет не столько о самоусовершенствовании, сколько о том, чтобы открыться Божьему свету. И именно эта радость бескорыстным образом отражается на природе человека и меняет ее. Поскольку человек ничего не дабавляет к величию Божьему, то оно действует само по себе. Не нужно все время сгибаться под своей духовной нищетой, мучиться из-за грехов, но в день Господень - не в этом ли заключается дар Его благодати? - нужно отдохнуть на несколько мгновений, исполнившись чистой и прозрачной радостью.

«Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». Древние христиане на этот возглас священника о наступлении Благословенного Царства, произносимый в самом начале литургии, отвечали ликующими гимнами.

Два псалма, поющиеся в самом начале литургии, исполнены радости и веселья. Первый псалом начинается возгласом восторга и удивления: «Благослови, душе моя, Господа». Посмотри, душа моя, какое перед тобой радостное чудо: Сам Господь пришел тебя спасти, благослови же Его. Далее еще больше усиливается этот восторг: «вся внутренняя моя» - все мои духовные внутренние силы - пусть благословят Господа, Который исцеляет все недуги, болезни твои, избавляет от смерти жизнь твою. Он, Воскресший и нас Воскресивший, исполняет твои добрые пожелания. В конце - с еще большей силой призыв благословить Господа, все силы Его и все дела Его. В священном восторге автор (царь Давид) заканчивает: «на всяком месте владычества Его…благослови, душе моя, Господа». Весь псалом, как мы видим, проникнут благодарностью перед милостями Божьими и священным трепетом перед Его величием. Второй псалом выражает еще больший восторг. Уже не благословить Бога призывает святой пророк душу, но восхвалить, излить свой восторг. «Хвали, душе моя, Господа», - возглашает он и сам отвечает: «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему», - пока я существую - «дондеже есмь». Заканчивается псалом торжественно: «Воцарится Господь во век». В этом псалме прославляется безмерная милость неизреченного человеколюбия Божия и призываются Его милости на молящихся.

Приближается время Евхаристического канона. Священники целуют дискос и чашу, целуют престол и совершают взаимное целование. Главный священник (предстоятель) приветствует каждого подходящего: «Христос посреди нас», сослужащие отвечают ему: «И есть, и будет». Происходит так называемое «целование мира», которое до сих пор совершается в алтаре.

В первохристианской Церкви целование мира происходило также и в храме среди молящихся. Все присутствующие с произнесением вышеуказанных слов целовали друг друга: мужчины - мужчин, женщины - женщин. Священные гимны сменялись взаимным целованием.

Мы буквально купаемся в Божией любви. И если этого не замечаем, то потому, что наши сердца огрубели. Сам факт нашего прихода в мир, сам факт нашего бытия, нашей жизни - это настолько достаточное основание для нашего счастья, что он с необходимрстью должен приводить нас к ответному благодарению Бога за все Его благодеяния. Все, случившееся с тобой, все посланное Богом ты воспринимаешь с радостью и трепетом и в ответ благодаришь: «Благодарим Господа!».

Таинство Евхаристии завершилось. Раздается возглас: «Святая святым». Священник причащается, после чего в алтаре читает благодарственные молитвы («Воскресение Христово видевше», «Светися, светися»), проникнутые величайшей радостью и ликованием о Христе Воскресшем.

Закончилось причащение мирян, и хор поет песнопения, сияющие весельем и радостью. Они выражают торжественно-благодарное пение душ причастников. В Евхаристии человек обретает Царствие Божие. Оно приблизилось, оно уже среди людей, посреди и внутри них. Ища Царствия Небесного, человек слушается своего Господа и становится Его сыном. И, когда он Его обретает, радуется, как тот, кто «нашел жемчужину», как тот, кто «нашел сокровище», - и радость его совершенна. «Могут ли печалиться сыны чертого брачного, пока с ними жених?»(Мф. 9:15). «А друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29).

После всеобщего Воскресения Христос наполнит собой всякую человеческую душу и все творение. Уже ничего не останется без Него, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это будет нескончаемый «невечерний день Царствия» (песнь 9-я, тропарь 2-й Пасхального канона) Божьего, вечная радость, вечная Евхаристия у Бога и в Боге. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Податель вечной радости дарует всем святым непрестанное веселье». Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа добра над злом, света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти: «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15: 54 - 57).

Праздник Воскресения Христова - это ежегодная Пасха, но существует и Пасха недельная - каждый воскресный день, когда мы за Божественной литургией приобщаемся Тела и Крови Христовых, когда принимаем участие в Пасхе Господней

Христос посреди нас! - «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Христос посреди нас! - «С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся» (песнь 9-я, тропарь 1-й Пасхального канона). Христос посреди нас! - «возрадуемся и возвеселимся»! (стихиры Пасхи)

«Христос посреди нас. - И есть, и будет». Слова эти и по форме, и по содержанию сродни пасхальному приветствию: «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!».


Христианские приветствия


Так как же принято здороваться в православной церкви ?


Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)


Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»



Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?

Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами:«Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем:«Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить:

«И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» ; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»


Во-вторых:


благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.


В-третъих:

согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».


В-четвёртых:

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.


Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.


В монастырях не входят в чужие келий, но сначала стучат в дверь и творят в слух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.» женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших....) . И не входят к находящемуся в келии, покуда не услышат из-за двери: «Аминь.»


В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».


Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам.


Вопрос читателя:
Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея. Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета. Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени. Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего. И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы. Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь. И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество». Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»