Особые молитвы, которые важно прочесть в день казанской иконы божией матери. Казанская икона Божией Матери. Приметы и молитвы

  • 23.09.2019

За всю историю становления христианства люди неоднократно позволяли себе усомниться в вере православной, и именно в такие моменты Господь являл миру чудеса, которые развеивали все сомнения в силе Божественной. К такому чуду и относится явление народу иконы Богородицы в Казани.

Молитвы Казанской иконе Божьей Матери считаются в православии самыми мощными. Представляем вам сильнейшие молитвы, которые помогут воззвать к милости Богородицы. Пусть помогут они вам на жизненном пути. Вокруг святого образа витает необычайная божественная энергетика.

Обретение иконы

История Казанской иконы началась еще в 1579 году. В тот год сильнейшим пожаром было уничтожено больше половины Казанского кремля и части города. Спасти ничего не удалось, осталось одно пепелище. Зарево полыхало много часов. Вокруг раздавались стоны, причитания женщин, воззвания к Господу и плач детей. Много семей было обескровлено, но жизнь продолжалась, и новое жилье нужно было возвести до приближающихся холодов. Спешил со стройкой и погорелец Даниил Онучин. Была у него дочка Матронушка. Увидела она однажды во сне Божью Матерь, та велела девочке достать из-под земли икону. Матрона поведала о сне родителям. Но те не придали этому должного значения. Но и на вторую, третью ночь являлась Богородица во сне девочке и указывала место обретения святого образа. С матерью Матреша утром все-таки отправилась на указанное место. Там и нашли они икону Богородицы, завернута она была в полотно. Образ был настолько ярким, светлым, словно только написан. Так была обретена погорельцами Казанская икона Божьей Матери. Помогает молитва к ней от многих бед и несчастий.

Прозрение от иконы

По городу в одно мгновение разнеслась благая весть об обретении иконы. К месту поспешили священники из окрестных храмов. Торжественно был перенесен образ Богородицы в храм святителя Николая, архиепископ Иеремия прочел молебен. Поместили икону в Благовещенском соборе - первом православном Казанском храме, построил который Иоанн Грозный. Всем сразу стало понятно, что образ Богородицы чудотворный. Во время торжественного крестного хода, когда переносили святыню, два слепца, которые очень хотели увидеть чудотворную икону, страстно молились и вдруг прозрели. С того момента даже усомнившиеся стали возносить молитвы Казанской иконе Божьей Матери и просить ее о милости. До сих пор Казанская икона творит истинные чудеса и внемлет просящим по вере. Список благодатной помощи нескончаем. Царь Иоанн Грозный так был поражен историей обретения святого образа, что велел выстроить Казанский собор. Там же основали женский монастырь, позже в нем приняли постриг Матронушка со своей матерью.

Смутные времена

Все знают из истории период Смутного времени начала XVII века. В то время совпали все трагические обстоятельства. Природными катаклизмами были вызваны неурожаи, как следствие того - голод. В тот же период была прервана царская династия Рюриковичей, начался кризис государственного управления, экономика рушилась. В результате всего этого часть страны со столицей захватили интервенты. На защиту Родины призвал русский народ патриарх Гермоген. Ополчение было возглавлено князем Дмитрием Пожарским. Из Казани в помощь народу прислали список чудотворного образа Богородицы. Ополчение и весь народ три дня соблюдали строгий пост и превозносили молитвы Казанской иконе Божьей Матери, обращаясь за небесной помощью. Богородица услышала народную мольбу. Под ее покровительством Москва была освобождена от захватчиков-поляков.

Древние списки (копии)

Первый список с образа Казанской Богородицы был сделан в 1579 году и передан в Москву царю Иоанну Грозному. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Уже позже, в 1737 году, его перевезли в церковь Рождества Богородицы (Санкт-Петербург). В 1811 году икону переместили в Казанский собор.

В Смутные времена, в 1611 году, был сделан второй список святыни. Его передали войску Дмитрия Пожарского для ополченцев-освободителей Москвы от войска польского.

В XIX веке было сделано множество списков Казанской иконы. Оригинал, однако, был утерян. В начале XX века святыня была похищена, драгоценный оклад разграбили, а сама икона пропала без следа.

