Первородный грех.Православное учение о распространении греха в мире. Представление о грехе в христианстве и исламе

  • 23.09.2019
- Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают - у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

Есть выражение «смертные грехи» - что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

- Так грех это вина или болезнь?

И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

- У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Cамая опасная страсть - гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей - себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невиновные?

С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

- Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

- Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

- Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать - это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

- А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое - пишет он - и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец.

- Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

- В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг - подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник - это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий Ребров

Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Несоответствие этим нормам – грех. «Грех – есть беззаконие» (Ин.3:4). Какой бы ни был грех, по сути это нарушение или отвержение Божьего закона. Это нечто противоположное Богу.

Природа греха

Источник греха

От начала сатана согрешил через гордость, которая предшествовала падению (Ин.8:44, 1Ин.3:8)
Грехопадение Адама и Евы (Быт.3). Грех берет свое начало от свободы выбора человека.

Понятие первородного греха

Грех Адама повлиял не только на его жизнь, но и на все человечество (Рим.5:12-21, 1Кор.15:21-22). Это получило название первородного греха.
Несколько фактов касательно первородного греха (Рим.3:21-24, 5:12):
- все человечество было объединено в Адаме
- после грехопадения Адама все люди имеют искаженную природу
- зло пришло в мир (Было ли зло сотворено Богом? Пример: столовая соль, состоит из Na и Cl, которые отдельно являются ядами для человека)
- всеобщая греховность человечества
- законность наказания (осуждение и смерть). Предупреждение Бога - Быт.2:17
- последствия грехопадения оказали влияние как на человека, так и на землю (Быт.17-18). Природа пришла в беспорядочное состояние, творение стенает (греч. «разочарование, пустота», Рим.8:19-22), потеряв первоначальное предназначение.
- нуждаются в спасении

Характеристики греха

В Новом завете слово «грех» обозначается несколькими понятиями: греч.слово «хамартиа» означает неисполнение требований (Гал.1:4, Рим.6:6,12), «аномия» - без закона (1Ин.3:4), «адикия» - неправедность (2Петр.2:13-15), «парабасис» - преступление, нарушение (Рим.5:14, Иак.2:9,11), «асебеиа» (противоположное слово «себомаи» - оказывать почтение, поклоняться) – безбожность (Иуда 4, 2Петр.2:5, 3:7).

Грех познается законом (Рим.7:7-12, Гал.3:24, Рим.3:20).

Неверие, отсутствие веры и доверия Богу, а также непослушание (Евр.3:18-19, Рим.14:23, Евр.11:6)
- преступление, нарушение заповедей, закона (Рим.4:15, 5:14, 1Тим.2:14)
- Гордость, выражающаяся в желании уподобиться Богу, а также в отрицании Его (Пс.9:25, Ис.2:11, Иак.4:6)
- Похоть, эгоцентричность, страстное желание обладать большим (1Ин.2:15-17, Иак.4:2)
- Бунт, открытое непослушание воле Бога (1Тим.4:1, Евр.4:12; преступление закона Божьего, Евр.2:2, 2Кор.10:6)
- Нравственное разложение, развращение
- Нечестие, противоположность благочестию, праведности, идолопоклонство (Кол.3:25)
- Несправедливость, неправда (1Ин.5:17, Лев.19:15, Иез.18:24)
- Вероломство, предательство, неверность, отступление от веры (Евр.6:6)

Это немногое перечисление характеристик греха, мы можем видеть также всевозможные сочетания этих составляющих. В итоге все известные грехи являются бунтом против Бога.

Однако, грех – это не только отдельные действия, но также и сущность, или природа человека (Еф.2:3). Это также внутренняя управляющая сила или состояние, выражающееся внешне (Мтф.5:27-28). Грех выражается как в поступках, так и в мотивах, греховных мыслях, отношении.

В Новом завете часто грех связан с плотью (греховная натура), где грех берет свое начало, это месторасположение греховных желаний (Рим.7:5-8:18, Гал.5:16-24), а также с сердцем и разумом, представляющих внутреннюю жизнь и личность человека и нуждающихся в обновлении (Мтф.15:18-20, Евр.3:12, Рим.1:28, Рим.12:2, Еф.4:17, 1Тим.6:5, Пс.65:18). Греховная природа противостоит Духу.

