Внешние и внутренние предпосылки петровских реформ. Введение

  • 20.09.2019

Основныедаты и события: 1672 г. - рождение Петра I; 1682- 1689 гг. - правление царевны Софьи; 1689-1725 гг. - царст­вование Петра I.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; Федор Алексеевич; Петр I; Софья Алексеевна; Иван Алексеевич; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Ф. Я. Лефорт.

План ответа: 1) усиление иностранного влияния на Россию в XVII в., С. Полоцкий; 2) реформы А. Л. Ордин-Нащокина; 3) реформаторские проекты В. В. Голицына; 4) детство Пет­ра; 5) двоецарствие, царевна Софья; 6) начало царствования Петра.

Материал к ответу: Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влия­ния не только на формирование ее внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны. Осо­бое значение для усиления западного влияния имело пребы­вание поляков в России в 1605-1612 годах. Польской шлях­той было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века значительно подорвали веру москов­ских правителей в правильность и эффективность отечествен­ного государственного устройства. С воцарением династии Ро­мановых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов (прежде всего по военному делу). На окраине Москвы появилась Немец­кая слобода - Кукуй (немцами называли тогда всех евро­пейцев). В середине века слобода состояла уже из 200 дво­ров, в которых проживало до 1500 человек, три четверти из них составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии во­евали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Ми­хайловиче был составлен по западным образцам первый в русской армии воинский устав. Голландские мастера участ­вовали в создании пушечного завода в Москве и первого рус­ского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. В моду вошли западноевропейская одежда, танцы (мазурка), иностранные языки.



Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России, XVII века. Во главе внешнеполитического ведомства (Посольского приказа) он выступил за расшире­ние экономических и культурных связей России со странами Западной Европы и Востока. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу против Швеции, за выход России к Балтийскому морю.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во мно­гом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких подков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало посте­пенный переход к постоянной армии. Ордин-Нащокин по­пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он от­менил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Ново­торговом уставе 1667 г.), основал ряд новых мануфактур. Стала выпускаться пер­вая русская рукописная газета «Куранты», выходившая в един­ственном экземпляре и содержавшая обзор зарубежных собы­тий. Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опа­ле, после чего постригся в монахи.

Князь В. В. Голицын (1643-1714) был фактическим прави­телем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-ла­тинское училище (позже - академия). Он был последователь­ным сторонником курса Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути князь считал утвердившееся крепостное право и пред­лагал освободить крестьян от власти помещиков. Все это должно было способство­вать хозяйственному процветанию народа, а значит и госу­дарства. Организованные и проведенные под руководством Го­лицына крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией за­падного образца. В отличие от Ордина-Нащокина, он предла­гал создать наемную армию.

Таким образом, к концу XVII в. представителями власти в России была осознана необходимость реформ с использо­ванием европейского опыта. Программа этих преобразова­ний, сформированная в общих чертах, определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую ис­торию в наступавшем XVIII столетии.

Реформы Петра I

Основные даты и события: 1700-1721 гг. - Северная война; 1711 г. - образование Сената; 1714 г. - указ о единонасле­дии; 1722 г. - Табель о рангах; 1708 г. - губернская реформа; 1720 г. - городская реформа.

Исторические деятели: Петр I; А. Д. Меншиков; Феофан Прокопович; П. И. Ягужинский.

Основные термины и понятия: реформы; Великое посольство; «потешные полки»; рекрутская система.

План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) влияние Северной войны на реформирование страны; 3) военная реформа; 4) ре­форма центрального управления; 5) реформа местного управ­ления; 6) реформа церковного управления; 7) указ о единонас­ледии; 8) значение петровских реформ.

Материал к ответу: Реформы петровской эпохи были подготовле­ны всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения ко­торых зависело будущее страны.

Большое влияние на направленность и характер реформ оказала Северная война. Поражение русских войск под Нар­вой заставило Петра принять меры по реорганизации армии. Основой новой армии стали «потешные» полки - Семенов­ский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 г., накануне Северной войны. Армия ста­ла регулярной и формировалась на основе рекрутских набо­ров. Служба была пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил фор­мирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо прежних 40 тыс. армия России насчитывала 113 тыс. хорошо воору­женных и оснащенных воинов.

Не менее важно было создать военную экономику. В 1701- 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми бы­ли построены первые в стране крупные металлургические за­воды, дававшие для нужд армии железо, чугун, пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по производству пороха, стрелкового оружия, сукна для армии.

Для обучения офицеров были открыты математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы; для подготовки унтер-офицеров - 50 гарнизонных школ. Многие дворяне бы­ли направлены на обучение военному делу за границу. По ме­ре их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов. В 1716 г. царь Петр принял «Устав во­инский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставле­ний. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для офицеров и матросов флота.