Списки, сделанные с образа, по всему свету распространились и прославились так же, как чудотворные. Много вывезли из России за границу икон после революции в 1917 году. Сильные молитвы Казанской иконе Божьей Матери заставляют весь мир поверить в чудеса. Особенно славится икона чудесами исцеления от глазных болезней и слепоты. Казанская икона - незаменимая помощница в трудные военные времена.

Где находится икона

Современная Русская Православная Церковь делает все для того, чтобы святыни возвращались на землю русскую. Самый наидревнейший список доступен для людей в Третьяковской галерее. Срок датирования святого образа 1606 год.

В резиденции Московского Патриарха есть и другой святой список Казанской иконы, который также имеет огромную ценность. Получен образ был от Римской Католической Церкви в знак прекращения соперничества.

Есть список и в Князь-Владимирском соборе, что в Санкт-Петербурге, он наиболее приближен к старейшему прообразу иконы.

Защитница земли русской

Образ Казанской Божьей матери относят к иконам-путеводительницам. Они указывают верные пути заблудшим душам, помогают нуждающимся. Прославилась икона чудесами в годы смутных времен. Защитникам Богородица показывала путь к победе, поддерживала военный дух. Не в одном страшном сражении помогла икона одержать победу.

Под защитой Казанской иконы в Смутные времена целое войско отправилось на битву, и воины под предводительством князя Пожарского освободили столицу от польских захватчиков.

Петр I перед знаменитой Полтавской битвой также возносил сильные молитвы именно перед этим списком. В 1812 году с образом Казанской Божьей матери отбивали солдаты набеги французов, было положено начало побед над армией Наполеона. Прежде чем отправиться в действующую армию, Михаил Кутузов стоял перед Богородицей с сильными молитвами.

Но не только правители и войска получают благословение от иконы. Простой народ также обращается к ней за помощью и получает чудеса, которые она дарует молящимся.

О чем молятся перед образом

Молитва Казанской иконе Божьей Матери о помощи возносится при любых телесных недугах. Часто просят о возвращении зрения. Обращаются и для духовного прозрения, при поисках верного пути, если ослабел в душе огонек веры.

Помогает Богородица своими утешениями и наставлениями и в любых тяжелых жизненных ситуациях, когда не остается сил для борьбы с трудностями.

Приходит Путеводительница на помощь к тем, кто молится и ищет правильного решения. Она уберегает от напастей и совершения ошибок, указывает путь к доброй цели. Многие рассказывают о появлении святого лика во сне, когда Богородица советует, как поступить, чтобы избежать беды.

Молятся Богородице за солдат, от избавления вражеских набегов.

В радостях также обращаются к Богородице, молодые просят благословления на брак и создание семьи. С иконой связано много примет. Если свадьба выпадает на праздник святого образа, то брак будет счастливым. Помогает икона избежать раздоров в семье, внести благополучие и гармонию.

Молитва иконе Казанской Божьей Матери о детях защитит вашего ребенка от печалей, несчастий. Поможет ему в становлении на жизненном пути.

Всем без исключения помогает Богородица. Кто просит ее с горячей верой в сердце, дает она свою защиту и благословение.

Как молиться перед иконой

Чтобы до Богородицы дошли ваши молитвы, нужно правильно ей помолиться. Можно делать это не только в церкви, но и в домашних условиях. Возникло желание попросить помощи у Богородицы, лучше всего сделайте это с утра:

  • После пробуждения хорошо умойтесь чистой водой. Заранее перекрестите руки. Настройтесь только на позитивные эмоции.
  • Выкиньте из головы разные негативные, дурные помыслы, раздражающие вас.
  • Зажгите свечи и опуститесь на колени перед образом. Начинайте обряд.
  • Не важно, какую молитву читать иконе Казанской Божьей Матери. Самое главное - произносите слова от чистого сердца, искренне, тогда вы будете услышаны.
  • После молитвы выскажите Богородице ваше прошение. Помните одно - никогда она не воспримет какое-то негативное ваше пожелание, которое отрицательно отразится на другом.

Поддержка семьи

Молитва иконе Казанской Божьей Матери о замужестве многим помогла обрести семью. Не случайно молодых девушек, которые вступают в брак, матери благословляют этой иконой. Издревле считается, что этот образ самый сильный в оказании поддержки семьи. Всем помогает Богородица, кто молится с сильной верой и желает создать свой очаг.

Если мать благословила девушку на брак этой иконой, обязательно образ Казанской Богоматери должен храниться в семье. Это своеобразный оберег вашего дома. Молитвы, превозносимые к ней, сохранят семейный очаг, а также детей, которые родятся в этом браке. Помогут сохранить покой и мир в вашем жилище.

