Епископ Гатчинский Амвросий: В своей судьбе я вижу чудо. Архиепископ Амвросий (Ключарев)

  • 23.09.2019

Ректором Московской духовной академии на...

Ректором Московской духовной академии назначен архиепископ Петергофский Амвросий

19.07.2018 1549

В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, был рассмотрен вопрос о замещении должности ректора Московских духовных школ и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного Евгения митрополитом Таллинским и всея Эстонии (журнал № 48).

Участники заседания приняли решение освободить митрополита Евгения от должностей председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ, выразив ему особую благодарность за достойное несение этого послушания в течение 23 лет.

Председателем Учебного комитета назначен заместитель председателя данного Комитета протоиерей Максим Козлов.

Ректором Московских духовных школ назначен архиепископ Петергофский Амвросий, который освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию выражена благодарность. Преосвященному Амвросию Священный Синод определил быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

По материалам сайта Патриархия.RU

Биографическая справка:

Родился 15 июня 1970 г. в с. Лужки Железногорского р-на Курской обл. в семье рабочих.

С 1982 г. нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

29 мая 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеродиакона.

В сентябре 1994 г. назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.

8 октября 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 1995 г. окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». Оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 г. распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 г. прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Основы государственно-церковных отношений».

3 июня 2004 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. (журнал № 88) избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

28 декабря 2004 г. Святейшим Патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 26 марта 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. (журнал № 78) назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 85) назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургских духовных школ.

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) присвоен титул «Петергофский».

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

31/01/2017

2016 год был небогат на яркие события в жизни Петербургской епархии – по крайней мере, по сравнению с началом 2017 года, когда Смольный согласился отдать церкви Исаакиевский собор.


В прочем, и эта история скорее всего - сюжет из жизни центрального аппарата Московской патриархии, к которому собственно петербургское духовенство имело мало отношения. Из запоминающегося - был организован очередной крестный ход в день перенесения мощей Александра Невского. С перекрытием Невского (проспекта), телевидением, военными с музыкой и стоимостью 1 миллион бюджетных рублей. Участвовало 50 тысяч человек.

Это явное свидетельство торжества православия омрачалось лишь одним: в прошедшем в этот же день Курбан-байраме, на который бюджет не потратил ни копейки, не считая стоимости работы полиции, приняло участие ровно такое же количество верующих.

1. Митрополит Варсонофий (1)
2. Епископ Кронштадтский Назарий (4)
3. Архиепископ Петергофский Амвросий (2)
4. Протоиерей Сергий Куксевич (5)
5. Протоиерей Геннадий Зверев (3)
6. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (-)
7. Епископ Царскосельский Маркелл (6)
8. Протоиерей Сергий Судаков (7)
9. Игумения София (Силина) (8)
10. Протоиерей Петр Мухин (-)

1. В 2016 году митрополит Варсонофий сохранил все факторы своей влиятельности: помимо главы епархии и митрополии, он оставался управляющим делами Московской патриархии и по долгу службы постоянно находился в контакте с патриархом. Примечательно, однако, что взятие в конце года церковью Исаакиевского собора, очевидно, является целиком и полностью заслугой патриарха (или даже кого-то более влиятельного). Смольный согласился отдать собор после просьбы главы РПЦ, а написанное годом ранее письмо митрополита Варсонофия с такой же просьбой спокойно проигнорировал. Идеологическую поддержку этому процессу также оказывала Москва: в Петербург рассказывать о передаче собора приехали главный юрист патриархии игумения Ксения, глава пресс-службы Владимир Легойда и епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), имеющий славу «духовника Путина». При этом ни одного спикера от епархии для общения с журналистами допущено не было. Вместе с разговорами о сложных отношениях между епархией и Смольным все это свидетельствует о том, что степень влиятельности митрополита Варсонофия не так велика, как могла бы быть.

