Человек в открытом космосе. История освоения космоса. выход в открытый космос алексея леонова

  • 14.10.2019

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

Когда в 1961-м Юрий Гагарин отправился покорять космос, все население планеты было удивлено и потрясено его подвигом. Следующие достижения космонавтики СССР продолжали удивлять весь мир. Всего лишь через несколько лет состоялся первый выход человека в открытый космос. Леонов Алексей Архипович был тем самым космонавтом, вошедшим в историю. Командиром экипажа корабля был Павел Беляев.

Накануне

После исторического полета Юрия Гагарина минуло четыре года. Все это время человечество продолжало наблюдать с завидным интересом за гонкой 2 сверхдержав в космосе - США и СССР. Им уже удалось отправить на орбиту несколько пилотируемых космических аппаратов. А в 1964-м руководство компартии сообщило миру, что к звездам улетели сразу три советских космонавта. Соответственно, следующим принципиальным шагом должен стать выход в открытое космическое пространство.

Тем временем оба государства продолжали заниматься своими космическими программами. К примеру, специалисты понимали, что при длительных полетах космонавту рано или поздно придется вести определенные работы снаружи космического аппарата. Также было понятно, что выполнять их будут исключительно сами пилоты. Следовательно, в срочном порядке было необходимо разработать действенную и, самое главное, безопасную систему осуществления таких работ. В советской империи этими вопросами занимался академик Королев. А тридцатилетний космонавт из 1-го отряда Алексей Архипович Леонов оказался главным и непосредственным исполнителем этих начинаний.

Для этого ученые стали усовершенствовать космический аппарат «Восход». В феврале 1965-го все работы уже были закончены... Когда же был совершен первый выход в открытый космос Леонова? Об этом мы поговорим далее.

Усовершенствованный космический корабль

Корабль «Восход-2» - это усовершенствованная версия аппарата, на котором в далеком 1964-м был совершен полет сразу трех пилотов, о чем говорилось чуть выше.

Новый же звездолет был приспособлен для полета двух космонавтов. На нем и должен был совершить космонавт Леонов выход в открытый космос. На борту была предусмотрена специальная надувная шлюзовая камера для выхода в космическое пространство. Система устройства была следующей: надувалась камера, которая уже была готова принять пилота. Когда же осуществлялась подготовка к приземлению, камера автоматически «отстреливалась», и сам космический аппарат спускался без нее.

Между прочим, весь этот эксперимент с камерой и космонавтами был довольно рискованным. Дело в том, что специалисты не успели досконально проверить работу абсолютно всех систем. За один месяц до полета беспилотный космический аппарат по ошибке был взорван. После этого инцидента С. Королев и М. Келдыш имели длительную беседу с пилотами. В итоге запланированный выход космонавта Леонова в открытый космос не был отменен.

Универсальность «беркута»

Все отечественные скафандры называли именами хищных птиц. Так, есть космический костюм «Орлан». Есть «Кречет», есть «Ястреб», «Сокол»… Первый же скафандр для выхода в космическое пространство назвали «Беркутом». Он весил порядка 40 кг. В условиях невесомости этот показатель ровным счетом не имел никакого значения. Но, однако, эта цифра давала представление о серьезности всей конструкции.

Системы скафандра были очень эффективными и при этом довольно простыми. Так, специалисты отказались от регенерационной установки, и при выдохе углекислый газ напрямую выпускался в космическое пространство.

Данный скафандр применялся один раз, когда экипаж Беляев - Леонов отправился в космос. Специалисты утверждают, что «Беркут» и поныне считается не только единственным и уникальным скафандром, но и универсальным. А универсальность заключалась в том, что он предназначен и для спасения космонавтов при разгерметизации космического аппарата, и для выхода человека в открытое пространство.

Очевидные угрозы

Наши современники прекрасно осведомлены об опасностях, которые априори могут угрожать пилоту в открытом космосе.