Казанская икона Божьей Матери, молитва самая сильная. Чудеса исцеления

Много чудес свершилось перед образом Казанской иконой, расскажем о наиболее известных.

  • Прозрение слепых. Часто удивляет икона молящихся при исцелении от слепоты. Все помнят случай удивительного обретения иконы в Казани. Уже при крестном ходе прозрели два слепца, искренне молящихся образу. Весть об этом распространилась далеко за пределы Казани. Потянулись к святыне нуждающиеся и болезные. Вскоре принесла слепого младенца к иконе отчаявшаяся мать. Из уст ее лилась молитва иконе Казанской Божьей Матери на выздоровление, поддержали ее и прихожане храма, сам священник. Уже через недолгое время после молитвы малыш стал руками дотрагиваться до лица матери и все поняли, что он прозрел. Был случай прозрения и незрячего инока. Ему не наступило облегчения во время молитвы в храме, и он ушел разочарованный. Тогда Богородица явилась монаху во сне и велела продолжить молитвы, а затем пеленою утереться. Все исполнив в точности, инок прозрел.
  • Исцеление слабых умом и телом. В городе Казани зафиксировано было исцеление молодого человека от расслабления. Больше двух лет юноша не становился на ноги. Родители не переставали молиться и верить в милость Божью. Помогла Казанская икона Божьей Матери. Молитва самая сильная одновременно произносилась матерью в храме перед образом и сыном, который, лежа в постели, слезно просил Богородицу об исцелении. Вдруг он почувствовал облегчение и смог подняться на ноги. Опираясь на два посоха, он пошел к матери в храм. Горячие молитвы двух верующих сердец позволили свершиться чуду. Слабоумие также исцеляет молитва к Богородице. Молодой юноша в Казанском соборе искренне молился и просил излечения. После молебна на удивление всех прихожан он отправился домой совершенно здоровым.
  • Много зафиксировано избавлений от онкологических заболеваний по молитвам к Казанской иконе. Путеводительница считается защитницей в борьбе с врагом, а сражение с опухолью есть не что иное, как битва за свое здоровье с этой напастью, которая просто косит людей не меньше чем на поле боя. Поэтому обращение с молитвой в излечении этой болезни имеет особый смысл.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери. Молитвы

Летом праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечают 21 июля, и посвящен он обретению святыни, когда образ явился во сне малой Матроне. Позже Иоанн Грозный выстроил монастырь, где в будущем Матрона стала игуменьей Маврой (Марфой).

Осенний праздник отмечают 4 ноября. Как уже упоминалось, в Смутные времена в эту дату благодаря заступничеству Богородицы русские ополченцы смогли освободить Москву от нашествия поляков.

Знаменательным событием стал и тот факт, что именно 4 ноября в Москве открыли восстановленный Казанский Собор, что перед Красной площадью. Сегодня образ Казанской Божьей Матери - это один из самых великих в Православной церкви. Чудеса по молитвам продолжают свершаться и в наше время. В крестном ходе на Донбассе православные верующие несли Казанскую икону как одну из главных. Молили они заступницу о даровании мира и спокойствия на родной земле. Почему не стихают обстрелы в Донецке? Может, потеряли люди веру к небесному могуществу и утратили поэтому покровительство святых. Всем миром необходимо сплотиться народу и, как в Смутные времена XVII века, обратиться к заступнице, превознося сильные молитвы от чистого искреннего сердца.

Празднования по новому стилю: 21 июля и 4 ноября.

Что соответствует старому стилю: 8 июля и 22 октября.

История праздника иконы Казанской Божьей Матери вообще очень интересная. Казанская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

В 1579 году начался пожар в доме купца Онучина. После пожара, 28 июня, Матроне, девятилетней дочери купца, во сне явилась Богородица и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли Ее икону из недр земли, и указала место на пепелище сгоревшего дома родителей. Видение повторилось трижды. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона принявшая имя Мавра.

Празднование Казанской Божией Матери в память освобождения Москвы от поляков установлено 22 октября (4 ноября), а в память чудесного обретения иконы – 8 (21) июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, – на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

Народные приметы на 21 июля

Праздник Казанской Божией Матери – очень чтимый в народе. Он справляется по нескольку дней. Ходят в гости. Гуляют. «Кто на Казанской женится, счастлив будет».