Особое внимание Петр уделял строительству военно-мор­ского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Общее число построенных за время цар­ствования Петра I кораблей составило около 900. В результа­те военных реформ, проведенных в условиях непрекращав­шейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

Наметившаяся еще в XVII в. тенденция к централизации власти усилилась в условиях Северной войны. В ходе рефор­мы центрального управления в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, переименованной в 1708 г. в «консилию министров». Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, который стал высшими правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил девять человек из представителей родовой знати (включая бывших членов Боярской думы) и своих выдвиженцев. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 г. назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718-1720 гг. упразднила приказы и ввела колле­гии. Первоначально их было одиннадцать. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой; Воинская коллегия сухопутной армией; Адмиралтейств-коллегия - морским флотом; Юстиц-коллегия - гражданским и уголовным судом; Берг-коллегия - горнозаводской промышленностью; Ману­фактур-коллегия - мануфактурной промышленностью. В от­личие от приказов, решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

В 1714 г. Петр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и новой (дворянской) аристократией. В 1722 г. царь принял «Табель о рангах», в которой стиралась грань и в служебном положении старой и новой аристокра­тии. Согласно закону служба делилась на гражданскую и во­енную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. В гражданской службе - от коллежского регистратора до канцлера. В армии - от прапорщика до генерал-фельдмарша­ла. На флоте - от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи его по наследству. За свою службу чинов­ники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Была проведена областная реформа. В 1708 г. для усиления местного аппарата власти и повышения его роли в управлении страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже - Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Дрхангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губерна­торы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии делились на уезды. В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с во­еводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губерна­торов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) бы­ла создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял цар­ский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. Скоропадского новые выборы были запрещены, впервые гетман был назначен царским указом.

Большое значение имела реформа городского управления. С ростом городов росла и численность городского населения. К концу царствования Петра она составляла 350 тыс. человек. Основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, кроме того, появились первые мануфактурные рабочие, значительно возросла численность купцов и торгов­цев. Еще в начале своего царствования Петр на западный ма­нер учредил в Москве Бурмистерскую палату, а в других горо­дах - выборные должности бурмистров. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регу­лярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесе­ны богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, ап­текари, художники), ко второй - ремесленники и торговцы. «Регулярные горожане» пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и расширяла в них социальную опору самодержавия.

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. После окончания Северной войны он вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами было передано Святейшему Правительствующему Синоду. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утверждались царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор - гражданский чинов­ник, назначаемый царем. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

«Дело царевича Алексея» заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г.; был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых подданных российского императора возможности участвовать в управлении страной.

Кадацкая Виктория Владимировна, студентка ЮРИУ РАНХиГС

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Фигура Петра I и его эпоха, может быть, самые мифологизированные в отечественной истории. Споры о результатах его преобразований начались еще при его жизни и продолжаются до сих пор.

Открыв любой, стандартный учебник по истории мы сразу же увидим такие причины Петровских реформ:

  1. Заметное отставание России по уровню своего социально — экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.
  2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
  3. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентация на преобразования и изменения ценностных ориентаций людей. [ 7, c. 180]

После этого начинается освещаться многогранная деятельность Петра 1 на благо Отечеству: создана регулярная армия и флот, победа в Северной войне, Европу заставили считаться с Россией, промышленность выросла в несколько раз, увеличился объем производства, построена новая столица и новые города, основана Академия наук, открыты школы, типографии, издание газеты «Ведомость», переход на новое летоисчисление и др.

Отмечаю заслуги императора, так же вскользь упоминается о его жестоких методах, но «время было такое», «Петр-сын своего времени», «иначе поступить было невозможно».

После этого сразу возникает вопрос: « Почему тогда споры о деятельности Петра идут такое протяженное количество времени?» Моя задача состоит в том, чтобы проанализировать деятельность Петра I, а самое главное, подвести последствия этой деятельности.

Для этого необходимо:

  1. Причины петровских преобразований.
  2. Особенности петровских преобразований.
  3. Последствия реализации петровских реформ с некоторой статистикой.
  4. «Цена» петровских преобразований

Причины петровских преобразований

Для этого чтобы правильно осветить деятельность Петра мы рассмотрим причины, которые были приведены выше. Для этого мы считаем, что очень важно рассмотреть, каким было состояние страны перед вступлением на трон Петра I.