Степень греха. Есть грехи по незнанию и преднамеренные, тайные и публичные, по слабоволию и в самоуверенности, с дерзостью. Для Бога любой грех является грехом, Он реагирует на него. Отличаются лишь последствия и причиненный ущерб (Лук.12:47-48). Грех к смерти (1Ин.5:16-17). Грех, который не будет прощен – хула на Святого Духа (Мтф.12:31). Произвольный (греч.добровольно) грех, за который не остается жертвы – Евр.10:26.

Совершаются как неверующими, так и верующими.

Греховные поступки могут совершаться против Бога, другого человека, самого себя. Однако сам грех в итоге совершается против Бога (Лук.15:18,21)
Грех может быть активным – совершение зла, либо пассивным – отрицание добра (Лук.10:30-37, Иак.4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех).

Искушение не является грехом. Но цель дьявола в искушении привести человека к греху, заставить его согрешить (Мтф.4;1-11, Евр.2:18). Бог не искушает злом (Иак.1:13).

Грех тщетен. Он может принести поначалу выгоду или мимолетное счастье, однако в итоге приводит к разрушению (Евр.11:25-26, Пс.72, 9:22-32).

Причины греха

Невежество. Грехи могут совершатся по незнанию (Лук.12:47-48). Ошибка. Обольщение. Обман сатаны (Ин.8:44). Слабоволие. Невнимание, непослушание Пс.27:5.

Последствия греха

По своей природе грех является разрушением.

Грех требует наказания. Факты о наказании: 1) возмездие принадлежит только Богу (Рим.12:19); 2) цель – через искупление привести к восстановлению виновную сторону; 3) дает силы не делать грех в будущем (Евр.12:5-17, 1Ин.1:9); 4) Бог дает свои предупреждения, чтобы предотвратить грех
Возмездие за грех – смерть (Быт.2:17, Рим.6:16,23, Рим.5:12-21). Можно разделить физическую и духовную смерть. Физическая смерть пришла с грехом – Быт.3:19. Неспасенный человек переживает духовную смерть, что является окончательным отчуждением от Бога (Еф.2:1-6, Кол.2:13, Иак.5:20). Смерть вторая – Откр.20:12-14.

Грех разделяет человека с Богом (Еф.2:12-19, 4:18).

Грех вызывает вину. Существует вина объективная, которая имеет отношение к самому проступку, осознает ли его грешник или нет. А также субъективная, которая относится к чувству вины в самом человеке. Чувство вины может быть удовлетворено прощением, а может быть чисто психологическим и причинять страдания (1Ин.3:19-20).

Грех ставит грешника в неизбежную зависимость, господствует над ним (Рим.6:12-23, Ин.8:34, 2Петр.2:12,19). Запинающий грех (Евр.12:1).
Последствия греха – проклятия, страдания, болезни и смерть, волнения и беспокойство (Ис.57:20-21), отсутствие цели, зло и испорченность (Вт.30:15,18), скорби и беды (Пр.22:8, Пс.6:8).

Отношение Бога к греху

Бог ненавидит грех (Пс.10:5, Рим.1:18), но испытывает терпение по отношению к грешнику (Исх.34:6, 2Пет.3:9), жалость (Ос.11:8), любовь к человеку, выраженное в прощении и искуплении (Рим.5:8, Ин.3:16, 1Ин.4:9-10). Желание Бога достигнуть заблудшее человечество.

Безгрешность Иисуса

Иисус не имел в себе греховной природы, был совершенной жертвой за нас (2Кор.5:21, Евр.4:15, 7:26-27, 1Петр.1:19, 2:22, 1Ин.3:5).

Восстановление после греха

Грех вызывает чувство вины, нуждается в прощении. Непрощенный грех продолжает оказывать влияние на человека.

Избавиться от греха можно только через кровь Иисуса Христа, приняв Его жертву. Искупление. Бог прощает грехи, это Его желание. Происходит по благодати, Рим.3:24-26.

Условие возрождения – облечение в новую природу, которая заменяет старую греховную природу Еф.4:21-24. Эта замена может произойти только извне человека (Иез.11:19-20, 1Петр.1:3). Прообраз – принятие водного крещения.

Два факта искупления: умерли для греха, живы для Бога, для праведности, Рим.6:22, 1 Петр.2:24.

Грех не имеет власти над верующим, т.к. мы мертвы для греха (Рим.6, Кол.3:3, 2Тим.2:11). Не грех господствует над нами, а мы господствуем на ним. Иисус даровал нам победу над смертью и грехом 1Кор.15:55-57, Евр.2:14-15. Верующий в Иисуса Христа имеет жизнь вечную – Ин.3:16.

Прощение грехов прошлых, настоящих и будущих Рим.3:25-26!!!