День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья».

«Что Казанская покажет, то и зима скажет». «Коли на Казанскую черница (черника) поспевает, то поспела и рожь». Зажин ржи. «Прокоп летний – жнец и жатвенник, жатву начинает».

Начало самой сильной жары. Готова к употреблению ирга. Появляются черные грузди.


Только сегодня Вы можете приобрести сразу 5 книг по специальное цене :

+ Книги: “Икона Божьей Матери «ЭКОНОМИССА» – помощница в доме ” + Геронтисса – женская икона Божией Матери ” + “Икона в доме” + “Все Сны Пресвятой Богородицы”

подробности здесь: http://elma.justclick.ru/order/molit/

Приметы на 4 ноября

На Казанскую дождь лунки нальет – зиму приведет.

Ранняя зима, кто на Казанскую женится, счастлив будет.

Казанская – бабья заступница.

На Казанскую добрые люди вдаль (в отъезд) не ездят.

В день Казанской Богоматери идет дождь.

Что Казанская покажет, то и зима скажет.

На Казанскую женишься – счастлив будешь.

Приметы на праздник Казанской иконы Божией Матери всегда строго соблюдались как всеми женщинами и девушками, так и молодоженами. И, следует отметить, что соблюдение этих примет всегда давало свои результаты и, как правило, положительные. Девушки сохраняли свою красоту, а путники не застревали в дороге. Поэтому и нам стоит обращать внимание на эти приметы. Глядишь, и жизнь станет лучше.

Казанская – бабья заступница . Праздник иконы Казанской Божьей Матери считается одним из самых главных женских праздников. Конечно же, это праздник православный, но в старину женщины считали, что 4 ноября Богородица помогает именно им. Она поддерживает в трудные моменты, укрепляет душу и тело. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

Березовый лист красоту подарит, от старости избавит. У женщин был обычай. Рано утром в праздник иконы Казанской Божьей Матери нужно было пойти в ближайший лес или березовую рощу. Там нужно было найти березу, у которой листочки были подернуты инеем, и сорвать один листок. После этого нужно было посмотреть в иней этого листочка так, словно вы смотритесь в зеркало. Такой листок ассоциировался с волшебным серебряным зеркалом. Считалось, что если посмотреться в такое зеркальце, то с лица сойдут все недостатки, какие есть, а женщина весь год будет выглядеть молодо и красиво.

Яблоко да мед – красоту дает. Для того чтобы осуществить эту примету, женщины со Спаса припасали освященное крупное яблоко и немного освященного меда. Если у девушки были проблемы с кожей лица, то в этот день она брала яблоко, очищала его от кожуры, а кожуру потом выкидывала, представляя, что эта кожура те недостатки, от которых девушка хотела избавиться. После этого яблоко нужно было натереть и перемешать с медом. Это один из рецептов домашней косметики.

Когда маска была нанесена на лицо, девушка произносила такие слова: «Яблочко очистилось, и лицо мое очистится. Медок мягок и сладок, и кожа моя станет мягка и сладка». Говорят, что такая маска творила чудеса. Можно было избавиться практически от любых изъянов на лице. А если вера у девушки была очень крепкой, то можно было избавиться даже от шрамов.

Казанская без дождя – год будет тяжелым. В народе говорили, что в этот день Богородица молится и плачет обо всех людях. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы нам жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода. А вот сухая погода наоборот является плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

Мастер-класс “Христианский Эгрегор для семейного и финансового благополучия”


На он-лайн мастер-классе “Христианский Эгрегор для семейного и финансового благополучия” 2 ноября Вы узнаете:

1. Как получить помощь икон Пресвятой Богородицы “Казанская” и “Всех скорбящих Радость”.
2. Как правильно обращаться к данным иконам, чтобы Вас “услышали”.
3. Почему икона “Казанской” считается чудотворной и ею благославляют молодоженов.
4. Как выпросить помощь святыни для семейного благополучия и процветания
5. Как правильно работать с этими иконами?

Только сейчас скидка здесь: http://elma.justclick.ru/order/ikoniegreg/

На Казанскую с утра дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит. Этот день всегда считался рубежом между осенью и зимой. Кроме того, в народе говорили , что до Казанской еще не зима, а после Казанской уже не осень. Каждый крестьянин знал точно, что если в этот день утром пойдет дождь, то к вечеру жди такого похолодания, что дождь постепенно превратится в снег. Конечно, не во всех регионах России снег, выпавший в этот день, оставался лежать долго. Но факт остается фактом, хоть и недолго, но снег будет.