  1. Пилот может потерять связь с аппаратом. Так, Алексей Архипович Леонов был привязан к «Восходу-2» надежным фалом. Его длина - 5,5 м. В течение исторического выхода человека в открытое пространство космонавт неоднократно вытягивался на длину троса, а потом подтягивался к аппарату. По сути, только благодаря прочности этого страховочного фала пилот мог в действительности вернуться домой.
  2. В открытом пространстве космонавт мог столкнуться с так называемым «космическим мусором». Правда, в те времена такая вероятность была ничтожно мала. Напомним, до «Восхода-2» на орбите побывали только одиннадцать пилотируемых космических аппаратов и ряд спутников. Все они были довольно на низких орбитах и, соответственно, львиная доля обломков, которые остались после них, быстро сгорала. Таким образом, они не успевали причинить никому вреда.
  3. Разумеется, у пилота есть серьезный риск, что у него закончится запас кислорода. Скафандр «Беркут» был разработан специально для выхода в космос. У него полная автономность. Запас воздуха - 1666 л. Максимальная длительность пребывания вне аппарата - 45 минут. За это время пилот должен успеть войти в шлюзовую камеру, выйти в космос, побывать в свободном полете и вернуться в шлюз. Никакого ресурса на исправление возможных ошибок или спасение вообще не предусматривалось.
  4. У космонавта может возникнуть угроза переохлаждения или перегрева. Так, Леонову удачно удалось завершить свой выход до того, как космический аппарат попал в тень от нашей планеты. В противном случае, такие низкие температуры серьезно могли бы осложнить все действия космонавта. Кроме того, в условиях кромешной тьмы он не смог бы справиться со страховочным тросом и входом в шлюзовую камеру.
  5. В открытом пространстве космонавт мог получить определенную дозу радиации. Когда совершил космонавт Леонов первый выход в открытый космос, ему, по его словам, сильно повезло. Дело в том, что в своем выходе в пространство он лишь задевал край радиационно-опасной зоны. Когда Леонов вернулся, специалисты зафиксировали у него довольно большую дозу радиации, но это, к счастью, не привело к повреждениям здоровья.

Миссия выполнена

Дата выхода в открытый космос Леонова Алексея Архиповича - 18 марта 1965 года. Космический аппарат под названием «Восход-2» оторвался от земли с «Байконура». Как только корабль вышел на орбиту, на первом же витке надули шлюзовую камеру. Когда «Восход» уже заходил на второй виток, Леонов перебрался в камеру. После чего командир экипажа окончательно задраил люк за коллегой.

Спустя несколько минут в камере начали стравлять воздух. И еще через две минуты пилот уже решился отправиться в непознанную для него бездну - в открытый космос.

Он начал проводить эксперименты и наблюдения, которые были предусмотрены программой. Он отдалялся от аппарата на метр и возвращался. Он постоянно разговаривал по радиостанции не только с Беляевым, но и с сотрудниками наземных служб.

Через некоторое время командиру удалось подключить телефон в леоновском скафандре к передачам столичного радио. В этот момент диктор Левитан читал информационное сообщение о выходе советского человека в космическое пространство. И все население планеты посредством телетрансляции с камер аппарата могло видеть, что все-таки совершил Алексей Архипович Леонов выход в открытый космос. Он махал рукой всему миру прямо оттуда…

3001-я проблема

Выход Леонова в открытый космос мог закончиться весьма плачевно. Когда космонавты тщательно готовились к полету, они отработали три тысячи различных аварийных ситуаций. Конечно же, они нашли такое же количество решений. Однако Алексей Леонов неоднократно признавался, что в космическом пространстве по закону возникнет и 3001-я непредвиденная ситуация. И именно ее придется в срочном порядке решать. Так, собственно, и произошло.

Когда программа экспериментов в открытом космосе закончилась, Леонову приказали вернуться. Но сделать это было очень нелегко. Из-за давления в пространстве скафандр потерял свою гибкость. Кроме того, он раздулся. Иными словами, космонавт находился внутри надутого и довольно большого шара. И, соответственно, он был не в состоянии пролезть в шлюзовой люк. Кроме того, запас кислорода в «Беркуте» заканчивался. Таким образом, Леонову было необходимо принять определенное решение. Причем срочно. Сперва он хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю. Но потом осознал, что советом ему не помогут, так как он был единственным человеком, который когда-либо сталкивался с чем-то подобным.

Как бы то ни было, космонавт нашел выход из кажущейся тупиковой ситуации. В нарушение всех инструкций он стравил излишки кислорода, чтобы уменьшить размеры скафандра и головой вперед втянулся в шлюз. По большому счету, это удалось ему сделать только благодаря своей превосходной физподготовке.

После этого Алексей Архипович Леонов с колоссальными усилиями смог развернуться, задрав люк. Воздух начал поступать в камеру. Казалось, все опасности окончательно миновали...