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».[ 4 ]

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. изменение некоторых статей в законодательстве в сторону смягчения: смертная казнь за произнесение «непристойных и затейных» слов была заменена битьем кнутом и ссылкою, женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу, а карались без мучений – отсечением головы. [ 9 ]

Новым указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга, запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно- греко- латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «Вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невиль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

По свидетельству современников, у князя В. Голицын было много реформаторских планов. Так, князь считал необходимым посылать дворян в Европу для изучения военного дела, мечтал о создании регулярной армии, состоящей из дворянства. Он собирался освободить крестьян от крепостной зависимости (произошло это только 1861 году), а земельные наделы, переходящие в их собственность, обложить государственным оброком. К сожалению, все эти грандиозные замыслы В. Голицын не успел не только воплотить в жизнь, но даже предпринять какие-либо первоначальные шаги. Все эти благие пожелания остались лишь на бумаге.

Как мы видим из последнего абзаца большинство преобразований, которые проводил Петр 1 были предложены князем В. Голицыным. Другие преобразования, в которых Петра 1 приписывают к первопроходцам вообще ложны:

  1. Создание первых институтов. На самом деле первый институт был построен при Софьей — Славяно — греко- латинская академия.
  2. Создание регулярной армии. На этот счет мнения историков расходятся, некоторые считают, что создание регулярной армии произошло еще при Михаиле Романове. Создание полков «иноземного (нового) строя» — солдатские (пешие), рейтарские (конные) и драгунские (как в пешем, так и в конном строю). Для службы в полках набирали добровольцев из числа свободных людей и казаков. Они получали казённое денежное жалованье, огнестрельное и холодное оружие, лошадей, форменную одежду. Командирами этих полков обычно назначали опытных в военном деле иностранцев.

3.Создание органов самоуправления. Но до Петра было много органов самоуправления- Земские соборы, вечевые вольности, вассально- дружинные отношения. Не забудем, что Петр 1 ликвидировал Боярскую думу-институт, представлявший интересы части верхушки общества, как ликвидировал в 1702 году другой орган самоуправления- губных и земских старост.

Отдельное внимание нужно уделить преобразованиям Петра, которые приближали нас к развитым странам Европы. Когда возникает разговор насчет Европы, многие учебники пестрят подобными тезисами: нередко бывая за границей, он старался перенять все лучшее для внедрения в России.

Однако давайте вспомним, чему учился глава государства: строительству кораблей, токарному делу, был хорошим плотником, кузнецом, часовых дел мастером, умелым патологоанатомом- все Петр знал 14 ремесел. А у вас не возникает на этом этапе вопроса: «Зачем главе государства быть хорошим плотником или кузнецом? Не полезнее ли было бы императору, особенно во время прибывания в Европе учиться управлять государством, развивать промышленность и т.п, а не лазать по мачтам кораблей?» С XVI-XVIII вв. в развитых странах наблюдается и набирает силу процесс возвращения обществу части его функций, некогда отобранным у него государством. К примеру, в 80-е гг, XVII века в Швеции Карл IV отменил крепостное право. В России таких преобразований не произошло. Наоборот, все реформы шли на укрепление самодержавной власти:убрал все вольности дворянства- указ «О единонаследии» 1714 года, заставлял брить бороды, одеваться в европейские платья; полной контроль деятельности ремесленников- организация цехов; купцы были организованы в кумпанства.

Из всего вышеизложенного хочется сделать вывод, что причины, приведенные выше не достаточно грамотны, т. к Петр 1 не занимался преобразованием России по типу европейских развитых государств, некоторые преобразования, где Петру 1 приписывают первенство, были заложены еще до него.

Особенности петровских преобразований.

Говоря об особенности петровских преобразований историки отмечают их внутреннюю противоречивость и жестокость. Он не понимал, что насилие, с которым проводились реформы, давало сиюминутный результат. Пример: в основе экономики 18 века в России был ручной труд, и мы смогли. на короткий промежуток времени, догнать Европу в своем развитии. Но в Европе, в это время, уже развивался машинный труд, догнать который нам ручным трудом было уже не реально. Особенность его реформ состояла в том, что они давали результат только когда был жив Петр, после его смерти люди не боялись его наследников так. Как боялись его самого,поэтому реформы переставали приносить свои плоды.