На Казанскую в дальнюю дорогу не выезжай – домой будешь долго возвращаться. Эта примета напрямую связана с предыдущей. На чем раньше люди оправлялись в путь? Правильно, на лошадях, впряженных в повозку. Если утром отправишься в дорогу на колесах, и вдруг выпадет снег, то на колесах уже далеко не уедешь. А сани в пути, где взять? Вот по этой причине старались не планировать дальние поездки на этот день.

Кто женится в этот день, тот будет счастлив всю жизнь. Эта примета говорит о том, что люди верили – Богородица радуется за молодых и благословляет их на счастливую жизнь. Именно благодаря этой примете пошло такое поверье, что если в день свадьбы идет дождь, то молодые будут всю жизнь жить счастливо. А на Казанскую, как вы помните, практически всегда идет дождь. Вот только для остальных дней в году эта примета не так справедлива, как для этого. А вот если случится так, что на Казанскую дождя нет, то и молодые долго жить вместе не будут. Самые суеверные молодожены предпочитали даже перенести свадьбу на другой день, лишь бы примета не сбылась.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» – г лавная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословение на брак, также она помощница в работе.

Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий.

Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток.

Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье. Во времена правления династии Романовых икона была одной из важнейших и почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.

Сборник молитв на всякую потребу

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).

Тропарь, глас 4-й

Заступнице усердная, Мати Господа Вы шняго, за всех мо лиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твори ши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Гопоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиле нною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8-й

Притеце м, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускори м на молитву и потщи мся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваря ет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбра нная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже то чиши исцеления всем с верою притекающим.

(Это величание поем и во все праздники в честь икон Божией Матери.)

Перед иконой Казанской Божией Матери молятся о прозрении слепых очей, об исцелении болезни глаз.

По доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша.

Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение, Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Казанская»

глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим .

Кондак Пресвятой Богородице перед Ее иконой, именуемой «Казанская»

глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя .

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

Все знают этот период нашей истории как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые грабили и жгли храмы и города. По призыву Святейшего Патриарха Гермогена, русский народ под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина стал на защиту Отечества. Ополчению был прислан из Казани образ Пресвятой Богородицы, под Ее покровительством и защитой была одержана победа над поляками.

Эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. На рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков трагически совпали все обстоятельства. Природные катаклизмы вызвали сильные неурожаи и голод, прервалась царская династия Рюриковичей, разразился кризис в государственном управлении и экономике. В результате часть страны вместе со столицей была захвачена интервентами. По призыву Святейшего Патриарха Гермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, и ополченцы освободили Москву от польских захватчиков.

А началась история Казанской иконы в далеком 1579 году... Тогда страшный пожар уничтожил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети. В том огне остались без крова многие семьи, но - делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а новое жилье должно быть готово до наступления холодов. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Однажды ей во сне явилась Матерь Божия и повелела достать из-под земли Свою икону.

«Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», - сказали родители Матроне. Но сон повторился во второй и в третий раз. Тогда родители решили проверить слова девочки. Матреша с матерью отправились на указанное Богородицей место, и нашли там завернутую в полотно икону. Образ Матери Божией был светлым и ярким, словно икона была только что написана.

Весть о чудесном обретении святыни быстро пронеслась по городу. И вот уже к этому месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия торжественно переносит икону в храм святителя Николая, откуда, после молебна, ее перенесли в Благовещенский собор - первый православный храм Казани, построенный Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная - уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца.

Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там, спустя некоторое время, приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

О чем молятся иконе Казанской Божией Матери

Молитва перед Казанской иконой Божьей Матери помогает во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах, скорбях. Богородица, по молитвам перед этим Ее образом, помогает при глазных болезнях - когда в 1579 году обретенную икону в Казани перенесли в храм, то случилось первое чудо исцеления от слепоты: прозрел нищий Иосиф, который был слеп три года. Но поскольку Казанская икона Божьей Матери - Одигитрия-Путеводительница, то молитва перед ней помогает в исцелении слепоты не только телесной, но и духовной. Этой иконой чаще всего благословляют на брак молодых, чтобы он был крепок, а совместный путь их был долог, и в том поможет молодой семье Казанская икона Божией Матери - Помощницы и Заступницы всего человеческого рода.