Долгая дорога домой

Итак, борьба советского космонавта Алексея Архиповича Леонова за жизнь, к счастью, уже завершилась. Однако на борту возникла не менее серьезная проблема. Дело в том, что в кабине было зафиксировано парциальное давление кислорода. Причем оно продолжало расти и расти. И, соответственно, если в схемах приборов появится мельчайшая искра, то все это могло привести к настоящему взрыву.

Позже причина этой проблемы была выяснена. На протяжении длительного времени аппарат нагревался неравномерно, так как он был корректирован относительно Солнца. Из-за этого корпус корабля был незначительно деформирован.

Кроме того, из небольшой щели люка камеры, как оказалось, воздух улетучивался. К сожалению, советские космонавты не смогли разобраться с проблемой и поэтому с ужасом наблюдали за показаниями приборов. Однако, когда давление нормализовалось, люк захлопнулся, и угроза окончательно исчезла.

Правда, на этом неприятности экипажа вовсе не закончились. «Восход-2» должен начать приземляться после семнадцатого витка. Однако тормозная техника в автоматическом режиме почему-то не сработала. Космический аппарат несся по орбите. Членам экипажа пришлось осуществлять программу посадки в ручном режиме. Беляев смог сориентировать корабль в правильное положение, направив его в безлюдную таежную местность. По воспоминаниям командира, в тот момент он более всего боялся, что аппарат попадет в густонаселенную территорию или заденет линии электропередач.

Также была опасность приземлиться в недружественном тогда Китае. К счастью, этого не случилось.

Корабль приземлился в глухой заснеженной тайге, за тридцать километров от г. Березники, что в Пермской области.

К сожалению, космонавтов нашли не сразу. С вертолета спасатели довольно быстро обнаружили парашюты, которые повисли на ветках высоких деревьев. Но посадить воздушное судно было очень тяжело. И вытащить приземлившихся членов экипажа на тот момент не было возможности. Таким образом, на протяжении двух дней космонавты просидели в лесу и ждали помощи. При этом начались тридцатиградусные морозы.

Для утепления они использовали парашюты и скафандры. Также они разожгли костер. На утро в нескольких километрах от места приземления космического аппарата прибыл десант спасателей. Они расчищали площадку для вертолета. Кроме того, им удалось сбросить с него теплые вещи и продукты. А на канатах спустилась и группа специалистов вместе с врачом. Именно они смогли обеспечить космонавтам лучшие условия. Так, они возвели избушку, оборудовали спальные места, а на следующий день площадка для приема вертолета была окончательно подготовлена. Правда, всем пришлось пробежаться на лыжах еще девять километров, чтобы добраться до нее.

Через некоторое время на борту вертолета космонавты прилетели в Пермь. Первым делом они позвонили главе Советского Союза Леониду Брежневу. Они сообщили, что первый выход в открытый космос Алексея Леонова и Павла Беляева удачно завершен. Через день их уже встречала столица…

Заслуженная слава

Алексей Архипович Леонов оказался 15-м пилотом, который побывал в космосе. Кроме того, он считается тем человеком, который смог совершить принципиальный шаг после великого Гагарина.

Осенью 1965-го FAI (Международная авиационная федерация) официально подтвердила рекорд пребывания человека в космосе. Выход Леонова в открытый космос длился чуть больше двенадцати минут. Ему вручили престижную медаль под названием «Космос». Эта награда данной федерации считается высшей. Кроме того, командир «Восход-2» П. Беляев также был отмечен дипломом и медалью.

На родине Леонову присвоили звание Героя Советского Союза. Впрочем, заслуги советского космонавта были отмечены и многими другими наградами. Кстати, один из лунных кратеров носит его прославленное имя.

Последователи

Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.

Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве - двадцать две минуты.

А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!

Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.

Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.

Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

«Время первых»

О событиях, связанных с первым выходом человека в открытый космос, был снят фильм. Картина вышла весной 2017-го. Продюсерами проекта стали Т. Бекмамбетов и Е. Миронов в том числе. По их словам, они были вдохновлены героизмом членов экипажа «Восход-2». В результате продюсеры создали масштабную кинокартину, которая называется «Время первых». Естественно, государственная корпорация «Роскосмос» всячески поддерживала этот проект.