Последствия реализации петровских реформ

  1. Численность населения страны, по данным исследователя П. Н. Милюкова, сократилась на 14, 6%, т.е. на одну седьмую часть. Основная часть потерь-умершие на строительстве Санкт-Петербурга и других городов, умершие от голода и разорения вследствие непосильных налогов. По мнению исследователей Я. Е. Водарского, Е. В. Анисимова и других, данные П.Н. Милюкова немного завышены. Но в любом случае это огромное количество жертв, перечеркивающих все положительные достижения Петра.
  2. Прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза, по данным Е.В. Анисимова.
  3. Разорение наиболее состоятельной части русского купечества- «гостиной сотни», разрушение ссудного и ростовщического капитала.
  4. Процесс вытеснения вольнонаемного свободного труда рабским непроизводительным трудом крепостных (Указы от 18 января 1721 г. (о разрешении покупать к заводам крестьян и крепостных),от 28 мая 1723 г. (регулирующий порядок приема людей на работу) и другие). Это определило будущее экономическое отставание России.
  5. Пагубным образом на духовном развитии общества отразилась церковная реформа. Заменив патриаршество Синодом, Петр 1 ликвидировал автономию, частичную самостоятельность церкви. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным га исповеди. Тайна исповеди перестала быть тайной. Это значительно подорвало авторитет церкви.
  6. В результате преобразований Петра произошло значительное усиление раскола между « господами и слугами», что ослабило нашу страну и замедлило ее развитие.
  7. Созданная Петром система государственного управления контролировала и регламентировала все сферы общества, пресекая всю общественную активность.
  8. Воровство и коррупция приняли невиданные раннее масштабы. Во многих учебниках приводят хрестоматийный пример о том, что Петр, слушая в Сенате доклады о хищениях, вышел из себя и велел обнародовать указ, гласивший, что, если кто украдет из казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Известен и ответ генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Все мы воруем, только один больше и приметнее, чем другой».

Немного о цене петровских преобразований

Большинство бездумно констатирует: Петр 1 создал армию. Но мало кто задумывается о том, какой ценой он это сделал. Вот как описывает проведение рекрутских наборов один из документов Военной коллегии (сентябрь 1719 год): «...1) когда в губерниях рекрут сберут, то сначала из домов их ведут, скованных, и приведши в города, держат в великой тесноте по тюрьмам и острогам немалое время,и, таким образом еще на месте изнурив, отправят, не рассуждая по числу людей и далекости пути, с одним, и то негодным, офицером или дворянином, при недостаточном пропитании; к тому же поведут, упустив удобное время, жестокою распутицею, от чего в дороге приключаются многие болезни и помирают безвременно, а всего хуже, что многие и без покаяния, другие же, не стерпя такой великой нужды, бегут и пристают к воровским компаниям, из чего злейшее государству приключается разорение, потому что от такого худого распорядка ни крестьяне, ни солдаты, но разорители государства становятся...2) Хотя бы и с охотою и хотели в службу идти, но, видя сначала такой над своей братьею непорядок, в великий страх приходят». [ 10, c 446]

Не все так просто было и в сфере образования. Многие умиляются успехам в распространении знаний, открытии школ, училищ. Во-первых, на тот момент умеющих писать и читать среди купцов было- 96%, среди дворян- 65%. Немало грамотных людей было среди приказных людей и горожан. Во-вторых, в названной сфере Петр использовал традиционные для себя методы насилия и администрирования.

Широко известен факт посылки царем сыновей русских аристократов учиться за границу. Однако, мало кто знает детали этого сюжета. В 1697 году были направлены на обучение 61 человек, из них 23 носили княжеский титул: 39 человек- в Италию, 22- в Англию и Голландию. Так описывает этот отъезд австрийский агент в своем донесении цесарю от 8 июля 1697 г.: «Ежедневно уезжают отсюда (из Москвы- прим. автора) молодые люди, которым под страхом потери земель и имущества велено ехать на собственный счет, и никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах». Не желание расширить свой кругозор, а страх выгонял большинство молодых людей из дома. В. О. Ключевский писал о том, что петровская школа, «превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя».

Едва император закрыл глаза, как его ближайшие соратники заговорили о возможной гибели государства. Генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский подал Екатерине 1 Записку. В этом документе говорилось о многолетних неурожаях, о том, что народ, разоренный подушной податью, обнищал и умирает от голода, о массовом бегстве в Польшу, на Дон и даже к башкирам. Заканчивается Записка предостережением, что в случае продолжения прежней политики государство может прийти «в конечную гибель и бегство».

Опыт петровских реформ подтвердил общемировую практику- без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламента, самоуправления, политические партии и т. д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем ценой таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты.

Список использованных источников

  1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I// Вопросы истории. 2006г. №2
  2. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи».
  3. Ансимов Е.В Податная реформа Петра I. М., 1987г
  4. Богданов А.П. «Царевна Софья и Петр. Драма Софии» / А.П. Богданов- М.: Вече- 2008г. -380 с.
  5. Богословский М.М. «Петр I. Материалы для биографии»/ Под ред. В.И. Лебедева. Т. 1. М.,
  6. Данилов А.Г. «Россия на перекрестках истории XIV-XIX вв.» / А.Г. Данилов- Спб.: Алетейя, 2017. -440с.
  7. Кириллов В.В. «История России, пособие для бакалавров». Учебное пособие / В.В. Кириллов — 4-е изд., переработ. и доп. — М.: Просвещение Юрайт, 2012. — 661 с. — Серия: Бакалавр.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч IV.
  9. Скляренко В., Сядко В., Рудычева И., «Загадки Истории. Династия Романовых» / В. Скляренко, В. Сядко, И. Рудычева. — Изд.: Фолио, 2013 г. — 520 с.
  10. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» Кн. VIII, Т. 16.
  11. Шильник Л. «Черные дыры российской империи»/ Л. Шильник- М.:НЦ ЭНАС, 2007г. -192с.
  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военные реформы Петра I.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно- крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)

Создание мощного военного флота;

Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Административные преобразования.

Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность. Реформы управления проводились наспех и безграмотно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов. Для Петра-реформатор стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г. Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему.

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял оберинспектор ратушного правления.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места. Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.

В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков. Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил. В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц.

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий:

В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

Наряду с разделением городского населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.

Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота ("кумпанствах"). После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. составляется Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Экономические преобразования.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельцами.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. - более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая много-отраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Изменения в области науки, культуры и быта.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Мир, в котором мы сегодня живем, в значительной мере лишил нас иллюзий ""полного знания"" своей истории. И все же думается, что Петровскую эпоху мы чувствуем, порой даже ""видим"" глубже и лучше, нежели более поздние периоды своего исторического движения Нам понятна сама личность Петра I с его непохожестью на отпрысков европейских императорских фамилий, с его принципиально нетрадиционными установками поведения и мышления. В чем секрет этого ""эффекта понимания""? Быть может, в том, что с интересом прочитан известный роман А.Н. Толстого ""Петр Первый""? Или в том, что мы смотрели телесериалы, донесшие в зримых образах обаяние эпохи (вспомним кинофильм ""Россия молодая""!)? Или в том, что часто мы вели отсчет нашей государственности не от древних её времён, а с петровских преобразований?

В Петровскую эпоху цель плавания была ясна: Петр одержим идеей европеизацией России, её сближения с более развитыми в экономическом и политическом отношении западными соседями. Чем были для Петра атрибуты европейской жизни, начиная от устройства армии и кончая модой на ""питие кофия"" или курения табака? Думается, что прав был замечательный русский историк В.О. Ключевский, когда писал, что ""сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью"". Закрепляя некий антураж европейского быт в быту российском, Петр Пытался изменить не только внешний (сбрить бороды, носить европейский камзол), но и внутренний облик россиянина о внесословной ценности человека, о гражданской чести и достоинстве личности. Слепое низкопоклонство перед иностранным вообще было чуждо и самому Петру, и его ""орлам"". Свидетельство тому – блестящие победы русского оружия, которые заставили изумленную Европу по-новому планировать свои отношения с неожиданно пробудившимся ""русским медведем"". Россия укрепляла свои рубежи, расширяла границы, становилась равноправным партнёром во всех европейских делах – военных, торговых, государственных, а позднее и культурных.

Культурные контакты с Европой в условиях огромных российских расстояний, с плохими дорогами осуществлялись в основном двумя способами. Прежде всего участились поездки русских людей за границу, причем не только с деловыми или дипломатическими поручениями, но и с целью учёбы. Вряд ли возможно перечислить всех тех ""пенсионеров"" (т.е. посланных учится за рубеж за казённый счёт), которые получили образование в лучших европейских учебных заведениях. Часть россиян, например М.В. Ломоносов, жили в Европе годами. По обычаю того времени многие вели дневники, служащие и по сей день прекрасным источником знаний об ""осьмнадцатом столетии"". Каждый дневник – живое общение с далёким прошлым, дошедшее до нас дыхание минувшей эпохи.

Первое что впечатляет в этих записях, - отсутствие удивления перед заграничными ""чудесами"", столь характерное для дневниковых заметок русских путешественников XVII века. Особенно же ценно то, что почти все авторы оставили воспоминание о культурном облике Европы. Сквозь призму этих воспоминаний можно и сегодня взглянуть на тогдашнюю жизнь в западных городах, принять участие в развлечениях и карнавалах, постоять перед шедеврами Возрождения. Европейская архитектура, живопись, музыка постепенно входили в культурное сознание русских.

Перед нами дневник стольника П.А. Толстого, представителя старинного дворянского рода, посланного в 1697 году в Италию учиться мореходному делу. Пишет же стольник… об опере! Конечно, трудно представить себе жизнь итальянского города без оперы. Рожденный в конце XVI века под воздействием гуманистических идей Возрождения жанр оперы стал символом итальянского национального вокального гения, олицетворением итальянской музыки. В начале XVIII века опере отдавали дань многие просвещенные народы Европы. Для России же этот вид искусства был пока что ""закрытой книгой""

Итак, представим себе Венецию, знаменитый карнавал с его многоцветьем красок и обилием представлений, в ряду которых достойное место занимает оперные спектакли. Как же воспринял этот праздник П.А. Толстой? В отличие от своих предшественников он не только достаточно подробно описал постановку оперы, декорации, количество исполнителей на сцене и в оркестре, но и старательно подсчитал, во что обошлась бы в денежном выражении (в рублях) такая постановка в России.