Верующий, который согрешил, должен исповедовать свой грех (признать), покаяться, принять прощение, если возможно, возместить ущерб 1Ин.1:9
Любовь к Богу может помочь нам защититься от греха, а также понимание и исполнение Его заповедей (Рим.13:10, 1Петр.4:8, 1Ин.4:7-10)

I. АНТРОПОЛОГИЯ В ПАТРИСТИКЕ

1. ВАЖНОСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Пока на Востоке шумели христологические споры, на Западе на первое место вышли другие проблемы, такие, как греха и благодати, свободы воли и Божественного предопределения. Вряд ли можно переоценить их важность, с точки зрения практического христианства. Их отношение к труду искупления даже более явно, чем христологические вопросы. Именно в этой области проходят основные демаркационные линии великого разделения в христианстве. Доктор Канингем говорит: «Никогда, конечно, не было даже какой-то видимости истинной личной религии там, где отрицалась Божественность Сына Божьего; но очень часто исповедание здравого учения на эту тему, к тому же в течение долгого времени, сочеталось с почти полным отсутствием настоящей религии. В то же время, говоря о пелагианском споре, мы видим, что не только действительной религии почти никогда не было там, где не было исповедания существенного здравого учения по его центральным вопросам, но также - и в этом суть контраста,

Упадок истинной религии всегда сопровождался большим количеством ошибок в учении по этим вопросам; действие и противодействие обоих (учения и религии) друг на друга было быстрым и явным» («Историческое Богословие», I, стр. 321).

2. АНТРОПОЛОГИЯ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ

Главный интерес греческих Отцов лежит в области теологии и христологии, и хотя они обсуждали вопросы антропологии, это происходило несколько поверхностно. В их понимании греха и благодати был известный дуализм, который привел к довольно туманным представлениям с ударением на тех учениях, которые более родственны позднейшим учениям Пелагия, а не Августина. В известной степени можно сказать, что они подготовили путь пелагианству. В нашем кратком обсуждении достаточно будет коснуться лишь основных идей. Их взгляд на грех, особенно вначале, существенно происходил из их противления гностицизму с его подчеркиванием физической необходимости зла и отрицанием свободы воли. Они выделяли тот факт, что сотворение Адама по образу Божьему не включало в себя его морального совершенства, но только способность его природы к нему. Адам

мог грешить и грешил, попав таким образом под власть сатаны, смерти и греховного развращения. Падшая физическая природа передалась через размножение человечеству, но это само по себе не является грехом и не делает человечество виновным. Не существует первородного греха, в строгом смысле этого слова. Они не отрицают солидарность человеческой расы, но признают его физическую связь с Адамом. Эта связь, однако, относится только к телесной, чувственной его природе, которая передается от отца - сыну, а не к высшей и рациональной стороне человеческой природы, которая в каждом отдельном случае является прямым творением Бога. Эта связь не оказывает непосредственного влияния на волю, но воздействует на нее только опосредованно, через интеллект. Грех всегда происходит в свободном выборе человека и является результатом слабости и невежества. Следовательно, детей нельзя рассматривать как виновных, потому что они наследовали только физическую испорченность.

Нужно, однако, отметить, что были некоторые отклонения от этого основного мнения. Ориген, допуская, что известная наследственная испорченность присуща каждому при рождении, нашел объяснение этому в падении души, совершившемся до рождения и до времени, так он подошел очень близко к учению о первородном грехе. И Григорий Нисский еще ближе подошел к этому учению. Но даже великий Афанасий и Златоуст старательно избегали этого учения.

Учение о Божественной благодати, преобладающее у греческих Отцов, было, естественно, под сильным влиянием их концепции греха и во многом ею определялось. В целом, главное ударение делалось скорее на свободной воле человека, чем на действии Божественной Милости. В деле возрождения инициатива приписывается не благодати, но воле человека. Но хотя воля начинает труд, она не может закончить его без Божественной помощи. Сила Божья сотрудничает с волей человека и делает ее способной отвернуться от греха и делать то, что угодно в очах Божьих. Эти Отцы не всегда делали ясное различие между добром, которое способен делать природный человек, и духовным добром, которое требует силы Духа Святого.

3. ПОСТЕПЕННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЗАПАДЕ

Во втором и третьем веках греческая антропология более или менее влияла на Запад, но в третьем и четвертом веках постепенно появлялось учение, которому суждено было преобладать на Западе. Особенно оно заметно в трудах Тертуллиана, Киприана, Илария и Амвросия.