Молитва Казанской Божией Матери

"О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитва перед иконой Казанской Божией Матери

"О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь."

Тропарь Казанской иконе Пресвятой Богородицы

"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим. "

Кондак, глас 8-й:

"Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонаравныя и богобоящияся рабы Своя."

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Казанской иконы Божией Матери!

С егодняшний календарь духовного чтения посвящен сему Богородичному празднику, и включает в себя следующие публикации:

Жития святых – Об иконе Божией Матери «Казанская».
Чтение Апостола – Послание к Филиппийцам (глава 2-я, стихи: 5-11)
Евангелие дня – Евангелие от Луки (глава 10: 38-42; глава 11: 27-28)
Толкование Евангелия: – свт. Игнатием (Брянчаниновым) и ств. Филаретом;
Поучение Св. Отцов – Из наставлений иеромонаха Серафима (Роуза)
Молитва дня – Молитва пред иконой Божией Матери Казанская!

Д орогие братья и сестры, сегодня основным Церковным торжеством является празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).

Невозможно представить жизни православных христиан без икон Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И конечно, в огромном перечне разного рода образов одним из самых первых и самых почитаемых будет стоять Казанская икона Божией Матери.

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы в этот день установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI и начало XVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. К ополчению, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, присоединились казанские дружины и принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. В Ярославле они передали ее князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков. Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью 21 октября 1612 года келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом пошли в Кремль, неся Казанскую икону. Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков. С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

На рубеже 1945–1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря Богоявленского Кафедрального Собора в Елохово, слева от царских врат был помещен Казанский образ Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади. После закрытия Казанского собора в 1930 г. его община перешла в церковь свт. Николая в Хлынове, перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской церкви икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, а затем попала в Елоховский храм.

Вот такая сложная история списка Казанской иконы, сыгравшей важнейшую роль в истории нашего Отечества. Что же касается оригинала Казанской иконы, то в ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы в самой Казани был похищен. Полиция очень скоро нашла преступника – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина. По словам свидетельницы, икона была злоумышленником порублена и сожжена в печке.

Братья и сестры, Пресвятая Богородица помогает нам, проявляя Свое участие самым различным образом. Но, как мы видим из истории, чудесное событие, связанное с той или иной иконой, не делают эту икону неуязвимой. Наверное, Господь попускает нашим дорогим святыням теряться и быть поруганными именно для того, чтобы мы никогда не забывали, что помогают нам не сами по себе дерево и краски икон, но Сам Господь Бог, подает Свою благодать всем молящимся, всем приходящим к святым образам Девы Марии и угодников Божиих.

Пресвятая Богородице, помогай нам.

Послание к Филиппийцам, читаемое в Богородичные праздники
(глава 2-я, стихи: 5-11)

<Б ратья!> в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие от Луки, читаемое в Богородичные праздники
(глава 10: 38-42; глава 11: 27-28)

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. К огда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)

П о объяснению святых Отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг, а Марией – душевный. Повесть о настоящем посещении Господом двух сестер читается, по установлению Церкви, во все праздники Божией Матери. По этим двум причинам рассматривание содержащихся в повести события и учения должно быть и особенно знаменательным и особенно назидательным.

Марфа была старшею сестрою, и представляется евангелистом как хозяйка дома. Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда. Служение ее – непрерывающаяся деятельность. И телесный труд, по старшинству, занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова. Служение Марфы окончилось, когда угощение Господа было совершено.

«Мария, седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его». Положение, принятое Марией, служит изображением состояния души, удостоившейся вступить в духовный подвиг. Состояние это есть состояние вместе и спокойствия и смирения. Достигший служения Богу духом оставляет наружные делания, оставляет попечение о иных способах богоугождения или употребляет их умеренно и редко, в случаях особенной нужды. Духом своим он повержен к ногам Спасителя, внимает единственно Его слову, сознает себя созданием Божиим, а не самобытным существом (Пс.99:3), сознает себя возделываемым, а Бога делателем (Ин.15:1), предает себя всецело воле и водительству Спасителя. Очевидно, что такое состояние доставляется душе более или менее продолжительным телесным подвигом. И Мария не могла бы сидеть у ног Господа и устремлять все внимание к учению Его, если б Марфа не приняла на себя попечение о приеме. Служение и поклонение Богу Духом и Истиною есть та «благая часть», есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. «Благая часть» пребывает неотъемлемою принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие. «Благая часть» не отьемлется от души, стяжавшей ее, пребывает навсегда ее собственностью.