В результате посещения зарубежных стран делались более глубокие выводы. Так, ярый поклонник европейской культуры Федор Салтыков много лет провел в Англии и там наметил широкий круг реформ, способствующих европеизации российской экономики, образования, науки, культуры. Любопытно, что в число обязательных дисциплин в мужских учебных заведениях им были включены ""мусика, пиктура, скульптура, миниатура"". В стремлении же уровнять ""и женский наш народ…с европейскими государствами"" он предлагал в учебных заведениях учиться ""музыке инструментальной и вокальной, сиречь на всяких инструментах и вспевать. Танцовать"".

Другой путь ""знакомства"" русской культуры с культурой европейских стран обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их вклад в развитие обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их вклад в развитие русского искусства трудно переоценить. Разве дело в том, что, например, архитектор Растрелли родился под небом Италии? Гораздо важнее, что в России он нашел вторую родину и создал шедевры, которые мы по праву считаем своим национальным достоянием. Или немец Якоб фон Штейли, Оставивший нам работу по истории русской музыки, которая до сих пор является чуть ли не единственным заслуживающим доверия документов для современных историков? Или итальянский капельмейстер Франческо Арайя, создавший первую оперу на русский текст? Всё это – штрихи к общей картине сближения русской и европейской культур.

Означает ли сказанное, что русское искусство было готово к тому, чтобы перенять европейские традиции, взаимообогащающему диалогу? Что оно, расставшись с ""древним благочестием"", связало свое будущее с новой светской культурной практикой? Как соотносилось это новое с прочно укоренившимся в обществе старым имеющим многовековые традиции?

Сочетание старого и нового в эпоху Петра дает удивительно пеструю, неоднозначную и неравноценную в эстетическом отношении картину развития искусств. Шедевры национальной художественной культуры ещё не были созданы. Но от этого общая панорама строительства нового здания – светского искусства – не теряет своей привлекательности. Скорее наоборот. Произведения музыки, литературы, живописи, архитектуры рождают ощущение этого движения, передают пульс стремительной жизни, горячие дыхание истории…

Вот, кажется, мы и подошли к тому главному, что заставляет видеть в памятниках искусства Петровской эпохи поразительный исторический документ, лучше всех прочих источников говорящий о времени бурном, ярком, противоречивым.

Петра (2) ? Россия...

  • Реформы Петра (15)

    Реферат >> История

    16 I. Исторические условия и предпосылки петровских реформ Царствование Петра I началось в обстановке жестокой... великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ ? Россия была отсталой страной. Эта...

  • К концу XVII в. Российское государство подошло с тяжелым грузом проблем.

    Нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло большую угрозу национальному суверенитету. Обширное пространство страны было слабозаселенным. В конце XVII века население России составляло около 13 млн. человек. Большинство людей размещались в центре Европейской равнины на малоплодородных землях, т.к. черноземы Причерноморья и Кубани еще не были освоены. Из обжитых районов центра часть населения перемещалась на окраины страны.

    Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой.

    В эпоху расцвета международной торговли и колониальных захватов наша страна оказалась вдалеке от мировых торговых путей. Ее внешняя торговля целиком находилась в руках иностранных купцов. Посредники (голландцы, англичане) получали огромные прибыли от перепродажи российских товаров. Россия не имела удобных выходов к морям. Необходимо было добиться выхода к морю.

    Служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление о своих сословных интересах.

    Социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и войска.

    Отсталой экономике соответствовали и отсталые общественные отношения.

    Россия развивалась на принципах крепостного хозяйства, где все еще господствовало натуральное хозяйство, работники были прикреплены к земле и крестьянина был лично зависим от помещика. Земля, обрабатываемая простыми орудиями, давала небогатый урожай, большая часть которого оказывалась в руках светских и духовных феодалов. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу крестьян, глушило все новое и задерживало движение страны по пути прогресса.

    В этих сложных условиях царь Петр I, став самостоятельным правителем России, направил всю свою недюжинную энергию на реформирование страны.

    Следует отметить, что уже до Петра была проведена цельная преобразовательная программа, которая во многом совпадала с реформами Петра. Подготавливалось реформирование вообще, которое при спокойном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Внешние опасности государства обгоняли естественный рост народа, отстающего в своем развитии.

    Новые явления, хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике постепенно нарушался натуральный характер хозяйства, развивалось ремесло и мелкотоварное производство.