По сути, в этой ленте не скрупулезно восстановлены события тех исторических дней. Да и цель у продюсеров была все-таки иная. Они снимали даже не художественную ленту, они работали, скорее, над научно-фантастической картиной, в основу которой лег реальный и легендарный полёт 18 марта 1965-го.

Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос. В том же периоде времени человек осуществил первые шаги по Луне.

Первый человек на Луне

Первым космическим кораблём, доставившим людей на поверхность Луны, был американский исследовательский пилотируемый корабль «Апполон-11». Полёт начался 16-го июля и окончился 24-го июля 1969-го года.

Практически сутки на поверхности Луны провели пилот и командир экипажа: Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. Время их пребывания там равнялось двадцати одному часу тридцати шести минутам и двадцати одной секунде. Всё это время командным модулем управлял Майкл Коллинз, который, находясь на орбите, ждал сигнала.


Астронавтами на поверхность Луны был осуществлён один выход. Его продолжительность – почти два с половиной часа. Первый шаг на поверхность этой планеты сделал командир экипажа Армстронг. Спустя пятнадцать минут, к нему присоединился Олдрин. Во время выхода на поверхность, астронавты установили на Луне флаг США, взяли несколько килограммов грунта для дальнейшего исследования, а так же установили научно-исследовательские приборы. Ими были сделаны первые фотографии ландшафта. Благодаря установленному оборудованию, стало возможным определение с максимальной точностью расстояния между Луной и Землёй. Это значимое событие свершилось 20-го июля 1969-го года.

Таким образом, Америка выиграла лунную гонку, первой высадившись на поверхности земного спутника, и поставленная Джоном Кеннеди национальная цель считалась выполненной.


Надо отметить, что некоторые исследователи называют высадку американских астронавтов на естественный спутник Земли самой крупной мистификацией двадцатого века. Ими же приводится ряд доказательств того, что никакой вышеописанной высадки вообще не было.

Первый человек в открытом космосе

Человек впервые вышел в открытый космос в 1965-ом году. Речь о советском космонавте Алексее Леонове. В тот знаменательный полёт он отправился 18-го марта совместно с напарником Павлом Беляевым на КК «Восход-2».


Достигнув орбиты, Леонов облачился в разработанный для выхода в открытый космос скафандр. Запаса кислорода в нём хватало на сорок пять минут. Беляев в это время начал устанавливать гибкую шлюзовую камеру, посредством которой Леонов и должен был осуществить выход в космос. Приняв все необходимые меры предосторожности, Леонов покинул корабль. Всего за его пределами космонавт провёл 12 минут 9 секунд. В это время напарник Леонова передал на Землю сообщение о том, что человек вышел в открытый космос. По телевидению транслировалось изображение парящего на фоне Земли космонавта.

Во время возвращения пришлось поволноваться, так как в условиях вакуума скафандр сильно раздулся, из-за чего Леонов не помещался в шлюзовую камеру. Оказавшись узником космического пространства, он самостоятельно нашёл выход из этой ситуации, понимая что в данном случае советом с Земли ему не помогут. Чтобы уменьшить размеры скафандра, космонавт стравил излишки кислорода. Делал он это постепенно, одновременно стараясь протиснуться в камеру. Каждая минута была на счету. О своих переживаниях в тот момент Леонов предпочитает никому не рассказывать.


Трудности со скафандром оказались не последними неприятностями того значимого полёта. Оказалось, что система ориентации не работает, и для приземления космонавты вынуждены были перейти на ручное управление. Результатом такой посадки стало то, что Беляев и Леонов приземлились не в том месте, где предполагалось. Капсула оказалась в тайге в 180-ти километрах от Перми. Спустя двое суток космонавты были обнаружены. Этот успешный полёт был отмечен присвоением Леонову и Беляеву звания Героя Советского Союза.

Первая женщина-космонавт

Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток.


Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Этот шаг являлся политически мотивированным.

Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне.

Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка».

Первый человек, побывавший в космосе

Как известно, первым побывавшим в космосе человеком является Юрий Гагарин. Его исторический полёт, прогремевший на весь мир, был совершён 12-го апреля 1961-го года. Именно эта дата названа «Днём космонавтики».

За время, проведенное на орбите, Гагарин выполнил всю намеченную программу. По его воспоминаниям, он тщательно записывал все свои наблюдения, рассматривал Землю и даже питался.

