Нарушение речи у взрослых причины и виды. Инсульт: когда мозгу нужна помощь. Причины нарушения речи у взрослых

  • 22.09.2019

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Многие заболевания сопровождает такое нарушение, как бессвязность мышления . Оно свидетельствует о серьезных патологиях психики. Поэтому при наличии данного симптома, нужно немедленно обратиться к психиатру.

Непосредственно мышление обследовать невозможно.

“Но как тогда определить, что оно нарушено?” – спросите вы.

Дело в том, что как следствие патологии мышления будет провялятся бессвязность речи .

Для незнакомого с психиатрией человека любая такая речь будет одинаково бессмысленной, но специалисты выделяют целых три вида данного нарушения:

  • апрозектическая (маниакальная),
  • астеническая (адииамическая),
  • интрапсихическая атаксия.

Информация ниже написана на основе материалов книги “Школа молодого психиатра” Беккера И.М. страницы 53-55.

Маникальная или апрозектическая

Эта бессвязность мышления сопровождается изменением работы двух функций психики:

  1. Нарушение внимания.
  2. Ускорение течения ассоциаций.

Как следствие появляется наплыв мыслей и идей, которые связаны между собой случайно. Беккер приводил такой пример бессвязности речи такого больного.

Автор книги сравнивал маниакальную бессвязность мышления с огромной армией, которая четко и скоординировано выполняет свои функции. Вдруг случается пожар, все отряды выходят из-под контроля и бегут в разные стороны. Штаб получает множество информации и пытается отреагировать на все изменения ситуации, но не успевает этого сделать.

Астеническая

Бессвязность мышления этого вида сопровождается нарушением ассоциативного процесса, который стает слабым, вялым и с выпадением отдельных звеньев.

Такие люди могут понимать, что такое рубашка, но не способны ее надеть. Или знают номиналы монет, но не могут посчитать их суму.

Речевая бессвязность таких больных выглядит следующим образом:

Описывая эту патологию, автор снова приводил пример с армией. Войско строило дороги и переправы, но произошел пожар и все материалы для этих задач сгорели. Параллельно с этим из строя вышел и радиопередатчик, поэтому новые команды из штаба не поступают. Все мечутся в разные стороны и не могут достигнуть поставленной задачи.

Является второй стадией разорванности с нарушением логики и грамматики речи.

Если вновь проводить аналогию с войском: всё также отсутствует эффективная работа армии. Но не из-за пожаров, а потому что штаб развалился, солдаты бездействуют и никому ничего не хочется делать. В войске царит полное безразличие ко всему.

Пример бессвязности речи такого человека:

Эта бессвязность мышления является важнейшим симптомом шизофрении.

СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ ПОТЕРИ РЕЧИ, ПОТОМУ ЧТО КТО ПРАВИЛЬНО ДИАГНОСТИРУЕТ — ТОТ ПРАВИЛЬНО ЛЕЧИТ. К внезапной потере речи могут привести причины по пунктам изложенные ниже. По одной проверяя и отвергая одну за другой причины не относящиеся к вашему случаю останется только ваш случай. От своевременного распознавания во многом зависит прогноз здоровья и жизни.

ПЕРВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ШАГ — ВЫЯВЛЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОЧАГА ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ПОТЕРЕ РЕЧИ, ЕСЛИ ОЧАГ ЕСТЬ

При повреждении постцентральных отделов доминантного полушария , получающих информацию от рецепторов сообщающих информацию от речедвигательного аппарата и обеспечивающих слаженную работу речедвигательного аппарата возникает потеря речи — афферентная моторная афазия. При поражении этого отдела головного мозга возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, больше выражено если имеется сходное фонетическое произношение (например, переднеязычные «т», «д», «н»; щелевые «ш», «щ», «з», «х»; губные «п», «б», «м»).

Из-за этого спонтанная речь оказывается неразборчивой, в ней появляются многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих возникновение речи. Афферентная моторная афазия обычно сочетается с оральной (щечно-язычной) апраксией (неспособностью воспроизводить по заданию движения языком и губами, требующие значительной точности - поместить язык между верхней губой и зубами и т. п.) и характеризуется нарушением всех видов речевой продукции (речи спонтанной, автоматизированной, повторной, называния).