У Тертуллиана теория наследственной передачи зла пришла на смену теории отдельного сотворения каждого человека в греческом богословии, и это подготовило путь учению о внутреннем грехе, в отличие от внутреннего зла. Его знаменитым высказыванием было - «Наследственная передача души включает в себя наследственную передачу греха» («Наследственность души

Уклонись от зла и сотвори благо . Эти слова 33-го псалма часто встречаются на страницах творений святителя Тихона. Недостаточно первое без второго. Как и не обязательно для познания блага узнать прежде, что есть зло. Но грех настолько укоренился в падшей природе человека, распространился в ушедшем от Бога мире, что невозможно не начать разговор о христианской нравственности как бы со стороны обратной: что есть «нравственность нехристианская», или, что прямо безнравственно. Так и святитель Тихон свое учение «об истинном христианстве» предваряет всесторонним исследованием греха и путей его преодоления.

Пользуясь самым кратким и емким в Священном Писании определением греха как беззакония (1 Ин. 3, 4), святитель пишет: «Все то есть грех, что ни делается против святого и вечного Божия закона» (4, 114), и не приводит других определений, быть может считая достаточным собранного из творений святого Иоанна Златоуста: грех есть «болезнь души», ее «проказа», «тяжкое расслабление», «корень смерти»; есть «демон самопроизвольный и безумие добровольное» (2, 124).

Каким же образом совершается грех? «Грех, - пишет святитель Тихон, - бывает делом, словом, помышлением, желанием и намерением». Последние два выделяются из третьего как нарушение заповеди «не пожелай». Грех совершается «помышлением, как-то: услаждение в помысле, от похоти блудной бываемое, тайная ненависть, злоба и проч.; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения, и все, что ни хочет человек сделать против закона Божия» (3, 114). Далее, «грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему руку помощи не подавать. Сего ради как зло делать, так и добро не делать грех есть» (3, 114-115). Наконец, есть грех «владеющий человеком», который «с хотением, советом, умыслом и знанием и предрассуждением делается, например, соблудить, украсть чужое, обмануть и проч. Сей грех называется смертный, ибо будучи содеян рождает смерть (Иак. 1, 15). С таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке купно быть не может, но изгоняется из него, пока тако грешить не перестанет». От него отличается грех, «живущий в человеке, но не обладающий человеком», который «не иное что есть, как немощь природная, коей силой веры и духа противятся благочестивые» (4, 200-201).

Сколь великое зло есть грех , святитель не устает не только повторять, но и подтверждать, в надежде, что его доводы побудят грешника к исправлению. Грехом «оскорбляется величие Божие»; «закон Божий, вечный и непременяемый, разоряется»; «человек, когда грешит, более почитает себя, нежели Бога, предпочитает волю свою воле Божией и закону Его святому» (2, 124; 3, 115). Грех «разлучает человека с Богом и лишает его благодати Божией», вследствие чего, «как умирает тело, когда душа его оставляет, так умирает душа, когда ее Бог оставляет» (2, 124). И это после того, как «ради истребления греха Сын Божий пришел в мир», совершив дело спасения, к которому человек призван только приобщиться, принять помощь, подаваемую «туне».

« Всяк творяй грех раб есть греха », - говорит Господь (Ин. 8, 34). «Коль же тяжкая и мерзкая сия работа! - восклицает святитель. - Лучше бо человеку всякому, и самому мучителю, яко созданию Божию, работать, нежели греху и грехом диаволу. О, когда бы сию работу бедный грешник увидел!.. Тем паче беднейший, что сей бедности своей не познает». И как «раб греха», творяй грех от диавола есть (1 Ин. 3, 8), который «отлучившуюся (от источника жизни - Бога) душу лишает жизни и так умерщвляет ее» (3, 117-118). Это умирание души в грехе начинается еще в земной жизни: «грехом раздраженная совесть мучит человека, что часто и в отчаяние приводит»; «грех и временные казни наводит, как-то: кровавые войны, моровые язвы, болезни, глады, пожары и проч.» и «причиной есть, что и само неповинное естество страждет». Но несравненно более бедственно будущее нераскаянных грешников (и по тяжести мучений, и по безысходности из-за невозможности покаяния): «За грех геенна, ад и вечное мучение уготовано», которые есть, по святителю, «лишиться вечно Божией милости и Его сладчайшего лицезрения, с диаволом и злыми его ангелами без конца гнева Божия чашу пить, страдать в пламени оном снедающем, но не умерщвляющем» (3, 119).

