Описание леля в пьесе островского снегурочка. А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

  • 24.09.2019

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

5 (100%) 2 votes

Александр Николаевич Островский

Снегурочка

весенняя сказка

в четырех действиях с прологом

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица :

Весна-Красна .

Дед-Мороз .

Девушка – Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула .

Бобылиха , его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны , птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший

Конец зиме пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, – там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны,

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков: немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое на нас сердито смотрит

И хмурится на всех, и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц

Сбирались птицы, Сбирались певчи Стадами, стадами.

Садились птицы, Садились певчи Рядами, рядами.

А кто у вас, птицы, А кто у вас, певчи, Большие, большие?

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь» . Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня» . Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада» . Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела» , и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной» , люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть» . Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит» .

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев» . При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.

Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей. Снегурочка не знает любви. Она просит свою мать наградить ее этим чувством, несмотря на то, что может растаять от любви. Снегурочка влюбляется в Мизгиря, который тоже влюблен в нее, и тает с первыми лучами летнего солнца. Мизгирь от своего горя тоже погибает – кидается с горы в озеро.

Главная мысль произведения – это великое чувство любовь, за которое не жалко отдать жизнь. Оно абсолютно естественно и неизбежно для всех людей.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

События данной сказки происходят в доисторические времена стране берендеев.

Начало весны, преддверие масленицы. Красная горка, вся покрыта снегом. В полночь, появляется Весна-Красна со своей свитой птиц. Сильный мороз, начинается вьюга.

Весна признает, сама виновата в том, что мерзнет она и птицы. Не надо было заигрывать со старым Дедом-Морозом шестнадцать лет назад. У них есть общая дочь – Снегурочка. Поэтому нельзя Весне ссориться с Морозом. А он этим пользуется – окутал холодом саму Весну и берендеев.

Солнце сердится на них за длительные холода.

Появляется Дед-Мороз.

Мирная беседа Мороза с Весной о дочери перерастает в спор. Весна считает, что ей скучно в лесу жить среди зверей. Снегурочке нужна свобода, общение с людьми, подружками и ребятами, любовь. Мороз категорически против. Он настаивает на том, что место девушки в лесу – с зайчатами, куницами и белками. В итоге они договариваются отдать Снегурочку бездетной семье Бобылей. Там работы у девушки будет много, да и парням нет корысти к ней приставать.

Ходит слух, что если Снегурочка полюбит кого-нибудь, то нет спасения ей – Солнце растопит ее.

Дед-Мороз зовет Снегурочку. Он интересуется, не хочет ли девушка пойти жить к людям. Снегурочка признается, что уже давно мечтала об этом. Ей нравятся песни пастуха Леля и хороводы. Мороза расстроил ответ дочери. Но он, скрепя сердцем, отпустил Снегурочку к людям, дав при этом наказанье – опасаться пастуха Леля и Солнца.

Мороз берет с леших обещанье защищать и оберегать Снегурочку от злых людей и уходит. Начинается весна.

Берендеи веселыми гуляньями встречают весну и празднуют Масленицу. Бобыль пошел в лес нарубить дров и встретил там Снегурочку. Он очень удивился и позвал свою жену Бобылиху. Познакомившись с ними, Снегурочка просит Бобылей взять ее к себе приемной дочерью. Забрали Бобыли девушку к себе, рассчитывая найти ей богатого жениха и нажиться на этом.

Нелегко приходится Снегурочке у Бобылей. Девушка излишне стыдлива и скромна, чем и вызвала недовольство названых родителей. Всем женихам отказала, не может она ни в кого влюбиться.

Многие парни в слободке сражены красотой Снегурочки, и перессорились они со своими девушками. Подружек поэтому у нее почти не было. Одна Купава, дочь Мураша, со Снегурочкой дружит.

Купава поделилась с подружкой своим счастьем, что у нее взаимная любовь с гостем из царского посада – Мизгирем. Девушка хочет познакомить Снегурочку со своим женихом.

Тут появляется Мизгирь с дорогими подарками и сватается к Купаве. Но как увидел он Снегурочку, так сразу про свою невесту и забыл. Обижена Купава на подругу и оскорблена, разбито ее сердце. Мизгирь несет свои подарки Бобылям и сватается к Снегурочке. Бобыли заставляют свою названую дочь принять Мизгиря. Снегурочка послушно выполняет их приказ.

А царь Берендей тем временем разговаривает со своим подданным о делах государства. Рассержен Ярило, Бог солнца, на берендеев. Уже пятнадцать лет холод и неурожай в царстве. Пропало тепло в сердцах у людей. И Берендей решает в Ярилин день принести жертву богу солнца – женить всех молодых. Только вот все парни да девушки переругались из-за какой-то Снегурочки.

Тут заходит Купава к Берендею и рассказывает о своем горе, просит наказать Мизгиря. Царь велит позвать преступника. Появляется Мизгирь и рассказывает о своей любви к Снегурочке. А также уверяет Берендея, что ему надо непременно увидеть эту девушку, чтобы все понять.

Появляется Снегурочка с Берендеями. Завидев ее, царь поражен такой красотой. Он решает, что тот, кто растопит сердце Снегурочки до рассвета, будет ее мужем.

Начинаются гулянья. В центре хоровода Лель и Снегурочка. На просьбу царя выбрать себе пару, Лель выбирает Купаву. Снегурочка очень обижена и в слезах убегает. В лесу ей встречается Мизгирь, начинает приставать. Девушка отталкивает его, и лешие водят парня всю ночь по лесу.

Снегурочка просит у Весны любви хоть на одно мгновенье. Мать наделяет свою дочь этим чувством и обещает, что Снегурочка влюбится в первого встречного, которым оказывается Мизгирь. Девушка влюбляется в него. Мизгирь безмерно счастлив и ведет Снегурочку к царю. Появляются первые лучи летнего солнца, и она тает на руках у любимого. Мизгирь от горя кидается с обрыва в озеро и погибает. Царь решает, что жертва Яриле принесена, и приказывает продолжать гулянья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

  • Бедность не порок
  • Снегурочка
  • Таланты и поклонники

Снегурочка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Корзина с еловыми шишками Паустовского

    Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

  • Краткое содержание Байрон Корсар

    Главным героем поэмы, является корсар Конрад. Он очень мужественный и храбрый, всем свои внешним видом, даёт понять противнику, что с ним лучше не связываться. Он живет в Средиземноморье.

  • Краткое содержание Бедные люди Толстого

    Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

  • Краткое содержание Сетон-Томпсон Домино

    Родные места нашего героя находились на холме. Здесь обитало лисье семейство. Солнце опустилось, кругом распространилась прохлада. Кругом было тихо и спокойно.