    Не малое значение для развития производительных сил имело появление производства мануфактурного типа: каширские, олонецкие, тульские и другие железоделательные заводы. Под Москвой были построены стеклянный и кожевенные заводы, казенная полотняная мануфактура в Москве превратилась в крупное предприятие. На Урале предпринимались начальные шаги по основанию больших металлургических заводов. Все это говорило, что государство и частные предприниматели начали осуществлять переход от ремесленных мастерских к крупным мануфактурам, которые были основаны на использовании машин, разделении труда и новых технологий в производственных процессах. Понемногу увеличивалось общественное и географическое деление труда, что составляло основу складывающегося всероссийского рынка. Со второй половины XVII века увеличивается число городов в России, город все больше отделяется от деревни. Деление труда сказалось в выделении промысловых и земледельческих районов. Около Тулы, Устюжны, Каргополя формируются ремесленные и кустарные железоделательные промыслы. В Костроме, Белозерске, Ярославле, Казани развиваются суконные, кожевенные, полотняные, и другие промыслы. Устанавливаются торговые отношения между городами. По сведениям таможенных книг, Вязьма торговала с 45 городами, Тихвин -- с 30. Возрастают городские рынки, зарождаются ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Архангельская). Сибирь поставляла меха, Север -- лес, деготь, ворвань, смолу, Рязанская земля -- хлеб, Поволжье -- рыбу, соль, поташ и т. д. Развитие промыслов и ремесел, появление первых мануфактур, рост внутренней и внешней торговли -- все это не могло не сказаться на экономической политике российского правительства. Интересным документом того времени является Новоторговый устав, составленный под руководством боярина А.Л. Ордин-Нащокина в 1667 году. В уставе говорилось о единой таможенной политике, так же уставом определялись тарифы и правила торговли, выгодных для русских купцов. Новоторговый устав удостоверял о зарождении в России политики меркантилизма. Следует отметить, что Ордин-Нащокин советовал русским купцам основывать торговые компании для того, чтобы защититься от произвола и конкуренции со стороны иностранных купцов. Понемногу преодолевалась обособленность России от Западной Европы. Все больше распространялись элементы западноевропейской культуры и научных знаний. Устанавливались торговые и дипломатические связи, осуществлялся взаимный обмен опытом. В Москве открылась Немецкая слобода, Россию стали чеще посещать иностранцы, а русские -- выезжать за границу. Таким образом, к концу XVII века в экономической жизни страны обозначились основные изменения, бывшие натурально-хозяйственные отношения заменялись товарно-денежными, стал возобновляться внутренний обмен, зарождается более тесная торговая связь с заграничными рынками. Во второй половине XVII века случились изменения в системе государственного правления. закреплялось самодержавие, осуществлялась государственная централизация. Шел процесс постепенного перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. Часто собираемые некогда земские соборы, которые состояли из выборных от дворян и от городского населения, а также из числа членов Боярской думы и высшего духовенства, перестают собираться. Последний Земский собор был созван в 1653 году. Еще одним признаком основания абсолютизма являлось изменение состава Боярской думы. В это некогда аристократическое образование стали появляться люди, карьера которых находилась в прямой зависимости от личных способностей, а не от происхождения. Боярская дума все больше становилась подвластной царю. Менялся и приказной строй, все больше выявляющий свои несовершенства. Отдельные новшества появились и в военном деле. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска в армии все большее значение обретали полки нового строя -- рейтарские, драгунские рейтарские, и солдатские, предвосхитившие регулярную армию начала XVIII века. Изменения коснулись и области культуры. Началось проникновение в культуру светских начал. Образованные слои горожан и дворянства все больше стали выражать интерес к научным знаниям, а передовые образованные вельможи того времени уже стали постигать значение реформ.

    Все это указывало на то, что во второй половине XVII века Россия находилась на пороге преобразований.

    Преобразование России нельзя было предоставлять постепенной спокойной работе времени, не подталкивая ее насильственно.

    Реформы Петра I затронули буквально все стороны жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них необходимо отнести следующие преобразования: военная реформа, реформа органов власти и управления, преобразования сословного устройства русского общества, церковную реформу, а также преобразования в области культуры и быта.

    Уже при Алексее Михайловиче появились многие тенденции в развитии государства, которые позже проявятся в преобразованиях Петра I. Уже в XVII веке появляются первые мануфактуры, появляются крупные промышленные предприятия. Активно развивалась торговля с зарубежными странами как Запада, так и Востока. Торговля с Западной Европой осуществлялась через морской порт Архангельск.

    Пережитком прошлого, требующего реформирования, была система приказов. Разветвлённая, с переплетающимися функциями, неповоротливая, основанная на патриархальных методах работы. Делопроизводство затягивалось, что называлось приказной волокитой .