Причины греха святитель указывает следующие: «1. Растление естества человеческого. Но христианам, по силе святого крещения и обетов, тогда бывших, должно против склонностей и страстей стоять и подвизаться. 2. Ко греху приводит человека диавол. Невидимые враги всегда в погибель нашу, о христианине, бодрствуют. Не должно убо и нам дремать. 3. Соблазны мира, (подобные) моровой язве, которая в едином человеке начинается и многих близ живущих заражает. 4. Недоброе детей воспитание от небрежения родителей. 5. Привычка, (которая грешников), как веревка, влечет ко греху, и тако, как алчный к хлебу и жаждущий к воде, ко греху, к которому привыкли, стремятся» (6, 205-206).

Что же помогает христианину противостоять греху? «Помощь в подвиге против греха, - по святителю Тихону, состоит в следующем. - 1. Тщаться иметь доброе в младых летах воспитание: молодое деревце, к которой стороне приклонено будет, так и до конца стоять будет: так и юное сердце. 2. От злых и развращенных людей удаляться, чему научает история праведного Лота. 3. Во святом Божием слове поучаться и прочие книги душеполезные читать или слушать. 4. Не гнушаться, но паче любить обличение и наставление . 5. Часто на память приводить то, что при крещении отрицались сатаны и всех дел его. 6. Памятовать последние четыре: смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное. 7. Рассуждать, что краткая греха есть сладость, но вечная горесть последует. 8. Подлость (низость - и. Н.) и мерзость греха да отвратит христианина от греха. 9. О христианском благородии рассуждать, которое есть великое, высокое, превознесенное и непостижимое. 10. Смерть Христова и ужасное Его за грехи наши страдание сильно есть отвратить христианина от греха. 11. Примеры святых Божиих, против греха подвизавшихся, прочитывать и в том им подражать. 12. Злые помыслы восстающие и ко греху влекущие тотчас отсекать - не иначе, как искру огненную от руки отрясаем. 13. Тщаться всегда иметь пред собой Бога и беречься пред всевидящим оком Божиим грешить и беззаконновать. 14. Должно удаляться и от случаев, которые ко греху приводят, как-то: от разговоров, от бесчинных собраний и пиршеств. В таковых бо собраниях столько почти бывает соблазнов, сколько лиц, и столько грехов и беззаконий, сколько слов и дел. 15. Не должно смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, но внимать, чему слово Божие учит: не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2, 15). 16. Понеже через глаза и уши наши, как окна, в храмину сердца нашего всякий соблазн входит, того ради им не должно давать свободу. 17. Неотменно нужна молитва всегдашняя хотящему против греха подвизаться» (3, 120-124). Приводит святитель и известное сравнение, по которому «страсть подобна псу: как пес бежит за нами и гонит нас, когда от него убегаем, а когда против него стоим и гоним его, бежит от нас, так и страсть гонит того, кто ей поддается и слушает ее, уступает же тому, кто противится ей» (3, 127). Здесь намеренно перечислены все средства, предписываемые святителем в борьбе с грехом, поскольку ими советует он противостоять и отдельным грехам, они же помогают и в стяжании добродетели.

Бороться с грехом тем труднее, чем более он укореняется в сердце. «Как дерево, - пишет святитель, - чем более растет, тем более в землю корень свой пускает, так чем более греховный обычай растет, тем глубже в сердце человеческом корень свой утверждает». Привычка ко греху рождается «от замедления в грехе или от его многократного повторения, от чего так сильна бывает, что как вторая природа человека к тому, к чему пристрастился, влечет». И тогда «жестокая брань есть победить обычай» (3, 125). Опасность греха, помимо прочего, заключается в том, что он притупляет совесть; повторением же греха душа все более ослепляется нечувствием, почему святитель называет грех «тьмой духовной». И так «бедственной слепотой поражает грех сердце человеческое, от которой бесстрашие, от бесстрашия же всякое беззаконие бывает!» (3, 128-129).

Трудно противостоять страсти, но «произволение, тщание и труд с помощью Божией все могут». Помогает этой борьбе и память о том, что «страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение, потому что работающие страстям почитают их внутренним сердца покорением, как идолов», вместе с тем отрекаясь «Христа и Бога, в Котором спасение наше есть. А что бедственнее, в том застаревшеся, многие и на оный век без покаяния и надежды спасения отходят, и вечными пленниками ада и смерти делаются» (3, 125-127). Кроме уже названных средств противостояния греху, в помощь борющимся с укоренившейся, находящей в сердце особое сочувствие страстью святитель напоминает, что «познавшему бедственное души своей состояние не должно медлить, но скоро от злого обычая отстать, оставившему же злой обычай не должно возвращаться на той, но твердо против него стоять и побеждать благодатью Божией, задняя забывать и в предняя простираться (Флп. 3, 13)» (3, 127).