2. Епископ Кронштадтский Назарий силен тем, что является наместником Александро-Невской лавры. Это, во-первых, очень статусное место. Во-вторых, оно привлекает много паломников и, как считается, не меньше спонсоров. У Лавры есть собственные мастерские - иконописная, гончарная, ювелирная и т.д. Владыка Назарий придумал для них даже новый иконографичееский сюжет: Александр Невский перед ветхозаветной Троицей на фоне Лавры.

3. Архиепископ Петергофский Амвросий является ректором Петербургской Духовной академии - церковного вуза федерального уровня. Это дает ему влиятельность и самостоятельность. Кроме того, он наиболее активный в публичной сфере архиерей петербургской епархии и часто выполняет представительские функции. Во время прошлого похода епархии на Исаакий именно владыка Амвросий представлял церковь в публичной дискуссии с директором музея Николаем Буровым. В этот раз его помощь не потребовалась.

4. Протоиерей Сергий Куксевич является секретарем епархиального управления, то есть всего бюрократического аппарата. Во времена предыдущего митрополита Владимира, мало интересовавшегося делами, отец Сергий, по словам экспертов, был в епархии фактически самым главным. Нынешний митрополит Варсонофий за делами следит, но ему часто случается отлучаться в Москву или объезжать владения с патриархом.

5. Посты настоятеля Вознесенского собора в Царском Селе и благочинного Пушкинского округа (куратора всех церквей на этой территории) сами по себе не обеспечивают влиятельность протоиерею Геннадию Звереву . Но, по всеобщему мнению, он имеет очень высокопоставленных духовных чад в Москве - на уровне Сергея Лаврова. Некоторые эксперты, впрочем, признавая влиятельность отца Геннадия, считают, что конкретные имена - «легенды из серии, что Путин исповедуется Шевкунову». В выборах в ЗакС, состоявшихся в сентябре прошлого года, участвовал по крайней мере один кандидат, позиционировавший себя как человек, близкий к протоиерею. И проиграл. Неизвестно, в какой степени отец Геннадий на самом деле был заинтересован в победе этого кандидата, но сама по себе эта история запомнилась экспертам и сказалась на их оценках.

6. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав формально не имеет отношения к Петербургской епархии, так как у него своя собственная епархия - Тихвинская. В 2013 году Санкт-Петербургская епархия была разделена на 4 части: собственно городскую и три областных, в том числе Тихвинскую. Все они независимы и самостоятельны, но объединены в Петербургскую митрополию, которая имеет лишь формальное значение - как СНГ для бывших братских союзных республик. Однако, считают эксперты, у владыки Мстислава остались интересы на территории Петербурга.

7. В отличие от других своих коллег-викариев (то есть епископов без епархий), епископ Царскосельский Маркелл не имеет собственной структуры - ни Лавры, ни Духовной академии. Поэтому оказывается в рейтинге ниже, чем они. Хотя, будучи епископом, не может совсем из него исчезнуть.

8. Должность протоиерея Сергия Судакова - председатель финансово-хозяйственного отдела епархии - звучит внушительно. Однако на практике все принципиальные решения в этой области принимаются митрополитом, поэтому его влиятельность не так высока, как могла бы быть. Зато у отца Сергия такая же фамилия, как у владыки Варсонофия, и приехал он вслед за ним из Мордовии. Петербургские священники средней руки гадают, родственники они или нет, но прямо спросить не решаются.

9. Игумения Новодевичьего монастыря София считается некоторыми ученицей Дмитрия Медведева. По крайней мере, она училась на юрфаке именно в те годы, когда он там преподавал. Но дружба с Медведевым мало кому помогала - в отличие от хороших отношений с Георгием Полтавченко. Ими, как говорят, она тоже может похвастать.

10. Протоиерей Петр Мухин - настоятель 8 существующих храмов и 2 проектируемых. В том числе - переданного церкви Смольного собора и домовой церкви в Мариинском дворце. Благодаря чему он близок к хоть не самой главной, но самой активной ветви власти и вообще политическим кругам. Чтобы оценить влиятельность отца Петра, можно вспомнить, как настойчиво депутаты ЗакСа добивались согласования строительства церкви в Малиновке (одна из двух проектируемых церквей, настоятелем которой он является). Правда, тогда нужно вспоминать и имена людей, которые в конце концов эту стройку запретили (губернатор отказал).