Ну, а до самой большой звезды во вселенной , радиус которой в полторы тысячи раз больше, чем радиус солнца, ни один космонавт в ближайшее будущее не отправится. По данным сайт, людей пока не планируют отправлять за пределы солнечной системы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Алексей Леонов - первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Космонавт Алексей Леонов

В открытом космосе

Март 1965 года навсегда запечатлен не только в истории отечественной космонавтики. 18 день этого месяца стал едва ли менее славной вехой для всей земной цивилизации на пути покорения космоса, чем Гагаринский полет:

Алексей Леонов, космонавт СССР под номером 11, покинув шлюзовую камеру космического корабля, совершил выход в открытый космос. За успешное выполнение своей миссии Леонов был удостоен звания Героя Советского Союза. Достижения тех лет в области мирного освоения космоса трудно переоценить, ведь то было время первых.

Биография космонавта Алексея Леонова

В предпоследний день мая 1934 года семья Леоновых, выбравшая тогда в качестве места постоянного проживания маленькое сибирское поселение, пополнилась еще одним ребенком, которого нарекли именем Алексей. Глава семьи, Архип Леонов, перебрался в Сибирь из Украины после того, как отпылала Гражданская война, вслед за своим отцом, которого царское правительство отправило сюда в ссылку еще в 1905 году.

Волна массовых репрессий и политических преследований, прокатившаяся по стране в 1937-1938 гг., затронула и род Леоновых: всю семью объявили «врагами народа», лишили дома. Временное пристанище было найдено в областном центре – городе Кемерово. После реабилитации 1939 года Леоновы переезжают в Калининград, где отцу семейства была предложена работа по его профилю (электрослесарь).

Алексей Леонов, будучи крайне любознательным ребенком, имел разноплановые увлечения: фехтование, легкая атлетика, технические науки, слесарное дело, живопись. Практически по всем спортивным направлениям он добился серьезных успехов, подтвержденных соответствующими разрядами. В 1953 году, получив среднее общее образование, Алексей решил пойти в Кременчугскую авиационную школу. Затем молодой летчик продолжил обучение в Военном авиационном училище в городе Чугуеве Харьковской области.

18 марта 1965 года, пройдя отбор в команду первых космонавтов, Алексей Леонов принял непосредственное участие в полете за пределы земной атмосферы, длившемся чуть более 2-х часов. Его напарником стал космонавт Павел Беляев. По ходу данного мероприятия Леонов произвел видеосъемку, находясь вне космического аппарата «Восход-2» чуть больше 12 минут.

После этого знаменательного события космонавт А. Леонов участвовал в подготовке программ по освоению Луны, которые впоследствии были свернуты по причине потери первенства СССР в «лунной гонке» с Соединенными Штатами.

Алексей Архипович всегда стремился обладать самыми актуальными знаниями в технической сфере: параллельно основной работе он получал дополнительное образование в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В 1971 году Леонову поручили командование экипажем космического аппарата «Союз-11». В 1975 году он совершил полет на орбиту Земли вместе с космонавтом Валерием Кубасовым на корабле «Союз-19». Тогда же была произведена первая стыковка с американским космическим кораблем.

С 1976 года по 1991 год Алексей Архипович Леонов работал в Центре подготовки космонавтов. В 1992 году ушел в запас в звании генерал-майора авиации. С тех пор проживает в Москве, ведет научную деятельность, связанную с обеспечением безопасности космических полетов. Выбор данного вектора исследований, возможно, обусловлен проблемами, с которыми Алексею Леонову приходилось сталкиваться во время полета на космическом аппарате «Восход-2»

«Восход-2»

Подвиг Юрия Гагарина был первым шагом на сложном пути освоения околоземного пространства. Выход космонавта в открытый космос был следующей миссией, в техническом обеспечении которой были задействованы передовые советские предприятия. Скафандр «Беркут» разрабатывался в НПП «Звезда» с учетом специфики планируемого мероприятия: его предназначением было не только обеспечение безопасности при выходе в открытый космос, но спасение космонавта в случае разгерметизации космического аппарата. Пройдя требуемые подготовительные процедуры, экипаж из двух человек (Павел Беляев и Алексей Леонов) отправился на орбиту 18 марта 1965 года в 10:00 по Москве. Все шло в штатном режиме. Совершив два витка вокруг планеты, космонавты приняли решение о том, что выход с корабля совершит Леонов. В 11:34 он, миновав шлюзовую камеру, оказался в безвоздушном пространстве, где пробыл 12 минут. При возвращении начались проблемы.