Именно духовной слепоте приписывает святитель, как жизнь, проводимую в явных грехах, так и жизнь «лицемерную», при которой только по видимости, внешне, исполняется закон Божий, однако или нет дел веры (милосердия, любви к Богу и ближнему и др.), или нет внутренней духовной жизни, а только исполнение обряда (3, 132-135; 4, 199). Лицемерие святитель выделяет не столько как собственно грех, сколько как опасное своей раздвоенностью (часто на уровне подсознательном) греховное состояние души. «Ничего не пользует, - пишет святитель, - вне являться исправным, а внутрь быть неисправным; телом смиряться, а душой гордиться; на языке веру и любовь иметь, а на сердце неверие и плоды его» (3, 6). Лицемерит тот, «кто уклоняется от зла не ради воли Божией, не хотящей зла, но или ради страха человеческого, или ради своей похвалы, или ради иной какой корысти своей, или кто перед людьми не грешит, но грешит тайно» (3, 260). Ибо «Бог половины сердца, которое и к созданию, и к Богу хочет прилепляться, не приемлет, но всего сердца от нас требует» (3, 296).

Лицемерие обесценивает все добродетели, в том числе смирение (3, 260), молитву (3, 296; 4, 21, 59), любовь (3, 346; 4, 154), веру (4, 199), вообще служение Богу (4, 177), и есть, по святителю Тихону, «знамение самолюбия» (3, 260) и прямо неверия (4, 19, 199).

Столь подробный разговор о грехе как таковом облегчит и сократит, полагаем, рассмотрение грехов отдельных. В выборе их мы также следуем святителю, который в творении «О истинном христианстве» объясняет, почему именно рассматриваемые грехи стали предметом его особого внимания. «Я рассуждения своего не положил здесь о грехах всем известных, каковыми все, и самые грубые люди и народы гнушаются, как-то: разбой, явное насилие и грабление, убийство, блуд и проч. Рассуждение полагается наипаче о таких пороках, которые и других пороков причиной бывают, и каковых нынешний наипаче век за пороки не почитает» (3, 153). Имея в виду прежде всего душевную пользу своих читателей-современников, по преимуществу людей «простых», святитель говорит особо: о гордости, зависти, вражде, гневе и злобе, о клевете и осуждении, лжи, лести и лукавстве, о праздности, унынии, объядении и пьянстве, о сребролюбии, ростовщничестве, хищении, обиде убогих, о славолюбии и честолюбии; отдельно - о злоречии, роскоши, «женских украшениях».

В различных местах своих творений святитель Тихон выстраивает несколько «анаксиологических рядов» греховных состояний человека:

1) гордость - зависть - ненависть - злоба - убийство (§ 80, «Об истинном

христианстве»);

2) гнев - злоба, памятозлобие, ненависть (§ 86);

3) самолюбие - гнев, злоба - месть (§ 87);

4) необузданные сердце и язык - осуждение, оклеветание, злословие (§ 91);

5) гордость, зависть, злоба, злая привычка, ревнование, нетерпение - осуждение - ненависть, вражда,

несогласие (§ 91); подозрения

6) осуждение - печаль - немощь - смерть (§ 92);

7) гордость - славолюбие, честолюбие - ласкательство, лесть, лукавство,

клевета, лихоимство (§§ 128, 131); убийство

8) гордость - осуждение (27, 224).

Они могут быть сведены в общую схему (С.19). В ней началом всех страстей и пороков станет гордость, из которой, при попущенном искушении (например, обиде) и при содействии самолюбия, через зависть рождаются гнев, ненависть, злоба, проявляющиеся при нетерпимости и невоздержанности языка в осуждении, клевете, злословии. Возникшие ненависть, вражда одних может привести к насилию, других - к печали, которая, не будучи уврачевана примирением, может стать причиной болезни телесной и душевной и даже гибели. С другой стороны, питающиеся гордостью же честолюбие и славолюбие порождают лукавство, лесть, клевету, нередко приводя также к печальным последствиям. Осознавая относительность этой «реконструкции», все же полагаем, что она в определенной степени отражает ход рассуждений святителя о взаимосвязи страстей и борьбе с ними.