При повреждении задних отделов нижней лобной извилины (зона Брока) бывает — эфферентная моторная афазия. При этом артикуляция отдельных звуков возможна, однако затруднено переключение с одной речевой единицы на другую. Речь больного замедленная, он немногословен, отмечается плохая артикуляция, требующая от него значительных усилий, речь изобилует многочисленными литеральными и вербальными персеверациями (повторениями), что проявляется, например, расстройством способности к чередованию отдельных слогов (ма-па-ма-па). Из-за пропуска вспомогательных слов и падежных окончаний речь больного иногда становится «телеграфной». При выраженных проявлениях этой формы афазии возможно формирование у больных «речевых эмболов» - повторение некоторых слов (нередко бранных), которые больной проговаривает «не к месту», передавая при этом интонацией свое отношение к ситуации. Иногда больному удается повторение вслед за обследующим отдельных слов, однако он не может повторить фразу, особенно необычную, лишенную смысла. Номинативная функция речи (называние предметов), активное чтение и письмо нарушены. Вместе с тем относительно сохранно понимание устной и письменной речи. Возможна сохранность фрагментарной автоматизированной речи, пения (больной может напеть мелодию).

Больные, как правило, осознают наличие расстройства речи и подчас тяжело переживают наличие этого дефекта, проявляя склонность к депрессии. При эфферентной моторной афазии Брока на стороне противоположной доминантному полушария обычно имеется гемипарез, при этом выраженность пареза значительнее в руке и на лице (по брахиофациальному типу).

Динамическая моторная афазия возникает при поражении префронтальной области кпереди от зон Брока, характеризуется снижением речевой активности, инициативы. При этом значительно меньше страдают репродуктивная (повторение вслед за обследующим слова, фразы) и автоматизированная речь. Больной в состоянии артикулировать все звуки, произносить слова, но у него снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи. Больные как бы неохотно вступают в речевой контакт, речь у них упрощенная, редуцированная, истощающаяся в связи с затруднением поддержания в процессе речевого общения достаточного уровня психической активности. Активация речи в таких случаях возможна путем стимулирующего воздействия на больного, в частности разговора на тему, имеющую для больного высокую степень личностной значимости. Эта форма потеря речи может быть объяснена как следствие снижения влияний на корковые структуры со стороны активирующих систем ретикулярной формации оральных отделов ствола мозга.


Сенсорная афазия, или акустико-гностическая афазия, возникает при повреждении зоны Вернике, расположенной в задней части верхней височной извилины. В основе сенсорной афазии - расстройство распознания речи в общем звуковом потоке вследствие нарушения фонематического слуха (фонемы - единицы языка, с помощью которых различать и приравниваются его составляющие; в русской речи к ним относятся звонкость и глухость, ударность и безударность). При этом возникает и нарушение звуко-буквенного анализа и отчуждение смысла слов.

При сенсорной афазии утеряна и способность к повторению слов. Больной при внезапной потери речи в форме сенсорной афазии не может правильно называть знакомые предметы. Наряду с нарушением устной речи больного нарушена и возможность к пониманию речи письменной, к чтению. В связи с расстройством фонематического слуха больной с сенсорной афазией делает ошибки при письме, особенно при письме под диктовку. При этом прежде всего характерны замены букв, отражающих ударные и безударные, твердые и мягкие звуки. В результате собственная письменная речь больного, как и устная, представляется бессмысленной, однако почерк при этом может быть неизмененным.

При типичной, изолированной сенсорной афазии проявления гемипареза на стороне, противоположной доминантному полушарию, могут отсутствовать или быть слабо выраженными. Однако возможна верхнеквадрантная гемианопсия в связи с вовлечением в патологический процесс, проходящий через височную долю мозга, нижней части зрительной лучистости.

Семантическая афазия возникает при повреждении нижней теменной дольки. Она проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений, возвратных и атрибутивных логико-грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Больной не ориентируется в смысловом значении предлогов, наречий: под, над, перед, за, сверху, снизу, светлее, темнее и т. п. Ему трудно понять, чем различаются фразы: «Солнце освещается Землей» и «Земля освещается Солнцем», «Брат отца» и «Отец брата», дать правильный ответ на вопрос: «Если Ваня идет за Петей, то кто идет впереди?», нарисовать по заданию треугольник в круге, крест над квадратом и т. п.