Трудное возвращение

В целях безопасности космонавт держал связь с кораблем посредством 5-метрового соединительного шнура. По признанию Леонова, пребывание в космическом вакууме было омрачено сильным физическим дискомфортом (тахикардия, одышка, повышенное потоотделение, жар). Пытаясь вернуться в шлюзовую камеру, Алексей столкнулся с проблемой, о возникновении которой при подготовке полета не могли даже предположить: скафандр раздулся и не позволял космонавту попасть на корабль. Вход в шлюз стал возможен только после того, как из скафандра было стравлено давление. Не успев перевести дух после такого испытания, космонавты получили сигнал о разгерметизации корабля: после штатного отсоединения шлюзовой камеры люк был поврежден и неплотно прилегал к пазам. Включив подачу кислорода из запасных емкостей, Леонову удалось покончить с этой проблемой. Но на горизонте уже маячила новая: автоматическая система управления посадкой отказала, и П. Беляеву пришлось взять управление на себя. Из-за этого проследовать к месту посадки на Земле по заданным координатам не представлялось возможным: приземлиться пришлось в тайге вдали от населенных пунктов. Космонавтов нашли только через сутки с помощью вертолета. 21 марта они уже находились на космодроме.

Время первых – это время людей, жаждавших покорить враждебный космос, прославить свою страну, а самое главное - открыть новые горизонты для всего человечества. И им это удалось! После благополучного возвращения космонавт Леонов выступил перед государственной комиссией с докладом, который завершил словами: «В открытом космосе жить и работать можно!».

Историческое видео: первые минуты, проведенные человеком в открытом космосе.

Интервью Алексея Леонова - первого человека, вышедшего в открытый космос

В прошлом году отмечалась знаменательная дата - полувековой юбилей со дня первого выхода землянина в открытый Космос. Сегодня любой школьник назовет имя этого человека - советский космонавт №11, ныне генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов, совершивший свой подвиг 18 марта 1965 года. Несмотря на то, что это событие носило в значительной степени политическую окраску – две державы СССР и США боролись за лидерство в космических достижениях, значение его трудно переоценить.

Кто первый от имени СССР вышел в открытый Космос

Сегодня, когда туристические полеты на околоземную орбиту становятся обыденным явлением, вокруг Земли постоянно вращается обитаемая космическая станция с интернациональным экипажем, трудно представить сколько усилий потребовалось учеными, инженерам и простым рабочим, чтобы первого пребывания человека в открытом космическом пространстве.

Для полета экипажа в составе командира П. И. Беляева и дублирующего пилота, инженера - космонавта А. А. Леонова была подготовлена двухместная реплика космического корабля серии «Восход», которая не только значительно отличалась от гагаринского «Востока - 1», но и имела большие конструктивные изменения по сравнению с трехместным «Восходом - 1». Специально для выхода и пребывания в открытом Космосе в конструкции корабля была предусмотрена надувная камера - шлюз «Волга», а экипировка космонавтов состояла из принципиально нового скафандра «Беркут». По плану выход
А. А. Леонова за пределы «Восхода - 2» должен был состояться на втором витке орбитального полета.

Старт ракетоносителя произошел в запланированное время с космодрома «Байконур». Пролетая над Сахарой, инженер-космонавт стал готовиться к выходу из корабля. Намного позже Алексей Леонов то ли с иронией, то ли с усмешкой вспоминал все перипетии этого события.

Для того чтобы космонавт не улетел от космического корабля, став самостоятельным спутником Земли, система страховки была выполнена в виде пристегивающегося фала, прочность которого неоднократно проверялась в земных условиях. Но то ли по обычной русской безалаберности, то ли из-за волнения Алексей Архипович забыл пристегнуть фал к страховочной скобе «Восхода - 2», и лишь только дополнительная проверка, проведенная Павлом Беляевым, позволила заметить эту погрешность, которая могла вызвать – вплоть до утери космонавта.

Второй недостаток проявился в несоответствии жесткости скафандра настоящему космическому вакууму. Несмотря на многократные проверки на Земле, при возвращении внутрь корабля «одеяние» космонавта «надулось» сверх нормы, и при пролезании через люк А. Леонов вынужден был понижать давление внутри «Беркута» ниже положенного значения.