Телесный подвиг очень часто скрадывается весьма важным недостатком. Недостаток этот заключается в том, когда подвижник упражняется в подвиге безрассудно, когда дает подвигу излишнюю цену, когда совершает телесные подвиги для них самих, ошибочно заключая в них и ограничивая ими все жительство свое, все богоугождение свое. С такою неправильною оценкою всегда сопряжено уничижение духовного подвига, стремление отвлечь от него занимающихся им. Это случилось с Марфою. Она сочла поведение Марии неправильным и недостаточным, а свое более ценным, более достойным уважения. Милосердый Господь, не отвергая служения Марфы, снисходительно заметил ей, что в ее служении много излишнего и суетного, что делание Марии есть делание существенное. Этим замечанием Господь очистил подвиг Марфы от высокоумия и научил совершать телесное служение со смирением.

ИЗ СЛОВА СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие.

Н о приметьте: она говорит околичностями, ублажает чрево и сосцы, а не произносит имени Той, Которую прославляет. Почему? - Без сомнения потому, что не знает Ее ни в лицо, ниже по имени.

Другие знали Мариам и в лицо, и по имени, потому что не могли не знать сего, и, несмотря на сие оставались в самом странном о Ней неведении. Послушайте, что говорят сограждане и соседи Иисуса и Марии. Откуду сему премудрость сия, и силы? (Следственно, они слышат премудрость Иисуса, видят чудеса Его, признают их и побуждаются ими узнавать все, что до Него касается.) Не Сей ли есть тектонов сын? Не Мати ли Его нарицается Мариам (Мф. 13, 54-55)? Видите, они не умеют даже сказать: Иосиф, сын Давидов, Мария, дщерь Давидова; они знают только то, что в глазах: что Иосиф есть ремесленник, что Мария есть - Мария. Как же не знают они даже того, что евреи так заботливо старались знать и о себе, и о других? Как не знают рода и происхождения Марии? - Не иначе можно изъяснить сие, как тем, что Пресвятая Дева, не желая ни в чем являться человеком, не ища никакого человеческого утешения, не хотела и того, чтобы в уничижении бедности Своей утешать Себя пред человеками достоинством Своего рода, и потому не делала гласным Своего происхождения так же, как Своей добродетели и благодати.

СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо б!ольшим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом.

Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю). <…>

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго! Аминь

Д орогие братья и сестры! В сегодняшний знаменательный день празднования иконы Божией Матери Казанской, давайте вознесем с Вами усердные молитвы Царице Небесной, испросив у Неё милости, помощи и заступление на всех путях нашей жизни:

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

З аступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

. .

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской

П ритецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

В еличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

Молитва Пресвятой Богородицы пред иконой Ея Казанской

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

1579 год, лето. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?!

А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны: для детей и пожар – вполне забавно, столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара всё не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного: явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка.

Всё-то у вас сны да видения, всё-то вам мерещится, всё чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние.

«Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», – сказали родители. И были правы. Только всё же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы.

Очистили ее от пыли, земли. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной.

Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святителя Николая, откуда после молебна перенесли ее с крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В 1611 году, зимою, святая чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращалась в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Пресвятая Богородица явила Свою милость – взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов.

Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске.

И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения; но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, всё войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост.

Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.

Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали.

На другой же день, в воскресенье, русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тобольская икона. Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В том году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконы, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу – приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всём народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой».

Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят.

Чрез несколько дней во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит – встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью и лег спать, заснул я легким сном и слышу – в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего.

Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом.

Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами, и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец.

Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою.

В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи.

Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались.

Узнав о таком чуде и еще о том, что святая икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом.

Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Ломова Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена.

После молебна пред сею иконою забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то, что написана на полотне, осталась совершенно невредимою.

В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым.

Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и – совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Ежегодно в апреле или мае после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в городе Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви.

Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая.

В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону, и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась.

Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь.

Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, посоветовавшись с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону ежегодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены святой Тихон, ангел святителя, сестра святителя Марфа и ее ангел.

Впервые прославилась она исцелением девицы-странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление.

Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона – по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I.

Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа.

Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение.

Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона.

Впоследствии здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязники. Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.