Жизнеописание

Амвросий (в миру Ключарев Алексей Иосифович, родился в г. Александров Владимирской губернии), архиепископ Харьковский и Ахтырский, известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.

Родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 окончил Переславское духовное училище. В 1834-1840 учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую Духовную Академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844-1848 — преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866. В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году это.

Первый сборник его проповедей вышел в свет в Москве 1873 отца Алексия («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева»). В сборник вошло двадцать четыре проповеди, произнесенные в период с 1864 по 1872 годы. Эта книга была встречена восторженными рецензиями. Например, известный гомилет, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсов считал ее одним из лучших проповеднических сборников XIX века.

Еще в 1860 скончалась супруга отца Алексия. С тех пор святитель Филарет и его преемник на Московской кафедре святитель Иннокентий неоднократно предлагали Ключареву принять монашество, но он отказывался. Лишь 7 ноября 1877 протоиерей Алексий принял монашеский постриг с именем Амвросий. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита, а 15 января 1878 года рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии. 6 апреля того же года преосвященный Амвросий был переименован во епископа Дмитровского и назначен первым Московским викарием. С этого времени и до смерти святителя Иннокентия он совершал богослужения повсюду, где должен был присутствовать сам Московский митрополит. Став епископом он продолжал произносить пламенные проповеди, которые нередко имели широкий общественный резонанс.

22 сентября 1882 году преосвященный Амвросий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. На этой кафедре он проходил свое архипастырское служение до самой смерти. В 1884 по его инициативе «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в богословский журнал «Вера и разум». Также была открыта школа псаломщиков при архиерейском доме.

В 1883 участвовал в освящении Храма Христа Спасителя, где произнес приветственную речь государю императору Александру III и императрице Марии Федоровне. В 1886 возведен в сан архиепископа. В 1892 после перенесенной болезни у владыки Амвросия заметно ослабел голос. С этого времени он практически не произносил проповеди. Тем не менее по поводу особо значимых торжеств он все же писал проповеди, которые поручал прочитывать с амвона протоиерею Тимофею Буткевичу. В 1898 император Николай пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

Архиепископ Амвросий похоронен в Покровском монастыре г. Харькова.

Находясь на Харьковской кафедре, архиепископ Амвросий предпринял работу по осмыслению своего проповеднического опыта. Им была написана книга «Живое слово», посвященная теории проповеднической импровизации. Впервые она увидела свет на страницах журнала «Вера и разум» (в 1884-85 гг). Эта книга принципиально отличается от отечественных пособий по гомилетике, вышедших в свет в XIX веке. В ней автор делится с читателем своим богатым проповедническим опытом. Все выдвигаемые в книге теоретические положения преосвященный Амвросий иллюстрирует примерами, взятыми из своей собственной жизни. Можно сказать, что «Живое слово» предвосхитило начавшееся в начале ХХ века преодоление схоластического наследия в отечественной гомилетической науке.

Труды автора

  • Живое слово. Харьков, 1892. (Переиздано в: Архиепископ Амвросий (Ключарев).
  • Искусство проповеди. М., 2006. С. 23-108.) Полное собрание проповедей с приложениями. Т. 1-5. Харьков, 1902-1903.

Труды об авторе

  • Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902.
  • Митисов И. Педагогические воззрения высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского. Казань, 1902.
  • Виноградов В. «Последний из могикан» из эпохи реформ (Памяти высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского). Сергиев Посад, 1912.
  • Бурега В. В. Служитель Живого Слова / Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди. М., 2006. С. 5-22.

ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии

  • Епископская хиротония – 4 июня 2017 года
  • Иерейская хиротония – 15 июня 2008 года
  • Диаконская хиротония – 27 апреля 2008 года
  • Монашеский постриг – 22 апреля 2008 года
  • Дата рождения – 25 апреля 1985 года
  • Тезоименитство – 8 декабря

Образование

  • Смоленская духовная семинария (2004)
  • Московская духовная академия (кандидат богословия) (2006)
  • Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук) (2009)
  • Христианская теологическая академия в Варшаве (доктор теологии) (2017)

Ученая степень

  • кандидат богословия
  • кандидат исторических наук
  • доктор теологии

Биография

  • Родился 25 апреля 1985 года в г. Смоленске.
  • По окончании школы в 2002 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. В 2003 году поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 году.
  • В 2004 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2006 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны».
  • В 2006 году назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. Преподавал также в Смоленском межъепархиальном духовном училище. В 2007 году назначен секретарем Смоленского епархиального управления. Являлся секретарем Епархиального Совета Смоленской епархии.
  • 22 апреля 2008 года в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, пострижен в монашество с именем Серафим в честь святого священномученика Серафима, архиепископа Смоленского.
  • 27 апреля 2008 года, в праздник Святой Пасхи, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеродиакона.
  • 15 июня 2008 года, в праздник Пятидесятницы, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеромонаха.
  • 12 июля 2008 г. назначен настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи г. Смоленска.
  • 5 мая 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награжден наперсным крестом.
  • В 2010 году в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (На материалах Смоленской области)» .
  • 30 апреля 2012 года назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни, где организовал церковно-приходскую жизнь.
  • В 2012 году к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.
  • С июля 2014 года – сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 года назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии.
  • 25-31 июля 2016 года в составе официальной делегации Русской Православной Церкви принимал участие во Всемирных днях молодежи в Кракове.
  • В 2014-2017 годах обучался в докторантуре Христианской теологической академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Święty męczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smoleński oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji» («Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России») .
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 мая 2017 года (журнал № 30) избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 10 мая 2017 года в храме в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
  • 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры наречен во епископа. 4 июня 2017 года, в праздник Пятидесятницы, за Божественной Литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры рукоположен во епископа. Наречение и хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  • С мая 2017 по июль 2018 года – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • С 22 мая 2017 года по 28 июля 2018 года являлся настоятелем храма Успения Пресвятой БогородицыПатриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.
  • 17 июля 2017 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в комиссию по церковному просвещению и диаконии, с 15 октября 2018 года переведен в комиссию по богословию и богословскому образованию (журнал Синода № 80).
  • С 1 марта 2018 года – заведующий Кафедрой теологии гуманитарного факультета Российского государственного социального университета.
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 г. (журнал № 48) назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский и освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 31 июля 2018 года принят в Совет ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • 24 сентября 2018 года избран членом Ученого совета Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург).
  • 8 декабря 2018 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден в звании доцента.

Основные научные труды, публикации:

Слово архимандрита Серафима (Амельченкова) при наречении во епископа Люберецкого, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Монографии

1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. - Смоленск, 2006. - 192 с.: ил.

2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. - Смоленск, 2010. - 352 с.: ил.

3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). - Смоленск: Свиток, 2012. - 256 с.: ил.

4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. - Смоленск: Свиток, 2012. - 304 с.: ил.

5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. ― Смоленск: Свиток, 2017. ― 416 с.: ил.

Основные статьи (за последние пять лет)

  1. Смоленская духовная семинария в первой половине XIX века // Религиозное образование в России и в Европе в XIX в. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
  2. Религиозный фактор в развитии польско-российских культурных связей // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей / МГУ. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015.
  3. Pastor counseling experience of saint martyr Seraphin (Ostroumov), archbishop of Smolensk, «Rocznik Teologiczny», Warszawa 2016, LVIII (1).
  4. Богословское образование в российской семинарии во второй половине XIX века: Смоленская духовная семинария // Религиозное образование в России и в Европе в конце XIX ― начале XX века. ― СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016.
  5. Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) как покровитель примирения народов Польши и России // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей XIX международной конференции 22-23 марта 2017, выпуск 19, часть I / МГУ. ― М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2017.
  6. Солидарность пастыря и народа в эпоху перемен. «Открытое письмо московскому духовенству» сщмч. Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года // Теология: встреча Востока и Запада. Труды кафедры теологии РГСУ. – СПб.: Алетейя, 2018.
  7. Православие: траектории движения духовных и нравственных границ // Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу: материалы международной конференции. – М.: Юрист, 2018.