Амнестическая (аномическая) афазия наблюдается при повреждении задних отделов теменной и височной долей левого полушария, главным образом угловой извилины, и проявляется невозможностью называть предметы; при этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: «Ну это то, чем пишут» и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это слово. В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. При этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи. Сопутствующий гемипарез на стороне субдоминантного полушария нехарактерен.

Тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазии: больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособным к активному произнесению слов и фраз. Развивается чаще при обширных инфарктах мозга в бассейне левой средней мозговой артерии и обычно сочетается с выраженным гемипарезом на стороне полушария противоположного доминантному.

Предложено было учитывать нередко встречающиеся в клинике проявления минимальной дисфазии, или преафазии, при которой речевой дефект проявляется настолько легко, что во время обычной беседы может остаться незамеченным как для говорящего, так и для его собеседника. Преафазия возможна как при нарастающей патологии мозга (атеросклеротическая энцефалопатия, опухоль мозга и пр.), так и в процессе восстановления нарушенных функций после инсульта, травмы мозга и т. п. (резидуальная дисфазия). Ее выявление требует особенно тщательного исследования. Она может проявляться в форме речевой инертности, аспонтанности, импульсивности, снижения способности быстро и легко подбирать нужные слова, применения преимущественно слов, встречающихся в словаре больного с большой частотой. При этом более редкие слова припоминаются с трудом и с промедлением и больной часто замещает их чаще встречающимися, хотя и менее подходящими в данном контексте словами. В речи больных становятся обильными «избитые» слова и словосочетания, речевые «штампы», привычные речевые обороты. Не найдя своевременно точных слов и словосочетаний, больной стремится к подмене слов («ну вот эта штука, как ее») и таким образом компенсировать недостаточность качества своей речи избыточным количеством речевой продукции, в связи с чем проявляется чрезмерная многоречивость. Если отдельные задания при этом больной выполняет верно, то осуществление серийного задания (например, указательным пальцем правой руки коснуться переносицы, левой рукой взять себя за правое ухо и закрыть левый глаз) затруднено. Словесно предъявленный материал больным неудачно интерпретируется и неточно повторяется, возникают трудности при объяснении смысла таких общепринятых выражений и пословиц, как «золотые руки», «взять быка за рога», «в тихом омуте черти водятся» и т. п. Возможны трудности при перечислении предметов, относящихся к определенному классу (животных, цветов и т. п.). Речевые расстройства зачастую выявляются при составлении больным устного или письменного рассказа по картинке или на заданную тему. Помимо прочих трудностей, в процессе общения с больным может быть отмечена неуверенность восприятия словесного задания и обусловленная этим замедленность реакций на него.

ВТОРОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ШАГ — ВЫЯСНЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНЫ ВНЕЗАПНОЙ ПОТЕРИ РЕЧИ :

Потеря речи почти всегда происходит при левополушарном инсульте. Она может наблюдаться и при правополушарном (т.е. - при поражении полушария противоположного доминантному), но в этих случаях речь восстанавливается гораздо быстрее.

3 Причина внезапной потери речи — состояние после судорожного припадка.


В любом возрасте острая внезапная потеря речи может быть вызвана состоянием после судорожного припадка.

В этих случаях речь быстро восстанавливается.

Сам эпилептический припадок может пройти незамеченным, а прикус языка или губ может отсутствовать;

Диагностировать состояние после судорожного припадка как причину потери помогает ЭЭГ: регистрируется генерализованная или локальная медленно- и островолновая активность.

Повышение уровня креатинфосфокиназы крови, как диагностика эпилептического припадка ненадежна.

4 У пациентов молодого возраста внезапная потеря речи может быть вызвана мигренью с аурой.


В 60 % случаев во время сбора истории заболевания у родственников пациента так же имеются мигренозные головные боли.

В этих случаях острая или подострая потеря речи возникает одновременно с головной болью.

Почему из-за инсульта страдает функция речи и может ли она со временем вернуться.

Одним из наиболее тяжелых осложнений инсульта как для самого пострадавшего, так и для близких людей является потеря речи. Практически теряется возможность коммуникации между людьми, из-за чего у пациента появляются признаки депрессии и связанные с ней симптомы, ухудшающие и так непростую ситуацию.