В творениях святителя можно заметить некоторую «противоречивость» рассуждений. Например, ненависть является в одном случае источником злобы (§ 80, «О истинном христианстве»), в другом - одним из ее следствий (через осуждение, § 91), в третьем же они приводятся вместе как порождения гнева (§ 86). В чем причина таких несоответствий? 16 Сначала попытаемся предположить некоторый общий механизм их появления, проиллюстрировав его затем на конкретном примере.

В падшем состоянии человек рождается с зачатками в душе всех (или почти всех, по крайней мере главных) как добрых, так и греховных наклонностей. По мере возрастания идут процессы становления личности, происходит борьба темных и светлых сторон души, ее многоплановое развитие как в добре, так и во зле. Эти процессы в силу своей сложности (как сложна и противоречива сама человеческая душа) почти никогда не протекают «поступательно» (в смысле укоренения только в добре или только во зле), как не бывает непрерывного восхождения или падения . Развитие различных свойств, сторон души (условно «вверх» или «вниз») происходит скорее «итерационно». (Напомним, что итерационный процесс в математике характеризуется поэтапным приближением к искомому результату, когда на каждом шаге итерации происходит, по определенному алгоритму, в зависимости от метода, уточнение найденного решения, причем полученные результаты используются в качестве исходных данных для следующего шага). Так, рассматривая приведенную выше антиномию причинно-следственной взаимозависимости страстей злобы и ненависти, можем предположить (а отчасти это известно и из опыта), что одна из этих страстей, развиваясь в душе, усиливает другую: рождающаяся в гордом сердце от обиды ненависть (как состояние сердца) обнаруживает себя и вовне, в виде разнообразных проявлений злобы. Давая этим проявлениям свободу, не препятствуя злобе развиваться, человек все более снедается ненавистью, которая, в свою очередь, ища выхода, усиливает злобу, проявляющуюся все более резко . Приложи0м, думается, описанный механизм к объяснению взаиморазвития и других страстей, связанных друг с другом, а также к процессу возрастания в добродетели. Пример последнего будет приведен в своем месте.

4. Первородный грех

Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.

Слово Божие учит нас, что в Адаме «все согрешили». «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя…» (Иов. 14:5-6), «вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). - Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва).

Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов под председательством св. Киприана постановил против еретиков следующее: «не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

«Послание восточных Патриархов» так определяет результат грехопадения. «Падший чрез преступление человек уподобился бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следовательно, не человеком; но он сохранил ту природу, с которой сотворен был, и природную силу свободную, живую и деятельную, так что по природе мог избирать и делать добро, убегать и отвращаться от зла» (Послание Восточн. Патриархов, член 14).

В истории древней христианской Церкви отрицали наследственность греха Пелагий и его последователи (ересь пелагиан). Пелагий утверждал, что каждый человек только повторяет грех Адама, заново совершая свое личное впадение в грех и своей слабой волей следуя примеру Адама; природа же его осталась такой же, как и сотворена, невинной и чистой, как у первозданного Адама, причем болезни и смерть свойственны этой природе от сотворения, а не являются следствиями первородного греха. С большой силой и доказательностью выступил против Пелагия св. Августин. Он привел: а) свидетельства Божественного Откровения о первородном грехе, б) учение древних пастырей Церкви, в) древний обычай крестить младенцев, как следствие всеобщей и наследственной греховности людей. Однако Августин не избежал противоположной крайности, проведя мысль, что в падшем человеке совсем уничтожена самостоятельная свобода к добру, если ему не придет на помощь благодать Божия.

Из этой полемики на Западе впоследствии образовались два направления, причем по линии одного пошло римо-католичество, по линии другого - протестантство. Римо-католические богословы считают следствием грехопадения отнятия от людей сверхъестественного дара благодати Божией, после чего человек остался в своем «естественном» состоянии; его природа не повреждена, а только пришла в замешательство: именно, плоть, телесная сторона, взяла перевес над духовной; первородный грех состоит в том, что на всех людей переходит вина перед Богом Адама и Евы. Другое направление на Западе видит в первородном грехе совершенное извращение человеческой природы и порчу ее до самой глубины ее, в самых основах (взгляд, принятый Лютером и Кальвином). Что касается новейших сект протестантства, то, эти секты дошли до полного отрицания первородного наследственного греха.

У пастырей Восточной Церкви не встречалось недоумений, как вообще по поводу учения о наследственном прародительском грехе, так, в частности, по вопросу о следствиях этого греха для падшей природы человека.