Сфера научных интересов: история России, история Русской Православной Церкви, пастырское богословие.

c 6 октября 2008 года Предшественник: Константин (Горянов)
Епископ Гатчинский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
6 октября - 12 марта Церковь: Русская православная церковь Предшественник: викариатство учреждено Преемник: Митрофан (Осяк)
Епископ Бронницкий ,
викарий Московской епархии
19 июля - 6 октября Предшественник: Тихон (Емельянов) Преемник: Феофилакт (Курьянов)
Епископ Прокопьевский,
викарий Кемеровской епархии
26 марта - 19 июля Избрание: 24 декабря 2004 года Имя при рождении: Виталий Анатольевич Ермаков Рождение: 15 июня (1970-06-15 ) (48 лет)
село Лужки , Железногорский район , Курская область , СССР Принятие священного сана: 29 мая 1994 года Принятие монашества: 7 апреля 1994 года Епископская хиротония: 26 марта 2005 года Награды:

Архиепископ Амвро́сий (в миру Вита́лий Анато́льевич Ермако́в ; 15 июня , село Лужки , Железногорский район , Курская область) - епископ Русской православной церкви , архиепископ Петергофский , викарий Санкт-Петербургской епархии .

Биография

Образование

Будущий архиепископ Амвросий родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих, русский.

28 декабря 2004 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в соборном храме Сретенского монастыря Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II, возведён в сан архимандрита .

Архиерейство

На заседании Св. Синода 24 декабря 2004 года слушался Рапорт Архиепископа Кемеровского Софрония (Будько) с просьбой «определить в помощь мне викарного епископа», который «мог бы взять на себя обязанности ректора Кирилло-Мефодиевского Духовного училища в г. Новокузнецке», и предложением кандидата на должность в лице благочинного Сретенского монастыря в Москве, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии игумена Амвросия.

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 26 июля 2006 назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 года назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ . 25 октября того же года вступил в должность ректора Санкт-Петербургских духовных школ .

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года определено преосвященному епископу Гатчинскому Амвросию иметь титул «Петергофский» .

1 февраля 2014 года, в день пятилетия со дня интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя патриархом возведён в сан архиепископа .

Награды

Светские

Церковные

  • Памятная медаль «1020-летие Крещения Руси» (27 июня 2008 года)
  • Юбилейная медаль «15 лет Кемеровской и Новокузнецкой епархии» (21 октября 2011 года)
  • Орден священномученика Исидора Юрьевского III ст. Эстонской Православной Церкви (2 декабря 2011 года)
  • Орден преподобного Андрея Рублева II степени (19 апреля 2012 года)
  • Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (9 сентября 2012 года)
  • Серебряная медаль святого апостола Петра (14 декабря 2012 года , Санкт-Петербургская митрополия)
  • Крест святого апостола Павла Элладской православной церкви (29 июня 2013 года)
  • Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (18 июля 2014 года)
  • Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (1 февраля 2015 года)

Напишите отзыв о статье "Амвросий (Ермаков)"

Примечания

Литература

  • ЖМП . 2005, № 4: Церковная жизнь .
  • Научные труды, публикации"" Епископ Амвросий (Ермаков). Сотериология святого Иоанна Златоуста (кандидатская диссертация).

Ссылки

Интервью с епископом Амвросием
  • Интервью с епископом Амвросием на сайте МП - 7 июля 2007 г.
  • Сайт «Патриархия.Ru »: - 5 октября 2011 г.

Отрывок, характеризующий Амвросий (Ермаков)

Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
– Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu"ils font. [Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
– Всё то же, – отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.
– Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!…
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки.
– Княгиня, иди же сюда, – прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.