Причины и механизмы

Причиной того, что после инсульта может пропасть способность к речи, является поражение так называемых речевых зон мозга — зоны Вернике, расположенной в задней трети верхней височной извилины, и зоны Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины. Обычно у правшей эти зоны находятся слева, а у левшей — справа. При поражении зоны Брока речь может утрачиваться полностью, тогда как при повреждении зоны Вернике она обычно становится бессодержательной.

Тем не менее даже при полной утрате речи шансы на ее восстановление довольно большие. Причиной тому являются следующие особенности мозга.

  • Возможно, что речевые зоны мозга не были повреждены при нарушении мозгового кровообращения, а причиной их выключения стала защитная реакция мозга. Дело в том, что мозг старается максимально сохранить нейроны, поэтому распространяет на еще неповрежденные нервные клетки специальную предохраняющую их «тормозную волну». В связи с этим по прохождении некоторого времени функция речи может полностью восстановиться.
  • Мозг — структура во многом динамичная и способная к восстановлению утраченных функций за счет других своих зон. При грамотном подходе к лечению даже при расположении очага инсульта в речевой зоне ее функцию берут на себя аналогичные участки мозга, расположенные на противоположной стороне, а также оставшиеся функционирующими близ расположенные нервные клетки.

Восстановительные процедуры

Процесс восстановления утраченной речевой функции должны начинать специалисты. Он включает в себя медикаментозное лечение и логопедические упражнения. Вопреки довольно распространенному мнению, самостоятельный подбор логопедических упражнений столь же опасен, как и самостоятельно назначенные лекарственные средства. Хотя упражнения и не могут навредить напрямую, как неправильно назначенные лекарства, но они могут заставить почувствовать страдающего от последствий инсульта человека безуспешность своих попыток, разувериться в собственных силах.

Восстановление речи может занять довольно длительное время, куда большее, чем восстанавливаются, например, двигательные функции. Порой до того момента, когда человек сможет на должном уровне овладеть устной речью, проходит не один год. Все это время нужно поддерживать в нем интерес, не давать замыкаться в себе и говорить с ним, даже если поначалу он не отвечает.

Кроме вербального общения и лекарственных средств обычно необходимы специальные гимнастические упражнения, массаж, в ряде случаев — физиотерапия.

Контакты

И нсульт (острое нарушение мозгового кровообращения)

Инсульт («мозговой удар»)

Инсульт – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью. Чаще причинами инсульта являются атеросклероз мозговых сосудов и артериальная гипертензия.

Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте.

Три пути к инсульту .

Инсульт подразумевает нарушение кровотока в мозгу. Оно вызывается одной из трёх причин: сгусток крови, блокирование кровеносного сосуда, мозговое кровотечение.

Кровяной сгусток, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым данным сосудом. Он также вызывает застой и отёк. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертензия – чаще всего встречаются у людей в годах. Тучность, курение, приём противозачаточных лекарств, наркотики также повышают предрасположенность к инсульту от кровяного сгустка.

2. Перекрытие кровеносного сосуда .

Частица кровяного сгустка, ткани или опухоли, некоторое количество газа или воздуха, посторонний предмет, попадая в кровеносный сосуд мозга, могут перекрыть его, что ведёт к инсульту из-за уменьшения притока крови к мозгу. Это может случиться в любом возрасте, особенно у людей, подвергавшихся операции на открытом сердце или страдающих ревматическим заболеванием сердца, воспалением внутренней оболочки сердца, болезнью сердечных клапанов, аритмией. Такой тип инсульта обычно развивается быстро – за 10-20 секунд – и внезапно.

3. Мозговое кровотечение .

Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. Часть мозга, обслуживаемая этой артерией, перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга.

Симптомы тяжёлого (острого) инсульта .

— сильная головная боль;

— головокружение;

— потеря сознания;

— очаговые неврологические нарушения (асимметрия лица, расстройства речи, парезы, параличи конечностей);

— коматозное состояние (мозговая кома);

— обвисание уголков рта;

— затруднение речи – от нечёткости до полной потери;

— нечёткое, раздвоенное или нарушенное зрение одного или обоих глаз;

— затруднение дыхания или глотания;

— утрата контроля за мочевым пузырём и кишечником;

— судороги;

— помутнение сознания, возможный коллапс и потеря сознания.