Православное богословие не принимает крайностей учения блаж. Августина. Но ему также чужда и богословская римо-католическая точка зрения, отличающаяся явным юридическим, формальным характером. В основе римо-католического учения лежит а) понимание греха Адамова, как бесконечно великого оскорбления Бога; б) за оскорблением последовал гнев Божий; в) гнев Божий выразился в отнятии сверхъестественных даров благодати Божией; г) отнятие благодати повлекло за собой подчинение духовного начала плотскому началу и углублению в грех. Отсюда особое понимание искупления, совершенного Сыном Божиим: чтобы восстановить нарушенный порядок, нужно было, прежде всего, удовлетворить за нанесенное оскорбление Богу и таким образом снять вину человечества и наказание, тяготевшее над ним.

Православным богословием воспринимаются следствия прародительского греха по иному.

Человек после первого падения отошел сам душой своей от Бога и стал невосприимчив к открытой для него благодати Божией, перестал слышать обращенный к нему Божественный голос, и это повело к дальнейшему укоренению в нем греха.

Однако Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно избранный народ, - и из этого народа вышли великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки. Ап. Павел в XI главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных праведников, говоря о них, что это «те, которых весь мир не был достоин»; все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией. В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде: «Сей, обрел благодать пред Богом и молил , (чтобы) найти жилище Богу Иакова» (Деян. 7:46), т. е. создать Ему храм. Величайший из пророков св. Иоанн Предтеча «Духа Святаго» исполнился «еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, т. е. до воскресения и вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное.

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом «плоть» в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: «рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть» . Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава).

Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью.

Из книги Догматическое Богословие автора Воронов Ливерий

8. Первородный грех Наследуемое чрез физическое рождение греховное состояние человеческой природы проявляет себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам. Как бы от лица всех носителей этого греховного состояния святой апостол Павел говорит: «Не понимаю,

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

4. Первородный грех Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.Слово Божие учит нас,

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(12) ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ Проблема зла - проблема по существу своему христианская. Для атеиста зрячего зло - только один из аспектов абсурда, для атеиста слепого оно есть временный результат еще несовершенной организации общества и мира. В монистической метафизике зло

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

7. Что есть первородный грех? «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. II, 17). Сей

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

3. Первородный грех Чтобы понять множество богословских проблем, возникших между Востоком и Западом как до, так и после раскола, нужно принимать в расчет то чрезвычайно мощное воздействие на западное мышление, которое оказала полемика Августина с Пелагием и Юлианом из

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

8. Первородный грех. Весьма важное значение в системе христианского вероучения имеет учение о первородном грехе. В значительной степени от правильного понимания его зависит и правильное понимание догмата об Искуплении.В Катихизисе митр. Филарета учение это излагается

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ событие, к–рое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу.1. Библейские свидетельства. 3–я гл. Кн. Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Г. как нарушение Божественной воли первыми

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Первородный грех Что же такое первородный грех? Это грех прародительский, который совершили первые люди. Грех Адама и Евы имел для человечества особое значение и не шел ни в какое сравнение с нашими личными грехами. В момент создания мира люди находились в первобытном,

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1.4. Первородный грех Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Первородный грех и Рим 5:12–21 Павел считает, что грех вошел в мир одним человеком, а грехом - смерть, и смерть перешла во всех людей (5:12). Он никогда не употребляет формулу «первородный грех» и не упоминает об отпадении от благодати. Но, размышляя именно над этим стихом в IV

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первородный грех Среди всего прочего, от чего религии могли спасать людей, значится обременительное ощущение собственного нравственного несовершенства - ощущение греховности. По-видимому, грех был неотъемлемой частью идеи спасения в раннем христианстве. Павел отводил

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Первородный грех Израиля Первородный грех человечества заключался в бегстве из творившей его руки, а первородный грех Израиля был в том, что он создавал Бога по образу одного из Его созданий. Когда Библия говорит, что для этого был избран "телец", этот выбор нам кажется

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Из книги Христианство: трудные вопросы автора Чигиринская Ольга

Первородный грех Почему вы верите в то, что все люди испорчены грехом?Это потому, что мы верим в благого Создателя. Бог есть любовь, а ни мир, ни мы сами этой любви не отражаем. Мы, христиане, верим в то, что высшая Реальность преисполнена неиссякаемой любви и милости. И мы

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Глава IV. Первородный грех Подобно тому, как мы поступали, рассматривая библейские рассказы о сотворении мира, мы выделяем и в 3-ей главе книги Бытия:1) учение о происхождении греховного состояния человечества;2) исторический факт, заключенный в самом учении;3) рассказ,

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Первородный грех Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение - канал, по которому передается