    Непосредственные предпосылки петровских преобразований прослеживаются в политике царя . Важными изменениями в общественной жизни стали:

    • военно-окружная реформа 1679 г., вводившая воеводское и местное приказное управление в окружных городах. Это преобразование подготовило государство к организации регулярной военной службы;
    • унификация системы чинов 1681 г. Был разработан документ, сводивший воедино иерархию чинов государева двора, разрядов и приказного аппарата. Эту реформу можно рассматривать как прообраз «Табели о рангах»;
    • отмена местничества в 1682 г. Давала возможность занимать высокие посты независимо от знатности происхождения;
    • введение единой подати («стрелецкие деньги») вместо множества налогов. Являлась прологом реформирования налогообложения;
    • поддержка частных инициатив в строительстве и торговле. Поощрение каменного строительства;
    • реформа одежды. Введены «венгерские кафтаны» на западный манер для царских подданных.

    События

    1682-1725 гг. - царствование Петра I (до 1696 г. - совместно с Иваном V).

    1682 г. - восстание стрельцов. Возникло вследствие неоднозначной ситуации с наследованием российского престола. Царь Фёдор не оставил прямых наследников. По праву старшинства престол должен был перейти к его брату Ивану (будущего Ивана V), однако Боярская дума и патриарх поддержали кандидатуру Петра (будущего Петра I). Стрелецкое войско восстало против сторонников Петра. В результате бунта царями провозглашены Пётр и Иван. Иван был формальным соправителем, до самой своей смерти не принимал активного участия в делах государства.

    1682-1689 гг. - . Софья, сестра Ивана и Петра, фактически правила государством во время малолетства царей.

    Во время её правления удавалось сохранять компромиссное положение между интересами противоборствующих социальных группировок.

    1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России в обмен на вхождение России в антитурецкую военную коалицию.

    1687 г. , 1689 г. - крымские походы, закончившиеся неудачно. Походы не смогли обезопасить южные рубежи страны и выявили необходимость реформирования армии.

    1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.

    1689 г. - восстание стрельцов, подготовленное Софьей. Произошло в связи с женитьбой Петра на Е. Лопухиной, означавшей прекращение регентства Софьи. Попытка Софьи удержать власть стала неудачной. В результате Софья потеряла власть и была заточена в монастырь.

    1689 г. - Нерчинский договор с Китаем. Россия потеряла значительные территории на левом берегу Амура, освоенные русскими землепроходцами.

    1695 г. - Первый Азовский поход. Начало реализации планов Петра о получении выхода к морю. Неудачная осада Азовской крепости показала необходимость строительства флота.

    1696 г. - Второй Азовский поход. К этому моменту уже был сооружён первый флот, при его участии удалось взять Азов. Позиции на Азовском море закреплены строительством крепости Таганрог.

    1697-1698 гг. - Великое посольство. Дипломатическая миссия, с которой под видом простого урядника царь Пётр посетил западноевропейские страны (Голландию, Англию, Бранденбург, Австрию) и познакомился европейским образом жизни.

    1698 г. - восстание стрельцов под руководством Софьи. Произошло во время отсутствия Петра в стране. Бунт подавлен правительственными войсками.

    1699 г. - образование Северного союза (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония), направленного против Швеции.

    Участники

    Фёдор Алексеевич

    Петр I - русский царь и император, сын Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

    Иван V - русский царь, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

    Софья Алексеевна - русская царевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской, регент при Петре I и Иване V.

    Голицын Василий Васильевич - государственный деятель, возглавлял правительство России во время регентства Софьи.

    Лопухина Евдокия Фёдоровн - русская царица, первая жена Петра I.

    Заключение

    Петровские реформы во многих аспектах были подготовлены в годы правления его предшественников. Черты многих петровских преобразований просматриваются ещё в ранние годы его правления. Страсть к кораблестроению и ремёслам, стремление получить выход к морю и обладать мощным флотом предопределили масштабные реформы, которые бы обеспечили источник средств и выучку специалистов для . Образцы реализации своих чаяний Пётр во многом почерпнул из увиденной собственными глазами жизни Западной Европы во время Великого посольства.

    Параллели

    В отличие от России, не имевшей заокеанских колоний, в Западной Европе к началу XVIII века уже полным ходом развивалось общество нового типа как в политике, так и в экономике, социальной сфере и культуре. Поэтому Пётр во время путешествия с Великим посольством увидел разительный контраст между Россией и передовыми странами Запада, в которых он побывал.

    В Западной Европе к началу XVIII века уже процветает международная торговля, создаются банки и биржи - развивается рыночное хозяйство. В европейских странах (особенно в Англии и Нидерландах) мануфактуры уже широко распространены. Приток золота и серебра из колониальных владений увеличивает спрос на ремесленную продукцию, появляется возможность вкладывать большие деньги в развитие и укрупнение производства.

    Следует заметить разницу между мануфактурами Западной Европы, на которых трудились работники из естественно сложившегося класса наёмных рабочих, и мануфактурами Петра I, государственными, с прикреплёнными к ним крепостными крестьянами.