Помощь при остром (тяжёлом) инсульте

Больному с острым инсультом необходимо обеспечить полный покой и срочно вызвать скорую помощь. Убедитесь в наличие доступа воздуха. Ослабьте тугую одежду на шее, груди, талии. Правильно разместите больного. Если нет травм головы, шеи или позвоночника, помогите больному перекатиться на повреждённую сторону, согнув верхнюю часть руки и оперев голову на руку. Для устойчивости согните ногу в колене. Затем немного приподнимите голову и грудь больного и подложите под них плотные подушки или свёрнутое одеяло. Обеспечьте тепло и удобство. Сохраняйте спокойствие. Проверьте пульс, прислушайтесь к дыханию. Если пульса или дыхания нет, приступайте к непрямому массажу.

Непрямой массаж сердца (НМС) – это реанимационная процедура, ежедневно спасающая множество жизней во всём мире. Чем раньше Вы начнёте делать пострадавшему НМС, тем больше у него шансов выжить.

Последствия инсульта:

— паралич одной стороны тела (противоположной поражённой стороне мозга);

— слабость;

— онемение;

— снижение чувствительности;

— частичная слепота;

— обвисание века;

— нарушения речи;

— затруднения понимания речи;

— потеря памяти.

Однако многие перенесшие инсульт могут восстановить здоровье с помощью реабилитационных мероприятий. Прогноз зависит не только от степени тяжести инсульта, но и от отношения больного к реабилитации.

Синдром инсульта умеренной тяжести .

Симптомы инсульта умеренной тяжести .

— лёгкое головокружение;

— головная боль;

— внезапное расстройство памяти;

— слабость в руке или ноге;

— лёгкое помутнение сознания.

Микроинсульты

У многих людей случаются микроинсульты – кратковременные нарушения кровоснабжения мозга. Эти явления, которые врачи называют кратковременными ишемическими приступами, возникают за несколько дней, недель, даже месяцев до собственно инсульта. При должном и своевременном медицинском вмешательстве его можно предотвратить или хотя бы уменьшить последствия.

Симптомы кратковременного ишемического приступа .

— незначительное расстройство речи;

— лёгкое помутнение сознания;

— лёгкое головокружение;

— мышечная слабость.

Что делать при инсульте умеренной тяжести или кратковременном ишемическом приступе.

Уберегите человека от падения. Немедленно обратитесь за медицинской помощь, чтобы врачи оценили его состояние. Следите за симптомами. Успокойте и поддержите больного.

Что ещё нужно знать при инсультах .

После инсульта повседневные дела могут вызвать у человека трудности. Однако физио- и речевая терапия нередко восстанавливает утраченные функции почти полностью. Например, чтобы было проще есть, можно пользоваться специально приспособленной посудой и приборами.

Следует пользоваться только небьющейся посудой. Чтобы тарелка не скользила, можно подложить под неё влажную губку, полотенце и т.п. Удобнее пользоваться столовыми приборами с массивными ручками из дерева или пластика, — их легче удержать в руке. Пить удобно через соломинку – они бывают достаточно толстыми для густых жидкостей или супа.

Окажите поддержку .

Помните, что человек, переживший инсульт, нуждается в эмоциональной поддержке. В расстройстве он может необоснованно обижать родных или друзей. Несмотря на это, будьте снисходительны. Членам семьи понадобится некоторое время, чтобы успокоиться и приспособиться к ситуации, так же как и больному. Не кричите, не ведите себя так, будто больной после инсульта стал слабоумным. Речевые и двигательные функции у него могут быть нарушены, но мозг продолжает работать.

Как избежать нового инсульта .

1) Можно снизить риск повторного инсульта, если держать под контролем болезни, провоцирующие его, такие, как диабет или гипертензия, например, не забывать принимать прописанные врачом лекарства.

2) Следите за тем, что Вы едите. Высокое кровяное давление можно снизить, соблюдая диету с низким содержанием холестерина и соли. Если у Вас диабет, следуйте предписаниям врача касательно питания и физических нагрузок.

3) Следите за весом. Если у Вас лишний вес – фактор риска при инсульте, — постарайтесь сбросить его. Например, снизьте калорийность пищи и увеличьте физическую активность.

4) Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Если у Вас неплохое самочувствие, можно заняться, например, пешими прогулками или танцами.

5) Если Вы курите, постарайтесь бросить.

6) Попытайтесь снизить количество стрессов в Вашей жизни.

7) Старайтесь не оказываться подолгу на постельном режиме. Это увеличивает опасность инсульта.